fantlab ru

Все отзывы посетителя fant-laborant

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  -1  ] +

Илья Варшавский «Побег»

fant-laborant, 1 августа 2020 г. 02:41

Ну не согласен я с высокими оценками. Неприятный рассказ, мерзкий и чересчур прямолинейный, чёрно-белый. Читателя тыкают носом: «Видишь дерьмо? Вот! Смотри! Смотри!» («...не санаторий! ...не санаторий!»). Бессовестно нажимают на нужные кнопки, чтобы вызвать нужную (тяжёлую, негативную) эмоцию.

Читать только молодым и счастливым, чтобы не слишком-то радовались жизни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Одно хорошо — в конце герой (ненадолго) обретает свободу и счастье, хоть и субъективные (а других, впрочем, и не бывает). И вдобавок лёгкую смерть — и яд не понадобится.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Сергей Лукьяненко «Императоры иллюзий»

fant-laborant, 31 июля 2020 г. 01:12

Я слегка разочарован этим романом. Первые 40% вообще читал с трудом и думал, не бросить ли это дело. Помогло не сдаться только хорошее впечатление от первой книги — «Линии грёз» — и желание осилить цикл. Но дальше стиль повествования изменился в лучшую сторону, развитие событий приобрело динамизм, стало интереснее. И всё же до уровня «Линии грёз» не дотянуло.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спасение империи — основная миссия ГГ — оказалась пустыми хлопотами. Мало того, что заговор провалился, так вообще вся суета оказалась ненужной. Только людей зря погубил, патриот. Конечно, в жизни так могло бы быть, но книги и читают ради чего-то особенного, красиво выстроенного.

Ещё немного о недостатках. Вызвало недоумение непоследовательное, даже абсурдное поведение Артура на эсминце, перемена его позиции. Не понравилась и линия Маржан — что-то в ней не дописано, неясности остались; формат романа позволяет расписать детальнее.

Что касается философии романа, которую тут часто упоминают, то она меня не впечатлила, вернее, прошла мимо меня, не зацепив; не уловил каких-либо интересных для меня идей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кей пришёл, наконец, к Богу. Ранее было заявлено, что человек видит при этой встрече самого себя, только очень глубоко (вспомним, что стало с Артуром). Кея встретило океанское побережье. Солнышко светит в голубом небе, едва плещут кроткие волны, воздух неподвижен. Это что — истинная сущность Кея?? Да, ещё отмечена безлюдность и даже полная безжизненность пейзажа. Это можно трактовать, как одиночество, но также и отсутствие угроз, полную безопасность. Или может быть, внутренний мир Кея так же скуден, как явленный пейзаж? А сам океан что означает? Бесконечность? Как это связать с личностью Кея? Не понял.

Похоже, зря он туда так стремился — ничего нового не узнал, не получил. В-общем, не получилось у меня расшифровать этот образ. Я не понял, что здесь хотел сказать автор. А может, он и хотел, чтобы было непонятно?

Недостатки шатко балансируют с достоинствами книги, которые, безусловно, также имеются. Я их не перечисляю, но их достаточно, чтобы взяться читать этот роман.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Сергей Лукьяненко «Линия Грёз»

fant-laborant, 8 июля 2020 г. 21:37

В целом роман оставил самое хорошее впечатление. За исключением нескольких моментов. Во-первых, финал. Это самое слабое место произведения: какие-то невнятные, смутные диалоги с многозначительными намёками, так и не прояснившимися до самого окончания книги.

Кроме того, замечены логические неувязки, о которых здесь уже писали, повторяться не буду. Или вот такой поворот сюжета:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первый клон Кертиса убивает Кея, тот попадает в руки старого Кертиса и получает контракт на доставку второго клона на Грааль. Похоже на спецоперацию с целью вербовки. Но ведь известно, что личность первого клона стёрта, да и убийство он совершает из мести за сестру. И тогда это дикая, невероятная случайность, она же — сюжетная натяжка. Также, зачем надо было писать в тексте, что до этого события и Томми, и Кей были на Сигме-Т? Зачем намекать на то, чего там не было? Не понятно.

Несмотря на недостатки, ставлю этому роману высокую оценку за увлекательное повествование, за интересные миры и их обитателей, за аТан, за драйв и юмор.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Судья»

fant-laborant, 23 декабря 2019 г. 23:08

Сумрачое, меланхоличное, в меру абсурдное повествование от первого лица поначалу не очень увлекало меня, казалось слишком монотонным. Я читал, в основном, ожидая развязку. И финал не разочаровал, окупил все ожидания в полной мере. В этом рассказе даже два финала, если можно так сказать. И один лучше другого.

