Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 февраля 2023 г. 11:04

Популярнейшая тема фантастических книг – описание Контакта, изображение встречи представителей разных цивилизаций. Разумеется, фантасты охотнее рассказывают о Контакте, выпавшем на долю землян-современников автора. Такой подход интересен и близок читателям. Что касается самого Контакта, то это может быть знакомство с инопланетянами, пересечение с попаданцами из будущего (или прошлого), иногда – коммуникация с искусственным разумом той или иной степени дружелюбия. В произведениях советских фантастов космические пришельцы чаще всего были существами высокоразвитыми, исполненными доброты и понимания. Контакт с ними был благом, источником новых знаний и примером для землян.


Было несколько изданий романа "Гианэя" в серии БПиНФ. У меня в библиотеке вот эти два: Георгий Мартынов. Гианэя. — Л.: Детская литература (Ленинград), 1965 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики и Георгий Мартынов. Гианэя. — Л.: Детская литература, 1989 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики.


Ленинградский фантаст Георгий Сергеевич Мартынов в своих произведениях неоднократно обращался к теме Контакта как с представителями иного разума («Звездоплаватели», «Каллисто», «Каллистяне», «Гианэя», «Сто одиннадцатый»), так и встрече с нашими соплеменниками из других веков («Спираль времени», «Гость из бездны»). Кстати, в романе «Гианэя» Мартынов позволил себе свернуть с привычной колеи «инопланетного гуманизма». Главная героиня романа Гианэя, оказавшаяся в стенах обсерватории землян на астероиде, была высажена с космического корабля, который вскоре взорвался. Корабль чужаков направлялся к Земле, чтобы ликвидировать человечество и колонизировать нашу планету под свои нужды. Этим и объясняются странности и тайны, окружающие прекрасную инопланетянку «с зеленоватым оттенком кожи» в первое время её пребывания среди людей: Гианэя скрывала подробности миссии своих сородичей.


Форзац изданий "Гианэи" в серии БПиНФ.


Любопытны воспоминания Мартынова о том, как писалась «Гианэя». Обычно Георгий Сергеевич заранее составлял жёсткий и подробный план своих произведений и не отклонялся от него. «Только одна книга была написана иначе, и именно она доставила мне наибольшее удовольствие в процессе работы. Она была написана быстрее и легче всех остальных. В этом случае у меня не был задуман сюжет, не было никакого плана, я не знал, что появится на следующей странице... И у меня было впечатление, что я не пишу книгу, а читаю её, написанную кем-то другим. И мне было очень интересно — что дальше?».


Рисунок художника Льва Рубинштейна из первого издания "Гианэи".


Возможно таким «импровизационным» созданием романа объясняются и серьёзная метаморфоза, случившаяся с ним впоследствии. В финале первого издания книги, вышедшего в 1965 году, Гианэя под гнётом личных рефлексий кончает жизнь самоубийством (выпивает яд), отчаявшись стать своей на коммунистической Земле, хоть земляне и принимали её как друга, с максимальной любовью...

Полностью (и с бОльшим количеством картинок) читать здесь.


Статья написана 4 февраля 2023 г. 16:21

Георгий Иосифович Гуревич (11.04.1917 — 18.12.1998).


Сфотографировал авторские книги писателя-фантаста Георгия Иосифовича Гуревича (11.04.1917 — 18.12.1998), которые нашёл в своей личной библиотеке. Самых первых изданий Гуревича, что вышли в конце сороковых- начале пятидесятых ("Человек-ракета", "Тополь стремительный", "Иней на пальмах") у меня нет, но в руках когда-то держал. Помню, что впервые читал "Иней на пальмах" в старых подшивках журнала "Знание-сила" за 1951 год в школьной библиотеке и очень злился, когда не хватало каких-то номеров... Позднее, в 1954 году, повесть вышла отдельным изданием, она есть и в составе книги писателя "Прохождение Немезиды" (1961), что стоит у меня на полке. Многие произведения Георгия Гуревича публиковались в различных сборниках и антологиях, кое-что у меня имеется, но фотографировать их не стал, тут дел на целый день...


Авторские книги Георгия Гуревича в моей библиотеке.


О Георгии Гуревиче и его произведениях тепло воспоминал его коллега по перу Евгений Войскунский: "..стойкости Гуревичу было не занимать. Появляются в печати его новые повести и рассказы: «Иней на пальмах» (1951) — проблема холода, «Подземная непогода» (1954) — об использовании тепла земных недр, «Лунные будни» (1955) — его герои отправляются в космос. Пока что — ближайший, на Луну. Но уже в 1957-м вышла «Туманность Андромеды» Ивана Антоновича Ефремова. Будто сигнальная ракета взвилась, возвещая конец ближнеприцельной фантастики и начало новой — знаменитой фантастики 1960-х. Те годы и стали расцветом творчества Георгия Гуревича. Что же ищут в космосе его герои? Да и зачем нужен человечеству непонятный, пронизанный опасными излучениями и, очень возможно, совершенно безжизненный космос?..

Далее читать здесь.


Статья написана 4 февраля 2023 г. 16:17

В 2004 году в издательстве "Азбука" вышел авторский сборник Геннадия Прашкевича с двумя его романами под одной обложкой: "Кормчая книга" и "Царь Ужас". Я писал к этому изданию предисловие. На обложке "Кормчей книги" почему-то изображён мускулистый мужик в юбке, но на него можно не обращать внимания, он вместе с юбкой не имеет к содержанию сборника и моему предисловию никакого отношения...

