FantLab ru

Все отзывы посетителя Okich

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Стивен Кинг «Парень из Колорадо»

Okich, 11 апреля 2015 г. 12:37

Детективный жанр можно признать одним из самых консервативных. Если есть убийство — значит, герои должны найти убийцу, выяснить его мотивы и понять, как преступление было совершено. Если самоубийство — сообразить, что толкнуло покойного на подобное. В общем, должны установить Истину.

И если рассматривать с этой точки зрения, то «Парень из Колорадо» это, конечно, антидетектив. Что роднит его, например, с «Обещанием» Дюрренматта, романом, который тоже пошёл против принятых жанром норм, пусть даже там нам, читателям, Истина и известна. Здесь же Кинг даёт своей читательской аудитории простор для воображения, оставляя главную интригу без ответа. Он не только подкидывает в сюжет невписывающиеся в него детальки (вроде червонца, да), но и строит повествование, как рассказ в рассказе. Пусть два главных героя-газетчика в глазах третьей героини, Стефани, и выглядят мощными старцами со светлым умом, тот факт, что о событиях четвертьвековой давности рассказывает девяностолетний дед, согласитесь, наводит мысли об испорченном телефоне. Пусть и непреднамеренно испорченном. Можно ли быть уверенным, что они рассказали всё именно так, как было? Пожалуй, можно. Но не на сто процентов.

Получилось одно из самых неожиданных и любопытных среди произведений Короля, написанных после встречи с минивэном. Лаконично, загадочно, атмосферно. Как говорится, King at his best.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Робин Ла Фиверс «Темное торжество»

Okich, 27 июля 2014 г. 23:27

Первый роман брал, в первую очередь, любопытным и довольно необычным миром, в то время как повествование развивалось по классическим шаблонам. «Тёмное торжество» ничего принципиально нового в сеттинг не добавляет, фабула его едва ли не ещё проще, а героев несколько раз выручает пресловутый рояль в кустах.

С другой стороны, смена главной героини пошла циклу на пользу. Не потому, что Исмэй из первого романа была плохим персонажем, просто было интересно понаблюдать за другой прислужницей Святого Мортейна, с совершенно другим жизненным опытом за плечами. Читается цикл по-прежнему ненапряжно, любовные сцены, опять же, не доминируют над сюжетом (да, я по-прежнему опасаюсь подобного из-за серии, в которой издана книга).

По-хорошему, роман заслуживает шести баллов, но один сверху я накинул за то, что избранником героини здесь становится не мальчик-красавчик, а откровенно страшный, если не сказать уродливый рыцарь. Просто потому, что он хороший и достойный человек. Что, для произведения с ярко выраженным романтическим акцентом, я нахожу весьма приятным пустячком.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Робин Ла Фиверс «Жестокое милосердие»

Okich, 17 января 2013 г. 15:34

Довольно редко доводится мне читать дамскую фантастику и фэнтези. Предыдущим опытом была трилогия «Голодные игры», поэтому, стоило только открыть «Жестокое милосердие», как в глаза бросился тот же самый приём: повествование идёт в настоящем времени от первого лица. Однако, тенденция, как говорится.

Вообще, несмотря на рекомендации продавца, подходил к книге с некоторой опаской: серия «Lady Fantasy», слоган «Зачем быть овцой, если можно быть волчицей?» на обложке, да и выдержки из различных изданий, обещавших яркую любовную линию, всё это невольно наводило на мысль о романе про неуязвимую красотку, которая в перерывах между убиением неугодных предаётся плотским утехам. Что ж, был не прав: экшена в книге немного, а романтических эпизодов ещё меньше. Зато много политической возни и закулисных интриг, пусть они не слишком замысловаты и не имеют двойного дна. Внезапно, да.

По началу героиня вообще истово ненавидит весь род мужской и, попав в монастырь, воспитывающий убийц, сокровенно мечтает отправить на тот свет как можно больше его представителей. Впрочем, как только по тексту появляется приятный молодой человек, всё это не мешает ей любоваться перекатыванием мускулов у него под одеждой. Ещё одно моё неоправдавшееся опасение: влюбляется она не в одну из своих жертв, что было бы невероятно пошло, а, всё же, в политического союзника. Наверное, тут стоит заметить, что самой большой неожиданностью стала поразительная неловкость, с которой написаны романтические эпизоды. Это можно, конечно, списать на то, что героине всего 17, но отчего-то кажется, что Ла Фиверс в принципе не была слишком заинтересована в их наличии и вставила лишь потому, что так надо для хороших продаж, жанр ведь, вроде как, обязывает.

