fantlab ru

Все отзывы посетителя bvelvet

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  2  ] +

Жан Рэй «Козодой»

bvelvet, 7 января 2022 г. 20:13

Неплохой роман в духе Эдгара Уоллеса: полицейские агенты под прикрытием, таинственный грабитель, жестокие преступления, динамичное развитие событий. Телеграфный стиль тоже Уоллеса напоминает. как и некоторые сюжетные ходы: вездесущий верный слуга, громила-шофер, злодей-начальник тюрьмы, ученый и его племянница. Триллером в классическом понимании это назвать трудно, но Уоллес, думается, от подобной книжки и подобного сюжета не отказался бы. А что неоригинально, примитивно и местами нелепо — таковы особенности жанра.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Жан Рэй «Гейерштайн»

bvelvet, 5 января 2022 г. 22:02

Прекрасный приключенческий роман с элементами готической машинерии, обилием случайностей и колоритными эпизодами. Конечно, исторические личности выглядят довольно нелепо, да и сам наполеоновский фон весьма условен (вмешательство героя в битву при Ватерлоо меня особенно порадовало), но романы подобного рода читаются не ради исторической точности. Я скептически отношусь к Джона Фландерсу, а писателя Жана Рэя ценю очень высоко. Этот роман публиковался под псевдонимом «Джон Рэй», что намекает на определенный синтез.

От Фландерса — множество совпадений, двойники, загадочные злодеи...

От Рэя — влечение ко всему таинственному и изменчивому, странности судьбы и сочетание страшного и смешного...

Соединение не всегда гармоничное, финал отдаёт дешёвой мелодрамой и напоминает пародию на «Джейн Эйр» категории «С», но читал я с удовольствием.

И вообще весь сборник «У пределов мрака», в который включён этот роман, оказался неожиданно приятным и интригующим (хотя книжки Фландерса меня оставляют равнодушным, а похождения Гарри Диксона я и вовсе читать не могу).

ПС: Предисловие, если Вы вообще соберетесь его читать, лучше читать как послесловие, что совершенно справедливо отмечено предшествующим рецензентом

Оценка: 7
– [  1  ] +

Жан Рэй «У пределов мрака»

bvelvet, 3 января 2022 г. 18:23

Прекрасный текст, который несколько напоминает «Святого Иуду...» и — в отдельных эпизодах — «Мальпертюи». Я получил от чтения огромное удовольствие, но скорее исследовательского свойства: любопытно разбираться, что и как автор планировал сделать, что и почему у него не получилось, какие детали использованы в других произведениях, какие пропали впустую... Рэй соединил два сюжета — мистический и вполне рациональный, историю хтонической жути и историю преступлений. В общем, синтез не сработал, завершена только вторая линия, первая представлена в отдельных эпизодах. И довольно грустно наблюдать за тем, как автор пытается достичь уровня «Мальпертюи» — и терпит поражение. Поражений этих у Рэя очень много, но данная повесть и написана хорошо, и филологический интерес представляет, и сюрреализмом наполнена. Морские эпизоды здесь (в отличие от сочинений Дж. Фландерса) не производят впечатления «детских приключений». И ещё: я читал медленно — быстро этот текст, кажется, читать попросту нельзя.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дэвид Бишоф «Роковые кости»

bvelvet, 21 декабря 2021 г. 23:04

Очень веселая серия, которую не стоит сравнивать с РПГ-книжками К. Андерсона. В отличие от Андерсона, у которого речь идет о правилах игры, Бишоф повествует о Полимире, где правила в высшей степени сомнительны, а мифологическая «интрига» раскрывается в одном из первых эпизодов. Маги ведут борьбу за сохранение игрового поля, темные силы сражаются за власть, главные герои занимаются определениями своих ролей... Смешным этот цикл назвать нельзя, но безбашенность ему присуща. Характеры героев совершенно не прописаны, но это беда всех книжек Бишофа. Кажется, все остальные его книжки (по крайности, мною прочитанные) хуже этого милого, простоватого и пошловатого развлечения. Как ни странно, в романах, главный герой которых зовется Фартинг, шутки про пускание газов появляются лишь ближе к концу. Вроде бы и глупость несусветная, однако ж чувство меры и такта в каком-то смысле сохраняется. Если хочется почитать что-то вроде позднего Шекли, но более примитивное и в фэнтезийном антураже — к Бишофу можно обратиться)

Оценка: 7
– [  2  ] +

Энгус Уэллс «Гнев Ашара»

bvelvet, 16 сентября 2021 г. 20:21

Миру Трех Королевств угрожает опасность — Посланник темных сил объединяет северных варваров, и орда подступает к стенам могучих башен... Юному принцу предстоит опасная миссия... В общем, звучит весьма знакомо. Написано вполне прилично, характеры героев одномерны, если не сказать — примитивны, но узнаваемые персонажи вполне уместны в сюжете; дикарь Борс даже характером не обделен.

Конечно, сюжетные повороты предсказуемы, юный принц, который, вероятно, и должен спасти мир, взрослеет не по дням, а по часам, друзья и наставники на редкость понимающие и доброжелательные... В общем, патоки многовато, но читается не без увлечения (хотя я чтение дозировал...) Посмотрим, что будет в следующих частях трилогии

Оценка: 6
– [  0  ] +

Лорен Оливер «Неупокоенные»

bvelvet, 2 сентября 2021 г. 21:16

Написана книжка хорошо, голоса призраков и живых людей сплетаются в изысканном хоре, но ближе к середине уже сложно их всех различать — у каждого персонажа своя травма, свои переживания, свои страхи, которые нужно преодолеть... А кошмары прошлого на диво однообразны и описаны предельно рационально: отношения с детьми и родителями, примитивный фрейдизм, немного фобий из учебника психологии... Книжка и вправду меланхоличная — а точнее, тоскливая до жути.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Шон Томас «Холодные близнецы»

bvelvet, 2 сентября 2021 г. 21:11

Что важнее для женщины — дети или карьера? Для ответа на этот вопрос сочинитель нелепого опуса использовал весь арсенал дешевой мелодрамы и некоторые приемы готического романа. Но сделано все примитивно, как будто огонь творчества потушили шотландские туманы... Описания природы — единственное, что примиряло меня с этим чудовищным сочинением. К сожалению, их оказалось слишком мало, а герои вызывали такое раздражение, что книжку я дочитать не смог.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Джейсон Мотт «Исцеляющая»

bvelvet, 2 сентября 2021 г. 21:09

Милая и трогательная книжка про девочку-целительницу. Никакой мистики в привычном понимании здесь нет, перед нами мелодрама с элементами сверхъестественного, где самоубийство матери девочки куда важнее фантастических способностей и их чудесных проявлений. С психологией героев автор справляется, но сюжет не слишком сложен и не особенно оригинален. Мне было скучно об этом читать, я перелистывал страницы и в итоге книжку закрыл, заглянув в финал (слезливый и приторный до невозможности). Любители мелодрам на меня обидятся, но книжка-то издана в мистической серии...

