fantlab ru

Все отзывы посетителя mx

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  25  ] +

Тэд Уильямс «Трон из костей дракона»

mx, 6 декабря 2017 г. 21:32

В течении нескольких лет я пытался познакомиться с «Троном из костей дракона», первым романом из цикла в оригинале носящего название «Memory, Sorrow and Thorn», да все никак не мог продвинуться далее нескольких глав. И все эти годы я разделял убеждение, неоднократно высказываемое в некоторых (довольно многочисленных) отзывах, что данный роман в частности и цикл в целом, при всех его заслугах перед жанром, неимоверно нуден. Но вот для меня наступил момент, когда большинство высококлассного фэнтези (а цикл, о котором идет речь, я хоть и не мог одолеть, относил на основании отзывов к такому фэнтези) уже прочитано не один раз... Да еще осталось непрочитанным многое из новинок, но, говоря словами героя Николая Караченцова из советского вестерна «а душе хочется чего-то другого...большого и светлого», т.е. эпического, многотомного, но не черного.

Прочитав роман, как говорится на одном дыхании (хотя первые несколько глав и шли немного вязко, но по прочтении я понимаю, что автор т.о. сыграл на контрасте, сначала беззаботная жизнь кухонного мальчика в замке (подобно пасторальной идиллии в Хоббитании), а потом — бац! и бросил его в реальный мир) ставлю произведение Уильямса в один ряд с ВК Толкина, КВ Джордана, Саги о Видящих Хобб, ПЛиО Мартина.

Я назвал именно этих авторов не только потому, что люблю их произведения. Уильямс стал действительно достойным наследником Толкина, но при этом сделал шаг вперед в развитии более реалистичного фэнтези, и, в свою очередь, стал предтечей Мартина с его ПЛиО. С Джорданом его роднит внимание к деталям, описательность и неспешность повествования, тщательная проработка мира. С Хобб — вот так сразу и не сформулирую, но что-то общее безусловно есть (кроме очевидного качества текста), возможно реалистичность поведения ГГ, его переживания и страдания (однако, надо заметить, без душераздирающего надрыва Хобб), то, что Саймон ведет себя как подросток, и не просто подросток, а т.ск. домашний мальчик. Вообще тут, на мой взгляд, автору удалось показать одно из лучших «становление, взросление героя».

В заключение отмечу, что лично по моим ощущениям, Уильямс ближе к Мартину с его ПЛиО (вернее Мартин многое почерпнул от Уильямса, и еще не факт, что без Уильмса мы увидели бы ПЛиО, во всяком случае оно было бы другим уж точно). Т.е. мне показалось, что этот роман символизирует как-бы мостик от Толкина к Мартину.

К слову об обвинениях Уильямса в растянутости: на конец первой в цикле книги у Уильмса событий произошло примерно как в трех томах ПЛиО:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
правители (старое поколение) пали, молодые наследники остались без своих земель, Винтерфелл, пардон, Наглимунд взят, зло (во всяком случае для человечества, с другой стороны эта страшная месть, что посеяли, то и жнут) проявило себя
, а то, что Мартин обещает на протяжении пяти томов
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(зима близко)
, в мире Светлого Арда уже настало. Забегая вперед скажу, что сейчас читаю второй том («Скала Прощания») и ощущения в чем-то сходные с прочтением «Пира стервятников».

Я очень рад, что наконец-то познакомился с эти циклом, и впервые за долгое время я снова испытываю огромное удовольствие от погружение в фэнтези мир и совсем не думаю о каких-либо других книгах (а также сериалах и других развлечениях), которые «надо прочесть по школьной программе» (а многие новинки вызывают именно такое ощущение). И я просто счастлив, что впереди у меня еще две огромных части цикла...

Оценка: 9
– [  20  ] +

Джек Вэнс «Туржан Миирский»

mx, 1 марта 2018 г. 12:29

Замечательный рассказ, который знакомит нас с циклом «Сказания умирающей Земли». На менее чем двух десятках страниц читателей встречает кусочек удивительного мира и ярких героев и все это короткими штрихами, без излишней детализации, но красиво и поэтично написано. У автора вполне получилось дать определенное представление об умирающей Земле и «зацепить» меня как читателя. Вполне вероятно, что если первый рассказ «не пойдет», кто-то откажется от знакомства с данным циклом, а то и вовсе с автором. И вот тут необходимо коснуться вопроса перевода, так как это далеко не последний фактор, влияющий на восприятие произведения.

Если верить базе фантлаба, то мы имеем на сегодняшний день 7 переводов на русский этого рассказа, что конечно уступает количеству переводов «Хоббита» (11), но также говорит кое о чем… Последний раз читал рассказ, сравнивая два перевода: И. Тетериной (в сборнике «Глаза чужого мира» 2009 г., который считается одним из лучших изданий Д. Вэнса на русском языке) и новый перевод А. Фета («Сказания умирающей Земли». Том I, 2017 г., электронное издание).

Сразу отмечу, что английским на таком уровне, чтобы читать художественную литературу я не владею, по образованию не филолог. Поэтому оценивал переводы с позиции простого читателя, на вкус и цвет, хотя в данном случае уместнее сказать на звук, ибо хорошо переведенные произведения поистине звучат и доставляют не меньшее наслаждение, чем прослушивание (под настроение) шедевров классической музыки. Так вот, оба перевода «звучат», оба легко читаются и доставляют удовольствие.

В переводе Тетериной я прочитал рассказ в первый раз несколько лет назад, а как известно первый перевод как первая любовь, остается в памяти навсегда. К тому же сохранилось на подсознательном уровне преклонение перед бумажной книгой, а этот томик в ШФ мне особенно дорог, так как связан с определенной поездкой за границу. Однако и с переводами Фета я знаком и вполне доверяю им.

Перевод Фета показался мне сначала перегруженным какими-то лихо завернутыми фразами, необычными словечками, тогда как перевод Тетериной — более гладким и простым для восприятия (у Фета: «Есть, однако, один чудотворец, по имени Панделюм — ему известны все заклинания, колдовские чары, магические формулы, руны и тавматургические обряды, какие когда-либо расчленяли и претворяли пространство...»; у Тетериной: «Но есть один маг по имени Пандельюм, знающий все заклинания и чары, все руны и магические формулы, которые когда-либо искривляли пространство и воссоздавали его заново…»). Прочитав полностью и сопоставив свои ощущения с неоднократными упоминаниями о том, что Вэнс как писатель далеко не так прост, я пришел к выводу, что перевод Фета более точен, а все эти закрученные фразы, необычные слова это попытка передать читателю неповторимый и особенный стиль великолепного американского писателя.

Кроме того, колдовство с вордом дало такой результат: число слов И.Т. – 4853, А.Ф. – 5325; знаков б. п. соответственно 27532 и 32163. И это при том, что для передачи прямой речи Фет применяет кавычки (как следствие, текст более «плотный») Т.е. похоже на то, что перевод Тетериной является немного (примерно на 10 процентов) сокращенным. Скорее всего (для полной убежденности надо сравнивать с оригиналом) преимущественно за счёт «приглаживания», упрощения отдельных фраз. Хотя в тексте встречаются и более существенные отличия:

«Он отскочил и выхватил свой кинжал. Когда она снова атаковала, он ушел от удара и, рванувшись вперед, коснулся острием ее руки. На запястье выступила капля крови, и женщина изумленно отпрянула. Туржан увернулся от просвистевшего меча, схватил ее за талию и стянул на землю» (Тетерина);

«Турджан отскочил и выхватил шпагу. Когда наездница атаковала его снова, он отразил удар и, наклонившись вперед, уколол ее в предплечье — выступила капля крови. Девушка изумленно отшатнулась, но тут же подняла лук, висевший на луке седла, вставила стрелу и натянула тетиву. Турджан бросился к ней, уклонившись от выстрела и от растерянного взмаха шпагой, схватил девушку за талию и стащил на землю» (Фет).

Наверное, перевод Тетериной можно сравнить с переводом упомянутого «Хоббита» Н. Рахмановой – очень многие его любят, но при этом он остаётся сокращенным вариантом великолепного произведения.

При этом какие-то моменты мне понравились больше в одном варианте, какие-то в другом. Например, у Тетериной больше понравилось «В воздухе парили оранжевые фонари, колыхаясь на ветру», тогда как у Фета «Подгоняемые легким ветерком, в небе беспорядочно плыли оранжевые фонари» (что мне было труднее представить). В тоже время фраза «Но я знаю, что всё живое появляется на свет, чтобы жить» (Фет) мне понравилась больше чем вариант Тетериной «И все же я знаю, что каждый имеет право на жизнь» (вспоминаются документы ООН по правам человека).

В общем, я люблю оба перевода этого прекрасного рассказа Вэнса. В конце концов, тот же Толкин у меня (да и у многих) собран в разных переводах…

Оценка: 10
– [  12  ] +

Владимир Аренев «Комендант мёртвой крепости»

mx, 17 февраля 2014 г. 17:23

Очень хорошее, крепкое, местами довольно жесткое героическое фэнтези. Мог бы добавить отечественное, да это так, но данный роман вполне может конкурировать в своей нише с западными авторами. Понравилось:

созданный автором оригинальный мир. Очень хорошо чувствуется его «инаковость».

