fantlab ru

Все отзывы посетителя Въедливый

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Джош Рейнольдс «Фабий Байл. Прародитель»

Въедливый, 9 апреля 2018 г. 16:00

Знакомым с миром гримдарка и умеющим выковыривать изюм из булки (т.е. всякие интересные моменты и описания) зайдет на ура. Килотонны пафоса, резни и мерзостей. Образ Фабия Байла прописан отлично, он не безумный маньяк, а ученый со сверхзадачей. Минус книги в сюжете, результатов событий нет, он обрывается на полуслове, а ожидание продолжение может затянуться на неопределенный срок.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Сергей Клочков «Дар Монолита»

Въедливый, 10 марта 2018 г. 07:49

Сергей Клочков “Дар Монолита”

В двух словах: хэппи-энд на блюдечке.

Сюжетно “Дар Монолита” продолжает одновременно обе предыдущих части. Занятное и нечасто встречающееся решение, но реализация подкачала. С одной стороны события и персонажи туго переплелись между собой, а некоторые пересечения получились очень красивыми, тонкими и аккуратными. С другой стороны “Дар Монолита” привносит в них слишком мало нового, превращаясь больше в пересказ, чем в полноценное продолжение. Многие новые детали получились весьма сомнительными: параллельные миры, легендарные люди-призраки, думающие зомби, оживления, телепатия и вся прочая движуха вокруг Монолита – это сильно на любителя. Ради справедливости отмечу, что переосмысление природы Монолита (который кристалл) и деятельности О-сознания получилось хорошо.

Сюжет получился пустым, интрига с расставанием и воссоединением Луня и Хип быстро утонула в воде, которой текст просто сочиться.

Воды реально много: переливания из пустого в порожнее по третьему кругу на тему взаимоотношений ученых, сталкеров и военных, или периодические погружения в инвентарь героя, которые смотрятся лишними, потому что Лунь не поставлен на грань хардкорного выживания, он бродит по Зоне как по пасторальному пейзажу. Многовато и сентиментальных переживаний.

Развязка – чистый хэппи-энд, который случился почти без усилий героя, за него все сделали многочисленные добровольные помощники, которым, похоже, до любви парочки больше дела, чем им самим.

Действия мало, всего несколько походов по зоне с редкими сражениями против мутантов. Сбору артефактов и аномалиям уделено больше внимания. В целом основной упор сделан на описании изменившейся Зоны.

Есть немного философии, а вот поднятия новых острых вопросов морали и психологии, бывших фишкой прошлых книг, я не заметил.

Итог: наименее удачный роман из всего творчества Клочкова. На любителя.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Дмитрий Григоренко «Небо без нас»

Въедливый, 3 февраля 2018 г. 22:12

Безусловно сильная сторона романа – цельные образы главных персонажей. А вот все остальное ни рыба, ни мясо. Чтобы стать качественной развлекательной книгой «НБН» не хватает легкости чтения, динамики, зрелищности и развязки. Читать ее с серьезным лицом получается не очень. Сильно не хватает этой самой серьезности и глубины проработки.

Про язык могу сказать лишь одно. Он просится на тщательную редактуру, чтобы избавиться от разных мелких косяков, которые имеются пусть не в большом количестве, но в достаточном, чтобы на них обратить внимание.

Военные в романе смотрятся как мясо. Причин я думаю две. Первая. Зона показана очень близко к канонично-игровому варианту, где военные в начальных локациях не представляли угрозы. Вторая. Автор, не мудрствуя лукаво, перенес один к одному свой или чей-то еще опыт службы в армии мирного времени лет десяти-пятнадцати назад и соответствующий образ мышления военных. Сюда же относится и странное ощущение времени действия. Я бы сказал, что там конец нулевых, несмотря на пару атрибутов текущего времени.

Бандиты списаны с игры вплоть до голосов и почти такое же мясо, как военные. Бандиты как бы не адекватнее них воспринимают реальность, по крайней мере, такого инфантилизма-идиотизма, как те двое солдат под мостом, бандиты не совершают. Хорошо, что автор не стал их романтизировать или очеловечивать.

