fantlab ru

Все отзывы посетителя laton

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»

laton, 6 июля 2015 г. 16:48

Прошу очень серьезно отнестись к этому отзыву.

Впервые я прочитал Vita Nostra в 2009 году, сейчас 2015 год – прошло шесть лет. За это время в моей жизни поменялось многое, очень многое – я повзрослел. Когда пару дней назад я взялся читать Vita Nostra во второй раз, оказалось, что повзрослел за это время не только я, повзрослела за это время и сама книга.

Впечатления от первого прочтения (из памяти – 2009 г.):

Роман очень добротный, в нем есть буквально все атрибуты качественного городского фэнтези, да и вообще любой книги, если ли уж на то пошло: интригующая завязка, живое повествование, яркое описание даже самых будничных событий, интересные персонажи, нетривиальные диалоги, растущее к финалу напряжение и...! разочарование концовкой.

Мне было несколько обидно, ведь я по праву считал, что авторы с самого начала готовят нас, читателей, к какому-то невероятному открытию. Помню, мне думалось, что вот, сейчас, еще немного, и мне раскроют суть – и я пойму наконец суть трехлетних Сашкиных мучений. Но нет, ожидания не оправданы, впечатление от остальной части романа смазано, и книга отправлена на полку. Тем не менее, работа весьма впечатляет, и поэтому ее заслуженная

Оценка: 10

Впечатления от второго прочтения (по горячим следам – 2015 г.):

Если коротко, книга взорвала мой внутренний мир.

Если подробнее, то придется вдаваться в причины перемен в моем восприятии романа, а это никому не интересно.

Если просто, во второй раз я уже представлял, что произойдет в финале и поэтому мои ожидания были соответствующие – никаких разочарований.

Если сложнее, то предыдущий пункт является неправдой. В действительно мне было интересно вовсе не читать сюжет, погружаться в историю о приключениях девочки Саши, и узнавать, чем же все-таки закончится книга и каким образом сложится дальнейшая Сашкина судьба. А интересно мне было погружаться в скрытые смыслы, которых в этом романе очень и очень много, и которые авторы замаскировали настолько ловко, что смогли ввести всех в заблуждение относительно истинной ценности своего творения . Вот чему я посвятил свое второе прочтение романа – поиску смыслов, спрятанных под слоем текстового шума и вторичной информации. Примечательно, что именно к подобной методологии познания мира прибегала Саша во время своих занятий – за кажущейся бессмыслицей она пыталась распознать великие идеи и концепты.

Я мог бы написать еще много соображений по поводу своего обновленного восприятия данного романа, но ограничусь, пожалуй, лишь небольшими выводами.

Vita Nostra – совсем не то, чем кажется на первый взгляд.

Vita Nostra – это тот самый пресловутый «понятийный активатор» , ключ к понимаю себя и всего мира.

Vita Nostra – это набор вопросов, которые вы должны самостоятельно отыскать в тексте книги, и затем попытаться найти на них ответы; причем, судя по другим отзывам, вопросы и ответы на них у всех оказываются совершенно разные.

Поэтому мое наставление всем тем, кто остался разочарован книгой, и всем тем, кто еще только собирается приступить к ее прочтению: думайте, ищите, вчувствывайтесь, сопереживайте, дерзайте, находите себя; не огорчайтесь на книгу, дайте ей второй шанс, прочтите ее еще раз, желательно через шесть, а может и через тридцать шесть лет – и я обещаю, вы все поймете, ведь

Vita Nostra – это не просто книга, это метафора жизни — это и есть наша жизнь.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Гарри Гаррисон «Отверженный»

laton, 23 июня 2010 г. 09:25

По сути, ничего фантастического в этом рассказе нет, кроме, может быть, антуража. Но на самом деле подобная история могла произойти в любое другое время и в любом другом месте. Здесь заложена дилемма о человеческом долге. Помочь ближнему и поплатиться за это собственной жизнью? Или отстраниться от всего этого, имея на это полное право? Нет, Ориго Лим не из вторых, о чем вы можете убедиться уже в начале повествования. Единственный недостаток данного рассказа заключается в его несколько наивной концовке, что однако не умаляет ценности остальной части произведения.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Гарри Гаррисон «Ни войны, ни звуков боя»

laton, 9 июня 2010 г. 21:23

«Ничто не предвещало беды...». Так можно охарактеризовать концепцию данного рассказа. Гаррисон подает нам неплохой космический боевик на военную тематику. Читатель следует по сюжету за новоиспеченным капралом и его командой минеров вглубь вражеского корабля. Мы прослеживаем весь его путь от сигнала тревоги, и вплоть до конечной цели.

