fantlab ru

Все отзывы посетителя мрачный маргинал

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  3  ] +

Иван Байбаков «1941 - Работа над ошибками»

мрачный маргинал, 25 ноября 2016 г. 12:27

Неожиданный «попаданский» сюжет из лета 1941-го. Автор подробно изучил документальную историю начального периода Великой Отечественной и пришёл к выводу, что катастрофы 1941-го можно было бы избежать. Для начала следовало бы превратить Белостокский «котёл», с которого начались бедствия Красной Армии, в Белостокский оборонный узел.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Волны гасят ветер»

мрачный маргинал, 30 мая 2016 г. 08:55

Стругацкие в «Волны гасят ветер» дают объяснение, почему среди остальных цивилизаций именно земляне создали институт Прогрессоров:как раз из-за отношения к собственной истории, — прогрессорство родилось из плача по земной истории. Продолжением этой темы является ныне тема «попаданства», не реализованная из-за цензуры в советские времена и столь популярная ныне.Тот же плач по отечественной истории в разные её времена, войны и царствования...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Сергей Абрамов «Человек со Звезды»

мрачный маргинал, 16 марта 2016 г. 10:07

Вобщем-то тривиальный сюжет о контакте пришельца со звёзд с простой и доброй москвичкой — сотрудницей гостиницы неожиданно превращается в социологический «срез» неосознанных желаний советских граждан разгара перестройки. Автор делает смелый социологический вывод: «хомо советикус» имеют глубоко скрытые бессознательные желания, — от самых простых и непритязательных — до по-советски изощрённых. Мастеру, «городских фантазий» удалось воплотить неосознанные желания советских граждан периода неистребимого дефицита в зримые и наглядные метафорические образы, — вродетекущей водкой речки в средней полосе России, или накрытого в Колонном зале пиршественного «шведского стола» — до бесконечной длины «колбасного» товарняка, везущего вожделенный дефицит из столицы во все уголки нашей Родины.

Прибыший за три сотни парсек инозвёздный инспектор должен провести социологическое исследование на пригодность землян к вступлению в галактическое братство.Вот такая «городская фэнтези» постсоветских времён с далеко идущими обобщениями темы Контакта. А выводы сделают в зависимости от того, успеет ли главная героиня добраться за чсас на такси из центра в Мариьину Рощу...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Владислав Львович Гончаров «Альтернативная история — между мифом и реальностью»

мрачный маргинал, 5 марта 2016 г. 11:38

Автор с разочарованием констатирует, что ожидаемого расцвета русской альтистории не состоялось, и причиной тому — колнцентрация авторов постсоветской альтистории на двух темах:«как бы мы хорошо жили, если бы не октябрьский переворот 1917» и « как бы мы всех разгромили ,если б не 22 июня 1941г.

Другая причина бед с альтисторией — следование авторов штампам масскульта и исторической мифологии.

В заключение автор обзора приводит куцый список произведений, где российские авторы альтистории следуют сюжетной красоте и изобретательности истории реальной.

Критика, увы, остаётся справедливой и ныне.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Михаил Ланцов «Вождь. «Мы пойдём другим путём!»

мрачный маргинал, 25 февраля 2016 г. 10:44

Владимиру Ильичу Ульянову (Ленину) уже посвящены десятки альтисторических опусов, — от «попадаанских» произведений, до неожиданных детективов, где с вождём мирового пролетариата смело расправились авторы, с помощью иных вождей, инфаркта и простых «попаданцев», — и до создания образов. где Ильич так и не успел получить партийный псевдоним, потому что увлёкся сохранением династии Романовых и переделкой мировой истории. В ипостаси офицера Российского флота. И — мужа... княгини Юсуповой.

В. И. Ленин «первой волны» альтернативной «ленинианы» вышел из обширного свода анекдотов советской поры,

Во «вторую волну» вошли более сложные «Сюжеты», — где остроумно совмещались альтернативки из альтистории А. С. Пушкина с «рукотворной историей» Володи Ульянова.