Количество трупов, производимых группой главных героев, сведено к минимуму, но реалистичность это повышает не сильно. У всех персонажей очень туго с припасами, даже если они по идее имели возможность подготовиться. Плохо вооружен даже мини-босс Скелет. Опытный сталкер, идущий в вылазку с двумя магазинами к автомату и пакетом бутербродов выглядит крайне нелепо. Отмазки не принимаются. Навыки выживания основных персонажей тоже очень скудны. Артефакт вообще только один и это подарок начмеда. Так что по части выживания и сражений в книге печально.

Сюжетная завязка в целом неплоха. Имеется две переплетенные сюжетные линии: поиск пропавших ценностей с бандитами и действия начмеда, заварившего кашу с прогулкой Кузьмы в Зону. Сюжет сильно портит реализация его поворотов – авторским произволом несколько раз создается критическая ситуация для персонажей, вынуждающая их пойти по нужному автору пути. Обоснования этих поворотов приводятся мельком и не перекрывают нелогичностей. Еще один неприятный момент. Развязка или хотя бы приближение к ней в линии с начмедом отсутствует напрочь, хотя это главная интрига романа. Бандитская линия показана плюс-минус полно, но поскольку она представляет собой типичную бродилку в поисках макгаффина, то она не вызывает такой интерес, как линия начмеда. Еще не помешали бы подробности о положении в банде Чеса и Дельного. Возможно, автор оставил додумать их читателю. Я сделал вывод, что они оба, мягко говоря, птицы невысокого полета.

Итог: Средний роман, но получше многих как из старой серии, так и недавно выведших. Ну а тем, кого забавляют фразочки типа «Чики-брики» точно хорошо зайдет.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Юрий Уленгов «S-T-I-K-S. Внешник»

Въедливый, 23 ноября 2017 г. 21:52

В двух словах: динамично и жестко. Бесцельное шатание куда глаза глядят или напряженное выживание без нормального оружия и припасов – это не для Айвена. Наоборот он с ходу начинает завоевывать себе место под солнцем и быстро преуспевает благодаря своим навыкам. Как никак герой матерый наемник и вдобавок хорошо упакован с самого начала. Однако это не означает, что ему не приходиться бывать на грани жизни и смерти. Где большой куш там и большие опасности. В Улье хватает бойцов не слабее Аэвена, да еще и с мощными сверхспособностями в арсенале. Про монстров и говорить нечего – перекусят пополам и даже в зубах ничего не застрянет. Герою часто везет, но без удачи в Улье не прожить, а подаренными судьбой шансами наемник пользуется сполна.

Недостатком книги можно назвать нехватку объема. Сюжет получает развитие ближе к середине, а Дар Айвена вообще проявляется под самый конец. Погружение в личность и прошлое Айвена вышло не настолько глубоким, как хотелось бы. Наемник не растерял человечность, но и снимать маску бездушного ублюдка без веских причин он не собирается. Не все правильно воспринимают финальный поворот сюжета. Хотя в отношении к главному поступку героя еще играет роль то, как сам читатель проводит границы хорошего и плохого, как разделяет своих и чужих. Читать книги Каменистого для понимания “Внешника” не нужно, необходимый минимум пояснений есть в самом тексте. Такой же подход к матчасти и боевым сценам: аккуратно и по мере необходимости, без перебарщивания.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дмитрий Манасыпов «Запас удачи»

Въедливый, 21 сентября 2017 г. 18:08

Я очень долго не решался писать отзыв на «Запас удачи». Причина в том, что соотношение понравившегося/не понравившегося в книге примерно 50/50 и мой сдержанный отзыв будет стоять особняком от положительных и даже восторженных впечатлений остальных читателей. Осторожно, далее вкусовщина и некритичные спойлеры.