Что касается любви Судьи к своей теперешней работе, то она меня не очень удивляет. Он хоть и эмоционально устойчивый человек, но, возможно, и у него есть потребность почувствовать себя на какое-то время защищённым со всех сторон толстыми стальными стенками, потребность забыть на время про снайперов и пр. Также его склонность к уединению тут играет роль.

Трудно судить, кто убил бы, а кто — нет при таких условиях. Здесь описывается незнакомое нам (фантастическое) общество со своей моралью и законами. Про наше же — с ходу хочется сказать, что, конечно, нет, не много найдётся убийц за деньги. Но тут же вспоминаешь про войны, когда люди убивают друг друга совершенно бесплатно и в массовом количестве — и у всех находится моральное оправдание. (О наёмниках промолчу.)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Портреты его детей»

fant-laborant, 17 декабря 2019 г. 22:18

Короткая, но очень ёмкая трагическая повесть о человеке, писателе, всю сознательную жизнь следовавшем своему творческому призванию, нередко в ущерб интересам самых близких. Печальный, но закономерный итог: рядом ни жены, ни дочери, ни друзей. Но поступать по-другому он, судя по всему, не мог. Его талант — его дар и проклятие — руководил им и вёл его.

С другой стороны, ведь ГГ получил то, к чему стремился, к чему у него лежала душа, то, во что он верил. Своим талантом он создал для себя, в определённом смысле, идеальную семью, пожертвовав при этом семьёй реальной. Таков его непростой выбор, его путь.

Однако, видимо, эта повесть сложновата для меня. Вот цитата: «Николь, дочь, которой у него никогда не было.» Из этого предложения можно понять, что у писателя не было дочери по имени Николь (а только персонаж). А можно — что у него вообще никогда не было дочери. И скорее именно так! Тогда Мишель тоже оказывается в области его фантазий. А вместе с ней и его жена Хелен? И его одиночество оказывается гораздо глубже, возможно, оно с самого детства, когда ГГ «был очкариком и жался у игрового автомата.» Тогда это вовсе ужасная история.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Аластер Рейнольдс «Найтингейл»

fant-laborant, 10 декабря 2019 г. 22:15

Сплошное разочарование — от начала до конца. Малосимпатичные, плохо проработанные персонажи, включая повествующее лицо, не вызвали у меня сопереживания.

Приключения внутри корабля читать было скучно (коридор налево или коридор направо — куда же нам идти? — вот это «интрига«!). Это не принципиально, но в паре мест я, как ни вчитывался, не смог понять и представить себе передвижения героев. Возможно, из-за недостатков перевода.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зачем-то придумана рокировка «Мартинес-Норберт». Обоснования её я так и не дождался. И почему в самом начале (в дверях) истинный Мартинес отозвался-таки на своё имя, а потом влез «заместитель» и взял всё в свои руки. Как-то не профессионально здоровяк проговорился. Или это такой толстый намёк читателю был?

А следящее за тобой взглядом плоское(!) изображение лица? Подумать только, вот чудо! Да об этом эффекте знает даже школьник. Не понимаю, о чём думал автор-астрофизик, когда описывал это?

Я набрался терпения и стал ждать (то есть читать дальше), к чему же приведут эти приключения, я ждал какую-то красивую и сильную финальную идею, которая оправдает голый «экшн». И действительно, автор подготовил сюрприз на закуску, даже два. Вот только красивыми назвать их ни в прямом, ни в переносном смысле я не могу. Они скорее нелепы и притянуты за уши к заявленной антивоенной теме. Вообще-то, у меня сложилось впечатление, что сначала к автору пришли эти образы, а потом он развил это в повесть, приписав (неудачное) начало.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Теперь что касается эстетического восприятия и воспитательного воздействия финального «произведения искусства» на человечество. Можно, например, сходить в петербургскую Кунсткамеру, рассмотреть заспиртованных уродцев и спросить себя, изменилось ли моё отношение к вооружённым конфликтам? Это будет «в огороде бузина, а в Киеве дядька». По-моему, так же и в этом произведении.

И ещё, у меня в голове не умещается, как на одной странице могут сосуществовать следующие предложения: «Да, мы стали объектом широко изливающейся симпатии и доброжелательства.» и «Ночные кошмары — это то, для чего мы созданы.... И если вы плохо спите сегодня ночью, значит, вы думаете о нас.» В тексте встречались и другие противоречия, мог бы привести их тут, но неохота перечитывать в поисках.

Наверное, если бы я любил «экшн», то не стал бы так критиковать повесть и поставил бы оценку повыше. И, пожалуй, я мог бы посоветовать её любителям военных приключений с элементами ужасов.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Сергей Лукьяненко «Спектр»

fant-laborant, 29 августа 2019 г. 21:41

Некоторые читатели высказывают сомнение в уместности своеобразных прологов перед семью частями книги. У меня есть своё объяснение имеющей место структуре произведения.