Оценка: 5
– [  4  ] +

Магнус Флайт «Город тёмной магии»

bvelvet, 2 сентября 2021 г. 18:53

Нет, граждане, к литературе это не имеет решительно никакого отношения. Конечно, с литературностью все в порядке — есть героиня, помешанная на Бетховене, ее ученица — слепая чудо-девочка, сочиняющая симфонии в перерыве между чаем и игрой с милым лабрадором, куча сумасшедших исследователей, собравшихся в пражском дворце Лобковиц... Но автор, заставляющий своих героев носиться по Праге и сыпать историческими сведениями, совершенно лишен литературного дарования; убогая конспирология, которая должна объяснить «таинственные» самоубийства в Венеции и Праге, выглядит чудовищно, все герои неубедительны, финал с намеком на продолжение нелеп и смехотворен... Я уже не говорю о том, что знания о Праге М. Флайт явно почерпнул из дешевого путеводителя, никаких серьезных книжек не читал и попросту на убожество читателей положился. Мистикой в книге не пахнет — написана она на уровне худших «книг-загадок, книг-бестселлеров» из одноименной серии и место ей в мусорной корзине. Поставил бы единицу, но само обращение к истории семейства Лобковиц заслуживает хоть какого-то поощрения

Оценка: 3
– [  2  ] +

Марта Уэллс «Стихия огня»

bvelvet, 26 августа 2021 г. 20:24

Итак, что мы имеем: слабый король, проблемы с наследованием, дворцовый капитан — бывший любовник королевы и сводная сестра короля, она же Королева Воздуха и Тьмы. Как будто немало, хотя не так и много для объемного романа. Есть, впрочем, еще чародей-изгнанник...

Мне книжка понравилась — конечно, тут больше не кельтики, а дворцовых интриг и планов внутри планов. «Дюну», конечно, напоминает мало (хотя переводчик тот же и некоторые фразы и мизансцены показались знакомыми), но читается с увлечением и интересом, а образы центральных героев прописаны хорошо. Несомненны и недостатки — примитивные отрицательные персонажи, сомнительная мотивация главного злодея, наличие пары роялей в нужных кустах... Но если не ждать откровений — удовольствие практически гарантировано.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Том Арден «Танец Арлекина»

bvelvet, 11 августа 2021 г. 14:08

Хорошая, приятная книга — немного сестер Бронте, чуть-чуть Вальтера Скотта, кое-что из «Хроник Дерини» и пара занятных мифологических нюансов. Читается с интересом и удовольствием, но книжка старомодная и по-хорошему занудная, вроде романов, которые писала одна из героинь под псевдонимом «мисс Р.»

Персонажи для жанра традиционные: мальчик-калека, злобная тетка, таинственный мятежник, карлик-шут, мерзкий проповедник... Выписаны они без особых сюрпризов, но убедительно и достоверно

Магическая система поначалу показалась не вполне продуманной, постепенно из множества легенд вырисовывается более-менее внятный образ мира, и судьбы пяти рас становятся если не понятными, то интуитивно постижимыми. Конечно, великого прорыва от книги ждать не стоит, но повествование выстроено грамотно, придраться не к чему, перевод тоже на уровне. Если Вам нравится проза викторианской эпохи и против «Хроник Дерини» Вы ничего не имеете — стоит попробовать

Оценка: 7
– [  2  ] +

Джоэл Розенберг «Стражи пламени»

bvelvet, 9 августа 2021 г. 22:44

Кто бы мне сказал, что я с огромным удовольствием буду читать пять томов о похождениях попаданцев в фэнтезийном мире — ни за что бы не поверил. Однако ж — прочитал, и теперь требую продолжения банкета. Участники ролевой игры волей мастера-мага переносятся в иной мир, где должны выполнить некую задачу. А маг их вернет обратно... Но все идет не по плану, попаданцы существенно меняются, утрачивая одни качества и приобретая другие... Борьба с работорговлей и утверждение технического прогресса занимают немало места в книгах, но Розенберг не педалирует «американские ценности», герои у него мало напоминают персонажей, положим, Асприна или Сташеффа, да и книжки по-своему серьезнее. Видно, что «общечеловеческое» для автора важнее «национального», и хотя это ведет к некоторому преобладанию абстрактных размышлений, в целом приключенческий роман выглядит при наличии подобной системы ценностей очень даже приятно.

Персонажи тоже не подкачали — все попаданцы довольно занятно обрисованы, и конфликты «старых» и «новых» личностей убедительный и интересны. Очень обаятельный получился дракон-телепат.

Сюжет — здесь, конечно, Розенберг не блещет; и чудесных спасений многовато, и бессмысленных блужданий в четвертой и пятой книгах становится больше, чем нужно. Но общее обаяние примитивной, но честно, с душой сделанной работы — для меня несомненно. Хорошая фэнтезийная серия без чрезмерных претензий.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Патриция Маллен «Повелители камней»

bvelvet, 15 июля 2021 г. 15:09

Очень приятный роман, единственный недостаток которого — предсказуемый сюжет. Зато описания Пяти народов довольно убедительны, а в сюжет о борьбе злобных агрессоров (конечно, мечтающих об экономическом процветании) и поборников равенства втиснуто много оригинальных и неглупых мыслей. Шедевром на все времена книжка не является, но читается легко и с увлечением; герои симпатичные получились и прописаны хорошо. Я даже решил, что неплохо бы почитать еще что-нибудь за авторством П. Маллен, но с огорчением узнал о ее печальной судьбе... Роман, однако, на полке оставил, такие книжки можно (хотя и не обязательно) перечитывать...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Терри Сазерн «Чудо-христианин»

bvelvet, 11 июля 2021 г. 15:41

Замечательный короткий роман о великом человеке — мультимиллионере Г. Гранде, цель жизни которого — «задать людям жару». Мы наблюдаем за визитом Гранда к любимым тетушкам, а также узнаем о его «творческом пути». Блистательные абсурдистские главы сменяются в чудовищном и чудесном калейдоскопе. Машины, газеты, кино и театр, политика и туризм... Гранд успевал все и везде — но за внешним эпатажем скрыто стремление «сохранить основы», порушенные современной цивилизацией. Перед нами изящный оммаж литературе 18 века, которой Терри Сазерн вдохновлялся во всех своих лучших вещах (ярчайший пример — «Кэнди», вариация на тему «Кандида»). Фильм по мотивам книги проникнут духом 60-х, переполнен анархическим юмором, увлекателен — и конечно, сильно уступает цельному и продуманному роману.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Харви Джейкобс «Американский Голиаф»

bvelvet, 3 июня 2021 г. 17:15

Веселый роман о мошенниках и мошенничестве. В книжке много секса, веселых шуток и занятных мизансцен. Герои запоминающиеся, а то, что многие из этих людей существовали в реальности, придает роману особый шарм. И все же жизнь гораздо богаче вымысла — если речь идет о вымысле Джейкобса. Автор — далеко не Воннегут; есть стиль, но нет уникального опыта, есть талант, но нет оригинальной философии, есть юмор, но нет глубины... В общем, хорошая книжка, не более -и читал я восторженные отзывы с некоторым недоумением. Воннегут мог говорить простые вещи, но после примитивной фразы «Такие дела» в голове выстраивались сложнейшие построения. У Джейкобса такой фразы нет. Жизнь американская есть, типы занимательные есть, сюжет интересные есть. А вот чтобы из всего этого сделать великий роман — нужен другой писатель. Вместе с тем развлечение отменное, удовольствие читателю практически гарантировано. Чего же еще?

Оценка: 7
– [  6  ] +

Адам Нэвилл «Багрянец»

bvelvet, 30 мая 2021 г. 11:23

Очень увлекательный роман про Очень Древнее Зло. Конечно, любители творчества Невилла узнают многие темы и типы персонажей (это отмечено многими рецензентами) — но самоповторами это назвать нельзя, вдобавок книжка написана очень энергично и не дает заскучать и задуматься. Подземные обитатели омерзительны и кровожадны; мясо и кишки летят во все стороны, мне это показалось чрезмерным, но, как я заметил, другие читатели сочли, что «градус насилия» слабоват, так что не буду спорить. Конечно, очень занятно, что основное внимание уделяется героиням, проявляющим недюжинную силу и смекалку, однако сами страдания героинь выписаны несколько схематично (я, например, так и не понял, что за тяжелейшую травму скрывает прошлое Кэтрин, и почему прекращение отношений, в котором она отчасти сама и виновата, на протяжении десятилетия изводит героиню такой хронической жутью). Но опять-таки ладно; положим, это я такой черствый... К тому же образ Хелен выписан убедительнее.

