FantLab ru

Все отзывы посетителя Strannaya_Masha

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Дафна Дю Морье «Путь к вершинам, или Джулиус»

Strannaya_Masha, 5 декабря 2019 г. 14:37

Неожиданный роман Дафны Дю Морье, опровергающий стереотипное представление о ней как о женском авторе, пишущем о женщинах и для женщин. «Джулиус» не только заставляет читателя взглянуть на мир глазами мужчины, но и делает это достаточно жестко и реалистично. Нет, конечно, рек крови в описании Франко-Прусской или Первой Мировой вы здесь не найдете. Жесткость и реалистичность у Дю Морье проявляются не в натурализме, а в беспощадном обнажении уродливого внутреннего мира ее протагониста. В лучших традициях историй, рассказанных с позиции антигероя, маленький жестокий собственник Джулиус вырастает в беспринципного эгоиста, идущего к своей цели по трупам, и с удовольствием ведет читателя за собой. Надо отдать должное Дю Морье: ни морализаторством, ни показательной расправой над своим героем она не злоупотребляет. Жизнь сама по себе достаточно трагична, чтобы расставить точки над «и». Зачастую она просто наказывает обесцениванием всего, что было некогда таким желанным.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Тан Тван Энг «Сад вечерних туманов»

Strannaya_Masha, 7 апреля 2019 г. 13:15

Насколько понравилась первая книга автора — «Дар дождя», настолько же разочаровала вторая — «Сад вечерних туманов». И дело тут главным образом в ее вторичности. В обеих книгах местом действия становится Малайзия времен японской оккупации. Образ загадочного императорского садовника Аритомо из «Сада вечерних туманов» практически один в один повторяет образ таинственного Эндо-сана из первой книги. Аритомо учит главную героиню искусству создания японского сада, Эндо-сан обучал своего подопечного восточным единоборствам. И тот, и другой щедро пересыпают свои уроки легендами и философскими притчами. В обеих книгах главным героям приходится пострадать от действий японцев во время Второй Мировой, но проникнувшись японской культурой, они в конце концов приходят к выводу, что запятнать ее красоту не под силу даже военным зверствам. Идея ясна и даже похвальна, но зачем же повторяться?

По-настоящему оригинальной на этом фоне выглядит только история Тацуджи, который, поддавшись духу времени, решил стать камикадзе. Увы, эту тему автор не развил, отведя ей третьестепенную роль в своем романе.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Мишель Уэльбек «Возможность острова»

Strannaya_Masha, 22 марта 2019 г. 16:32

Для неискушенного читателя, впервые знакомящегося с творчеством М. Уэльбека (то бишь для меня) «Возможность острова» таит в себе целых два сюрприза. Первый заключается в неожиданном открытии: Уэльбек — это французский Пелевин, саркастичный философ-интеллектуал, чья проза так и просится быть разобранной на цитаты и афоризмы. Второй сюрприз поджидает по мере развития сюжета, внезапно поворачивающего в сторону апокалиптической фантастики, что не заявлено в аннотации, но, судя по всему, достаточно характерно для Уэльбека. Составители этой самой аннотации были, пожалуй, правы: книга писалась не ради того, чтобы рассказать о судьбе человечества, разделившегося на ведущих созерцательный образ жизни генно-модифицированных неолюдей и отброшенных в своем развитии на сотни лет назад дикарей. Книга писалась для того, чтобы рассказать о дне сегодняшнем: о деградации всех сфер жизни, кроме технической; об упадке искусства; о всеобщей подмене понятий; и о безысходности отдельно взятой жизни в частности. А еще — и это, пожалуй, главное — о неизменности самой человеческой природы, повлиять на которую не в силах ни генная инженерия, ни практики сродни буддистским. По Уэльбеку, сколько бы инкарнаций ни претерпело сознание человека, он все равно бросит спокойную размеренную жизнь в погоне за «возможностью острова». И пусть эта возможность — всего лишь иллюзия, что совершенно ясно дает понять автор, только она в конечном счете и придает смысл человеческому существованию.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ханья Янагихара «Маленькая жизнь»

Strannaya_Masha, 17 марта 2019 г. 11:52

Тот редкий случай, когда семисотстраничному «кирпичу» удалось, несмотря ни на что, удержать мое читательское внимание до самого конца. Порадовал уже хотя бы тот факт, что в романе присутствует смысл, что «Маленькая жизнь» не оказалась модным нынче бытописанием без определенных целей. Огорчило, что этот самый смысл тонет во многочисленных деталях и подробностях, рискуя остаться нераскрытым для неусидчивого читателя, способного бросить книгу, не добравшись до сути.

Основная мысль, которую автор хочет до нас донести, конечно, не нова: детство играет определяющую роль в жизни каждого. Тяжелые психологические травмы, полученные в нежном возрасте, преследуют человека на протяжении всей его жизни — как бы ни сложилась твоя дальнейшая судьба, чего бы ты ни добился, сколько бы ни было у тебя друзей, как бы тебя ни любили, ты все равно будешь считать себя неполноценным, сломанным, испорченным, недостойным любви... Надо отдать должное автору: тема непрощения себя со всеми вытекающими последствиями — нанесенением себе увечий, попытками суицида — раскрыта на «отлично». Главный герой вызывает безусловное сочувствие, и в этом плане книга, конечно, удалась.

Помешала мне излишняя многословность в описании взрослой жизни протагониста. Возможно, задумка автора заключалась в том, чтобы с помощью этой избыточности уравновесить непроглядный мрак детских лет героя; возможно, читателям со сверхчувствительной психикой это действительно необходимо. В таком случае я не принадлежу к их числу, потому что спокойно обошлась бы без описаний интерьеров, блюд и бесконечных посиделок.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Йоав Блум «Творцы совпадений»

Strannaya_Masha, 26 января 2019 г. 12:04

Фантастика от молодого израильского автора, возделывающая в очередной раз философско-эзотерическую ниву, на которой за последнее время не потрудился только ленивый. Собрав воедино все самые животрепещущие темы (судьба и предназначение; неслучайность случайностей; жизнь после смерти) и приправив их щепоткой популярной психологии, автор состряпал историю о неких существах высшего порядка, организующих совпадения для простых смертных. Цель этих совпадений — подтолкнуть кого-то к изменению себя и своей жизни так, чтобы в результате человек обрел любовь, примирился с родственниками или реализовал свои таланты... Позитивным тут выглядит все (даже кажущаяся поначалу запутанной любовная интрига), и если вы за драматизмом, вам определенно не сюда. Книга понравится сентиментальным любителям всего жизнеутверждающего и сторонникам теории «все к лучшему». Для меня же это тот случай, когда свое личное отношение я могу сформулировать коротко: не мое.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Майя Лунде «История пчёл»

Strannaya_Masha, 13 января 2019 г. 15:15

Занятная книжица в том смысле, что можно ею себя занять.) А хотелось бы большего. Осознать всю серьезность поднятой в романе темы хрупкости экологического равновесия мешает излишнее углубление автора в семейные проблемы каждого из героев. Может, большинству и интересно читать именно об этом, но лично мне хотелось бы более явного акцентирования экологических проблем. Ведь то, о чем пишет Лунде происходит уже сегодня — пчелы действительно вымирают из-за воздействия пестицидов. Их полное исчезновение грозит человечеству голодом: фруктовые деревья без опыления не приносят плодов; кормовые культуры, предназначенные для животных, также нуждаются в опылении (помимо всего прочего, книга дает неплохую возможность вспомнить подзабытые факты из школьного курса ботаники). Одна из сюжетных линий романа рисует картину постапокалиптического мира, в котором все люди заняты ручным опылением, а неспособные работать на с/х угодьях медленно умирают от голода в опустевших городах. Здесь надо, пожалуй, сразу оговориться: до буйной фантазии Маргарет Этвуд, создавшей «Трилогию Беззумного Аддама», Лунде далеко, и ждать чего-то подобного от ее романа не стоит. И все же в правильности посыла автору не откажешь: если мы не прекратим своими собственными действиями усиливать и без того набирающий обороты парниковый эффект, если будем и дальше эксплуатировать природу в тех масштабах, в которых это происходит сегодня, картины, созданные фантазией писателей-антиутопистов, станут реальностью гораздо раньше, чем нам представляется.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Джон Ноулз «Сепаратный мир»

Strannaya_Masha, 29 декабря 2018 г. 17:01

Роман Джона Ноулза «Сепаратный мир» предоставил прекрасную возможность лишний раз убедиться в том, что американская школьная программа, в которую он включен, составлена грамотнее той, по которой n-ное количество лет назад довелось заниматься мне. Не думаю, что много найдется людей, которым в 15-16 лет были бы понятны самокопание Раскольникова или метания Анны Карениной, но не сомневаюсь, что для любого подростка из любой страны в этом возрасте актуальна проблема внутренней агрессии. Пожалуй, в некотором роде эта книга предвосхищает мотивы кинговской «Ярости», но все здесь гораздо спокойнее и размереннее — никаких заложников, никакого кровопролития. Местом действия становится изолированный мирок частной американской школы, выпускники которой готовятся прямо со школьной скамьи отправиться на фронт. Но не Второй Мировой отведена в этом романе главная роль. Важнее здесь та война, которая ведется в душе главного героя, внезапно решившего, что его лучший друг — на самом деле злейший враг. По сути это история о войне с темной половиной, являющейся неотъемлемой частью души каждого из нас; о том, что настоящий враг находится внутри, а не где-то вовне, и угроза, исходящая от нашей глубинной ярости зачастую реальнее любой внешней угрозы. А еще это история о последствиях — за минутной вспышкой следует долгая жизнь, на протяжении которой человеку предстоит все помнить и ничего не дано забыть. Американская школьная программа построена правильно — подросткам must read, всем остальным — тоже не помешает.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Тан Тван Энг «Дар дождя»