Стиль автора сложно назвать ярким, но как минимум, одна прекрасная сцена (дабы обойтись без спойлеров, просто скажу, та, где Исмэй встречает кое-кого у стен Нанта) в романе есть.

Всё это вкупе позволило бы назвать книгу добротным середнячком, не более, но она, однако, имеет один козырь, благодаря которому я прочёл её быстро и не без интереса. Сеттинг тут хорош: древние боги, которых, дабы не злить их приверженцев, католическая церковь нарекла святыми; орден монашек-убийц, жертвы которых помечает сам Мортейн, Бог Смерти — всё это, может, и не сверхоригинально, но уж точно незатаскано. Всё это в альтернативной Бретани 15го века и при практически полном отсутствии магии в традиционном понимании (дальше видений и невнятных разговоров с мёртвыми дело не заходит). Годно.

Напоследок, чуть-чуть о переводе. Если б обложка не обращала особое внимание, что его делала Мария Семёнова, может, и не обращал бы на него особого внимания, но, всё же, когда в тексте встречается выражение «взять на слабо», глаз это неприятно режет, ибо со средневековьем не вяжется никак.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Гильермо дель Торо, Чак Хоган «Штамм. Закат»

Okich, 20 ноября 2011 г. 12:34

Первый роман трилогии «Штамм» оказался неожиданным разочарованием. Обещавшая густой саспенс первая половина книги внезапно сменялась безыскусным лихорадочным мочиловом упырей. От одного из своих любимейших кинорежиссёров я ждал большего. В «Закате», на мой взгляд, Дель Торо и Хоган провели некоторую работу над ошибками, в результате чего продолжение читается интереснее своего предшественника.

Нет, золотое правило сиквелов «тех же щей, да погуще влей» никуда не делось — тут действительно в разы больше кровищи, стригоев и стычек с ними, чем в первой части. Даже размах увеличился, среди мест, в которых происходит действие романа, появилась Международная Космическая Станция. Однако, введение в сюжет древнего фолианта Occido Lumen позволяет авторам сделать то, что они обещали с самого начала, а именно, рассказать о происхождении вампиров с новой точки зрения. Впрочем, читателя этой самой точкой пока лишь просто подразнили и раскрывать её будут в завершающем томе. Приятно порадовали некоторые сюжетные повороты, а кинематографичность порой зашкаливает, хоть сразу бери, да снимай сериал на подобии «Ходячих мертвецов». Также авторы нащупали для своей истории более подходящий темпоритм, она выдержано в едином стиле от начала до конца, а криптоистория, ужасы и боевик, по сравнению с «Началом», в ней сочетаются более гармонично.

Тем не менее, как бы обложка издания не обещала чтение не для слабонервных, по прежнему не чувствуешь ни вовлеченности в происходящее, ни атмосферы ужаса и безысходности. Чак Хоган не зря является обладателем премии им. Дэшилла Хэммета — «Штамм» представляет собой, можно сказать, хоррор-вариант крутого детектива, и главное в нём не саспенс, а крошилово вампиров с шашкой наголо. То есть, да, это по-прежнему не более, чем беллетристика, стилистически недалеко ушедшая от бульварного романа, но написанная лихо и интересно.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Айзек Марион «Тепло наших тел»

Okich, 14 ноября 2011 г. 02:11

Среднестатистический читатель, прочтя анонс этого романа и увидев на обложке похвалу от Стефани Майер, наверняка подумает: «Ба, да это ж очередные сумерки, только с зомби». И будет прав. Отчасти.

Одно из главных отличий состоит в том, что повествование тут ведётся от лица этого самого неупокоенного, более того, парня. То есть, сумрачный посыл «Сиди, ничего не делай, принц на белом коне всё равно тебя найдёт» тут логичным образом трансформируется в «Сиди, ничего не делай, девушка твоей мечты всё равно тебя найдёт, даже если ты уже покойник». По счастью, зомби в книге действительно не без удовольствия убивают и едят живых, а от выстрела в голову таки находят окончательную смерть, а не начинают сверкать. Хотя имеют свою социологическую структуру и умеют говорить, причём не только знаменитое «Мозгиии!»

