FantLab ru

Все отзывы посетителя Фэтти

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Аркадий Стругацкий «Подробности жизни Никиты Воронцова»

Фэтти, 24 октября 00:25

Сюжет повести вкратце таков. Главный герой Никита Воронцов попал в некое временное кольцо. Достигнув 23 часов 15 минут 8 июня 1977 года, он умирает и воскресает в ночь с 6 на 7 сентября 1937 года, сохраняя в памяти то, что произошло с ним за это время. То есть перед читателем — «День сурка» длиной в 40 лет.

Если рассуждать о чисто литературных достоинствах повести — все замечательно. Из трёх сольных произведений Аркадия Стругацкого это — лучшее, и говорить тут много не хочется. А насчёт основной идеи можно поспорить.

В повести высказывается мысль, что это невероятно тяжело и страшно — проживать одну и ту же жизнь заново, не имея сил ничего изменить.

Но так ли это на самом деле? Действительно ли ничего нельзя изменить?

Человек всегда боялся смерти и мечтал о бессмертии: «Вот жил бы я вечно, вот тогда бы я — ух!». Я и сам этого хочу.

Но есть один нюанс. Каждый жаждущий бессмертия считает, что к нему должно прилагаться в комплекте безукоризненное здоровье. А кто вам сказал, что будет именно так? А если все будет более реалистично, и уподобитесь вы свифтовским струльдбругам, живущим вечно, но со временем дряхлеющим точно так же, как и смертные? Вы согласны быть бессмертным слепым? Или бессмертным паралитиком?

Вот где зарыта собака-то!

А случай с Воронцовым иного порядка.

В «Дне сурка» (который я не смотрел и не знаю, как Мюррей выбрался из этой ловушки) продолжительность временного кольца всего сутки. Мало времени, чтобы сообразить, как вырваться из кольца, мало! Вот и приходится идти на новый круг.

А у Воронцова впереди сорок лет. Сорок! Полжизни человеческой по сути! Да, согласен, очень трудно каждый раз заново переживать смерти близких, войну, прочие неприятности. Но человек ко всему привыкает, как ни жестоко это может показаться.

И вот что меня смущает — то, что Воронцов каждый раз проживает жизнь явно как под копирку. Та же работа, тот же дом, те же люди... А что ему мешало сломать систему? Уехать жить в другой город хотя бы? Ведь тогда бы и жизнь его пошла по-иному. Вопрос, которым я задался, в очередной раз перечитав повесть: а за что Воронцову такое? Ради чего? Зачем? После чего он смог бы сказать «Ныне отпущаеши»? Может быть, сила, которая устроила ему это испытание, и ждала, что он найдет свое предназначение? Что его 54 года наконец-то будут прожиты не зря...

Вот что тяжело и грустно на самом деле — что хороший человек прожил жизнь даром. И не одну, что ещё тяжелее...

Но лично я на такие условия игры был бы согласен. Это может показаться циничным — но я хотел бы прожить сорок лет, помноженных на бесконечность и не отягощенных страхом смерти.

P.S. Удивительно, конечно, что Воронцову не пришло в голову прорваться к товарищу Сталину и предупредить о будущей войне. Правда ведь?

Шутка.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Григорий Адамов «Тайна двух океанов»

Фэтти, 18 августа 01:38

Я эту книгу читал дважды. Первый раз лет в 13, когда брал ее у одноклассника, и второй раз – пару-тройку лет назад. Так что я достаточно беспристрастен.

В романе, да, присутствуют недостатки, и весьма значительные.

Безусловно, идеологизированность – которую можно охарактеризовать двумя более поздними цитатами «Нам солнца не надо – нам партия светит!» и «Поделом проклятым самураям, / Не дождется их япона мать». Как неизбежное следствие этой идеологизированности – довольно частый пафосный лексикон.

«Прошло с минуту, пока донесся подчеркнуто спокойный голос капитана:

- Мы видели всё. Вы мужественно исполнили свой долг, товарищ Скворешня. Благодарю вас! Изменник Родины, диверсант, взорвавший нашу подлодку, предатель, убежавший к заклятым врагам нашего социалистического отечества, понесет заслуженную кару!»

Каково?

Теперь детективная составляющая.

Перед читателем детектив открытого типа, когда автор раскрывает преступника еще до его разоблачения, тем самым перенося интерес читателя с вопроса «Кто?» на вопрос «Как?». Как будет разоблачен преступник?

Я не очень люблю такие детективы, но и среди них попадаются удачные – когда повседневная жизнь преступника показана достаточно подробно.

А тут? Куда мы денемся с подводной лодки?

