Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 июня 2022 г. 12:04

5. В рубрике «Что было бы, если…» собеседники затрагивают президентские выборы в Польше 1990 года.

«Аркадиуш Экерт: Пан профессор, что было бы, если бы во втором туре президентских выборов в Польше в 1990 году победил бы не Лех Валенса, а его соперник – давайте вспомним: Станислав Тыминьский?

Павел Вечоркевич: Тут надо спрашивать не у историка, а у ворожеи. Это настолько мало правдоподобная возможность, даже с перспективы второго тура, что в принципе над этим никто не задумывался.

Аркадиуш Экерт: Подождите, подождите, пан профессор! После первого тура многие из политиков задавали как раз этот вопрос.

Павел Вечоркевич: Разумеется, задавали, но безусловное большинство выборщиков считало, что Тыминьский выборы выиграть не сможет. И скажем еще одно: голосование за него не было голосованием за Тыминьского, но голосованием против Валенсы и «Солидарности», таким ведь был тогда расклад симпатий. Это сценарий из фильмов Мела Брукса. Тыминьский был совершенно не подготовленным к роли политика, он был человеком ниоткуда. Впрочем, он очень быстро и ушел в никуда.

Аркадиуш Экерт: Но давайте-ка мы с вами прикинем: мог ли вообще такой человек продержаться на посту президента дольше, чем несколько месяцев.

Павел Вечоркевич: Если помните, Ленин заявлял, что даже кухарка может управлять государством. Из польского коллективного опыта следует (я не говорю, упаси Боже, о должности президента), что даже идиот может управлять страной на несколько менее высоких должностях. Тыминьский идиотом, вероятно, не был, но он, несомненно, был человеком одержимым и сумасбродным. Тыминьский мог удержаться на достигнутой высоте также потому, что если бы легально избранный президент сверзился с нее, это скомпрометировало бы демократию в Польше. Вероятно, улицы заполнились бы демонстрантами, но я думаю, что большинство трезвомыслящих политиков призвало бы общество одуматься. В конце концов не так уж многими годами ранее, всего лишь неполными семью десятками, президентом избрали человека, отвергавшегося большей частью польского общества – Габриэля Нарутовича. Мы знаем, чем это закончилось – трагедией; и я думаю, что воспоминание об этом парализовало бы противников Тыминьского. И что за этим следует – мы имели бы президентуру Тыминьского, а сколь долго это продолжалось бы – в значительной мере определилось бы парламентскими выборами. Тыминьский был бы президентом, что в польской политической системе означает главу государства, но не фактическую исполнительную власть. То есть в стране правило бы правительство. Хватало бы, наверное, более или менее острых конфликтов и, наконец, нельзя исключить еще одной возможности: Тыминьский оказался бы искусным политиком, способным найти общий язык как с неприязненным к нему правительством, так и с «Солидарностью». То есть могла бы сложиться модель совместного правления. Это было бы, наверное, одновременно страшным и смешным, как в старом российском анекдоте. Но, вопреки видимости, наверное, не столь трагичным».

     

6. Далее под заголовком “Nowi gracze na rynku/Новые игроки на рынке” напечатано небольшое интервью, которое Аркадиуш Наконечник взял у одного из авторов RPG “Arcona” Якуба “Эльтана” Януша и издателя этой игры, директора фирмы S.PRINT Томаша Комарова (стр. 10).

7. В рубрике «Среди фэнов» напечатано сообщение Cюзанны Чайковской/Zuzanna Czajkowska о праздновании 21-летней годовщины основания журнала “Fantastyka/Nowa Fantastyka” в Мазовецком центре культуры и искусства (с 8-ю фотографиями) (стр. 11).

8. В рубрике «Курьер фэндома» опубликованы ответы на вопрос: «Какое событие в фантастическом мире 2003 года вы считаете важнейшим?» ТОМАША БАГИНЬСКОГО, Евы Бялоленцкой, Томаша Колодзейчака, Кшиштофа Паперковского, Мацея Паровского, Конрада Вагровского и Эдмонда Внук-Липиньского (стр. 12).

(Продолжение следует)


Статья написана 6 июня 2022 г. 00:54

1. В рубрике «Фильм и фантастика» Мацей Паровский в статье “Niech się stanie światłość !/Да будет свет!” анализирует фильм режиссеров Андре и Ларри Ваховски “Matrix – Revolutions” (США, 2003) (стр. 3—4).

2. Далее в той же рубрике «Фильм и фантастика» Аркадиуш Гжегожак в статье ”Kalosze na wysokim obcasie/Калоши на высоком каблуке” представляет читателям журнала фильм-horror “Underworld” режиссера Лена Уайзмана (США, 2003) (стр. 5).

