fantlab ru

Все отзывы посетителя Strannaya_Masha

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  12  ] +

Владимир Набоков «Приглашение на казнь»

Strannaya_Masha, 30 июля 2017 г. 21:33

Не могу не поделиться своим самым сильным литературным впечатлением за последнее время. Мне очень по вкусу книги, допускающие различные истолкования и заставляющие поломать голову над смыслом прочитанного, и книг таких мне попадалось немало, но, опираясь на весь свой читательский опыт, с уверенностью могу заявить, что «Приглашение на казнь» выходит для меня на первое место по многовариантности интерпретаций. Перелистнув последнюю страницу, задаешься вопросом: что это было? Да, разумеется, я почитала отзывы в сети, с некоторыми из которых очень хочется не согласиться. Я не думаю, что весь этот фантасмагорический сюжет был создан только для выражения переживаний ГГ, чувствующего себя инородным телом в человеческом обществе. (Что, кстати, совсем не ново). Так же как не думаю, что все описанное в романе — бред пациента психиатрической клиники, вступившего в финале в стадию ремиссии. )) На мой взгляд, Набоков создал уникальную притчу об иллюзорности окружающего мира и о том, что только, осознав эту иллюзорность можно прийти к такому финалу, к какому в итоге пришел Цинциннат. А называть это «просветлением» или как-то иначе, не так уж и важно по сути...

Для меня удивительно, что Набоков прославился на весь мир «Лолитой», а не этим шедевром сюрреализма.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Юкио Мисима «Жажда любви»

Strannaya_Masha, 9 ноября 2017 г. 22:15

«Я испугалась беззвучных слов, которые пытался выговорить мой муж, обращаясь в пустоту непонятно к кому... Может быть, это была новая вспышка ревности? Или это был страх, спровоцированный ревностью? Я не знаю... Однако если бы я потеряла контроль над собой, то наверняка бы закричала: «Чтоб ты сдох! Чтоб ты сдох сейчас же!»»

Мисима — писатель не для всех. Как единицы способны на чувства подобные тем, что переживают его герои, так же единицы способны понять его книги до конца. Я рискую навлечь на себя обвинения в снобизме, но — да! — я одна из них, из тех избранных, кто понимает.)

Мисима, несколько раз номинировавшийся на Нобелевскую премию по литературе, но так ее и не получивший, за одно только описание чувств Эцуко к умирающему мужу, на мой взгляд, достоин высшей литературной награды. Вся эта дьявольская смесь любви, ненависти, ревности и жажды безграничного обладания подана читателю с какой-то просто невероятной психологической глубиной. Я уже не говорю о том, что следует дальше... Из одной любовной зависимости Эцуко попадает в другую, еще более безнадежную. И происходит это не потому, что злодейка-судьба шлет на ее голову все новые и новые напасти, а потому что Эцуко по-другому не может... На фоне повседневной рутины разворачивается личная психологическая драма такой глубины, которая свойственна разве что некоторым произведениям русской классики.

Культ смерти в творчестве Мисимы — тема отдельная. Я, конечно же, обратила на это внимание еще в «Исповеди маски». В «Жажде любви» Мисима подходит к этой теме более деликатно, но невозможно не заметить, как меняется язык произведения, каких высот достигает, когда от скучных, самому автору не очень интересных бытовых подробностей, он переходит к тому, в чем ощущает истинную красоту..

Оценка: 10
– [  3  ] +

Мишель Фейбер «Под кожей»

Strannaya_Masha, 17 апреля 2017 г. 13:00

Предыдущие ораторы так открещиваются от вегетарианства, как будто речь идет о членстве в какой-то секте или о чем-то неприличном.)) Лично я веган, и совершенно не стесняюсь в этом признаться. Не знаю, является ли Фейбер хотя бы вегетарианцем, но сам факт, что в мире мясоедов-потребителей он написал такую книгу, уже вызывает безмерное уважение. Никакая это не агитка, просто в книге есть идея, что в наше время уже само по себе редкость. Фейбер вас даже ни к чему конкретно не призывает. Просто предлагает задуматься: а что если существа, которые, с вашей точки зрения, годны только для разведения, откорма и убоя, не менее разумны, чем вы? А что, если они тоже имеют право на жизнь?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Альбер Камю «Недоразумение»

Strannaya_Masha, 18 февраля 2018 г. 15:20

Драма Альбера Камю «Недоразумение» не так широко известна как некоторые другие его произведения, но именно она кажется мне совершенно необходимой для понимания сути мировоззрения великого француза. Сюжет в духе древнегреческой трагедии взят из газетной хроники, но он тут второстепенен. Все дело в смысле или вернее в том, что смысла, по Камю, нет ни в чем.

Узкий круг действующих лиц. Шансов на спасение нет ни у кого: Марта, горячо верящая, что обретет счастье у моря, поймет, что ее мечта была иллюзией; Жан, питающий нелепые надежды осчастливить мать и сестру, станет жертвой трагического недоразумения; Мать, от усталости и разочарования не узнающая родного сына, не простит себе роковой ошибки. Кто-то скажет, что автор слишком уж безжалостен к своим героям, но разве это его вина? Ведь есть в этой драме еще один, пожалуй, самый примечательный персонаж: безымянный Слуга, воплощение глухого и слепого Рока. Безучастно слушая мольбы о помощи, он в конце концов снисходит до одного единственного ответа. Звучит этот ответ очень просто: «нет!»

«Недоразумение» — это драма безысходности, бессмысленности и абсурдности человеческого существования, гениальная в своей простоте и лаконичности. Одна из вершин творчества Камю и всего французского экзистенциализма..

Оценка: 10
– [  2  ] +

Артуро Перес-Реверте «Баталист»

Strannaya_Masha, 31 марта 2017 г. 14:08

К военному фоторепортеру, отошедшему от дел и живущему уединенно в полузаброшенной башне, однажды приходит человек, утверждающий, что снимок когда-то сделанный этим фоторепортером сломал жизнь ему и его семье. Диалог двух мужчин, каждый из которых видел ужасы войны (один — через объектив фотокамеры, а другой — своими глазами, испытав все на собственной шкуре), воспоминания о любимых женщинах, которых они потеряли — все это становится фоном для главного вопроса, волнующего автора: подчиняются ли каким-то законам боль и страдания людей? Есть ли в хаосе какой-то порядок, или только Его Величество Случай играет человеческими судьбами?

Хоть я и была в курсе, что мои любимые «Девятые врата» сняты по роману этого автора, но все как-то руки не доходили. И тут вдруг наугад выбранная в библиотеке книга, и я просто в шоке, если честно... Хотя, если верить автору, случайностей не бывает.) Очень тонкая и глубокая, мастерски написанная литература. Не ожидала такого.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Трумен Капоте «Другие голоса, другие комнаты»

Strannaya_Masha, 29 октября 2017 г. 23:36

Ничего особенного не ждала от этой книги, но, как оказалось, ошиблась. «Другие голоса» в некотором смысле пошатнули сложившееся у меня представление об американской классике 20 века. Слишком уж выделяется эта книга на общем фоне своей ни на что не похожей гипнотической атмосферой, странностью, недосказанностью, аллегоричностью...

А сюжет, в принципе, незамысловат : мальчика, потерявшего маму, отправляют жить к отцу, которого он никогда не видел, и, добравшись до пункта назначения, он оказывается в глухом захолустье, в странном доме, постепенно уходящем под землю, с каждым из обитателей которого что-нибудь да не так... Каждый из них заточил себя в свою собственную тюрьму, из которой нет выхода: Рандольф по всему свету рассылает письма, на которые никто никогда не ответит; мисс Эйми вынуждена исполнять роль сиделки при нелюбимом муже; Зу умирает от страха в ожидании убийцы, которому однажды помешали довершить начатое... И непонятные вещи творятся вокруг: красный теннисный мячик то и дело скатывается по лестнице со второго этажа; дама в парике, не числящаяся среди обитателей дома, смотрит из окна на запущенный сад; и в заброшенной гостинице неподалеку до сих пор слышны голоса давно исчезнувших постояльцев...