Вот если бы Адамов усилил детективную интригу, не раскрывая личности шпиона, — было бы куда интереснее. Тем более, что при подборе экипажа было проявлено откровенное головотяпство.

Главный механик Горелов имеет родственников за границей.

Электрик второго разряда Бронштейн. БРОНШТЕЙН? Уж не родственник ли Троцкого ненароком?

Химик Цой. По документам кореец. Но вот кореец ли? Или все-таки японец?

И вот мы уже имеем на борту трех потенциальных шпионов (я не удивлюсь, если Ежову в обвинении пытались пришить еще и халатность при комплектовании экипажа подводной лодки «Пионер»).

А Горелов (на которого глянешь, и сразу понятно – шпион) впоследствии наверняка послужил моделью для Фантомаса.

Так что детективная составляющая тоже несколько подгуляла.

Но... тем не менее...

Посмотрите на библиографию и вы увидите, что начиная с 2014 года книга издается каждый год. Значит, спросом она пользуется. Более того, я уверен, что со следующего года, когда истечет срок охраны авторских прав, книгу начнут издавать еще активнее.

Потому что кроме недостатков – есть и достоинства. По сути «Тайна двух океанов» — это «Двадцать тысяч лье под водой» по-советски со столь же подробным описанием подводного мира и приключений. Причем в плане читательского интереса более выигрышна «Тайна двух океанов» — за счет детективной интриги, пусть, как я сказал выше, и недоделанной. Если бы это было повествование о чисто научной экспедиции – не было бы такого интереса. Даже Верн, у которого «Наутилус» плывет без явной цели, добавил какое-никакое действие (бой «Наутилуса» с английским фрегатом, например).

Фантастическая часть – из области твердой фантастики – тоже вполне на уровне (достаточно упомянуть ультразвуковую пушку).

Оценивая по школьной системе – на пятерку не тянет, но и на двойку тоже. Четыре с минусом, пожалуй, будет самой точной оценкой. Ну или три с плюсом, если вам так больше нравится.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Александр Беляев «Властелин мира»

Фэтти, 27 июля 01:00

Недавно, будучи на даче у тестя, большого любителя фантастики, в поисках, что бы почитать, наткнулся я на том из беляевского трехтомника, в котором был и «Властелин мира». Я его до этого читал, и не раз – и решил перечитать еще.

И после прочтения немного грустно стало, что твердая фантастика практически умерла.

Ведь фантастика (говорю азбучные истины, конечно) начиналась именно как твердая. Именно благодаря описаниям невиданных устройств и изобретений фантастика снискала популярность у читателя.

Верн – «Наутилус», Уэллс – человек-невидимка, Толстой – гиперболоид, Беляев... У Беляева практически что ни произведение, то какая-то идея – причем не все воплощены в реальность и до сегодняшнего дня.

«Властелин мира» — одна из подобных книг.

Главная идея – передача мыслей на расстоянии. Ведь до сих пор это не осуществлено. Даже столь массового гипноза, описанного у Беляева, нет. Какой-то гипноз вроде бы есть (Мессинг, например) – а столь мощного и целенаправленного (пусть даже с помощью усилителей) – нет.

Да, это все будет потом повторяться, и не раз – мыслепередачи у Шефнера в «Девушке у обрыва», башни-излучатели в «Обитаемом острове» у Стругацких и так далее и тому подобное – но Беляев был по сути первым.

Что же касается собственно сюжета – есть хорошо закрученная интрига и прописанные характеры героев. Только Качинский в этом смысле немного подкачал – но, собственно, от благородных рыцарей никогда не требовалось психологизма или тем паче рефлексии; меч – и в бой. Ну и Дугов, но это персонаж по сути эпизодический.

В плюс роману идет и практически полное отсутствие идеологии.

Единственный ляп Беляева (раньше на него не обращал внимания, а сейчас наткнулся и позабавился) – борщ в немецкой тюрьме (борщ в Германии, Карл!).

Резюмируя – книга хороша. Причем хороша вневременностью сюжета – если экранизировать роман по типу «Шерлока», оставив фабулу, но перенеся действие в наше время, ничего страшного не произойдет.

Потому что честолюбцы и жаждущие власти – вечны.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Георгий Попов «За тридевять планет»

Фэтти, 30 июня 15:16

Сначала небольшая справка-уточнение. Повесть вышла в 1976 году. В 1978 году в журнале «Неман» вышло ее продолжение «В гостях хорошо, а дома лучше». А в 1990 году была выпущена книга «За тридевять планет» — фактически новая редакция книги, в которой «В гостях хорошо, а дома лучше» является третьей частью.

А теперь собственно отзыв.