живые герои. Как главные, так и второго плана. Каждый интересен, в т.ч. и герой пролога господин Оттенс.

отличный сюжет. Поначалу показался немного затянутым пролог, но потом понял, что все на своем месте, просто таким образом читателя подготовили к восприятию основной истории. В нескольких моментах автор сумел удивить и преподнести сюрпризы.

лаконичный стиль автора. «Воды» и словоблудия нет. За 400 с хвостиком страниц мне рассказали увлекательную и законченную историю.

Указать на подобные произведения не берусь, но (чистое ИМХО!) при чтении сложилось впечатление, что на автора где-то повлиял Г.Кук (атмосфера, лаконичность, даже прозвища персонажей), Ф. Герберт (декорации и возможно какое-то сходство одного из ГГ с одним из героев Дюны) и Б. Сандерсон (сужу по роману Пепел и сталь, а именно прослеживается сходство в отношении к тексту и своей работе). Поскольку роман относительно небольшой и сюжетно завершенный, рекомендую ознакомиться, а вдруг понравится? Я буду ждать продолжения.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»

mx, 10 февраля 2011 г. 17:10

Признаюсь сразу — эту книгу я искал давно, и вот совершенно случайно повезло купить выпущенный доп. тираж. Роман превзошел мои ожидания (об этом чуть ниже).

Прежде всего понравились герои и сюжет. При том, что автор – женщина, ей, на мой взгляд, особенно удались мужские образы, при чем как главных (Норрелл (особенно Норрелл — просто бесподобный персонаж!!!) и Стрендж) так и героев второго плана (Чилдермас, Винкулюс, Дролайт и др.)

На Сюжет также стоит обратить внимание: каждый эпизод, каждое предложение, каждый штрих работает на целое. В этом контексте отмечу, что сравнение в статье журнала МФ с Мартиным и Хобб совершенно оправдано (лично я вспоминал Игру престолов — там интриги в замках, тут не менее интересные интриги в кабинетах и библиотеках)… А какая концовка!!!

Все герои задействованные, все линии сошлись, все загадки (ну или почти все, после хорошей книги должно остаться чувство недосказанности, ведь хорошие книги читаются не один раз, Вы не согласны?)

А теперь об упомянутых выше ожиданиях: я настраивался на чтение хорошей, но (судя по отзывам) немного тяжеловесной для прочтения книги. И тут – красивый язык, мягкая ирония (или английский юмор?), ничего лишнего… книга читалась очень легко и с большущим удовольствием.

Итог:

одна из лучших книг, которую можно отнести к шедеврам (посмотрите на список премий!), пример, как нужно работать молодым авторам над своим первым произведением;

для Ценителей жанра, а также просто хорошей Литературы;

читать не спеша в уютной домашней обстановке.

P.S. Спасибо конечно АСТ за доп. тираж, но все-таки такие романы нельзя издавать на газетной бумаге и переиздавать с кучей опечаток! А фраза на обложке про Д. Роулинг… !? Более уместно сравнение с Мастером и Маргаритой на белом издании.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Элеонора Раткевич «Деревянный меч»

mx, 19 декабря 2007 г. 15:04

После прочтения «Парадоксов младшего патриарха» роман «Деревянный меч» порадовал своей насыщенностью, более яркими героями и захватывающими событиями. Сейчас читаю второй роман трилогии, думал написать отзыв на все три произведения. Однако второй роман все-таки не такой, поэтому надо сказать про первый.

Итак… как хорошо, что есть такие приятные для чтения сказки. Да, на мой взгляд, это именно сказка, которую можно читать взрослым и подросткам или рассказывать детям.

Про «Деревянный меч» пишут, что «слишком простенький», «слишком все хорошо», и вроде как вздыхают читатели… Так это ж замечательно, когда есть и такие произведения! Ведь иногда хотеться отдохнуть от жесткости и реализма и просто погрузиться в сказку. Хотите? Тогда читайте и отдыхайте! Легкий магический налет Ле Гуин, живые олдевские мечи в руках лихих горцев… но САМОЕ ГЛАВНОЕ, что герой, взрослея и набираясь опыта, не крошит всех и вся вокруг, а понимает и сопереживает окружающим, и решает проблемы (свои и других) миром (чувствуется педагогический уклон автора). :glasses:

Оценка: 10
– [  12  ] +

Гай Гэвриел Кей «Тигана»

mx, 1 ноября 2007 г. 13:19

Сказать, что роман ОЧЕНЬ понравился, будет мало. Правильно наверно будет сказать «попал и в душу и в сердце». Мистер Кей безусловно талантливый писатель, можно даже сказать мастер. Где бы не оказались герои – чувствуешь себя рядом, настолько ярки описания автора как их внутреннего состояния, так и окружающего их мира (хотя кто-то назовет это нудным, так как любит экшн «зашел – выпил – дал по морде – расплатился и ушел/ушел не расплатившись).

«Тигана» – второй прочитанный мною роман Г.Г. Кея. Первым был «Львы Аль-Рассана». По написанным здесь отзывам можно предположить, что более ранняя «Тигана» (1990) уступает «Львам» (1995). Но для меня это не так. В свое время я уже написал отзыв на «Львы Аль-Рассана», поэтому не буду повторяться, лишь скажу что «Тигану» по прочтению зачислил в шедевры, тогда как «Львов», хоть они мне и понравились, перечитывать не буду: все таки роман, написанный на основе известных исторических событий, не стал для меня чем-то выдающимся (читать «Сарантийскую мозаику» после сравнения «Тиганы» и «Львов» меня также совсем не тянет).

Что для меня «Тигана»? Роман, где нет ни драконов, ни каких либо иных сказочных существ, этот роман о ЛЮДЯХ. Когда я читал про вылазку героев в поместье, где Дэвин совершил свое первое убийство, у меня возникли аналогии с партизанами во время Великой Отечественной… действительно, ведь они тоже вели войну в своем оккупированном отчестве всеми доступными способами, и в результате их деятельности часто люди гибли на колесах смерти (фашисты расстреливали и сжигали…).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поэтому позволю себе не согласиться с Дмитрием Скирюком, написавшем отличную рецензию (http://www.tm-vitim.org/rezonans/search/mode=show_article_by_work&w_id=623), что дескать «победа принца Алессана, который с упёртостью Ленина рвётся к победе идеи, совсем не думая о людях, не вызывает ничего, кроме ощущения неправильности происходящего». Наши партизаны тоже стреляли фрицев, за это фрицы стреляли мирных жителей, так что надо было не сопротивляться?

У меня тоже к концу романа возникло сочувствие к страданиям и боли короля Брандина, может быть поэтому дочитав до победного конца радости я не испытал (личность самого Брандина достойна уважения, в отличии от Альберико – завоеватели тоже бывают разные). Однако, если, как Д. Скорюк, проводить аналогии с ХХ веком, то нужно признать: Брандин – военный преступник. Да погиб у него сын, но он знал, куда его посылает, и погиб он в честном бою, а то, что сделал в отместку Брандин с принцем Валентином и есть преступление. Так что как не жаль, что так сложилось, зло наказано, или, говоря словами одного из героев «он (Брандин) опоздал на 20 лет».

Ну а в целом я согласен с Д. Скорюком, который пишет: «Каждый найдёт в этой книге что-то своё, если только возьмёт за труд поискать. Не так уж много наберётся романов в жанре фэнтэзи, которые действительно стоит взять с собою в новое тысячелетие. «Тигана» этого заслуживает. Остальное, в общем-то, не важно».

Оценка: 10
– [  11  ] +

Джо Аберкромби «Первый Закон»

mx, 12 мая 2011 г. 18:37

Если коротко (здесь и так много отличных, качественных отзывов), то Аберкромби стал для меня не просто открытием, но и одним из любимых авторов. Роман-эпопея «Первый закон» получился насыщенным, ярким, запоминающимся и в тоже время относительно коротким (браво автору, что вложился в три тома, которые выдал довольно быстро).

Мне понравилось все: мир (Север, Адуя, Дагоска описаны так, что можно поверить в то, что автор был там), герои (все, и главные, и второго плана, и даже алкаши вроде Хоффа) неповторимый авторский стиль и черный юмор, сюжет и то, как автор справился с работой: без лишних сложностей и заморочек, затянутости и провисаний раскрыл все тайны и расставил все точки.

В итоге «Первый закон» Аберкромби в моей библиотеке занял место между «Князем пустоты» Бэккера и обоими циклами Сапковского — по мрачности ближе к Бэккеру (только у Бэккера сразу понимаешь, что читаешь черную фэнтези, а Аберкромби подводит к этому постепенно), по лёгкости и удовольствию от чтения текста к Сапковскому (у поляка скорее сатира, тут черный юмор). Однако по качеству все три вровень! Однозначно буду перечитывать.

На мой взгляд, на сегодняшний день это лучшее, наравне с Бэккером, что издано в серии «Черная Фэнтези».