Strannaya_Masha, 20 декабря 2018 г. 14:36

Дебютный роман Тан Тван Энга «Дар дождя» критики неслучайно сравнивают с лучшими произведениями Сомерсета Моэма и Грэма Грина. Малазийцу Тан Тван Энгу удалось рассказать удивительную историю взаимоотношений юноши-полукровки Филиппа и его японского сэнсэя в лучших традициях британской литературы, не забыв при этом о собственных корнях и чисто азиатском менталитете. Главным героям этого романа суждено встретиться на Пенанге в преддверии Второй Мировой. И, хотя в этой жизни они еще ни разу не видели друг друга, встречаются они не впервые (те, кто знаком с идеей реинкарнации, явно очень близкой автору, поймут, что имеется в виду). Их отношениям не смогут помешать ни предсказание прорицательницы, ни все более явные признаки того, что намерения одного из них не так чисты и бескорыстны, как кажутся поначалу. Вторая Мировая война и начавшаяся японская оккупация расставят все по своим местам: зверства японской тайной полиции (аналога гестапо), свидетелем и непосредственным участником которых придется стать Филиппу, откроют ему глаза на происходящее, но так и не смогут разорвать нить, связывающую его сквозь века с его японским наставником.

Из всего вышесказанного можно сделать ошибочный вывод, что автор ограничивает широту повествования судьбами двух героев. Это совсем не так. Перед читателем разворачивается масштабное красочное полотно, полное отсылок к японской культуре и китайской философии. В романе находится место экскурсам в историю падения китайской монархии и легендам об одном из основателей дзен-буддизма. И, конечно, духовным практикам — неотъемлемой части того учения, которое преподает Филиппу его наставник. Книга оставляет удивительно противоречивое послевкусие: к горечи от всего произошедшего с героями примешивается уверенность в том, что все было предопределено и не могло сложиться иначе. Сладости добавляет надежда , что узел наконец разрублен, и дорога, по которой герои пойдут в своих следующих воплощениях, будет безупречно чиста.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Герман Кох «Звезда Одессы»

Strannaya_Masha, 1 ноября 2018 г. 13:35

Оригинальный маркетинговый ход — оформлять книги Германа Коха так, чтобы неискушенный читатель не догадывался об их истинном содержании, безусловно, привлекает к ним любителей легкого развлекательного чтива, но, увы, лишает автора его целевой аудитории. Я, конечно, имею в виду аудиторию, которая с творчеством Коха еще не знакома (тех, кто имел неосторожность прочитать хотя бы одну его книгу, вряд ли обманет яркая веселенькая обложка). Чтобы привлечь читателей, способных оценить Коха по достоинству, на его книгах нужно писать «осторожно, возможен острый приступ мизантропии!» или «внимание, передозировка вызовет интоксикацию!». Ну или, как сейчас модно: «Луи-Фердинанд Селин пришел бы от этой книги в восторг!») Боюсь, что не только он. Все дело в том, что мировоззрение главного героя «Звезды Одессы» как-то подозрительно напоминает национальную идеологию одной европейской страны в середине прошлого столетия. Идеологию, приведшую к катастрофическим последствиям. Герой Коха ненавидит стариков, больных и людей с отклонениями. Он получает удовольствие от чужих конфликтов, обожает делать людям мелкие и крупные пакости и мечтает, чтобы на ненавистный ему курорт сбросили ядерную бомбу... Особенность прозы Коха заключается в том, что он не дает никаких оценок своим героям, симпатизирует он им или осуждает, понять невозможно, а едкий желчный язык только усиливает и без того зашкаливающую провокативность. Единственное, что слегка выбивается из композиции и нарушает стройность авторской идеи — финал, где все свелось к криминальным разборкам. Такое ощущение, что детективной развязкой Кох постарался обезопасить себя от тех, кто будет слишком уж пристально копаться в его творчестве. Подстраховался, так сказать. Дескать, это был всего лишь детектив, а вы что подумали?

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Гаэль Фай «Маленькая страна»

Strannaya_Masha, 27 октября 2018 г. 14:53

«Страна, где ты увидел свет, откуда ты родом <...> — она в твоих глазах, и в коже, и в руках; гривы ее деревьев, плоть земли, кости камней, кровь рек, цвет ее неба, ее вкус — все в тебе.» Жак Румен (гаитянский поэт)

У Гаэля Фая — француза бурундийского происхождения — была возможность достоверно описать трагические события, свидетелем которых ему довелось стать в детстве. Гражданская война, этнические чистки, чудовищный геноцид в соседней Руанде — все это в книге, безусловно, присутствует, но, тем не менее, книга не об этом. Она о детстве, которое может быть счастливым несмотря ни на что, о друзьях, которые остаются в памяти навсегда, о совершенно особой внутренней безмятежности, которую дети умудряются сохранить даже тогда, когда за пределами их маленького мирка воцаряется хаос. Автор мог бы написать шокирующую историю, изобилующую кровавыми подробностями, но предпочел лирически-ностальгическое путешествие в собственное прошлое.

Я не уверена, что эта книга надолго останется в моей памяти. Она не цепляет, в ней нет ничего особенного, но она подкупает своей искренностью. Автор честен перед своими читателями — он не стесняется признаться в том, что много лет живя в «сытой» европейской стране, он так и не изгнал из себя свою бедную и убогую родину.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Дмитрий Глуховский «Текст»

Strannaya_Masha, 9 октября 2018 г. 09:01

Впечатлило! Книга настолько эмоционально заряжена, что не обращаешь внимания ни на сниженную лексику (не высоким же слогом изъясняться герою, отсидевшему семь лет), ни на политические взгляды автора, втиснутые, куда надо и куда не надо. Фон тут не важен, важна человеческая драма, понятная любому нормальному читателю: попал парень в жизненную мясорубку, ответил злом на зло, а потом увидел в своей жертве человека, да поздно уже — все под откос катится со скоростью несущегося поезда. Многие Илью с Раскольниковым сравнивают, а мне он своей потерянностью и верой в несбыточное (и беседами с мертвецами) напомнил кинговского Блейза. И так же, как в «Блейзе», тут уже в середине повествования понятно, к чему все идет... А финал и вовсе «Дорожные работы» напоминает.)) Или, может, это у меня свои, очень субъективные, ассоциации: так например, сцена, где Илья слушает рассказы турагентши о странах, в которых ему уже не суждено побывать, почему-то вызвала в памяти эпизод из романа Маргарет Мадзантини, где ГГ перед самоубийством рисует в воображении картины непрожитой жизни, той, что могла бы быть, если бы не... Жаль всех в этой истории, включая антагониста, и вот это тоже стоит поставить автору в заслугу, потому что вызвать эмоциональный отклик у современного избалованного читателя, заставить его сопереживать всем и каждому, уметь надо.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Уолтер Тевис «Человек, упавший на Землю»

Strannaya_Masha, 19 сентября 2018 г. 13:29

Произведения Уолтера Тевиса, продолжающие традиции золотого века американской фантастики, до недавнего времени не переводились на русский язык. Два его недавно изданных романа оставили после себя диаметрально противоположные впечатления: если с «Пересмешником» я не нашла практически никаких точек соприкосновения, то «Человек, упавший на Землю», напротив, оказался на удивление близок мне и понятен.

Идея внедрения инопланетного пришельца в человеческое общество, разумеется, не нова. Возможно, оригинальной она казалась в 60-е, когда роман создавался. Безнадежно устарели на сегодняшний день все технические изобретения, которые патентует главный герой — представитель более развитой цивилизации, чем наша. Да и о колонизациях других планет ради выживания писали много и по-разному. Так чем же может зацепить книга, все сюжетные ходы которой заведомо вторичны? Тем, что не устаревает и никогда не теряет своей актуальности — наблюдениями за человеческой природой, понять которую иногда проще, взглянув на нее глазами пришельца. Я не стану рассказывать, чем обернулась для главного героя, попавшего на Землю, возложенная на него миссия. Приведу только цитату, всплывающую в мыслях одного из персонажей, но так и не высказанную вслух. Возможно, после нее вы и сами догадаетесь, что может случиться с инопланетянином, ставшим частью человеческого общества:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Большинство людей ведут жизнь, исполненную тихого отчаяния.» Генри Дэвид Торо.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Джулиан Барнс «Как всё было»