Отношение у меня к этой книге особое. Это одна из первых прочитанных мной фантастических книг (даже раньше Стругацких, с чьим «Понедельником» я познакомился в 12 лет). И перечитывал я ее после этого неоднократно, и каждый раз с удовольствием. Написано просто, легко и с юмором.

И тут хочется процитировать «Комментарии к пройденному» Бориса Натановича Стругацкого.

«Герои были грубы. Они позволяли себе чертыхаться. Они ссорились и чуть ли не дрались. Косная Природа была беспощадна. Люди сходили с ума и гибли. В советском произведении для детей герои – наши люди, не шпионы какие-нибудь, не враги народа – космонавты! – погибали, окончательно и бесповоротно. И никакого хэппи-энда. Никаких всепримиряющих победных знамен в эпилоге… Это не было принято в те времена. Это было идеологически сомнительно – до такой степени сомнительно, что почти уже непроходимо».

Это – реалии конца пятидесятых.

И список вульгаризмов и жаргонных выражений из «Пикника на обочине».

«и вдруг принялся ругаться бессильно и злобно, черными, грязными словами, брызгая слюной...», «– Надевай зубы и пойдем», «Мясник выругался», «Сволочь ты... Стервятник», «гад», «жрать охота – сил нет!», «Мартышка безмятежно дрыхла», «грязен он был как черт», «Кой черт!», «бибикнул на какого-то африканца».

Это – реалии начала семидесятых.

А реалии 1976 года – герой погибает. И в тексте встречаются выражения: «сыграл в ящик», «покажет мне фигу», «что-нибудь вякать» и так далее.

Вот черт его знает – то ли требования так резко смягчились, то ли минские редакторы смотрели на эти вещи гораздо проще?

Но во всяком случае повесть от этого только выиграла. По сути это тонкая пародия на фантастический жанр – несмотря на выбор в качестве эпиграфов цитат из Тита Лукреция Кара и Христиана Гюйгенса. Чего только стоит описание выхода из корабля после посадки:

«...прежде чем спуститься вниз, я перелез в запасной отсек корабля и, не выпуская из руки дверки, чтобы в случае надобности тут же захлопнуть ее, осторожно высунул голову наружу.

К счастью, захлопывать дверку не пришлось. Воздух был как воздух, совершенно бесцветный и прозрачный, и всякие ароматы били в нос с такой силой, что у меня кепка чуть не слетела с головы».

Впрочем, я бы еще долго мог разливаться восторженным соловьем – но поберегу ваше время.

Это что касается редакции 1976 года.

А вот редакция 1990 года...

То, что сделал Попов с повестью, проще выразить словом «перепахал». Она стилистически отредактирована. Заменены эпиграфы. Время действия стало неопределенным (в первой редакции давались точные даты – начиналась она 17 июня 1975 года, а погибал Эдик 9 августа 1981 года; теперь же указание года заменено на «19…»). Но самое главное – она сокращена как минимум на четверть, и это обиднее всего (в частности, исчезла фраза, парафраз которой приведен в моем профиле).

Так что после ее перечитывания у меня остался осадок разочарования, и третью часть (куда менее пародийную, в которой Попов рассуждает и о сохранении природы, и об искусственной пище) я читал уже по инерции. Да, интересно, увлекательно, но... И даже то, что Эдик в итоге не погиб – картины сильно не исправило.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»

Фэтти, 19 декабря 2018 г. 13:14

Люблю Стругацких, но вот «Пикник на обочине» абсолютно не зацепил. Лежит у меня сборник из «Миров» — и он, наверное, самый неудачный. Из трех повестей (ПНО, ОУПА и УНС) — перечитываю только «Отель». В «Улитку» если и заглядываю, то только в главы с Перецем. А «Пикник» как прочел лет 10 назад, так ни разу желания перечитывать не возникало.

Совершенно не помню сюжет — и даже если бы меня попросили написать краткое изложение сюжета (как на Брифли, например), то не смог бы. Даже плана в голове не отложилось. И персонажей не помню — ну, Рэдрик, Пильман, Кирилл, Мартышка, Артур — и все. А что там с ними было — это надо перечитывать.

Да, естественно, врезалось в память «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!»

Но вот стоило ли писать роман ради одной фразы?

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Рекс Стаут «Ниро Вульф и Арчи Гудвин»

Фэтти, 13 сентября 2018 г. 16:02

В 1991 году отец купил сборник Гарднера, Стаута и Карра, в котором был напечатан «Звонок в дверь». Хоть он и шел по счету вторым — но начал я с него. Дочитал до восьмой или десятой главы — и дальше не смог, настолько все показалось нудно.