Ныне авторы взялись за вождя сызнова. И куда заведёт «другой путь», — остаётся только догадываться.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Братья Капрановы «Кобзар-2000»

мрачный маргинал, 10 февраля 2016 г. 11:39

Почти два столетия спустя «Кобзарь» Т. Г. Шевченко стараниями братьев Капрановых трансформировался в антологию украинской мистики. Столь неожиданное литературное преображение является, одновременно, и открытием новых глубин национальной литературы. Братья Капрановы назвали эту особенность украинской литературы «океаном украинской мистики». «Кобзарь» вышел уже третьим изданием, в двух вариантах: условно — женская (софт) и — мужская версии (хард). «Кобзарь» — одновременно и энциклопедия ужасов, братья Капрановы тщательно собирают персоналию полузабытых жутких персонажей в разных региональных ипостасях. Если русскоязычные энциклопедии уже написаны и изданиы, в практике украинских издательств составительская работа ещё только ведётся. Так что океан украинской мистики ожидает своих будущих авторов и читателей.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Александр Михайловский, Александр Харников «В царствование императора Николая Павловича»

мрачный маргинал, 25 декабря 2015 г. 13:55

Впервые МВ попала в 1840г., — в сложное сплетение «узлов» российской истории:

в 1837 г. погиб после дуэли А. С. Пушкин,;

в 1841г. «нашей» истории погибнет после дуэли М. Ю. Лермонтов;

Далее «узелки» множатся по нарастающей, пока не завершаются событиями, о которых путешественники на МВ умолчали самодержцу в рассказе о несчастливом российском историческом сценарии.

Альтистория узлы не распутывает и не разрубает, она создаёт новое сплетение ретро-паутины.

И самое увлекательное — наблюдать за непредсказуемым пере-созданием вэб-узлов Истории. Так что авторы заложили потенциально мощный альтисторический сериал. Стоит выиграть Крымскую войну, и история империи Российской волшебно поменяется.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Марик Лернер «Цель неизвестна»

мрачный маргинал, 31 октября 2015 г. 10:42

Ну вот и добрались авторы «попаданских» опусов до Михайлы нашего Васильевича, — до Ломоносова. — Личность во многом мифологизированная, ещё в советские времена, когда дядюшка Джо велел бороться с безродными космополитами. Академик из поморов оказался идеальным образцом в пропагандистской кампании, так что известный закон получил гордое наименование Ломоносова-Лавуазье.

В нынешнюю эпоху развенчания исторических мифов позволительно и вовсе подменить известного исторического персонажа нашим современником, и заставить поработать на поприще передовой (для 18 в.) медицины. Что получится из синтетической личности, неизвестно пока и самому автору. Во всяком случае, бизнес-проект усилиями М. Лернера развивается успешно, и «Ломоносовская» партия при императорском троне начинает укрепляться, а «попаданские» цели начинают проясняться...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Александр Петрович Никонов «Предсказание прошлого. Расцвет и гибель допотопной цивилизации»

мрачный маргинал, 23 октября 2015 г. 11:53

Автор убедительно реконструирует обстоятельства доисторического супер-Апокалипсиса, погубившего глобальную цивилизацию-предшественницу, около 14 тыс. лет тому назад.

Попутно читатель сенсационного опуса получает весьма приблизительный ответ на вопрос, — какой по счёту в долгой череде земных цивилизаций является НАША, — современная: четвёртой, седьмой или... десятой. Такой «взгляд назад» заведомо лишён оптимизма. Хотя автор и успокаивает: мы не первые, но и предупреждает, — и не последние. Написанная временами бытовым суржиком, научно-популярная книга сообщает свидетельства достижений допотопной цивилизации, застигнутой концом света на уровне развития технологий «нашего» 18 века...

Автор является продолжателем темы доисторических Апокалипсисов. А пионером темы всемирных катастроф оказася в СССР А. А. Горбовский. Ему вторит с книгой «Мы не первые. Загадки древней науки» Эндрю Томас. Впрочем, тема «Цивилизации №1» далека от исчерпания. Забраться в дебри праистории пока получилось только у Говарда. А вот популяризаторы 21 века от фэнтези сильно отстают.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Александр Бушков «Вертикальная вода»

мрачный маргинал, 3 октября 2015 г. 09:35

Автор быстро и решительно закрывает застарелые проблемы. С расправой над коварными и зловредными лилипутами пространство «саги» существенно сократилось. И не похоже, что читатель обретёт новые движущие сюжет тайны. Не задуман ли близкий финал «Сварогианы»? И впредь поклонники фантаста и Сварога будут вынуждены довольствоваться переизданиями...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Эрик-Эмманюэль Шмитт «Другая судьба»

мрачный маргинал, 3 октября 2015 г. 09:29

Автору удалось успешно изъять А. Гитлера из политической истории. Альтернативная биография, разумеется, сопровождается альтернативной же историей. Без главного злодея Вторая мировая так и не началась, завершившись польской кампанией. Так что к 1970 году альтистории Германия — мощнейшая и богатейшая мировая держава, запустившая первый искусственный спутник Земли и впервые в истории высадившая на Луне немецкого астронавта.