Strannaya_Masha, 8 сентября 2018 г. 11:15

Книга, выбранная наугад для первого знакомства с британским прозаиком Джулианом Барнсом, приятно удивила своей оригинальностью. И дело тут не в сюжете. Сюжет как раз совершенно незамысловат: два друга, один — артистическая натура и интеллектуал с обширнейшим словарным запасом и сомнительными представлениями о морали, другой — прагматик, банковский служащий, очень надежный, но скучный и предсказумый. Когда один из них знакомится с девушкой и спустя некоторое время женится на ней, второй внезапно начинает испытывать к этой же самой девушке интерес на грани одержимости... Спешу разочаровать тех, кто уже вообразил, что роман Барнса — триллер с кровавой развязкой. )) Даже не будучи хорошо знакомой с автором, я сразу поняла, что в его книге ничего подобного быть не может. И действительно — тонкий и остроумный финал обыгрывает извечную человеческую слабость: «мне самому ничего не нужно, лишь бы только и у тебя ничего не было.» Думаю, совсем не обязательно быть англичанином, чтобы узнать тут себя, что многие наверняка и сделают. Психология, знаете ли, интернациональна.)) Да и вообще эту историю стоит читать именно ради ее психологизма. А еще ради совершенно неподражаемого авторского стиля. По-моему, это как раз тот случай, когда язык и манера изложения «делают» книгу. Рассказывая об одних и тех же событиях от лица трех персонажей, Барнс не только виртуозно стилизует монолог каждого из них, но и заставляет читателя обращать внимание на самые неожиданные детали: кто из героев привирает, кто выдает желаемое за действительное, кто на чем заостряет внимание. При этом каждый ведет себя так, словно дает показания в свою защиту, каждый не упускает возможности позаигрывать с читателем, стремясь предстать перед ним с максимально лучшей стороны. Надо отметить, что этот процесс и затягивает, и увлекает.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Хосе Карлос Сомоса «Дама номер 13»

Strannaya_Masha, 31 августа 2018 г. 19:54

Много ли вам доводилось читать испанской мистики? Мне — нет, поэтому «Дама номер 13» Хосе Карлоса Сомозы вызвала у меня интерес еще на стадии анонсирования. Не стану утверждать, что получила от этой книги все, чего ожидала, но, надо отдать автору должное — в том, что касается мистики, он не только не подвел, он даже перевыполнил план.)),

Сюжет построен на вполне оригинальной идее: древнее тайное общество, состоящее из тринадцати Дам, испокон веков вдохновляет великих поэтов на создание бессмертных произведений. Среди множества стихотворных строк, созданных великими, особую ценность для Дам представляют так называемые «стихи власти», способные управлять людьми. Эти особые строки можно отыскать в сонетах Шекспира и Лорки, стихах Петрарки, Китса и Элиота... Но не все так красиво и академично, как может показаться на первый взгляд: под масками муз-вдохновительниц Дамы скрывают свою ведьминскую сущность, а водоворот событий, в который окажется вовлечен главный герой — учитель литературы — обернется для него настоящим кошмаром.

Невозможно обвинить автора ни в недостаточной литературности языка, ни в схематичности образов. Более того, чувствуется, что Сомоза владеет материалом и хорошо знаком с биографиями упоминаемых им известных личностей. Порой кажется, что в погоне за литературностью, он подражает своему знаменитому соотечественнику — Артуро-Перес Реверте. Тем страннее на этом фоне выглядят отдельные сцены, будто бы заимствованные из не очень качественных фильмов ужасов. Хоррор — это, конечно, замечательно, но в книгу Сомозы эти сцены, на мой взгляд, вносят диссонанс, удешевляют ее. И сразу понимаешь, что до Реверте тут ох, как далеко... Кого-то, безусловно, привлекут в этой книге именно ужасы. Меня же, наоборот, «Дама номер 13» убедила в том, что серьезная литература несовместима с хоррором в современной интерпретации.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Марк Хэддон «Крушение пирса»

Strannaya_Masha, 22 августа 2018 г. 15:40

Сборник новелл, заставляющий не только запомнить имя — Марк Хэддон, но и обратить внимание на вынесенное на обложку: «от автора «Загадочного ночного убийства собаки». Сразу оговорюсь, что роман, прославивший автора, прочитать мне еще не довелось, но комплиментарные отзывы и сравнения с «Цветами для Элджернона» подкрепляют уверенность в том, что это непременно стоит сделать.

Что касается сборника «Крушение пирса», тут Хэддон зарекомендовал себя как очень разноплановый писатель, способный умело сочетать различные жанры и стили. Среди его героев: последняя выжившая в космической экспедиции, уже не надеющаяся дождаться помощи, и толстяк, годами не выходящий из собственной квартиры; семья, не подозревающая, чем обернется визит странного незнакомца в канун Рождества, и студенты, отправившиеся в Амазонские джунгли на поиски пропавших предшественников... Аллегоричная мистика и жесткий натуралистичный реализм, гуманитарная фантастика и хоррор в духе Лавкрафта — Хэддон одинаково достоверен во всем. В одной из новелл он с документальной точностью воспроизводит хронику крушения пирса, произошедшего в Англии 23 июля 1970 года, а в следующей — дает волю фантазии, рассказывая красивую историю рождения созвездия Северная Корона, основанную на древнегреческих мифах. Некоторые новеллы Хэддона оставляют не самое приятное послевкусие: их герои неумолимо движутся к трагической развязке, а читатель (в моем лице) сгорает от желания остановить их или хотя бы предупредить. Увы, повлиять на сюжетные повороты невозможно, остается только порадоваться таланту автора, так мастерски заставившего ему поверить.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Герман Кох «Уважаемый господин М.»

Strannaya_Masha, 10 августа 2018 г. 13:29

Четвертая прочитанная книга голландца Германа Коха окончательно закрепила мое мнение о нем, как о писателе-интеллектуале, склонном к провокациям и эпатажу. В неотличающуюся особой остросюжетностью историю о человеке, по непонятным (поначалу) причинам следящем за своим соседом сверху, Кох умудрился вместить многое — от отношения к голландскому Сопротивлению в годы Второй Мировой и коллаборационизму до мнения о современном книгоиздательском бизнесе и завсегдатаях библиотек. Все это, разумеется, замаскировано под мысли отдельно взятого персонажа, но в том, что таким образом Кох выражает свое собственное мнение, сомневаться, по-моему, не приходится. Точно так же обстоят дела и в других книгах Коха: в «Ужине» за вроде бы невинной критикой ресторанного бизнеса скрывается отношение автора к реалиям всего современного общества потребления, а в «Летнем домике с бассейном» под, казалось бы, субъективным восприятием врача умело скрыта всеобъемлющая мизантропия самого автора. Мысли Коха порой кажутся настолько шокирующими, что просто диву даешься, как современному писателю в самом сердце Европы удается не только писать подобное, но еще и издавать. Но самое удивительное, что с большинством этих мыслей — о, ужас! — так и тянет внутренне согласиться. Кох со своими антигероями — писатель сложный, своеобразный и, безусловно, на любителя. Возможно, он в чем-то повторяется; возможно, его едкие, ядовитые книги в большом объеме способны вызвать передозировку — но они настолько индивидуальны, настолько выбиваются из общего ряда прилизанных посредственностей, что уже за одно это заслуживают внимания.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

А. Дж. Финн «Женщина в окне»

Strannaya_Masha, 28 июля 2018 г. 12:07

Человек становится свидетелем преступления, которому не способен помешать, и, в силу определенных причин, не внушает доверия тем, кому пытается о произошедшем рассказать. Сколько подобных сюжетов уже было? Наверное, столько же, сколько «ненадежных рассказчиков», на чьи слова нельзя полагаться. И, непременно такие рассказчики должны наблюдаться у психиатра, быть ограничены в передвижении или, на худой конец, страдать агорафобией (боязнью открытого пространства). И хорошо еще, если не всем этим сразу и одновременно.)) Почему-то такие сюжеты неизменно пользуются популярностью, вот и эта книга заслужила хвалебный отзыв от самого Стивена Кинга, нашедшего в ней «невероятный саспенс» или что-то еще в том же духе. Не разделяя его восторга, скажу, тем не менее, о том, что понравилось лично мне: неподдельный интерес автора к старым черно-белым фильмам — атмосферным шедеврам Хичкока, триллерам Клузо, детективам по мотивам романов Грэма Грина, Буало-Нарсежака... Персонажи фильмов, которые бесконечно смотрит главная героиня, разговаривают с ней, отвечают своими репликами на ее мысли, дают ей советы; происходящее на экране причудливо переплетается с тем, что происходит в реальности. Это здорово придумано, и это, пожалуй, единственная удачная авторская находка. Все остальное избито и затаскано.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Жан-Поль Дидьелоран «Вся оставшаяся жизнь»

Strannaya_Masha, 28 июля 2018 г. 10:10

Как написать книгу о неотвратимости финала так, чтобы она не оставляла после себя гнетущего впечатления? А если ее главный герой — танатопрактик (человек, занимающийся подготовкой тела к погребению)? Сдается мне, что именно такую задачу поставил перед собой Жан-Поль Дидьелоран, и, надо признать, справился с ней на «отлично». Из-под его пера вышла глубоко французская история, в которой нашлось место лиричности, сентиментальности, необременительной философии и даже юмору. Не хватило только... Но об этом ниже.