1. стиль, язык повествования

Герой ведет как бы диалог с читателем, слог своеобразный, в нем форма безраздельно доминирует над содержанием, что прекрасно передает выпендрежную натуру протагониста. От литературных красивостей и сложных словесных конструкций кто-то придет в восторг, а кому-то продираться сквозь них быстро надоест. То же самое можно сказать про чувство юмора Хэта, оно специфичное и местами грубое. Эти два пункта, конечно, чистая вкусовщина, но есть и серьезная претензия к стилю. Это очень странная расстановка приоритетов детализации. Нужные и важные объяснения часто не даются, и приходится то вылавливать полунамеки, то додумывать самому. Зато детали второй-третьей степени важности подаются четко и помногу. Например, мотивация и предыстория Мары описаны куда менее подробно, чем ситуация с прохладительными напитками в стране. Воды, кстати, в романе хватает. Та же кулинария. Есть уместные эпизоды, например с хинкали и пельменями, но остальные не очень. Много отсылок к Орехову и Точинову, на мой взгляд даже слишком. Пересечения с собственными произведениями смотрятся намного лучше, но Хармонт точно лишний.

2. аутентичность (зона и атмосфера)

Перенос Зоны в Питер в целом произошел успешно. Я не считаю глупостью создание Зоны в крупном городе, наоборот это очень интересная концепция со многими возможностями, недоступными в классическом Чернобыле. Жаль, что автор воспользовался только мародерством ценностей. Мутанты, аномалии и артефакты неплохо проработаны и оригинальны (особенно понравился костоглод, если бы еще он не нес всякую чушь как ореховская псевдоплоть, тут снова вкусовщина, да). В целом ощущения от аномальной территории напоминают «Зону поражения». Такая ассоциация возникает еще и потому, что много внимания уделено сталкерскому бару. Крутые мужики пьют, встречаются со стриптизершами, бьют друг другу морды, а промежутках между развлечениями ходят за хабаром. Каких-нибудь других особенностей сталкерского образа жизни в книге искать не надо. Теперь о минусах. Мало питерского колорита, обстоятельства образования Зон в Питере и Москве, их влияние на страну и мир в целом практически не описаны, даже нет четких временных рамок, когда образовались Зоны, и сколько времени прошло после этого. Облик России будущего прописан больше, но своей безоблачностью он напоминает какую-то альтернативную историю в «квасном» исполнении. Ну не может настолько безболезненно пройти для страны потеря двух важнейших городов.

3. интрига

Завязка сюжета хороша и понравится тем, кому до изжоги надоели спасения мира, а также несправедливо подставленные и ошибочно обвиненные герои. В неприятности Хэт встрял полностью самостоятельно. За это лайк. Но за то, как он будет выпутываться, лайка не будет, герой просто выполнят задание, которым его нагрузили. Вся интрига в ожидании финального рандеву. Сюжет простой и линейный, ему не хватает резких поворотов, но это частично скрашивают флебэки.

4. динамика повествования

Первые три главы неторопливые, дальше начинается основное действие и динамика держится до финала.

5. качество проработки основных героев

Хэт. Авантюрист, сибарит, выпендрежник, болтун, остряк, самоуверенный наглец, немного романтик и доморощенный философ. Небитый жизнью и не повзрослевший до конца мальчик из приличной семьи с шилом в заднице. Его патриотизм и консерватизм кажутся напускными, просто он таким образом старается казаться серьезнее, чем он есть на самом деле. Как бы он не рисовался перед читателем, по-настоящему умным, циничным и крученым он не является. В противном случае не встрял бы в неприятности или приложил бы больше усилий, чтобы из них выпутаться.

Раздва. Второй по глубине проработки персонаж). Забавная и очень-очень полезная зверушка Хэта, несколько раз выручавшая его из безысходных ситуаций.

Мара. Опровергает поговорку: «Женщина-боец, это или не совсем женщина, или не совсем боец». Сильная и красивая девушка с высокими боевыми навыками. Своей крутостью она напомнила пошлый анекдот про жену, которая все делает лучше мужа, даже странно, что его нет в книге, очень уж подходит). Ее образ сильно портит микроскопическое внимание автора к ее прошлому и мотивации. В принципе такие воительницы возможны, но это будут уникумы с нестандартной историей и ротой тараканов в голове.