Вероятно, гастрономический пролог в начале каждой части отражает изобилие в доме автора в день получения гонорара за очередную часть романа.

А когда, день этак на третий, застолье стихает и друзья разбредаются, автору становится «грустно и одиноко». Он остаётся один на один со своим талантом великолепного рассказчика, и в результате этого мы имеем сие замечательное творение.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

fant-laborant, 13 июля 2019 г. 16:09

Противоречивые впечатления остались у меня от прочтения этой повести. В первой части приходится много домысливать за автора. Имею в виду трансформацию вражды и ненависти в сотрудничество и симпатию. Между этими крайностями — пропасть, и она в повести преодолена героями как-то очень уж легко, будто невзначай. Не показана внутренняя борьба главгероя, когда он, например, вынужден был бы оказаться от чего-то земного, человеческого ради достижения согласия с чужаком, а ведь без взаимных уступок ничего бы не получилось. В этой части произведения можно и нужно было подобные повороты расписать, иначе выглядит психологически недостоверно.

Часть вторая более сентиментальная, и у меня по ней нет подобных замечаний. Мне кажется, больше именно за неё повесть получила такой высокий рейтинг.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

fant-laborant, 26 июня 2019 г. 23:01

Увлекательный рассказ, разве что в начале перегружен специальной терминологией. Я сначала пытался читать, потом откровенно пропускал абзацами.

Не будучи специалистом в области микробиологии, сделаю предположение, что исходные «биочипы» могли развиваться не обязательно в человеке. Подошли бы любые более-менее крупные организмы. А если пойти в дилетантских предположениях ещё дальше, то и в сточной канаве или той же канализации — была бы хоть какая-то пища.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если подумать об этом, исчезает драматизм идеи трансформации человечества в некий глобальный сверхорганизм. И нет никакого суперчеловечества — есть вышедший из под контроля лабораторный эксперимент Верджила Улема, в результате которого искусственно выведенные твари сожрали всё живое на планете (включая людей) и установили своё безраздельное господство.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Пол Мелкоу «Стены Вселенной»

fant-laborant, 23 июня 2019 г. 15:42

Повесть увлекательна, читается легко — и это, к сожалению, её единственное достоинство. Потому что в остальном всё не так хорошо. По жанру это скорее приключения с фантастическим допущением. Повествование идёт ровно, без провисаний, но как-то поверхностно. Главные герои — тинэйджеры, на подростков же, видимо, и рассчитана повесть. Заканчивается повесть ничем — практически обрывается на полуслове. Возвращаться к ней мыслями после прочтения не хочется, поразмышлять не о чем.

Ну вот, раскритиковал-раскритиковал, а сам-то прочитал в один дух. Нет, правда, не такая уж плохая повесть.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Стивен Кинг «Долгий джонт»

fant-laborant, 18 июня 2019 г. 03:00

Хороший рассказ, мне понравился, хоть и есть некоторые натяжки в сюжете. Но тут уж у кого какой склад ума: кто-то будет читать и выискивать ляпы, а кто-то отдастся безоглядно воле автора, которая пронесёт его до самой развязки. Первый будет доволен тем, какой он умный и внимательный. Второй получит удовольствие от переживания чистых эмоций, не замутнённых рациональным подходом.

Автор ткёт полотно повествования, двигаясь по кругу, в центре которого семья Оутсов. Звучит непринуждённый рассказ отца, адресованного детям, вот только тема выбрана не самая уместная. Круги всё сужаются, становятся плотнее. Отец допускает ошибку, которая встревожила маленькую дочку. На ком же затянется последний виток?

Сначала я подумал, что случится что-то страшное с маленькой Пэт. Потом решил, что неспроста отец такой деланно невозмутимый, наигранно спокойный. Сын Рикки вроде достаточно большой — не должно возникнуть проблем с газовой маской. Мать оставалась несколько в стороне, редко попадая в фокус авторского внимания.

То, что случилось в конце, действительно страшно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это жуткое существо, лишь внешне напоминающее человека, было человеком всего долю секунды назад — но только по нашему исчислению времени.

Не хотел говорить о недостатках, но один прямо бросился в глаза. По моему разумению, конечно,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
этот уродец за несчётные века просто-напросто забыл бы человеческую речь. Он забыл бы своих родителей, забыл бы и кто он сам.
А не то, что «Папа, я задержал дыхание»...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Рэй Брэдбери «Дело вкуса»

fant-laborant, 17 июня 2019 г. 21:29

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жалко паучков.
Я в детстве почему-то их совсем не боялся, брал в руки. А позднее по какой-то причине появилось отвращение, но не такое, чтобы очень. И в рассказе, я думаю, это художественное преувеличение — такой страх, каким он показан автором. Вполне могли бы ужиться со временем. Уже дети этих космонавтов, видя пауков каждый день с раннего возраста привыкли бы, особенно чувствуя их доброту.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Александр Громов «Вычислитель»

fant-laborant, 17 июня 2019 г. 21:21

Возьмусь высказать мнение, отличное от мнения большинства товарищей по сайту и скажу несколько слов в защиту главного героя повести — Эрвина Канна.