Написано очень живо и увлекательно, много внимания уделено деталям, сама по себе идея также довольно интересна.

Теперь ложка дегтя. О, да. Концовка. Ею можно вытянуть провальную работу, но можно и убить все произведение целиком. Что же в нашем рассказе? Как минимум лучше бы ее просто не было. В таком случае все закончилось бы довольно гармонично, и что не менее важно логично. Гаррисон же, любитель поморализировать, устами героя говорит, что «все-таки война – это плохо». И ладно если бы по ходу повествования нам хотя бы дали намек на истинные чувства бойцов, но нет! Четко распланирована операция, каждый шаг выверен, все продумано до мелочей, успех гарантирован, нашему «подопечному» почивать бы на лаврах…

В общем, не к месту концовка. Возможно, что в рамках другого рассказа/повести она выглядела бы лучше, но не здесь. Но если честно, особой погоды она не делает. Рассказ сам по себе очень добротный и прочесть его стоит, так как Гаррисон подробно описывает вариант своего видения боя в условиях невесомости и вакуума, а также нахождения человека там вообще.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Гарри Гаррисон «Источник опасности»

laton, 4 июня 2010 г. 16:48

Удивительно насколько правдоподобно удалось Гаррисону в этом рассказе изобразить гнетущую атмосферу взаимоотношений между участниками экспедиции. Буквально ощущаешь растущее к концу рассказа напряжение, когда команда с молчаливого согласия записывает одного из своих членов — Сонни в разряд полного ничтожества. Вообще описание этого типажа у автора вышло просто здорово, такой классический изгой получился. Удивляет только настолько хладнокровное поведение участников поискового рейда, особенно капитана Хегга. Ведь фактически Сонни запретили заниматься любой деятельностью, учитывая то обстоятельство, что работу они фактически выполнили, и осталась одна лишь «бумажная работа». Не думаю, что он действительно мог причинить за оставшееся время какой-либо существенный вред, тем более что дело приняло явно конфликтный оборот, и Сонни было уже не до его постоянных шуточек. Возможно, остальная часть команды и поступила справедливо, но это ни коим образом не оправдывает их действий. Что же касается самого рассказа, то он просто отличный, без свойственных Гаррисону ноток юмора и иронии, что и делает его настолько правдоподобным.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Клиффорд Саймак «Марсианин»

laton, 27 мая 2010 г. 09:17

Довольно неоднозначный, на мой взгляд, рассказ. С одной стороны Саймак подает нам классический набор гипотез и идей, присущих любому литературному произведению в рамках поджанра твердой научной фантастики. В то же время с другой стороны выделяется еще одна линия повествования, которую условно мы можем назвать «сентиментальной». Так вот, интерес представляет именно вторая составляющая рассказа.

Сейчас я попрошу вспомнить вас знаменитую серию фильмов про зубастиков. Вспомнили? Если кто не помнит или не смотрел, отмечу, что фильмы на серьезность ни коим образом не претендовали, а те самые зубастики в нем чего только не вытворяли, и на это было действительно интересно смотреть, настолько они были живые и цепляющие персонажи. Или взять другой подобный фильм «Гремлины» с совершенно милым существом по имени Гизмо, или всем известный Альф... Извините, что я делаю такое большое отступление, да еще и не на книжную тематику, но просто мне хочется показать вам как обстоит дело с рассказом «Марсианин».