Что до адептов зла, которые получают много разных бонусов за служение «красноте» — здесь Невилл, по-моему, недотянул; кто-то банально боится «красных», кто-то «рубится за бабки», а кому-то насилие доставляет несказанное удовольствие (этих, впрочем, меньшинство). Но прописаны все побудительные мотивы схематично. В финальных флэшбеках, когда речь заходит о причинах возвращения зла, Невилл пытается на эту тему рассуждать, но сводит все к банальной ревности. И само хтоническое зло — мерзкое, вопящее, прожорливое... Ну, что-то с ним немного не так... Это не Ктулху с Дагоном, побуждений которых смертным просто не понять, никакой это не макрокосм, а просто «черви земли»...

Умилительная забота о гибнущем Девоншире красной нитью проходит через весь роман; регион пребывает в упадке, непродуманные туристические проекты его только губят, а проблемы Девоншира журналисты и политики замалчивают. Только с фолк-хоррором у Невилла совсем не получилось, местные обряды (собственно, только одна сцена на ярмарке) выглядят чужеродным дополнением, эффектной вставкой в углу мозаики... За подлинной древностью Девоншира — это к другим авторам; Невилл, впрочем, этой цели и не ставил, он, как явствует из послесловия, погулял по местным холмам не без пользы. И роман сочинил

Впрочем, о главном источнике вдохновения писатель отчего-то умалчивает. История о Соуни Бине и его кровожадном племени давно стала народной, переведена она и на русский язык (автором этих строк), и в простых строках того рассказа есть жуть и смысл, которого недостает роману Невилла. Неизбежное уничтожение «старого уклада» порождает стремление к побегу — и к разрушению; итогом становится кровавая бойня...

Невилл написал неплохой и занимательный роман, но никакого «второго дна» в книге нет, как нет и глубины мысли; очень уж просто и даже предсказуемо... Не могу представить, что я буду перечитывать эту книгу — хотя один раз прочел, и прочел быстро

ПС: Кстати, прочитал несколько негативных суждений о переводе — но заметил, что ни один критик не привел ни единого примера. Напоминает это банальное сведение счетов, неведомых мне. Перевод нормальный, как и роман — не хуже и не лучше, чем в других книгах Невилла, которые тоже шедеврами назвать никак нельзя

Оценка: 7
– [  5  ] +

Грейди Хендрикс «Изгнание дьявола из моей лучшей подруги»

bvelvet, 28 мая 2021 г. 17:46

Девчачий роман ужасов — для девочек, видимо, в младших классах читавших Стайна, потом немного подросших, но, увы, не повзрослевших. Все эти романтические сопли про женскую дружбу меня (наверное, по гендерным причинам), не впечатлили. Социальная программа, которую предложил Хендрикс, не блещет оригинальностью: есть девочка, у которой в семье нелады (денег нет, папа какой-то ерундой вместо работы занимается, дома бомжатник...), и девочка внешне благополучная (папа брокер, мама ведет активную общественную жизнь, дома чистота и порядок). Вот про этих-то подруг нам и будут рассказывать — как они подружились, как им было весело вместе и как в их счастливую девчачью жизнь влез АЦКИЙ СОТОНА... В общем, до самого обряда я толком не дочитал. Жаль, что переводчик и составитель серии тратили время на такую ерунду — читается легко, слог выверен. Но не оставляет ощущение, что это литзапись хренового фильма из эпохи 80-х, которую немного разбавили актуальными размышлениями и в которую напихали очень много музыкальных вставок (совершенно излишних — большая часть названий песен и групп для характеристики эпохи не так и важны, а в сюжете роли практически не играют). Если все вышесказанное Вас не отпугнуло — читайте на здоровье, ничего дурного тут нет. Главная проблема, что, на мой вкус, нет и ничего хорошего...

Оценка: нет
– [  4  ] +

Джун Томсон «Метод Шерлока Холмса»

bvelvet, 8 мая 2021 г. 11:58

Нет, дорогие товарищи, так дело не пойдет. Это не дедукция и не расследование, а какая-то ересь... Загадки поистине идиотские. Зачем нищему алюминиевый полый костыль, догадаться можно, только прочитав название рассказа. Остальные преступники — такие же горемыки (далеко не все они — закоренелые злодеи), столкнувшиеся с «великим детективом», которому не надо ни думать, ни размышлять, ни строить гипотезы... Пробежался по следу — и мигом все раскрыл. Бегает Холмс много и быстро, он поистине неутомим.... Но помилуйте, где же тут удовольствие для читателя детективов? Это больше для любителей спортивной прозы про бег с препятствиями. А я лучше классические истории перечитаю.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Филип Дж. Карраэр «Шерлок Холмс возвращается в Лондон»

bvelvet, 8 мая 2021 г. 11:51

Очень приятный сборник, выделяющийся на фоне той серой и унылой мути, которой переполнена серия «свободных продолжений» холмсианы. В книге речь идет о происшествиях, расследованием которых занят «воскресший» Холмс после уничтожения Мориарти и возвращения в Лондон. В большинстве случаев преступника угадать легко, но автор умело расставляет акценты и добавляет детали, намекающие на другие расследования Холмса и другие тексты Дойла. Читатель «Траурного катафалка» получит немалое удовольствие, вспомнив «Исчезнувший экстренный поезд», а «Дело о злом духе» напоминает о спиритических расследованиях писателя. В общем, ничего нового, но легко и приятно; прекрасное «дорожное» чтение.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Джон Ширли «Демоны»

bvelvet, 2 мая 2021 г. 07:13

Чудовищная ересь про нашествие семи сортов демонов и борьбу с ними представителей Великого Тайного Общества. Есть, конечно, и радикальные сторонники демонизации... Демоны кровожадны, но сюжет настолько нелеп, что не знаешь, смеяться или плакать. Вторую часть романа, как бы отдельную, не осилил. Роман Ползущие, кстати, гораздо лучше этого

Оценка: 4
– [  1  ] +

Василий Головачёв «Двое в пустыне»

bvelvet, 2 мая 2021 г. 07:06

Единственный рассказ Головачёва, который мне понравился. Внятный, убедительный, эмоциональный. Гипотеза любопытна, и она работает на общую концепцию произведения. При этом рассказ довольно мрачный... Есть некоторые недостатки, сам кошмар можно было сделать эффектнее. Но общее впечатление положительное

Оценка: 7
– [  1  ] +

Джойс Кэрол Оутс «Одержимые»

bvelvet, 5 апреля 2021 г. 22:44

Прекрасная книжка — на мой взгляд, изрядно недооцененная. Оутс действительно уходит с территории привычной ей «южной готики» и создает страшные (а точнее — неприятные и пугающие рассказы) об окружающих нас фантомах. Во многих историях обыграны знакомые сюжеты: дом с привидениями, месть, кукольный домик... Но сделано это довольно тонко и убедительно. Например, в рассказе «День благодарения» весь ужас остается в подтексте, герой так и не осознает происходящего кошмара, а мы понимаем и героя, и участников драмы... В некоторых случаях Оутс обращается к научно-фантастическим темам — и в «Радиоастрономе» делает свою работу просто превосходно; это тревожный, волнующий, страшный рассказ — но причину своего страха читатель не может объяснить, она тщательно замаскирована в гротескных формах, которые принимает действительность.

Делится сборник на 4 части: призраки, месть, гендер и биология — это очень условные определения, но за неимением лучшего... Худшие рассказы — как раз те, где Оутс решает гендерные проблемы; но они не только в третьем разделе находятся — а с другой стороны, в том же третьем разделе есть дивный НФ-хоррор «Смена фазы». Манифест под названием «Мученичество» просто чудовищен и глуп до нелепости; с удовольствием бы вырвал эти страницы, но жаль книжку портить. Зачем подобную псевдо-феминистскую пропаганду нужно было втискивать в сборник гротескных страшных историй — это выше моего понимания.

