Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «georgkorg» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 17  18  19

Статья написана 19 июля 20:21
Размещена:

Солнцестояние. 2019. США

Режиссёр: Ари Астер

После того как Ари Астер дебютировал в прошлом году фильмом "Реинкарнация" стало ясно — на кинематографическом небосводе зажглась новая звезда. Тем не менее, один фильм может быть и просто удачей. Поэтому второй фильм снять еще сложнее — уровень был заявлен очень высокий. Как по задумке, так и по воплощению. Но в данном случае результат не разочаровывает.

Новый фильм "Солнцестояние" можно лишь условно назвать фильмом ужасов. Это одновременно и хоррор и совсем не хоррор. А скорее всего просто очень мощный эмоционально и психологический фильм, использующий некоторые элементы хоррора — тяжёлую атмосферу, нагнетающееся психологическое давление и натуралистическую жестокость.

Либо это действительно хоррор, но значительно расширяющий границы жанра — совершенно не использующий стандартные и давно набившие оскомину привычные приёмы жанра. Здесь никто ни от кого не убегает, никто ни за кем не гонится. Да и вообще по большому счёту здесь нет ярко выраженных злодеев...

Поэтому определить жанровую принадлежность фильма достаточно сложно. Можно сказать определённо — фильм балансирует на грани между авторским арт-хаусом и жанровым кинематографом.

Завязка фильма такова — у главной героины достаточно непростая семья — родная сестра с пошатнувшейся психикой. Её молодой человек ведёт себя достаточно нерешительно. То ли хочет поддержать, то ли бросить. К тому же его приятели собираются летом поехать в Швецию к одному из них в гости. И большая часть действия будет происходить уже в Швеции — в одной общине неоязычников, готовящихся к празднованию Солнцестояния.

Так что фильм уже начинается с весьма тяжёлой психологической ситуации. Драма практически с первых кадров.

То же что ждёт героев в шведской общине — без спойлеров сложно описать. Так что ограничимся общими фразами. В течении девяти дней в общине проводятся различные ритуалы с целью умилостивления Природы и Солнца... Очищения и изгнания тьмы из сердец. И надо сказать, это достаточно сильное очищение, особенно для неподготовленных...

Фильм снят чрезвычайно оригинально — здесь стоит отметить работу оператора Павла Погоржельского — он работал еще над "Реинкарнацией". Движения его камеры неспешны, а зачастую камера и вовсе статична, но ракурсы, которые он выбирает, показывают происходящее очень свежо и интересно.

А музыкальный ряд картины добавляет эффекта — музыка усиливает психологическое давление.

В целом же фильм, хотя и не изобилует большим числом ужасов, оставляет очень сильное воздействие именно за счёт реалистичности происходящего и правдивой подачи.

Вообще же "Солцестояние" стал неким современным подобием "Жертвоприношения" Андрея Тарковского — здесь очень много смысловых и образных аллюзий. Тем более, что сам Ари Астер и не скрывает своей любви к великому режиссёру... Кстати сам Ари Астер родился в 1986 году, то есть в год выхода "Жертвоприношения".


PS: В отличии от "Реинкарнации" во время "Солнцестояния" никто из зала не ушёл до конца сеанса. То ли наша публика сильно эволюционировала за этот год, то ли просто на фильм пришли в основном уже специально подготовленные...


Читайте также про первый фильм Ари Астера — "Реинкарнация".


Статья написана 18 июля 11:43
Размещена:

Реинкарнация. 2018. США

Режиссёр: Ари Астер


18 июля выходит второй фильм молодого и талантливого режиссёра Ари Астера "Солнцестояние". Это повод освежить в памяти его дебют. Так что публикую по этому поводу свою прошлогоднюю заметку о его дебюте.


Ари Астер — молодой режиссёр, которому лишь недавно исполнилось тридцать. На его счету пока лишь несколько короткометражек. И "Реинкарнация" — его первый полнометражный фильм. Так что это дебют.