В нем по воле автора мы вынуждены сопереживать некому круглому, мохнатому, практически неподвижному существу из иных миров, завезенному на Землю первопроходцами с Марса в качестве живого экспоната, у которого нет ни глаз, ни рта, ни рук, ни ног, вообще ничего. Но у него тоже есть чувства, и оно тоскует по дому. На первый взгляд это существо не может вызвать хоть какие-либо чувства, как изначально не возникли они и у меня. Тем более что никакой сложности не представляет связать присутствие мохнатика на корабле с открывающей сценой рассказа — приземления космического корабля с мертвой командой на борту, что, собственно, не скрывает и сам автор. Согласитесь, чувства жалости к мохнатику у вас вряд ли прибавилось.

Однако далее в ход вступает мастерство Саймака. К концу рассказа ему удалось вывести, казалось бы, бедную сюжетную линию на качественно иной уровень и заставить читателя поверить в рассказываемую им историю. Это удивительно, но я и подумать не мог, что можно сопереживать серому и невыразительному персонажу, если не сказать больше. Поэтому сейчас, по прочтении я говорю: «Верю!». Браво!

Но есть, к сожалению, и недостатки. В целом рассказ вытягивается только лишь за счет финала. Те две линии, что мы отметили в начале, смотрятся немного неорганично по отношению друг к другу. А местами вышло довольно скомкано и повествование больше напоминает набросок для чего-то большего.

Тем не менее, «Марсианин» — вполне самобытное произведение и заслуживает внимания. А учитывая его небольшой размер, думаю можно ознакомиться с ним при наличии нескольких лишних свободных минут времени.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Под знаком Мантикоры»

laton, 1 февраля 2010 г. 11:40

«Под знаком Мантикоры» – безусловно, неплохая книга. С самого начала заинтересовал и увлек за собой сюжет, несмотря на то, что где-то на первых ста страницах действия не так уж и много. Здесь автор нас больше знакомит с миром, в котором происходят события, с его обычаями и нравами.

Далее – яркие, разнообразные персонажи, каждый из которых обладает своим видением ситуации, своими, часто, корыстными интересами. Нельзя, в то же время, сказать, что хотя бы один персонажей на сто процентов является положительным.

Язык хорош. Не замечено перегруженных предложений, не мешает восприятию сюжетной линии. Стилистически тоже написано здорово, видно, что автор хорошо разбирается в теме, особенно в том, что касается оружия, приемов боя и т.д. Иногда, правда, встречались неудачные моменты, но их было настолько мало, что при желании, приложив некоторые усилия, можно найти подобные места. А ведь это, учитывая, что роман, сам по себе, не так уж и мал.

Однако те плюсы, которыми обладает роман, к сожалению, превращаются в его недостатки. Почему так? Еще не дочитав какую-то 1/5 часть романа, я был готов поставить книге как минимум 9 баллов. Но затем я был разочарован. Настолько скомканный конец приводит в недоумение. То ли автор устал от собственного романа, то ли кончились идеи. Как было на самом деле, я не знаю, но в любом случае, положительных эмоций это не добавило. Искренне жаль, могло бы выйти на порядок лучше.

Возможен, правда, и другой вариант. Автор на последних двух страницах как бы намекает, «а ведь это только начало». И развитие описываемых в конце романа событий мы увидим в будущем.

Стоило бы довести до ума также линию с Абоми. По мере прочтения, возникает такое чувство, что он появляется лишь для того, чтобы толкнуть сюжетную линию дальше, когда та заходит в тупик. Этакая «палочка-выручалока» выходит.

Тем не менее, книга действительно хороша, особенно на фоне других современных отечественных произведений. Работа автора, по праву заслуживает высокую оценку, а прочитать ее стоит. Интересное времяпровождение вам, несомненно, обеспечено!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Клайв Баркер «Холмы, города»

laton, 22 сентября 2009 г. 14:32

Когда я только начал читать этот рассказ, он поначалу показался мне довольно-таки посредственным, да еще и антураж любовный веселенький (забудем на время о толерантности, все же о Баркере говорим). Но где-то в середине происходят разительные перемены.