Все без исключения герои этой истории на удивление человечны: танатопрактик, слишком чувствительный для того, чтобы заниматься живыми; его бабушка, оценивающая людей по их способности отдать должное ее кулинарному таланту; соц. работница, принимающая дела своих подопечных слишком близко к сердцу. Даже старичок, оставляющий на видных местах купюру в 50 евро, чтобы лишний раз убедиться в том, что все вокруг воры и мошенники, человечен в своих слабостях и недостатках. «Прекрасная книга, — скажет большинство читателей, — такая добрая и светлая, в чем-то схожая по духу с фильмом «Пока не сыграл в ящик», но гораздо оптимистичнее». «Сказочная история, которой катастрофически не хватает правдоподобности», — ответят им единицы, еще не разучившиеся оценивать сюжет с точки зрения реалистичности. И я буду в числе последних, потому что книги «про то, как не бывает на самом деле» — это фантастика, но что-то не похоже, чтобы Дидьелоран относил себя к фантастам.

Любителям быть красиво обманутыми читать обязательно. Всем остальным — только, если интересуетесь искусством бальзамирования.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Джонатан Франзен «Безгрешность»

Strannaya_Masha, 5 июля 2018 г. 14:28

Масштабное полотно, по уровню проработки характеров сопоставимое чуть ли не с русской классикой. История девушки-невротички, живущей в общине сквоттеров в современной Америке, причудливо переплетается с историей юноши-диссидента из Восточной Германии времен Штази, образуя на удивление эклектичный узор, в котором найдется место и преступлению, и сумасшествию, и интернет-разоблачениям в духе Ассанжа, и политике, и семейной драме. Не все из поднятых автором тем мне интересны. Политические расследования, например, волнуют меня в последнюю очередь. Но, надо отдать должное Франзену — пишет он настолько увлекательно, что даже политика не отпугнула. Секрет тут, думаю, в психологизме и внимании к деталям, присущим именно большим писателям. Ведь интересно писать, в принципе, можно, о чем угодно, будь то кража боеголовки с военной базы США или падение Берлинской стены... Чтобы удержать интерес такого читателя, как я, достаточно уделять основное внимание личности и ее восприятию происходящего, а не описываемым событиям. Франзен именно так и поступает, и это приносит свои плоды: от семисотстраничного тома совершенно невозможно оторваться.

Из недостатков я бы отметила «сдвинутость» автора на мамах. Отношения практически всех героев книги с их матерями невероятно сложны и запутаны и, вместе с тем, играют для каждого из них определяющую роль. Не нужно быть психологом, чтобы догадаться, что тут у самого Франзена замешано что-то глубоко личное. С этой темой явный перебор.

Франзена считают одним из главных претендентов на Нобелевскую премию по литературе в ближайшем будущем. Не мне об этом судить, особенно учитывая тот факт, что эта премия вообще не кажется мне мерилом литературного таланта, но у Франзена, безусловно, большое будущее. Это рядовому читателю, вроде меня, и без премий очевидно.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Сюсаку Эндо «Посвисти для нас»

Strannaya_Masha, 28 июня 2018 г. 11:00

Грустная история о том, как на смену идеалистам приходят циники. Чтобы усилить контраст между первыми и вторыми, автор чередует две сюжетные линии, отделенные друг от друга временным отрезком размером в поколение. Первая линия — это воспоминания Одзу о друге детства Хирамэ, наполненные одновременно и ностальгией, и сожалением о том, что на их долю выпала война. Вторая посвящена событиям, происходящим в настоящем с Эйити — сыном Одзу. Давая Хирамэ отнюдь не лестную характеристику, автор, тем не менее, не оставляет у читателя сомнений в том, что он на его стороне. Каким бы нескладным и недалеким ни был Хирамэ, лелеющий нелепую мечту стать морским офицером, чтобы обратить на себя внимание девушки, он лучше бесчувственного и беспринципного врача Эйити, идущего к вершине своей карьеры по головам пациентов. Чем-то Эйити напомнил мне доктора из книги голландца Германа Коха «Летний домик с бассейном». Но тот, презирая своих пациентов, был, по крайней мере, способен на какие-то чувства. Эйити же не чувствует ничего, кроме желания выдвинуться, и воспринимает каждого следующего человека, оказавшегося в его власти, как очередную ступень карьерной лестницы. И все у него в итоге получится; можно не сомневаться: будущее за такими, как Эйити. От таких же, как Хирамэ, не останется и следа. В этом плане символично, что даже пляж, на котором он в погоне за своей любовью когда-то чуть не утонул, исчез, превратившись в еще один забетонированный участок земли, отвоеванный у моря.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Дэн Вилета «Дым»

Strannaya_Masha, 21 июня 2018 г. 14:43

Добротное, качественное ... фэнтези? Не уверена, что эту книгу стоит втискивать в узкие рамки определенного жанра. Весь сюжет построен на одной-единственной оригинальной задумке автора — герои этой книги дымят. Дымят в самом прямом смысле этого слова. Что-то произошло с человечеством, и никто не знает, как именно это началось — люди мутировали или, быть может, были инфицированы. Теперь в их телах есть особая железа, отвечающая за выделение дыма, а дым — это материальное проявление порочности. Люди дымят, потому что грешны. И, разумеется, в таком обществе непременно должны появиться те, кто притворяются чистыми, те, кто готовы ради этого на любые ухищрения. Что это, если не аллегория? Автор, на мой взгляд, поступил не совсем логично — он сделал главными действующими лицами подростков, рискуя тем, что книгу сочтут ориентированной на аудиторию «young adult», и при этом загадал загадку, разгадать которую подростку вряд ли под силу: в чем смысл аллегории? Общество, погрязшее во лжи и притворстве. Общество, в котором те, кто не дымят, ничем не лучше дымящих, но при этом притворяются безгрешными. Что это? Намек на институт церкви? На расслоение современного общества? На тоталитарный режим, чья верхушка мнит себя незапятнанной? Или на любое человеческое сообщество, в котором ложь стала нормой? Выход, по Вилете, может быть только один — революция. Но вот тут, наверное, стоит вспомнить, что это все-таки фэнтези (или что-то хорошо под него замаскированное), иначе эта книга превратится в политический манифест. ))

Безусловно, «Дым» можно читать и не вникая в дебри авторской философии. В таком случае вы получите увлекательный приключенческий роман, из несомненных достоинств которого можно отметить: атмосферность, отсылающую к Англии Диккенса и Акройда; хорошо продуманный сюжет, в котором каждая деталь играет свою роль; язык на должном уровне; живые характеры, полные противоречий.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Уолтер Тевис «Пересмешник»

Strannaya_Masha, 14 июня 2018 г. 16:09

Роман Уолтера Тевиса во многом вторичен по отношению к двум знаменитым антиутопиям двадцатого века («451° по Фаренгейту» и «1984»), но все же привносит некоторые новые краски в картины будущего, созданные Брэдбери и Оруэллом. В мире, который рисует Тевис, люди отупели настолько, что книги даже не нужно запрещать, они попросту никому не интересны. Все так заняты собой, что до окружающих им нет никакого дела, да и усложнять свою жизнь лишними эмоциональными всплесками никто не хочет. На фоне этого совсем неудивительно, что роботы, намного превосходящие людей интеллектуально, руководят всеми сферами жизни. И, разумеется, только человек, который откроет для себя чтение, сможет понять, насколько ущербна действительность, в которой он существует. Написано это, заметьте, в конце 70-х.

И все вроде бы тут верно, если бы не одно «но», перечеркивающее лично для меня многие правильные мысли автора: Тевис старательно развенчивает такие понятия, как «индивидуализм», «приватность», «соблюдение границ личного пространства». В придуманном им мире эти понятия возведены в культ, и именно это, по Тевису, обособляет людей и в конце концов ведет человечество к краху. Такая позиция автора мне совсем не близка, потому что я обеими руками ЗА индивидуализм, ЗА приватность и ЗА соблюдение личного пространства. Насчет первого, по-моему, и так все понятно: людей, лишенных индивидуальности и мыслящих одинаково, в мировой истории было предостаточно. А что касается всего остального — не думаю, что вам нравятся люди, которые бесцеремонно вас разглядывают, лезут с расспросами о том, что их совершенно не касается, вовлекают вас в примитивные бессодержательные разговоры в ущерб вашему личному времени. Вот в этом как раз и заключается нарушение приватности и границ личного пространства. Тевис же, похоже, считает, что именно так и проявляются человеческое участие и сплоченность. Он, конечно, утрирует, но, тем не менее, его идеи вполне ясны. Выходит, что будущее, которого опасался Тевис, отчасти все-таки уже наступило, потому как ниспровергаемые им «индивидуализм» и «приватность» стали сейчас одними из главных ценностей. Думаю, что не только для меня.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ричард Йейтс «Одиннадцать видов одиночества»

Strannaya_Masha, 11 июня 2018 г. 15:20

Ричард Йейтс, которого по праву считают наследником знаменитого «потерянного поколения», продолжая его мотивы, привносит в палитру американской классики двадцатого века собственные неповторимые оттенки. Его проза представляет собой некую золотую середину: более тонкая и литературная, чем у Хемингуэя, она, вместе с тем, прямолинейнее и жестче прозы Фицджеральда.

До недавнего времени Йейтс был знаком мне только по роману «Дыхание судьбы» и фильму «Дорога перемен» — экранизации одного из самых известных его произведений. Сборник «Одиннадцать видов одиночества» дал возможность познакомиться с Йейтсом — автором малой прозы, узнать, почему вошедшие в этот сборник новеллы считают «эквивалентом «Дублинцев» Джойса», а самого Йейтса одни сравнивают с Чеховым, а другие называют «американским аналогом Луи-Фердинанда Селина».