И какой дебют! Без всяких преувеличений — его можно назвать новым словом в жанре фильмов ужасов. И во многом это слово в форме и подаче. Если разобраться, сюжет фильма достаточно прост и незатейлив. Но то, каким образом его нам рассказывает молодой режиссёр, заставляет нас смотреть фильм не отрываясь. Интересно, что фильм снят не на типичную современную аудиторию фильмов ужасов, где всё понятно, а если есть малейший шанс, что кто-то не поймёт — ему обязательно это разжуют по десять раз. Здесь не так. В фильме множество недосказанностей. В основном всё говорится лишь один раз — слишком громко хрустел попкорном и не расслышал — твои проблемы. Нет повторов и банальностей. А некоторая недосказанность позволяет зрителю самому решать, что же на самом деле произошло. Здесь можно и пообсуждать фильм после просмотра. Но ни в коем случае не до просмотра! Если вы хотите его посмотреть — лучше ничего о нём не читайте и не смотрите, иначе просто испортите себе весь эффект. Здесь многое строится именно на недосказанности.

Собственно ужасы в фильме не слишком фееричны. Здесь гораздо больший упор делается на психологию. По сути фильм — это настоящая семейная драма. А сам ужас вполне реалистичный, и поэтому он намного страшнее, чем разные монстры, которых нам обычно показывают в последние десятилетия. Отличная актёрская игра этот эффект очень усиливает. А интересные операторские фишки еще больше преображают и добавляют двойной смысл всему происходящему.



PS: Во время просмотра фильма почти половина зала встала и ушла. Сначала уходили по одному, а примерно на середине — уже целыми компаниями. Тенденция печальная — люди привыкли к примитивным ужасам с кучей скримеров. Что-то более тонкое они не воспринимают... Интересно, что будет на "Солнцестоянии"?


Читайте также про "Солнцестояние" — второй фильм Ари Астера.


Статья написана 15 июля 21:19
Размещена:

Мёртвые не умирают. 2019. США, Швеция

Режиссёр: Джим Джармуш

Джим Джармуш — бесспорно живой классик мирового кинематографа. Художников такого уровня можно пересчитать по пальцам рук. Тем не менее, когда выходит очередной его фильм, мнения зрителей разделяются, как обычно, на две диаметрально противоположные группы. Тех, кто в восторге, и тех, кто, мягко говоря, ничего не понял...

Собственно, почему стоит смотреть новый фильм "Мёртвые не умирают"?

Джим Джармуш — это современный мистик и созерцатель, смело экспериментирующий с различными пластами реальности. Не боящийся покопаться в жанровых клише или попросту пустоте, или тем что ей кажется на первый взгляд.

Его фильмы — это наблюдение и созерцание, бесконечная ирония по отношению ко всему происходящему и удивильно завораживающая атмосфера, а также глубокая философия, во многом берущая свои истоки в буддизме.

Джармуш любит взять какую-нибудь известную тему и вывернуть её наизнанку, препарировать и разглядывать все мельчайшие в ней подробности. Не удивительно, что в новом фильме RZA говорит такую фразу: "Мир совершененен. Цени детали". Это своего рода творческое кредо Джармуша, да и, скорее всего его жизненное кредо.

А еще он любит взять сразу несколько совершенно разных тем. И препарировать их, одновременно перемешивая между собой.

Джармуш — сам большой знаток и поклонник кинематографа. Поэтому для получения полного эстетического наслаждения зачастую перед просмотром очередного фильма Джармуша было бы хорошо посмотреть с десяток картин других режиссёров. И прочитать не меньшее количество книг. Либо просто обладать богатым культурным бэкграундом.

Джармуш — музыкант. Он удивительно тонко чувствует музыку и поэтому в своих фильмах очень точно сочетает видеоряд и саундтрек.

Наконец, Джармуш отлично работает с актёрами, создаёт для них очень подходящие образы. Поэтому не удивительно, что многие актёры, которые у него снимались, потом не раз возвращаются к нему снова.