Р.S. К этому автору я шел долго, поначалу отпугивали негативные отзывы уважаемых фантлабовцев на 1-ю книгу («Кровь и железо»), но я все-таки решился почитать Джо и не пожалел! Так, были обвинения, что все как обычно, один Глокта новая находка. Прочитав весь роман, можно увидеть, что это далеко не так (один добродушный дедушка Байяз чего стоит)! Так что, читайте отзывы на весь роман, благо их здесь много.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ольга Громыко «Белорийский цикл о ведьме Вольхе»

mx, 14 января 2011 г. 15:51

Корпорация «Плоский МИФ». Автор: Йен Белорская.

Разочарование… разочарование от романа, с творчеством автора которого уже успел познакомиться и ожидал большего. Если первая, прочитанная мною книга О. Громыко, – «Верные враги» очень понравилась, вторая «Белорские хроники» оказалась хорошей, третья – «Цветок камалейника» не плохой, то «Профессия ведьма»…гм… гххырррр…

Растянутая на 160 страниц первая часть книги, которая вместилась бы в 50 – похождения, если так можно сказать, ГГ в Догове (за такое количество воды в курсовой пятерки не ставят!); вторая, начинающееся с истории о драконе и не вписывающейся в общий сюжет (зачем? а шоб було!); «террористы» и «харакири»…

Наконец, откровенный «закос» под Сапковского, (сравните два отрывка:

«— Паршивые времена настали, — разглагольствовал Велерад, попивая из кружки. — Столько всякой погани расплодилось... В Магакаме, в горах, карликов развелось несметное число. По лесам когда-то одни волки выли, а теперь упыри, всякие там лешаки, куда ни плюнь — волколак или другая зараза Русалки и Девы-плакальщицы хватают детишек по деревням — уже сотни случаев. Болезни, о которых прежде и не слыхивали. Ведь волосы дыбом встают! А теперь еще и это для полного счастья! — Он толкнул по столу свиток пергамента. — Неудивительно, что на ваши услуги такой спрос» (А.С. «Ведьмак»)

и

«Вежливо отобрав бороду, Травник продолжил разговор.

– Беспокойные времена настали. Спасу нет от всяческих чудищ. То нетопыри ребенка унесут, то клещец в буераке объявится. На болоте по ночам кикиморы воют, в сторожки скребутся. Воронье над деревеньками кружит… целеустремленно так, будто поживу чует. А всего два месяца назад до того спокойный лес был – селяне детишек пятилетних не боялись по грибы отпускать» (О.Г. «Профессия: ведьма»),

до которого Ольге Громыко как до Пекина пешком…

И еще, чисто субъективно. В заметке И. Черного в конце книги говорится о схожести Белории с Беларусью, Россией и Украиной, «своеобразном сказочно фантастическом СНГ». Согласен! Особенно видно это на примере «ВУЗа» для магов: студенты сдают зачеты за бутылку, на лекциях решают кроссворды т. д. д. (А потом исследователи удивляются: почему наши школьники показывают лучшие результаты, чем западные, в то же время как со студентами ситуация диаметрально противоположная?) Честно говоря, мне больше по душе «Универмаг» Олди (особенно хорошо прописанный в «Гарпии»).

Итоговая оценка: 6 – твердый трояк, который преподаватель поставил бы студенту за первую курсовую, в которой много «воды», некоторая хаотичность в изложении материала, отсутствие раскрытия отдельных важных вопросов (например «питание» вампиров), наконец, характерный для многих начинающих плагиат. И, в тоже время, студент (ка) старалась, зачатки чего-то более достойного есть (мир создала красивый), а значит, курсовую можно засчитать (читать).

Как ни странно, после всего выше сказанного я продолжил знакомство с похождениями Вольхи. Причин две: 1) помня отличных «Верных врагов» (более поздний роман), понадеялся, что дальше будет лучше; 2) книгу мне дали толстую (3 романа + байки), если была бы только одна, на этом мое знакомство с Вольхой бы и закончилось…

Если второй роман – «Ведьма-хранительница» я оценил на 7 баллов (книга написана более ровно, как неплохой авантюрно-приключенческий роман), то третий просто меня «добил», поставил 4.

Чем дальше – тем больше автор противоречит сам себе: если Вольха закончила школу на отлично, за курсовую по вампирам получила 5, то как она может не знать, например, об особенностях трансформации последних? Постоянно подчеркивается, что ГГ с мечом «не дружит», а в схватке в карьере она вовсю крутит восьмерки а-ля Геральт (хотя еще не давно возила рукоять меча «для вида», а тут превратись в заправского рубаку!?; в первой книге говорится, что ведьмаки – это легенда, во второй один из героев ожидает нападения оных из-за каждого угла (куста), а в финале третей Вольха конфискует «у очередного ведьмака» осиновый кол!!!

Кроме того, если первые книги Громыко пишет от первого лица, то в третьей меняет «угол обзора». И если у тех же Олди этот прием смотрится естественно, то тут создается впечатление, что автор, как неопытный студент, хочет, но не может подать материал.

Вызвало также удивление подача сносок (читал все романы в одном большом издании): во втором романе разъясняются «матюки» (тролльи ругательства), а только в третьем (!) автор подает названия месяцев, денежной единицы и должности священнослужителя. Это что, небрежность или расстановка авторских приоритетов?! Как говорится «ноу комментс», выводы делайте сами...

Наконец, О.Громыко попыталась, в подражание вышеназванному циклу Сапковского,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
написать финал, но если у А.С. «Что-то кончится, что-то начнётся» получилось немного грустно, немного смешно, но в целом очень красиво, то у Громыко – слащаво до тошноты.

Впечатление от романов про Вольху такое, что автор разрывалась между реализмом в духе «Ведьмака» Сапковского, сатирой Пратчетта или юмористической фэнтези Асприна. В итоге получилось не понятно что.

Вывод: читайте лучше «Ведьмака», «Плоский мир» или МИФы!

P.S. Оценку циклу в системе сайта не поставил, так как не стал читать „байки”; итог же трех романов = 5 баллов из 10 («ПВ» — 6; «ВХ» — 7; «ВВ»- 4).

Оценка: нет
– [  10  ] +

Иэн Бэнкс «Алгебраист»

mx, 11 марта 2012 г. 23:35

Книга очень понравилась! Интересный, насыщенный, стремительный и непредсказуемый сюжет (автор подводит под одно, читатель вроде бы догадывается что будет, а потом рааааз и все не так ребята!), однако при этом все логично, все состыковывается, концовка изумительна и правдоподобна; грамотно написанный, умный текст (хоть разбирай на цитаты), удивительный мир (очень надеюсь, что Бэнкс вернется к нему, пускай и с другими героями), стиль совсем не так сложен, как меня пугали в некоторых отзывах, читается на ура. Грустно было одно – когда книга закончилась, а я такие чувства в последнее время испытываю не часто (бывает, читаешь роман, и думаешь, как бы его добить, и начать что-либо другое).

В итоге твердые 10 баллов без раздумий, и место на полке рядом с «Песнями Гипериона» Симмонса и «Ложной слепотой» Уоттса.

Отдельное спасибо Эксмо за хорошо (есть отдельные опечатки/неточности) изданную книгу: хороший перевод, оформление и, что я оценил, так это разделительную точку с черточкой внизу между условными главами (сами придумали или на Западе взяли?), когда я понял, что это означает, почувствовал себя

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на месте Фассина, ключик был-то рядом
!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Дэн Симмонс «Друд, или Человек в чёрном»

mx, 17 июня 2011 г. 20:55

Роман не просто понравился, но и произвел сильное положительное впечатление. Симмонс в очередной раз сумел удивить, удивить своим мастерством. Не так уж много писателей, создающих произведения в различных жанрах, но неизменно поддерживающих высокую планку мастерства (Так, даже в таком эпизоде объемом в 1-2 стр. как казнь Султана автор заставил меня прочувствовать всю трагичность ситуации, — этот момент можно выделить в микро рассказ — шедевр)

Пересказывать сюжет не буду, просто отмечу, что узнал много нового и интересного как про жизнь и труд двух английских авторов, так и про «творческую литературную кухню». При этом Друд пошел легче, чем Террор, возможно потому, что тут нет атмосферы безысходности (это не значит, что Террор мне понравился меньше, просто они по-разному и про разное написаны). Было интересно, как автор вел повествование от имени Билли Уилки Коллинза, и особенно как все стало с ног на голову (или наоборот) в конце (не буду спойлерить, но я имею ввиду первые страницы, где Коллинз задается вопросами относительно чего мог бы и нет сделать Диккенс, и что в итоге получилось в конце книги, при чем Коллинз, в отличии от читателя, этого так и не понял).