Нет, сюжет не меняется кардинальным образом, наоборот все даже логично и в находится в стилистике автора. Баркер просто описывает порождения своего едва ли здорового сознания, но ведь как описывает! До жути реалистично. На первый взгляд, этот баркеровский антропоморфный гигант представляется слабо и неправдоподобно. Однако же по ходу повествования писатель подбрасывает нам различные пикантные подробности этих махин. И ты невольно начинаешь верить, что это не просто выдумки, а отвратительная, но все же реальность. Люди — детали, люди — шестеренки, связанные в самых ужасных позах, с поврежденными частями тела для того, чтобы обеспечить слаженную работу единого организма.

Невероятно жестоко и невероятно подробно, а также ужасающе. Один из лучших рассказов первой Книги крови.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Рэй Брэдбери «Кошкина пижама»

laton, 12 сентября 2009 г. 19:48

Ни одного мало-мальски грамотного вступления к отзыву на этот сборник мне что-то в голову не приходит. Все, что я могу сказать по этому поводу, так это только то, что он... хм, странный.

Знаю, это ужасно, но с творчеством Брэдбери мне до сих пор познакомиться не удавалось. И вот решив исправить такое невеселое положение дел, приобрел себе в собственность данную книжечку с рассказами. Причины, побудившие купить именно ее, сейчас назвать не смогу. Однако, возможно, мне не хотелось начинать читать что-то основательное и монументальное из разряда «451 градус по Фаренгейту», и целью было по коротеньким рассказам сделать какое-никакое, но все же суждение об авторе, а может, и просто обложка приглянулась. В общем, не суть.

Есть в сборнике рассказы неплохие и даже очень хорошие, но есть и такие, во время чтения которых просто было желание бросить книгу подальше, забыть ее как страшный сон и заняться чем-нибудь более приятным. К тому же, содержимое некоторых рассказов покажется не очень понятным для людей, не знакомым с американской культурой, как впрочем, показалось и мне.

Пожалуй, вот и все, что мне есть сказать в отношении довольно-таки посредственной «Пижамы». И хотя процент положительно оцененных мной рассказов несколько больше по сравнению с неудачными, я не думаю, что данный сборник подходит для знакомства с творчеством автора.

Тем, кто смог осилить этот сумбурный отзыв, хочу дать совет. Лучше будет начать с чего-то другого, а также я рекоммендовал бы данное собрание только поклонникам.

Что касается меня, то я не буду сбрасывать Брэдбери со счетов и, безусловно, попробую читать еще что-то из его немалой библиографии, но впредь буду относиться к нему с легкой нотой недоверия.

Хотя, возможно, что Рэй Брэдбери просто не «мой» писатель, и кто-либо из пользователей по праву может покрутить пальцев у виска и про себя или в слух сказать: «Во дает! Это он на классика-то!». Но что поделаешь, ведь самое первое впечатление уже не исправить.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Роберт Шекли «Цикл о Грегоре и Арнольде»

laton, 1 июля 2009 г. 00:19

На мой взгляд, будет не то, чтобы ошибочно, но немного некорректно писать отзывы к каждому из рассказов, входящих в цикл о приключениях Грегори и Арнольда.

И дело даже не в том, что рассказы ничем не примечательны и однообразны, как раз наоборот! Каждая история несет в себе свой особый, неповторимый заряд, свою искру, которые буквально пронизывают произведения этого цикла насквозь, не говоря уже об искрометных шутках, скорее, даже нелепых, комичных ситуациях, в которые наши герои непрерывно умудряются влезать по самые уши. Большей частью лишь для того, чтобы расплатиться по очередной кипе неоплаченных счетов, да и обеспечить себе какое-никакое существование и не помереть с голоду.

Кстати, что касается главных героев, то, как мне кажется, на этом моменте не стоит подробно останавливаться в данной рецензии, и так много слов уже было сказано об этой идеальной, по моему мнению, парочке. И действительно, так хорошо они подходят друг другу: прагматичный Ричард Грегори и вечно окрыленный авантюрист Фрэнк Арнольд. Удивительно, но, как известно, противоположности притягиваются, а в данном случае нередко, именно благодаря складу характера компаньоны, да и просто друзья выбираются из нелегких передряг, так как где один дает слабину, на помощь неизменно придет товарищ. А что еще главное в нашем мире кроме дружбы?

