Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «мрачный маргинал» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 января 2013 г. 12:00

В апреле 2011 г. в Киеве проходил Международный фестиваль подводных съёмок "Серебряная акула". Его почётным гостем был профессор Санкт-Петербургского гос. университета кино и телевидения Эдуард Розовский, — оператор-постановщик первого советского фантастического "блокбастера" — "Человек-амфибия", — ветеран русского и советского кинематографа, снявший в 84 года 78 лент. В числе его известннейших работ, — кроме "Человека-амфибии", — "Начальник Чукотки" и "Белое солнце пустыни".

Вот что вспоминал профессор Розовский о перипетиях съёмок нашумевшей в середине 1960-х ленты:

"Впечатлённые до потрясения первой лентой Жака-Ива Кусто, вместе с режиссёром Владимиром Чеботарёвым написали заявку на "Ленфильм" — о съёмках картины по мотивам романа А. Р. Беляева "Человек-амфибия"...

Первым шагом к началу съёмок оказалось получение операторской группой удостоверений лёгких водолазов, — с правом погружения до 40м. Первые учебные погружения в школе подводного плавания на Васильевском о-ве в Ленинграде проходили в бассейне 25-метровой глубины, — смонтированном в подкупольном пространстве одной из церквей. Учёба продлилась полгода.

"Человека-амфибию" намеревались было снимать в Красном море, однако получили разрешение лишь на экспериментальные черноморские съёмки, — в Судаке. В поисках живописных мест прошли подводным путём от Севастополя до Евпатории и остановились на бухте Ласпи, — с её чистейшей водой. Но Чёрное море — мёртвое, — без изобилия подводной флоры и фауны. Приходилось прибегать к декораторским ухищрениям, — вроде установки подводных аквариумов с маленькими рыбками, либо — строительства действующего макета акулы.

Во время съёмок заканчивались деньги. Пришлось снимать рекламный "ролик", — "Встреча с Ихтиандром". Так получили деньги на большой фильм...

По завершении подводных съёмок снова закончились деньги. К тому же сменился директор "Ленфильма", а новое начальство оказалось ошеломлено перерасходами. Крайним сделали оператора. Вызвали в Ленинград, исключили из КПСС. Грозились предъявить судебный иск на миллион рублей, однако обошлось. Оператору только пришлось заплатить за неизрасходованные остатки цветной плёнки: всё равно, мол, больше никому не нужна...

После завершения работы в съёмочной группе шутили: "Несмотря не все созданные условия, никто не утопился". Смонтированная и озвученная лента пролежала на полке полтора года — как невостребованная и никому не нужная "буржуазная фильма", — пока её не посмотрел кто-то из высокого руководства. Последовал звонок в Министерство культуры."

И фильм начал путь в рекордный по кассовости прокат и — к фантастической популярности...


"Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы

Всем на дно

Там бы, там бы, там бы, там бы

Пить вино..."

А юбилей легендарного фильма отмечаем дважды: полвека завершения съёмок и — пятидесятилетие выхода на экраны.


Статья написана 22 декабря 2012 г. 16:19

21-22 декабря 2012 г. в Харькове впервые проходил фестиваль левой и патриотической фантастики "Краснозвёздый Мост".

Событие стало приятной неожиданностью, — на фоне фактической отмены "главного" Звёздного Моста, — который обычно ежегодно проводился в сентябре и ныне переживает определённые трудности, связанные с потерей спонсора.

Первый Краснозвёздный проведён благодаря энтузиазму и бескорыстным усилиям харьковчанина Дмитрия Дудко, известного также под псевдонимом Баринов. Активный участник неокоммунистического движения в Украине, Д. Дудко призвал десятки единомышленников из Украины и России откликнуться на приглашение и поддержать первый харьковский фестиваль фантастики "Краснозвёздный Мост".

Не в последнюю очередь в проведении Краснозвёзного фестиваля помогла и поддержка Харьковского обкома компартии Украины (первый секретарь — известный в Харькове общественный деятель Алла Александровская).

Неокоммунистическое движение в Украине ныне на подъёме, и решение КПУ поддержать проведение фестиваля напрямую связано с относительной победой украинской компартии в октябрьских парламентских выборах (за коммунистов было отдано почти вдвое больше голосов, чем на прошлых выборах).

Краснозвёздный фестиваль открылся в Большой физической аудитории Харьковского национального университета, а секции работали в Харьковской библиотеке имени В. Г. Короленко и в Харьковском историческом музее.

Далеко не все приглашённые на фестиваль откликнулись приездом в Харьков, часть приглашённых ограничилась приветствиями и поздравлениями, а писатель и общественный деятель Андрей Дмитрук из Киева прислал в подарок фестивалю свои книги (новый роман "Смертеплаватели") и журналы "Искатель"-Украина.

Социальный пафос фестивалю придала особенно актуальная ныне в фантастике тема противостояния Добра и Зла.

Этой теме были посвящены и инициирующие краснозвёздную конференцию сообщения и доклады.

Выступавший на открытии фестиваля Фёдор Березин из Донецка отметил, — он и представить себе не мог, что название его авторского цикла "Красные звёзды") станет девизом-названием обновлённого фестиваля фантастики, а потому посчитал для себя символичным почти полное с фестивалем совпадение по времени с готовящемся в феврале выходом третьего тома "Красных звёзд".

Небольшой своеобразной сенсацией на открытии фестиваля стало сообщение председателя оргкомитета Дмитрия Дудко о первом украинском философе и фантасте Григории Саввиче Сковороде. (Д. Дудко, кстати, — ещё и старший науч. сотрудник музея в с. Сковородиновка).

Декабрь оказался богат на юбилеи и совпадения. Тут и близящееся семидесятилетие победы под Сталинградом, и... отмена предсказанного маскультовыми вещунами Конца Света. В одном из докладов, сделанных в историко-культурной секции фестиваля, всерьёз утверждалось, — наступление мирового катаклизма предотвратил ... непобедимый гений тов. Сталина, вдохновивший и все победы в Великой Отечественной.

Юбилею сталинградской победы (мифологии вокруг операции "Малый Сатурн") был посвящён и доклад гостя фестиваля — В. Гончарова. В той же секции было сделано и интересное сообщение о международной программе "Живая история", — по реконструкции реальных событий Великой Отечественной и, в частности, — трагических событий под Харьковом в мае 1942г.

Ф. Березин сделал интересное развёрнутое сообщение о создании противоракетного оружия в СССР.

Подробный отчёт о Краснозвёздном фестивале готовится.

Как бы то ни было, "Краснозвёздный Мост" был поспринят как воспреемник главного харьковского фант-фестиваля. Хочется надеяться, — в будущем году в Харькове станет на один фестиваль фантастики больше.





  Подписка

Количество подписчиков: 13

⇑ Наверх