В соответствии со статистикой, Эрвин должен был погибнуть так же, как и все его спутники — такой и был расчёт «гуманной» юстиции. Он мог быть убит ещё на берегу при дележе снаряжения, мог погибнуть хоть в первый день в желудке «язычника». Я хочу сказать, что он наравне со всеми не был застрахован от случайной смерти, которую невозможно просчитать. Шанс дойти был один на миллион даже для Вычислителя, и ему крупно повезло.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А другим — нет. И это не его вина.

Эрвин выполнял каждый день свою долю работы наравне со всеми, и даже больше, учитывая интеллектуальный труд. Без него остальные не смогли бы даже выбрать правильное направление движения. Именно он на своём (с Кристи) примере показал, как правильно передвигаться по болоту. Его действия были решающими при преодолении Гнилой мели. Никогда компания не продвинулась бы так далеко без него. Разве можно осуждать его за это? Да, он использовал других участников, но он и себя вкладывал в общее дело, таким образом и другие использовали его. А он был локомотивом этого маленького отряда.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эрвин фактически устранил Юста — чужими руками. Но кто был для него Юст? Родственник? Друг? Его даже товарищем по несчастью назвать язык не поворачивается. Юст для Эрвина — это Дамоклов меч, постоянная угроза — и он сам выбрал такую позицию! Юст — это ружьё в начале пьесы, которое обязательно выстрелит — тебе в спину — если ничего не предпринять раньше.

Хладнокровие и расчётливость — пожалуй, главные качества хорошего полководца. На войне, бывает, военачальник бросает в бой малочисленный отряд, чтобы отвлечь основные силы противника, или, отступая, оставляет заслон для прикрытия отступающих. В таких случаях солдаты служат по сути расходным материалом и могут выжить только чудом. Никому не хочется быть пешкой, которой жертвуют ради общей победы. Но это считается (и является) оправданным в экстремальных условиях. Именно в такие — экстремальные — условия попали люди на Саргассовом болоте, где над каждым витала смерть. И трудные решения должен был принимать тот, кто взял на себя ответственность вести других (тех, кто пожелал быть ведомым). Смерть тех, кто не дошёл, не была запрограммирована Вычислителем. Они — жертвы Болота (или правосудия), но не Эрвина.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если бы судьба была чуточку милосерднее, кто-нибудь ещё из группы дошёл до Счастливых островов.
Я уверен, Эрвин был бы только рад этому, особенно учитывая то, что он обнаружил в конце своего путешествия.

Написал это просто для того, чтобы уравновесить преобладающее мнение, т. к. считаю повесть не такой однозначной.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Тупиковый вариант»

fant-laborant, 14 июня 2019 г. 19:38

Прочитал повесть за один присест, было интересно «рассматривать» персонажей, до того хорошо они прописаны. Всё ждал, когда же появится фантастика. Появилась где-то с середины произведения, и я бы не сказал, что это какая-то крутая фантастическая идея — мы уже в этом отношении избалованы — что не умаляет достоинств повести. Она сильна в другом.

Посмотрим на героев повествования.

Главный герой, Питер, измотанный цепью жизненных неудач, во многом стерпелся со своим положением.

Кэти, жена Питера, показана в повести язвой и стервой. Своими постоянными колкостями и унизительными репликами она мстит Питеру за его неудавшуюся карьеру, следствием чего, как ей кажется, стала и её несчастливая жизнь. Лишь позже мы узнаём, как много она сделала для мужа в первые годы супружества, а потом просто устала и озлобилась.

Университетских друзей Питера — Экса и Стива — жизнь также потрепала. Каждый из них по-разному, с разной степенью стойкости переживал свои передряги.

И никто из них представить себе не мог, кому он обязан всеми перенесёнными невзгодами.

Банниш — лишь один из четвёрки приятелей — кажется, добился успеха в жизни. Но в итоге становится ясно, что он одинок, несчастен и болен, если не психически, то психологически.

А концовка мне показалась приторной, неправдоподобной и скоропалительной. Выглядит это так: раз ты оказался не неудачником, то я снова тебя люблю (или даю тебе ещё один шанс).