Блэд. Типичный отмороженный на всю голову садист-маньяк. Ждал какого-то нестандартного исхода противостояния с ним, но все получилось шаблонно.

6. логичность действий, правдоподобие

Здесь очень неровно. Где-то на уровне, где-то в пределах законов жанра, а местами автор забил на все и писал, как считал нужным и словно под девизом: «Кому не нравится – это его проблемы». Захотелось сильную Россию с правильным госстроем – вот она, захотелось сделать одним из главных персонажей девушку-воительницу из военной разведки – сделано.

7. эмоции, вызываемые книгой.

Ожидания оказались завышенными, роман получился неплохой, но своеобразный. Если не искать в нем того, чего нет – хороший. Но мог стать отличным.

8. финал

Концовка получилась скомканной и немного разочаровала.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Дмитрий Манасыпов «Тёмный адреналин»

Въедливый, 21 сентября 2017 г. 18:06

Читать продолжение без знакомства с «Запасом удачи» вроде и можно, но я бы не рекомендовал. Поэтому рассматривать «Темный адреналин» буду в сравнении с первой частью.

1. стиль, язык повествования

Стиль однозначно стал лучше, чем в первой книге, хотя есть что шлифануть до полного блеска. Он стал проще, но остался узнаваемым. Юмор тоже сильно улучшился, избавившись от грубости и пошлости. Отсылок стало меньше и выполнены они аккуратнее. К сожалению, главный недостаток стиля – небрежное отношение к деталям и объяснениям остался без изменений. Про второстепенные вещи типа новых ботинок обстоятельный рассказ на несколько абзацев, а про важнейшие подробности, например историю отношений Урфина и бывшей подруги несколько строк, которые еще нужно выловить. От опытного автора такого не ждешь, это неслабо разочаровывает. Плюс из-за смещенных акцентов детализирования немалая часть текста воспринимается обрывочно, спорно, требует дополнений или вообще выглядит ненужной. Особенно это касается глобального мироустройства и оружейной части. Оружейные упоминания можно смело урезать втрое, потому что они не несут полезной нагрузки. Например, чем АК-25 и Ново-Судаев лучше простого АКМ? Кстати, почему ретроград Урфин носит именно АС?

2. аутентичность

В наличии.

3. интрига

Основная интрига вскрывается достаточно быстро из-за показа истории с трех сторон. Тем не менее, несколько неожиданных поворотов имеются. После третьего упоминания серой слизи я начал что-то подозревать и как оказалось не зря, но предположения оказались лишь частью «дьявола из машины» в кульминации.

4. динамика повествования

Неравномерная. Флешбэки и отступления получились насыщенными и динамичными. Основное повествование же то и дело сбавляет ход на различных описаниях, пересказах, философствованиях, которые можно было бы подсократить, например околополитические споры сталкеров.

5. качество проработки основных героев

Урфин и Баркас более симпатичны, чем Хэт и Мара, их перепалки не выглядят натужными и читаются веселее таковых из первой части. Такие себе матерые зубры, суровые снаружи и правильные внутри. Поначалу они кажутся похожими друг на друга, индивидуальные черты каждого проявляются понемногу. Баркас получился более проработанным, чем Урфин, которому немного не хватило предыстории.

Главный женский персонаж – сама Зона, коварная и своенравная. В целом женские образы получились слишком гипертрофированными, а Крис так и вовсе уносит в трешовость. Так же гипертрофированы описания женской натуры. Понятно, что условности жанра, но притушить фитиль не помешало бы для более глубокого сопереживания.

6. логичность действий, правдоподобие

Упора на правдоподобие нет, можно накопать нелогичности, можно читать как есть.

7. эмоции, вызываемые книгой.

Впечатления в целом лучше, чем от первой книги, которая мне зашла/не зашла в соотношении 50 на 50. «Темный адреналин» зашел 75 на 25. Мне в книге не хватило объема и законченности сюжета.

