FantLab ru

Все отзывы посетителя sollita

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Генри Лайон Олди «Побег на рывок»

sollita, 23 июля 2016 г. 18:36

Наверное, я слишком многого ждала от последней книги «Ойкумены». И была разочарована. Слишком наивно и плоско. Особенно после предыдущих книг.

Первые две части читала легко и весело. Ну легковесно, ну картонные герои, ну картонные декорации... Но даже фарс между главами не раздражал. Стилизация так стилизация. Но третья часть меня убила. Авторы в ней сознательно травят нам душу. Ведь если у читателя есть хоть капля фантазии и здоровая эмоциональная сфера, он представляет, что чувствовал бы сам на месте маэстро, выходя раз разом в космос с коллантом и возвращаясь без любимой. Маэстро каждый раз хоронил часть своей души. И я тоже. Через каждые 15-20 страниц я смотрела, сколько ещё осталось страниц и когда же кончится это издевательство. Ведь изначально было понятно, что Карни воскреснет. Зачем было тянуть кота за хвост? Чтобы у гематров и помпилианцев проснулись чувства? И всё? Так они могли проснуться и после первого неудачного выхода в космос. Авторы хотели показать, как при виде неземной любви меняются и становятся всё более похожи друг на друга и на людей представители разных рас в колланте? Но не таким же способом. И маэстро, и читатели в конце третьей части оказываются настолько психологически измочаленными, что воскрешение Карни уже никого не радует.

Да и фарс между главами в третьей части просто бесит. Если в первых двух книгах он соответствовал лёгкому настроению книги, то в третьей это та капля дёгтя, которая способна испортить бочку мёда. Истерический смех никак не сочетается с испанским колоритом.

Если учесть, что это последняя часть цикла «Ойкумена», а также затронутые авторами в предыдущих книгах проблемы, то было бы правильно, если бы эти проблемы нашли в этой части своё разрешение. Но этого не происходит в полной мере. Если у гематров есть надежда, то с помпилианцами и жителями Астлантиды проблемы только консервируются. И это обидно.

Я понимаю, что 2014-2015 год были не лучшим временем для умозрительного решения мировых проблем. Попробуй отвлекись от реальных событий, которые причиняют боль. Поэтому я надеюсь, что позже авторы напишут другой конец для «Ойкумены». Тот, которого заслуживает такая великолепная книга.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Генри Лайон Олди «Дикари Ойкумены»

sollita, 20 июля 2016 г. 13:10

«Дикари Ойкумены» — говорящее название, которое заставляет задуматься. Помпилия- вроде бы рождает ассоциации с Римской империей. Имена, названия, рабы и полноценные граждане. Реальную Римскую империю основали те самые варвары(или дикари), которые умудрились завоевать и уничтожить древние цивилизации. Но так и остались варварами и дикарями, потому что умели только воевать и брать чужое и так и не научились создавать своё.

Казалось бы, всё это дела давно прошедших дней, почему же нас так волнует всё, что происходит в книге? А ведь помпилианцы — это не столько древние римляне, сколько англосаксы. Главное отличие помпилианцев от других рас Ойкумены — это то, что они не могут жить без рабов. Физиология такая. Римляне вполне могли жить без рабов. А вот англосаксы не могут. Они большую часть своего существования живут за счёт колоний — тех же рабов. Они недееспособны без колоний. Именно это сейчас и поставило мир на грань третьей мировой войны. И если в начале цикла всё более подробное описание помпилианской физиологии рождает в читателе ощущение безнадёжности в отношении конфликта наших цивилизаций, то сначала появление коллантов, а потом и столкновение Помпилии со своим двойником доведённым до абсурда — с Астлантидой — порождает надежду, что из физиологического и психологического тупика Помпилианской цивилизации может найтись выход. Но идеи неравноценны. Если коллант — красивая идея, которая показывает, что попытка сотрудничать автоматически обезрабливает помпилианца. И доказывает, что только потеряв рабов, помпилианец может стать полностью свободным и независимым. То с Астлантидой всё сложнее. Сама идея цивилизации, которая является только частью единой и живой системы со звездой в центре очень интересна. Жители астлантиды такие же рабы своего солнца, как помпилианские рабы. Не получая энергию от своих людей, солнце Астлантиды начинает гибнуть и в ускоренном режиме готовиться к рассеиванию своих спор по всей Вселенной, как растение при неблагоприятных условиях. Человечество Ойкумены отступается от Астлантиды, предпочтя из двух зол меньшее. И если бы на этом всё и кончилось — было бы прекрасно. Ну живут себе жители Астлантиды в рабстве и ладно. Является ли наша рука рабом нашего сердца? Авторы могли бы оставить эту цивилизацию в покое, поскольку свою роль гиперболы в романе она уже выполнила, и дальше развивать линию коллантов. Однако помпилианцы случайно находят способ переподчинить себе жителей Астлантиды с помощью корсета. Причём это не совсем рабство, это взаимовыгодный симбиоз. Помпилианцы получают энергетическую выгоду и могут позволить себе отказаться от клеймления новых рабов. Жители Астлантиды — механическую свободу и физиологическую независимость от своей звезды в обмен на частичную зависимость от наличия рядом помпилианцев. Вроде бы «всё хорошо, прекрасная маркиза», но мы-то, читатели, чувствуем, что с моральной точки зрения этот вариант не выдерживает критики, а значит — это никакой не выход из тупика, а, наоборот, обустраивание уютненькой обстановки в этом тупике. А самое главное, что в нашей реальной жизни именно этим и пытаются заняться англосаксы. Неоколониализм в действии. Ведь в данной ситуации ни помпилианцы, ни жители Астлантиды реальной свободы так и не получают. Они просто становятся рабами друг друга.

