fantlab ru

Все отзывы посетителя tencheg

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Юрий Некрасов «Призраки Осени»

tencheg, 7 января 2022 г. 01:12

Сложно писать отзыв на книгу, которую ты редактировал (а еще точно знал, что будешь редактировать, около десяти лет назад, когда она была всего-навсего повестью — кто тогда знал, что из цепочки слов вырастет кадавр размером в несколько томов, который прожует и выплюнет своего автора, а также десятки идей, образов и неслучившихся возможностей?)

Так вот. Это перед нами — голова змея. Он подползает к читателю, мягко обнимает плотными такими, прохладными, чешуйчатыми кольцами. А потом начинает давить, на все те точки страха/омерзения/удивления/восхищения/итд, которые в читателе существуют. Мне это чем-то напоминает одно из заданий Форта Байярд. Когда надо было сунуть то ли руку, то ли вообще лицо в ящик с тварями ползучими... а еще там был ключ. И вот ты такой скачешь по сюжету в поисках КЛЮЧА к происходящему, а следом за тобой толпой несутся карлики и призраки, уроды и красавцы, бродяги и лорды. Знай, уворачивайся. Или, наоборот, прими побольше пуль в себя, чтобы приблизиться к ключу.

А по атмосфере — ну, натуральный mOBSCENE Мэрлина Мэнсона. Если вам нравится такое, то бегом, просто бегом читать. Не разочаруетесь точно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дж. М. Ли «Тени Тёмного Кристалла»

tencheg, 16 августа 2020 г. 16:23

Если бы я руководствовалась аннотацией, то я никогда бы не взяла эту книгу в руки (не люблю нагромождения имен в духе — кто на чем стоял и куда пошел). Если бы ориентировалась на жанр — тоже вряд ли (это чисто детское фэнтези, рассчитанное в идеале на 10-12 лет). Если бы прочитала на пробу кусок текста, то на десять метров потом не подошла бы к книге (там просто ужасная редактура перевода — скорее всего, ее вовсе не было, поэтому встречаются перлы типа «она направилась к ближайшим периодически встречающимся деревьям»).

Но.

Если закрыть глаза на саму ткань текста и провалиться в детство, то это классная, страшная, странная, загадочная сказка. Это очень оригинальное фэнтези (с т.з. мира, а не сюжета), действие которого происходит в неантропоморфном мире. Куча интересных и милых деталей, нормальная мотивация у героев, никаких объяснялок, приходится самому догадываться/додумывать, с чем именно ты встретился, что это за существа или растения.

Если вы в детстве смотрели фильм «Темный кристалл» (1982 года) или вот недавно сериал на Нетфликсе с тем же названием, и вам понравилось, то читать точно стоит. Это приквел к событиям на экране. Но и как самостоятельное произведение для тех, кто не знаком с миром Тра — тоже очень неплохо.

Единственное, перевод бы привести в порядок (ну, или читать в оригинале).

Оценка: 7
– [  4  ] +

Алексей Андреев «Движение миров: Артбук с дополненной реальностью»

tencheg, 14 апреля 2020 г. 16:30

Бывает так, что пробудившись, ты помнишь обрывки какого-то странного сна. Ты был как будто бы в собственном теле, в собственном городе, в собственном времени, но за плечом все время маячила она. Странность. Что-то не то, ощущение опасности, тревога и готовность, обернувшись, увидеть позади... Кого? Чудовище-не чудовище, то ли придуманную детьми глупость, то ли ночной кошмар из будущего. А еще, конечно же, в этом сне законы физики не действуют так, как должны бы. Пытаясь убежать от опасности, ты перебираешь ногами на месте. Пытаясь обогнать поезд, взлетаешь и несешься вдоль вагонов.

А еще ты знаешь, если срочно не записать, не зафиксировать эти воспоминания, то они очень быстро рассеются, забудутся, растают под дневным светом. Ты берешь лист бумаги и торопливо, сбиваясь, быстро-быстро записываешь самое важное. Клочок истории без начала и конца. Клочок из лоскутного одеяла сновидений. Именно из подобных лоскутков и состоит текстовая часть «Движения миров».

Основу этого артбука составляют рисунки Алексея Андреева, мастера цифровой живописи. Он создает образы, которые, с одной стороны, опираются на какие-то банальные знания о действительности (обычные здания, обычные люди, обычные города), а с другой стороны, содержат нарочито странные элементы. Если долго и упорно рассматривать его картины, то начинает казаться, что в наш мир вторгается что-то... или кто-то из иного измерения. Инопланетный корабль, зависший над взлетно-посадочной полосой. Архитектура марсианских городов. Транспорт, не подчиняющийся законам гравитации. Гигантские пауки. И люди — то сражающиеся с неизведанным, то спокойно живущие с ним бок о бок.

Создатели артбука взяли эти тревожные картины и попросили авторов написать мини-рассказы, зарисовки по их мотивам. Описать локацию, придумать историю героя или отразить какие-то свои ассоциации по поводу происходящего. Надо сказать, что в итоге получилось неплохо. В текстах очень бережно сохранена сновидческая атмосфера: странная, не до конца понятная и очень сюрреалистичная.

Главную роль играют ощущения персонажей, какие-то мгновенные наблюдения, детали.

Что же до цельности высказывания, стройного сюжета и надежды на то, что автор обязательно растолкует смысл своего высказывания... этого здесь точно нет. Но, пожалуй, и не надо.