По сути, эту историю можно было бы воспринять как мрачную готическую сказку с нотками сюрреализма, но сдается мне, что по силе эмоционального воздействия она превосходит любую сказку. Не знаю, свойственен ли этот эмоциональный надрыв всему творчеству Капоте, но то, что он так явно чувствуется уже в раннем его произведении, лично мне говорит об авторе многое.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Франц Кафка «Превращение»

Strannaya_Masha, 31 марта 2017 г. 14:31

В юности «Превращение» показалось мне полнейшей фантасмагорией. Теперь же эта история воспринимается, как рассказ о человеке, ставшем обузой для своей семьи. Родители и сестра вроде бы любят его (а любят ли на самом деле?), но им даже видеть его неприятно. Они, не признаваясь в этом друг другу, втайне надеются от него избавиться и радуются, когда это происходит. История страшная своей типичностью в том смысле, что родственники зачастую именно так и поступают. А еще это история об одиночестве, но об этом, по-моему, вообще все произведения Кафки.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Уолтер Тевис «Человек, упавший на Землю»

Strannaya_Masha, 19 сентября 2018 г. 13:29

Произведения Уолтера Тевиса, продолжающие традиции золотого века американской фантастики, до недавнего времени не переводились на русский язык. Два его недавно изданных романа оставили после себя диаметрально противоположные впечатления: если с «Пересмешником» я не нашла практически никаких точек соприкосновения, то «Человек, упавший на Землю», напротив, оказался на удивление близок мне и понятен.

Идея внедрения инопланетного пришельца в человеческое общество, разумеется, не нова. Возможно, оригинальной она казалась в 60-е, когда роман создавался. Безнадежно устарели на сегодняшний день все технические изобретения, которые патентует главный герой — представитель более развитой цивилизации, чем наша. Да и о колонизациях других планет ради выживания писали много и по-разному. Так чем же может зацепить книга, все сюжетные ходы которой заведомо вторичны? Тем, что не устаревает и никогда не теряет своей актуальности — наблюдениями за человеческой природой, понять которую иногда проще, взглянув на нее глазами пришельца. Я не стану рассказывать, чем обернулась для главного героя, попавшего на Землю, возложенная на него миссия. Приведу только цитату, всплывающую в мыслях одного из персонажей, но так и не высказанную вслух. Возможно, после нее вы и сами догадаетесь, что может случиться с инопланетянином, ставшим частью человеческого общества:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Большинство людей ведут жизнь, исполненную тихого отчаяния.» Генри Дэвид Торо.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

Strannaya_Masha, 17 октября 2017 г. 21:32

Везет мне в последнее время на антиутопии.) На волне всеобщего интереса к новому фильму «Бегущий по лезвию бритвы» захотелось сначала прочитать первоисточник, и это опять оказалась антиутопия. Да еще какая! Ума не приложу, как так получилось, что при всей моей любви к фантастике я раньше не читала Филипа Дика?!?

После Мировой Войны Земля задыхается от радиоактивной пыли. Большинство населения переселилось в инопланетные колонии, большая часть животных вымерла... Немногие оставшиеся на Земле люди готовы выложить бешеные деньги за последних представителей земной фауны. Быть обладателем животного стало не только модно и престижно, но и просто необходимо для того, чтобы окончательно не деградировать на погибающей планете. Тем же, кому животное не по карману, приходится довольствоваться механизированной подделкой. Среди них и главный герой Рик, обладатель электроовцы, мечтающий о настоящем питомце из плоти и крови. Но чтобы получить желаемое, ему придется пойти на сделку с собственной совестью...

Я, наверное, сейчас напишу очень странную и непонятную для многих вещь, но я бы хотела жить в таком мире, какой описывает Филип Дик. Хотела бы, чтобы принадлежность к человеческой расе определялась тестом на эмпатию. Чтобы каждый должен был ответить на вопросы, которые приходится задавать главному герою: как вы относитесь к тому, что раков варят живьем? что вы думаете об оленьих рогах на стене? о медвежьей шкуре на полу? о бумажнике из кожи теленка?... А ведь список таких вопросов можно было бы продолжить...

Да, автор много лет сидел на наркотиках, но этот роман совсем не наркотический бред. Это очень оригинальная и неожиданная книга. Вот именно так, на мой взгляд, и надо писать фантастику. И не важно, что с технической точки зрения что-то сегодня кажется наивным — такая фантастика не устаревает.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»

Strannaya_Masha, 3 марта 2018 г. 16:11

Сильная книга. Абсолютно прозрачным языком, без пафосности и сентиментальности, без особых стилистических ухищрений рассказана история человека мечтавшего, верившего и вплотную подошедшего к крушению своих иллюзий. Жизнь в ритме карнавала была для Гэтсби всего лишь уловкой на пути к достижению его цели, но избежать момента, когда любые уловки перестают работать и приходится взглянуть правде в глаза, ему не удалось. Как, наверное, не удалось и самому Фицджеральду, до поры до времени справлявшемуся с личной драмой (болезнью жены) за счет превращения своей жизни в бесконечный праздник.

Есть у этой книги какой-то особый секрет, благодаря которому она производит такое сильное впечатление. Возможно, дело в том, что очарованный плавностью повествования, читатель просто не замечает, в какой момент его заставляют взглянуть на зеленый огонек на другом берегу залива глазами Гэтсби, почувствовать его неистребимую надежду, окунуться в его иллюзию. Разве не в этом заключается волшебство литературы? Настоящая магия, работающая только для тех, кто способен ее воспринимать...

Повезло Гэтсби только в одном — в том, что Уилсон подоспел как раз в тот момент, когда он (Гэтсби), возможно, еще не во всем успел разочароваться. Вовремя подоспел..

Оценка: 9
– [  5  ] +

Юкио Мисима «Исповедь маски»

Strannaya_Masha, 8 июня 2017 г. 18:22

Первый японский автор, чья книга произвела на меня по-настоящему сильное впечатление. Может быть, дело в том, что мне очень близка его склонность к самоанализу. Искренность и откровенность Мисимы поражают. Он не просто исповедуется перед читателем — он себя препарирует...

На протяжении всего повествования я сопереживала отчаянным попыткам ГГ стать «нормальным». На протяжении всего повествования мне хотелось только одного: чтобы он поскорее понял, что тоже нормальный, и перестал восставать против собственной природы. Но, увы, в рамках книги этого так и не произошло...

Я читала биографию Мисимы, знаю, что его литературный талант получил широкое признание, и что его трагический конец напрямую с темой «Исповеди маски» не связан. Но сдается мне, что человек, закончивший свою жизнь таким способом, со своей «ненормальностью» так и не смирился.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дмитрий Глуховский «Текст»

Strannaya_Masha, 9 октября 2018 г. 09:01

Впечатлило! Книга настолько эмоционально заряжена, что не обращаешь внимания ни на сниженную лексику (не высоким же слогом изъясняться герою, отсидевшему семь лет), ни на политические взгляды автора, втиснутые, куда надо и куда не надо. Фон тут не важен, важна человеческая драма, понятная любому нормальному читателю: попал парень в жизненную мясорубку, ответил злом на зло, а потом увидел в своей жертве человека, да поздно уже — все под откос катится со скоростью несущегося поезда. Многие Илью с Раскольниковым сравнивают, а мне он своей потерянностью и верой в несбыточное (и беседами с мертвецами) напомнил кинговского Блейза. И так же, как в «Блейзе», тут уже в середине повествования понятно, к чему все идет... А финал и вовсе «Дорожные работы» напоминает.)) Или, может, это у меня свои, очень субъективные, ассоциации: так например, сцена, где Илья слушает рассказы турагентши о странах, в которых ему уже не суждено побывать, почему-то вызвала в памяти эпизод из романа Маргарет Мадзантини, где ГГ перед самоубийством рисует в воображении картины непрожитой жизни, той, что могла бы быть, если бы не... Жаль всех в этой истории, включая антагониста, и вот это тоже стоит поставить автору в заслугу, потому что вызвать эмоциональный отклик у современного избалованного читателя, заставить его сопереживать всем и каждому, уметь надо.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ричард Йейтс «Одиннадцать видов одиночества»

Strannaya_Masha, 11 июня 2018 г. 15:20

Ричард Йейтс, которого по праву считают наследником знаменитого «потерянного поколения», продолжая его мотивы, привносит в палитру американской классики двадцатого века собственные неповторимые оттенки. Его проза представляет собой некую золотую середину: более тонкая и литературная, чем у Хемингуэя, она, вместе с тем, прямолинейнее и жестче прозы Фицджеральда.