Поскольку впереди ещё одна часть цикла, есть надежда, что авторы как-то выпутаются из скользкой ситуации, ну, а мы таки избежим третьей мировой.

Великолепная фантастика. Рекомендую всем. Но начинайте читать с начала, с Кукольника. Иначе просто сложно будет оценить весь масштаб полотна. Удовольствие гарантирую.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Генри Лайон Олди «Urbi et Оrbi, или Городу и Миру»

sollita, 14 июля 2016 г. 20:38

Четыре дня удовольствия.

Рекомендую всем любителям фэнтези.

Это лучшая книга(трилогия) Олди из всех мною прочитанных на данный момент. Лучше, в том числе, и первой трилогии о кукольнике. Она богаче и глубже в изображении героев, их психологии и темперамента. Она богаче и интереснее в изображении технических подробностей, и порой от фантазии авторов дух захватывает. Она богаче и ярче изображает и разные части Ойкумены, и разные расы и их взаимотношения, и традиции, быт, развлечения разных народов Ойкумены. Если учесть, что расы Ойкумены очень похожи на народы нашей Земли, то роман заставляет о многом задуматься. Язык превосходен. Сюжет лихо закручен. Главная героиня и её особенность и профессия позволяют нам заглянуть в наш собственный внутренний мир, помогают осознать и понять то, о чём раньше просто не приходило в голову задумываться.

За химеру особый плюс.

Завидую тем, кто будет читать этот роман в первый раз.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Генри Лайон Олди «Восставшие из рая»

sollita, 10 июля 2016 г. 00:20

Красиво. Увлекательно. Легко читается. Лучшая часть цикла, если не считать «Ваш выход», но он вставлен позже.

Если бы я была автором, то и оставила бы эти две части, а остальные спрятала подальше и никому не показывала. Мне жалко убитого на цикл времени. Рекомендую взрослым людям читать только «Восставшие из рая» и «Ваш выход» как самостоятельные произведения.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Генри Лайон Олди «Ваш выход, или Шутов хоронят за оградой»

sollita, 7 июля 2016 г. 23:14

Самая лучшая из всех предыдущих частей цикла. Сюжет, интрига, наконец-то живой мир, в отличие от всего предыдущего, и даже живой главный герой. Язык вкусный. Юмор тонкий. Герои разные. Кажется, авторы, наконец, повзрослели к 2001 году.

Рекомендую всем. Гарантирую несколько часов удовольствия и пророчество в конце.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Генри Лайон Олди «Витражи патриархов»

sollita, 7 июля 2016 г. 00:16

Неплохо.

Я не люблю рассказы вообще, предпочитаю крупные формы. Поэтому любой рассказ кажется мне пустоватым. А этот ещё и вторичен. Я не сказку про царевну Будур имею в виду. Начало как раз мне понравилось. Хорошая имитация. Но всё, что написано потом, я уже читала много раз. Битвы волшебников, заклинания в стихах. Скучно.