Главная же фишка артбука — это возможность скачать приложение и, посмотрев сквозь камеру смартфона, увидеть, как картины оживают. Сначала это кажется не более чем забавной игрой. Что, например, удивительного в том, что на странице вдруг начинает идти снег или мерцает, то разгораясь, то угасая, костерок? Однако дополненная реальность очень быстро захватывает. Потому что некоторые картинки анимированы просто обалденно. Глядя на статичное изображение, ты примерно ожидаешь, что тебе покажут — но все равно потом сидишь буквально с открытым ртом. И ощущением, что будущее гораздо ближе, чем кажется. Будущее, которое ты видел во сне. Вот только забыл его записать.

Кому понравится: эстетам, любителям трех «с»: странного, сюрреализма и сновидений.

Кому не понравится: тем, кто в любом тексте ищет завершенную историю с четкой фабулой.

На что похоже: на графические романы Столенхага.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Майкл Стэкпол «Вол'Джин: Тени орды»

tencheg, 13 апреля 2020 г. 15:42

Тут очень классный главный герой. Стэкпол показывает, как он меняется на всех уровнях, как трансформируется личность тролля и чем именно он отличается от остальных народов мира Варкрафт. Вовсе не синей кожей или огромной силой, не магией или воинскими умениями. Вол'джин глубоко погружается в историю своего народа и, пожалуй, это отличная иллюстрация к тому, какую роли значимая фигура — полководца, лидера, прославленного бойца — может играть в контексте истории. И как эта самая история ее трансформирует.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Андрей Лях «Челтенхэм»

tencheg, 2 мая 2019 г. 20:30

Этот роман можно было бы смело называть отличным и именовать явлением в фантастике, если бы автору категорически не отказывало чувство меры. Количество имен, ненужных подробностей (никак не влияющих на сюжет), мелких деталей и лирических отступлений стремиться к бесконечности. Имхо, это стоило бы раздуть на несколько томов (минимум три), либо безжалостно резать. А так получился мутант-переросток, которые к середине уже люто утомляет, потому что конца-края тексту не видать.

Второй минус — лютая склонность автора к инфодампам. Как подать информацию о мире? Конечно же, в диалоге двух персонажей, которые садятся друг напротив друга и начинают выдавать тирады на полторы страницы формата «историческая справка о таком-то периоде жизни в таком-то регионе» либо «техническая справка о такой-то технологии». Черт, мне казалось, что автор с отличным стилем, с умением создавать динамичные моменты и нормальных героев мог бы избежать как-то этого донельзя слабого приема?..

В плане стиля тут все хорошо (если вас, конечно, не воротит от предложений по 15 строчек). В плане живости сюжета местами тоже. Масса отсылок к чужим фантастическим мирам и произведениям. Сборная солянка в плане жанров (космоопера, фантастический боевик, альтернативная история, фэнтези и ромфант на закуску) — для кого-то это, возможно, покажется плюсом, но для меня too much. А вот что мне понравилось больше всего — искренне потрясает масштаб и продуманность мира.

Но рекомендовать это я вряд ли кому-то буду, потому что смотри первые два абзаца отзыва. Ну, и мэрисьюшность главных героев не то чтобы доставляет удовольствие при чтении, скорее, раздражает.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Джейсон Арнопп «Последние дни Джека Спаркса»

tencheg, 24 июня 2018 г. 01:02

Это очень пристойно написанный и хорошо переведенный постмодернистский хоррор-детектив.

- если вы хотите посмотреть на блестящую реализацию принципа ненадежного рассказчика (в книге куча точек зрения, и до последнего непонятно, кто говорит правду, а кто — нет),

- если вам нравится многослойность повествования (главная интрига, смерть главного героя и как бы автора книги, раскрывается с первых же страниц, но вот то, что к ней приведет — гораздо интереснее),

- если вам нужны очень достоверные герои, которые не функции, а настоящие — местами хорошие, местами отвратительные люди,

то это однозначно must read.

Но главное —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это прекрасная игра со временем и деталями в стиле финала фильма «Бугимен». Ювелирно точно подогнанная головоломка. Очень круто.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Кэтрин Уэбб «Совершенство»

tencheg, 5 февраля 2018 г. 00:53

Роман, который на старте прикидывается довольно линейной историей с не самым оригинальным фантодопущением, в итоге оказывается прекрасным рассуждением на тему одиночества, когнитивных функций мозга, роли социума в жизни человека и восприятие времени. И плюс ко всему — отличные элементы экшна и детектива.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Тим Леббон «Белый»

tencheg, 14 декабря 2016 г. 23:09

Рассказ о том, что бывает, когда в одной точке встречаются апокалипсис, личное, не до конца пережитое горе и случайные люди. Это одно из самый страшных произведений в антологии «The Very Best of Best New Horror», самобытное, написанное хорошим языком и красивое. Описание смертей, с точки зрения эстетики, здесь отличное.

Оценка: 8
– [  24  ] +

Дмитрий Глуховский «Метро 2035»

tencheg, 11 августа 2015 г. 12:56

С «Метро 2035» в плане отзывов складывается довольно интересная ситуация.

Некоторые давние любители серии обиделись за героев и не могут «есть» новый стиль Глуховского, захлебываясь имитацией потока сознания. Чернушная социальщина им тоже не нужна.

При этом между качеством романов 2033 и 2035 просто пропасть. За годы между этими двумя книгами автор преизрядно вырос, и если 2033 был текстом в духе баек у костерка/незамысловатым квестом с очень простыми героями-функциями, то 2035 — это политическая агитка с очень классно проработанным фокалом главного героя (мысли, рефлексия, ощущения и изменения картины мира изнутри чужой головы переданы прям отлично).