Одиночество бывает разным: одиночество приютского мальчика среди благополучных сверстников; одиночество пациента, чья супруга считает себя «почти вдовой»; одиночество нескладной учительницы, которой стесняются ее же собственные ученики; одиночество невесты, накануне свадьбы вдруг осознавшей, какую она совершает ошибку; одиночество заискивающего перед всеми толстяка и одиночество уверенного в своей гениальности журналиста... Это истории о совершенно разных людях, которых объединяет только одно: физически никто из них не одинок, все окружены друзьями, семьей, коллегами, сослуживцами, одноклассниками или хотя бы товарищами по несчастью, но от этого менее одиноким никто из них не становится.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Мариша Пессл «Некоторые вопросы теории катастроф»

Strannaya_Masha, 7 июня 2018 г. 15:06

Если вы, как и я, стараетесь избегать книг с цветочными обложками, этот отзыв призван напомнить вам, что не вся изданная подобным образом литература одинаково бездарна. )) Марише Пессл удалось талантливо рассказать историю взросления девушки-интеллектуалки, удачно сочетая элементы «роуд-муви» и лихо закрученного детектива, и сумев при этом заставить читателя снова и снова мысленно возвращаться к сюжетным поворотам. Книга, повествование в которой ведется от лица героини, чей IQ составляет 176 баллов, и так обещает быть необычной, а тут еще куча хвалебных отзывов, собранных на первых страницах, сулит загадочное сходство с творениями Донны Тартт, Сэлинджера, Патриции Хайсмит, Пинчона и — неожиданно! — Набокова. Честно признаюсь: последняя фамилия смутила меня больше всего. Как-то с трудом верилось, что молодой американский автор может хоть в чем-то приблизиться к недосягаемому (лично для меня) литературному авторитету. Но чем дальше я читала, тем больше убеждалась в том, что попытка приближения оказалась весьма удачной. Влияние Набокова (или, если хотите, подражание ему) чувствуется у Пессл и в манере построения фраз, и в неожиданности метафор, и в меткости эпитетов. Фразы типа «то и дело какое-нибудь слово застревало у нее во рту и потихоньку сползало обратно в горло, пока следующие слова не вытолкнут его наружу» или «дерево, явно переживая миг религиозного экстаза, воздело к небу ветви, словно порываясь схватиться за ноги Божьи» не оставляют сомнений на этот счет. Но, кроме языка и стиля, есть еще кое-что — излюбленный набоковский прием — обилие отсылок и аллюзий, половина которых апеллирует к вымышленным книгам, фильмам, историческим личностям и событиям. Сделано это мастерски, и вот тут нужно отметить кропотливую работу переводчика, который отделял реальное от выдуманного и писал ко всему этому примечания.

Уделяя столько внимания форме, невозможно не сказать о содержании, в котором чувствуется неожиданная для развлекательной литературы глубина. Книга поднимает важный для человеческих взаимотношений вопрос: можем ли мы узнать и понять друг друга до конца? Ответ, разумеется, каждый даст для себя сам.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

А. Ф. Брэди «Обман»

Strannaya_Masha, 2 июня 2018 г. 09:28

История запутавшейся в собственных комплексах женщины-психотерапевта. Автор, то ли рассчитывающий на очень широкий круг читателей, то ли сам имеющий весьма условное представление о психологии и психиатрии, наделил свою героиню полным спектром самых известных психологических проблем — от заниженной самооценки до «комплекса жертвы». Диагнозы ее пациентов тоже не блещут оригинальностью: тут вам и встречающийся нынче в каждом втором фильме, посттравматический синдром, и биполярное расстройство, которое в легкой форме вообще может диагностировать у себя почти каждый. Иными словами, вникать в дебри психиатрии автору не хотелось, а следовательно людям, решившим, как и я, почитать эту книгу из любви к «играм разума», почерпнуть в ней особо нечего. Можно, правда, немного посочувствовать героине, проникнувшись атмосферой ее маргинального мира, но и этой атмосферы надолго не хватит:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
тошнотворно-счастливый финал наступит быстро и неумолимо.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Дженнифер Макмахон «Огненная дева»

Strannaya_Masha, 19 мая 2018 г. 08:40

Исходя из названия, проводить аналогии с «Воспламеняющей взглядом» не стоит — их здесь нет. «Огненная дева» — детектив с элементами мистики, весьма надуманный и неправдоподобный. Оставим главную, если не сказать единственную, мистическую составляющую сюжета — секретный аппарат Томаса Эдисона, позволяющий общаться с умершими, — на совести автора. В конце концов, мистика не обязана быть правдоподобной. Но хотелось бы правдоподобности хоть в чем-то: в характерах и действиях героев, в сюжетообразующей интриге. Увы, все это показалось мне крайне надуманным, а местами и просто глупым. Чего стоит одна только крупногабаритная работница кафетерия Пруденс, смастерившая у себя дома макет цирка из бельевых прищепок. В финале ей каким-то совершенно непостижимым для меня образом удается открыть свой собственный настоящий цирк. Без всякой мистики, просто потому, что, дескать, «мечты сбываются». )) На фоне таких вот наивных несуразностей примитивный язык повествования уже не кажется самым большим недостатком...

Несколько лет назад мне понравились у Макмахон «Люди зимы». С тех пор я время от времени почитываю то, что у нее выходит, но, увы, ничего стоящего больше не попадалось..

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Джоанн Харрис «Мальчик с голубыми глазами»

Strannaya_Masha, 30 апреля 2018 г. 13:44

Первая прочитанная мной книга Джоанн Харрис, скорее всего, станет последней. На протяжении почти шестисот страниц автор толчет воду в ступе, перетасовывает детские воспоминания героев и наводит на каждого из них подозрения в череде совершенно невнятных преступлений. Ближе к финалу герои оказываются не теми, кем представлялись читателю, но к этому моменту, книга уже успевает настолько надоесть, что становится абсолютно безразлично, кто там убийца на самом деле.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин»

Strannaya_Masha, 25 апреля 2018 г. 13:15

Не могу сказать, что культовая история садиста-меломана Алекса меня особо впечатлила. Берджесс замахивается на очень серьезный этический вопрос: есть ли у общества право заставить индивидуума быть хорошим или все же свобода выбора сверхценна? Но вместо того, чтобы дать однозначный ответ, все сводит к простой истине — пока мы молоды, мы способны на все, что угодно, а когда мы взрослеем, и наши дети повторяют те же ошибки, мы не в силах на них повлиять. Что, в общем-то, и так достаточно очевидно, ничего нового тут нет.

Две другие прочитанные мной книги Берджесса — антиутопия «Семя желания» и полусатирическая стилизация с элементами хоррора «Однорукий аплодисмент» — на мой взгляд, заслуживают большего внимания.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Нацуо Кирино «Аут»

Strannaya_Masha, 17 апреля 2018 г. 10:11

Впечатляющий психологический триллер. Три подруги помогают четвертой избавиться от тела ее мужа, не представляя к каким последствиям это приведет. Никаких сантиментов по поводу женской дружбы — одну из них на рискованный шаг толкает отчаяние, другими движут исключительно меркантильные интересы. Я понимаю, почему на обложку вынесены сравнения с «Преступлением и наказанием», но все же параллели между Раскольниковым и осознавшей свою исключительность Масако кажутся мне притянутыми за уши. Отдельно стоит отметить совершенно особое настроение, свойственное именно японской литературе. Для меня это безусловное преимущество..

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Хан Ган «Вегетарианка»

Strannaya_Masha, 3 апреля 2018 г. 17:18

Первое в моей жизни произведение корейского автора оставило странное послевкусие. Поначалу я была настроена скептически, но мрачность, депрессивность и тревожность этого романа меня в конце концов заворожили. Эта книга совсем не о том, о чем можно подумать, исходя из ее названия, никакой пропаганды вегетарианства тут нет. Она о жизненных тупиках, в которые люди попадают невольно или загоняют себя сами, что случается намного чаще. Загоняют, связывая себя узами брака с теми, кого не любят, пуская свою жизнь на самотек, соглашаясь терпеть насилие, поддаваясь искушениям...

Книга неслучайно разделена на три части — сила эмоционального воздействия возрастает по мере продвижения от первой к третьей. Если в начале неясные мотивы и мрачные сны героини не производят особого впечатления, то уже во второй части поражает чисто азиатская отстраненность, с которой к одному из героев приходит мысль: «хорошо бы умереть!». А в третьей — даже самого непробиваемого читателя не оставит равнодушным внутренний монолог героини, идущей на сопку, чтобы повеситься, и возвращающейся из-за того, что «ни одно из деревьев не захотело ее принять». И речь тут идет не о каком-то поэтическом одушевлении деревьев, а о вполне реалистичной драме женщины, разрывающейся между желанием умереть и ответственностью перед собственным ребенком.

