Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «NataBold» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 мая 2017 г. 08:15

Условия розыгрыша в ВК


Статья написана 12 мая 2017 г. 11:07

*Рецензия написана в рамках конкурса Бесконечная история

Роман начинается очень многообещающе и примерно до середины не разочаровывает. Правящая верхушка клерикального по сути государства снаряжает отряд рыцарей нести свет веры не обращенным дикарям, поклоняющимся в лесах собственным богам и духам. Естественно, за этим "крестовым походом" стоят вполне меркантильные соображения. Идет борьба за ресурс — магическую энергию — источником которой тут являются люди, верующие. Чувствуется, что автор тщательно продумал мироустройство, и эта продуманность лежит чуть глубже, чем простой свод законов, сродни физическим, по которым существует все в Теплом мире. Здесь есть своя философия, само мироустройство служит проводником авторской идеи, наглядно ее иллюстрирует.

Радует и начальная раскладка персонажей. Все герои прописаны досконально, Они не абстрактны, за каждым чувствуется своя история, а для Рокота — предводителя рыцарского отряда, она даже приоткрывается, и приоткрывается очень грамотно, постепенно, что составляет отдельную интригу романа. Нравится и то, что персонажи не черно-белы. За каждым стоит свое понимание о правде и правом деле, на позицию каждого можно встать, понять и посочувствовать. Конфликт от этого обостряется еще сильнее. Все прекрасно и замечательно за одним исключением.

Персонажи статичны.

На протяжении всей книги каждый из них несет свою идею, часть — явно служит рупором, посредством которого говорит сам автор. Однако что бы ни происходило с героями, ничто их не меняет. Даже самые страшные потрясения не заронят сомнений, не заставят сделать шаг вперед/назад/в сторону от занятой изначально позиции. Особенно хорошо это видно на примере Ласки, деревенской колдуньи, одной из хранительниц леса. Это, кажется, единственный герой, резко меняющий однажды взятую линию поведения. Однако смена это ничем не замотивирована, не подготовлена. С разницей буквально в главу читателю вдруг заявлвют: "Ласка передумала". С чего вдруг? Это идет настолько вразрез с тщательно перед этим прописаной логикой персонажа, что я как читатель моментально говорю "не верю". Что мешало автору хоть чуть обосновать причины, приведшие Ласку к осознанию своей ошибки? Шаг этот выглядит искусственно. И где-то с середины книги возникает и не отпускает до конца ощущение, что все без исключения персонажи топчутся на месте. Происходят какие-то события, внешнее действие развивается, а внутреннее — стоит. Шагом в никуда, никак не влияющим на развитие сюжета или раскрытие характера выглядит внезапная ревность и подозрительность Стрелка — старейшины деревенской общины. Эпизод миновал — ничего в раскладке не поменялось. Кульминации, в которой произошел бы решающий конфликт интересов, и герои либо осознали бы ошибочность прежних своих убеждений, либо получили бы подтверждение истинности старых, но вышли бы при этом на новый идейный уровень, нет. Кто где был, тот там и остался. Не считать же, в самом деле, новой истиной решение деревни уйти от открытого столкновения, спрятавшись в лесах. Это, кстати, серьезный логический пробой в повествовании. Тактика, поданная в финале как откровение — не бог весть какая премудрость, и всегда была естественной для лесных племен. Это не привязанные к своей земле земледельцы. Заявив в начале этот народ исконным обитателем леса, автор до самого конца заставляет его, как на привязи, сидеть по избам. Не нужен даже пожар, открывший селянам глаза на прописные в общем-то истины. Но, если бы деревня снялась с места в самом начале, позволив пришельцам строить свой храм среди пустых домов, конфликта, конечно же, не случилось бы. И кажется, что селяне остались по единственной причине: так надо автору.

Еще одной логической несостыковкой и богом из машины выглядит волшба Рокота. Нет, то что Рокот — неучтенный волшебник, это прекрасно и замечательно. Опция, открывающая в потенциале многочисленные столкновения. Но если Рокот настолько сильный колдун, как показывает нам автор, то чего он, собственно, боится? Его страх за семью начинает выглядеть так же странно, как страх лесных за свою деревню. Деревня — это не дома, а люди. Как и семья — не место, и не карьера. Так ли уж ценит Рокот благополучие родных, если не может сняться с места и увести тех, кто дорог, туда, где безопасно?

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Если он настолько хитер, что продумал убийство Стрелка, в которое "замазал" и его возлюбленную Белянку, и вставшую на сторону деревенских Рани, то почему как овца в поводу следует приказам людей, которые явно используют его втемную? Ради чего? Аргумент "ради семьи" уже не выглядит убедительно.

Немного больше достоверности (и, кстати, глубины — конфликту) могла бы придать случайность этого эпизода. Пойти с голыми руками навстречу врагу — как это сделала Белянка под внушением Рокота — было бы вполне в духе и характере той же Горлицы. Она могла бы это сделать совершенно без принуждения со стороны Рокота. И тогда Стрелок, кстати, защищая ее, выглядел бы более Отцом селения, ведь именно Горлица в итоге символизирует новое женское начало, мать всех селян.