Беда книги даже не в том, что, несмотря на попытки поднять какие-то серьёзные социальные вопросы она остаётся хипстерским лавбургером, а в том, что на слишком важные сюжетные вопросы, главным из которых остаётся «Почему главный герой спас девушку, а не сожрал её?», автор или не даёт ответов вовсе, или увиливает в духе «потому что так надо». При этом ушат помоев на роман выливать тоже не хочется, он написан довольно живенько, читается нескучно и герои тут симпатичные. Так что «Тепло наших тел», действительно, способны помочь убить один-другой осенний вечерок, но не более. Если, Вы, конечно, не падки до романтики в любых её проявлениях.

P.S. Если подумать, даже идея любви живого покойника и обычной девушки не нова: были, как минимум, фильм «Медовый месяц с зомби» и замечательная компьютерная игрушка «Stubbs the zombie».

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Брайан Ли О'Мэлли «Скотт Пилигрим»

Okich, 10 октября 2011 г. 00:49

«Скотт Пилигрим» прекрасен. И вот почему:

Во-первых, он рассказывает о тех людях, про которых современный масскульт практически забыл. Не о детях, не о подростках, не о взрослых состоявшихся (или не очень) людях. А о тех, кому двадцать с небольшим, которые уже закончили учёбу, но всё равно ещё только ищут своё место в жизни.

Во-вторых, если хочется понять, почему комикс самобытен как вид искусства, почему это не просто литература со множественными иллюстрациями, то эта работа Брайана Ли О'Мэлли является именно тем, с чем стоит ознакомиться. Это, если угодно, квинтэссенция комикса, и все его основные фишки тут отчётливо видны.

В-третьих, это тот редкий случай, когда сумма составляющих меньше целого. Цикл не идеально гармоничен, не все тома выдержаны в одном тоне и темпоритме, а в заключительном из них, к сожалению, сюжет вообще начинает сдавать, к счастью, вовремя заканчиваясь. Но общие впечатления от истории, изложенной в этих шести тонких книжках, исключительно приятные.

Наконец, это просто очень душевно, жизненно (да-да, даже несмотря на весь видеоигровой сюр) и местами гомерически смешно.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Юн Айвиде Линдквист «Человеческая гавань»

Okich, 22 августа 2011 г. 22:41

Кто о чём, а Линдквист — о червячках. Только в романе «Блаженны мёртвые» они были белыми и символизировали человеческие души, а здесь он один и чёрного цвета. И ничего он, надо сказать, не символизирует, а является этаким deus ex machina, двигающим повествование в нескольких глухих местах.

Пожалуй, в это раз швед сделал шаг назад (а то и два) по сравнению со своими предыдущими работами. Роман начинается с чудесной, практически поэтической экспозиции про шиповник, но ничего лучше неё на следующих страницах не найти. Сюжетные линии сходятся воедино только к середине книги, до того роман шатает, как баркас при шторме. Хуже всего, что «Человеческая гавань» не получилась ни страшной, ни даже атмосферной. А ведь жаль, у истории был потенциал липкого лавкрафтианского хоррора, но в этот раз как-то не удалось.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Джо Аберкромби «Последний довод королей»

Okich, 25 июля 2011 г. 00:15

Джо Аберкромби, можно сказать, заставил меня полюбить фэнтези. Каких-то три с половиной года назад мой багаж прочитанных книг этого направления можно было пересчитать по пальцам одной руки: «Властелин колец» да ещё один-два романа случайных авторов. Именно только после «Крови и железа» взялся я за Мартина, Сапковского, открыл для себя Бэккера, Ротфусса и, хочется надеяться, найду для себя ещё немало интересных демиургов.

Именно поэтому столь удивительным оказалось то, что первым впечатлением после начала чтения «Последнего довода королей» оказывается… разочарование. Может быть, именно поднакопленный читательский опыт не давал наслаждаться романом так, как было бы, читай я его несколько лет назад. А может, после нескольких отзывов, превозносивших это произведение, как грандиозный финал трилогии, ожидания просто оказались завышенными.