До недавнего времени Йейтс был знаком мне только по роману «Дыхание судьбы» и фильму «Дорога перемен» — экранизации одного из самых известных его произведений. Сборник «Одиннадцать видов одиночества» дал возможность познакомиться с Йейтсом — автором малой прозы, узнать, почему вошедшие в этот сборник новеллы считают «эквивалентом «Дублинцев» Джойса», а самого Йейтса одни сравнивают с Чеховым, а другие называют «американским аналогом Луи-Фердинанда Селина».

Одиночество бывает разным: одиночество приютского мальчика среди благополучных сверстников; одиночество пациента, чья супруга считает себя «почти вдовой»; одиночество нескладной учительницы, которой стесняются ее же собственные ученики; одиночество невесты, накануне свадьбы вдруг осознавшей, какую она совершает ошибку; одиночество заискивающего перед всеми толстяка и одиночество уверенного в своей гениальности журналиста... Это истории о совершенно разных людях, которых объединяет только одно: физически никто из них не одинок, все окружены друзьями, семьей, коллегами, сослуживцами, одноклассниками или хотя бы товарищами по несчастью, но от этого менее одиноким никто из них не становится.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Курт Воннегут «Руфь»

Strannaya_Masha, 12 октября 2017 г. 17:26

Казалось бы, обычная житейская ситуация: невестка и свекровь делят память о погибшем муже (для одной) и сыне (для другой). Но одна носит под сердцем его ребенка, а у другой не осталось ничего, кроме безделушек, превратившихся в святыни. И, как часто бывает, тот, у кого есть будущее, безжалостен к тому, у кого его нет. И только Его Величеству Случаю под силу перевернуть все с ног на голову!

Возможно, и с вами такое бывало: случайная встреча с тем, кому вы хотите помочь, но не можете, напоминала о том, кому вы должны помочь, но не хотите... И кто, если не сама Судьба, посылает нам «случайные» встречи?

Оценка: 9
– [  3  ] +

Буало-Нарсежак «Та, которой не стало»

Strannaya_Masha, 15 апреля 2017 г. 09:22

Если честно, я была уверена, что детектив, написанный в середине прошлого века — это непременно какое-то скучное расследование с поиском преступника и запутанным объяснением мотивов его преступления в финале. Но все оказалось совсем не так.) «Та, которой не стало» —  это психологический триллер с неожиданными поворотами сюжета и непредсказуемой развязкой. Причем ключевое слово здесь именно — «психологический», потому что психология явно интересует авторов больше, чем детективная интрига. Все происходящее в романе, все внутренние монологи героя и даже описание природы (и окутывающего Париж тумана) — все работает на создание психологического образа героя, мучающегося от угрызений совести и слишком поздно проснувшейся любви к жене. Все работает на описание охватывающего его безумия... Мастерски написанная вещь, рекомендую!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Маргарет Этвуд «Орикс и Коростель»

Strannaya_Masha, 1 апреля 2017 г. 14:01

Книга мне понравилась. Этвуд наглядно показывает, к чему в итоге приходит общество потребления и вседозволенности. Общество разделенное на охраняемую элиту и плебеев, где транслируются пытки и казни, из самоубийств делаются шоу, порнография находится в открытом доступе, а до экологии никому нет дела. В сущности, это наше с вами общество, только продвинувшееся еще чуть дальше по шкале абсурда. Такое общество неминуемо приходит к гибели. Именно это и хочет сказать нам автор. А все что ПОСЛЕ: генномодифицированные существа, наивные и безобидные; последний человек, рассказывающий им сказки об их происхождении и создающий для них целую мифологию по мере своих способностей и талантов — это все очень оригинальная и атмосферная фантазия Этвуд. Очень уважаю таких писателей с действительно необычной фантазией. Их, на самом деле, единицы, и для такого жанра, как фантастика, они бесценны.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Тан Тван Энг «Дар дождя»

Strannaya_Masha, 20 декабря 2018 г. 14:36

Дебютный роман Тан Тван Энга «Дар дождя» критики неслучайно сравнивают с лучшими произведениями Сомерсета Моэма и Грэма Грина. Малазийцу Тан Тван Энгу удалось рассказать удивительную историю взаимоотношений юноши-полукровки Филиппа и его японского сэнсэя в лучших традициях британской литературы, не забыв при этом о собственных корнях и чисто азиатском менталитете. Главным героям этого романа суждено встретиться на Пенанге в преддверии Второй Мировой. И, хотя в этой жизни они еще ни разу не видели друг друга, встречаются они не впервые (те, кто знаком с идеей реинкарнации, явно очень близкой автору, поймут, что имеется в виду). Их отношениям не смогут помешать ни предсказание прорицательницы, ни все более явные признаки того, что намерения одного из них не так чисты и бескорыстны, как кажутся поначалу. Вторая Мировая война и начавшаяся японская оккупация расставят все по своим местам: зверства японской тайной полиции (аналога гестапо), свидетелем и непосредственным участником которых придется стать Филиппу, откроют ему глаза на происходящее, но так и не смогут разорвать нить, связывающую его сквозь века с его японским наставником.

Из всего вышесказанного можно сделать ошибочный вывод, что автор ограничивает широту повествования судьбами двух героев. Это совсем не так. Перед читателем разворачивается масштабное красочное полотно, полное отсылок к японской культуре и китайской философии. В романе находится место экскурсам в историю падения китайской монархии и легендам об одном из основателей дзен-буддизма. И, конечно, духовным практикам — неотъемлемой части того учения, которое преподает Филиппу его наставник. Книга оставляет удивительно противоречивое послевкусие: к горечи от всего произошедшего с героями примешивается уверенность в том, что все было предопределено и не могло сложиться иначе. Сладости добавляет надежда , что узел наконец разрублен, и дорога, по которой герои пойдут в своих следующих воплощениях, будет безупречно чиста.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Джулиан Барнс «Как всё было»

Strannaya_Masha, 8 сентября 2018 г. 11:15

Книга, выбранная наугад для первого знакомства с британским прозаиком Джулианом Барнсом, приятно удивила своей оригинальностью. И дело тут не в сюжете. Сюжет как раз совершенно незамысловат: два друга, один — артистическая натура и интеллектуал с обширнейшим словарным запасом и сомнительными представлениями о морали, другой — прагматик, банковский служащий, очень надежный, но скучный и предсказумый. Когда один из них знакомится с девушкой и спустя некоторое время женится на ней, второй внезапно начинает испытывать к этой же самой девушке интерес на грани одержимости... Спешу разочаровать тех, кто уже вообразил, что роман Барнса — триллер с кровавой развязкой. )) Даже не будучи хорошо знакомой с автором, я сразу поняла, что в его книге ничего подобного быть не может. И действительно — тонкий и остроумный финал обыгрывает извечную человеческую слабость: «мне самому ничего не нужно, лишь бы только и у тебя ничего не было.» Думаю, совсем не обязательно быть англичанином, чтобы узнать тут себя, что многие наверняка и сделают. Психология, знаете ли, интернациональна.)) Да и вообще эту историю стоит читать именно ради ее психологизма. А еще ради совершенно неподражаемого авторского стиля. По-моему, это как раз тот случай, когда язык и манера изложения «делают» книгу. Рассказывая об одних и тех же событиях от лица трех персонажей, Барнс не только виртуозно стилизует монолог каждого из них, но и заставляет читателя обращать внимание на самые неожиданные детали: кто из героев привирает, кто выдает желаемое за действительное, кто на чем заостряет внимание. При этом каждый ведет себя так, словно дает показания в свою защиту, каждый не упускает возможности позаигрывать с читателем, стремясь предстать перед ним с максимально лучшей стороны. Надо отметить, что этот процесс и затягивает, и увлекает.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Бернар Миньер «Не гаси свет»

Strannaya_Masha, 2 мая 2017 г. 20:30

Захватывающий триллер! Не могла оторваться от него несколько вечеров подряд.) Смело могу утверждать, что «Не гаси свет» ни в чем не уступает творениям таких признанных мастеров жанра, как Гранже, Леметр или Брюссоло. И даже превосходит многие из них по динамичности и остросюжетности. Не знаю, обязательно ли литературе такого рода иметь какую-то идею, но определенный энергетический посыл в этой книге точно есть. Не пасовать перед недоброжелателями! Не считать себя слабым и беззащитным! Даже в самом безобидном человеке можно разбудить ярость! Главная героиня тому доказательство.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Чак Паланик «Колыбельная»

Strannaya_Masha, 1 апреля 2017 г. 14:31

Одна из самых необычных книг когда-либо мной прочитанных. Где-то на середине я не удержалась и залезла в инет — посмотреть, к какому же жанру ее относят. Варианты обнаружились самые различные — от литературы ужасов и фантастики до магического реализма и сатиры. Многие сокрушаются, что, дескать, мог автор сделать из такого сюжета первоклассный мистический триллер, но почему-то пошел другим путем. А мне вот понятно, почему. Потому что триллер был бы очередным продуктом широкого потребления, а у Паланика получилась книга абсолютно эксклюзивная. Сюжет, по-моему, вообще отступает на второй план на фоне очень свежих и оригинальных мыслей автора на самые разные темы — от перенаселения планеты и вегетарианства до пагубного влияния СМИ и последствий безграничной власти в любой области... За тему вегетарианства и отношения к животным вообще отдельная благодарность потому, как очень мало об этом пишут. Не читала пока других книг Паланика, но судя даже по одной «Колыбельной» , могу согласиться с теми, кто относит его к категории «культовых писателей».