Единственное — жаль, что в сравнении с «Будущим» последнее Метро проигрывает и выглядит несколько попроще.

С другой стороны, если бы оно было посложнее, любители простых, как три копейки, квестов и героя-Мельника возрыдали бы еще громче.

А любители «высокой литературы» в рамках инерции «Метро — это не литература» все равно бы не оценили.

Прямо безысходность какая-то :)

Оценка: 8
– [  7  ] +

Джо Аберкромби «Полкороля»

tencheg, 8 мая 2015 г. 13:01

Главное, что хочется сказать по сабжу — это явно не dark fantasy. Такой викингосский вполне себе young adult, бодрый, задорный, с горами трупов и морями крови, но от темной фэнтези в нем есть чуть больше чем ничего. Ибо атмосфера совсем не та. Безысходности не хватает.

У половины героев выбиты зубы, а вторая половина только и думает, как бы предать своих родственников/близких. Редкие персонажи, не попадающие в данную характеристику, пусть готовятся умереть. Впрочем, отсутствие зубов или наличие планов по предательству также не гарантируют выживание — хотя если сравнивать с Мартином и его коэффициентом трупов-на-погонный-метр-текста, то Аберкромби добр и благостен.

Больше всего в этой книге меня волнует наличие вымерших эльфов в анамнезе сеттинга. Считаю, дожившие до наших дней особи обязательно должны появиться дальше. Есть ради чего ждать 2 и 3 книги :)

Оценка: 7
– [  6  ] +

Сергей Лукьяненко «Шестой Дозор»

tencheg, 5 января 2015 г. 04:14

У этой книги есть несомненное достоинство (которым же обладают и предыдущие пять «дозоров») — хорошая фабула, наличие экшна, кинематографичность и «открыл роман — не закрыл, пока не дочитал».

А также финал, который — в определенной мере — ставит хорошую точку в истории.

Лично меня также порадовал офис Дневного Дозора в Москва-Сити — по-моему, это прекрасно, как рассвет.

Но, конечно, с 1-2-3 «дозорами» не сравнится. Герои заматерели и несколько окартонились, а за детали и атмосфера не успевают за действием. Наметился явный перекос в сторону young adult — в целом, может, и неплохо, но я не целевая аудитория. Как, впрочем, и большинство читателей, которые начинали с первых дозоров — если только у них в рукаве не припасено эликсира вечной юности с побочным эффектом «следить только за фабулой, забив на стиль, логику и изящность сюжета».

Оценка: 7
– [  9  ] +

Энди Вейер «Марсианин»

tencheg, 12 октября 2014 г. 23:53

Отличный сайнсфикшн в форм-факторе «производственный survival». С абсолютно офигительным главным героем. И хорошим юмором.

Если вы такие же, как я, и в романе Бестера «Тигр! Тигр!» больше всего угорали по первым страницам, где Гулли Фойл пытается запустить сломавшийся космический корабль с помощью ломика и чьей-то матери, «Марсианин» вам однозначно понравится.

Здесь процесс выживания с помощью подручных средств и лютого желания выжить занимает большую часть текста.

*И всё равно мало)) Понятно, что последнее утверждение продиктовано чистой вкусовщиной, но если бы дневник марсонавта занимал страниц на 1000 больше, то меня бы за уши от него было не оттащить.

з.ы.

Если читать в оригинале, мозг временами вскипает от терминов.

Если читать в переводе, то он вполне пристойный, и после оригинала научные отступления кажутся вполне себе лирическими.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Джейми Макгвайр «Красный холм»

tencheg, 23 сентября 2014 г. 07:27

Как много нам открытий чудных готовит жанр зомби-апокалипсиса в форм-факторе женского любовного романа.

Сообщество ру_психолог и рядом не стояло по глубине душевных *****страданий в сравнении с этим творением, где разбитые головы ходячих мертвецов складываются в чудную общую мозаику с лозунгами «яжемать!» и суровой любовной подростковой действительностью «он подержал меня за руку!111 что же теперь делать?»

Автор неплохо держит внимание читателя и выдерживает ритм повествования, но от избытка соплежуйства и карамельных прекрасных принцев хочется взять уже дробовик и прострелить чью-нибудь гнилую башку.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Элизабет Рудник «Малефисента. История истинной любви»

tencheg, 2 августа 2014 г. 04:41

Блестящая иллюстрация на тему того, что хорошая идея без соответствующего исполнения похожа на поделку из разряда «не умеешь — не берись».

Я не знаю, кто так постарался — автор или переводчик — но настолько лютой графомани я давно не видывал.

Три-четыре повтора «был/было» в одном предложении? Цепочки из четырех эпитетов подряд? «Одноногие собачки», которые до того картонны, что их ничуть не жалко? Нет предела совершенству!

Журнал «Лиза», раздел «письма читателей о нищасной любви» — вот то единственное место в мире, где ЭТО органично смотрелось бы.

Ад, короче.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Танец с драконами»

tencheg, 23 апреля 2014 г. 11:08

Первая четверть «Танца с драконами» была прочитана мной в оригинале, а остальное — в переводе. Опыт довольно любопытный, учитывая язык Мартина, будто предназначенный для проведения экзамена по грамматике английского языка (когда на одну страницу приходятся все времена и залоги глагола, к примеру).

Надо сказать, что в оригинале темп повествования чуть ниже (хотя, казалось бы, неужели Тирион может ехать ЕЩЕ медленнее?!), а с детализацией все обстоит гораздо лучше (в частности, линия Брана и пролог в русском виде вообще печальны, как печаль, а в английской версии я их смело назову самыми крутыми частями книги).