На грани «гендерных» прочтений остается и рассказ про дом Блай — точнее, пересказ «Поворота винта» с новой и непривычной точки зрения. Несмотря на сексуальную нагрузку, текст получился интересный — но если бы Оутс обошлась тонкими намеками, вышло бы куда лучше.

Я не очень люблю сборники под редакцией Элен Датлоу (ей посвящена эта книга) — но рассказы Оутс в этих сборниках смотрятся вполне уместно, а под одной обложкой могут вызвать некоторое утомление. Я читал с перерывами — и удовольствие получил

Перевод чудовищен только в части имен и названий (там даже «Ховард Ловеркрафт» есть), но в остальном вполне пристоен — Оутс не слишком простой автор, но со многими трудностями переводчица справилась

Оценка: нет
– [  11  ] +

Джон Краули «Эгипет»

bvelvet, 28 марта 2021 г. 14:46

Осилил 250 страниц — и прекратил издевательство над собой...

Бывает, что книги создаются ради сюжета — он может быть новым или увлекательным, оригинальным или забавным... Но читатель за ним с восторгом следит. К книге Краули это не относится: событий в ней почти нет, а те, что есть, не особенно занимательны.

Бывает, что книги создаются ради изложения некой идеи — которая тоже может быть новой или оригинальной, может вызвать протест или согласие, навести на размышления. В «Эгипте» идея есть, но она, как бы это сказать, не поражает новизной и глубиной: единой истории нет, история у каждого своя, помимо Египта, существует Эгипет, да и вообще прошлое недостоверно. Как мне кажется, подобные основы нарратологии в 1980-х излагали многократно — и куда убедительнее и увлекательнее.

Бывает, что автор упивается стилем, и читатель с таким же упоением следует за сочинителем. Но стиль Краули — это такой усредненный английский роман последней трети ХХ века, нет в нем никаких откровений. Гарольду Блуму, судя по надписи на обложке, очень понравилось — и можно его понять: гладко, чисто, порядочек... Но ничего оригинального и удивительного мы в стилистике текста не отыщем.

В общем, можно перечислять и дальше: провокации, фантазии и т.д. в литературе могут служить основами для создания великого текста. Но у Краули ничего подобного нет: бесконечное повествование, лишенное внутренней энергетики, ловко скроенное и гладко выписанное. Среднестатистический постмодернизм какой-то. Герои? Характеры? Сюжетные находки? Нет, за этим не сюда. В «Маленьком, большом» оправданием подобной техники служит стилизация. В «Эгипте» нет и этого оправдания. Читать книжку можно — можно и получать удовольствие, какое получал от чтения Петрушка в «Мертвых душах». Но я вспомнил ранние книжки Краули, прекрасные, мудрые, любимые — и захлопнул этот том, не добравшись до середины

Оценка: нет
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Район Змеи»

bvelvet, 8 марта 2021 г. 18:22

Потенциально интересный роман о замкнутом мире, в котором люди сосуществуют с разумными насекомыми, о мести и переменах, о заговорах и интригах...

Насекомые описаны убедительно, героиня вызывает сопереживание, боевые сцены сделаны порой очень хорошо...

Но несмотря на все это, роман мне не понравился, и дочитал я его с большим трудом.

Во-первых, Черри во романах об Альянсе постоянно использует одни и те же сюжетные ходы (например, бегство уцелевшего героя/героини в обиталище Чужих и планирование мести — это в «Угасающем солнце», кажется, было). И никакого нового качества эти однообразные сюжетные ходы не привносят

Во-вторых, книга просто вторична — клановые интриги списаны с «Дюны», некоторые приемы описания цивилизации насекомых — из «Зеленого мозга». И там, где Герберт был велик, крут и оригинален — Черри остается старательной, опытной и посредственной ремесленницей.

В-третьих, сама интрига не очень цепляет; замкнутый мир обречен, изменения неизбежны, катализатором может стать кто угодно...

Нет, повторюсь, книжка прилично написана — и любители ксенофантастических сюжетов непременно найдут здесь немало поводов для размышлений. Но — не для меня...

Оценка: 6
– [  8  ] +

Джек Уильямсон «Возрождение Земли»

bvelvet, 6 марта 2021 г. 19:15

Замечательный роман, своего рода подведение итогов всей истории НФ ХХ века. Многие мотивы узнаваемы, тональность напоминает то Саймака, то Азимова, то Андерсона. Сюжеты: бессмертие, клоны, гибель Земли, вторжение и многое, многое другое...

Старой Земли больше нет, на Луне уцелела станция, на которой — клоны, роботы и голограммы людей. И цель существования станции — возродить Землю. Клоны появляются снова и снова, снова и снова пытаются воссоздать мир, о котором им рассказывают голографические учителя. Но сами они принадлежат уже другому миру...

Уильямсон создал очень убедительную хронику «упадка и возрождения», умело избежав многих ловушек. Конечно, прописать характеры в таком масштабном полотне трудно — но писатель справился, и некоторые герои предстают полнокровными, реальными — как ни парадоксально, живыми. А сюжетные ходы из палп-литературы умело вписаны в общий контекст.

Думаю, значительная доля привлекательности этого романа — в ностальгическом настроении автора и читателя. Но Уильямсон прячет ностальгию, предлагая динамичный, подчас напряженный сюжет (да, клоны будут воссозданы — но они кажутся смертными существами, которым мы сопереживаем...) В общем, думаю, любителей современной НФ и актуальной повестки дня книга не заинтересует. Уильямсон был слишком стар и опытен, чтобы заниматься «актуальной повесткой». Он подводил итоги — и подвел их великолепно. Мастер...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Пьер Бетанкур «Страна навозников и другие путешествия»

bvelvet, 22 января 2021 г. 16:09

Забавная смесь Свифта и Хармса. Больше всего похоже на «Незримые города» Итало Кальвино (правда, автор немного «съехал» на почве эротики и секса). Великолепный, как всегда, перевод Лапицкого. Книжка необязательная (если Вы прочли Кальвино, то наверняка уже все это знаете; если прочли Свифта — наверняка умеете так же мрачно смеяться, а если прочли Хармса — то об абсурде Вам известно вполне достаточно), но очень увлекательная — если тут уместно слово «увлекательный». Автор прекрасно продолжает традиции французского либертинажа; занятно соотносится эта книжка с работами другого экзотического сочинителя — П. Клоссовски (которого тоже перевел на русский В. Лапицкий). В общем, приятного чтения — и многочисленные монстры, которых так увлекательно живописует автор, наверняка Вас заинтригуют...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Дэвид Митчелл «Голодный дом»

bvelvet, 21 января 2021 г. 14:58

Прекрасный сценарий для голливудского фильма — примитивные персонажи, картонные злодеи, могучие сверхсилы и феерическая развязка.

