Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «пан Туман» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 октября 2020 г. 14:00

Дамам ни за что не признаюсь. С утра, зайдя на Фантлаб, обнаружил кое-что неожиданное:

Не знаю, что уместней сказать. То ли я проснулся знаменитым, то ли кому-то больше нечем заняться, как добавлять в базу всяких не пойми кто (я серьезно). В любом случае — зря всё это. Лет десять назад, даже семь определенные идиотские мечты у меня были, вкупе с амбициями, но если возраст чему-то и учит, то не делать херни, когда её и так навалом понаделали другие.

Сорян, кого побеспокоил уведомлением.


Статья написана 30 марта 2020 г. 22:20

Март — отличное время для подведения итогов предыдущего года. В нём нет ни лихорадочной суетности последних дней декабря, ни рабочих январских завалов, которые разгребаешь до самого февраля, а там ты вовсе ни на что мало-мальски монументальное не способен. Ну а то, что сейчас конец марта... так не апрель же! Конец марта — ещё март, верно? Пора бы привыкнуть, что автор этой колонки неисправимый лентяй, только это мешает мне на пути к мировому господству.

В том году книг было много, хороших и разных, так что я решил не ограничиваться тройкой лучших. О них я, разумеется, расскажу, но в следующий раз (если вы внимательно следили за моей колонкой в течении года, то две из трех самых лучших книг угадаете без труда, но не первое место). Сегодня же разговор пойдет о тех книгах, что в эту тройку не попали. Щепотка неожиданностей, чуть-чуть разочарований, а массу, как обычно, делают крепкие одноразовые середнячки.


Очень хорошие (14 книг)


Хорошие (19 книг)


Посредственные (12 книг)




Статья написана 28 марта 2020 г. 22:22

Третий день Галина Юзефович рассказывает, как помочь малым издательствам и проектам в это трудное для всех время, а литературный критик и куратор Сергей Сдобнов собрал все предложения в один список, который будет обновляться. Изучайте скидки, сообщайте о них друзьям (если вы медиа — подписчикам) и покупайте книги.

https://gorky.media/context/podderzhim_kn...


Буду благодарен, если кто-то закинет в профильную колонку (правда, что здесь профиль?). Кому лень переходить по ссылке — там скидки в основном.


Статья написана 19 февраля 2020 г. 12:12

Шановние панове и вельможные пане! Паны писатели и паны читатели! Паны отзывов кропатели и паны корешков измерятели! Паны хвалители, паны глумители, паны самиздата ценители и даже паны случайно мимо проходители. А также паны обложечники и паны картографы (отдельно — картографы на форзацах и картографы на шмуцтитулах). И пани всех перечисленных родов! И все остальные, кто продрался через моё своеобразное чувство юмора.

Я удостоен чести участвовать в состязании критиков за мемориальную премию имени Андрея Зильберштейна в этом году. Сейчас идёт первый тур, открыто голосование для всех посетителей сайта. Так вот, я призываю вас поучаствовать в нём и проголосовать... Нет, не за меня. А за хорошие работы и внимательных рецензентов. Если это буду я — здорово. Нет — другие кандидаты тоже достойны. Ведь вся наша работа — только для вас.

Читайте, оценивайте, голосуйте рублём с умом. Всем хороших книг.


  1. Карточки для голосования

  2. Тема для обсуждения на форуме


Статья написана 28 января 2020 г. 21:55


Я в свисте временных потоков,

Мой черный плащ мятежно рвущих.

Зову людей, ищу пророков,

О тайне неба вопиющих.


Размышляя о сочинении господина Калашникова, меня неумолимо тянет впасть во множество грехов, даром, что одна из повестей про декадентов выходила в "инквизиторской" антологии. В первую очередь, конечно, в грех перечисления, ибо количество знакомых персоналий не поддается учёту. Потом, в грех подражания, тут, кажется, уже впал. И наконец под занавес, в грех полемики. Но обо всем по порядку, то бишь — с начала.

Вначале никакой Лиги не было. Просто Боренька Бугаев попал в беду, подпав под влияние нехорошей женщины, и пришлось Василию Васильевичу Розанову, заручившись поддержкой Коли Вольского, по праву старых знакомцев помочь Боре. Да только на деле оказалось, что не всё так просто, Бугаев угодил в центр старого заговора "антимуз". Из-за них в своё время погиб Пушкин, пострадал Достоевский, да и Василию Васильевичу по молодости лет досталось, а теперь до Бори добрались. Цель коварных заговорщиц — убивать в писателях и поэтах тягу к творчеству (но можно — и самих писателей с поэтами), извращать и переиначивать творения, и в конечном итоге, конечно, вредить Империи. Список врагов не явлен явственно, но гадать не приходится — это союзников у России только два, остальные — противники.