В целом же, имхо, книга потеряла в эпичности, окончательно распалась по точкам зрения, и теперь напряжение держится не за счет глобальных конфликтов, а за счет конфликтов личных. Что, с одной стороны, неплохо (особенно для тех, кому нравится сериал), но с другой — как-то мелко, что ли.

Дополнительно ко всему Мартин ударился в смакование хворей и расчлененки, да с таким энтузиазмом, что вспоминается демотиватор «А когда она спала, я пробрался в ее дом и написал битву за Хогвартс»: только вот теперь все наоборот, и в дом Мартина проник Стивен Кинг, чтобы любовно вплести в ткань текста свои наработки для «Ловца снов» по поводу массового расстройства желудка.

При всем при этом «волшебная трава», конечно, не отпускает, и тысяча страниц читается на одном дыхании.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Келли Линк «Всё это очень странно»

tencheg, 5 февраля 2014 г. 22:41

Абсолютно волшебный сборник.

С каждым новым рассказом всё глубже и глубже погружаешься в логичный до скрежета зубовного абсурд, подчиняющийся бесконечным сложным правилам, половина которых читателю неизвестна.

Читать категорически, если вам нравится:

- странное,

- очень странное,

- постмодерн,

- атмосфера в ущерб сюжету,

- образы в ущерб сбалансированности повествования,

- книги про смерть,

- магия, растворенная в повседневности.

Ни в коем случае не читать, если вам важны:

- связный сюжет,

- точка в финале,

- человеческая нормальная логика,

- действие.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Терри Пратчетт, Нил Гейман «Благие знамения»

tencheg, 10 июля 2013 г. 17:22

Приблизительно до середины книги мне казалось, что это будет десятка. Потом постепенно блюдо «салат слоями — шедевр кулинара» немного превратилось в окрошку, смешались в кучу кони и люди, поэтому в итоге я поставила восьмерку.

Что здесь отлично:

- игра на точках зрения, причем напряжение нагнетается мастерски,

- узнаваемые образы/детали/лейблы современности как основа для юмора,

- временами отличные шутки (читала в оригинале, поэтому не могу сказать, насколько переводчикам удалось переложить их на русский — но, по идее, это должна была быть адски сложная работа),

- уточки, которых кормят супер-агенты (лучшая деталь в тексте, имхо).

Что не так отлично, как хотелось бы:

- смазанная кульминация (впечатление, что замахнулись на рубль, а выхлоп — на копейку),

- слегка затянутый финал,

- динамически провисающая середина романа.

Вывод: да, я буду перечитывать это на русском, чтобы посмотреть, что из него сделала локализация.

И потому что композиционный баланс в первой половине романа один из лучших, которые мне попадались за последнее время.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Терри Пратчетт «Шляпа, полная неба»

tencheg, 22 января 2013 г. 00:30

Добрая, классная книга с типично-пратчеттовской интонацией, свойственной его циклу о ведьмах. Только с детским уклоном, ага.

Рекомендую читать в оригинале, потому что особенности речи некоторых персонажей — и особенно ейри — нужно читать as it is.

Самое приятное в книге, что замах на глобальностью полностью и целиком оправдан (и срабатывает). Без лишней дидактики Пратчетт ведет от мелочей к глобальным философским вопросам. От драки грязных рыжих неправильных фейри к вопросам жизни и смерти.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона»

tencheg, 14 января 2013 г. 02:23

Первые три четверти меня не покидало ощущение того, что это книга уровня «Дочери железного дракона», которая обязательно войдет в число моих любимых произведений с оценкой десять.

А потом меня накрыло ощущением вторичности. Понятно, что роман о взрослении/становлении героя просто не может избежать определенных этапов... но когда эти этпы уж слишком сильно напоминают друг друга, становится грустно. «Эльфийская» часть — даже с тем же самым набором страшных/противных увеселений, который был в «ДЖД» — сильно «приземлила» мои восторги.

Финал выглядит слишком резко обрубленным.

В плюсах же этнография, магия во всех ее проявлениях, семейная линия, отдельные вставки-истории, берущее за горло начало.

Итого: 8.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Пола Волски «Гигантская крыса с Суматры»

tencheg, 28 декабря 2012 г. 23:19

Лучший рассказ сборника. Это абсолютно явно «Лавкрафт» с его неподражаемыми описаниями + конечно же, холмсианская история с дедуктивным методом, перевертышами, зацепками и правильными интонациями.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ричард А. Лупофф «Приключение на бульваре убийств»

tencheg, 28 декабря 2012 г. 23:18

Одна из лучших стилизаций в сборнике. Керуак смотрит буквально из-за каждого абзаца.

Ассоциативно напоминает второй фильм с Робертом Дауни, по атмосфере треша/веселья/каких-то побочных убийств/смешной миссис Хадсон/и т.д.

Детективная составляющая имеется (в отличие от многих других рассказов сборника), неожиданный поворот есть (даже и не один), шутка про Эдгара По (не буду спойлерить) — одна из лучших шуток в сборнике.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Стивен Кинг «Ловец снов»

tencheg, 26 сентября 2012 г. 10:22

Плюсы:

- сложный сюжет (подача фабулы в разных временных пластах и с разных точек зрения),

- грамотное нагнетание саспенса (особенно в последней трети книги),

- условный happy end.

Минусы:

- линия военных (в начале, пока она не пересеклась с основными героями) читается откровенно скучно, не держит,

- для меня здесь слишком много физиологически неприглядных особенностей.