Оценка: 9
– [  1  ] +

Никколо Амманити «Ты и я»

Strannaya_Masha, 31 марта 2017 г. 15:31

Тот случай, когда и сюжет вроде бы незамысловатый, и автор ничего нового не сказал, а книга не пустая, и находит отклик в душе читателя. В моей, по крайней мере, нашла, и заставила меня сопереживать этому мальчику-социопату, и даже в некотором роде узнать в нем себя в подростковом возрасте..

Хороший эпиграф в этой книге: «Поистине в ночном мраке моей души всегда три часа утра» Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Никколо Амманити «Как велит Бог»

Strannaya_Masha, 31 марта 2017 г. 15:07

Итальянская трагикомедия, где каждый из героев на свой лад чокнутый, и каждый по-своему несчастен... Особой симпатии никто из них не вызывает, а вот жалость вызывают все. Каждый из героев уверен в том, что именно ему помогает Бог, что именно для него у Бога есть какая-то особенная программа. Но каждый из них... ошибается.( В целом достаточно безрадостная и безысходная картина получилась у Амманити. Зато реалистичная. Слова, вынесенные на обложку — «Итальянский Хичкок. Оторваться невозможно, еще труднее забыть» — на мой взгляд, себя оправдывают.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Джим Томпсон «Убийца внутри меня»

Strannaya_Masha, 15 апреля 2017 г. 09:37

Понравилось! Сначала немного отпугнул язык, стилизованный под речь парнишки-простачка, но потом стало понятно, что это такой своеобразный авторский прием... Очень удивило, что книга написана в 50-е годы прошлого века. Читается как современная!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Strannaya_Masha, 31 марта 2017 г. 09:20

По сути, этот роман — записки одинокого, рефлексирующего человека, которого время от времени одолевают приступы некой экзистенциальной Тошноты. Тошноту эту может вызвать все, что угодно — люди, события, разговоры и даже неодушевленные предметы. В моей душе книга нашла живейший отклик. Мне близки и понятны чувства и мысли главного героя. Понятен и спор между гуманизмом и мизантропией, поднимаемый Сартром, и вполне очевидно, на чьей стороне в этом споре он сам. Достаточно только вспомнить, кем в конце концов оказывается гуманист Самоучка... Несмотря на то, что книга мне понравилась, я бы не стала рекомендовать ее всем. Все-таки нужно иметь подходящий настрой (и, наверное, склад характера), чтобы прочувствовать такую литературу до конца.

Несколько цитат, хорошо передающих атмосферу произведения:

«Я знаю мне хватит четверти часа, чтобы дойти до крайней степени отвращения к самому себе.»

«Мои воспоминания — словно золотые в кошельке, подаренном дяволом: откроешь, а там сухие листья.»

«Я леплю воспоминания из своего настоящего. Я отброшен в настоящее, покинут в нем. Тщетно я пытаюсь угнаться за своим прошлым, мне не вырваться из самого себя»

«Понимаешь, начать кого-нибудь любить — это целое дело. Нужна энергия, любопытство, ослепленность... Вначале бывает даже такая минута, когда нужно перепрыгнуть пропасть: стоит задуматься, и этого уже не сделаешь. Я знаю, что больше никогда не прыгну.»

Оценка: 8
– [  7  ] +

Мариша Пессл «Некоторые вопросы теории катастроф»

Strannaya_Masha, 7 июня 2018 г. 15:06

Если вы, как и я, стараетесь избегать книг с цветочными обложками, этот отзыв призван напомнить вам, что не вся изданная подобным образом литература одинаково бездарна. )) Марише Пессл удалось талантливо рассказать историю взросления девушки-интеллектуалки, удачно сочетая элементы «роуд-муви» и лихо закрученного детектива, и сумев при этом заставить читателя снова и снова мысленно возвращаться к сюжетным поворотам. Книга, повествование в которой ведется от лица героини, чей IQ составляет 176 баллов, и так обещает быть необычной, а тут еще куча хвалебных отзывов, собранных на первых страницах, сулит загадочное сходство с творениями Донны Тартт, Сэлинджера, Патриции Хайсмит, Пинчона и — неожиданно! — Набокова. Честно признаюсь: последняя фамилия смутила меня больше всего. Как-то с трудом верилось, что молодой американский автор может хоть в чем-то приблизиться к недосягаемому (лично для меня) литературному авторитету. Но чем дальше я читала, тем больше убеждалась в том, что попытка приближения оказалась весьма удачной. Влияние Набокова (или, если хотите, подражание ему) чувствуется у Пессл и в манере построения фраз, и в неожиданности метафор, и в меткости эпитетов. Фразы типа «то и дело какое-нибудь слово застревало у нее во рту и потихоньку сползало обратно в горло, пока следующие слова не вытолкнут его наружу» или «дерево, явно переживая миг религиозного экстаза, воздело к небу ветви, словно порываясь схватиться за ноги Божьи» не оставляют сомнений на этот счет. Но, кроме языка и стиля, есть еще кое-что — излюбленный набоковский прием — обилие отсылок и аллюзий, половина которых апеллирует к вымышленным книгам, фильмам, историческим личностям и событиям. Сделано это мастерски, и вот тут нужно отметить кропотливую работу переводчика, который отделял реальное от выдуманного и писал ко всему этому примечания.

Уделяя столько внимания форме, невозможно не сказать о содержании, в котором чувствуется неожиданная для развлекательной литературы глубина. Книга поднимает важный для человеческих взаимотношений вопрос: можем ли мы узнать и понять друг друга до конца? Ответ, разумеется, каждый даст для себя сам.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Альбер Камю «Падение»

Strannaya_Masha, 16 февраля 2018 г. 12:15

Написанная в форме монолога исповедь разочаровавшегося в жизни адвоката. Когда-то он был весьма доволен собой и постоянно ощущал свое превосходство над окружающими. Будучи законченным эгоцентриком, он был уверен, что вызывает всеобщее уважение и восхищение. Да и как можно не восхищаться таким отзывчивым человеком, всегда готовым помочь ближнему? Никто и не подозревал, что Жан Батист Кламанс помогает всем и каждому не из человеколюбия (людей он всегда презирал), а исключительно ради себя самого, из желания возвыситься в своих собственных глазах. Но ничто не длится вечно, и однажды случайное стечение обстоятельств меняет отношение Кламанса к жизни и к самому себе. Осознав, как заблуждался, он больше не может и не хочет вести жизнь полную лжи. Теперь он мечтает только об одном — разрушить свою тщательно выстроенную репутацию, рассказать людям, кто он на самом деле. Бродя по улицам Амстердама, напоминающим ему круги ада, он ищет случайных собеседников, которым можно исповедаться в собственных грехах. Вот только его цель — не облегчить душу, а добиться от своих жертв ответной исповеди. Кламанс находит успокоение в том, чтобы, слушая чужие признания, снова и снова убеждаться в подлости всего рода человеческого.