Потом попалась книга, где была напечатана «Если бы смерть спала». Решил попробовать еще раз — вдруг Стаут реабилитируется в моих глазах? Но эту повесть я прекратил читать еще раньше.

Так что — не фонтан Стаут. Совсем.

Оценка: 1
–  [  4  ]  +

Вадим Шефнер «Когда я был русалкой»

Фэтти, 6 ноября 2017 г. 16:07

Пожалуй, самый смешной рассказ Шефнера, главная идея которого — сатира в адрес графоманов. По-шефнеровски легко, а стихотворные вставки органичны как нельзя более. Вот только непонятно, почему на сайте рассказ отнесен к фантастике — события вполне реалистичны. Не считать же фантастикой всего лишь идею новой пишущей машинки, а также сон главного героя (во снах-то может твориться все, что угодно).

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Александр Етоев «Территория книгоедства»

Фэтти, 13 октября 2017 г. 14:31

Отзыв на «Книгоедство» (первую часть книгоедской трилогии) я здесь уже писал. На «Экстремальное книгоедство» (часть вторую) писать отзыв не стал, поскольку он бы практически повторился (разве что увеличилось восторгов по случаю гораздо большего объема).

А вот о третьей — напишу.

Как пишет Етоев в предисловии, книга «включает выборку из двух предыдущих книг (материал исправлен и доработан) плюс статьи, написанные за последнее время».

Книгу я прочитал (по большей части все-таки перечитал) с тем же удовольствием, как и первые две. Однако потом в меня, каюсь, вселился червь сомнения — а есть ли тут новые статьи? Я обложился тремя книгами, нашел «Володарский мост» и «Горький и футуристы» и на этом угомонился.

Еще одно немаловажное достоинство книги — переплет, а не обложка.

Так что резюмируя — к чтению настоятельно рекомендую. Единственное «но», за которое поставил 9, а не 10 — лучше бы это была не выборка, а объединенное издание первых двух частей плюс новые статьи. Конечно, получился бы приличный фолиант — но это бы того стоило.

Так и хочется перефразировать Шевчука:

Ах, Александр Васильевич, милый,

Ну что же вы книги не объединили?

Но это — единственное замечание. В остальном книга — великолепна.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Вадим Шефнер «Сестра печали»

Фэтти, 21 марта 2015 г. 23:55

Давно хотел прочитать эту повесть: причисление ее Борисом Натановичем Стругацким к числу любимых — рекомендация, безусловно заслуживающая внимания. А поскольку работаю в книжном, то как только увидел ее на полке, взял почитать. И, еще не дочитав, знал, что куплю.

Пожалуй, мне не попадалось писателя, настолько любящего Ленинград (называю не по нынешнему историческому названию, а так, как он обычно и вполне логично фигурирует у Шефнера). Эта любовь покоряет, и это, пожалуй, основной мотив шефнеровского творчества.

Я не знаю, когда я в очередной раз попаду в Питер — но я обязательно возьму эту книгу и буду ходить с ней по Васильевскому, да и по другим местам тоже. Вряд ли, конечно, я угадаю Многособачью и прочие линии — но вдруг?

Сюжетно это можно назвать — наши, русские «Три товарища». Очень близко и так же пронзительно. И дружба, и испытания, и любовь. Простая — и великая. Банально, конечно, звучит — но это то самое: великая в своей простоте.

И радостно было узнавать какие-то кусочки из других произведений Шефнера: мысли, фразы.

Не могу не упомянуть, конечно, о самой знаменитой цитате из повести, обведенной на печке двойной чертой. Захотелось узнать ее происхождение, но интернет дружно склоняется к тому, что цитата из книги по археологии — стилизация самого Шефнера.

Последние строки, завершающая главка — пробрали насквозь...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Михаил Веллер «Легенды Арбата»

Фэтти, 15 ноября 2012 г. 01:17

Такое ощущение, что после общения с Довлатовым Веллер изо всех сил пытается Довлатовым же стать — но до чего неуклюже это у него выходит! Если довлатовские байки вполне можно принять на веру, то у Веллера полно фактических ошибок, сводящих правдоподобие ситуации на нет. Я уже не говорю про неряшливость стиля. Вспоминаются Стругацкие: «Тут ценно как можно чаще повторять «были», «был», «было». Стекла были разбиты, морда была перекошена...».

Ярчайший пример графомании — по-другому не скажешь.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Владимир Павлов «На острове»

Фэтти, 30 января 2011 г. 21:19

Сейчас, с появлением электронных книг, идут споры о будущем книги бумажной — даже не столько о будущем, сколько о том, какой срок отведен этому будущему. Я согласен с главной мыслью этого рассказа — бумажная книга уникальна и незаменима (Павлов великолепно показал преимущества печатной книги, буквально разложив их по полочкам).