3. В рубрике “Felieton” Марек Холыньский в статье “Bliska ankieta trzeciego stopnia/Близкая анкета третьей степени” (стр. 6—7) из цикла “E-mailem z Nowego Światu”, возвращается к своему списку «20 самых выдающихся кинофильмов XX столетия» (см. “NF” 5/2003). Читатели журнала после публикации этого списка засыпали редакцию своими версиями, среднее из которых пан Марек и публикует ниже. В списке: цифра в круглых скобках – позиция в предыдущем списке, цифра в косых скобках – позиция в списке “Wired”. В нашей сетевой публикации иллюстрированы только те позиции, которых вообще не было в указанных списках.

1. “Blade Runner” (1), <1>.

2. “Allien” (14), <7>. Весь цикл.

3. “Star Wars” (2), <10>. Весь цикл.

4. “Matrix” (7), <3>. Оба фильма.

5. “Terminator” (11), <13>. Оба фильма.

6. “2001: A Space Odyssey” (5), <4>.

7. “The Fifth Element” (0), <0>.

8. “Twelve Monkeys” (0), <0>.

9. “Seksmisja” (17), <0>.

10. “Lord of the Rings” (19), <0>.

11. “Ghost in the Shell” (0), <0>.

12. “Close Encounters…” (15), <0>.

13. “Planet of Apes” (16), <7>.

14. “Mad Max” (0), <0>.

15. “Tron” (9), <12>.

16. “E.T.” (3), <0>.

17. “Gattaca” (0), <2>.

18. “Clockwork Orange” (13), <6>.

19. “Fahrenheit 451” (20), <0>.

20. “Predator” (0), <0>.

Как видим, публикатор, чтобы максимально полно учесть мнения, пошел на некоторый трюк: когда читатели отдавали голос за тот, другой или третий фильм из цикла, он считал такие голоса в сумме за цикл. За знак времени можно принять тот факт, что из списка вылетели все старые заслуженные фильмы: «Путешествие на Луну» Мельеса, «Солярис» Тарковского, «Метрополис» Ланга, «Доктор Стрейнджлав» Кубрика. Фильмы «Механический апельсин», «Фаренгейт 451» и «Трон» спустились в самый конец списка. «Я просмотрел список и заметил, что большинство фильмов были сняты до моего рождения», — цитата из письма читателя. «Старинки» оказались замененными новинками: «Пятый элемент», «Двенадцать обезьян», «Безумный Макс», «Хищник» — не фигурировали в прежних списках. Как и “Kokaku kidotai” (“Ghost in the Shell”) – на одиннадцатом месте. И «Гаттака» с Умой Турман (в Польше распространялся только на кассетах) – второй в списке “Wired”, и не вошедший в список Холыньского со товарищи.

4. В рубрике «Фантастика на DVD» Войтек Калужиньский описывает фильмы “Reiders of the Lost Ark”, “Indiana Jones and the Temple of Doom”, “Indiana Jones and the Last Crusaide”, “Spirited Away” и “Matrix – Reloaded”, выпущенные на DVD, в т.ч. качество записи изображения и звука и прочие технические характеристики (стр. 8).


Статья написана 5 июня 2022 г. 00:10

Декабрьский номер 2003 года (162-й «Новой Фантастыки» и 255-й, если считать ab ovo) редактируют: Эдита Есëтр/Edita Jesiotr (художественно-оформительский отдел), Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik (отдел иностранной литературы, главный редактор), Марек Орамус/Marek Oramus (отдел критики и публицистики), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, заместитель главного редактора), Кшиштоф Шольгиня/Krzysztof Szolginia (секретарь редакции), Веслава Ярых/Wiesława Jarych (корректура). В списке постоянных сотрудников числятся: Анджей Бжезицкий/Andrzej Brzezicki, Яцек Дукай/Jacek Dukaj, Аркадиуш Гжегожак/Arkadiusz Grzegorzak, Марек Холыньский/Marek Hołyński, Анджей Качоровский/Andrzej W. Kaczorowski, Доминика Матерская/Dominika Materska, Анджей Сапковский/Andrzej Sapkowski, Марек Нововейский/Marek Nowowiejski; Гжегож Щепаняк/Grzegorz Szczepaniak, Бартек Свидерский/Bartek Świderski. Таким образом, из числа постоянных сотрудников журнал лишился Яцека Соботы. В оформлении лицевой стороны передней обложки использована работа польских художников ПЕТРА ЛУКАШЕВСКОГО/Piotr Łukaszewski и ПШЕМЫСЛАВА ТРУСЬЦИНЬСКОГО/Przemysław Truściński. На внутренней стороне передней обложки напечатана реклама книги Александра Брайдака “Paradoks Leibniza”. В «Галерее» представлены работы польского художника ПШЕМЫСЛАВА ТРУСЬЦИНЬСКОГО/Przemysław Truściński (стр. 37—39; 42–44). На внутренней стороне задней обложки напечатана реклама подписки на журнал “Nowa Fantastyka” и “Fantastyka. Wydanie Specjalne”, на внешней – копия одной из живописных работ ПШЕМЫСЛАВА ТРУСЬЦИНЬСКОГО. Тираж номера не обозначен. Цена экземпляра – 7 злотых 40 грошей.