Мне кажется интересным проследить эволюцию героев Камю — от бесхитростного, в чем-то примитивного Мерсо («Посторонний») к циничному и изворотливому Кламансу («Падение»). Первый противопоставлял себя обществу и в некотором смысле бунтовал; второй осознал себя частью этого общества, понял, что бунт бесполезен и жаждет только одного — разделить свою вину на всех. И, вроде бы, это два совершенно разных и непохожих друг на друга человека, но почему-то меня мучает вопрос: а что стало бы с правдолюбом Мерсо, если бы его не казнили за убийство? Может, со временем он бы повзрослел и сумел бы выжить в непринимающем его обществе, научившись скрывать свою правду под маской вполне благопристойной исповеди? Иными словами, может, Кламанс — это научившийся лицедействовать Мерсо??

Оценка: 8
– [  7  ] +

Джек Лондон «Мартин Иден»

Strannaya_Masha, 29 января 2018 г. 10:26

Перечитать «Мартин Иден» пятнадцать лет спустя — все равно, что обнаружить новую книгу под прежним названием. Меняется восприятие; дает о себе знать читательский багаж; то, что раньше казалось незначительным, выходит на первый план. Как-то сама собой по ходу прочтения возникла ассоциация с башней, которая возводилась по кирпичику, чтобы в финале рухнуть, похоронив под собой все воспетое автором — веру в себя и презрение к обывателям; индивидуализм и ницшеанство; и, конечно, любовь как высшее духовное проявление человека.

С удивлением обнаружила, что параллели с «Цветами для Элджернона» провела не только я — многие упоминают об этом в отзывах (все-таки читающие люди мыслят одинаково). Действительно, невозможно не заметить сходства: человек чувствует себя одиноким, если в чем-то уступает тем, на кого хочет равняться, но это ничто в сравнении с тотальным одиночеством человека, превзошедшего свое окружение и осознающего то, что раньше было ему недоступно.

Финал почему-то многим не понятен: дескать не было у ГГ причин сводить счеты с жизнью... А я вот думаю, что такой финал в книге совершенно необходим. Автор и так методично развенчал все, чем был очарован его герой, надо же было оставить ему последний шанс проявить и утвердить ту самую силу духа, в которую он так верил. Сознательный уход из жизни Мартина Идена призван доказать — несмотря ни на что, его воля осталась несломленной.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Джонатан Франзен «Безгрешность»

Strannaya_Masha, 5 июля 2018 г. 14:28

Масштабное полотно, по уровню проработки характеров сопоставимое чуть ли не с русской классикой. История девушки-невротички, живущей в общине сквоттеров в современной Америке, причудливо переплетается с историей юноши-диссидента из Восточной Германии времен Штази, образуя на удивление эклектичный узор, в котором найдется место и преступлению, и сумасшествию, и интернет-разоблачениям в духе Ассанжа, и политике, и семейной драме. Не все из поднятых автором тем мне интересны. Политические расследования, например, волнуют меня в последнюю очередь. Но, надо отдать должное Франзену — пишет он настолько увлекательно, что даже политика не отпугнула. Секрет тут, думаю, в психологизме и внимании к деталям, присущим именно большим писателям. Ведь интересно писать, в принципе, можно, о чем угодно, будь то кража боеголовки с военной базы США или падение Берлинской стены... Чтобы удержать интерес такого читателя, как я, достаточно уделять основное внимание личности и ее восприятию происходящего, а не описываемым событиям. Франзен именно так и поступает, и это приносит свои плоды: от семисотстраничного тома совершенно невозможно оторваться.

Из недостатков я бы отметила «сдвинутость» автора на мамах. Отношения практически всех героев книги с их матерями невероятно сложны и запутаны и, вместе с тем, играют для каждого из них определяющую роль. Не нужно быть психологом, чтобы догадаться, что тут у самого Франзена замешано что-то глубоко личное. С этой темой явный перебор.

Франзена считают одним из главных претендентов на Нобелевскую премию по литературе в ближайшем будущем. Не мне об этом судить, особенно учитывая тот факт, что эта премия вообще не кажется мне мерилом литературного таланта, но у Франзена, безусловно, большое будущее. Это рядовому читателю, вроде меня, и без премий очевидно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ханья Янагихара «Маленькая жизнь»

Strannaya_Masha, 17 марта 2019 г. 11:52

Тот редкий случай, когда семисотстраничному «кирпичу» удалось, несмотря ни на что, удержать мое читательское внимание до самого конца. Порадовал уже хотя бы тот факт, что в романе присутствует смысл, что «Маленькая жизнь» не оказалась модным нынче бытописанием без определенных целей. Огорчило, что этот самый смысл тонет во многочисленных деталях и подробностях, рискуя остаться нераскрытым для неусидчивого читателя, способного бросить книгу, не добравшись до сути.

Основная мысль, которую автор хочет до нас донести, конечно, не нова: детство играет определяющую роль в жизни каждого. Тяжелые психологические травмы, полученные в нежном возрасте, преследуют человека на протяжении всей его жизни — как бы ни сложилась твоя дальнейшая судьба, чего бы ты ни добился, сколько бы ни было у тебя друзей, как бы тебя ни любили, ты все равно будешь считать себя неполноценным, сломанным, испорченным, недостойным любви... Надо отдать должное автору: тема непрощения себя со всеми вытекающими последствиями — нанесенением себе увечий, попытками суицида — раскрыта на «отлично». Главный герой вызывает безусловное сочувствие, и в этом плане книга, конечно, удалась.

Помешала мне излишняя многословность в описании взрослой жизни протагониста. Возможно, задумка автора заключалась в том, чтобы с помощью этой избыточности уравновесить непроглядный мрак детских лет героя; возможно, читателям со сверхчувствительной психикой это действительно необходимо. В таком случае я не принадлежу к их числу, потому что спокойно обошлась бы без описаний интерьеров, блюд и бесконечных посиделок.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Мишель Уэльбек «Возможность острова»

Strannaya_Masha, 22 марта 2019 г. 16:32

Для неискушенного читателя, впервые знакомящегося с творчеством М. Уэльбека (то бишь для меня) «Возможность острова» таит в себе целых два сюрприза. Первый заключается в неожиданном открытии: Уэльбек — это французский Пелевин, саркастичный философ-интеллектуал, чья проза так и просится быть разобранной на цитаты и афоризмы. Второй сюрприз поджидает по мере развития сюжета, внезапно поворачивающего в сторону апокалиптической фантастики, что не заявлено в аннотации, но, судя по всему, достаточно характерно для Уэльбека. Составители этой самой аннотации были, пожалуй, правы: книга писалась не ради того, чтобы рассказать о судьбе человечества, разделившегося на ведущих созерцательный образ жизни генно-модифицированных неолюдей и отброшенных в своем развитии на сотни лет назад дикарей. Книга писалась для того, чтобы рассказать о дне сегодняшнем: о деградации всех сфер жизни, кроме технической; об упадке искусства; о всеобщей подмене понятий; и о безысходности отдельно взятой жизни в частности. А еще — и это, пожалуй, главное — о неизменности самой человеческой природы, повлиять на которую не в силах ни генная инженерия, ни практики сродни буддистским. По Уэльбеку, сколько бы инкарнаций ни претерпело сознание человека, он все равно бросит спокойную размеренную жизнь в погоне за «возможностью острова». И пусть эта возможность — всего лишь иллюзия, что совершенно ясно дает понять автор, только она в конечном счете и придает смысл человеческому существованию.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Герман Кох «Звезда Одессы»

Strannaya_Masha, 1 ноября 2018 г. 13:35

Оригинальный маркетинговый ход — оформлять книги Германа Коха так, чтобы неискушенный читатель не догадывался об их истинном содержании, безусловно, привлекает к ним любителей легкого развлекательного чтива, но, увы, лишает автора его целевой аудитории. Я, конечно, имею в виду аудиторию, которая с творчеством Коха еще не знакома (тех, кто имел неосторожность прочитать хотя бы одну его книгу, вряд ли обманет яркая веселенькая обложка). Чтобы привлечь читателей, способных оценить Коха по достоинству, на его книгах нужно писать «осторожно, возможен острый приступ мизантропии!» или «внимание, передозировка вызовет интоксикацию!». Ну или, как сейчас модно: «Луи-Фердинанд Селин пришел бы от этой книги в восторг!») Боюсь, что не только он. Все дело в том, что мировоззрение главного героя «Звезды Одессы» как-то подозрительно напоминает национальную идеологию одной европейской страны в середине прошлого столетия. Идеологию, приведшую к катастрофическим последствиям. Герой Коха ненавидит стариков, больных и людей с отклонениями. Он получает удовольствие от чужих конфликтов, обожает делать людям мелкие и крупные пакости и мечтает, чтобы на ненавистный ему курорт сбросили ядерную бомбу... Особенность прозы Коха заключается в том, что он не дает никаких оценок своим героям, симпатизирует он им или осуждает, понять невозможно, а едкий желчный язык только усиливает и без того зашкаливающую провокативность. Единственное, что слегка выбивается из композиции и нарушает стройность авторской идеи — финал, где все свелось к криминальным разборкам. Такое ощущение, что детективной развязкой Кох постарался обезопасить себя от тех, кто будет слишком уж пристально копаться в его творчестве. Подстраховался, так сказать. Дескать, это был всего лишь детектив, а вы что подумали?