Начало (до первого куска с военными) и финал, начиная с отъезда из Дерри — понравились однозначно.

Все, что в середине — типично кинговский текст с избытком кровищи и зашкаливающей жестокостью, что не всегда оправдано.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Дэниел Уоллес «Мистер Себастиан и чёрный маг»

tencheg, 31 июля 2012 г. 16:19

Книга из разряда тех, которые вполне можно прочитать, но восторга или переворота в мозгах они не вызывают.

На одной чаше весов находятся:

- отличная завязка,

- подача текста с разных точек зрения,

- нелинейное повествование.

На другой чаше весов один, но жирный минус — лично меня текст не держит. При всей интересности стартовых условий я спокойно бросал чтение на полстранице, и приходилось себя заставлять к нему возвращаться.

К тому же не очень понятна целевая аудитория книги — она балансирует между подростковой и взрослой, и я для себя до самого финала так и не решил, к какой из сторон роман причислить.

О сюжете трудно говорить так, чтобы не наспойлерить, поэтому не буду (однако скажу, что неожиданных поворотов, связок, смыслов и случайностей тут хватает).

Оценка: 7
– [  0  ] +

фантЛабораторная работа «Голос разума»

tencheg, 23 июля 2012 г. 18:10

Очень неряшливо написано (лишние предлоги, «сказал» вместо «сказала» и так далее). И стиль не блещет.

Видится мне «аватар» по прочтении, а это значит, что оригинальностью автор не сумел выделиться. Были зачатки прекрасного/интересного в намеках о людском безумии на планете (их бы раскрыть подробнее) и в паразитах под кожей, но что-то ни один из них не сработал в полной мере.

Оценка: 3
– [  0  ] +

Влад Копернин «По тихим волнам океана»

tencheg, 22 июля 2012 г. 21:02

Если бы у нас был конкурс первых глав романов, то этот текст был бы у меня точно в топе на первых местах.

А в нынешнем рассказовом виде композиционно начало явно перевешивает. Очень долго запрягаем, а потом скомканно раз-два-три и наступил финал.

В остальном же — все ок:

с точки зрения создания настроения,

атмосферы,

стиля

и поэтичности образов.

Рассказ завораживает с первых строк, и нужный настрой сохраняется до самого финала.

Также к безусловным плюсам можно отнести то, что рассказ прекрасен с точки зрения эстетики.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Тенгиз Гогоберидзе «Том Сойер и его импеданс»

tencheg, 22 июля 2012 г. 19:50

Что-то эдакое в стиле «Канализации, газа и электричества». Тем более странно, что мне понравилось, потому что КГЭ я на дух не переношу.

Оригинальная форма подачи материала, интерес читательский регулярно подогревается тщательно дозированными долями информации, реальные персонажи и прикольные детали.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Татьяна Тихонова «Укка»

tencheg, 22 июля 2012 г. 19:47

Такое впечатление, что этот рассказ слеплен из двух: типичный этноисследовательский (когда на другой планете/в диких землях ученые сталкиваются с аборигенами) и политическая справка о состоянии дел в одном из квадратов Вселенной.

Рассказу это на пользу категорически не идет. После того, как читатель в моем лице с интересом следил за преследованием укки, ему не то что свинью подложили, а просто разочаровали вусмерть. Автор, по всей видимости, надеялся на эффект неожиданности, но одно дело, когда в рассказе идет перевертыш, логически хоть как-то вытекающий из ружей, висящих на стене, а совсем другое, когда посреди постановки «Гамлета» на сцену выбегает сотрудник института истории и сбрасывает принца Датского в будку суфлера.

Оценка: 6
– [  0  ] +

фантЛабораторная работа «Пандора и её ящик»

tencheg, 22 июля 2012 г. 15:45

Плюсы:

первая половина рассказа (до середины я искренне думала, что вот он, язь, то есть рассказ моей мечты на десятку, а потом все свелось к банальному ужастику),

яблочный мотив,

неплохой язык,

яркие детали.

Минусы:

предсказуемость развязки,

логическая нестыковка (зачем было работать так тщательно над домом, если потом все равно постоянно шло вмешательство в эксперимент с подкидыванием дополнительных «улик»?),

странности в поведении героев (Стас — ваще супергерой какой-то, без воображения и эмоций — понятно, зачем это сюжетно автору надо, но лично я как читатель не верю, по Станиславскому).

Оценка: 6
– [  0  ] +

фантЛабораторная работа «Обитель сознания»

tencheg, 22 июля 2012 г. 15:32

Ахаха))

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Аксолотль» на инопланетный лад :)

Повествование, при всей его целостности (кольцевая композиция тут весьма уместна), оставляет впечатление недокрученности. Почему? Видимо, из-за того, что вступление перевешивает все остальное — длинная унылая лекция не только ГГ вводит в скуку, но и читателя. И потом тяжело уже встряхнуться и начать сопереживать герою.

Образность же и язык — на высоте, атмосфера — хороша.

Оценка: 7
– [  0  ] +

фантЛабораторная работа «Мишкин секрет»

tencheg, 22 июля 2012 г. 15:20

Главный минус этого рассказа — очень абстрактные дети. Какие-то среднестатистические — без возраста, без особых отличительных черт. Не герои, а картонные модели героев.

Композиция не сбалансирована, сначала автор долго запрягает, а потом раз — вышли, пришли, нашли.

Яркие детали (образ города под куполом, детская площадка) появляются только в последней трети повествования.