Но стиль рассказа оставляет желать лучшего — даже не стиль, а характеры героев. Их всего двое (по сути рассказ — это их диалог), и они — не живые, а будто сделанные из фанеры.

И это, к сожалению, рассказ испортило.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Александр Беляев «Человек, нашедший своё лицо»

Фэтти, 8 октября 2010 г. 14:06

Что хорошо в Беляеве, кстати — это то, что довольно часто действие его произведений разворачивалось за границей. И эти «заграничные» вещи, пожалуй, лучшее в его творчестве. «Человек, нашедший свое лицо» — пожалуй, на втором месте среди моих любимых у Беляева. За Тонио переживаешь от души — и поневоле завидуешь его целеустремленности...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Роберт Шекли «Пушка, которая не бабахает»

Фэтти, 25 июля 2010 г. 15:48

По сути, Шекли повторяет идею своего же «Опытного образца» — о том, как ультрасовременное изобретение становится опасным для самого пользователя. Но тем не менее применение ему находится — хотя и абсолютно не то, которое виделось создателям.

Концовка, как практически всегда у Шекли — великолепна.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Роберт Шекли «Кошмарный мир»

Фэтти, 7 февраля 2009 г. 12:10

Сейчас забрел на страничку сборника Шекли (второго в списке выше) и, просматривая содержание, обнаружил, что не помню, о чем это (при том, что сборник этот у меня есть и перечитан не раз). Краткое содержание — не помогло.

При моей любви к Шекли — удивительно и непонятно :frown:

Оценка: 5
–  [  25  ]  +

Вениамин Каверин «Два капитана»

Фэтти, 27 декабря 2008 г. 14:42

Впервые я прочитал эту книгу в 28 лет. В доме ее у нас не было. Давно хотел купить, слышал, что книга интересная, помню, что отрывки из нее были в упражнениях по русскому в школе. Знал сюжет в общих чертах, хотя не смотрел ни одну из экранизаций – так, отрывочками... А тут еще рванул «Норд-ост»... Когда купил – проглотил за три дня. Слова подобрать трудно. Целая эпопея, охватывающая почти 30 лет. Эпопея о Любви и Чести, победивших, несмотря ни на что. Но самое главное – это ощущение реальности описанного. Я сразу полез в интернет искать информацию о прототипах – и, честное слово, стало так обидно, что Северную Землю открыл все-таки Вилькицкий! Но это только плюс Каверину, написавшему ТАК... с такой убедительностью и с такой силой, что в некоторых местах выступали слезы...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Николай Носов «Незнайка на Луне»

Фэтти, 27 июня 2008 г. 19:35

Лучшая книга о Незнайке! Этакая критикующая капитализм (в присутствии идеологии и есть единственный недостаток книги), но когда я читал ее лет в 10, взяв у соседа – больше всего понравилась именно жизнь на Луне. Биржи (баржи), бандиты, фильмы, которые там у них показывали (ужасы с боевиками), миллионеры – ничего этого не было в СССР тогда, и мне стало так завидно! Захотелось в светлое царство капитала. Тем более, что на примере Пончика стало совершенно ясно, что капиталисты – парни мозговитые и отнюдь не лентяи. Главное – не упустить шанс. Вообще же книга – что-то близкое к боевику, хотя там практически не стреляют. Подобных детских книг тоже ведь не было, так что Носов заполнил эту нишу. А главная мысль книги – в ее последних абзацах, о любви к родине – сформулирована так просто, что в горле встает ком...

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Александр Етоев «Книгоедство. Выбранные места из книжной истории всех времён, планет и народов»

Фэтти, 5 июня 2008 г. 11:03

Книга — замечательная. Она обладает эклектичностью в самом лучшем смысле этого слова — то есть каждый найдет что-то свое, а потом, зацепившись взглядом за соседнюю статью, прочтет и ее также. Не в последнюю очередь благодаря етоевскому стилю — мягкому, какому-то домашнему. Впрочем, эссе обычно в подобном стиле и пишутся.

Лично я не стал для начала искать знакомые книги-имена, а принялся читать с самой первой статьи. И даже статьи о нечитанных мною — так же увлекательны, как и о знакомых авторах.