Это не Террор, и уж тем более не Гиперион, но это Симмонс :appl:

P.S. Для ценителей творчества этого автора лучше сначала читать Террор, так как в Друде будут спойлеры из предыдущего романа.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Роджер Желязны «Творец снов»

mx, 20 августа 2007 г. 12:59

Это 18 или 19 произведение Желязны, которое я прочитал, и могу сказать — самое трудное из всех. Я понимаю конечно, что оно «отличается свойственным раннему периоду творчества автора глубоким психологизмом, тонким проникновенным лирическим стилем», но мне не понравилось. Начало вроде ничего, потом трудно, потом даже где-то интересно, но не то... хотел бросить, но заставил себя дочитать и быстрее, чтобы начать что-то новое и интересное.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Филип Дик «Помутнение»

mx, 27 января 2013 г. 21:45

После прочтения пятого произведения Ф. Дика, этот автор вошел в число моих любимых. Произведение потрясает, после него, как после некоторых шедевров Желязны, не хочется читать что-то другое, а хочется ходить и жить с этой книгой или, как вариант, тут же перечитать еще раз... Роман относительно небольшой, но емкий, цельный и цепляет очень сильно. Проблема наркотиков и наркомании актуальна была тогда, актуальна и сейчас, даже более, тогда еще не было СПИДа. При этом как пишет сам Дик, роман не назидательный, он показал нам следствие... И еще, роман читается очень легко, и в отличии от той же социальной фантастики уважаемых Дяченок, депрессию не вызывает. Дик удивительный писатель, сумел подать все так, что я прочувствовал и драму, и грусть, но все равно свет остался.

Возникли трудности с возрастной классификацией, так как не детская, понятно, но и не только для взрослых. Я думаю такое произведение надо читать в подростковом возрасте, возможно тогда оно кому-то не даст соскользнуть во тьму....

Оценка: 10
– [  9  ] +

Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

mx, 13 июля 2011 г. 21:13

Вот я и начал знакомство с творчеством одного из выдающихся фантастов. Первым стало именно это произведение, и не потому, что оно одно из самых знаменитых, а по той простой причине, что первым помещено в сборнике ШФ.

Прежде всего, нужно отметить, что, как, наверное, и многие другие читатели, я ассоциировал роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» с фильмом Р. Скотта «Бегущий по лезвию бритвы». И если до прочтения книги я считал фильм близким к шедевру, то после прочтения, и повторного просмотра фильма я уже не испытывал особенного восторга от этой киноленты. Почему? Да потому, что книга гораздо более глубокая и интересная. Более того, они приходят к противоположным выводам. Ф. Дик в своем романе, который совсем не случайно назван «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», показал, что андроид, при всем старании, не может очеловечиться. Обе сюжетных линии, главная с охотником, и вторая, с аномалом, подводят к этому выводу. И совсем не случайно книга начинается с семейной стычки ГГ, и заканчивается… не буду спойлерить, но вывод таков, что стерва-жена лучше, чем самый милый андроид.

Не смотря на изображенное в книге печальное будущее, роман не показался мне мрачным, по-своему он даже светел, а самое главное, очень человечен.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Брендон Сандерсон «Пепел и сталь»

mx, 5 июля 2011 г. 17:44

Роман сравнительно молодого автора Б. Сандерсона «Пепел и сталь» безусловно, заслуживает внимания. Довольно интересный сюжет, который буквально с первых страниц увлекает читателя, группа героев, среди которых два главных – бывший непревзойденный вор Кельсер, а ныне <…> и шестнадцатилетняя Вин – в начале член воровской шайки, а потом <…>. Мир поначалу кажется дольно однообразным, однако читая далее, понимаешь, что он таков не из-за недостатка авторского воображения, а именно благодаря авторскому замыслу. На этом фоне великолепно выглядит описанная Б. Сандерсоном система магии – вроде и не слишком сложная для восприятия читателем, и в тоже время она безусловно интересна и оригинальна.

Возможно книге не хватает какого-то неуловимого задора, например, который был у Д. Батчера в «Фуриях Кальдерона», и который иногда называют не совсем хорошим словом «приключалово». Однако Б. Сандерсон, на мой взгляд, написал произведение, которое в своем жанре можно сравнить с кандидатской диссертацией: все четко, обоснованно, в соответствии с планом. Это можно рассматривать и как плюс, и как минус. Но, не смотря на некоторые провисшие моменты (которые я уже и забыл, так что не стоит и упоминать о них), твердые девять баллов, если судить умом, а не сердцем, роман заслуживает.

В конце хотел бы упомянуть о том, что больше всего понравилась, извините за тавтологию, концовка, а если точнее, то завершение линии одного из двух главных героев:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
никогда еще не встречал так убедительно обоснованной смерти положительного главного героя, прочитав о которой и поняв его (Сандерсона-Кельсера) замысел, убедился в необходимости оной, и даже где-то возрадовался.

P.S. Будучи частью цикла «Mistborn», Пепел и сталь воспринимается как вполне самостоятельное произведение, и, в отличии от тех же «Фурий Кальдерона» Д. Батчера, где в концовке противоборствующие стороны разошлись после первого столкновения, готовясь к продолжению противостояния, герои Б. Сандерсона завершили свою битву.

P.S.P.S. Книга издана просто великолепно, с хорошим переводом, на хорошей бумаге, с красивой иллюстрацией на обложке. Хотелось бы увидеть продолжение…

Оценка: 9
– [  9  ] +

Кодзи Судзуки «Звонок»

mx, 4 апреля 2008 г. 15:58

Отличный цикл, по моему мнению, шедевр жанра. Не буду сравнивать, но убежден: не слабее С. Кинга и других мэтров жанра. А сравнивать не стоит, так японский хоррор и американский или европейский (т. е. западный) это, извините за банальность, «две большие разницы».

Звонок, Звонок – 2 – написаны в жанре хоррор, обоим ставлю по 10.

Звонок – 3 круто меняет все представление о первых двух книгах, это скорее не хоррор, а НФ (когда читал, вспоминал фильм Матрица и 13 этаж). Очень интересно, но не так легко читается как первые две книги: 9 баллов.

Звонок – 0 (Рождение): по сути, разжевываются отдельные моменты трех других книг. Честно скажу после предыдущих книг просто домучивал, хотя, прочитав, не пожалел, 7 баллов.

И все таки всему циклу, не смотря на вышеизложенную арифметику, можно (нужно!) поставить 10, так как это действительно супер!!! Куда там фильмам, из которых просто сделали классные ужастики (кстати, яп. Звонок-2 не по книге, а вот яп. фильм «Спираль» по книге, т.е. у самих японцев 2 «вторых звонка»).

Цитата К. Судзуки: «Я бы очень хотел, чтобы после фильмов «Звонок» и «Звонок-2» сняли фильм по роману «Звонок-3»…»

… Думаю вряд ли, так как (повторюсь) превратив фильмы в ужастики, трудно снять еще один по третей по книге, которая написана в немного другом жанре, и перевернула обе первые книги.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ольга Голотвина «Представление для богов»

mx, 10 октября 2012 г. 22:16

(Отзыв пишу на первые три книги цикла (1-й условный подцикл)).

Очень интересное, легкое, написанное грамотным языком (хорошо, когда автор не только талантлив, но и окончил редакционно-издательский факультет по специальности «редактор») фэнтези.

Созданный мир насыщен и ярок, со своей географией, флорой и фауной. У некоторых авторов бывает так, что мир вроде есть, но действие происходит на каком-то его кусочке, а остальное для фона. А здесь читатель путешествует по этому миру (даже двум, есть ведь еще Подгорный мир) вместе с героями, знакомиться как с рельефом, так и особенностями гостеприимства, кухни и религии различных населяющих мир народов.

И еще, очень важный, на мой взгляд, момент: если вдуматься, то мир то совсем не ласковый, суровый ведь мир: рабовладение, жесткая иерархия, а уж какие дела и злодеяния в этом мире в мирное то время! Да в Семи Королевствах (подчеркиваю, что в мирное время) гораздо спокойнее жить-то. И за это автору спасибо, это плюс: не стала О. Голотвина создавать красивый и добрый, «уютный» мир, а создала мир красивый, но жестокий, что придает большую реалистичность происходящему.

Разнообразие героев, умение автора так переплетать их похождения, вовремя отодвинуть со сцены одних и вывести на нее других, что не возникает чувство «сериальщины». Герои вызывают симпатию, причем не только положительные, но и, например, старая разбойница, а также, кончено же такой неоднозначный персонаж, как Айрунги. Сюжет автор закручивает лихо, темп поддерживает, скучать не придется. И все это написано грамотно и красиво. Местами напоминает стиль Олди, вот только Олди одни, а многие авторы, подражая им, начинают так усложнять текст и структуру произведения, что оно становиться просто не читабельно. О.Голотвина и здесь выгодно отличатся от подражателей моих любимых отечественных писателей, если и есть сходство, то легкое, получилось изящно и красиво (как пример, можно сказать о том, как в первой книге ненавязчиво, без усложнения структуры текста была рассказана история Орешка).

Итог: отличное приключенческое фэнтези, подойдет в тот момент, когда хочется чего-то яркого, светлого, увлекательного, и после которого не будет чувства зря потраченного времени, а появится, в зависимости от того, прочитано все или нет, легкая грусть от расставания или желание найти следующие книги замечательного автора.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Гай Гэвриел Кей «Последний свет Солнца»

mx, 6 июня 2008 г. 14:46

Роман «Последний свет солнца» был третьим (после «Львов Аль-Рассана» и «Тиганы») прочитанным мною произведением Г.Г. Кея. Прочитав первые два романа и посмотрев на количество написанных автором произведений, можно сказать, что Кей относится к своему труду очень серьезно: создает мир (пускай и на основе исторических событий), героев, которых видишь на станицах, атмосферу, которой дышишь и наслаждаешься в процессе чтения. ПСС не исключение. Да, он уступает в масштабности и драматичности «Львам» и «Тигане», но от этого не теряет своей привлекательности (странно, что рейтинг ПСС ниже остальных произведений автора; наверное многие привыкли к эпическому размаху автора, и были разочарованы ПСС).