Содержание номера следующее:

Film i fantastyka

Maciej Parowski „Niech się stanie światłość” 3

Arkadiusz Grzegorzak „Kalosze na wysokim obcasie” 5

Marek Hołyński „Bliska ankieta trzeciego stopnia” 6

Wojtek Kałużyński „Fantastyka na DVD” 8

Co by było, gdyby…

Wybory 1990 9

Komiks

Zuzanna Czajkowska „Filozof z ogonkiem” 9

RPG

Nowi gracze na rynku 11

Wśród fanów

21 lat! 11

Kurier fandomu

Fantastyczne wydarzenie roku 2003 12

Opowiadania zagraniczne

Jeffrey Ford „Dzieło stworzenia” 13

Charles de Lint „Dziesiątka dla diabła” 18

Tony Ballantyne „Broń nieostateczna” 30

Galeria

PRZEMYSŁAW TRUŚCIŃSKI 37

Z polskiej fantastyki

Andrzej Ziemiański „Zapach szkła” (3) 45

Jerzy Grundkowski „Twarz Boga” 55

Bożena G. Borek „Emploi” 59

Łukasz Pardus „Przegrany” 66

Krytyka

Recenzje 69

Felietony

Rafał A. Ziemkiewicz „Testament bukaniera” 74

Marek Oramus „Fallus nad Ewaną” 75

Robert Silverberg „Martwe dusze” 76


Статья написана 4 июня 2022 г. 00:08

(Когда лучшими были британцы – окончание)

Нужно перескочить в 50-е годы, чтобы обнаружить то, что оказалось спецификой и оригинальным вкладом этой кинематографии во всемирную кинопродукцию. А началось все с основания небольшой производственной фирмы “HAMMER”, расположившейся неподалеку от Лондона в стильном особняке с садом.

Во множестве фильмов это викторианское строение и его интерьеры, лишь незначительно измененные кинематографическими средствами, предоставляли фон для сцен, исполненных угрозы и жути. Ибо эта небольшая студия специализировалась в съемке фильмов ужасов.

Кровавых horror-ов. С монстром Франкенштейна, Дракулой и прочими вампирами, Мумией, Оборотнем, Призраком Оперы, Горгоной и пр. в их самых жутких обличьях.

Очень скоро фильм ужасов был обогащен элементами чистейшей НФ, и именно эта продукция, считавшаяся поначалу низкопробно-гибридной, стала образцом для фантастики, отбрасывающей сковывающее определение «научная». И со временем для фэнтези, которая и сегодня не перестает будоражить наше воображение образами хоббитов, эльфов и троллей родом из стран, описанных британцем Джоном Р.Р. Толкином. Все поколение вампироподобных Чужих, перебрасываемых по космосу на борту «Ностромо» или других космических кораблей, родственно чудовищам с Брей-студии. Не в кого иного, как в жутко деформированного Чужого превращается несчастный пилот уже в киноленте «Эксперимент Куотермасса» 1955 года.

Не кто иной, как британцы вывели на экран ужасных детей. В «Деревне проклятых» 1960 года, экранизации романа Джона Уиндема, это светловолосые мутанты с необычными глазами, рожденные земными женщинами, оплодотворенными излучением из космоса, но их появилось гораздо больше, в самых разных ипостасях, в фильмах со всего света.

Ужасы и макабр – одна сторона, но надо вспомнить, что характерной чертой островитянских фантазий является также сардонический, очевидно бессмысленный и зачастую очень черный юмор, образцом которого, если задуматься, выступают приключения девочки Алисы в зазеркалье. А британские аллюзии можно обнаружить даже в киберпанковых фильмах.

Сегодня, однако, трудно говорить о британской кинофантастике. Потому, что ее нет. По причинам прежде всего экономическим британское кино окопалось на других позициях. Границу обозначает с одной стороны прозорливый реализм Майка Ли, а с другой – сюрреализм Питера Гринуэя.

Вполне благоразумно никто даже не пытается соперничать с той лавиной спецэффектов, которую обрушивают на головы зрителей новейшие технологические базы, сосредоточенные в Голливуде.

Поколение эпохи «Матрикса» — другое. Нужно изменить направление фантазии, чтобы заново его завоевать.