8. финал

События последней трети романа – лишь видимый кусочек айсберга, на верхушке которого флаг с надписью: «Так захотела Зона». Их причины и окончательная развязка, по всей видимости, будут в третьей книге. Можно лишь предположить, что Зона начала показывать, кто настоящий хозяин города.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Андрей Круз, Мария Круз «Мир Цитадели»

Въедливый, 8 мая 2017 г. 14:57

Добротный роман. Есть все типичные авторские фишки: оружие, стрельба, бытовуха, решение организационно-бюрократических вопросов, интересное фантдопущение в фундаменте мира. Все это разбавлено описаниями технологий и особенностей мира. Ответы на загадки про Цитадель и саму Тьму затронуты вскользь, секреты будут раскрыты в финальной книге. Мир по ощущениям очень похож на Землю Лишних своим позитивом и перспективами, нет той черной безысходности из прошлых книг.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Олег Борисов «Док»

Въедливый, 24 марта 2017 г. 21:37

Двойственные впечатления. Подняты важные и правильные темы: воинская честь, боевое братство, психические расстройства и-за войны, отношение общества к солдатам. Однако, воспринимать их всерьез не дает слабый и во многом бессмысленный сюжет, а еще крайне посредственная проработка мира.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Сергей Клочков «Лунь»

Въедливый, 23 февраля 2017 г. 17:40

На первый взгляд кажется в наличии все, что надо. Свежий взгляд на Зону, атмосфера, реалистичность, многие десятки новых разновидностей артефактов, мутантов и аномалий, интересные персонажи, толика морали и философии. Но первое впечатление не дает полную картину. К немалому разочарованию автор не справился с управлением своей фантазией и не смог скрепить отличные элементы хорошим сюжетом, хотя сам же наделал все необходимые завязки и развесил ружья на стены. Также книге было бы неплохо добавить жестокости, мрачности, сгустить краски и добавить оттенков серого. По чуть-чуть, как острых приправ. С ними она воспринималась бы существенно глубже.

1. стиль, язык повествования – по этой части все превосходно. Язык легкий, образный, с красивыми описаниями и интересными оборотами. Две трети серии и рядом не валялись, в том числе многие «мэтры».

2. аутентичность – Зона у Клочкова полностью своя собственная, отличный пример как надо работать с сеттингом. Даже на 2016 год единицы авторов могут сравниться с Клочковым по качеству проработки. Это первая и пока последняя серьезная попытка придумать логичную систему взаимоотношений сталкеров, военных, ученых и властей. Каноничных элементов вроде Бара или группировок немного, они сильно переработаны и не являются формальными костылями для принадлежности к серии. Например, Бар находится под контролем специального НИИ, а долговцы показаны упоротыми бронелобыми фанатиками. Есть некоторые сомнительные авторские находки, чуть портящие впечатление.

3. интрига – накал интриги невысок, плюс довольно быстро приходит понимание, что с такими насквозь положительными персонажами ничего плохого случиться не может.

4. экшн, насыщенность боевыми сценами – действия в книге относительно немного, перестрелки и убийства не главное, но они есть. По числу фрагов сталкер Лунь аутсайдер среди других персонажей серии. Малое количество стрельбы компенсируется глубиной погружения в сопутствующие переживания героев.

5. динамика повествования – неравномерная, местами может быть откровенно скучно. Недостаток экшена и динамики могло бы компенсировать развитие сюжета, но увы, он не блещет.

6. герои, сопереживание – герои неоднозначны, поверить в них до конца не всегда получается, несмотря на наличие жизненных деталей. Положительные герои слишком положительны, особенно Лунь. Со слюнтяйством и самокопанием у него перебор. Поневоле всплывает вопрос как его до сих пор не убили с таким человеколюбием. Впрочем концовка прямо намекает, что он таким сделан специально. Хип тоже оставляет вопросы. Непонятно каким образом она выживала с настолько низкими навыками и убогим снаряжением до встречи с Лунем. Зато после встречи с ним она демонстрирует высочайшие обучаемость и сталкерский талант. Почему не применила эти качества раньше? Отрицательных персонажей мало и за единственным исключением их сущность видна сразу. Почему их не грохнули за подвиги или как минимум не выставили на мороз из сталкерского сообщества непонятно. Вообще персонажи проявляют как-то многовато инфальтильности. Только у Сиониста хватает духа решать проблемы раз и навсегда.