Тема шахмат, хоть и проходит красной нитью по всему произведению, меня заинтересовала лишь постольку поскольку. Шахматист я никакой. Но представляю, как это может быть волнительно для тех, кто сам увлекается этой игрой. Рекомендую для прочтения им в первую очередь, но также и всем. Повесть стоящая.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Лоис Макмастер Буджолд «Границы бесконечности»

fant-laborant, 29 мая 2019 г. 21:36

В этой повести Майлз практически в-одиночку подготовил крупную операцию. Он проявил мастерство импровизации, воспользовавшись подвернувшимся случаем — встречей с местным чудаком — и сумел построить на, казалось бы, бредовой идее свою поначалу непонятную программу освобождения пленных. Организаторские способности и сила уверенности в успехе, которую он сознательно поддерживал в себе, несмотря на неудачи, помогли ему убедить людей следовать спасительному плану.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Тед Чан «Выдох»

fant-laborant, 26 мая 2019 г. 19:20

Перед нами суховатый, каким он и должен быть, дневник учёного — представителя расы механических людей. Для себя я отметил три момента.

Автоанатомирование. Важный шаг для любого существа — додуматься заглянуть в себя ради новых открытий. Заглянуть можно по-разному: через искусство, через медитацию. А герою рассказа ближе, видимо, соответственно его образу, заглянуть в себя буквально. И в результате сделать сразу россыпь открытий.

Субъективное ускорение времени. Земные люди тоже наблюдают аналогичный феномен — с возрастом течение времени всё ускоряется и ускоряется. Наверное, какой-то жизненный эфир (аргон) с годами всё медленнее бежит по каналам наших тел.

Вместо простого шипения выходящего под давлением воздуха загадочным образом рождается культура во всём многообразии: науки, искусства, технологии со всеми их плодами, остающимися в наследство другой расе после «конца мира». И герой рассказа со своими соплеменниками здесь — инструмент, посредством которого всё это создаётся.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Роберт Шекли «Кое-что задаром»

fant-laborant, 25 мая 2019 г. 23:17

Человек слаб и падок на искушения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Совершенно бессовестная вербовка на тяжёлые работы.
Несомненно, где-нибудь во времени и пространстве существует закон, защищающий её жертв. Остаётся всего ничего — найти хорошего адвоката.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Затворник и Шестипалый»

fant-laborant, 25 мая 2019 г. 21:47

Повесть порадовала меня хотя бы тем, что я познакомился (благодаря рекомендации ФантЛаба) с творчеством Виктора Пелевина, и знакомство оказалось приятным. У меня почему-то было предубеждение к этому автору, и до сих пор я всегда обходил его.

Повесть показалась более развлекательной, чем поучительной. Но сдержанный ненавязчивый юмор перемежался, а местами сочетался, с весьма серьёзными мыслями и образами. Можно, конечно, не всерьёз, а в качестве шутки, провести параллель с книгами Кастанеды. Но и в этой шутке будет доля правды. Рекомендую всем, желающим познать «закон жизни» и «тайну веков» ;)

Оценка: 9
– [  8  ] +

Тед Чан «Купец и волшебные врата»

fant-laborant, 24 мая 2019 г. 21:11

Легко и приятно читается эта стилизованная под арабскую сказку хроноопера. События спешат сменить друг друга, крепко удерживая читательское внимание. Струится и мягко журчит цветистая речь (ближне)восточных рассказчиков, обволакивает и переносит в далёкую страну, в давние времена. Такова оболочка этой повести.

Теперь о сути. Описываются перемещения во времени людей, которыми движет как любопытство, так и желание устроить получше свою судьбу. Например, путём передачи определённых знаний из будущего себе самому в прошлом. И как будто это работает: молодой мастер-канатчик старательно следовал советам, полученным от себя-в-будущем (богатого купца), избежал множество бед и со временем разбогател.

Внимание! Вопрос: зачем богатый купец из будущего с благополучной судьбой суетился, опекая себя-из-прошлого. Он (купец) и без того уже состоялся, а изменяя своё прошлое, мог ненароком и навредить себе, ведь неизвестно, как скажется.

У Теда Чана (в лице главного героя) свой ответ: никак не скажется, ничего нельзя изменить ни в прошлом, ни в будущем. Но тогда зачем вся эта суета, пустые хлопоты, бег белки в колесе? Получается — только для вращения того колеса, то есть, развлечения нас с вами, читатели.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Короли-пустынники»

fant-laborant, 23 мая 2019 г. 20:10

Главный герой Саймон Кресс, пресытившийся жизнью мужчина, жил обособленно в своем поместье в пустынной местности — то ли он настолько не любил людей, что предпочитал одиночество, то ли автору так было удобнее расписать финальную трагедию. Пустоту в своей порочной душе Саймон заполнял пьянством, редкими вечеринками с приятелями и бывшими любовницами. Хотя мне несколько странно, как он мог собирать довольно большие компании с его-то эгоистичным, мстительным и вспыльчивым характером (и что там искали его бывшие). Возможно, эти люди были в какой-то зависимости от него или были с ним одного поля ягодки — иначе не объяснишь. У Саймона был свой бизнес, видимо, успешный, так как он сорил деньгами направо и налево. Всё говорит о том, что его методы ведения бизнеса не отличались щепетильностью.