При желании такой расклад мог бы вывести на новый уровень и конфликт Белянка — Горлица. А разница между возможностями Рокота, его заявленными целями и прописанной линией его поведения уже не резала бы глаз так сильно. Но ничего этого, к сожалению, нет. Есть натянутая драматургия финальных сцен, идущая вразрез с заявленными ранее характерами.

Читать роман на сайте Author.Today


Статья написана 6 мая 2017 г. 13:01

*Рецензия написана в рамках конкурса Бесконечная история

Книга написана в стиле псевдославянского фэнтези. Псевдославянского, поскольку точно так как в большинстве историй о попаданцах, средневековье описано лишь некоторыми ключевыми маркерами, ассоциирующимися у читателя с требуемым антуражем, так и тут, принадлежность к жанру обозначена братинами, поневами, попыткой стилизовать речь персонажей — которая, впрочем, не затрудняет чтения, как это часто случается, когда авторы пытаются писать что-нибудь древнерусское, и это несомненный плюс — да наличием князя а ля рюс, северных воинов а ля варяги и степняков, выступающих здесь аналогом наших кочевых племен, начиная от скифов, и заканчивая монголами.

Однако это явно вымышленный мир, на что указывают всякие мелкие несоответствия. То мелькающие в речь анахронизмы, то раскуриваемая персонажем трубка. Мир, впрочем, ограничивается княжеским детинцем, да несколькими близлежащими поселениями. Хотя герои периодически вспоминают о других местах, где им довелось бывать, основное действие разворачивается на очень маленьком пятачке. И пятачок этот также не типичен для фэнтези а ля рюс, поскольку местный князь задумал вознести для себя ни много, ни мало — замок, а под замком удачно — в нужный автору момент — обнаруживается система канализационных туннелей, оставшаяся с каких-то еще более древних времен. В итоге получается слегка стилизованное усредненное средневековье.

История начинается с того, что девушка-арияш, наемный убийца, возвращается в родные края, чтобы отомстить тому самому племени кочевников. Их опустошительный набег некогда оставил Младу сиротой, с тех пор она была одержима мыслью о возмездии. Одержима настолько, что при первой возможности покинула приемную семью, чтобы стать ученицей наемного убийцы. Очень смелый и решительный шаг, подтверждающий серьезность намерений, которая после, впрочем, никак не проявляется.

С первых страниц и до финала автор несколько раз повторяет, что героиня покинула свою гильдию и ремесло ненадолго, лишь для того, чтобы свершить свою месть, и затем планирует вернутся обратно. Однако как она собирается достичь своей цели, совершенно не ясно. Создается впечатление, что у героини и самой нет плана. Во всяком случае, она его никак не озвучивает. Она возвращается в родные края, чтобы вступить в дружину князя. Это первый шаг, который осуществляется, благодаря удачному стечению обстоятельств, очень быстро, легко и просто. После этого вплоть до 17-й главы в книге не происходит ничего.

Нет, читателя ждет достаточно приключений и опасностей, но они никак не двигают сюжет. Геста, один из персонажей второго плана. развивается больше, чем Млада, которая по идее должна быть ключевой фигурой романа. Но девушка, воспитанная как наемный убийца, что уже подразумевает некие бойцовские качества, и вроде бы одержимая жаждой мести, не предпринимает никаких дальнейших шагов, способных продвинуть ее на пути к цели. Только плывет по течению, время от времени сворачивая в удачно подвернувшееся русло. За гораздо меньший отрезок текстового пространства Геста, к примеру, успевает и сунуться за помощью к казначею, и попросить приворота у ведуньи, и попробовать честно предостеречь своего возлюбленного. Она предпринимает целый ряд последовательных шагов. Прекрасный, интересный и сложный персонаж, в которого лично я охотно верю. Да, Геста влюблена в князя и бредит только им. Это видно.

Млада же индифферентно идет мимо целого ряда богатейших в потенциале конфликтов: Медведь, Хальвдан и Кирилл, трое мужчин так или иначе заинтересованных в героине, конфликт намечен, но не раскрыт, сама Млада и Рогл — снова намеченный и не раскрытый конфликт ненависти к враждебному народу и невольной симпатии к одному его конкретному представителю. Только в семнадцатой главе перед героиней возникает хоть какой-то по-настоящему серьезный, судьбоносный выбор. Верность гильдии или верность собственной цели. Но мотивы, заставившие ее принять именно такое решение, которое она приняла, не прописаны совершенно.

Вообще все персонажи удручающе статичны. Хотя некоторые из них них, Геста, Хальвдан, раскрыты достаточно полно и выглядят убедительно. Однако за все двадцать глав ни один не претерпевает хоть сколько нибудь серьезных изменений.

Удручает и чисто функциональный эпизод с вором в начале. Множество лишних персонажей, призванных продемонстрировать боевые навыки героини и дать ей шанс попасть к воеводе "с черного хода". Так ли нужна эта сцена, если Щука больше ни разу не появляется на страницах книги, а свою крутость героиня доказывает еще не раз во множестве других эпизодов?