Книгой эту литзапись назвать сложно — снова и снова повторяются одни и те же приемы. Особенно добило волшебное средство под названием «обалдин»... И идиотизм злодеев поражает. Финал вообще полон таких откровений, что оторопь берет. Если воображать сцены из фильма — вечер скоротать можно вполне. Еще меня выбесили похвалы известных и неизвестных писателей (6 страниц мелкого шрифта в начале книги!) — и попытки автора продемонстрировать свою невероятную крутизну с помощью отсылок к предшествующим книгам. Эти отсылки перечислены переводчицей в комментариях — и абсолютно бессмысленны, потому как ничего к происходящему не добавляют (да и что тут можно добавить?) Нет, все-таки «интеллектуальные бестселлеры» — какая-то особая ниша для особых читателей, мне, судя по всему, подобных авторов следует избегать как огня

Оценка: 5
– [  0  ] +

Пирс Энтони «Расколотая бесконечность»

bvelvet, 20 января 2021 г. 12:46

Очень увлекательная и совершенно бессмысленная книжка. Нагромождение приключений в духе палп-фикшн 1930-х, немного эротики, обилие боевых сцен и спортивных состязаний... На фоне ранних книг Энтони, с их неистощимой сюжетной изобретательностью, замечательными идеями и фантастическими допущениями — смотрится очень убого. Зато читается — легче легкого, не оторваться. Не думаешь при чтении о том, что герои картонные, сюжетные ходы примитивные, много повторов, а многие важные детали не прописаны. Да ни о чем, в общем, не думаешь... Жаль, что изначальный творческий потенциал у Энтони так быстро сменился коммерческим. Надеюсь, хотя бы денег он этим заработал прилично.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Грэм Мастертон «Жертвоприношение»

bvelvet, 6 января 2021 г. 18:21

Интересная попытка продолжить «Сны в ведьмином доме» Лавкрафта. Мастертон использовал сюжетный потенциал оригинальной истории — потенциал этот невелик (с точки зрения фабульных ходов), но исключительно богат с точки зрения идей (и проклятый дом, и неэвклидова геометрия, и вторжение Древних, и перемещения во времени...) Конечно, многие из этих идей стоило бы развернуть в отдельных текстах, представив весь потенциал с «современной», так сказать, точки зрения — особенно это касается пространственно-временных и исторических теорий... Но автор попытался сохранить цельность оригинала, разрабатывая все идеи параллельно. И ему пришлось ограничиться одним домом, который не зря считается средоточием зла, и одним героем, который приезжает этот дом ремонтировать...

Несмотря на внешнее сходство с «Сиянием» Кинга, роман Мастертона — из иной вселенной и иной литературной традиции. Психология тут отступает на второй план (отношения с женой и сыном), а нездешние твари и их проникновение в наш мир — вот этому уделяется куда больше внимания. Но Мастертон и на Ламли похож мало; никакого супербоевика ждать не стоит, конфликт локальный и разрешается он (если это можно назвать разрешением...) довольно быстро. К финалу автор начинает путаться во множестве своих и — прежде всего — чужих теорий, но марку держит, и если и выкатывает рояли из кустов, то делает это очень изящно. Хороший писатель, вполне достойного уровня книжки выдает. Я, признаться, читал далеко не все, вот и «Жертвоприношение» только в русском переводе (отличном, как мне показалось) прочел. Удовольствие получил, захотелось и «Сны в ведьмином доме» перечитать, и еще что-нибудь подобное отыскать... Очень редко авторы занимаются не переосмыслением и не копированием, а именно дополнением тех сюжетов и мотивов, которые определяют общую структуру «мифов Ктулху». Конечно, структура выглядит размытой, а роман — поверхностным и развлекательным. Но — очень было приятно и местами даже жутковато.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Уильям Гэсс «Картезианская соната»

bvelvet, 14 декабря 2020 г. 16:28

Просто бред, по-моему. Набор слов — бессодержательных и пустых. Помнится, какие-то физиологические подробности возникали — больше ничего в голове не остается после прочитанного. Худшая книжка, попавшаяся мне в серии «Мастера». А ведь аннотация какая завлекательная — классик постмодернизма, новое слово, пятое-десятое... Почитаешь — и поневоле подумаешь: может, ну их, эти новые слова? Однако вижу в сети много восторгов по поводу прозы Гэсса — и удивляюсь... Неужели для первого знакомства с автором выбрана неудачная книга? Так он всего 4 и написал... Может, перевод настолько дурен? Да нет, шероховатостей не видно, нормальный перевод, кажется... Или я не дорос до гениальности американских постмодернистов? Вроде читал многих — а такое отвращение вызвал разве что Гэсс, да еще Пол Теру, пожалуй... Осилил только первые два рассказа, и то с большим трудом

Оценка: 3
– [  0  ] +

Линда Джейвин «Роковые девчонки из открытого космоса»

bvelvet, 12 декабря 2020 г. 21:51

Забавный закос под Дугласа Адамса — но, конечно, на расстоянии во много световых лет от «Путеводителя...» Шутки есть смешные, есть пошлые, рок-культура обыграна поверхностно, на уровне названий групп и цитат из песен, сами инопланетянки нелепы... В той же серии выходили «Добрые феечки Нью-Йорка» М. Миллара — по сюжету похоже, а исполнение куда приятнее и веселее. Впрочем, под настроение книгу Джейвин вполне можно прочитать

Оценка: 6
– [  6  ] +

Грег Ф. Гифьюн «Сезон крови»

bvelvet, 6 декабря 2020 г. 17:51

Роман ужасов, сюжет которого основан на детских страхах, обычно вызывает изрядный интерес. Особенно если от детских страхов мы переходим к взрослым и если взрослым героям нужно понять и преодолеть страх, справиться с внутренними демонами и избавиться от зла... Разумеется, такой роман будет выстроен нелинейно, и «детские» эпизоды станут контрастом — или дополнением — к эпизодам взрослым.

Но это в теории...

А на практике. Есть четыре классических лузера, которые видят причину своих бед в гибели пятого, вожака и героя. Потом один из лузеров совершает самоубийство и выясняется, что жил помянутый неудачник двойной — а может, и тройной — жизнью. Только вот в чем эта жизнь заключалась? и как она связана с детскими впечатлениями? Уцелевшие лузеры решают во всем разобраться — а они вдобавок замучены безденежьем, одиночеством и кризисом среднего возраста...

Проблема в том, что ни одно ружье в книге не стреляет как следует — в лучшем случае взрывается в руках у того, кто нажимает на курок. Как можно было бы распорядиться историей гибели Томми! А Гифьюн буквально вышвырнул эту историю, свел к случайному совпадению. Отношения героя с женой, Мамка Тутс, истории жертв... Всем этим Гифьюн не воспользовался. А о том, что он использовал, и говорить не стоит — герои не вызывают ни интереса, ни сочувствия, только недоумение. Я не поклонник поздних и зрелых романов Кинга, но можно представить, как бы мэтр разобрался с подобным сюжетом — вышло бы по крайности читабельно

Я с большим удивлением читал хвалебные отзывы о книге. Дело ведь не в теме, сюжете и образах. Роман с технической точки зрения просто бездарно сделан; мне было обидно за переводчицу, потратившую на него свое время, и за издателей, выпустивших книгу.

А впрочем... о чем тут долго рассуждать? Выражаясь словами героев книги:

«это,***, дерьмовый роман».

Выкинуть и забыть

Оценка: 4
– [  9  ] +

Лэрд Баррон «Инициация»

bvelvet, 4 декабря 2020 г. 14:42

Аннотация обещала историю погружения в безумия, медленный распад личности, галлюцинации и припадки... Дряхлеющий геолог сходит с ума и в предсмертных видениях обнаруживает, что его мир совсем не такой, как кажется...

Ничего этого, по сути, в книге нет. Я сильно ошибся — и прочитал один из лучших романов ужасов, которые за последние годы издавались на русском. Конечно, роман этот — вызывающе немодный, а с точки зрения «гендерного баланса» и вовсе запредельно архаичен. Но в целом культ Великой Матери всегда остается на заднем плане повествования — а культ этот с точки зрения мужчин всегда выглядел зловеще. Баррон генерирует страхи не в сознании герои, а во враждебном внешнем окружении; конечно, образ жены Мельника — поистине кошмарен, странно, что многие этого не замечают. И вообще женские образы иногда гораздо страшнее чудовищ под масками людей, разного мерзкого отродья, выползающего из дверей в стволах деревьев, карликов, обитающих в пещерах — и прочей сказочной атрибутики, отсылающей к архаичным верованиям.