Этот роман читался более легко, как говориться на одном дыхании, однако я бы не сказал, что он уступает названым выше, просто он другой. В меру реализма, в меру (и к месту!) фэнтази. Очень понравилось как автор построил сюжетные линии, при этом восприятие было легче, чем в тех же «Львах». Так что, если хотите хорошей, и в тоже время не слишком тяжелой литературы, читайте… Я обращаюсь к Кею время от времени, под настроение, как к глотку отличного и очень дорогого коньяка… а на каждый день можно и пивка попить.

В конце не могу не сказать про качество издания. «Эксмо», по сравнению с некоторыми другими, конечно старается держать марку, однако судите сами: эрлинги, под которыми легко угадываются викинги, называются то эрлигами, то викингами. А вот еще пример редакторской невнимательности, от которой не то смешно, не то грустно: в главе 5 правитель о. Рабади Стурл, который имел одну руку, называется то Одноруким (с. 128,129, 130, 160), то Одноногим (с. 130), то Одноглазым (с. 161)!!!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Клайв Стейплз Льюис «Конь и его мальчик»

mx, 5 мая 2008 г. 16:32

Почему у этой повести самый низкий рейтинг (мне тоже прогнозировали под 8, а я поставил 10)? Наверное многие оценили ее как «проходную», она ведь не так эпична как 2 или 4 (по которым сняли фильмы), и совсем вроде бы не необходима как 1, где рассказывается предыстория и раскрываются многие моменты. И все таки я ставлю 10: за легкость, за отлично проведенное время и хорошее настроение после прочтения :smile:. Не знаю как другие повести, осталось еще 3 непрочитанных, но эту обязательно перечитаю!

А из ГГ больше всего понравился Игого (и не говорите мне, что он не главный герой, ведь именно «Конь и его мальчик», а не наоборот!).

Оценка: 10
– [  7  ] +

Глен Кук «Орудия ночи»

mx, 6 декабря 2017 г. 22:33

Очень недооценённый цикл. Конечно, это не этапный для жанра «Черный Отряд», это скорее более ладно скроенная «Империя Ужаса»: я хоть и не читал ее всю, но по тем романам, что прочел, там видно, что писал молодой автор — много всего и сразу. В «Орудиях ночи» также много богов, колдунов (хотя тут они респектабельные члены коллегии), работяг-солдат, интриг, локаций и стремительных приключений. Но все это преподнесено более логично, обосновано, структурировано. Полюбившийся многим читателям лаконичный стиль писателя и налет черного юмора присутствуют. Это все тот же старина Кук, и это радует, хорошо, когда что-то не меняется в этом мире.

А то, что цикл не завершен, так давайте не будем пенять на автора — отказалось издательство дальше печать, плохие продажи и т.п. Это же не так, как всем известная писательница фэнтези: бросила незавершенным ожидаемый многочисленными читателями цикл, потому как ... (устала, не захотела?)... Промежуточный финал есть в каждом из четырех томов, возможно за исключением третьего, и лично я прочел все четыре романа влет и получил удовольствие.

Огромное спасибо издательству «Азбука» за качественно изданный цикл (если бы не издали произведения неизвестных авторов, я бы спал спокойно, а вот новому циклу Кука, к которому я очень неравнодушен, очень рад).

Оценка: 8
– [  7  ] +

Эрик Ниланд «Слуги света, воины тьмы»

mx, 4 декабря 2011 г. 00:45

Спонтанная покупка (сразу после выхода книги и прочтения выдержки из рецензии на фантлабе) романа неизвестного мне автора, в нынешних экономических реалиях для меня была немного странным поступком. Но через несколько месяцев после покупки пришло время и настроение прочитать роман Эрика Ниланда…

Книга произвела очень хорошее впечатление, подарила мне несколько приятных вечеров, оставила своеобразное послевкусие и желание читать цикл дальше.

Понравились герои, в которых веришь (подростки ведут себя именно как подростки, мыслят и совершают соответствующие поступки) и за которых переживешь (при чем автор заставил меня болеть не только за двух главных ГГ, но за других (вот уж не думал, что буду желать удачи Люциферу)).

Сюжет интересен, автор создал мифо-религиозный коктейль, получилось здорово и совсем не скучно, а главное правдоподобно, до такой степени, что вместе с героями начинаешь верить в

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
говорящих крокодилов
Плюс автор в некоторых моментах сумел приятно удивить меня, есть очень интересные находки. Да где-то похоже на Желязны (и не только на Амбер), где-то на Последнего стража Эвернесса Д. Райта. Но, как мне кажется, роман Ниланда будет посильнее романа Райта, прежде всего за счет структуры. Если в Эвернессе были явные перегибы в сторону драйва и мочилова в конце, то у Ниланда динамика распределена более равномерно, более правдоподобно. Я бы сравнил «Mortal Coils» по качеству написания с романом Страуда «Амулет Самарканда».

Качество издания почти на высшем уровне, оформление почти аналогично американскому, за исключением (ложка дегтя – на фига козе баян, т. е. Фионе бейсболка), того, что у Фионы в романе был обрез переломной двустволки и не было бейсболки (американцы в своем издании в этом отношении более точные). Я бы не цеплялся, если бы книга была проходная, а так как очень даже понравилась, то хочется совершенства. Переводчик (опытная госпожа Сосновская) также не подкачала, хотя шероховатости есть.

Итог: яркий, увлекательный и насыщенный (без переборов) действием и интригами роман, на который стоит обратить внимание прежде всего поклонникам Р. Желязны и Д. Страуда.

Роман завершенный, но история будет продолжена и развита; в последней части автор закладывает новую интригу на следующий том. Тут нет явного обрыва истории как в Последнем страже Эвернесса, скорее можно сравнить с упомянутым выше Амулетом Самарканда; герои решили свои проблемы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(в нашем случае ГГ — Элиот и Фиона — думают, что решили, но автор показывает, что это далеко не так, и мне как раз очень понравился этот момент, вроде как слащавый финальчик, награда ГГ, а потом бах! смертный приговор)
но понятно, что будет продолжение.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Патрик Ротфусс «Имя ветра»

mx, 20 апреля 2011 г. 21:55

Не плохо, учитывая, что это проба пера, однако есть примеры и более удачных дебютов.

Если коротко: мир автор прописывает постепенно, через разговоры и рассказы героев, сказки и легенды – мне такой ход понравился.

Герои получились неплохо, стиль легкий, а вот сюжет подкачал – иногда скучновато, иногда просто не веришь, т.е. для реализма слишком не естественно, а для сказки слишком реально. В рецензии Мир Фантастики приводились положительные отзывы мэтров жанра. Так вот у той же Хобб в Сыне солдата я верил в то, что происходило с героем во время его учебы в академии и сопереживал ему, а в то, как Квоут учился в университете – нет. Все у него легко получается, даже без доступа к архивам! Нужен злодей – вот вам богатенький гад, плоский до неприличия.

Справедливости ради надо сказать, что есть и хорошие моменты, например первая любовь ГГ описана очень хорошо: без лишних соплей и без пошлости, да и сам объект любви – Денна – очень интересный персонаж.

Еще два, на мой взгляд, негативных момента. Во-первых, автор, стараясь отойти от штампов в жанре, хочет преподнести читателю сюрпризы там, где он (читатель) ждет совершенно другого. Все бы хорошо, если бы перед каждым таким эпизодом ГГ не акцентировал внимание на этом (а вот если бы это была сказка, то было бы то-то, а вот если бы это была героическая баллада… ). Во-вторых, начали раздражать постоянные фразы: «вы не получите даже отдаленного представления», «вы не поймете», «Вы не сумеете понять», «Если вы не понимаете», «поверьте, что вы не знаете и половины всего», «вам этого не понять», «не понять этого» (это из текста!).

Итог: от книги года по версии Фантлаба ожидал большего (надо сказать, что победителям предыдущих лет — Террору и Ложной слепоте я поставил по 10). Долго думал, какую поставить оценку, и решил не завышать – 7.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Гарри Гаррисон «Стальная Крыса идёт в армию»

mx, 14 января 2011 г. 15:34

Из пяти первых (?) произведений про ди Гиза, вошедших в 1й том Шедевров фантастики, это мне понравилось больше всего (следует заметить, что из серии про СК к безусловному прочтению обычно рекомендуют первые три книги, однако какие именно – по году выхода или по хронологии? Данная книга вторая по хронологии и пятая по году выхода). В отличии от Рождения СК (которую обязательно читать перед «СК… в армию», т.к. они взаимосвязаны), которой я поставил 7, в этой книге все как говориться, на своем месте, и сюжет и, герои.