Книга достаточно тяжелая с психологической точки зрения — читать ее в неустойчивом эмоциональном состоянии я бы не советовала.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Фредерик Бегбедер «Уна & Сэлинджер»

Strannaya_Masha, 28 марта 2018 г. 09:23

Увлекательно рассказанная история взаимоотношений американского классика Дж. Д. Сэлинджера с его первой любовью Уной О'Нил. В небольшую по объему книжицу втиснута масса фактов: о писателе Трумене Капоте — друге Уны; о трагической судьбе ее отца Юджина О'Нила — знаменитого американского драматурга; о Чарли Чаплине, за которого Уна вышла замуж; о встречах Сэлинджера и Хемингуэя; об участии Сэлинджера в высадке союзных войск в Нормандии и освобождении концлагеря близ Дахау; а также о том, как он впоследствии страдал от посттравматического расстройства. Может показаться, что книга состоит из сухого перечисления биографических фактов, но это не так. Автор, присутствующий внутри повествования, остроумно и иронично комментирует описываемые им события, при этом его довольно своеобразный юмор не кажется неуместным или раздражающим.

Согласно теории Бегбедера, именно Уна вдохновила Сэлинджера на создание романа «Над пропастью во ржи», а некоторые его новеллы — своего рода открытые письма, адресованные ей. Я не возьмусь судить о верности предположений Бегбедера, поскольку он сам признается, что, не получив доступа к реальной переписке главных героев, кое-что додумал сам, но написанная им книга однозначно побуждает перечитать Сэлинджера и, возможно, заново его переосмыслить.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Дорис Лессинг «Марта Квест»

Strannaya_Masha, 24 марта 2018 г. 10:35

Крайне тягучая и невразумительная история, не позволяющая читателю проникнуться ни духом времени (вот-вот начнется Вторая Мировая), ни атмосферой экзотического места действия (английская колония в Африке). Содержание книги, на мой взгляд, не вполне соответствует заявленной аннотации, речь в которой идет о некоем бунте главной героини. На самом деле весь ее бунт выражается в спорах с матерью и весьма расплывчатых политических взглядах, никак, впрочем, не реализованных. Героиня, по замыслу автора, явно претендующая на читательские симпатии, не вызывает ни малейшего желания ей сопереживать, а некоторые ее поступки (убийства животных на охоте) лично для меня разом перечеркивают все ее возможные благородные мотивы. Книга напрочь отбивает желание знакомиться с другими произведениями автора, но, тем не менее, позволяет уяснить, за что Лессинг получила Нобелевскую премию по литературе. Получила она ее за пропаганду феминистических идей. А вот соглашаться с решением Нобелевского комитета или нет — это уже личное дело каждого читателя.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Маргарет Этвуд «Год потопа»

Strannaya_Masha, 16 марта 2018 г. 16:44

Вторую часть антиутопии Маргарет Этвуд я восприняла спокойнее очень впечатлившей первой. Идеи все те же: перенаселение, расцвет генной инженерии, катастрофическое расслоение общества, общая абсурдность всего происходящего и единственный выход — глобальная пандемия. Во второй части Этвуд добавила ко всему этому только одно — сообщество вертоградарей или, проще говоря, веганов. Их философия и трактовка Библии выглядят в книге так убедительно, что стало интересно, не вегетарианка ли сама Этвуд. По-моему, вполне очевидно на чьей стороне ее симпатии в споре между производителями секрет-бургеров и шуб из вымирающих видов животных и безобидными «зелеными», пусть слегка и смахивающими на сектантов. Отдельное спасибо хочется сказать переводчику за приложение, в котором собраны почитаемые вертоградарями святые, которые, конечно же, на самом деле никакие не святые, а самые обычные люди, отличающиеся от других только тем, что им не все равно: Диана Фосси, защищавшая горилл и убитая браконьерами; Чико Мендес, пытавшийся спасти от вырубки бразильскую сельву и застреленный на пороге собственного дома и многие другие — зоозащитники, экологи, борцы за охрану природы. Вот они люди, действительно заслуживающие уважения!!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Хилари Мантел «Фладд»

Strannaya_Masha, 16 марта 2018 г. 10:20

Классическая, в общем-то, формула — живут в своем закрытом мирке люди, каждый из которых по-своему несчастен. Задыхаются от рутины, но упорно продолжают играть свои роли, делая вид, что все у них в порядке. Но вот появляется некто, делающий их притворство невыносимым, и, словно скальпелем, вскрывает все, что наболело. Сюжет-то, может, и классический, но разыгрывают его в не самых обычных декорациях не самые обычные персонажи. А самый странный из них — тот самый пришелец, лица которого никто не может запомнить. Оно словно окутано туманом, как и весь убогий полузаброшенный городок, затерянный среди вересковых пустошей. Не выбраться из этого тумана и читателю, которому предстоит самому догадываться, кем был необычный гость, явившийся из ниоткуда и исчезнувший в никуда, и, главное, чем обернулось его появление для героев — спасением или искушением.

Очень атмосферная, глубоко английская книга. Понравится тем, кто любит искать ответы сам, а не ждать их от автора в разжеванном виде.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «По эту сторону рая»

Strannaya_Masha, 7 марта 2018 г. 16:12

Первый опубликованный роман Фицджеральда, после которого к нему пришел успех. Читающей публике пришлась по душе история взросления тщеславного красавчика Эмори Блейна, из которого жизнь постепенно «делает» человека.

Главному герою предстоит провести детство в обществе эксцентричной матери; быть отвергнутым сверстниками, считающими его чересчур высокомерным; побывать в закрытой школе, перекраивающей его заново; найти и потерять университетских друзей; безнадежно влюбиться и повоевать на фронтах Первой Мировой. Через все этапы своего становления Эмори пронесет чувство превосходства над другими, желание обогнать их во всем, добиться всеобщего восхищения. Только ближе к финалу, скатившись в нищету, он начнет понимать, что жить стоит не ради достижений, успехов и престижа. И, пожалуй, настоящим чудом, для такого законченного эгоиста, как Эмори, можно считать его зарождающийся на последних страницах интерес к чему-то, не связанному напрямую с ним самим...

Любопытно, как много внимания уделено в романе книгам, которые читает главный герой. Роль чтения в становлении человека как личности явно оценена автором по достоинству — о многом должны сказать читателю примеры книг, вдохновивших Эмори, а также его собственные пробы пера. Увы, большинство споров о литературе, которые Эмори ведет со своими университетскими приятелями, у современного читателя способны вызвать только зависть и сожаление о том, как деградировали люди за последние сто лет..

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»

Strannaya_Masha, 3 марта 2018 г. 16:11

Сильная книга. Абсолютно прозрачным языком, без пафосности и сентиментальности, без особых стилистических ухищрений рассказана история человека мечтавшего, верившего и вплотную подошедшего к крушению своих иллюзий. Жизнь в ритме карнавала была для Гэтсби всего лишь уловкой на пути к достижению его цели, но избежать момента, когда любые уловки перестают работать и приходится взглянуть правде в глаза, ему не удалось. Как, наверное, не удалось и самому Фицджеральду, до поры до времени справлявшемуся с личной драмой (болезнью жены) за счет превращения своей жизни в бесконечный праздник.

Есть у этой книги какой-то особый секрет, благодаря которому она производит такое сильное впечатление. Возможно, дело в том, что очарованный плавностью повествования, читатель просто не замечает, в какой момент его заставляют взглянуть на зеленый огонек на другом берегу залива глазами Гэтсби, почувствовать его неистребимую надежду, окунуться в его иллюзию. Разве не в этом заключается волшебство литературы? Настоящая магия, работающая только для тех, кто способен ее воспринимать...

Повезло Гэтсби только в одном — в том, что Уилсон подоспел как раз в тот момент, когда он (Гэтсби), возможно, еще не во всем успел разочароваться. Вовремя подоспел..

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Андреас Грубер «Смерть с уведомлением»

Strannaya_Masha, 25 февраля 2018 г. 16:41

Очередная история про маньяка с трудным детством. На сей раз от немецко-австрийского автора. Для любителей психологии тут есть дополнительный бонус — треть книги занимают сеансы психотерапии, и это отнюдь не делает ее скучной. Напротив, сюжет очень динамичный, а развязка в здании музея патологической анатомии и вовсе впечатляет.))

Но самым запоминающимся в этом триллере, как ни странно, оказывается не убийца-психопат (как обычно бывает), а голландский полицейский — специалист по психологическим профилям преступников. Cовременные детективщики соревнуются между собой в оригинальности характеров своих героев-сыщиков, но Грубер в этом плане превзошел многих своих коллег. Его герой увлекается дзен-буддизмом и аккупунктурой, питает слабость к веществам, расширяющим сознание, и биографиям писателей-самоубийц. А еще ворует книги из процветающей книжной сети из соображений ... личной мести. )) В общем, во всех отношениях примечательная и оригинальная личность, явно претендующая на читательские симпатии.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Альбер Камю «Недоразумение»

Strannaya_Masha, 18 февраля 2018 г. 15:20

Драма Альбера Камю «Недоразумение» не так широко известна как некоторые другие его произведения, но именно она кажется мне совершенно необходимой для понимания сути мировоззрения великого француза. Сюжет в духе древнегреческой трагедии взят из газетной хроники, но он тут второстепенен. Все дело в смысле или вернее в том, что смысла, по Камю, нет ни в чем.