И "Мёртвые не умирают" — можно сказать, квинтессенция всего вышесказанного.

С одной стороны это жанровое кино — фильм о зомби. Так что здесь есть масса отсылок к классике жанра, есть много и шуток на эту тему.

С другой стороны Джармуш подводит под обычный зомби-фильм глубокую философию, которая открывает глаза на то, что на самом деле есть жизнь и что есть смерть? И почему всё же мёртвые не умирают? Просто потому что они мертвы... Но кто на самом деле мёртв?

Как жанровое кино "Мёртвые не умирают" обыгрывает множество клише и заставляет вспомнить "Психо" Альфреда Хичкока, "Ночь живых мертвецов" Джорджа Ромеро, некоторые фильмы Лучио Фульчи и еще массу других картин... Даже "Носферату" Фридриха Мурнау не остался в стороне.

Фильм просто пестрит цитатами и различными сносками. И это всё очень тонко и к месту.

Но при всём этом нельзя назвать фильм "Мёртвые не умирают" просто пародией. Он гораздо больше и шире. Скорее это феерия.

Особенно радует актёрский состав. Тут Джармуш превзошёл сам себя по количеству актёров, которые уже были задействованы в его предыдущих фильмах.

Здесь и совсем поседевший Билл Мюррей из "Сломанных цветов". И молодой и модный Адам Драйвер из "Патерсона". И великолепно стильная Тильда Свинтон из "Выживут только любовники" и "Предела контроля". И RZA из "Пса-самурая". И самый давний дружище Джармуша — Том Уэйтс. И даже Игги Поп, которого в роли зомби можно снимать уже и вовсе без грима...

И все эти персонажи так или иначе заставляют вспомнить свои предыдущие образы, причём не без юмора и самоиронии.

В итоге "Мёртвые не умирают" получился фильмом, который мало того что интересен сам по себе своим сюжетом и смыслом, но и практически бездонным метатекстом, а также самоиронией по поводу субжанра, кинематографа в целом и творчества Джима Джармуша в частности. И мало того, что это как всегда очень талантливый и оригинальный новый фильм Джима Джармуша, так он еще и очень зрелищный.


Статья написана 14 июля 18:29
Размещена:

Оно. 2017. США, Канада

Режиссёр: Андрес Мускетти

Всегда сложно снимать фильм по сильной книге. А "Оно" — один из лучших романов Стивена Кинга. К тому же он уже экранизировался в 1990 году. Так что снять новую экранизацию — задача равнозначная вызову, тем более для относительно молодого режиссёра. Тем более похвально, что Андрес Мускетти, практически дебютант в большом кино, справился с этой задачей — во всяком случае, первая часть романа ему удалась.

Как известно, Оно приходит примерно каждые двадцать семь лет. И если в прошлый раз Оно пришло к зрителям в 1990 году, то вполне логично, что Оно вернулось в 2017 году...

Книга настолько большая, что режиссёр не постеснялся и разделил её на две части. И для упрощения композиции рассортировал все перемешанные во времени события на две группы — прошлое и настоящее.

"Прошлое" и составило первую часть или главу — фильм вышел в 2017 году и был встречен очень тепло, как зрителями, так и критиками. Не удивительно — картина действительно получилась очень сильная, зрелищная и затягивающая.

Действие "прошлого" разворачивается не в 1958 году, как в книге, а в и 1989 году. На смену рок-н-роллу приходит хип-хоп. Так что теперь герои уже слушают не Чака Берри, а Young MC... В книге уже повзрослевшие дети вместо рок-н-ролла порой слушали хип-хоп, но теперь это их детство. Словно это уже дети тех самых повзрослевших детей. Если бы у них были дети...