Во-первых, отдельные эпизоды очень предсказуемы. Да, сразу сказать чем всё закончится, нельзя, однако предсказать развитие событий на ближайший десяток-другой страниц — запросто.

Во-вторых, ярко описав главных действующих лиц, многих второстепенных Аберкромби сделал уж совсем плоскими. Например, стало совершенно очевидно, что Поулдер и Крой — это ж, по сути, один персонаж, помноженный на два, они толком ничем не отличаются друг от друга. Из этого же вытекает проблема всей трилогии: вопрос «кто все эти люди?» возникает не раз и не два, особенно, если после прочтения предыдущих частей прошло уже довольно много времени.

В-третьих, некоторые свои дельные мысли, вроде того, что маленькое добро может привести к большему злу, автор подаёт уж больно прямолинейно, «в лоб».

Наконец, в-четвёртых, действия нескольких героев прописаны словно по алгоритму. Так, практически каждое появление на авансцене Глокты сопровождается детальным описанием его недугов с неизменным облизыванием дёсен и внутренним монологом о готовности к смерти. А Джезаль на первых страницах предстаёт попугаем, повторяющим всё, что ему говорят:

— Я знаю. Весь город только и твердит об этом, вот и я услышала.

— Вы слышали?

Арди кивнула в сторону коридора.

— Узнала от горничной.

— От горничной?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отдельно можно попенять на то, что, угробив не один десяток персонажей второго плана, писатель так и не решился проделать подобное ни с одним из главных действующих лиц. Джезаль, Байяз, Ферро, Глокта и, возможно, Логен к финалу вполне себе живы.

В чём автору не откажешь — это в лёгком слоге, читать его всегда приятно и увлекательно, тем паче, битв и сражений тут больше, чем в «Крови и Железе» и «Прежде чем их повесят», вместе взятых, а они удаются Аберкромби особенно ярко. Но даже не это, в конечном итоге, вытягивает роман. Финал, вот что. Именно срывание масок и раскрытие подоплеки творящегося на протяжении всей трилогии позволяет считать последние сто страниц «Последнего Довода» в несколько раз лучше предыдущих полутысячи, а самой книге поставить довольно высокую оценку.

P.S. В аннотации к роману совершенно мимоходом упоминается событие, произошедшее аж под конец второй сотни страниц, за что издательству моё решительное «фи!»

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Чайна Мьевиль «Железный Совет»

Okich, 3 июля 2011 г. 23:22

Почему-то все те три года, что прошли между окончанием чтения «Вокзала потерянных снов» и первыми страницами «Железного совета» я был уверен, что речь в третьем томе Бас-Лагской серии пойдёт о Совете Конструктов, что сыграл немаловажную роль в событиях первого романа цикла. Ан нет, оказалось, всё не о том. Эта книга, в которой автор наконец-то выпустил на свободу своих внутренних социалистических демонов, в каком-нибудь другом пространстве-времени вполне могла бы называться «Как закалялось железо». И хотя течение большей части описываемых в ней событий можно предугадать, финал, слава Джабберу, выбивается из общего идеалистического настроя и оттого оставляет послевкусие реалистичности, насколько это вообще применимо ко столь фантасмагорической фэнтези. Впрочем, Мьевиль не был бы Мьевилем, закончи он свою историю иначе.

Фантазия автора может работать в нескольких направлениях. Мьевиль использует её, главным образом, для построения мира, столь непохожего на наш. Именно это и смущало меня при прочтении «Вокзала»: бывало, целые главы никак не влияли на рассказываемую историю, зато рисовали всё новых и новых существ и сущностей, или рассказывали о необычных местах Нью-Кробюзона. В «Шраме», который, чего скрывать, в итоге остался лучшим романом цикла, была достигнута золотая середина: и самому сюжету, и описанию всяческих чуднЫх тварей да явлений уделялось примерно равное количество страниц. А вот «Совету», как оказалось, остро не хватает самой толики безумной авторской креативности. События его слишком легко проецируется на матушку-Землю, чего о предыдущих двух романах сказать было никак нельзя. Попытки революций, гражданские войны, подрывные подпольные организации, все мы — братья и сёстры… Сколько раз с подобным сталкивалась человеческая история? Из-за этого роман читается не то, чтобы скучнее своих предшественников, но как-то тусклее, обыденнее.

Оценка: 7
⇑ Наверх