Вроде бы благостный итог, вот только с авторской концепцией «банальности зла» осталась неясность: не верится, что не нашёлся бы иной вождь нацизма, и история не вернулась бы в своё гибельное русло...

Впрочем, хотя идея такой альтистории и не выдерживает критики, оставим писателю право на создание завлекательных иллюзий.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Станислав Лем «Послесловие к «Рассказам старого антиквара» М.Р. Джеймса»

мрачный маргинал, 15 мая 2015 г. 10:48

В «Послесловии» к серии «Станислав Лем рекомендует» составитель подробно объясняет, почему в серию своих рекомендаций читателям фантастики выбран именно Монтэг Родз Джеймс, но вовсе не Г. Ф. Лавкрафт. Ст. Лему в жанре литературы ужасов импонирует бесстрастный викторианец, — в отличие от невротика с берегов Нового Света. Истории о необычайном и ужасном гораздо эффектнее в исполнении британского автора, следующего канонам «жутких» историй, — облачённым в одежды отстранённого восприятия. И эта безэмоциональная отстранённость вызывает куда больший эффект водействия, нежели сопровождающие опусы Г. Ф. Л. многочисленные авторские восклицания.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Василий Звягинцев, Геннадий Николаевич Хазанов «Para Bellum»

мрачный маргинал, 14 апреля 2015 г. 12:45

Вас. Звягинцев впервые нашёл соавтора для своей «монокниги». «Когда нас в бой пошлёт тов. Сталин — полная переделка», — за произведением маячит новая серия, — посвящённая альтистории «события 22.06.1941». Клюнет ли на эту удочку издательство?

Число «римэйков» можно множить, вот только впечатлит ли это читателей? Показательно. что после триумфа 1992г. Вас. Звягинцев согласился вернуть всё «на круги своя». Хотя и можно вроде согласиться с более вероятным альтернативным результатом лета 1941-го, но «пионерное» произведение и до сих пор, четверть века спустя, осталось образцом альтисторической смелости.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Станислав Лем, Станислав Бересь «Беседы с Лемом»

мрачный маргинал, 5 марта 2015 г. 10:58

Станиславу Бересю можно позавидовать: столько общаться с мэтром! Из «Бесед» можно извлечь и яркие детали биографии автора, и его оценки собственных произведений и состояния польской литературы, и оценки политической ситуации. Но главная ( и самая ценная) ипостась Лема в «Беседах» — экспертная. Классик уподоблен здесь одному из своих суперперсонажей, — Голему, электронному сверхинтеллекту, способному оценить мир и ответить на любой вопрос. Увы, Бересь экспертные возможности классика использовал лишь частично, и теперь можно лишь сокрушаться, что многие вопросы оказались так и не заданы, и их уже не задашь. К тому же со временем пессимизм и скептицизм Лема лишь возрастали, а его оценки современных ему политических и культурных деятелей становились всё ворчливее и беспощаднее, — при поразительной ясности мышления философа. «Беседы» — своеобразное назидательное завещание писателя, смотревшего в грядущее без излишнего благодушия. Тем не менее, Лемовская познавательная парадигма работает и ныне, а его неуёмное любопытство продолжает оставаться беспримерным!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Мария Галина «Заплывая за буйки»

мрачный маргинал, 10 февраля 2015 г. 11:19

Герои этого произведения способны менять реальность очень простым способом, — перечитывая классику и вводя в неё новые, небывалые детали. Стоит, например. только кое-что подправить в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя, как в новой, — альтернативной, — реальности уже возникла Турецкая Советская Социалистическая республика. Вот только носители этого умения находятся под постоянным госконтролем компетентных органов...

Оценка: 7
– [  9  ] +

Василий Звягинцев «Величья нашего заря»

мрачный маргинал, 28 ноября 2014 г. 12:50

Спустя двадцать романов после «Одиссей покидает Итаку» приходится с сожалением констатировать: альтернативы Звягинцева изрядно измельчали, — после блестящего и щедро премированного альтернативного лета 1941-го — какой-то вялый штамп с подготовкой ЦРУ и Госдепом антипрезидентского переворота в нынешней России. И с исторической достоверностью не всё в порядке, — ну кто станет свергать президента, если гораздо эффективнее можно нагадить современной России всего-навсего обвалом цен на нефть.