7. логичность действий, правдоподобие – в целом с логикой проблем мало. Автор немного плавает в матчасти и реалиях, но поскольку Лунь не терминатор-всехубивец-спецназовец, а масштабность боестолкновений невелика, то погрешности нивелируются хорошо продуманными деталями. Можно еще предъявить за явное несоответствие времени действия с уровнем развития околозонной инфраструктуры, электронных и прочих ништяков, но это пустая претензия.

8. проработка научной стороны – есть удачные находки с отношениями ученых и сталкеров, а также с использованием артефактов в личных целях, но также часто попадаются куски с псевдонаучным набором слов.

9. эмоции, вызываемые книгой – удовлетворение оттого, что я нашел тот тип романа, какой искал в серии – неспешный, атмосферный, камерный, с упором на персонажей и приближение к реалистичности. И огорчение – автор не довел до ума свои наработки, хотя имелись все предпосылки и возможности.

10. мораль или иные посылы, заложенные автором – мораль есть. Во что бы не стало исполнять данные обещания и нести ответственность за тех, кого приручил. А между строк сквозит еще одна мораль – не создавать себе и другим проблем на пустом месте из-за личного слюнтяйства. Но это уже мое мнение.

11. финал – слит. Донельзя скомканный поход к Монолиту закончился ничем, а заключение и заменитель эпилога почти не проясняют ситуацию.

Книга неоднородная и неоднозначная, во многом на любителя, но первую треть текста, а именно часть «Зона любит тебя» советую прочитать всем ради оригинального взгляда на Зону. О «Фреоне» обязательно напишу отдельно. В продолжении автор во многом исправился.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Сергей Клочков «Фреон»

Въедливый, 23 февраля 2017 г. 17:37

«Фреон» — вбоквелл дебютной книги С. Клочкова «Лунь». Читать первую книгу для понимания героев и событий необязательно, я бы даже рекомендовал ознакомиться с ней после «Фреона» потому, что продолжение получилось гораздо более сильным.

В отзыве на «Луня» я сетовал на недостаток «острых приправ». Во второй части с ними полный порядок. Мрачности, жестокости, оттенков серого, драматизма и реалистичности отмерено в самый раз. Все вместе они сплетаются в одно очень ценное и редкое для серии качество – жизненность. В книгу веришь без оговорок и условностей. «Фреон» — лучший из романов с серьезным лицом. Из развлекательного сегмента серии я считаю лучшей «Зону поражения». Если Орехова регулярно и не без успехов пытаются не сковырнуть, так подвинуть с пьедестала, то у Клочкова конкурентов нет до сих пор. Гравицкого не предлагать.

1. стиль, язык повествования – превосходно

2. аутентичность – Клочков сумел органично углубить и развить свой вариант ЧЗО. Его Зона – реально опасное место, а не парк аттракционов для страдающих от нехватки адреналина. Также показана трагическая сторона возникновения Зоны. Пересечения с игрой есть, но они не выпячиваются и аккуратно вписаны в собственный мир автора. Подняты интересные вопросы, например, про спонсорство группировок и глубину их идеологических разногласий. Здесь хочется передать привет нытикам о пропавших точках в названии серии. При небольшой редактуре «Фреон» можно издать в серии STALKER, и книга ничего не потеряет. Автор из вороха игровых атрибутов брал только то, что ему было надо, обдирал идеи до скелета, а потом по-своему заново наращивал мясо вместо тупого буквального копирования. «А что так можно было»)))

3. интрига – в норме. Автор существенно повысил свой уровень владения деталями и сюжетными зацепками, так что читать роман интереснее, чем первую часть.

4. экшн, насыщенность боевыми сценами – в норме, стрельба есть, но только в нужных моментах. Герои больше заняты обследованием разных нехоженых и очень поганых местностей.