Поначалу книга кажется собранием рассказов на близкие темы, условно связанных и подогнанных под рамку романа. Баррон рассказами и повестями известен, романов написал только два — и структура этого романа сложнее, чем может показаться. Вязкое ощущение ужаса возникает постепенно — и выглядит куда убедительнее, чем у Лиготти, положим. Но сравнения с Лавкрафтом и Мейченом не должны обмануть читателей — книга написана в ином ключе и той глубины осмысления мифологического материала, которой добивался Мейчен, у Баррона искать не стоит. Антропология подчас выглядит весьма сомнительно, а связь геологических и антропологических выкладок скорее намечена, чем воплощена в тексте. Неувязка возникает и с Великими Древними: если у Лавкрафта силы макрокосма вызывают ужас, то Баррону приходится изобретать разные физиологические приемы для возбуждения страха — иначе несопоставимость сил людей и их противников уничтожает всякое напряжение. Как с этим бороться, скажите на милость? Вопрос риторический — и ужас, как во многих пост-лавкрафтианских романах (в «Странных эонах» Блоха, к примеру) сменяется недоумением

Некоторые сюжетные условности были отмечены другими рецензентами: Мельник на девятом десятке демонстрирует молодую прыть, секретных агентов становится так много, что они перестают быть сколько-нибудь секретными; роли посредников совершенно непонятны и т.д.... Но книга интригует — и читается с огромным удовольствием. Не знаю, когда я соберусь ее перечитать — но на полке оставил рядом с «Церемониями»; больше ни одна книга из серии «Мастера ужасов» такой чести пока не удостоилась

Оценка: 8
– [  1  ] +

Николай Фробениус «Адская притча»

bvelvet, 26 ноября 2020 г. 16:26

Аннотация не совсем правдива — в коротком романе соединяются сразу три сюжета: о сходящем с ума студенте, о городе грез Сведенборга и о безумии насилия и диктатуры. Все по отдельности очень фрагментарно, некоторые страницы яркие и эффектные, но много и схематичных, никак не цепляющих описаний (вроде конспекта биографии Сведенборга или портрета диктатора). Но все вместе производит более цельное впечатление, особенно если прочитать Сведенборга и окунуться в историю анархизма и фашизма (вроде бы второй план романа, но очень важный). В целом мне книга понравилась гораздо больше, чем «Каталог Латура», а схематизм и упрощенность трактовок я склонен списать на молодость автора. Так что любителям постмодернистской прозы рекомендую.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Дэвид Гарнетт «Женщина-лисица»

bvelvet, 4 ноября 2020 г. 22:52

Одна из самых удивительных книг 1920-х годов — хотя удивительных и оригинальных книг в те времена выходило немало.

Казалось, бы превратилась женщина в лисицу... Муж был очень удивлен, а потом...

Привет «Метаморфозам» и китайским оборотням... Да и басню из этого можно неплохую скроить...

Но Гарнетта эти возможности не слишком интересовали — он над ними даже иронизирует в тексте. Нельзя свести эту историю к аллегории, мистике или экологическому роману... конечно, все здесь — про мужчин и женщин. Но очень уж изысканно и откровенно сделано, задевает за живое!

Как ни странно, идея повести пришла в голову писателю, когда они с женой...как бы поделикатнее... увлеченно проводили время на природе. А потом Рэй Гарнетт сделала прекрасные гравюры к книге мужа (в русском издании воспроизведена только одна из них). А ведь могла бы обидеться... Мудрая была, видимо, женщина. Мудрости добавит и читателям эта небольшая книга, которая читается легко, но подобно лучшим произведениям в жанре фэнтези, наводит на самые серьезные размышления.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Александр Рубан «Русский Марс»

bvelvet, 3 ноября 2020 г. 17:19

Книжка не смешная, не увлекательная, не оригинальная, не динамичная...

Концепция православного Марса реализована неинтересно; это не юмор и не сатира, а упражнение на тему. Герои — схематичны, сюжет — развивается скачкообразно, фантастические ходы... Я привык к фантастике Штерна, искрометной и насыщенной, здесь идеи размыты и как будто повисают в воздухе. Для 90-х книжка вполне нормальная, но книжка из тех, которые остались в своем времени. Бушков, положим, на сходные темы писал — но куда живее и интереснее; а насчет идеологии — иногда хорошие книжки получаются и на основе «плохих» идей. Здесь идея недурна (Рюрикович на Марсе), а книжка такова, что читать почти невозможно.

Конечно, написано очень хорошо, стилистически эффектно (хотя стиль и не выдержан — достаточно посмотреть на непоследовательность в употреблении местоимений «сей» и «оный», да и прочих архаизмов). Скучно... Рекомендовать кому-либо — затрудняюсь

Оценка: 4
– [  2  ] +

Рональд Четвинд-Хейс «Потерпевший крушение»

bvelvet, 23 октября 2020 г. 21:25

Прелесть этого рассказа — не в описании инопланетного монстра; в конце концов, Четвинд-Хейс мог бы придумать другое воплощение зла и кем-то заменить инопланетянина (рассказ написан для тематической антологии, и в развитии темы заметна некоторая принужденность).Можно, конечно, назвать эту историю эротическим хоррором, но и не в эротике здесь дело. Все удовольствие — в описании людей и их столкновения с монстром. Люди, которым вроде бы полагается сочувствовать, изображены... В общем, с циничной усмешкой изображены. А по этой части Четвинд-Хейс поднаторел. Вышло блестяще — я несколько раз хохотал в голос, удовольствие получил и от рассказа, и от процесса перевода. А что смех выходит с оттенком горечи — тоже правда.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Януш Гловацкий «Из головы»

bvelvet, 14 октября 2020 г. 20:16

Прочитал книгу Гловацкого. И уже два дня не могу читать ничего другого. Ассоциации с Довлатовым напрашиваются: эмигрант, непризнанный гений, циник с неустроенной личной жизнью... Но Гловацкий серьезнее — и, как ни странно, откровеннее. В книгах Довлатова сказовая интонация перекрывает все пути к отступлению, к человеческим чувствам, к добру и состраданию. В этих мемуарах — искренние человеческие чувства, наивные и подчас ограниченные, оказываются сильнее циничных деклараций и забавных баек о политике, литературе, водке и театре... Самая сильная сцена — это открытие мемориала в Едвабне (апологеты великой Польши могут почитать в сети о чудовищном уничтожении людей; мне было близко и понятно все написанное, поскольку в родной Тверской области в Медном тоже «непризнанный» мемориал есть...) И когда герой стоит на продуваемом всеми ветрами пустыре, слушает протяжную песню кантора, которую заглушает диско-музыка, включенная «добрыми поселянами» — можно повторить за ним: «Мне было стыдно, что я человек». Еще в книге есть потрясающая, пронзительная глава о матери — и множество веселых историй, которые будут интересны всем, кто занимается культурой ХХ века. «Замарашка» Гловацкого — прекрасная пьеса, недаром в ней играли (или хотели сыграть) великие актеры Кевин Клайн, Уильям Херт, Кристофер Уокен. И о постановке пьесы, освистанной в Польше, автор пишет подробно и с удовольствием. Литературные суждения Гловацкого тоже интересны и заслуживают серьезного внимания. Но все же предпоследняя глава — о Ежи Косинском — показалась мне чрезмерно жестокой... Нет, не совсем так — она написана с сочувствием и искренним пониманием. Но все равно — следовало бы найти другие слова и средства описания. Однако ж — что сказано, то сказано. «Раскрашенная птица» все равно в литературе останется, как и «Замарашка», и «Антигона в Нью-Йорке». А «русские» главы книги... Скажем так, они есть — и пусть будут. Мне они показались несправедливыми — но разве справедливо то, что случилось с Косинским? То, что произошло в Едвабне? То, что творится со всеми нами — с теми, кого называют людьми и кто подчас совершает бесчеловечные поступки? Очень сильная и откровенная книга.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Джо Холдеман «Миры»