И уже хочется издания второго — дополненного.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Василий Головачёв «Приговорённые к свету»

Фэтти, 21 октября 2007 г. 15:34

Что хотел этой вещью сказать Головачев — я так и не понял. Накручено очень много — а получился пшик, ничего не оставляющий в памяти.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Евгений Лукин «В Стране Заходящего Солнца»

Фэтти, 21 октября 2007 г. 15:30

Смешная утопия — еще более смешная из-за своей несбыточности. Чтобы у нас за трудоголизм сажали? Ну нет, данное явление нам еще очень долго не грозит :smile:

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Будущее начинается сегодня»

Фэтти, 21 октября 2007 г. 15:25

Вещь, к сожалению, актуальная и сейчас. Да такой и останется, пока на земле есть националисты. И конечно, еще страшнее оттого, что это происходит у нас — которых хотели уничтожить под этими же лозунгами.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Владислав Крапивин «Мальчик со шпагой»

Фэтти, 13 октября 2007 г. 15:37

Не фантастика, но до чего же хорошо! Классический романтизм Крапивина. Действие развивается по нарастающей с постоянными поворотами сюжета и захватывает с первых страниц. Когда читал — завидовал «Эспаде» дикой завистью.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Борис Акунин «Кладбищенские истории»

Фэтти, 10 октября 2007 г. 23:22

Отлично. Эссе изумительные, а главное — интересные, и читаются на одном дыхании. А из рассказов больше всего понравились «Хэппи-энд» — за какую-то надежду; все-таки смерть страшна, а тут хоть какой-то вариант как просвет — и «Материя первична» — смешно.

«Сигумо», естественно, вне конкурса.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Николай Гоголь «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»

Фэтти, 9 октября 2007 г. 19:08

Конечно, подпортил Гоголь рассказ отсутствием второй половины. А как хорошо и многообещающе начиналось... Заинтриговал да и бросил :confused:

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Александр Петрович Казанцев «Пылающий остров»

Фэтти, 9 октября 2007 г. 14:38

40 лет петь одну и ту же песню — это сильно. Полнейшая туфта и маразм, сейчас абсолютно нечитабельный.

А что касается лично Казанцева — о чем можно говорить, если в редактируемой им в 1986-88 годах «Библиотеке фантастики» не нашлось место Стругацким — и это в серии из 24 томов? Зато себя, естественно, не забыл — основоположник, туда его...

Оценка: 1
–  [  0  ]  +

Вадим Шефнер «Девушка у обрыва, или Записки Ковригина»

Фэтти, 9 октября 2007 г. 13:54

Повесть прочитана еще в детстве – и до сих пор я ее люблю. Яркий пример произведения, в котором с каждым новым прочтением открываешь что-то, незамеченное раньше.

Наиболее близкая ассоциация у меня – «Полдень, XXII век». Все хорошо! Проблем нет! Люди практически безгрешные ангелы, живущие куда дольше сегодняшнего! Кругом роботы и автоматы! Изобилие! Одним словом – рай!

Но это – чисто внешне. Если бы было все так сусально и благолепно – то читали бы и Стругацких, и Шефнера лишь тогдашние школьники.

Люди-то во всем передовые – смельчаки, всегда придут на помощь и так далее. Но и недостатки в характерах тоже есть – кто-то любит побрюзжать, кто-то занудный педант, еще у кого-то другие свои тараканы. И вот эти мелкие недостатки и оживляют людей, и помогают избежать стерильной бесконфликтности.

Узнаваемый шефнеровский стиль – ироничный, но одновременно показывающий мир под таким углом, о котором даже и не догадываешься. Тут, думаю, дело в том, что Шефнер прежде всего поэт, а уже потом – фантаст (вряд ли есть другой такой автор, с равным успехом пишущий и фантастику, и поэзию). Блистательный юмор – за один «Солнечный сабантуй» можно ставить высшую оценку. И как всегда, хороши стихи.

Фантастическое в романе тоже своеобразно. У Шефнера-фантаста был дар на новые идеи, и тут она тоже есть. Встречайте – аквалид, материал, из которого делают почти все.

А автоматы с крайне занятными названиями?

Но при всей своей фантастичности – повесть человечна. «Печаль моя светла» — вот это о ней...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ярослав Голованов «Заметки вашего современника»

Фэтти, 16 августа 2007 г. 23:57

Я вообще люблю мемуары-записные книжки-дневники — а тут почти 50 лет жизни, да еще такой насыщенной... Стиль Голованова как всегда — легок, ненавязчив и остроумен. Здесь действительно каждый найдет что-то для себя — начиная от анекдотов и кончая серьезнейшей научной информацией. Есть моменты просто пронзительные... Короче говоря — раз в год перечитываю обязательно.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Роберт Шекли «Я и мои шпики»

Фэтти, 9 августа 2007 г. 20:25

Любимая фраза: «Как только наступал момент старта, у всех разрывало сфинкс-клапан» :smile:

Оценка: 10
–  [  -2  ]  +

Роберт Шекли «Билет на планету Транай»

Фэтти, 9 августа 2007 г. 20:20

Да — именно такой контроль нужен нашим думакам!!!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Роберт Шекли «Царская воля»

Фэтти, 9 августа 2007 г. 20:18

Фирменные шеклиевские юмор и непредсказуемость.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Фэтти, 11 февраля 2007 г. 23:41

Любимейшая книга. Первый раз прочитал, когда требовалось по школьной программе — точнее, проглотил за вечер, дочитав за полночь. С тех пор раз в год читаю точно. Восхитительнейший юмор. Любимейшие персонажи — конечно, Коровьев с Бегемотом :biggrin: А линия Пилата — это гениально без всякого сомнения.