Очень понравилось, как автор прошелся по армейским порядкам, чего стоят такие высказывания, как

«…я направился прямо в гнездышко этих распрекрасных птичек — офицерский клуб. Найти его было не труднее, чем пивную, благодаря пьяным, которые тащились в противоположном направлении. Армия есть армия: чем выше твой ранг, тем крепче твоя выпивка. Миновав двух майоров, цепляющихся друг за друга, полковника, блюющего на живую изгородь, и неподвижно лежащего в канаве капитана, я увидел впереди клуб»

или

«Мы вышли из клуба, пробрались между машинами, куда загружали алкоголиков с погонами офицеров, и побрели по дороге».

Оценка: 9
– [  7  ] +

Дэн Симмонс «Песни Гипериона»

mx, 30 января 2009 г. 17:13

Цикл «Песни Гипериона» безусловно шедевр научной фантастики (поднимает важные цивилизационные, культурологические, религиозные. этические и др. проблемы) и каждому, кто увлекается этим жанром, а также просто интересуется/занимается наукой, рекомендовал бы прочесть.

Романы местами довольно сложные, читал не быстро, но вдумчиво. После прочтения остались вопросы, но наверное так и должно быть в серьезной книге.

Спасибо посетителям сайта и рекомендациям FantLab.ru., которые «навели» меня на этот цикл.

P.S. В «Независимой газете» был опубликован список книг «100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ-Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру», куда, на мой взгляд (думаю многие со мною согласятся), нужно было включить (ведь есть же в списке такие этапные произведения как «Дракула», «Властелин колец» и др.) «Песни Гипериона».

Оценка: нет
– [  6  ] +

Карл Шрёдер «Вентус»

mx, 6 июля 2016 г. 10:00

Роман напомнил мне произведения из цикла «Сфера Гаеан» Д. Вэнса, в том смысле, что у Шрёдера получилось оптимальное сочетание умной социальной-философской НФ с захватывающими приключениями, и все это написано хорошим стилем (да и перевод достаточно хорош). Произведение объемное, состоит из трех частей, каждая со своим промежуточным финалом (можно снимать кинотрилогию). При этом сюжет разгоняется, запутывается и достигает такой развязки, что хочется воскликнуть ай да Пушкин, т.е. Шрёдер! и далее ... При чтении моя оценка менялась от 7-8 к 9, а потом к твердой 10.

К произведениям, названым FixedGrin, можно также добавить «Дождь забвения» Рейнольдса (игры человечества с нанотехнологиями, правда если Рейнольдс пессимист, то Шрёдер все-таки оптимист) и «Слуги правосудия» Леки («я была кораблем, а стала женщиной», ну почти...). При этом оба произведения также написаны позже.

P.S. Очень бы хотелось увидеть переиздание романа в достойном оформлении и с комментариями в одной из современных серий, например в «Звездах научной фантастики». А что, «Вентус» вполне достоит стоять на полке рядом с романами еще одного канадца, недавно (пере)изданными в названой серии.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Дэйв Дункан «Золочёная цепь»

mx, 22 октября 2015 г. 10:13

Мое первое знакомство с автором. Да, раньше знал о нем, но как то проходил мимо (некоторые книги так и нечитанные были выставлены на полку продаж). Последнее время я переключился на чтение фантастики, но вот мозг потребовал отдыха, захотелось фэнтези... Но фэнтези не эпического, со множеством героев, сюжетных линий, зубодробительными системами магии и т. п. (новое издание Эриксона до сих пор стоит на полке непрочитанное). И в тоже время хотелось качества. Выбор пал на «Золоченую цепь» Д. Дункана.

Что сказать? Великолепно! Хороший авторский стиль, читается легко и с интересом, увлекательный, хорошо закрученный (но не «перекрученный») сюжет, живые, «не картонные» герои... Надо заметить, автор пишет по-доброму, но без слюнтяйства (можно сравнить с Р. Джорданом) — это не наивное фэнтези, но и не жесткое. Единственное чего мне не хватило, так это чуть-чуть более детального описания окружающего мира.

В целом – роман очень понравился, как и автор — возможно его относят к середнячкам, но пишет Дункан хорошо, профессионально, а не «тяп ляп», и одновременно очень интересно, увлекательно. Продолжение читать буду (может быть и пересмотрю оценку, поставлю 10, а не 9).

P.S. если представить себе, что роман «Золоченая цепь» переиздали и выпустили буктрейлер, то музыкальным сопровождением к нему я так и слышу песню Верещагина из к/ф «Белое солнце пустыни» (заменить девять граммов в сердце на девять дюймов стали): на жизненном пути главного героя романа будет разлука и удача, чужбина и победа… и сэр Дюрандаль вполне мог бы вздохнуть и сказать «Не везёт мне в смерти повезет в любви!»

Оценка: 9
– [  6  ] +

Проспер Мериме «Кармен»

mx, 4 января 2012 г. 00:39

«Кармен» это, прежде всего интересная новелла о любви, в частности о том, что женщина может сделать с влюбленным в нее мужчиной, а также на что способен в такой ситуации мужчина. Во вторую очередь данная новелла – это исследование П. Мериме о цыганах (чему посвящена последняя, 4-я глава).

Оценка: 9
– [  6  ] +

Гарри Тертлдав «Император для легиона»

mx, 30 апреля 2011 г. 23:49

Вторая часть романа-эпопеи «Хроники пропавшего легиона» мне понравилась больше чем первая (первой поставил 8). В «пропавшем легионе» автор, на мой взгляд, пожертвовал приключенческой составляющей ради достоверности, т.е. Тертлдав очень логично все обосновал, но, как я говорил в отзыве на первую часть, началу эпопеи не хватало искры, которая бы заставила меня сопереживать героям. Это было необходимо, и вторая часть, благодаря хорошей основе, получилась просто замечательная.

Да, тут несомненное сходство с ЧО Кука: военная тематика, дух армии и товарищества; пополнение своих рядов, вместо погибших товарищей (в том числе людьми, для которых больше никуда); лекарь Горгидас, который пишет историю событий (вспомнили, кто был летописцем первых книг о Черном отряде?) на греческом языке (а потом через столетия легендарный отряд наемников-римлян (или риНлян) будет искать свой Хатовар, в данном случае Рим, и ломать голову над загадочными текстами, написанными на неизвестном языке)… В этом контексте, стоит упомянуть атмосферу первых глав второй части «Хроник пропавшего легиона», когда бесхозный легион бродил по просторам Видесса.

Автор по-прежнему много внимания уделяет миру, солдатскому быту (показывая специфику именно римлян), но ровно столько, сколько необходимо т.е. без занудства. Стиль остался на уровне первой части (кратко и ёмко, читать легко и приятно), а сюжет стал заметно интересней, внимание распределяется между делами державными и личными, причем последние показаны довольно реалистично (особенно взаимоотношения Трибуна и Хелвис).

Итог: грамотно (с точки зрения древней истории), интересно написанная книга, = твердая девятка.

P.S. Читал инфо, что Тертлдав пишет (или будет?) 5 книгу. Не знаю, как оценю этот роман-эпопею, и чем закончится, но было бы здорово, с учетом высказанного мною во втором абзаце, увидеть события через много-много лет , в центре которых легендарный отряд наемников-римлян.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Правило имён»

mx, 10 августа 2007 г. 17:01

Отличный рассказ, не без юмора. К тому же один из героев потом «всплывает», вернее «взлетает» в «Волшебнике Земноморья», так что можно читать его ДО основных романов цикла.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Терри Гудкайнд «Первое правило волшебника»

mx, 21 мая 2011 г. 23:34

Хороший роман, если подойти к нему с соответствующим настроем, и знать чего хочешь от данной книги. Мир ограничен тремя относительно небольшими территориями, но прописан достаточно интересно и не тускло (тут скорее сыграло умение автора особо не перегружая сюжет подать необходимую для восприятия информацию). Герои, хоть и разделены на плохих и хороших, довольно любопытны, и следить за их приключениями интересно. Особенно понравилось, что ГГ прежде всего работал головой, а не тем самым знаменитым Мечом Истины. Сюжет увлекает (хотя отдельные эпизоды и показались слегка затянутыми), понравилась концовка, так сказать «финальная битва» или, если без кавычек, то битва разумов.

Учитывая отдельные погрешности (ИМХО) 9 баллов. Вполне можно почитать и на этом остановиться. Дальше читать не буду, по крайней мере до прочтения Колеса времени Джордана.

P.S. Однозначно только для взрослых; некоторые сцены (не эротические, а насилия) будут похлеще, чем в Громберландской легенде Креса.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Гарри Тертлдав «Пропавший легион»

mx, 26 апреля 2011 г. 19:33

Мне скорее понравилось, чем нет. Конечно, на фоне глубоко прописанных эпиков втор. пол. 90-х — 2000-х гг. изложение выглядит довольно простовато, но тем не менее своя привлекательность есть: сюжет (наши — не крутые парни с огнестрельным оружием, а римляне, история которых меня захватывала еще в студенческие годы (в исторической реконструкции сражался в армии Помпея)); мир, в который автор вводит читателя, и на который читатель ошеломленно смотрит глазами римских легионеров; стиль – простой, но не примитивный, позволяющий просто расслабиться с хорошей книгой… Герои, да герои возможно предсказуемы, и разделены на отличных наших, плохих чужих, и просто для массовки. Но и это, если не ждать от автора каких-то особых сверх идей, не разочаровывает.