Статья написана 3 июня 2022 г. 01:05

22. Давайте вернемся к статье Анджея Колодыньского/Andrzej Kołodyński, которая носит название:

КОГДА ЛУЧШИМИ БЫЛИ БРИТАНЦЫ

Kiedy najlepsi byli brytyjczycy

Это британские творцы верховодили в захватывающей забаве в фантастику на экране. К сожалению, эти времена миновали. Британская киноиндустрия никогда не была столь богатой и динамичной, чтобы в полной мере воплощать в жизнь замыслы своих чудесных детей. И хотя именно в Англии под конец 60-х годов ХХ века появился переломный для истории мировой кинофантастики фильм “2001: космическая одиссея”, его поставил американец, Стэнли Кубрик, создавший себе творческое убежище вдали от Голливуда, но не от голливудских денег.

Именно британцам мировое кино обязано первыми кадрами с парящим в воздухе автомобилем и парадом странных летательных аппаратов, начиная с велосипеда с крыльями и заканчивая воздушной торпедой. Той торпедой, которая вознеслась на экране ввысь уже в 1909 году. А если пуститься на поиски прототипа робота, то, как знать, не стоит ли выкопать из забытия киноленту Сесила Хепуорта «Дочь мастера-кукольника» 1906 года, в котором механическую куклу – то есть робота! – подменяют живой девушкой.

Зачаточная фантастика Британских островов имела иной характер, чем французская, в фильмах Джорджа Мельеса, или американская. Британская фантастика ориентировалась, если можно так сказать, на технику. И в этом нет ничего удивительного, ведь она подкреплялась романами Герберта Уэллса и его последователей. Это Уэллсу британское кино обязано педантичностью в представлении фантастических идей в псевдонаучной оболочке. А также смелостью в расширении границ фантазии. Уже в 1908 году в тамошнем кино появился космит – пришелец с Луны – разыскивавший на земле себе партнершу. Замысел, который полувеком позже небывало оживил голливудское кино класса “Б”. Таким образом, уже на самом первом этапе к технике подключился секс, поэтому можно утверждать, что именно в британском кино возник классический мотив развлекательного НФ-зрелища.

Список пионерских помыслов весьма велик. В нем находятся и уэллсовский человек-невидимка,

и прототип безумного ученого, названный без обиняков, прямо в названии фильма 1909 года, идиотом. Речь идет об анонимной киноленте «Изобретения идиота», в которой молодой изобретатель показывает другу некоторое наземное устройство, которое идет вразнос, выдирая у него волосы, а также летательный аппарат, взрывающийся в воздухе. Это зрелище комического характера несет в подтексте предостережение перед угрозой неконтролируемого развития техники, которое найдет полновесный отклик в кино после Второй мировой войны, после демонстрации могучей истребительной силы атома в Хиросиме и Нагасаки. В этом списке также не обходится и без значительно более безопасного мотива космического путешествия, поначалу только в юмористическом ключе (молодая пара в автомобиле с автоматическим водителем вдруг летит на Луну), но потом также с целью утверждения морали (благородный марсианин прилетает на Землю в чем-то вроде хрустального пузыря и увещевает распоясавшегося грешника). Ну и практических усовершенствований, пригодных в повседневном использовании, в списке тоже хватает.

В общем действительно – все уже было. Разве только в очень примитивной форме, наподобие помойки, которую никто не пытается разгребать в поисках сокровищ. Британская кинопромышленность с самого начала боролась с голливудской конкуренцией, а после оснащения фильмов звуком вынуждена была спасать себя, выпуская дешевую продукцию, служившую добавкой на киносеансах, где главной приманкой служил, как правило, заокеанский шлягер. Неожиданный расцвет отечественного кино в середине 30-х годов принес необычное по тем временам НФ-зрелище: кинофильм «Облик грядущего» ("Things to Come", дословно "Грядущие события", 1936).

Конечно же при поддержке и сотрудничестве неугомонного Герберта Уэллса. Тому шел уже 70-й год, но он проявлял большее, чем когда бы то ни было упорство и пытался лично следить за съемками.

Режиссурой занимался, как на грех, американец, Уильям Камерон Мензес, более известный своими декорациями. Фильм оказался нудноватым и напыщенным, но его режиссер и продюсер решились на показ такой размашисто-широкой картины будущего, какой не смогла представить ни одна другая кинематография. Картины воистину эпической. Согласно сценарию, в 1940 году начинается всесокрушающая война (в этом Уэллс нимало не ошибся), которая ввергает человечество в варварство.

Лишь к 2000 году расцветает цивилизация Метрополии (Everytown), построенной под землей, но внутренне плохо спаянной.

Однако окончание фильма – старт космической ракеты (выстрелом из "космической пушки") – оставляет надежду на дальнейшее развитие.

Еcли не обращать внимания на разные чудачества, вроде костюмов, стилизованных под древнеримские тоги, фильм и сейчас производит впечатление. Что, впрочем, не спасло его от финансового краха, который окончательно вышвырнул жанр НФ из британской кинопродукции.

(Окончание следует)





  Подписка

Количество подписчиков: 85

⇑ Наверх