Оценка: 8
– [  4  ] +

Марк Хэддон «Крушение пирса»

Strannaya_Masha, 22 августа 2018 г. 15:40

Сборник новелл, заставляющий не только запомнить имя — Марк Хэддон, но и обратить внимание на вынесенное на обложку: «от автора «Загадочного ночного убийства собаки». Сразу оговорюсь, что роман, прославивший автора, прочитать мне еще не довелось, но комплиментарные отзывы и сравнения с «Цветами для Элджернона» подкрепляют уверенность в том, что это непременно стоит сделать.

Что касается сборника «Крушение пирса», тут Хэддон зарекомендовал себя как очень разноплановый писатель, способный умело сочетать различные жанры и стили. Среди его героев: последняя выжившая в космической экспедиции, уже не надеющаяся дождаться помощи, и толстяк, годами не выходящий из собственной квартиры; семья, не подозревающая, чем обернется визит странного незнакомца в канун Рождества, и студенты, отправившиеся в Амазонские джунгли на поиски пропавших предшественников... Аллегоричная мистика и жесткий натуралистичный реализм, гуманитарная фантастика и хоррор в духе Лавкрафта — Хэддон одинаково достоверен во всем. В одной из новелл он с документальной точностью воспроизводит хронику крушения пирса, произошедшего в Англии 23 июля 1970 года, а в следующей — дает волю фантазии, рассказывая красивую историю рождения созвездия Северная Корона, основанную на древнегреческих мифах. Некоторые новеллы Хэддона оставляют не самое приятное послевкусие: их герои неумолимо движутся к трагической развязке, а читатель (в моем лице) сгорает от желания остановить их или хотя бы предупредить. Увы, повлиять на сюжетные повороты невозможно, остается только порадоваться таланту автора, так мастерски заставившего ему поверить.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Стивен Кинг «Долорес Клэйборн»

Strannaya_Masha, 13 февраля 2018 г. 10:16

Долгое время откладывала «Долорес Клейборн» на потом, поскольку истории, рассказанные от женского лица, как правило, не входят в число моих любимых. Но, вопреки ожиданиям, книга не разочаровала. Во-первых, образ Долорес Клейборн показался мне одним из самых правдоподобных женских образов Кинга — ничего не стоит представить себе эту женщину и поверить, что в предлагаемых ей обстоятельствах она действовала именно так, а не иначе. Во-вторых, это, по-моему, единственный роман Кинга, написанный в форме монолога, и монолог этот так мастерски стилизован под речь необразованной островитянки, что талант Кинга-стилиста, практически не проявленный в других его романах, здесь выходит чуть ли не на первый план. В-третьих, эта книга оказалась зеркальным отражением очень любимого мной «1922». В-четвертых, в ней, оказывается, есть интересное пересечение с «Игрой Джеральда», обнаружить которое можно только прочитав обе книги подряд.

И все же не обошлось без минусов: Кинг как обычно растягивает и «пережевывает» по несколько раз то, что уже и так понятно. Иногда кажется, что он ориентируется на читателя, не способного без его помощи вообще ни о чем догадаться. ))

Но многое можно простить вот за это: «... от них по-настоящему ведь не избавишься. Никогда. Думаешь, ты от них заперлась, что повымела их всех и нигде больше ни единого мусорного кролика не осталось, и тут они возвращаются, и на них лица — на них всегда лица, и лица эти именно те, которые ты больше не хочешь видеть ни во сне, ни наяву». Одна из любимых тем Кинга — тема расплаты и необходимости платить по счетам совести. В «1922» она доведена до предела; здесь все подано мягче, но именно эта тема, на мой взгляд, «делает» книгу. А заодно превращает «короля ужасов» в мастера психологической прозы. А вот это уже заслуживает намного большего уважения.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Энтони Бёрджесс «Однорукий аплодисмент»

Strannaya_Masha, 21 сентября 2017 г. 13:28

Мое знакомство с творчеством Энтони Берджесса началось не со знаменитого «Заводного апельсина», а с гораздо менее известной его книги «Однорукий аплодисмент», и, надо сказать, я об этом совсем не пожалела.

В центре сюжета молодая супружеская пара — Говард и Дженет, они живут обычной жизнью: устают на работе, коротают вечера у телевизора, копят деньги на небольшие приобретения для дома. Казалось бы, они идеально подходят друг другу, но разница в мировосприятии рано или поздно обязательно даст о себе знать. Дженет не интересует ничего за пределами ее маленького уютного мирка. Для нее счастье заключается в том, чтобы посплетничать с подругами или, вкусно поужинав, посмотреть телешоу. Говард же не лишен амбиций, он хочет увидеть мир и дать своей жене все самое лучшее. Фотографическая память помогает ему выиграть деньги в телевикторине, а книги, которые приходится для этого прочитать, уводят его в развитии еще дальше от Дженет и заставляют ДУМАТЬ. Мучаясь от несовершенства мира, его грязи и подлости, Говард решается на отчаянный шаг:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
единственный выход он видит в добровольном уходе из жизни. Причем сделать это он собирается, прихватив с собой любимую жену.
По сути вся книга построена на столкновении двух мировоззрений: обывателя, которому достаточно его маленьких бытовых радостей, и человека думающего. И, казалось бы, мыслящий герой должен вызывать больше симпатии, но этого почему-то не происходит. Наверное, потому, что, ставя себя выше окружающего мира, Говард не пытается никак его изменить, а хочет лишь доказать своим демонстративным поступком неизвестно кому неизвестно что...

Единственное, что показалось мне не совсем уместным в этом романе — это финал в духе триллера. Нет, триллеры-то я как раз обожаю, но в данном случае такой финал, на мой взгляд, слегка обесценивает книгу. Пока я не добралась до него, мне казалось, что я читаю «серьезную литературу». Это мое субъективное мнение, кто-то другой наверняка оценит то, что Берджесс, мастер литературных провокаций, и тут не обошелся без шутки.

Отдельно нужно отметить язык, стилизованный под речь недалекой малограмотной Дженет. Стилизация Берджессу удалась блестяще.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Рэй Брэдбери «Сверчок на печи»

Strannaya_Masha, 15 сентября 2017 г. 13:40

Хороший рассказ на тему того, как меняется поведение людей, когда за ними наблюдают (или они так думают). Перед чужими люди всегда стараются выглядеть лучше, чем перед близкими. Увы — природу человека не изменишь: стоит только наблюдению исчезнуть, как все возвращается на круги своя.

Рассказ писался еще в доинтернетовскую эпоху, но такое ощущение, что Брэдбери предвидел, какими красивыми, приветливыми и доброжелательными все мы будем в соц. сетях полвека спустя, и как далеко не всегда это будет совпадать с реальностью.))