Я не скажу, что рассказ плохой. Он просто слишком обезличенный, ровный и безвкусный. Такому повествованию невозможно эмоционально сопереживать.

Оценка: 4
– [  0  ] +

фантЛабораторная работа «Всё получится»

tencheg, 22 июля 2012 г. 15:09

Мне сложно писать отзыв на этот рассказ, потому что я хорошо рублю в теме, и, например, джипы на поверхности Красной планеты, не какие нибудь, а именно хрупкие первые станции и страны, борющиеся за право застолбить кусок Марса, вызывают у меня нервный тик. Поэтому не буду о фактологии. Упомяну лишь о литературных качествах текста.

Плюсы: глобальное раскрытие темы, хороший, правильный пафос и сбалансированность композиции.

Минусы: картонные герои и неоригинальность конфликта.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Валерий Камардин «Атмосферики»

tencheg, 22 июля 2012 г. 14:56

+

Качественное, сюжетообразующее раскрытие темы.

Хорошая атмосфера, интересный мир.

Не картонные герои.

-

Проблемы со стилем (звуковые/однокоренные повторы).

Неоригинальность финала (с первого же упоминания об Уре мне стало понятно, чем закончится).

Логические натяжки, о которых уже упоминали предыдущие критики.

В целом:

в рассказе конфликт философский/идейный, поэтому события идут фоном. В итоге решение нравственной проблемы трансформируется силами нанороботов в материальный хэппи энд, и, с одной стороны, это придает рассказу целостности, но с другой стороны, не идет ему на пользу (снижает градус катарсиса).

Также не очень понятно, зачем было вводит постапокалиптический мотив — имхо, заявленный мир лучше бы смотрелся как самостоятельный.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Сергей Игнатьев «Алюминиевые херувимы»

tencheg, 22 июля 2012 г. 14:33

Имхо, главный плюс этого рассказа — как раз та самая размытая грань между фантастикой и не-фантастикой, которая вводит в заблуждение критиков, самонадеянно заявляющих о непринадлежности текста к жанру.

По ходу повествования точка зрения сдвигается: от предельно детализированной, образной реалистичности (в которой персонаж, крестящий самолет перед вылетом, воспринимается как дань традиции/суеверию, не больше) к магическому сознанию, турбореализму (когда алюминиевые херувимы уже переросли из поэтического образа в действительность, не просто данную в ощущениях, но являющуюся поводом и мотивом для поступков ГГ). Герой меняется — как раз поняв и приняв существование иррационального/потустороннего. И почему этого не хочет понимать иной читатель — для меня загадка. Пожалуй, для тех, кто не видит здесь фантэлемента, «Сто лет одиночества» или рассказы Келли Линк тоже покажутся не-фантастикой.

Если писать о форме, то лучше всего здесь ритм — мне давно не попадалось рассказа, настолько тщательно ритмически организованного. Рубленые, четкие фразы — именно ими правильно говорить о войне. И уж тем более, о летчиках — воздушный бой «живет» очень быстро. Здесь ткань повествования гораздо лучше характеризует описываемую тематику, чем какие-то фактические детали.

Раскрытие темы идет несколько в лоб («слабость» христианских мотивов в сравнении с военной мощью), но вай нот. Главное, что именно в рамках темы идет изменение мировоззрения ГГ, то есть здесь тема — не сбоку припеку, а стержень рассказа.

Понравилось, что все «побочные» ветви сюжета (в частности, воспоминания героя) работают на основную идею, нет случайных деталей (пример: сцена с бритьем, когда стальному лезвию/исконно мужскому занятию противостоит ласка/женская рука; та самая сила слабых как она есть).

Единственное «но» (ответ на вопрос, почему от меня не 10) — текст временами балансирует на опасной грани между прозой и поэмой в прозе, поэтому форма иногда тянет на себя одеяло с содержания. С другой стороны, если бы было по-другому, рассказ потерял бы львиную долю своей магии.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Джонатан Коу «Дом сна»

tencheg, 26 июня 2012 г. 17:11

Более чем «съедобный» суп из запутанных отношений, воспоминаний, любви, нежности, разницы между мужской и женской сущностью, расстройств психики, аллюзий из кинематографа, случайностей, книг, встреч и расставаний.

Плюсы:

- много ниточек, которые в итоге фактически идеально сплетаются в разгадку происходящего,

- сравнение сна с кинофильмами,

- безумные персонажи (как целиком, так и частично),

- атмосфера студенческой жизни и дух эпохи,

- чисто английская погода и пейзажи,

- нелинейная композиция.

Минусы:

- недокрученная линия с кино (или, наоборот, она слишком хитро заверчена, и я не улавливаю ее сюжетного разрешения),

- жестокое обращение с животными,

- высоколобые цитаты из типа-умных книг, от которых у меня всегда сводит скулы.

Изрядно повеселила сатира над чуваками, которые занимаются примерно моей работой (коммерческими играми). Автор на редкость однобоко трактует явление, ну, и на здоровье. Я искренне посмеялся.

В целом — очень читабельная книга. Особенно в той ее части, где описываются собственно феномены сна.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дуглас Коупленд «Похитители жвачки»

tencheg, 8 августа 2011 г. 19:21

Завернутый сам в себя камерный сюжет и состав героев.

Абсолютно постмодернистская композиция с переключающимися точками зрения.

Книга, в которой ворохом свалены все человеческие мысли и переживания — как юношеские, так и времен кризиса среднего возраста.

Очень много фраз так и тянет поймать за хвостик — ведь это мессидж из моей собственной головы, не так ли?