На том и закончилось бы, не успев толком начаться, моё знакомство с книгой, ибо при всём своём многообразии подобное чтение удивительно одномерно, меняется только государственный строй, который прославляет автор. Но "Лига выдающихся декадентов" выгодно отличается от очередной пафосной утопии про хруст французской булки под имперским триколором своей... литературоцентричностью, что ли. Много было книг, где писатели и поэты выступали главными героями, где второстепенными — и вовсе не счесть. Но я не припомню книги, где все — ну, практически все — действующие лица были не чужды словесности. Не обязательно изящной. В "Лиге..." имеется, например, эсперантист и структуралист из последователей де Соссюра (о, радость, о счастье — пригодились знания, полученные в универе, даже в Гугл лезть не пришлось), который решил весьма радикально внедрить свои разработки.

Формально "Лига выдающих декадентов" – это детектив. Каждая повесть строится как расследование, с поиском улик, разработкой подозреваемых, ложными следами. Только покушаются на русскую культуру. Однако, главное здесь не разгадать личности преступника (чего гадать — зарубежные культуртрегеры шалят, на национальную идентичность посягают), а литературная игра, детективные коллизии лишь повод её завести. Тут Калашников демонстрирует недюжинную эрудированность, превосходит которую лишь его же изобретательность. Воссоздавая жизнь России на излёте Серебряного века он скрупулезен и внимателен до мелочей, вроде обуви или цвета кофты, но каждую такую детальку способен раскрутить совершенно неожиданным, а зачастую — и парадоксальным образом, превращая действие в подлинную фантасмагорию, где литература и конспирология шествуют рука об руку.

Возникает закономерный вопрос, стоит ли читать книгу тем, для кого литература тех лет terra incognita? Будет ли она им интересна? На мой взгляд, однозначно "да". Какие-то небольшие нюансы пройдут мимо, в Боре Бугаеве останется неузнанным один из главных теоретиков символизма, но удовольствия от книги это не умаляет. Во-первых, фантазия автора впечатляет и так, без дополнительного культурного багажа, а пополнить его в век доступного везде и всюду Интернета не проблема. Во-вторых, постмодернистский коллаж Калашникова не ограничивается Серебряным веком: герои периодически разрушают четвертую стену, "пророчествуют", заглядывая в будущее России, цитируют Высоцкого, изобретают хип-хоп и поминают феминитивы. Некоторые из шуток немного подвыветрились, пока книга шла к читателю, но большинство всё ещё акутально. В третьих, здесь умопомрачительный Хлебников!




Линцбах извинительно улыбнулся и толкнул дверь в учебный класс.

Сидевшие за партами чертёжники вдобавок к чёрным робам имели во рту кляп – деревянный шарик на резинке. Щёки перетягивала удерживающая шарик резинка. Округлявшиеся вокруг кляпа губы выглядели так, будто готовы были в любой миг плюнуть красным деревянным шариком – Розанов невольно прищурился. На груди у чертёжников висела миниатюрная звонница – деревянная рамка, в которой помещались разномастные колокольцы. Из-за пояса у каждого торчала двурогая вилочка – камертон.

– Это – новобранцы, – прокомментировал Якоб Иоганнович. – При помощи кляпа и звонницы – карильона, мы отучаем их от привычного языка.

– Русского, что ли? – с неподдельным простодушием вопросил Розанов.

– Русского, немецкого, греческого, – со всегдашней улыбкой перечислял Линцбах. – От любого языка, который препятствует качественной работе.

Линцбах рассказывал, ведя экскурсантов через классы с рядами кульманов:

– Для каждого вида деятельности предусмотрен специальный язык. Причём в случае труда бок о бок два разговора не перебиваются. Под землёй, так же как и во взаимном удалении, что бывает в ходе обмерных работ, удобен карильонный перезвон. Заметили звонницу в холле? Мы с её помощью доносим объявления и распоряжения в самые дальние уголки артельного дома. В шумном месте мы используем язык ритмических телодвижений и поз.

– Всё ясно: и тут без оргий не обошлось! – обрадованно шепнул Василий Васильевич другу по переписке.





  Подписка

Количество подписчиков: 65

⇑ Наверх