И было у главгероя хобби, которое, как часто бывает с хобби, многое говорило о его внутреннем мире. Он щедро тратил свои грязные деньги на коллекционирование диковинных животных, в том числе, инопланетных. Но дело даже не в этом, а в том, как по-свински он к ним относился. Поголодают, подохнут — ну и чёрт с ними; денег — как грязи, куплю новых, ещё лучше. Мало того, у Саймона была нездоровая страсть скармливать одних своих питомцев другим и наблюдать за процессом.

Но нашла коса на камень. Прихотливая судьба свела его с продавцами доселе не виданных им существ. Забавные поначалу, жучки-солдатики не простили ему привычной манеры обращения с братьями нашими меньшими. Отомстили ему за всех обиженных. Такая вот трагедия... М-да. Отчасти вина в случившемся лежит на контрабандистах, незаконно продающих опасных зверей, отчасти — на Саймоне, у которого никогда не было терпения и доброты к своим подопечным (и что могло бы его спасти). Во всяком случае, развязка закономерная и ожидаемая.

За предсказуемость и снизил оценку. А ещё за разочарование, что не получила развития потенциально интересная заявленная тема обожествления жучками своего хозяина — всё ограничилось его портретами. От Джорджа Мартина я ожидал большего, жаль, но не смог он меня удивить.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Айзек Азимов «Женская интуиция»

fant-laborant, 21 мая 2019 г. 21:31

Не очень смешной юмористический детектив от мэтра фантастики. Органично смотрелся бы в сборнике К. Дойла в соответствующих декорациях. Шерлок Холмс в юбке и без Ватсона. Авиакатастрофа — ну надо же, какое совпадение! — явно притянута за уши.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Айзек Азимов «Двухсотлетний человек»

fant-laborant, 21 мая 2019 г. 21:16

Шедевр детской литературы. Симпатии читателя на стороне робота — ведь он такой душка: кроткий, преданный, безотказный, бескорыстный. И как будто этого мало, ещё и человеком хочет стать. Похвально — плох тот солдат... И вообще, это должно подкупать читателя, тешить его самолюбие: даже такое идеальное существо чувствует свою неполноценность рядом со мной.

Но рассказ скупой, скучный. В нём нет ничего, кроме идеи. Идеи о свихнувшемся роботе, пожелавшем стать вровень с хозяином любой ценой. Развязка сколь пафосна и сентиментальна, столь и неправдоподобна. Попробуйте-ка заставить политиков сделать что-либо, шантажируя их самоубийством. Мир людей циничен и жесток, человеческая жизнь стоит недорого, что уж говорить о «жизни» робота. Никто и не подумал бы об этом, как о жертве, ради которой следует отступить от своих принципов. С другой стороны, робот доказал только то, как он далёк от человека, да и вообще от живого. Намеренное лишение себя жизни порицается в разных (человеческих) культурах. Робот пожертвовал жизнью ради никому не нужного юридического документа. Человек/живое дорожит своей жизнью (иногда даже вопреки логике), а если идёт на жертву, то только ради других — тогда это называют подвигом.

...Он бился головой о стену, пока её не разбил (как и бывает, не стену — голову). Все аплодируют стоя.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Владислав Крапивин «Гуси-гуси, га-га-га...»

fant-laborant, 19 мая 2019 г. 19:28

Хороший рассказ — и душевный, и в то же время, экшн присутствует. Обычно предпочитаю другие поджанры фантастики, и повесть стала неожиданностью.

Впервые автор знакомит нас с главным героем, Корнелием Гласом, описывая его его мысли и воспоминания на пути с работы домой. И на протяжении всей повести, хоть рассказ и ведётся не от первого лица, читатель воспринимает происходящее, словно через призму сознания Корнелия. Размышления о доме и семье — по всей видимости, типичных для крупного города Западной Федерации — дают представление о государстве, в котором живёт Корнелий. Достаток и комфорт, привычные для большинства, оборачиваются унылой изнанкой — однообразием, скукой и бездуховностью, когда досуг скрашивают лишь сериалы и выпивка. Однако, спустя время мы узнаём, что так живут не все. Есть и смелые пилоты аэролайнеров, и пытливые учёные-диссиденты, есть и отверженные.