5. динамика повествования – в норме, хоть герои не несутся галопом и несколько раз возвращаются на базу. Зато на отдыхе обязательно рассказывают о себе что-то интересное.

6. герои, сопереживание – прописаны хорошо, но есть целый половник дегтя. Все три героя: Фреон, Философ/Ересь, Фельдшер по своей сути неудачники. Фельдшера это касается в куда меньшей степени, он действительно не виноват в событии, сломавшем его жизненные перспективы, а потом сумел найти себя среди свободовцев, стать ценным и уважаемым членом группировки. Фреон с Ересью же сами спустили свою жизнь в унитаз. Фреон – кристаллизованный образ матерого сталкера. Умен, хитер, расчетлив, осторожен, довольно циничен, и в тоже время нередко поступает вопреки логике, руководствуясь эмоциями и интуицией. Совершил несколько эпичных подвигов, но их обратную сторону знают очень немногие. В сталкеры попал не из-за хорошей жизни. История его прежней жизни трагична, со своей семьей он поступил просто как чмо. Внутренняя пустота преследовала его почти до конца книги. Самокопание в принципе вещь неплохая, если в процессе получаются полезные выводы для дальнейшей жизни. Фреон мучался, но выводов не сделал очень долго, хотя они просты как лом. Возможно, автор оставил их на усмотрение читателя.

Ересь – запутавшийся в жизни пацанчик с района, слишком глупый и злобный, чтобы осознать, как ему на самом деле повезло в Зоне и что в своем плачевном жизненном положении виноват он сам. Просветление наступает слишком поздно.

Фельдшер – свободовец в лучшем виде, своим оптимизмом разряжает эмоциональное напряжение между Фреоном и Ересью.

7. логичность действий, правдоподобие – отлично, мелкие придирки и нестыковки можно найти, но они не достойны озвучивания. Завязка проста и реалистична. Произошел коренной слом системы околозонного бизнеса, назначено новое высокопоставленное начальство и сталкеров круто прижали. Да, сталкеры и перекупщики совсем не всемогущи, а очень даже уязвимы, вплоть до наличия на каждого персональной папки-досье. Чтобы хоть как-то выжить необходимо найти потайной выход из Зоны, чем и будут заниматься персонажи. Они делают это не по своей инициативе, а по заказу перекупщика, через которого намерены действовать по-настоящему значительные дельцы. Персонажи не супергерои и не пешки в чужой игре, в итоге ставшие ферзями, они рядовые исполнители. Не справятся они – найдутся другие. Через всю книгу проводится идея, что сталкеры не крутые перцы, а просто мясо, «полезные ублюдки», которых терпят потому что так выгоднее.

8. проработка научной стороны – в меру и по месту

9. эмоции, вызываемые книгой – удовольствие от хорошей книги умного автора

10. мораль или иные посылы, заложенные автором – в книге очень много пищи для размышлений, пусть каждый думает своим умом. Такие выводы намного ценней. Автор не стал выносить мораль на блюдечке, не буду и я.

11. финал – логичный, закономерный, из-за этого во многом предсказуемый, но хороший.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Андрей Круз «Бандит»

Въедливый, 14 января 2017 г. 21:04

Первое, что хочется отметить – книга с первого взгляда создает у читателя правдивое мнение о себе. Что на витрине, то и в магазине. Обложка, аннотация, название – все без обмана.

Мир «Бандита» старательно выписан и наглядно доказывает, что с 90-ми годами нам еще повезло. Он мерзкий, мрачный, депрессивный, до краев полный безнадежности и безысходности. Сильно углубляет впечатление то, что очень многие гадости уже творятся в нашей реальности, просто пока они не официально встроены в фундамент общества. Тотальная коррупция, укрепившаяся организованная преступность, нищета, ограничение свобод граждан, жесткий контроль со стороны государства и одновременно с ним абсолютно наплевательское отношение к гражданам. Сейчас подобным не удивить, но в «Бандите» все это вышло на совершенно иной уровень, превратив мир в настоящую антиутопию. Еще страшнее, что немалое из написанного может сбыться уже с нами. Кое-что хорошее в мире все же есть. Например, «Госдеп» не гадит в подъездах, отечественные гаджеты не повод для петросянских шуточек, радугу не приватизировали сексменьшинства.