А как многообещающе была заявлена тема: наглядно показать альтернативный мир, где Россия необратимо (с невосполнимым и окончательным отрывом) обогнала всех своих геополитических конкурентов. Но автор пока читательские ожидания обманул. Следует полагать, — российского всепланетного торжества придётся ждать ещё несколько романов...

Оценка: 6
– [  4  ] +

Станислав Сергеев «Вторая попытка»

мрачный маргинал, 18 июля 2014 г. 11:56

Среди актуальных «новаторских находок» автора обращает внимание альтисторический сценарий недопущения в историю «нэзалэжной» Украины. Если учесть, что история в сослагательном наклонении является отражением индивидуального и общественного подсознания, — сюжетный ход весьма симптоматичен.

Впрочем, в попытках «стирания истории» целых стран — с исправлением «ошибок истории» — российская фантастика ныне смыкается с реальной действительностью.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Полина Дашкова «Соотношение сил»

мрачный маргинал, 24 июня 2014 г. 12:46

Произведение автор, думается. сознательно уводит от модной ныне темы альтистории, — к более традиционному «шпионскому» роману и криптоисторическим домыслам, хотя художник в обложке запечатлел именно альтернативу, — атомный гриб над Москвой в июне 1941-го (правда, с единственной неточностью: в 1941-м «высотки» на площади трёх вокзалов ещё не было. (В «нашей» реальности она построена к началу 1950-х.)

Впрочем, интересней другое: исторический вариант, который создаёт автор. В его концепции истории вожди Германии и СССР воплощают зло настолько, что даже не приходится выбирать зло меньшее. Остаётся, по мере сил, злу противостоять. Чем и занимается секретный сотрудник Сталина, — референт-переводчик, по собственному же (и авторскому) определению, — «говорящий карандаш» при вожде. Именно от этого полу-фантастического «говорящего карандаша» и зависит, пойдёт ли история по худшему, чем «у нас» пути, — или же свернёт в привычном нам направлении «атомной гонки» 1940-х. Таков постмодернистский литературный фокус, и автор, вместе с главными героями, с успехом выполняют функции, так сказать, «полиции истории», — в попытках исправления досадных её отклонений от «нормального» хода.

Криптоверсия автора оказывается, хотя и драматичной, но всё же менее интересной, чем происходившее в истории реальной и состоявшейся, где фюрер лично запретил заниматься военными разработками, не дающими немедленных результатов. Такое ограничение поставило жирный крест на немецкой атомной программе. К тому же Гитлер был настолько уверен в торжестве «блицкрига» против СССР, что ему наверняка даже в голову не приходило озаботиться для победы приобретением сверхоружия. Зачем, если всё должно было завершиться триумфом ещё до зимы 1941-го. Обширные домыслы насчёт «Бомбы Гитлера» остаются по ведомству «альтернативщиков» и составляют целую интернациональную библиотеку с чёрной темой победившего нацизма...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Тим Пратт «Невероятные мечты»

мрачный маргинал, 21 июня 2014 г. 16:39

Произведение нетривиально и интересно тем, как автор вводит читателей в мир параллельной культуры, не останавливаясь на необязательных и нудных описаниях реалий альтернативного мира. О его свойствах и обстоятельствах можно догадаться лишь косвенно, — по снятым (и не снятым) в иной Вселенной фильмам. В центре повествования — поведение двух кино-фэнов в экстремальной ситуации на грани двух случайно соединённых миров. Невольно становишься на место главных героев, — а хватит ли смелости — ради своего страстного увлечения сможешь ли ты отважиться очутиться (быть может, безвозвратно) в соседней Вселенной?...

Следует отметить и тщательно выполненный и со знанием дела и кинематографа откомментированный русский перевод, — своеобразное образцовое послесловие к произведению. Жаль, что в Фантлабе нет пока возможностей оценивать именно переводы.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Александр Бушков «Король и его королева»

мрачный маргинал, 16 июня 2014 г. 12:57

Помнится, как во время второго своего посещения Хелльстада Сварог (вместе с Марой) — в пансионе для высших морских чинов — обнаруживает чудом сохранившиеся образцы «доштормовой» продукции тамошнего литературного масскульта, — и с каким увлечением глав. герои, не отрываясь, читают древние книжонки в пёстрых мягких обложках. Этот эпизодик является невольным а в т о ш а р ж е м, — автор, по существу, воспроизводит реакцию читателей и на свои собственные произведения. Стоит читателям только приоткрыть обложку — и они уже обречены — искусством автора — «проглатывать» предложенный сюжет, как говорится, — «от корки до корки».