Книга Кинга была как раз интересна той самой атмосферой 50х — с их фильмами ужасов, странноватой модой и причёсками. Но для современного зрителя это уже слишком далёкие и даже дремучие времена, так что режиссёр приближает события к нашему времени, чтобы с одной стороны увеличить степень сопереживания, а с другой — поиграть на ностальгических нотках. Действительно, для тех, кому довелось пожить в 80е — в фильме много фишек, которые заставят улыбнуться при просмотре...

Другие изменения очень многочисленны, чтобы перечислять их все, но при этом настолько ненавязчивы, что не заствляют морщиться даже тех, кто перечитал книгу совсем недавно.

Немного по другому раскрываются герои, немного по другому выглядят их семьи. Но в основном всё остаётся на своих местах.

Один из самых подвергшихся изменениям персонажей — Майкл Хэнлон — чьи родители оказываются погибшими в том самом злополучном пожаре в джазовом клубе Black Spot...

Другой обновлённый персонаж — Стэн Урис, который в фильме заиграл гораздо значительнее, чем в книге — здесь он получил гораздо больше эфирного времени, а также свои новые индивидуальные страхи...

В итоге получилась очень сильная и качественно сделанная картина, которая будет интересна как тем, кто книгу читал и перечитывал, так и тем, кто к ней даже не притрагивался. И возможно, после просмотра всё же захочет прочитать. Оно того стоит!

Так что стоит ждать второй части...



Читайте также о книге.


Статья написана 12 июля 22:18
Размещена:

Стивен Кинг. Оно

М.: Астрель, 2013 г., 1248 страниц

Серия: Тёмная Башня

+

Стивен Кинг. Оно. В двух томах

М.: Кэдмэн, 1993 г., 432 + 479 страниц

Серия: Мастера остросюжетной мистики

Два года назад вышла первая часть дилогии — новая экранизация романа Стивена Кинга "Оно", а этой осенью выходит вторая часть. Самое время перечитать сам роман, тем более, что теперь читателям доступна полная версия книги без сокращений.

Я сам вернулся к этому роману спустя примерно тот же срок, что и герои книги, которых раскидала по свету жизнь на двадцать семь лет. В моей жизни за это время произошло множество событий, заставляющих сейчас смотреть на многие вещи совсем иначе. И поэтому книга воспринимается сейчас совсем по новому. Тем не менее, я ничуть не пожалел, что прочитал её снова...



"Оно" — один из самых известных и популярных романов Стивена Кинга. И при этом один из самых объёмных. По сути это два романа, своеобразная дилогия, слитая в единое целое. Поэтому неудивительно, что автор новой экранизации Андрес Мускетти сделал вполне логичный шаг — разделил повествование на прошлое и настоящее. И в кино это может быть очень оправдано.

Но книга всё же представляет собой единое целое именно в своём изначальном объёме и своей многослойности.

Многие ругают "Оно" не только за многослойность, но и за многословность, обвияют автора в том, что он хотел написать книгу как можно толще, чтобы заработать на ней как можно больше. Но эти обвинения, на мой взгляд, совершенно неразумны и нелогичны. Для того чтобы описать всё что описано в книге нужно было как раз те два увесистых тома, соединённых в единое целое. Да ведь и писал Кинг этот роман целых четыре года...

Роман отличает весьма интересная структура. Во-первых, он как бы распадается на две пареллельные истории — детство героев и их взрослую жизнь. Во-вторых — он содержит множество интермедий, которые почти могли бы потянуть на отдельный роман-приквел. Эта предыстория укореняет повествование в далёкое прошлое и добавляет ему весомости и реалистичности.

Вообще же сама история, которую рассказывает нам Стивен Кинг, очень реалистична и психологически достоверна. В романе множество героев, каждый из которых очень подробно выписан как с точки зрения жизни и окружения, так и внутреннего мира. Поэтому практически каждый читатель может найти здесь кого-то для отождествления или хотя бы сопереживания.

Кинг во многом создавал роман на основе собственных детских воспоминаний, и наверное поэтому большинство эпизодов выписаны очень тщательно и достоверно.