И стихи Гумилёва я тоже не люблю. Пафос и красивые слова. Поэтому с данным произведением лично у меня не срослось. Однако, есть много юношей и девушек, которым этот рассказ понравится. Рекомендую для чтения только очень молодым людям, которые и не подозревают пока, что существует множество по-настоящему прекрасных стихов.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Генри Лайон Олди «Страх»

sollita, 5 июля 2016 г. 19:48

Наконец-то. Пусть ещё не совсем, но в этой повести можно увидеть будущих Олди «Ойкумены». Очень неплохо. Сочно, ярко, живо, практически нет пустого трёпа.

А конец и вовсе великолепен.

Если бы дать чуть больше жизни персонажам, получился бы маленький шедевр. Но и так очень красивая вещь. Рекомендую всем, кому важен хороший язык и стиль.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Генри Лайон Олди «Живущий в последний раз»

sollita, 4 июля 2016 г. 22:47

Пытаюсь читать части «Бездны голодных глаз» по порядку. Всё жду, когда же начнётся шедевр. И всё никак. Это очередной облом.

Прочитала первую страницу и вдохновилась. Один раз живущий среди живущих девять раз — это такая шикарная тема. Я даже приостановилась и решила освободить время для книги, которая сулила хорошее времяпрепровождение. Но увы... Я ждала трагедии с одой единственной смерти. В стиле Шекспира или «Маленьких трагедий» Пушкина, а пришлось читать житие с невнятным концом и кучей пафоса.

С трудом дочитала книгу. Ведь задолго до конца было понятно, чем именно всё кончится.

Я понимаю, что книга написана в 91 году, до всех предыдущих частей, авторы тогда были начинающими писателями. Надо бы сделать скидку. Но меня не покидает чувство, что они не книгу писали — книга рождается сама — а сознательно создавали совершенно искусственную конструкцию. Написали текст, порезали его на куски. И с завязанными глазами часть кусков вытащили, а вместо них засунули куски из другого текста. В таком виде книга сама родиться не может. Нет логики изложения. Казалось бы и в «Ойкумене» похожая структура — куски. Но ничего подобного, там логика изложения совершенно четкая и каждый кусок — это совершенно необходимая часть витража. А здесь большая часть кусков — это просто мусор.

Обидно, что такую благодатную тему авторы не смогли красиво раскрыть.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Генри Лайон Олди «Сумерки мира»

sollita, 3 июля 2016 г. 16:23

Когда начала читать «Сумерки мира», вспомнила, что читала эту книгу лет 15 назад как самостоятельное произведение вне цикла. И судя по тому, что книгу я прочно забыла, особого впечатления 15 лет назад она на меня не произвела.

Сейчас я читала «Сумерки мира» после «Ойкумены» и «Дороги». «Сумерки мира» в целом производят приятное впечатление. Хорош язык, интересен и неплохо выстроен сюжет, мир очень любопытен. Книга очень легко читается. Однако ощущение легковесности произведения при чтении не покидает. В книге предлагаются интересные философские вопросы: бог-человек-зверь внутри нас, что такое враг и можно ли и как именно сохранить мир в мире, насколько мы можем быть едиными с природой и т.п. Но все эти вопросы не разрешаются или разрешаются на уровне комикса без учета законов природы и тех знаний по психологии, генетике или физиологии, которые мы уже имеем на данный момент. В результате фэнтези превращается в интересную, но наивную сказку. Гораздо наивнее сказки о Кощее Бессмертном. Ведь в отличие от бесов Олди Кощей таки в конце сказки оказывается смертным и законы природы учитываются. А вот в книге Олди не только неизвестно откуда взялись бессмертные и что они из себя представляют, но и непонятно, что же с ними произошло после нейтрализации и закрытия дверей. При этом психологически бес Марцелл ничем не отличается от других главных героев книги, что странно, учитывая его бессмертие. Кстати, это ещё один недостаток книги. Все главные герои на одно лицо с точки зрения темперамента и характера и отличаются только своими сказочными способностями.

В целом, понятно, что это произведение очень молодых писателей без особого жизненного и литературного опыта. Бойко, но легковесно. В отличие от «Дороги» — это целостное и самодостаточное произведение с хорошим языком. В отличие от «Ойкумены» — произведение слишком наивное, чтобы оставить хоть какой-то след в душе и памяти читателя.

Можно рекомендовать книгу для подросткового чтения.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Генри Лайон Олди «Дорога»

sollita, 1 июля 2016 г. 19:23

Прочитала «Дорогу» после «Ойкумены» и испытала точно такое же ощущение, как когда прочитала «Бедных людей» Достоевского после «Преступления и наказания». Полное недоумение. Как из этого смогло вырасти то?