Геннадий Прашкевич. Кормчая книга. СПб.: Азбука-классика, 2004 г. Серия: Правила боя.


Текст предисловия см. здесь:

Владимир Ларионов. ИЗМЕНЧИВОЕ ПОСТОЯНСТВО ГЕННАДИЯ ПРАШКЕВИЧА.


Статья написана 27 января 2023 г. 13:22

Обложки двух романов ленинградского фантаста Георгия Мартынова, вышедших в культовой серии "Библиотека приключений и научной фантастики" Детгиза. Многие мои ровесники хорошо помнят их и сейчас...



Фантастическая дилогия Георгия Мартынова.



Впервые я увидел эти книги Георгия Мартынова на библиотечных полках, позже удалось обзавестись собственным томиком "Каллисто" (1957), а потом, значительно позднее, появились у меня и "Каллистяне" (1960). Хорошая пара получилась. Именно в таком исполнении я почти шесть десятков лет назад несколько раз брал их в библиотеке, пока они оттуда не исчезли, зачитанные в прямом или переносном смысле. Я тут ни при чём, мой том "Каллисто" без библиотечного штампа. Ещё в восьмидесятые выменял...


Георгий Мартынов. Каллисто. Авторская книга, первое издание. — Л.: Детгиз, 1957 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (Детлит).


Незатейливое повествование о том, как на Землю опустились в огромном шарообразном звездолёте пришельцы с планеты Каллисто, обменялись с землянами знаниями и технологиями и улетели обратно, прихватив с собой двух советских учёных, вызвало в моём детском сердце тёплый отклик и неодолимое желание в чём-нибудь подобном поучаствовать лично.

Далее читать здесь.


Статья написана 26 января 2023 г. 18:45

Однажды я сочинил послесловие к поэтической антологии «Мифическая механика» (2008), собравшей стихи писателей-фантастов и людей близкого к фантастике круга. С тех пор считаю себя человеком стихотворчеству вроде бы не чужим, сам им баловался. Тем не менее, к поэзии в целом отношусь с опаской и хорошо понимаю, что понимаю в ней мало. Зато собрал уже целую стопку поэтических книг писателей-фантастов. А недавно приобрёл сборник лирики писателя Сергея Абрамова под названием «Незнакомое моё».


Сергей Абрамов. Незнакомое моё. — М.: Время, 2019. — (Поэтическая библиотека).


Помните книжки отца и сына Александра и Сергея Абрамовых в легендарной серии «Библиотека приключений и научной фантастики»? «Всадники ниоткуда» (1967), «Рай без памяти» (1968), «Серебряный вариант» (1978), «Всё дозволено» (1973) и другие. Позднее Сергей Александрович Абрамов продолжил работу в фантастике уже на пару со своим сыном Артёмом. Я, кстати, писал об этом литературном семействе в своём материале «Фантастическая династия Абрамовых».



Финал стихотворения.



Какими соображениями я руководствовался, приобретая сборник стихов Сергея Абрамова «Незнакомое моё»? Привлекла не издательская аннотация, не моё желание пополнить библиотечку поэзии писателей-фантастов, и даже не существенная скидка на эту книжку в интернет-магазине, а финал стихотворения, которое автор посвятил своему внуку Даньке. Страница с его завершающими строфами была представлена на снимках, знакомящих потенциальных покупателей с содержанием сборника. Стихотворение оказалось созвучно мне настроением, расположило философским отношением к быстро пролетевшей бурной молодости, а особенно подкупило финалом (цитирую его ниже). Ведь и у меня есть внук примерно такого же возраста, с таким же «хитрым глазом» и «неспокойным нравом».

А осень — что ж? Пристойная погода.

Я — с внуком.

Мы — в саду.

У нас – игра.

Ему уже без малого два года.

И хитрый глаз,

И неспокойный нрав.

Ну весь в меня…

А я спокоен, кстати:

мелькнёт лишь миг –

всего-то ничего! –

и некая она…

Допустим, Катя…

К себе дождётся внука моего.

И безустанный маятник качнётся,

и всё вернётся на круги своя.

И сказочной царевною проснётся

Отчаянная молодость моя!


Я с внуком Иваном. 2021 год.


Издательская аннотация к сборнику С. Абрамова "Незнакомое моё":

Сборник городской лирики, стихов о простых, но вечных ценностях — о родном городе и любимой женщине, об изменчивом времени и поиске себя среди всего этого — вот лейтмотив поэтических строк, вышедших из-под пера признанного прозаика Сергея Абрамова. Эта книга открывает новую, почти неизвестную читателю грань творчества писателя и, несомненно, обрадует любителей поэзии.

О Сергее Абрамове:

Сергей Александрович Абрамов после окончания Московского автодорожного института начинал свою трудовую биографию мастером на строительстве аэропорта Домодедово, однако уже в молодые годы начал писать — и как журналист на протяжении более двадцати лет печатался в «Литературной газете», «Правде», в журналах «Смена», «Театр», а в 1988 году создал и до начала 1990-х возглавлял в качестве главного редактора еженедельную газету «Семья». Автор нескольких десятков книг, в их числе особенно полюбившиеся читателям: «Хождение за три мира», «Рай без памяти», «Селеста-7000», «Всё дозволено», «Канатоходцы», «Требуется чудо». По сценариям С. А. Абрамова режиссёр Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич снял фильмы: «Двое под одним зонтом» (1983), «Сезон чудес» (1985), «Выше Радуги» (1986).





  Подписка

Количество подписчиков: 179

⇑ Наверх