Итог: хорошая книга для отдыха, которой, на мой взгляд, не хватает искры, заставившей бы читателя испытывать более сильные чувства. Продолжение читать буду (его просто необходимо читать, так как это, по сути, только первая часть). Оценка где-то ближе к 8, с поправкой на год (1987) ставлю 8.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Гай Гэвриел Кей «Сарантийская мозаика»

mx, 24 февраля 2011 г. 18:03

Замечательное произведение одного из любимых авторов. Г. Г. Кей написал относительно немного, но каждое его произведение (из прочитанных мною) выполнено на высоком уровне и читается с большим удовольствием.

«Сарантийская мозаика» – не исключение, даже более того, я поставил этому роману , как и «Тигане», высшую оценку.

О романе. Образы героев – достоверны, в них веришь, их видишь, им сопереживаешь . Мир – знакомый мир двух лун, за которым легко угадывается реально существовавшие земли и государства (при этом я не согласен, что это альтернативная история Земли, ведь все-таки, например, Сарантий и Варенна)… Сюжет, поначалу не слишком сложный, разгоняется и не отпускает, повороты неожиданны и непредсказуемы. При этом книга написана на очень высоком уровне, читается легко, иногда понимаешь, что надо приостановиться, чтобы получить удовольствие от каждой страницы, но не можешь, настолько затягивает развития событий… (В этом романе, в отличии от других из мира Джада, основные события разворачиваются не на фоне военных (Последний свет…, Львы…) или партизанских (Тигана) действий, хотя призрак (угроза) войны присутствует).

В целом прекрасный (и своеобразный) роман талантливого писателя.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Элеонора Раткевич «Деревянный меч»

mx, 27 декабря 2007 г. 18:22

Самый положительный отзыв — первой книге (уже написал, повторяться не буду), «Деревянный меч» — просто супер «10«! Вторая книга («Рукоять меча») — хорошо, третья — «Меч без рукояти» — неплохо. Мне дали почитать «3 в 1», думаю «Деревянный меч» можно даже себе купить и перечитать, а остальные — нет.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Роджер Желязны «Князь Света»

mx, 3 сентября 2007 г. 14:54

Сложный и в тоже время очень интересный роман для вдумчивого чтения (сумел растянуть удовольствие на пять вечеров), котрый можно отнести к шедеврам творчества Желязны.

Понятно откуда Дж. Коуль (он же Дмитрий Колосов) взял идею для своего цикла «Атланты» (особенно касается 2-й книги «Атланты. Воин»). Только у Коуля пришельцы играют в богов на Земле, а тут наши перенесли опыт в мир иной. Да и Олди, надо сказать, не прошли мимо этого романа Желязны.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ник Перумов «Семь Зверей Райлега»

mx, 16 ноября 2018 г. 17:23

А мне понравилось. Интересный мир; увлекательный сюжет; может быть и не новый набор героев, но они подобраны хорошо (понравились Терн и Алиедора, а также в концовке первой книги произвели впечатление сидха и алхимик). Интересна также структура трилогии: первый роман типичный квест со всеми вытекающими, неспешный и ненапряженный, с юмором. Второй – с оттенками дарка, постоянное напряжение и высокая динамика. А третий соединил в себе черты первых двух. В общем, время за чтением трилогии я провел хорошо, за что и говорю спасибо автору.

P.S. в чем-то пристрастия Н. Перумова не изменились: хоть некроманты здесь и не такие, как в эпопее про Фесса, однако автор им явно симпатизирует. И в то же время он знатно поиздевался над господами магами из Навсиная – я получил огромное удовольствие от описания собраний лучших из лучших пользователей Высокого Аркана.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Брайан Макклеллан «Кровавый завет»

mx, 15 августа 2015 г. 18:25

Великолепный дебют молодого автора. Роман очень интересный, читается влет и заставляет бежать за продолжением. Очень хорошие описания местности и героев, одежды и оружия (чувствуется влияние Джордана, которым автор увлекался еще будучи подростком, хотя в отличии от автора КВ Макклеллан дает краткие описания, которые необходимы для представления картинки). Сюжет закручен, интрига есть, но в конце автор многое раскрывает, что радует, так как видно нацеленность на трилогию, а не бесконечное число книг. Много приключений, магии, драк и т.п. Крови льется немало, но без смакования подробностей и упоения насилием. Опять таки влияние скорее Джордана-Сандерсона, чем Мартина-Аберкромби. Соглашусь с Green_Bear по поводу эмоциональной составляющей, но спишем это на дебют. Есть некоторые мелкие огрехи, которые я готов простить за доставленное в процессе чтения удовольствие. Промежуточный финал есть, но это только первая книга трилогии (в отличии от романа «Пепел и сталь» Сандерсона, который в целом самодостаточен).

Читать продолжение буду, возможно даже повышу на балл оценку, когда буду оценивать трилогию в целом.

P.S. от 23.10.16. Перечитал роман (на сегодня дочитал и вторую часть), и решил добавить балл, так как впечатления и через год остались положительные.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Роберт Джордан «Рог Дагота»

mx, 24 июня 2015 г. 13:19

Не могу не согласиться с elent, которая написала, что «Джордановский Конан привлекает именно тем, что он Конан».

Отличный роман от автора Колеса Времени. Антураж великолепен, картинка прямо перед глазами (подземелья, замок колдуна, дворец и природа), сюжет увлекателен... В наличии имеются: честные воры; женщины — прекрасные, страстные и коварные, наивные и добрые, воинственные и верные; колдуны — злые и относительно (по меркам Конана) порядочные... Всем поклонникам говардскового Конана рекомендуется к прочтению. Оценка 9, а не 10 только за «игру на чужом поле».

P.S. Фильм смотрел в детстве, поэтому он не оказал влияния при чтении. Сейчас начал пересматривать фильм, вывод таков: Джордан наполнил сюжет интригой и логикой, сделал из наивного фильма характерный «говардовский» роман.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Джим Батчер «Фурии Кальдерона»

mx, 24 апреля 2011 г. 00:30

Роман хорош. Не шедевр, но и не штамповка. Поскольку шедевров у нас не много, на данное произведение стоит обратить внимание.

Мир раскрывается постепенно, возможно он не полностью прописан, но с учетом замаха на цикл и локальность действия в первом романе, этого вполне достаточно для восприятия. Стиль прекрасный, воздушные фурии несут сюжет стремительно с первых до последних страниц, — прочитал книгу взахлеб. Герои интересные, и тут, к мнению о схожести «Фурий…» с «Королевством костей…» Киза (и наличием большего ума у противников в Фуриях), с которым я согласен, добавлю, что назвать противников главных героев у Батчера злодеями я не могу, более того, иногда они также заставляют переживать за них читателя, а линия бывшего курсора мне вообще понравилась больше, чем повествование о действиях некоторых «положительных» персонажей.

Что заставило поставить 8, а допустим не 9, так это отдельные авторские огрехи, которые нельзя списать на переводчика, как например:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце книги Одиана хотела насладиться предсмертными муками Корда, но вынуждена была покинуть помещение, куда ворвались мараты; раздался крик Корда, после чего водяная ведьма сказала что-то о том, какой хороший день, т.е. она услышала крик. При этом читатель помнит, что Исана лишила ёё слуха, и вернула слух ей жена Аквитейна уже в самом конце.

Вот пожалуй и все, добавлю только, что продолжение читать хочется (но не сразу, а со временем), а перечитывать едва ли.

P.S. Книга (эпизод) логически завершена, при этом заложены основы дальнейшего развития цикла.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Питер Уоттс «Ложная слепота»

mx, 11 апреля 2011 г. 19:58

Твердая научная фантастика (современная, что, на мой взгляд, немало важно) высшего уровня исполнения. При всей сложности процесса чтения (роман «пошел» со второго раза), книга затягивает и к ней хочется возвращаться. Из-за обилия специальных терминов, больше похоже научный труд. Но автор не захотел уподобиться своему ГГ и стать «баюном для скудоумных», так что будьте готовы шерстить страницы энциклопедий…

Оценка: 10
– [  4  ] +

Макс Фрай «Лабиринты Ехо»

mx, 7 января 2009 г. 17:09

Очень хороший сериал. Именно сериал, где фразы и действия героев кочуют из произведения в произведение (я бы сравнил по ощущениям с телесериалом «Нэш Бриджес»: есть преступление, личные проблемы обаятельного ГГ и его окружения, все очень красочно, с юмором и насыщено драйвом). Где-то в конце 3 книги мой интерес начал падать, на 4-5 серии (пардон, книге) он вновь проснулся, а потом я уже начал подумывать бросить, но как всегда попался на крючок «а чем же все закончится» и домучил его до конца (конец надо признать выписан классно). Для отдыха то, что нужно, но читать 8 книг подряд утомительно, лучше разбавлять чем-то более серьезным.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Дэн Симмонс «Гиперион»

mx, 14 января 2008 г. 14:33

Книгу только начал читать, так что это не полноценный отзыв (благо, можно потом переделать), а скорее первые впечатления. Итак, следуя рекомендациям и изучением отзывов на многих сайтах сделал себе подарок на Новый год — купил в бумаге 2х2. Начал читать, после первых 30 страниц решил отложить, книга хорошая, но вроде как не идет, может не дорос я до нее :confused:. Потом думаю почитаю еще ... еще... После первого рассказа понял, что книга меня не отпускает, ну прям крестоформ прихватил меня и все... а когда прочитал второй рассказ ... ну что сказать, если б читал стоя, наверное упал бы :box:! Это действительно КНИГА, которая теперь не отпустит!!!