Если бы первой у Олди я прочитала «Дорогу», мне бы и в голову не пришло, что когда-нибудь они смогут написать что-нибудь стоящее. Даже несмотря на «Отросток» и «Аннабель-Ли» — самые приличные части книги. Именно за них я поставила 5 баллов, а не 1.

Беспомощность в построении сюжета. Абсолютно нежизнеспособные фантазии типа бессмертия людей или одушевления вещей. А главное -скука. Я три дня читала 300 страниц. При скорости чтения порядка 80 страниц в час. Это же диагноз.

Игрища в метро — особо бредовая часть. Бродилки в действии.

Единственное, что хоть как-то спасает книгу — язык в последних частях. Но этого невероятно мало для того, чтобы можно было это воспринимать как произведение литературы. Читать не рекомендую. Разве что литературоведам с целью узнать как рождается и формируется талант.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Генри Лайон Олди «Ойкумена»

sollita, 23 июня 2016 г. 19:31

Это первая книга Олди, которую я прочитала. Именно книга, а не трилогия. Читать по отдельности части книги не имеет смысла.

Книгу мне посоветовали на форуме, когда я попросила «С хорошим языком, живыми героями, своим миром, умное, по возможности, жизнеутверждающее.» И я очень благодарна за совет. Мечта сбылась по всем пунктам.

Поэтому, когда я начала читать отзывы, я очень удивилась претензиям критиков: много непонятных слов, тяжело читать, запутанно, неоригинально, характеры неубедительные и плохо прорисованные Т.к. непонятных слов я не заметила, читать не просто легко — остановиться невозможно, не запутанно, а наоборот, каждая вставка из другого времени разъясняет и помогает лучше понять и героя и его поведение в данной ситуации. По поводу оригинальности и вовсе странная претензия. Столько новых идей...

Потом поняла. Непонятные слова нашли те, кто мало классики читал. Ведь каждое новое слово изобретённое авторами рождает кучу ассоциаций у тех, кто читает не только фантастику. Это делает чтение ещё более увлекательным.

Тяжело читать и запутанно — из той же серии. Есть читатели привыкшие к линейному повествованию. Но роман заявлен как космическая симфония и построен в полном соответствии с заявкой. Как любая симфония, он выстроен чётко и ясно, и особенно это заметно, когда дочитываешь до конца третий том и окидываешь взглядом всё произведение целиком. В нём нет лишних или проходных частей. Если попробовать вынуть какую-то из частей, кажущуюся невнимательному читателю ненужной или надуманной, здание симфонии рухнет.

Язык произведения вкусен сам по себе. Он выразителен и красочен. Каждая картинка тут же возникает в воображении. А благодаря авторской усмешке, которая сопровождает всё повествование, при чтении возникает четкое ощущение беседы с умным и образованным человеком с тонким чувством юмора.

Неоригинальным роман называют поклонники нф. И не удивительно, оригинальных технических идей в романе и правда немного. Разве что использование внутренней энергии человека в технике. Но зато роман полон множеством идей психолого физиологических и социологических. И разнообразие рас, их продуманность и внутренняя непротиворечивость, а также идея перехода человеческого организма в новое состояние поражают воображение. А таких идей в романе великое множество.

Характеры героев, может быть, прописаны и не слишком чётко. Но все герои обаятельны и заставляют сопереживать их проблемам и придумывать варианты выхода из их безвыходных ситуаций. А главный герой настолько четко выписан, что кажется живым человеком, с которым мы познакомились и которого не скоро забудем.

Читая книгу, я получила море удовольствия. И всё-таки поставила не 10, а 9 каждой части.

Дело в том, что книга очень хороша, но перечитывать её я не буду. Как перечитываю множество раз «Заповедник гоблинов«Саймака или «Мастер и Маргарита«Булгакова и каждый раз наслаждаюсь. Но я обязательно прочитаю другие книги писателей и всем рекомендую.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

sollita, 18 июня 2016 г. 17:22

«Мастер и Маргарита»- одна из самых моих любимых книг. Но к фантастике она имеет не больше отношения, чем любая притча. Этот роман — притча притч. Его можно перечитывать много раз и каждый раз он побуждает к размышлениям о жизни, творчестве, судьбе, справедливости, любви, жертвенности.

Моя оценка 10.

Оценка: 10
⇑ Наверх