bvelvet, 18 сентября 2020 г. 20:11

Давно не читал такого... Как бы это сказать... Нет, не подберу определения

Вот начинается первый том — речь идет о нескольких орбитальных станциях и матушке-Земле. Конечно, старушка Земля — скорее мачеха, отношения с Мирами напряженные. Но дело не в этом. В каждой главе Холдеман начинает увлеченно рассуждать о том, что его интересует — чтобы в следующей главе перескочить на смежную тему и развивать повествование дальше. Материнство, менструация, изнасилование, экономика, политика, сельское хозяйство — в самых разных вариациях темы сменяют друг друга, а ошалевший читатель следит за тем, как автор входит в раж и лихо перескакивает с пятого на десятое. К середине книги я начал понимать, что так продолжаться не может — и действительно, в финале первого тома автор приготовил нам СЮРПРИЗ. Неожиданно происходит большой ТА-РА-РА-БУМ!!!! И действие развивается уже по двум сюжетным линиям: одна связана со звездным ковчегом, другая с выживанием. Честно говоря, это уже поскучнее. К третьему тому роман приобрел черты мексиканского сериала: шведская семья-звездная семья — полигамия... А еще, помимо новоявленных родственников, и... Нет, умолкаю, а то спойлер будет.

Дочитываю не без интереса — сериалы я не смотрю, а иногда чего-то похожего хочется. Однако ж на литературу это не тянет никак. Громокипящее чтиво какое-то.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Аллен Стил «Итерации Иерихона»

bvelvet, 1 августа 2020 г. 14:17

Увлекательный роман, в котором пересекается сразу несколько тематических линий, в разной степени удачных и продуманных.

1. Перспективы консервативных ценностей в Америке. Здесь все серьезно и жестоко, очень актуально и наводит на мысли. Конечно, о диктатуре в Америке написано много, написано хорошо и интересно, но Стил, по-моему, некоторые важные вещи уловил и о начала ХХI века рассказал — полицейский произвол, природные катаклизмы и политиканы, столкновения полиции с внутренними войсками...

2. Развитие искусственного интеллекта. К сожалению, тема разработана слабо, сам ИИ выходит на сцену ближе к концу романа и глубиной мысли не поражает, как и научные изыскания, описанные в книге...

3. Детектив. Расследования как такового нет, злодеи известны сразу же, но ведут они себя с главным героем как полные идиоты. Удивительно, как подобным дебилам удалось разработать сложнейший заговор.

4. Линия главного героя — человека близкого будущего, который после землетрясения лишился семьи, работы, спокойствия... Но пишет Великий Американский Роман. Здесь Стил иронизирует над собой, все написанное о главном герое, конечно, вторично, но вполне убедительно.

В общем, перечитывать эту историю о таинственной дискете и государственных преступниках я вряд ли буду, но один раз прочесть рекомендую, хотя классикой киберпанка назвать никак нельзя — простоват роман.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Максим Кабир «Скелеты»

bvelvet, 31 июля 2020 г. 11:30

Что ж, «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать...» Ничуть не хуже Литтла и, на мой взгляд, гораздо лучше Лаймона. Большое Зло пришло в маленький город... И если у бодрых американцев Большое Зло выскакивает, как чертик из табакерки, сильно удивив главного героя, потом сжирает полгорода, а потом уцелевшие кооперируются и загоняют это самое зло обратно, то М. Кабир подходит к делу основательнее. Герой будет размышлять и вспоминать, а Большое Зло — притворяться маленьким и тянуть свои липкие щупальца к обитателям шахтерского городка (кстати, с его размерами вышла незадача — примерно как в «Твин Пиксе»: живет в городе 20000 человек, а уж больно много всего в этом поселении умещается. Но будем считать, что это специфика шахтерского города...)

В общем, предшествующие рецензенты высказали немало верных замечаний: и главные герои слишком уж приторно-правильные, и многие персонажи неведомо зачем в романе появляются, и сцены с вторжением Большого Зла в жизни разных обитателей Варшавцева явно придуманы, чтобы добавить объема и продемонстрировать изрядную фантазию сочинителя...

Но главное — неистребимое ощущение вторичности происходящего. Мы все это уже читали, БЗ уже приходило в МГ много раз — и явится еще... Зачем было создавать стотысячную версию этого сюжета, в которой новы только имена и некоторые незначительные нюансы. Смешной оммаж классику жанра порадовал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Брэдбери «Что-то страшное грядет»)
, но это сделано слишком уж нарочито

Сама идея со скелетами превосходна — обыграть мотив «скелетов в шкафу», соединив его с «болезнью роста». Но увы, именно это — единственное! — у Кабира совсем не получилось, не справился он со сложной задачей, хотя преуспел во всем остальном.

Книжку я прочитал очень быстро, она динамична и превосходно написана; идеальное чтение для долгого путешествия в поезде. Только вот пандемия сейчас, и поехать-то толком некуда... Если бы оценивал с точки зрения чтения в транспорте, поставил бы 8; но как литература, в том числе и как литература ужасов — 6

Оценка: 6
– [  1  ] +

Магдалена Тулли «Сны и камни»

bvelvet, 29 июля 2020 г. 22:06

Этот короткий (96 страниц) роман — история воображаемого города. Но город в книге Тулли — не правители и герои, не стены и дома, а некая общность, историю которой можно написать, отказавшись от рассказа об индивидах. Критики находили в романе политические и исторические аллегории, религиозные и научные теории, но важнее всего — эффектная и серьезная проза, в которой немало фантастических элементов. Читается непросто, но с удовольствием. Конечно, текст не вполне самостоятелен — знакомство с книгами Итало Кальвино («Невидимые города») и Жоржа Перека («Просто пространства») поможет в полной мере оценить замысел. Русский перевод, как мне говорили польские коллеги, очень точно передает особенности книги.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Павел Хюлле «Мерседес-бенц. Из писем к Грабалу»

bvelvet, 2 июля 2020 г. 09:29

Великолепная проза — один абзац на 150 страниц, предложения по 3-4 страницы, а читается — не оторвешься. При этом я не автомобилист, и рассказы об автомобилях, которыми главный герой развлекают очаровательную инструкторшу, меня должны были оставить равнодушными. Однако ж... Блестящее изложение семейной истории,иногда чрезмерно мелодраматичное, но как всегда у Хюлле, изящное и глубокое. Особенно сильное впечатление производит сцена со сносом советского памятника, в которой дается убедительное описание двойственных чувств, которые поляки испытывают к СССР и России. Эти автомобильные гудки, в которых слышится сомнение и нерешительность, меня еще долго преследовали.

Любителям хорошей литературы — настоятельно рекомендуется.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Теодор Рошак «Киномания»

bvelvet, 22 июня 2020 г. 21:26

Почему меня так взбесила эта книжка?

Дело, наверное, не в композиции — в каждой главе нас ждет очередной диалог на конспирологическую тему со множеством откровений. Когда механику построения понимаешь, становится скучно.

Дело не в литературной слабости — Рошак сконструировал свой роман, как мог бы сконструировать летательный аппарат инженер-миниатюрист: вроде все детали на месте, всего много, но под тяжестью множества деталей никак не взлетает машинка... Горы информации остаются на периферии сюжета, а камео классиков (Орсон Уэллс, к примеру, появляется) сделаны так топорно, что ничего к портретам не добавляют.