Оценка: 8
– [  4  ] +

Буало-Нарсежак «На склоне лет»

Strannaya_Masha, 15 апреля 2017 г. 10:32

Еще раз убедилась в том, что в книгах Буало-Нарсежака чисто психологических моментов больше, чем детективной интриги. Тут и размышления о быстротечности жизни, и тонко подмеченный переход от естественного человеческого желания скрасить свое одиночество к стремлению это одиночество сохранить, и ощущение вкуса жизни, которое просыпается только после того, как заглянул «за край» и много чего еще... Написано умно, тонко и интеллигентно, а неожиданная развязка все переворачивает с ног на голову.) Понравилось!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Мишель Фейбер «Книга странных новых вещей»

Strannaya_Masha, 31 марта 2017 г. 14:49

Умная, оригинальная фантастика, которую можно порекомендовать и тем, кто не считает себя любителем этого жанра. Ведь речь в ней, по сути, идет не о чем-то фантастическом, а о человеческих взаимоотношениях, их ценности и хрупкости, тогда как фантастические элементы сюжета (другая планета и ее странные обитатели, жаждущие приобщиться к христианству), нужны скорее для антуража, для того, чтобы поставить главного героя перед практически неразрешимым выбором между верой и любимым человеком. В книге много глубоких философских мыслей, чувствуется, что Фейбер писал ее в непростой период своей жизни. Мне очень нравится этот автор, и я надеюсь, что в его жизни все наладится, и эта книга все-таки не станет последней.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Сюсаку Эндо «Посвисти для нас»

Strannaya_Masha, 28 июня 2018 г. 11:00

Грустная история о том, как на смену идеалистам приходят циники. Чтобы усилить контраст между первыми и вторыми, автор чередует две сюжетные линии, отделенные друг от друга временным отрезком размером в поколение. Первая линия — это воспоминания Одзу о друге детства Хирамэ, наполненные одновременно и ностальгией, и сожалением о том, что на их долю выпала война. Вторая посвящена событиям, происходящим в настоящем с Эйити — сыном Одзу. Давая Хирамэ отнюдь не лестную характеристику, автор, тем не менее, не оставляет у читателя сомнений в том, что он на его стороне. Каким бы нескладным и недалеким ни был Хирамэ, лелеющий нелепую мечту стать морским офицером, чтобы обратить на себя внимание девушки, он лучше бесчувственного и беспринципного врача Эйити, идущего к вершине своей карьеры по головам пациентов. Чем-то Эйити напомнил мне доктора из книги голландца Германа Коха «Летний домик с бассейном». Но тот, презирая своих пациентов, был, по крайней мере, способен на какие-то чувства. Эйити же не чувствует ничего, кроме желания выдвинуться, и воспринимает каждого следующего человека, оказавшегося в его власти, как очередную ступень карьерной лестницы. И все у него в итоге получится; можно не сомневаться: будущее за такими, как Эйити. От таких же, как Хирамэ, не останется и следа. В этом плане символично, что даже пляж, на котором он в погоне за своей любовью когда-то чуть не утонул, исчез, превратившись в еще один забетонированный участок земли, отвоеванный у моря.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Хан Ган «Вегетарианка»

Strannaya_Masha, 3 апреля 2018 г. 17:18

Первое в моей жизни произведение корейского автора оставило странное послевкусие. Поначалу я была настроена скептически, но мрачность, депрессивность и тревожность этого романа меня в конце концов заворожили. Эта книга совсем не о том, о чем можно подумать, исходя из ее названия, никакой пропаганды вегетарианства тут нет. Она о жизненных тупиках, в которые люди попадают невольно или загоняют себя сами, что случается намного чаще. Загоняют, связывая себя узами брака с теми, кого не любят, пуская свою жизнь на самотек, соглашаясь терпеть насилие, поддаваясь искушениям...

Книга неслучайно разделена на три части — сила эмоционального воздействия возрастает по мере продвижения от первой к третьей. Если в начале неясные мотивы и мрачные сны героини не производят особого впечатления, то уже во второй части поражает чисто азиатская отстраненность, с которой к одному из героев приходит мысль: «хорошо бы умереть!». А в третьей — даже самого непробиваемого читателя не оставит равнодушным внутренний монолог героини, идущей на сопку, чтобы повеситься, и возвращающейся из-за того, что «ни одно из деревьев не захотело ее принять». И речь тут идет не о каком-то поэтическом одушевлении деревьев, а о вполне реалистичной драме женщины, разрывающейся между желанием умереть и ответственностью перед собственным ребенком.

Книга достаточно тяжелая с психологической точки зрения — читать ее в неустойчивом эмоциональном состоянии я бы не советовала.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Донато Карризи «Девушка в тумане»

Strannaya_Masha, 3 февраля 2018 г. 10:05

Суперагент Фогель, специализирующийся на громких делах, приезжает в сонный альпийский городок расследовать таинственное исчезновение девушки... Такова завязка, занимающая почти треть книги, и, надо признать, что соблазн бросить ее на этом этапе очень велик. Ничего оригинального, вроде бы, не предвидится, а эксцентричный, помешанный на собственной внешности Фогель кажется собирательным образом всех известных сыщиков. Но с развитием сюжета и появлением школьного учителя Мартини, бежавшего вместе с семьей от чего-то, называемого им «нечто», все меняется. Автор, оказывается, задумал очень интересную штуку: столкнуть лбами двух героев, каждым из которых движет «самый глупый грех дьявола» — тщеславие... Стараясь не раскрыть интригу, могу сказать только одно — отсутствие положительных героев делает эту книгу правдоподобнее (да и привлекательнее) тех шаблонных триллеров, в которых заведомо хороший полицейский гоняется за преступником. В целом, получился совсем не банальный детектив с интересной идеей и впечатляющей развязкой. Итальянцы хороши.))

Оценка: 8
– [  3  ] +

Себастьян Фитцек «Тот, кто виновен»

Strannaya_Masha, 6 сентября 2017 г. 11:45

Вы когда-нибудь задумывались над тем, какой виртуальный след вы оставляете? Что могут рассказать о вас ваши запросы в поисковиках, комментарии на форумах, страницы в соц. сетях? Вот Фитцек, судя по всему, задумывался. Так и получился триллер на весьма актуальную нынче тему тотальной слежки за всеми. Привет Оруэллу! Вот только теперь это уже совсем не антиутопия...

Как всегда у Фитцека сюжет хорошо продуман, динамичен и отвечает всем требованиям жанра. Есть правда некоторые моменты, показавшиеся неправдоподобными... Например, десятилетняя девочка, оказавшаяся в критической ситуации, вряд ли способна так логично, по-взрослому мыслить... Но в целом книгу это не испортило.

Надо сказать, что кроме моментов, безусловно делающих этот триллер коммерчески успешным, есть и такие, которые приближают его к настоящей литературе. Например, Фитцеку удается заставить читателя сочувствовать резко отрицательному персонажу, такому, который ничего, кроме отвращения, вызывать не должен. Но автор хочет убедить нас в том, что не все так однозначно, и у каждого превращения в чудовище есть своя причина. И автору это удается.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Джеймс Боуэн «Уличный кот по имени Боб»

Strannaya_Masha, 31 марта 2017 г. 13:42

Очень светлая и трогательная история о том, как человек поднялся с самого дна, почувствовав себя нужным... коту.) О том, как меняется жизнь, когда совершаешь бескорыстный, идущий от самого сердца, добрый поступок. Эта книга — настоящее руководство по обретению друга и спасению от одиночества. И, по-моему, прекрасной идеей было поместить в конце книги адреса приютов, в которых можно «усыновить» бездомное животное. Хотя, конечно, и без приютов это можно сделать.

Никто не утверждает, что эта история — литературный шедевр, но мне очень понравилась идея, которую она в себе несет: протянув руку помощи бездомной кошке или собаке, вы не просто даете этому существу второй шанс, ВЫ ДАЕТЕ ВТОРОЙ ШАНС САМОМУ СЕБЕ!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ричард Йейтс «Дыхание судьбы»

Strannaya_Masha, 31 марта 2017 г. 13:21

Правда жизни. Отрезвляющая. Без прикрас. Парень-неудачник, вечно теряющийся и опаздывающий, и в обычной жизни не знает, как себя вести, а тут еще и на войне оказывается. Страдающая от одиночества мать всю жизнь лелеет несбыточные мечты и отказывается посмотреть правде в глаза. А в итоге — никто никому не нужен, и каждый остается в одиночестве.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дафна Дю Морье «Путь к вершинам, или Джулиус»

Strannaya_Masha, 5 декабря 2019 г. 14:37

Неожиданный роман Дафны Дю Морье, опровергающий стереотипное представление о ней как о женском авторе, пишущем о женщинах и для женщин. «Джулиус» не только заставляет читателя взглянуть на мир глазами мужчины, но и делает это достаточно жестко и реалистично. Нет, конечно, рек крови в описании Франко-Прусской или Первой Мировой вы здесь не найдете. Жесткость и реалистичность у Дю Морье проявляются не в натурализме, а в беспощадном обнажении уродливого внутреннего мира ее протагониста. В лучших традициях историй, рассказанных с позиции антигероя, маленький жестокий собственник Джулиус вырастает в беспринципного эгоиста, идущего к своей цели по трупам, и с удовольствием ведет читателя за собой. Надо отдать должное Дю Морье: ни морализаторством, ни показательной расправой над своим героем она не злоупотребляет. Жизнь сама по себе достаточно трагична, чтобы расставить точки над «и». Зачастую она просто наказывает обесцениванием всего, что было некогда таким желанным.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дэн Вилета «Дым»