В целом — величайший роман о любви.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Человек из Пасифиды»

Фэтти, 11 февраля 2007 г. 23:27

Стругацкие сыграли на поле Шекли — и ничуть не хуже :wink:

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Повесть о дружбе и недружбе»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 19:15

Средняя вещь. Схематическая и скорее пионерская. Действительно, чувствуется, что Стругацкие написали это лишь для того, чтобы пишущая машинка не пылилась.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Второе нашествие марсиан»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 19:12

Точно так же, как и «За миллиард лет до конца света» — покоряет обыденность обстановки. И опять же — о праве выбора. Только марсиане действуют несравненно тоньше и умнее. Вроде бы что сделали — посадили свой хлеб, и все практически. Хапнули наркодилеров. Все вроде бы по мелочи — но ювелирно. И жизнь-то практически не изменилась! Скинули власть — да и черт с ней, много ли от нее пользы! Наоборот, подрабатывать-то как сможем! Сдал сок — в карман монету. Может, еще и за анализы платить будут, а, ребята? Эх, совсем бы малина настала...

А то, что тебя извели до положения дойной коровы — это никому в голову и не приходит...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «За миллиард лет до конца света»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 19:01

Нравится мне прежде всего за подчеркнутую обыденность обстановки. Первую главу прочитаешь — даже не заподозришь, что это фантастика, и что там дальше может начаться.

А сама повесть Стругацких — конечно, о выборе. Парафраз классического «прямо пойдешь». С немаловажным добавлением «Что стоишь? Прямо здесь по морде получишь!» Только эта сила-то пострашнее — это не кирпич, упавший на муравья. Это давление, которое ты осознаешь — и осознаешь, что у тебя есть только два выхода. Третьего — не дано! И какое из этих зол меньше — умереть или жить, всю жизнь потом казня себя за слабость — бог весть...

Вайнгартену проще, конечно, чем Малянову. Его, можно сказать, только оценивают по заслугам — и разве он пост директорв не выслужил? Да и Губарю, и Глухову — им легче. А Малянову не позавидуешь — ему уже откровенно угрожают. Вообще гомеостаз бьет в самое слабое место каждого — у Губаря это бабы, у Глухова — здоровье. У Вайнгартена — честолюбие. У Малянова — Ирка с Бобкой, и это куда хуже.

И ведь никто не знает — а чем воздействовали на Вечеровского?

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Роберт Шекли «Особый старательский»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 18:41

Отличный рассказ. Все абсолютно к месту. Вот только состав «особого старательского» :smile: должен был быть последним в рассказе — а так подпортил Шекли интригу чуть-чуть. Буквально на абзац — но все-таки...

Кстати, город Венусборг упоминается и у Стругацких!

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Роберт Шекли «Бремя человека»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 18:36

Прекрасный романтический рассказ. От Ганги-Сэма — в восторге.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Роберт Шекли «Бухгалтер»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 18:34

Сколько ни перечитываю — все равно не могу удержаться от смеха в конце. Один из лучших расказов Шекли.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Рэй Брэдбери «Ржавчина»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 18:29

У Эко есть очень похожий расказ «Оно». Что же касается именно «Ржавчины» — сильная антимилитаристская вещь, весьма актуальная для своего времени. Да и сейчас — несмотря на практически исчезнувшую угрозу ядерной войны — тоже...

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Александр Беляев «Остров Погибших Кораблей»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 18:25

Вполне читабельная приключенческая вещь с хорошей интригой. После прочтения тоже захотелось свой кораблик...

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Александр Беляев «Звезда «КЭЦ»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 18:14

Все супер. Уже само путешествие из Ленинграда в Кэц впечатляет! А про весь космический антураж и говорить нечего — немедленно хочется туда отправиться. Ну и по Луне прокатиться, конечно :smile:

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Роберт Шекли «Кое-что задаром»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 22:01

«Халява, сэр!» Конечно, соблазн большой — я бы первым делом бессмертие потребовал и здоровье. Тут бы меня и хапнули, наверно — и работать бы пришлось меньше, чем Коллинзу :lol: Но вот что меня волнует — а если Коллинзу в каменоломне каменюка звезданет по башке, выживет ли он?