Дело не в отсутствии характеров — эти условные марионетки не производят впечатления. Например, Клэр, которая должна воплощать любовь к кино и магию кино — а выглядит как самый занудный из занудных киноведов. И ни в какую любовь не веришь, а сентенции вызывают зевоту, как и обсуждения Ренуара и Уэллса — высоколобые и скучные.

Дело не в модной тематике — катаров, тамплиеров, розенкрейцеров и альбигойцев стало слишком много, и чтобы привлечь интерес к теме, надо придумать что-то получше. Тем более что «эффектный» финал давно (точнее, лет шесть назад) устарел — те, кому любопытно, почему, могут заглянуть в соответствующие главы.

А все дело в том, что я люблю кино. И кино — это то, что нельзя пересказать словами. Половина книги Рошака — пересказы фильмов, примитивные, «киноведческие», просто нелепые. Магии в них нет ни на грош. Магия — это когда Орсон Уэллс роняет стеклянный шар и шепчет: «Бутон розы». И не надо рассказывать про катаров и тайных советчиков. Уэллс это сыграл — и волшебство осталось.

А этой старательной, ладно скроенной (ведь долистал же я до конца) и пустой поделке — место в макулатуре.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Артуро Перес-Реверте «Фалько»

bvelvet, 17 июня 2020 г. 22:01

Перес-Реверте, мне кажется, всегда мечтал написать роман от лица абсолютного, запредельного мерзавца. Подступы к теме и наброски можно отыскать в «Терпеливом снайпере», «Королеве Юга», даже в «Гусаре». Но все-таки доселе замечательный писатель находил какие-то оправдания своим персонажам, объясняя их поведение и придавая им человеческий облик. И сопереживание героям было гораздо важнее оценки их нравственных качеств. Главный герой «Фалько» — конченая мразь, предатель, запредельный эгоист, ублюдок... И автор не ищет ему оправданий — отсюда спокойный, ровный, констатирующий тон повествования.

Конечно, Фалько — не фашист, агент работает за зарплату, убивает и унижает без удовольствия, даже трахается, извините, по долгу службы. Но от этого становится только хуже... В общем, шедевр отвращения — читать было очень неприятно.

Перес-Реверте добился поставленной цели — но лучше бы он продолжал писать про благородных, искренних, заблуждающихся, наивных людей...

Оценка: нет
– [  2  ] +

Стив Кокейн «Странники и Островитяне»

bvelvet, 10 июня 2020 г. 00:00

Очень милая, не хватающая с неба звезд, увлекательная — и совершенно необязательная книга. Я, честно говоря, ожидал что-то вроде Блейлока; но книга написана о мире, где нет уютных приключений, а есть переплетения сюжетных линий, напомнившие мне, как ни странно, замечательный цикл Мика Фаррена о Ковбоях ДНК (несколько сюжетных линий, герои, существующие в разных стихиях, сложные взаимодействия и искаженная логика...) Постепенно логика проясняется, но никаких откровений Кокейн читателям не предлагает и остается следить за похождениями мальчика, мага и реставратора... На обложке почему-то роман назван классическим фэнтези; перевод меня сильно впечатлил, до сих пор помню: «Волшебник хрюкнул», «Обеспокоенная морда сопела...» Увы, безбашенной иронии Фаррена в «Странниках и Островитянах» нет, а сама мифология, обозначенная в заглавии, довольно примитивна — соответствующая легенда никак не тянет на полноценный космогонический миф, хотя притча вполне недурная. Перечитывать буду вряд ли, один раз прочел не без удовольствия.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Теофиль Готье «Роман о мумии»

bvelvet, 2 июня 2020 г. 22:28

Трэш и угар. Египтяне с коромыслами, частные бассейны и гинекеи фараона, лиры, на которых наигрывают оркестры из наложниц... Воля ваша, а никакого отношения к культуре Востока этот бред не имеет. Череда красивых слов, выхваченных из разных книжек, и бессмысленных картин, среди которых теряется любовь дамы из жреческого сословия к иудею, а также бегство из Египта... В общем, такой ерунды не читал давно, даже с композиционной точки зрения сделан роман отвратительно: огромный пролог — находка рукописи — потом «перевод» этой рукописи (правда, о повествовании от первого лица и с точки зрения героини автор и не вспоминает, увлекшись наблюдениями за гладиаторами и евнухами...) Если бывают идиотские позднеромантические тексты, то перед нами один из них.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Эдуард Шюре «Жрица Изиды»

bvelvet, 2 июня 2020 г. 22:23

Художественное изложение идей, с которыми уже знакомы читатели «Великих посвященных» того же автора. Единство религий, высшие сущности, таинственные силы, герметическая мудрость... Любителям Блаватской вполне подойдет, чтобы скоротать вечерок. Но ничего нового в книжке нет — разве что фоном избрано извержение Везувия. Некий литературный аналог картины Брюллова (даже классическая композиция есть), только теософию во времена Брюллова еще не сочинили. Мне книжки Блаватской кажутся занимательными, так что и Шюре был недурен... Но не более.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Альфредо Конде «Грифон»

bvelvet, 1 июня 2020 г. 21:48

Конде у нас известен в первую очередь как автор «Ромасанты», странной книги про человека-волка, очень качественно экранизированной (главную роль сыграл Дж. Сэндс). А вот роман, который принес писателю настоящую славу, у нас прошел почти незамеченным. А книга очень занятная. Модернистский роман о сочинении романа выглядит необычно, в первую очередь из-за галисийского колорита. Профессор, который путешествует по Европе с лекциями о галисийской культуре, пьет вино, спит со студентками, ищет редкие книги — и тщетно пытается написать роман о Грифоне. Чудовище воплощает самый дух удивительной провинции — и конечно, почти так же ярко этот дух выражается в истории Посланца, ставшего свидетелем замечательных исторических событий, инквизитора и борца с инквизицией, просветителя и мистика, святоши и греховодника... Острого сюжета в книге нет, любителям исторических приключений она вряд ли понравится, но я был очарован аурой Галисии, противоречиями, из которых соткан этот край, тонкой сетью литературных аллюзий, отсылающих к неведомым галисийским классикам. Увы, Грифона мы так и не увидим, поэтому к фантастике роман имеет самое условное отношение. Но роман отличный

Оценка: 8
– [  3  ] +

Павел Хюлле «Вайзер Давидек»

bvelvet, 1 июня 2020 г. 16:30

На редкость приятный образец европейского магического реализма. На сюжетном уровне — рассказ о странном исчезновении мальчика, в котором пытаются разобраться его сверстники; воспоминания о расследовании перебиваются размышлениями о дальнейших событиях. На самом деле — перед нами тот случай, когда для пересказа книги пришлось бы ее написать по новой. Роман не очень большой, но там великое множество сюжетных пластов. Хотите — можно его прочитать как чистую мистику: экстрасенсорные способности, левитация, волшебство, поезд мертвецов, локальный Апокалипсис, безумец, сбежавший прямиком из готического романа.... При желании — можно читать роман как размышление о польской трагедии: профсоюзы, рабочее движение, террор со стороны властей, лживый патриотизм и использование религии для контроля над массами... Можно вычитать из книжки чистую и простую историю любви и дружбы — тоже очень крепко сделанную. Я получил огромное удовольствие; как ни странно, книга напоминал мне «Непогребенного» Ч. Паллисера (тоже несколько временных пластов и разных жанровых элементов, тоже тема детства и детективное расследование...) Но, конечно, Паллисер больше стилизатор, Хюлле — писатель, тяготеющий к импрессионизму. Я с огромным удовольствием обнаружил, что на русский переведены и другие его книги. Чтение не самое простое (четыре дня для короткого романа — это для меня очень многое), но замечательное (при том, что польскую литературу я вообще не слишком жалую)

Оценка: 9
⇑ Наверх