Таким образом роман представляет собой неимоверно затянутую экспозицию с потенциальной завязкой в конце. Потенциальной, поскольку у меня лично нет четкой уверенности в том, что эпизод в 17 главе был именно тем поворотным эпизодом, точкой невозврата, который толкнет героя на путь развития или перерождения. Ведь клятва, которую в финале Млада приносит князю, показывает, что девушка все еще планирует вернуться к временно оставленному ремеслу, а значит ничего такого, что коренным образом поменяло бы ситуацию, сделав возвращение невозможным, не случилось.

Читать роман на сайте Author.Today


Статья написана 21 апреля 2017 г. 20:31

*Рецензия написана в рамках конкурса Бесконечная история

Неровный роман, в котором вроде бы и все есть, но все несколько недопрописано.

Роман разделен на две части, каждая из них — со своей темой и сюжетной линией, вполне завершенной композиционно, причем вторая по сравнению с первой смотрится заметно лучше. Стандартный для постапокалипсиса сеттинг — изолированные города, существующие на грани выживания, и смертельно опасная пустошь, куда отваживаются выходить лишь редкие одиночки. Тут и разворачивается личная драма крутого парня Джея и желторотого, но уже очень борзого Скарпа.

Пожалуй, мир — одна из сильнейших сторон всего повествования, чувствуется что автор его детально продумал, но подается он в основном через пространные лекции персонажей. Не самый лучший прием. Увидеть же Пустошь в живую скорее не получается. Картинка остается смазанной. Первая серьезная нечеткость, ощущение аморфной, безликой массы возникает при описании перехода из одного города в другой. Совершенно очевидно, что автор не представляет себе внезапно снявшуюся с места кучу не привычных к переходам по опасным равнинам людей. Есть абстрактный впавший в панику толстяк — обязательный персонаж, призванный умереть, дабы продемонстрировать крутость и принципиальность одного из главных героев. Чистая функция, не характер. Но толпы нет. Население одного городка — это непременные женщины и дети самого разного возраста. Напуганные, плачущие, капризничающие. Согласитесь, если бы в Пустошь бросился бы перепуганный ребенок, сцена смотрелась бы уже не так однозначно. Однако ни женщины, ни дети даже не упоминаются, как будто их нет. Автор очень хорош в своих лекциях, читать их не скучно — а это большая редкость. Но как только дело доходит до живых описаний, картинка моментально расплывается, ей остро недостает деталей, придавших бы достоверности.

Еще один удачный ход — повествование от лица двух персонажей, и, собственно, их выбор. Эти характеры получились очень хорошо, даже отлично. Не шаблонные. коротышка Джей — это великолепно. Яркие, каждый со своими конфликтами и богатейшим потенциалом для развития. Пока, к сожалению, реализованным не вполне.

В первой части носителем основного конфликта является Джей. Однако повествование сконцентрировано преимущественно на Скарпе, в итоге получается, что Скарп топчется на месте, не в силах переступить через собственное самолюбие и характер. А персонажа, являющегося по сути двигателем сюжета первой части, читатель почти и не видит. Его драма, которую стоило бы постепенно развивать с первых же страниц, очень скомкано, через все те же диалоги, в которых персонажи делятся необходимой читателю информацией, дается буквально в двух-трех последних главах. Линия смотрелась бы намного выигрышнее, если бы уже с первого знакомства Джей невольно сравнивал Скарпа с Максом. Сопоставлял бы возникающие в походе ситуации с собственным прошлым, постепенно, через рефлексию и флэшбэки приоткрывая интригу своего конфликта. Тогда читатель ждал бы финальной встречи с Ферро с тем же накалом, с каким стремился к ней Джей. Пока же этого нет.

Зато во второй части книги Скарп, ставший Хауком, заслуженно занимает главные позиции и вот тут, наконец, раскрывается по полной. Хауку удается все, что не удалось Джею в первой части: сомнения, мучительные выборы, мысли о прошлом и будущем. Персонаж тут раскрыт и дан в развитии. Он приятно меняется и взрослеет от начала второй части книги к ее финалу. За ним интересно следить.

Остальные герои прописаны гораздо более скупо. Автор заявил несколько серьезных конфликтов. Совершенно шикарный потенциал у Джейд — с ее происхождением, родом деятельности и неудачной влюбленностью. Не менее интересен Кас. Но тоже — в потенциале. Пока они выступают статистами, командой сопровождения, призванной кидать нужные реплики героям, но самостоятельной роли или сколько нибудь прописанного характера в них еще нет.

Надеюсь, в последующих романах серии автор сможет раскрыть их полнее, превратив из функций в живых персонажей.

Текст литературный, но некоторые пассажи ставят в тупик. Опустил голову на скрещенные над ним руки — это как? В такие моменты кажется, что автор действительно не видит описываемой им картинки.

Читать роман на сайте Author.Today


Статья написана 21 апреля 2017 г. 16:12

скоро год, как учусь рисовать с нуля, обещала показывать тут самое лучшее. Вот это у меня две лучшие на данный момент работы

Инстаграм

Группа ВК





  Подписка

Количество подписчиков: 33

⇑ Наверх