Strannaya_Masha, 21 июня 2018 г. 14:43

Добротное, качественное ... фэнтези? Не уверена, что эту книгу стоит втискивать в узкие рамки определенного жанра. Весь сюжет построен на одной-единственной оригинальной задумке автора — герои этой книги дымят. Дымят в самом прямом смысле этого слова. Что-то произошло с человечеством, и никто не знает, как именно это началось — люди мутировали или, быть может, были инфицированы. Теперь в их телах есть особая железа, отвечающая за выделение дыма, а дым — это материальное проявление порочности. Люди дымят, потому что грешны. И, разумеется, в таком обществе непременно должны появиться те, кто притворяются чистыми, те, кто готовы ради этого на любые ухищрения. Что это, если не аллегория? Автор, на мой взгляд, поступил не совсем логично — он сделал главными действующими лицами подростков, рискуя тем, что книгу сочтут ориентированной на аудиторию «young adult», и при этом загадал загадку, разгадать которую подростку вряд ли под силу: в чем смысл аллегории? Общество, погрязшее во лжи и притворстве. Общество, в котором те, кто не дымят, ничем не лучше дымящих, но при этом притворяются безгрешными. Что это? Намек на институт церкви? На расслоение современного общества? На тоталитарный режим, чья верхушка мнит себя незапятнанной? Или на любое человеческое сообщество, в котором ложь стала нормой? Выход, по Вилете, может быть только один — революция. Но вот тут, наверное, стоит вспомнить, что это все-таки фэнтези (или что-то хорошо под него замаскированное), иначе эта книга превратится в политический манифест. ))

Безусловно, «Дым» можно читать и не вникая в дебри авторской философии. В таком случае вы получите увлекательный приключенческий роман, из несомненных достоинств которого можно отметить: атмосферность, отсылающую к Англии Диккенса и Акройда; хорошо продуманный сюжет, в котором каждая деталь играет свою роль; язык на должном уровне; живые характеры, полные противоречий.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Маргарет Этвуд «Год потопа»

Strannaya_Masha, 16 марта 2018 г. 16:44

Вторую часть антиутопии Маргарет Этвуд я восприняла спокойнее очень впечатлившей первой. Идеи все те же: перенаселение, расцвет генной инженерии, катастрофическое расслоение общества, общая абсурдность всего происходящего и единственный выход — глобальная пандемия. Во второй части Этвуд добавила ко всему этому только одно — сообщество вертоградарей или, проще говоря, веганов. Их философия и трактовка Библии выглядят в книге так убедительно, что стало интересно, не вегетарианка ли сама Этвуд. По-моему, вполне очевидно на чьей стороне ее симпатии в споре между производителями секрет-бургеров и шуб из вымирающих видов животных и безобидными «зелеными», пусть слегка и смахивающими на сектантов. Отдельное спасибо хочется сказать переводчику за приложение, в котором собраны почитаемые вертоградарями святые, которые, конечно же, на самом деле никакие не святые, а самые обычные люди, отличающиеся от других только тем, что им не все равно: Диана Фосси, защищавшая горилл и убитая браконьерами; Чико Мендес, пытавшийся спасти от вырубки бразильскую сельву и застреленный на пороге собственного дома и многие другие — зоозащитники, экологи, борцы за охрану природы. Вот они люди, действительно заслуживающие уважения!!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Хилари Мантел «Фладд»

Strannaya_Masha, 16 марта 2018 г. 10:20

Классическая, в общем-то, формула — живут в своем закрытом мирке люди, каждый из которых по-своему несчастен. Задыхаются от рутины, но упорно продолжают играть свои роли, делая вид, что все у них в порядке. Но вот появляется некто, делающий их притворство невыносимым, и, словно скальпелем, вскрывает все, что наболело. Сюжет-то, может, и классический, но разыгрывают его в не самых обычных декорациях не самые обычные персонажи. А самый странный из них — тот самый пришелец, лица которого никто не может запомнить. Оно словно окутано туманом, как и весь убогий полузаброшенный городок, затерянный среди вересковых пустошей. Не выбраться из этого тумана и читателю, которому предстоит самому догадываться, кем был необычный гость, явившийся из ниоткуда и исчезнувший в никуда, и, главное, чем обернулось его появление для героев — спасением или искушением.

Очень атмосферная, глубоко английская книга. Понравится тем, кто любит искать ответы сам, а не ждать их от автора в разжеванном виде.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Джон Уильямс «Стоунер»

Strannaya_Masha, 13 января 2018 г. 12:14

В хорошей книге каждый находит то, что близко именно ему. Вот так и в «Стоунере» кто-то увидит историю простого крестьянского парня, поднявшегося до уровня преподавателя в университете (своего рода воплощение американской мечты). Кто-то, напротив, решит проанализировать поступки главного героя и обнаружит связь между его слабохарактерностью и жизненными неудачами. Мне же кажется, что «Стоунер» — это в первую очередь книга о роли литературы в человеческой жизни.

В юности книги пробудили главного героя от эмоционального оцепенения и буквально научили чувствовать. Во времена семейных и профессиональных неурядиц они были его единственным убежищем и отдушиной. И хотя с годами Стоунера все чаще стала посещать мысль, что «в конечном счете все на свете <...> бесплодно и пусто и в итоге сводится к вечному неизменному нулю», литература все равно поддерживала и спасала его до самого конца.

Мне кажется неслучайным, что в 21 веке эта слегка подзабытая американская классика обрела вторую жизнь — ее читают, переиздают и рекомендуют друг другу. Все дело в том, что современные люди, чья жизнь полна стрессов и напряжения, сумели лучше предыдущих поколений понять Уильяма Стоунера, лечившегося литературой от жизненных невзгод.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дэни И. Бехард «Варварская любовь»

Strannaya_Masha, 12 мая 2017 г. 14:56

Всем кто считает, что за названием жанра «семейная сага» непременно должен скрываться сентиментальный женский роман, стоит прочесть эту книгу, чтобы убедиться в том, что это не так. Во-первых, она написана в абсолютно мужской манере (мне нередко попадаются авторы-мужчины, которые почему-то пишут в женском стиле); во-вторых, написана прекрасным, стилистически выверенным языком; ну, а в-третьих, в отличии от большинства женских романов, это настоящая литература... В центре сюжета — истории нескольких людей, связанных между собой кровными узами, но разделенных временем и расстоянием и физически почти не пересекающихся. Их судьбы — неустроенные, в чем-то нелепые, порой трагичные — удивительно похожи одна на другую. Все они ищут себя, переживают практически одни и те же разочарования, неудачи и потери, и всех их на определенном этапе жизни начинает тянуть к их корням и истокам, в места, где они родились, к родному для них французскому языку. «Колесо судьбы вертится, но оно всегда неизменно» — эта цитата, наверное, лучше всего передает одну из главных идей этого романа. Книга глубокая, многослойная и очень зрелая. Уместно было бы, наверное, провести параллели с романом Маркеса «Сто лет одиночества», но «Варварская любовь» понравилась мне больше, и потому я, пожалуй, не буду ее ни с чем сравнивать.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Нацуо Кирино «Аут»

Strannaya_Masha, 17 апреля 2018 г. 10:11

Впечатляющий психологический триллер. Три подруги помогают четвертой избавиться от тела ее мужа, не представляя к каким последствиям это приведет. Никаких сантиментов по поводу женской дружбы — одну из них на рискованный шаг толкает отчаяние, другими движут исключительно меркантильные интересы. Я понимаю, почему на обложку вынесены сравнения с «Преступлением и наказанием», но все же параллели между Раскольниковым и осознавшей свою исключительность Масако кажутся мне притянутыми за уши. Отдельно стоит отметить совершенно особое настроение, свойственное именно японской литературе. Для меня это безусловное преимущество..

Оценка: 8
⇑ Наверх