Ностальгическая атмосфера 90-х чувствуется в каждой детали, а уж как смачно описана криминальная жизнь. Терки, базары, расклады, разборки. Просто полное погружение. Но никакого воспевания блатной романтики, совсем наоборот, где только можно наглядно показано, что ничего хорошего в бандитской жизни быть не может и это прекрасно.

ГГ носит в себе серьезный морально-психологический конфликт, даже двойной. Вообще, в позднем творчестве Круза внутренние конфликты героя стали выходить на первый план. В «Бандите» ярко показан человек не в своей тарелке, которому приходится находиться в неприятном для него окружении, делать нехорошие вещи и в конце-концов оказаться перед моральной чертой, за которой начинается Зло.

Сюжет получился довольно предсказуемым. ГГ сразу заявляет, что будет ждать жену и пытаться не получить пулю. Все его действия направлены только на это. Здесь кроется коренное отличие «Бандита» от большинства прочих книг автора и причины недовольств сюжетом. Все Крузовские герои находят для себя социальную нишу и со всем возможным комфортом встраиваются в общество. В мире «Бандите» другого места для героя нет в принципе, с криминала соскочить почти невозможно, но он все равно ищет варианты. Для выживания ему приходиться не стрелять и мародерствовать, а много думать, заниматься расследованиями и наблюдением, готовиться к самым разным вариантам решения проблем. Стрельба есть, но детективная составляющая доминирует над боевой. Активные действия начинаются точно в середине книги, начало несколько затянуто. Зато дальше события только накаляются. Концовка предсказуема, но есть один сюрприз. В выложенном на авторском форуме начале седьмой книге есть ответы на некоторые вопросы, оставшиеся нераскрытыми в «Бандите».

Оценка: 8
– [  4  ] +

Юрий Уленгов «Время снять маски»

Въедливый, 18 декабря 2016 г. 15:58

Все книги Уленгова можно кратко охарактеризовать как очень бодрый экшн, в который завезли логику и персонажей. Такой получилась и ВСМ, да еще как получилась. История закончилась внятным финалом, ответы даны, маски действительно сняты. С одной стороны книга не сворачивает с колеи «Хакера» и «Нового рассвета», а с другой всячески дополнена интересными нововведениями. ВСМ написана от третьего лица и такое решение автора стало для текста судьбоносными.

По-другому в нее бы тупо не влезло все, что получилось в итоге. А книга нафарширована под завязку. В ней всего больше. Больше персонажей, больше событий и их масштаба, больше динамики. Еще есть просто тонна толстых и тонких отсылок, хорошая доля юмора, атмосфера «Того самого Сталкера». Многие моменты имеют высокий уровень логики, реализма и драматичности. В книге наконец появились живые эпизодические персонажи, например солдат-часовой, оператор БПЛА, наемник ЧВК. В прошлых частях очень не хватало полноценного главгада, который теперь практически герой первого плана.

Самый частый рояль книги – это рюкзак Софта, набитый разными интересными гаджетами и электронными ништяками, которыми хакер с успехом пользуется. Если говорить серьезно, то с роялями в ВСМ все в порядке, в «Хакере» их было существенно больше и оснований под многое не подводилось.

Про сюжет без спойлеров могу сказать немного. Софт с компанией наконец выходят на оперативный простор и сами выбирают куда и для чего пойти, основа сюжета краешком связана с сюжетом «Теней Чернобыля» и как бы его продолжает. Сюрпризов в концовке много, обошлось без глупых штампов, а имеющиеся «законы жанра» хорошо обыграны.

После прочтения ВСМ все вопросы про новые книги Юрия в сеттинг «Сталкер» отвалятся сами собой.

Оценка: 10
⇑ Наверх