P.S. Граждане! Подскажите где найти карту (есть ли она?) Гипериона.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Элеонора Раткевич «Парадоксы Младшего Патриарха»

mx, 4 декабря 2007 г. 16:24

Прочитал запоем, можно сказать неплохо. Однако если ставить оценку, то тут возникают трудности. Книга состоит из четырех частей-рассказов, которым, на мой взгляд, нужно ставить разные оценки. Итак, 1 часть — 3-4 балла (идея есть, для завязки романа нормально, однако ее выражение очень слабовато); 2 часть — 8 баллов; 3 часть — 7, 4 часть — 7-8. Итого 7 баллов.

Это моя первая книга Раткевич, и как по мне, тут недостаточно прописан мир, окружение... я не говорю о детализации, но можно было хоть немного больше расписать. Как то все слишком простенько.

И последнее, может кто скажет зачем на обложке самураи?!:confused:

Оценка: 7
– [  4  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Техану. Последнее из сказаний о Земноморье»

mx, 10 августа 2007 г. 17:31

СОГЛАСЕН С «be_nt_all: ... Сказка закончилась... то что Урсула осмелилась писать и то что было после сказки — честь ей и хвала».

Когда начал читать сразу после первых трех, возмущению не было предела: так поступить с героями! А потом втянулся, осмыслил и говорю СПАСИБО автору за житейскую прозу.

P.S. Любителям сказок лучше вообще, а маленьким детям пока не читать.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Барбара Хэмбли «Драконья Погибель»

mx, 11 апреля 2011 г. 20:04

Хороший роман, не шедевр, но и не «калька». Некоторые моменты прописаны просто отлично, например противостояние героини и дракона. На мой взгляд, созданный автором образ дракона один из лучших в фэнтези: очень хорошо показана инаковость древних созданий (а не просто зло, или дружбан человека), – за это +1 к заслуженным 8.

Итог: если устали от эпиков или дарка, вполне можно прочитать этот довольно простой (но не примитивный) роман (хотя доля реализма в духе Сапковского здесь присутствует).

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роберт Силверберг «Замок лорда Валентина»

mx, 19 января 2011 г. 17:41

Неплохой роман из собрания мировой фантастики, прочитав который я открыл для себя еще один красивый, хорошо прописанный, неповторимый (!) мир – мир планеты Маджипур. Подробные описания флоры и фауны, различных рас (не эльфы, гномы и иже с ними), детальные карты (по крайней мере, в издании ШФ), интересные идеи мироустройства, все это толкает меня рекомендовать к прочтению это произведение тем, кто ценит фэнтези и фантастику.

Вместе с тем, следует отметить некоторую простоту сюжета и героев. Лично мне больше всего понравились первые 2/3 романа, последняя же треть местами шла с натугой и при этом все чаще заставляла улыбаться

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
многомиллионным битвам, где офицерами стали бывшие жонглеры (хотя с другой стороны, на планете где 8 тыс. лет не было войны, такое может быть и возможно), которые к тому же вышли целыми и невредимыми (для создания достоверности автор пожертвовал одним иностранцем (инопланетником) с пафосом описав его смерть.
В целом роман скорее следует читать, чем нет. Но не всем (не горячим поклонникам Черного фэнтези). Лично я со временем продолжу знакомство с миром Р. Силверберга и прочитаю «Хроники Маджипура» и «Понтифекс Валентин». Остальные из цикла – вряд ли.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Генри Лайон Олди «Дорога»

mx, 26 января 2009 г. 10:20

Интересное и своеобразное произведение (можно сравнить с некоторыми произведениями Р. Желязны). Необычная форма подачи материала: авторы кирпичик к кирпичику (и хоть кирпичики-то далеко не одинаковы, почему-то идеально подходят друг к другу!) выстраивают перед читателем крепкое здание, и когда читатель, в конце концов, входит в возведенный дом, он видит что работы еще много, и дом будет достраиваться изнутри, заполняться мебелью и вещами… ведь это только начало, начало дороги, начало, возможно, одного из самых самобытных циклов отечественного фэнтази (фэнтази ли?)

Оценка: 10
– [  3  ] +

Клайв Стейплз Льюис «Принц Каспиан»

mx, 5 июня 2008 г. 13:15

Это четвертая повесть цикла, прочитанная мною, и, понравилась (как и другие) тем, что она ДРУГАЯ. Если первая — вступительная — детская история, вторая более эпична, показывает противостояния Добра и Зла, третья расширяет мир вокруг Нарнии и просто дарит хорошее настроение, то четвертую по масштабу можно где-то сравнить со второй, и все таки тут поднимаются иные проблемы…

Отмечу, что прочитал «Принца Каспиана» ДО выхода фильма. Если первый фильм точно воспроизвел вторую повесть, то в «Принце Каспиане» создатели отошли от книги, но фильм от этого, за исключением некоторых вольностей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(зачем было искажать книгу, ссоря Питера и Каспиана, делая из Питера, мягко говоря, не совсем того героя, каким представил его Льюис! Далее. В книге, Насколько я помню (поправте, если ошибаюсь), когда Каспиану предложили вызвать Колдунью, то дело не дошло до ее появления, т.е. Льюис оставил вопрос открытым, возможно ли ее появление или нет. А в фильме она появляется!),
хуже не стал (мне фильм, как и книга, очень понравился).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»

mx, 15 мая 2007 г. 17:12

Отличный роман, можно сказать «маленький шедевр Большого Мастера».

Непонятны нарекания некоторых читателей на неудачную концовку. Я думаю, что концовка очень даже хороша, вполне вписывается в общий ритм романа. :nunu2:

... не ожидал, что порадуюсь за графа Дракулу. :roof:

P.S. После того, как перечитал, решил повысить оценку с 9 до 10. Интересное, лаконичное, красивое, с легким налетом грусти произведение, которое можно перечитывать каждый Октябрь, в канун Дня всех святых. Наряду с Хрониками Амбера и Князем Света мое любимое:love: произведение Р. Желязны.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Пятикнижие Корвина»

mx, 28 февраля 2007 г. 15:14

Все пять книг воспринимаю как одну, очень понравилась, одна из лучших в это жанре, шедевр!!! (Признаюсь, по ходу чтения сделал глупость — зашел на сайт про Амбер (Все дороги ведут в Амбер), сайт то классный, да что-то да узнал раньше времени (про

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оберона под маской Ганелона
, а посмотрев на фамильные карты — про
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рэндома-Короля
; очень опечалился, когда прочел на сайте про
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ослепление Корвина
, к счастью зрение в книге быстро вернулось. Вывод: читайте книгу, а уж потом смотрите в Инете картинки!).

Оценка: 10
– [  2  ] +

Андрэ Нортон «Тройка мечей»

mx, 28 марта 2017 г. 19:05

Неплохой роман из Эсткарпско-Эскорского подцикла. Хотя он стоит 6-м (после истории, рассказанной от лица трех детей Саймона и Джелиты, и именно так его следует и читать), это скорее «вбоквел» от основной истории – борьбы с Тьмой в Эскоре: события «Тройки мечей» происходят параллельно «Заклинателю Колдовского Мира».

Главных героев, от лица которых ведется повествование, двое – Йонан и Крита, оба пришли в Эскор с Лордом Хорваном, у обоих будет свой путь в этом новом для них мире. В целом роман хорош – углубление истории борьбы с Тьмой, высокая динамика, сюжетное разнообразие за счет смены рассказчика (как в предыдущей истории). Читать определенно стоит. Но оценил я этот роман ниже других произведений из цикла, за такие моменты, как постоянное передвижение героя с мечом (не кинжалом, а мечом) в зубах (!), и момент, достойный, на мой взгляд, войти в анналы фэнтези: во время битвы герой выдергивает застрявший из земли меч зубами за рукоять (!), ползет на коленях к оплетенному щупальцами другу, и нагнув голову, дёргая головой сверху вниз (!!!) принялся перепиливать щупальце (!!!!!).

Оценка: 6
– [  2  ] +

Терри Пратчетт «Пятый элефант»

mx, 10 февраля 2011 г. 17:26

Из прочитанных мною шести книг Пратчетта (5 про стражу+правда) — Пятый слон — лучшая (для меня)!

Почему? Может потому, что читал после большого перерыва, и шутки не показались приевшимися? А может потому, что это более зрелый роман автора, где не просто юмор ради юмора, а поднимаются серьезные вопросы (да, да, и раньше автор постоянно писал на злободневные темы, но было больше откровенной пародии и хохмы, а еще в первых книгах про стражу меня постоянно раздражали сравнения с современностью – самолет, лобовое стекло и т.д. )

Читать только после прочтения предыдущих книг про стражу, тогда можно получить настоящий кайф от новых приключений старых героев!

Для себя я решил, что Пратчетта буду читать дальше.

Оценка: 10
⇑ Наверх