Именно поэтому данные рассказы полюбились мне не только за отличный юмор и писательское мастерство автора, но и за то, что произведения, входящие в настоящий цикл учат важнейшим, первостепенным человеческим ценностям: доброте, взаимопомощи, товариществу.

Почти неуловимо, но все же заметно, что на протяжении времени, описываемого в рассказах, отношения между компаньонами развиваются, крепнут. И когда Арнольд говорит в последнем рассказе из данного цикла о том, что он никогда больше не станет бросать своего друга одного на выполнение сложных, а порой одновременно опасных заданий, это говорит о многом.

В целом, что касается рекомендаций к прочтению рассказов, то читать их можно в любой последовательности, смысл от вас ни коим образом не утаится. Также советую читать не больше одного – двух в день, так как после прочтения на весь день остаются особые приятные ощущения, эмоции. Хотя, если сказать честно, то очень сложно удержаться от того, чтобы не прочитать все рассказы сразу, то есть весь цикл о приключениях Грегори и Арнольда целиком, до того легко и интересно они читаются. Рассказы не превращаются в тягомотный сериал по мере прочтения, и хочется еще, а нету…

И от этого становится немного грустно, настолько меня тронули эти небольшие по объему произведения. Каждый найдет в них что-то свое: лихие авантюры, опасные приключения, забавные парадоксы, остроумный юмор, но прочитать, на мой взгляд, эти рассказы должен каждый, кому не чужд жанр юмористической фантастики, да и любитель фантастики в целом.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

laton, 25 июня 2009 г. 21:28

Признаюсь, познакомился с этой удивительной, «странной» историей только лишь вчера. Долгое время, целые годы эта замечательная книга стояла на полке и цепляла мой взгляд. Отчего я не взял ее к прочтению раньше? Честно говоря, не знаю. Учитывая то, что мне всегда было интересно ознакомиться с ней, это вдвойне загадочно, точно как содержание самой повести господина Стивенсона.

Чем же меня привлекло это произведение еще до прочтения? Ответ прост!

Что может быть оригинальнее классического английского детектива, да ко всему прочему еще и удивительно завязанного на психологии личности, ее поведенческих установках, побуждениях, мотивах?

Что может быть очаровательнее старого Лондона с его многовековой историей, его мощеными мостовыми, его густыми туманами; Лондона, охваченного, к тому же, мистическими и непостижимыми событиями?

Список можно продолжать, но суть уже не в этом, так как я твердо намерился прочитать данное произведение, о чем не пожалел ни на минуту.

Повествование начинается неторопливым зачином, с помощью которого автор плавно вводит своего читателя в общие черты дела. По мере этого начального знакомства нам открывается все больше загадок, которые накладываются одна на другую, а затем… начинается нечто невообразимое: наистраннейшее завещание, необъяснимое убийство, пропажа людей, глубочайшие перемены в характере персонажей.

Все это движется, стремительно развивается, набирает обороты и… неожиданно кончается.

Я с удивлением смотрю на оставшуюся непрочитанной часть повести и буквально недоумеваю, ведь осталось еще ни много ни мало ровно столько же, сколько уже было прочитано. Разгадка уже почти просится на волю, но автор упорно держит в напряжении до самого конца, тщательно и не торопясь раскладывая всю нужную информацию по полочкам нашего сознания. Немалую роль в этом деле играет писательское мастерство автора и не дает заскучать на оставшихся страницах.

Что еще для меня ценно и важно в этой книге, так это морально-нравственная составляющая проблемы.

Нам открывается вся порочность человеческой души, себялюбие, желание удовлетворить свои самые низменные потребности, наплевательство на окружающий весь мир, а также сопровождающие все это неимоверный азарт, чувство безнаказанности, неуловимости… А как закономерный результат полнейший крах мечты, жизни, существование на грани человеческой сущности. Раскаяние! Но что толку? Ведь уже ни в чьих силах изменить что-либо.