Одним словом, кайф :)

Оценка: 8
– [  23  ] +

Стивен Кинг «Баллада о гибкой пуле»

tencheg, 20 июля 2011 г. 11:22

Одно из лучших описаний зарождающегося (и развивающегося) безумия, которое мне попадалось в литературе вообще.

Причем раскрытие темы сумасшествия происходит не через рассказ о клинических проявлениях оного, а через образы. Причем образы яркие, понятные и близкие каждому.

Вот я, например, никогда не хожу под «чертовыми воротами» (когда прислонены друг к другу два столба электропередач). Это та же самая стремянка, о которой говорится в рассказе, вид сбоку. Уверена, у каждого есть такие свои причуды и приходи. Которые Кинг жестом фокусника извлекает из шляпы и смотрит на своего читателя: «Ну что, а ты-то дружочек, сам абсолютно нормален?»

И второе, чем покорила меня «Баллада о блуждающей пуле» — это тематика литературного творчества. Рассказ в рассказе в рассказе от безумного автора, написанный с помощью то ли вымышленного, то ли реального форнита-помощника. Просто блеск. Затронуты все аспекты писанины — от вдохновения до проблем с тем, как пристроить рассказ в журнал.

Читала «Балладу» и в оригинале, и в разных переводах — каждый раз перечитывала с удовольствием.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Лемони Сникет «Скверное начало»

tencheg, 17 июля 2011 г. 15:47

Я никогда и ни под каким соусом не дам своим детям читать эту книгу или смотреть по ней фильм.

По какой-то необъяснимой причине мотив об умерших родителях и сиротах не дает спать спокойно английским детским писателям, и они штампуют в рамках него «чудные» сюжеты. На здоровье, окей. Просто лично я не понимаю, как можно начинать детскую(!) книгу с заряда такого негатива.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»

tencheg, 17 июля 2011 г. 15:27

Для меня одним из главных критериев оценки книги является то, сколько остается в долговременной памяти после прочтения.

«Тигр!Тигр!» прочитан уже лет 14 назад, но ключевые фразы, главные повороты сюжета и имена героев я помню оттуда до сих пор.

Сцена, когда ГГ, захлебываясь ненавистью к кораблю, который не подобрал его и не спас, сам находит способ запустить двигатели своего «космического гроба» безусловно в моем топ-5 (как образец блестящей космической НФ).

Сюжет не провисает, герои яркие, очень достоверный психологизм, текст цепляет и держит от начала до конца.

Безусловная десятка.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ричард Морган «Сталь остаётся»

tencheg, 17 июля 2011 г. 00:59

Меня с первой страницы не оставляла мысль, что я читаю то ли вторую, то ли третью книгу в цикле. Новость о том, что «Сталь остается» — первая, удивила меня безмерно.

Понравилось:

- психологическая достоверность в диалогах,

- внимание к деталям,

- живо написано,

- более/менее цельная нелинейная композиция,

- игра с точками зрения,

- путешествие героя по болотам.

Не понравилось:

- текст не воспринимается как самостоятельный (см. первый абзац отзыва, угу),

- как следствие — слишком много ружей не выстрелило/хвостов болтается,

- спасения героев при помощи роялей в кустах (то есть волшебных сил),

- несбалансированность сюжета (дооолго запрягали, а потом спохватились — ой-ой, книгу бы закончить бы пора, ну, на скорую руку ща все сведем воедино).

Одной фразой: сверхполиткорректный (гей и негр-лесбиянка в наличии, только вот инвалида не хватает до полного комплекта) отрывок эпической темной саги в стиле «треш, угар и содомия».

Оценка: 6
– [  2  ] +

Елена Ахметова «Хелльская нелюдь»

tencheg, 23 июня 2011 г. 11:27

«Снежный», очень атмосферный рассказ, абсолютно удивительный в своей инаковости.

Темное фэнтези, как оно должно быть.

Количество фантодопущений, странных элементов реальности, «черных дыр» сознания — зашкаливает.

Плюс загадка, которая до конца держит в напряжении.

Хотя бы ради этого текста стоило прочесть сборник.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ина Голдин «Город Е»

tencheg, 7 июня 2011 г. 13:45

Донельзя атмосферно. Если бы я был городом Е, сказал бы большое архитектурное «спасибо» автору.

Любой, кто любит этот город, без труда опознает художественное пространство. В этот самый момент опознания я и понял, что рассказ мне очень нра.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Дмитрий Липскеров «Осени не будет никогда»

tencheg, 7 июня 2011 г. 12:15

На редкость гармоничная вписанность фантастического элемента в городскую реальность.

Вообще, город/пространство романа — отдельный персонаж книги.

По атмосфере можно провести параллели с фильмами типа «Москва, я люблю тебя» — переплетение отдельных человеческих историй в один клубок, который заглатываешь махом и потом с трудом выныриваешь из художественного мира, в который затягивает незаметно, но очень сильно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Александр Шакилов «Осторожно! Мины!»

tencheg, 7 июня 2011 г. 12:05

Пункты, по которым мне есть, что сказать:

1. Стиль повествования (как точка зрения на мир книги) — этакий постапокалиптико-техно-Павич. Спокойный, повседневный тон в описании того, как вызревают мины — наше всё.

2. Динамика — отличная.

3. Цепляет — с самого начала и не отпускает до конца текста.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Джин Вулф «Книга Нового Солнца»

tencheg, 7 июня 2011 г. 11:45

Кому понравится:

- любителям ярких/необычных образов, деталей, элементов,

- тем, кто не мыслит текста вне постмодернистской традиции без аллюзий, намеков, отсылок к культурному контексту и и игр с читателем,

- готовым перечитать всю эпопею заново после того, как добрался до финала.