Непрерывный, с позволения сказать, мониторинг мыслей главгероя позволяет нам следить за трансформацией этого человека под влиянием неординарных испытаний, которые мало кому выпадают в этом придуманном Крапивиным мире. А неожиданные повороты сюжета ждут читателя вплоть до самого окончания повести.

Мелкие недочёты:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Неожиданным, даже неестественым показалось мне решение Корнелия испытать на себе шприц для наказаний. Автору стоило придумать какое-то обоснование, поскольку это важный момент, ставший ключиком к доверию таких непростых детей.

Дети-безынды показаны уж больно хорошими. А могли ли они оставаться хорошими в такой системе, при таких надзирателях? Скорее всего выросли бы моральными уродами. Но тогда не получилось бы доброй сказки...

Я жалею только о том, что книга не попала мне в руки в более подходящем, подростковом, возрасте.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Олег Дивов «Холод, голод, интеллект»

fant-laborant, 15 мая 2019 г. 01:04

Когда вступительная часть, по моим соображениям, должна бы уже закончиться и автору пора бы перейти к сути, я начал анализировать, что же такое я читаю? Поначалу видел только, что читателя пытаются смешить — на уровне худших телевизионных горе-юмористов. Ну, ладно, стиль такой. Наверное, подвернулась книжка для подростков. Легко представляю, как они ржут — и я бы ржал, наверное, на их месте. Читаю дальше... дальше... Беспрестанные хаотические перемещения одиночек и групп разношёрстных зверей, придурковатых роботов — это просто цирк какой-то. А где же фантастика? Э-эй! Нету! Прописать героем робота (компьютер на гусеницах) — явно недостаточно для создания фантастического произведения — во всяком случае в настоящее время. Да, есть одна оговорка, на первый взгляд серьёзная:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

в описанном мире нету людей. Видимо, совсем.

Но это показано вскользь, никак не обыгрывается и на повествование не влияет — ну, нету и что дальше?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Правосудие и пребывание на зоне автор описывает в другой тональности. Здесь веет безысходностью и тоской. Но до определённой степени — это ж всё-таки роботы. К тому же ситуация разрешается довольно быстро и успешно. Даже слишком успешно — вернулся к работе, как будто так и надо.

Опять вопрос: зачем автору (и произведению) эта часть? Разбавить полоумный карнавал Лесничества? Разве что.

И это творение «украшает» антологию «Затерянный дозор. Лучшая фантастика 2017».

Рассказ стал моим первым знакомством с Дивовым, и продолжать его как-то не хочется.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Михаил Тырин «Тайная комната»

fant-laborant, 13 мая 2019 г. 18:50

Если коротко, то рассказ в целом понравился. Он не затянут, читается на одном дыхании. Относительно длинный подход к фантастической части продуман и естествен. Он читается как завязка нормального такого детектива. Я, правда, недолюбливаю детективы, поэтому немного поскучал (чуть-чуть), и уже на этом этапе начал строить ирреальные версии.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Например, когда стало известно, что преступник не взял дорогущие часы, а взял только золото, я подумал об аварии «тарелки» и необходимости ремонта её внеземного оборудования — и часы тогда действительно ни к чему, золото же — другое дело — редкий металл.

Ну а когда стала раскрываться невероятная истина, тут уж тушите свет — в прямом и переносном смысле.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Пока жизнь в нашем мире стоит на паузе, герой в своей тёмной комнате доделывает то, что не успел сделать здесь, на белом свете — это ли не круто. Правда, в реале он быстрее старел, так это не беда — его лет никто не отнимал, он их проживал «там».

Безусловно, я примерил на себя такой дар. Эх, где мои семнадцать лет! Но и сейчас нашёл бы применение. Да сейчас, пожалуй, ещё и лучше — спокойнее обдумал бы всё.

Скажу ещё, что почти не осуждаю главгероя. Грабить магазины — это, конечно, не дело, но в остальном я сочувствую ему. Как же так Бог обделил его умом и фантазией, что даже имея такой козырь на руках, он не преуспел, а был затюканным и несчастным.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Михаил Атаманов «Искажающие реальность-2. Внешняя угроза»

fant-laborant, 12 мая 2019 г. 16:17

Вторая книга, как говорится, «не зашла». С охотой приступил к её прослушиванию сразу после первой. Многообещающее бодрое начало, после которого несколько глав подряд тянутся, лишённые сколько-нибудь значительных событий. Лишь после первой четверти книги события вновь становятся оживлёнными, а фантазия автора выходит на привычный по первой книге уровень, а то и превосходит его.