В заключение позволю себе не согласиться с предыдущим оратором (ничего личного, просто выражение своего субъективного мнения). Взгляд со стороны третьих лиц только добавляет разнообразия повествованию, не дает зацикливаться на одном персонаже, посмотреть на события под диаметрально противоположным углом. Возможность делать это, видеть ситуацию глазами первоисточника ко всему прочему помогает также разбавить сухой описательный текст, добавить эмоций.

Единственным замеченным мной минусом является тот факт (а его нельзя отрицать), что главная изюминка повести, ее ключевой момент, разгадка, в конце концов, была мной угадана еще почти в самом начале. Однако могу сказать, что общей картины от прочитанного данное обстоятельство сильно не портит, в частности потому, что главная идея автора, пожалуй, не в этом, а в демонстрации человеческой сущности. А, кроме того, учитывая время, когда была написана эта замечательная повесть, данный пробел можно, на мой взгляд, признать более чем простительным.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Айзек Азимов «Чёрные монахи пламени»

laton, 20 июня 2009 г. 10:34

Земля находится под контролем инопланетных захватчиков, причем такое продолжительное время, что многие люди уже не верят в небылицы о том, что она в свое время стала колыбелью человеческой жизни.

Но такое положение устраивает не всех. На Земле еще остались остатки древней, некогда могущественной организации, проповедующей истинную ценность людской родины, сохранение ее наследия, которая однажды уже помогла оказать отпор всеобщему врагу. Однако даже они не верят в собственные силы.

Казалось бы, интересная завязка, на кону судьба всего человечества и зависит она «не пойми от кого». Но дальнейшее развитие событий, описываемых в рассказе, превращается в нечто невразумительное, сводит на нет всю прелесть задумки и интриги этой истории.

Во-первых, автор пытается охватить в таком ничтожном объеме текста массу событий, диалогов, по большей части не связанных друг с другом. Оно и понятно, автор пытался отразить мир с разных сторон, но вышло только во вред. Совершенно естественно получается, что персонажи абсолютно все оказались плоскими и поверхностными. Таким образом, весь тот размах, на который покусился автор, приобретает несколько смазанный, аляпистый оттенок. А события, которые нам пытаются отразить на паре десятков страниц, впору разукрасить в рамках хорошей, доброй повести, не меньше, а то и создать целую сагу на подобие уже упоминаемых здесь Звездных Войн.

По этой же причине чувствуется некоторое удивление, если не озадаченность, вызываемые вопиющей недосказанностью, так как порой между событиями происходят довольно продолжительные периоды времени.

Подобная фрагментарность изложенного еще более усугубляется тем фактом, что весь рассказ представляет собой перетягивание одеяла на себя каждой из сторон конфликта. Причем ни одна из них не получает серьезного преимущества: на каждое действие обязательно находится контрдействие.

Также следует подчеркнуть, что большинство самых важных моментов складываются из сплошных случайностей, в частности и сам финал сего произведения. То герой стреляет зажмурившись и разит цель наповал, то случайно подслушивает важный разговор. Что называется в нужное время, в нужном месте.

Напоследок, хотя можно перечислить еще столько же, а то и больше недочетов, хотелось отметить крайне низкое качество юмора, на мой взгляд, вообще неуместное в этой довольно серьезной вещи. Основной персонаж постоянно шутит в самые ответственные моменты, когда решается вопрос не только его жизни, но и жизней многих других людей. И шутки совсем не веселят, а а скорее выводят из себя, настолько они замечательные.

В целом, как говорится, начали за здравие, а закончили за упокой. Если в начале произведение и претендует на какую-то серьезность, то в конце это все больше походит на горькую пародию.

Моральная сторона рассказа мне также не понятна, если главный герой в конце помышляет не о начальной своей высоко идее — спасти Землю, а заботится о своем тщеславии — станет ли он всеобщим героем и любимцем или же обречет на себя вечный позор.

Таким образом, если сделать историю более цельной, логичной, если придерживаться изначальной мысли, если... Стоп! Слишком много «если», иначе сей отзыв будет совсем на другую книгу.

Оценка: 4
⇑ Наверх