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Александр Беляев «Голова профессора Доуэля»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:45

Все-таки не зря Беляева называли советским Жюлем Верном. Конечно, до того, чтобы пришивать голову, еще далеко — но все-таки трансплантология по сравнению с временами Беляева шагнула куда как далеко. Когда-нибудь и до этого дело дойдет, надеюсь.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Александр Беляев «Прыжок в ничто»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:41

Когда прочитал в первый раз в десятилетнем возрасте, описание Венеры даже и фантастикой не показалось — все принял за чистую монету и взахлеб рассказывал о Венере младшему брату. А в принципе этого и должен добиваться писатель — чтобы ему поверили безоговорочно.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Айзек Азимов «Академия»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:36

Изумительный цикл. Лучшие части, конечно, первые две — с участием Селдона. Единственный недостаток — явно видимый мотив «Мы одиноки во Вселенной».

И удивительно, что Азимову не пришла мысль издать отдельно Галактическую энциклопедию. Вещь была бы еще та...

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Михаил Успенский «Там, где нас нет»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:30

Единственная любимая мною фэнтези. Хотя это скорее «как бы фэнтези», разумеется. Неоднократный хохот во время чтения. А во время устареллы Марьяна Пузо — истерика :haha:

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Герберт Уэллс «Человек-невидимка»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:20

Это, конечно, одна из главных вещей фантастики. Замечательно. И фильм английский я помню — особенно потрясла сцена погони за Кемпом — этот висящий топор в воздухе...

И всегда после прочтения возникает мысль — ну почему так? Вроде бы все разжевано — а так и не изобрели! К слову, подобная же штука и с «Гиперболоидом инженера Гарина» — 37 лет понадобилось, чтобы до лазера додуматься...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Виктор Пелевин «Принц Госплана»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:11

Когда прочитал в первый раз – такая ностальгия нахлынула! Собственно, ностальгией этот рассказ для меня и ценен – помню, как страшно хотелось поскорее пересесть с «двушки» на 386-й... там был вертолетный симулятор «Команч», о крутизне которого говорили с расширенными глазами (когда пересел сразу на 486-й – «Команч» меня не зацепил). Приятно вспоминать, как в упомянутые Пелевиным игры резался сам – до боли в глазах и пальцах. Правда, из всех упомянутых игр я серьезно увлекся только авиасимуляторами – но все равно... И, пожалуй, это первое произведение на тему виртуальной реальности – с вечным вопросом, на который так и не найдено ответа: «Где все-таки лучше – в реальности или виртуале?» Произведение, где все четко пригнано друг к другу... и читается на одном дыхании...

ЗЫ. Когда прочитал, подумал – а ведь вполне мог бы оказаться на месте Кузьмы Ульяновича! Вполне...

Оценка: 10
–  [  -1  ]  +

Виктор Пелевин «Краткая история пэйнтбола в Москве»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:04

Жемчужина Пелевина на тему... альтернативной? Параллельной? Виртуальной? В общем, не совсем реальности – скорее, некой потусторонности. Может быть, именно из этого рассказа выросла крылатая фраза из «ДМБ»: «А он есть».

Отличный юмор и филигранно прописанные персонажи (мой самый любимый – Славик Аврора).

Как обычно у Пелевина – текст насыщен множеством отсылок, в целом представляющих некий культурный код. В частности, как всегда органично присутствуют названия песен, которые немедленно хочется послушать как своеобразную иллюстрацию. Вообще, уже давно можно составить гигантский саундтрек всего пелевинского творчества – это было бы очень интересно. Насколько я знаю, подобная попытка была всего однажды, а жаль – к «Священной книге оборотня» прилагался диск с упоминавшейся там музыкой.

Единственный минус – это определенная злободневность рассказа, из-за чего он имеет крен в сторону фельетона или памфлета и сейчас может показаться не во всем – и не всем – понятным. Кто из молодежи может сейчас сказать, кто такой Сосковец? Или Паша-Мерседес?

Но в целом – блестяще.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Станислав Лем «Звёздные дневники Ийона Тихого»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 20:54

Блеск! Конечно, не все дневники одинаковы — но в целом великолепно!!!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Станислав Лем «Рассказы о пилоте Пирксе»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 20:51

Тягомотина. Если «Испытание» я прочел практически на одном дыхании, то «Условный рефлекс» пошел уже тяжелее. И чем дальше, тем хуже. Прочитал «Терминуса» и бросил — надоело.

Оценка: 3
⇑ Наверх