Узкий круг действующих лиц. Шансов на спасение нет ни у кого: Марта, горячо верящая, что обретет счастье у моря, поймет, что ее мечта была иллюзией; Жан, питающий нелепые надежды осчастливить мать и сестру, станет жертвой трагического недоразумения; Мать, от усталости и разочарования не узнающая родного сына, не простит себе роковой ошибки. Кто-то скажет, что автор слишком уж безжалостен к своим героям, но разве это его вина? Ведь есть в этой драме еще один, пожалуй, самый примечательный персонаж: безымянный Слуга, воплощение глухого и слепого Рока. Безучастно слушая мольбы о помощи, он в конце концов снисходит до одного единственного ответа. Звучит этот ответ очень просто: «нет!»

«Недоразумение» — это драма безысходности, бессмысленности и абсурдности человеческого существования, гениальная в своей простоте и лаконичности. Одна из вершин творчества Камю и всего французского экзистенциализма..

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Альбер Камю «Падение»

Strannaya_Masha, 16 февраля 2018 г. 12:15

Написанная в форме монолога исповедь разочаровавшегося в жизни адвоката. Когда-то он был весьма доволен собой и постоянно ощущал свое превосходство над окружающими. Будучи законченным эгоцентриком, он был уверен, что вызывает всеобщее уважение и восхищение. Да и как можно не восхищаться таким отзывчивым человеком, всегда готовым помочь ближнему? Никто и не подозревал, что Жан Батист Кламанс помогает всем и каждому не из человеколюбия (людей он всегда презирал), а исключительно ради себя самого, из желания возвыситься в своих собственных глазах. Но ничто не длится вечно, и однажды случайное стечение обстоятельств меняет отношение Кламанса к жизни и к самому себе. Осознав, как заблуждался, он больше не может и не хочет вести жизнь полную лжи. Теперь он мечтает только об одном — разрушить свою тщательно выстроенную репутацию, рассказать людям, кто он на самом деле. Бродя по улицам Амстердама, напоминающим ему круги ада, он ищет случайных собеседников, которым можно исповедаться в собственных грехах. Вот только его цель — не облегчить душу, а добиться от своих жертв ответной исповеди. Кламанс находит успокоение в том, чтобы, слушая чужие признания, снова и снова убеждаться в подлости всего рода человеческого.

Мне кажется интересным проследить эволюцию героев Камю — от бесхитростного, в чем-то примитивного Мерсо («Посторонний») к циничному и изворотливому Кламансу («Падение»). Первый противопоставлял себя обществу и в некотором смысле бунтовал; второй осознал себя частью этого общества, понял, что бунт бесполезен и жаждет только одного — разделить свою вину на всех. И, вроде бы, это два совершенно разных и непохожих друг на друга человека, но почему-то меня мучает вопрос: а что стало бы с правдолюбом Мерсо, если бы его не казнили за убийство? Может, со временем он бы повзрослел и сумел бы выжить в непринимающем его обществе, научившись скрывать свою правду под маской вполне благопристойной исповеди? Иными словами, может, Кламанс — это научившийся лицедействовать Мерсо??

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Стивен Кинг «Долорес Клэйборн»

Strannaya_Masha, 13 февраля 2018 г. 10:16

Долгое время откладывала «Долорес Клейборн» на потом, поскольку истории, рассказанные от женского лица, как правило, не входят в число моих любимых. Но, вопреки ожиданиям, книга не разочаровала. Во-первых, образ Долорес Клейборн показался мне одним из самых правдоподобных женских образов Кинга — ничего не стоит представить себе эту женщину и поверить, что в предлагаемых ей обстоятельствах она действовала именно так, а не иначе. Во-вторых, это, по-моему, единственный роман Кинга, написанный в форме монолога, и монолог этот так мастерски стилизован под речь необразованной островитянки, что талант Кинга-стилиста, практически не проявленный в других его романах, здесь выходит чуть ли не на первый план. В-третьих, эта книга оказалась зеркальным отражением очень любимого мной «1922». В-четвертых, в ней, оказывается, есть интересное пересечение с «Игрой Джеральда», обнаружить которое можно только прочитав обе книги подряд.

И все же не обошлось без минусов: Кинг как обычно растягивает и «пережевывает» по несколько раз то, что уже и так понятно. Иногда кажется, что он ориентируется на читателя, не способного без его помощи вообще ни о чем догадаться. ))

Но многое можно простить вот за это: «... от них по-настоящему ведь не избавишься. Никогда. Думаешь, ты от них заперлась, что повымела их всех и нигде больше ни единого мусорного кролика не осталось, и тут они возвращаются, и на них лица — на них всегда лица, и лица эти именно те, которые ты больше не хочешь видеть ни во сне, ни наяву». Одна из любимых тем Кинга — тема расплаты и необходимости платить по счетам совести. В «1922» она доведена до предела; здесь все подано мягче, но именно эта тема, на мой взгляд, «делает» книгу. А заодно превращает «короля ужасов» в мастера психологической прозы. А вот это уже заслуживает намного большего уважения.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Сэм Тэйлор «Амнезия»

Strannaya_Masha, 8 февраля 2018 г. 16:21

Джеймс жил вполне счастливо до тех пор, пока однажды, сломав ногу, не оказался в вынужденной изоляции у себя дома. Предоставленный самому себе, он начал задумываться над смыслом прожитых лет. Копаясь в собственной памяти, Джеймс внезапно обнаружил, что не помнит определенного периода своей жизни. Дневник, который он вел в это время, почему-то хранится в закрытом ящике, а ключа нет...

Жанр этой книги я бы определила как экзистенциальный детектив, герой которого то и дело задается вопросами «кто я?» и «происходит ли все это на самом деле?» Надо заранее предупредить, что ответы, которые он получит в финале, достаточно туманны. Автор, судя по всему, большой любитель поиграть с читателем и поморочить ему голову: до последних страниц остается неясным, кто тот загадочный рассказчик, от лица которого ведется повествование, а статья о чешском философе, которую ГГ читает в интернете, и вовсе способна ввести в заблуждение кого угодно (я почти поверила, что такой человек реально существовал). Но умением создавать мистификации талант автора не ограничивается: когда Джеймс находит рукопись 19 века, автор с легкостью переходит от современного языка к языку викторианского романа. В начитанности ему тоже не откажешь — его герой читает в оригинале Борхеса, вспоминает «Замок» Кафки и «Падение» Камю, разбирается в английской поэзии. Все это придает книге некоторую громоздкость, но любителям литературных головоломок она, тем не менее, способна подарить немало приятных минут.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Донато Карризи «Девушка в тумане»

Strannaya_Masha, 3 февраля 2018 г. 10:05

Суперагент Фогель, специализирующийся на громких делах, приезжает в сонный альпийский городок расследовать таинственное исчезновение девушки... Такова завязка, занимающая почти треть книги, и, надо признать, что соблазн бросить ее на этом этапе очень велик. Ничего оригинального, вроде бы, не предвидится, а эксцентричный, помешанный на собственной внешности Фогель кажется собирательным образом всех известных сыщиков. Но с развитием сюжета и появлением школьного учителя Мартини, бежавшего вместе с семьей от чего-то, называемого им «нечто», все меняется. Автор, оказывается, задумал очень интересную штуку: столкнуть лбами двух героев, каждым из которых движет «самый глупый грех дьявола» — тщеславие... Стараясь не раскрыть интригу, могу сказать только одно — отсутствие положительных героев делает эту книгу правдоподобнее (да и привлекательнее) тех шаблонных триллеров, в которых заведомо хороший полицейский гоняется за преступником. В целом, получился совсем не банальный детектив с интересной идеей и впечатляющей развязкой. Итальянцы хороши.))

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Джек Лондон «Мартин Иден»

Strannaya_Masha, 29 января 2018 г. 10:26

Перечитать «Мартин Иден» пятнадцать лет спустя — все равно, что обнаружить новую книгу под прежним названием. Меняется восприятие; дает о себе знать читательский багаж; то, что раньше казалось незначительным, выходит на первый план. Как-то сама собой по ходу прочтения возникла ассоциация с башней, которая возводилась по кирпичику, чтобы в финале рухнуть, похоронив под собой все воспетое автором — веру в себя и презрение к обывателям; индивидуализм и ницшеанство; и, конечно, любовь как высшее духовное проявление человека.

С удивлением обнаружила, что параллели с «Цветами для Элджернона» провела не только я — многие упоминают об этом в отзывах (все-таки читающие люди мыслят одинаково). Действительно, невозможно не заметить сходства: человек чувствует себя одиноким, если в чем-то уступает тем, на кого хочет равняться, но это ничто в сравнении с тотальным одиночеством человека, превзошедшего свое окружение и осознающего то, что раньше было ему недоступно.

Финал почему-то многим не понятен: дескать не было у ГГ причин сводить счеты с жизнью... А я вот думаю, что такой финал в книге совершенно необходим. Автор и так методично развенчал все, чем был очарован его герой, надо же было оставить ему последний шанс проявить и утвердить ту самую силу духа, в которую он так верил. Сознательный уход из жизни Мартина Идена призван доказать — несмотря ни на что, его воля осталась несломленной.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Дафна Дю Морье «Полёт сокола»

Strannaya_Masha, 23 января 2018 г. 10:40

Запутанная история двух братьев, встретившихся после двадцатилетней разлуки, в родном для обоих итальянском городке. Как не все спокойно на узких улочках Руффано (поговаривают о Тайном Обществе, расправляющемся с неугодными), так не все ладно и в отношениях двух братьев. Одна за другой оживают тайны прошлого, крепнут подозрения, и вот уже выясняется, что один из них отождествляет себя с герцогом по прозвищу Сокол, державшим в страхе всю округу несколько сотен лет назад...