Вот только моя реакция на все усилия автора удивить, увлечь стала более вялой, притуплённой. Я даже не могу объективно оценить уровень романа. Не стану винить автора. По всей видимости, мне оказалось достаточно его первой книги для утоления аппетита к такого рода фантастике — развлекательной, приключенческой. Дослушал эту аудиокнигу только для того, чтобы на полном основании писать отзыв. Знаю, что есть продолжение, но — не для меня.

Что же, как сменяются блюда за обедом, так, по мере надобности, пусть сменяют друг друга жанры и поджанры фантастики в нашем читательском меню.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Амброз Бирс «Случай на мосту через Совиный ручей»

fant-laborant, 8 мая 2019 г. 23:30

Выбирая, что почитать, и знакомясь с отзывами на этот рассказ, я, к сожалению, раньше времени понял, чем он кончается. Эффекта неожиданности не получилось, а на нём, в большой степени, держится сюжет. Оставалось получать удовольствие от языка повествования, от красочных, объёмных образов, которыми богат рассказ. Он оказался действительно очень ёмким и насыщенным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Поскольку я знал развязку, вся история выглядела, как драматический процесс умирания в-общем-то невинного человека. Особенно грустно было видеть, как он обманывается и отчаянно борется за жизнь, в то время как всё было уже решено.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Михаил Атаманов «Искажающие реальность. Обратный отсчëт»

fant-laborant, 2 мая 2019 г. 19:41

Я с удовольствием прослушал аудиокнигу, несмотря на некоторые её недостатки (о которых чуть позже), и сразу же захотел продолжения. И вот почему.

Во-первых, помимо любимой мною фантастики, у этого произведения захватывающая приключенческая составляющая, которая заставила вспомнить другого удачливого и находчивого героя — Джима из «Стальной крысы» Гарри Гаррисона. Весовая категория, правда, другая, зато наш герой мне как-то ближе, то ли потому, что он мой соотечественник, то ли потому, что книга более современная.

Во-вторых, сюжет развивается бодро, не тормозит, книга написана простым и ясным языком и не перегружена чрезмерным количеством имён, поэтому её легко воспринимать на слух.

В-третьих, отмечу позитивный и оптимистичный дух книги, поднимающий настроение.

В-четвёртых, книга заканчивается прозрачным намёком на продолжение.

Теперь о некоторых пробелах и недочётах.

По-моему, завязка недостаточно прописана. Откуда и почему над Землёй нависла угроза, да ещё с точным сроком исполнения? И что надо сделать в игре, чтобы угрозу отвести — перебить всех на игровой карте, что ли? И почему результат игры повлияет на судьбу нашей планеты? Ну, хорошо — первый контакт был односторонним и ограниченным, но позднее, уже в игре, наверняка руководство землян получило разъяснения, должно было получить, ведь это ключевой момент, мотивация всех дальнейших действий. А читатель остаётся в неведении. Получается просто «не будете играть — все умрёте». Глупо же. Тогда как? Не объясняется.

Не буду сильно критиковать несколько назойливые и многочисленные игровые информационные сообщения типа «навык такой-то повышен до такого-то уровня». Немного назойливы они при восприятии на слух, при чтении же их легко пропускать или просматривать «по диагонали». Что до большого их количества, то думаю, автору хотелось быстрее прокачать своего героя, показать его успешность. Также эти сообщения напоминают, что герой находится именно в игре, а не просто в фантастической реальности. И вообще, слыша их, я только радовался прогрессу главного героя — я ведь болел за него. Кстати, некоторые несоразмерности и неправдоподобности повествования можно объяснить условностями игры. (В играх ведь всегда есть условности и правила, какими бы продвинутыми они ни были.) Например, «спринтерское» освоение главным героем сложного языка.

Плохо мотивирована неприязнь девочки-командира по отношению к главгерою, её гнев,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вдруг сменяющийся в конце на милость.
Неправдоподобно и постоянное везение героя. Впрочем, какие приключения могли бы быть у посредственности?

Глубокий философский смысл здесь найдёт лишь человек с очень хорошей фантазией. Коварных интриг и козней (почти) не наблюдается. Грандиозных битв космических армад тоже нет. Но всё это здесь и не обязательно. Это лёгкая книга для отдыха и развлечения. И пусть эти слова не прозвучат уничижительно. Книги всякие нужны, тем более добротно написанные.

В заключение, об аудиоиздании. Влад Римский начитал книгу хорошо, профессионально. Он успешно передаёт голосом прямую речь и эмоции различных персонажей. Темп чтения умеренный. Мне понравилось отсутствие фоновой музыки (которая зудит и зудит в иных аудиокнигах без всякой связи со смыслом текста). При этом каждая глава имеет небольшую музыкальную заставку. Советую аудиокнигу всем, у кого глаза и так перегружены на работе или учёбе.

Оценка: 9
⇑ Наверх