Warning:

- это не легкое чтиво (а точнее, весьма нелегкое),

- лирические отступления и философствования в наличии,

- в первых двух книгах сюжет ведет себя, как заблудившийся под печкой таракан, шарахается туда-сюда, ни на йоту не двигаясь в разумном направлении,

- герои здорово бесят своим умением попадать в неловкие ситуации, а потом доблестно из них выбираться (примерно как албанские пионеры — легких путей не ищут, нет-нет).

Оценка: 7
– [  7  ] +

Джин Вулф «Цитадель Автарха»

tencheg, 7 июня 2011 г. 11:36

Mission complete.

Отсутствие внятного финала в трех предыдущих книгах настолько подвыносило мне мозг, что наконец случившийся внятный финал не мог не привести в благостное расположение духа. Поэтому не могу не похвалить:

- игры со временем, которые здесь наконец приобрели более-менее упорядоченный вид,

- кольцевую композицию, которая привела героя к закрытию всех/большинства гештальтов (сюжетных «ключиков» и мотивов, раскиданных в двух первых невнятных частях книги),

- тон и повествовательные интонации, которые улучшались от романа к роману и приобрели в итоге не столь занудный вид, как в начале,

- отличные батальные сцены.

И тем не менее.

По некоторым вопросам осталось недоуменное «и что?». Некоторые ружья не выстрелили.

Эта книга не для нетерпеливого читателя — по хорошему, дочитав четвертую часть, нужно опять начинать с первой, чтобы досложить в уме мозаику. А далеко не каждый любит перечитывать произведения сразу.

Резюме:

- лучший образ книги — альзабо,

- ГГ меня местами бесит,

- я понимаю, почему у Джина Вулфа столько поклонников, но безусловно разделить их восторги не могу.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Джин Вулф «Меч ликтора»

tencheg, 6 июня 2011 г. 15:12

Третья часть «Книги нового солнца» читается, имхо, лучше, чем предыдущие.

Во-первых, ГГ наконец-то добрался до Тракса, к которому стремился (если можно назвать словом «стремился» бесконечные блуждания в любом направлении, кроме правильного) на протяжении полутора предыдущих романов. Во-вторых, фактически с первых глав начинают раскрываться загадки, которые автор щедрой рукой раскидал ранее. То есть возникает хотя бы некая определенность — которой мне очень не хватало до этого. К тому же ГГ кажется более цельным.

С другой стороны, персонажи всё так же продолжают кружить туда-обратно в запутанные городских и негородских пейзажей, в нагромождениях имен, лирических отступлений и флешбеков, что отнюдь не облегчает читательской доли.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur»

tencheg, 21 февраля 2011 г. 00:33

Понравилось:

- сюжет держит с самого начала до финала книги (имхо, вот основной положительный признак читабельности фантастики),

- правильные, хорошие идеи,

- образы теней,

- красивый мир,

- отдельно, конечно же, Проба.

Не понравилось:

- финал,

- сон про мальчика-сына навяз в зубах уже к середине книги,

- местами — прямолинейная добрая глупость ГГ.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Пирс Энтони «Хтон»

tencheg, 18 февраля 2011 г. 21:52

Книга, которая расплавляет мозг и делает из него гоголь-моголь.

Через пятнадцать лет после прочтения детали сюжета забылись, зато атмосфера и ощущения от текста — на абсолютно не рациональном, чувственно-физическом уровне — остались.

Знаковое произведение.

Как автор, написавший ЭТО, мог скатиться до бесконечной невразумительной штамповки Ксанфа, я понять не могу. Точнее, могу,... но очень жаль.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Роберт Маккаммон «Голос ночной птицы»

tencheg, 3 февраля 2011 г. 20:18

Хорошая детективная схема + иронично-возвышенный стиль (с периодическими реверансами в сторону подзаборной ругани) в антураже художественного времени + треш, угар и содомия. В итоге получилось вполне себе приятно читаемое варево.

Шедевром не назову и перечитывать не тянет, однако детективную задачу выполняет отлично: цепляет внимание сразу и не отпускает фактически до самого финала.

Правда, избыток пафоса и предвидения светлого будущего в этом самом финале вызвал у меня приступ тошноты, но, как говорится, кому что нравится.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Феликс Крес «Громбелардская легенда»

tencheg, 9 октября 2010 г. 14:04

Этот роман можно ругать за провисы динамики, за повторы, за постоянное наё... читателя, а можно хвалить — за атмосферу, за настроение, за мир и за отличные незамысловатые описания постельных сцен («Хочешь?» — спросила она. Он хотел. Она дала.(с))

Но для меня главной отличительной чертой книги стали ее герои. Тут фактически любой герой, который имеет шанс понравиться в силу каких-то своих положительных черт, обязательно косячит на следующих страницах. Все упыри(с)

Некому сочувствовать. Некому сопереживать. Ни одного картонного героя, только вот тот материал, из которого они слеплены, не вызывает никаких теплых чувств.

Пожалуй, до прочтения «Легенды» я знала всего одного персонажа, от одного появления которого на страницах книги меня отчетливо подташнивало (Кейтлин Старк из «Песни льда и пламени»). Теперь у нее разом появилась целая толпа конкурентов.

Спасибо Феликсу Кресу за увесистый камень в огород моего человеколюбия.

Оценка: 8
⇑ Наверх