Мне всегда нравилась Дюморье в малой форме. Очень хороши новеллы из сборников «Синие линзы» и «Не позже полуночи», а вот ее романы мне осилить не удавалось. Этот первый, но, честно признаться, по-настоящему интересно мне было только последние страниц восемьдесят. Если бы вся книга уложилась в этот объем, ей бы цены не было. Но, к сожалению, много страниц потрачено на пустую суету героев, и эта суета заслоняет собой некоторые действительно значимые моменты. В итоге остается не до конца понятным замысел автора. Перед нами история безумия? Или раскаяния в непомерной гордости?

Финал странный, вызывает недоумение. Но в этом вся Дюморье с ее иррациональными героями, живущими по собственным законам.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Джон Уильямс «Стоунер»

Strannaya_Masha, 13 января 2018 г. 12:14

В хорошей книге каждый находит то, что близко именно ему. Вот так и в «Стоунере» кто-то увидит историю простого крестьянского парня, поднявшегося до уровня преподавателя в университете (своего рода воплощение американской мечты). Кто-то, напротив, решит проанализировать поступки главного героя и обнаружит связь между его слабохарактерностью и жизненными неудачами. Мне же кажется, что «Стоунер» — это в первую очередь книга о роли литературы в человеческой жизни.

В юности книги пробудили главного героя от эмоционального оцепенения и буквально научили чувствовать. Во времена семейных и профессиональных неурядиц они были его единственным убежищем и отдушиной. И хотя с годами Стоунера все чаще стала посещать мысль, что «в конечном счете все на свете <...> бесплодно и пусто и в итоге сводится к вечному неизменному нулю», литература все равно поддерживала и спасала его до самого конца.

Мне кажется неслучайным, что в 21 веке эта слегка подзабытая американская классика обрела вторую жизнь — ее читают, переиздают и рекомендуют друг другу. Все дело в том, что современные люди, чья жизнь полна стрессов и напряжения, сумели лучше предыдущих поколений понять Уильяма Стоунера, лечившегося литературой от жизненных невзгод.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Иэн Макьюэн «Невыносимая любовь»

Strannaya_Masha, 10 января 2018 г. 09:22

После каждой книги Макьюэна я зарекаюсь читать его дальше. Так было с «Амстердамом», «Цементным садиком» и «Субботой». С «Субботой» особенно. Но, зная свое неравнодушие к книгам о психических расстройствах и одержимостях, и польстившись на интригующую аннотацию, я все-таки решила почитать «Невыносимую любовь». Сюжет действительно кажется интересным: жизнь главного героя рушится, когда его начинает преследовать некто, то ли влюбившийся в него, то ли пытающийся обратить его в свою веру. Такой сюжет мог бы стать основой шикарного психологического триллера, но Макьюэн верен себе — многостраничные отступления занимают чуть ли не половину книги. Помнится, в «Субботе» именитый британский прозаик пространно размышлял о войне в Ираке и Саддаме Хусейне (к сюжету это не имело ни малейшего отношения). В «Невыносимой любви» он ударился в рассуждения об эволюции и теории Дарвина. И, честно сказать, научно обоснованными эти рассуждения не выглядят. Вызывает сомнение и подлинность психического расстройства — синдрома де Клерамбо, которым страдает антипод главного героя. Существует ли такое на самом деле? Если бы книга хоть чем-то зацепила, об этом захотелось бы узнать поподробнее. Но тут даже желания проверить не возникло. Думаю, на этот раз с Макьюэном покончено надолго.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Гиллиан Флинн «Тёмные тайны»

Strannaya_Masha, 22 декабря 2017 г. 11:40

Гиллиан Флинн — модный раскрученный автор, чьи книги активно экранизируются и получают хвалебные отзывы якобы от самого Стивена Кинга. Но, разумеется, это абсолютно ни о чем не говорит.)) «Темные тайны» — очень средненький триллер. Мне доводилось читать и более остросюжетные, и более неожиданные, и лучше продуманные. Но главное — намного более атмосферные, а ведь именно мрачность считают одним из главных достоинств романов Флинн.

С первых же страниц ясно, что не тот, кого сочли сатанистом и посадили в тюрьму, расправился с семьей главной героини. Но сделав ее недалекой, эмоционально бедной девицей, Флинн заведомо лишила ее сочувствия читателя. Мне были совершенно не интересны ни ход ее имровизированного расследования, ни его результат. Единственная причина, по которой я все-таки дочитала до конца — жаль бросать книгу, в которой много персонажей, в тот момент, когда наконец разобралась, кто из них кто.)) Парочка совершенно омерзительных сцен, не несущих в себе никакой особой смысловой нагрузки и присутствующих в книге явно только ради того, чтобы шокировать читателя, не делает чести автору. Так же, как и совершенно неправдоподобная развязка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Инсценировка собственной смерти с целью получения страховки — прием достаточно избитый для детективной литературы, но в то, что мать четверых детей в погоне за решением семейных проблем, сознательно заказала не инсценировку, а свое собственное убийство, я, извините, поверить не могу.
Думаю, те, кто поют дифирамбы Гиллиан Флинн, никогда не читали таких мастеров жанра, как Гранже, Леметр или Брюссоло.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Эндрю Миллер «Оптимисты»

Strannaya_Masha, 4 декабря 2017 г. 15:44

Роман британского прозаика Эндрю Миллера оставил после себя весьма размытые впечатления. «Оптимисты» — это история фоторепортера, вернувшегося из командировки в Африку и пытающегося пережить то, что ему довелось там увидеть. У него нет семьи и обязательств перед кем-либо, фотографировать он больше не хочет, и в буквальном смысле слоняется без дела, не зная, чем себя занять, пока автор наконец не ставит его на путь к спасению. Насколько я понимаю, эта книга задумывалась как история об искусстве забывать и собирать себя по кусочкам во времена, когда ты разбит, опустошен и разочарован в жизни. Но получилось как-то невразумительно. Мне в связи с романом Миллера вспомнился почему-то «Уличный кот по имени Боб». Ту книгу писал непрофессиональный писатель, и никаких литературных достоинств у нее нет, но в ней почему-то чувствуется конкретный призыв: хочешь спастись сам, помоги кому-то другому, хоть коту. У Миллера, в принципе, идея та же (правда, без котов), но все очень размыто и обтекаемо. А плавность и тягучесть повествования только добавляют неопределенности.

В финале становится ясно, что главный герой, без всякой на то причины, чувствует свою ответственность за произошедшее в Африке. «Вина лежит на всех, потому что все связаны воедино», — говорит ему полицейский. И хотя слова эти сказаны совсем по другому поводу, они, как хирургический скальпель, вскрывают нарыв в душе фоторепортера. Далее, очевидно, последует полное исцеление, но оно уже за кадром.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Жан Жене «Кэрель»

Strannaya_Masha, 30 ноября 2017 г. 22:47

Мой интерес к Жану Жене подогрел тот факт, что он являлся одним из любимых писателей Ч. Буковски (стало любопытно, кто был литературным авторитетом для такого человека, как Буковски), а также статья Ю. Мисимы, в которой Жене предстает «великим мистификатором 20 века», «выражающим зло через зло» и «одержимым желанием возвысить человеческое падение». Мой выбор пал на не самый известный роман автора — «Кэрель».

Хочу заранее предупредить: если вам не по вкусу книги о темных сторонах человеческой психики, об «изнанке» жизни, патологиях и извращениях, лучше вам обойти это произведение стороной.)) Если вас шокируют натурализм и нецензурная лексика — тем более.

«Кэрель» — это история моряка, вора и убийцы Жоржа Кэреля. Главный герой — личность весьма противоречивая: красавец и всеобщий любимец, он остро ощущает собственное одиночество; веря в свою счастливую звезду, живет, тем не менее, в постоянном ожидании возмездия за свои злодеяния; будучи гомосексуалистом, глубоко презирает тайно влюбленного в него офицера. История Кэреля переплетается с историями других представителей городского дна: бандитов, сутенеров, продажных полицейских. Никто из героев не вызывает симпатии, но Жене к этому и не стремился. Он был одиночкой и бунтарем, и писал на волновавшие его темы, не стремясь угодить читателю, не заигрывая с ним.

Книга мне не понравилась, но своей нетрадиционностью и выходом за рамки, впечатление, безусловно, произвела..

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Дэниел Коул «Тряпичная кукла»

Strannaya_Masha, 25 ноября 2017 г. 15:43

«...хороших людей попросту нет. Просто есть те, кого уже довели до ручки, и те, кто еще держится.» ))

Вроде бы есть в этом триллере все, что требуется по законам жанра: шокирующее преступление для затравки; неуравновешенный детектив, побывавший в психушке; убийца, действующий по списку; и даже легенда о сделке с дьволом — но вот чего-то не хватает... Неплохо задумано, но плохо реализовано. Мне было скучно. Я разрывалась между желанием бросить и желанием все-таки добраться до развязки. Но думаю, стоит сделать скидку на то, что это дебютный роман автора. Возможно, в будущем он сможет лучше. Потенциал явно есть.

Оценка: 6
⇑ Наверх