Таковым мистическим свойством обладают в российской фантастике лишь опусы А. Бушкова, и только ему читатели согласны простить дальнейшее сокращение длины очередных текстов продолжения «Сварогианы». Чувствуется приближение развязки и — момента прощания с любимым героем...

Оценка: 6
– [  5  ] +

Александр Санфиров «Царёв врач, или Когда скальпель сильнее клинка»

мрачный маргинал, 27 мая 2014 г. 10:24

Великий Марк Твен ещё в конце позапрошлого века предначертал лаконичную формулу увлекательности «попаданских» опусов. Ей следуют и поныне.

Вот и пластический хирург из 21-го столетья неспроста очутился при дворе царя Иоанна Васильевича. Очень кстати разоблачены иноземные отравители, и столь же своевременно удалось подлечить Грозного царя, а заодно — и его сына, да и прогрессирование параллельной российской реальности идёт не менее энергично и успешно, чем у небезызвестного янки при дворе легендарного короля.

Change-the-past-tale — сказочка «изменени прошлое» — таково название завлекательно-облегчённого жанра, с успехом применяемого в англо-американской альтернативке. Этакая популярно-народная альтистория стала и у нас востребованным жанром, — независимо от художественных качеств сценарных разработок на заданные отечественной Клио темы. Главное — не позволить Смутному времени явиться на многострадальную Русь! И благодатная параистория уже не за горами...

Оценка: 6
– [  8  ] +

Сергей Переслегин «Руководство по постройке мостов через бесконечность»

мрачный маргинал, 15 мая 2014 г. 10:00

Сергей Переслегин с присущей ему тщательностью представил типологию переводов (точнее, — переводческой деятельности, или как её назвал сам автор послесловия — наведения «снежных мостов» над межкультурными и межцивилизационными пропастями).

Типология переводов по С. Переслегину проста:

- буквальные («дословные») переводы;

- концептуальные переводы;

- переводы-пересказы.

Если с первыми и третьими типами текстов знаком практически каждый читатель (буквальные переводы фантастики заполонили рынок 1990-х, а «Волшебник Изумрудного города» Волкова стал символом абсолютно удавшегося пересказа), — то т. н. «концептуальные» переводы встречаются редко, и на работу с ними может потребоваться срок, сопоставимый с продолжительностью сознательной жизни переводчика (блестящий пример — «Алиса» Кэррола в русских переводах Демуровой).

Но ещё интереснее оказываются парадоксы, возникающие из создания качественных текстов переводов-пересказов. Так, например, Джон Уиндем оказался известным фантастом из-за перевода «День Триффидов», выполненного АБС. Англо-американскими читателям повезло гораздо меньше.

Построение действующей модели иной культуры в недрах культуры собственной — вот главная функция и достижение переводчика. В этом основной вывод социологического эссе С. Переслегина.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Михаил Ланцов «Маршал Советского Союза. Глубокая операция «попаданца»

мрачный маргинал, 5 мая 2014 г. 13:16

Редкий случай в коллекции «попаданцев»: маршал оказывается в маршале. Приём «перевоспитания» маршала Тухачевского маршалом же Агарковым — одновременно и авторский эксперимент по конструированию синтетической личности. Вот только психологический художественный эксперимент на поверку оказывается затянутым морализаторством на тему сохранения «вечного СССР». Рецепты его сохранения, предложенные автором, доверены верховному арбитру по имени Сталин.

За всем этим сюжетом просматривается набор «попаданских» штампов, время от времени полу-пародийно суммируемых авторами активнейшего объединения «В вихре времён». Но если эти штампы воспроизводятся в связном игровом тексте, то и результат получается столь же штампованно-условным. Удастся ли хотя бы одному мастеру «попаданской» прозы вырваться из круга повторов?

Оценка: 6
– [  4  ] +

Александр Михайловский, Александр Харников «Афинский синдром»

мрачный маргинал, 29 апреля 2014 г. 11:46

Стамбул-Константинополь-Царьград давно стал знаковым — «заветным» — местом русской альтистории и пунктом российских экспансионистских геополитических стремлений, — от программ лидера кадетской партии Милюкова («Дарданельского») до «последнего броска на юг» Жириновского(«Индийского»).

А уж в истории небывалой — незабываемы пиры героев Звягинцева после славного взятия Стамбула («Вихри Валгаллы»)...