Главные герои составляют так называемый Клуб Неудачников — шестеро мальчишек и одна девочка — своеобразные изгои их детского мира. Они не могут постоять за себя поодиночке, их не принимают в другие детские сообщества, да и они не всегда хотят в них вступать... Но настораживает другое — они Неудачники не только среди других детей. Они Неудачники и в своих семьях. Ведь из семерых детей, лишь у одного — Майкла Хэнлона — хорошие отношения с родителями и особенно с отцом. Все другие Неудачники либо живут в неполных семьях (как например Бэн или Эдди — их воспитывают матери-одиночки), либо находятся в странно отчуждённых отношениях (как Билл, у которого родители после гибели младшего сына замкнулись в себе) или вовсе в перманентном состоянии конфронтации или даже ужаса (как Беверли, чей отец постоянно её избивает). В этом плане Неудачники ничуть не в лучшей ситуации, чем их враги — дети-задиры (как например, Генри — сын психопата)...

Один лишь Майкл Хэнлон живёт в относительно благополучной и полноценной семье, но его жизнь отягчена цветом кожи — их семья — единственные представители чёрных в этом небольшом городке... Но именно Майкл становится тем связующим звеном, которое потом сможет снова собрать всех остальных. Именно он изучает историю города Дерри и историю его зла — Оно. Именно он собирает по крупицам все истории и выступает в роли главного расказчика.

И поэтому неудивительно, что все эти Неудачники наполнены каждый своими страхами. А именно этими страхами и подпитывается Оно — даже в большей степени, чем детскими телами...

Когда же герои становятся врослыми, многие из их дестких страхов остаются с ними и даже более того — материализуются в нечто реальное. Так, у Эдди появляется жена — точная копия его мамы. А у Беверли — муж — точная копия её отца. Билл же женится на девушке — копии Беверли... Все эти проекции работают на полную, и их избежать становится гораздо сложнее чем даже борьба со Злом в виде Оно. И если согласиться с тем, что именно Оно подстраивает нам такие модели поведения и ситуации, то Оно побеждает в жизни большинства людей, живущих сейчас на нашей планете. Ведь мало кто может похвастаться тем, что преодолел свои детские проблемы и комплексы. Чаще всего мы наблюдаем примеры компенсации или даже гиперкомпенсации...

Так что Оно даже не всегда нужно принимать форму какого-нибудь чудовища, чтобы напугать героев — можно просто принять форму их близких. Но и формы монстров здесь очень многообразны. "Оно" — это своего рода энциклопедия фильмов ужасов 1950х годов. Здесь есть и Франкенштейн, и Оборотень, и Мумия, и гигантский Радон, и чудовище из Чёрной Лагуны, и гигантский глаз из Тролленберга... Эти страницы доставят читателю особое эстетическое удовольствие, если он знаком со всеми фильмами, из которых эти монстры вышли на страницы романа...

Книга же очень многопланова по своей проблематике. Здесь есть место не только страхам, но и чувствам. Дружбе, любви, ненависти... И главное — есть место взрослению — тому процессу, который с нами происходит безвозвратно. Как молоко превращается в простоквашу и потом уже не может принять свою изначальную форму, так и ребёнок, став взрослым, уже не может стать вновь ребёнком.


PS: Небольшая ложка дёгтя.

Первое. Меня лично в новом переводе всё время напрягала концовка фразы "так?". Можно же по разному обыграть. "Верно?", "хорошо?", "правда?", "да?"... К тому же еще и опечатки в большом количестве — это уже бич современного книгоиздания...

И второе. Я понимаю, что в книге много упоминаний различных фильмов, деятелей кино и музыки... Но ведь роман издаётся в крупном издательстве и переиздаётся много раз. Неужели нельзя отредактировать комментарии? Некоторые из них демонстрируют полное незнание реалий... Особенно меня добил рэппер Грандмастер Флэш...


Читайте также о фильме.


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 17  18  19




  Подписка

Количество подписчиков: 32

⇑ Наверх