Впрочем, — фантазию «альтернативщиков» не обуздать! Почему бы не поднять православный крест над Святой Софией Константинопольской ещё в 1877-м? И тут Черноморский и Балтийский флоты из века 21-го выступают как средство безошибочной коррекции мировой истории в минувших веках. Для этого достаточно было мобилизовать Н-Ф ресурсы, скопировать и отправить сводную эскадру в Средиземноморье — в разгар русско-турецкой войны. Но фантазия и на этом не останавливается, — «дубли» эскадры под андреевским флагом нужно отправить и в иные ключевые и поворотные пункты и «развилки» истории. Есть где разгуляться вольному воображению творцов истории переписанной! И российские авианесущие корабли в этом — отменный инструмент...

Оценка: 6
– [  4  ] +

Бернард Шоу «Пигмалион»

мрачный маргинал, 7 апреля 2014 г. 13:33

Пьеса звучит как своеобразный ироничный гимн позитивизму: стоит вложить в человека новый язык, и его жизнь тотчас волшебным образом изменится. Не удивительно, — десятилетия спустя по мотивам «Пигмалиона» создан известнейший в своё время мюзикл.

И пусть сам автор снабдил пьесу пространным комментарием о дальнейшей судьбе своих героев, — сильной стороной произведения всё же осталась волшебная недоговоренность между Пигмалионом и Галатеей — созданиями английской филологии.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Александр Щёголев «Вать машу!»

мрачный маргинал, 2 апреля 2014 г. 11:31

В подзаголовке есть более точное название этого рассказа: «Чистая сила».

Люди гораздо чаще сталкиваются с её противоположностью, а вот ожидание позитивного чуда всегда у них остаётся.

Автор мастерски нагнетает атмосферу мистической жути, меняющей всех героев этого произведения, — дочь, мать и даже кошку.

И остаётся оттенок пересказа «страшного рассказа», снабжённого отчётливой моралью. Автор даже предупреждает читателя, — вся эта бывальщина написана на основе реально произошедших событий и пытается создать отчётливое ощущение, что время жутких чудес ещё не миновало...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Андрей Дай «Поводырь. Столица для поводыря»

мрачный маргинал, 17 марта 2014 г. 11:43

Ситуация вокруг томского губернатора обрастает всё новыми придворными интригами и склоками. Фон и среда времени созданы автором со знанием дела. Но пока попытки подловить чудо-администратора и «попаданца» безуспешны, хотя и сам царь-император, и его ближний круг стараются вовсю. Впрочем, криптоисторическая составляющая в избранной эпохе и без того весьма отчётлива и напряжена, и реальная и состоявшаяся история до сих пор не расшифрована. Увы, текст романа временами напоминает «слабо беллетризованный» губернаторский отчёт о проделанной работе. Чувствуется, что и автора такой слог утомил, а потому глав. герою создается монаршая лазейка в Санкт-Петербург...

Добро пожаловать в Северную Пальмиру? — К новым прогрессорским подвигам на благо Империи Российской!

Оценка: 7
– [  4  ] +

Андрэ Нортон «Мёрдок Джерн»

мрачный маргинал, 14 марта 2014 г. 18:21

Космос у грандмастера Нортон полон утраченных и вновь обретаемых сокровищ неведомых народов и рас, и корабли бороздят его пространство и подпространство, как земные океаны — пиратские парусники... В этом мире может быть и такая профессия, как торговец инопланетными атефактами. Предприимчивый наследник уникальных умений и находок способен успешно вступить в деловой контакт с неведомым существом исчезнувшей расы, и развернуть вселенские поиски хранилищ таинственной энергии... И хотя читатель и понимает, что всё созданное воображением фантаста — не слишком причудливая выдумка, но с увлечением следует этой выдумке. В этом — почти волшебная притягательность старой доброй — «нортоновской» — НФ, а потому её с одинаковым увлечением читают и перечитывают и подростки, и взрослые. — Вопреки временами корявым и неуклюжим переводам...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ольга Александровна Ерёмина, Николай Смирнов «Иван Ефремов»

мрачный маргинал, 6 марта 2014 г. 11:31

Надо отдать должное авторам второго исследования жизни и творчества И. А. Ефремова (первое, написанное Брандисом и Дмитревским, вышло полвека назад).

Несмотря на уничтоженную самим классиком часть собственного архива за 1923-1953г.г., удалось продолжить воссоздание истории становления человека, учёного-мыслителя и писателя-фантаста.

Многое осталось за рамками опубликованного. Думается, дополнения последуют. — Прежде всего, — в библиографии основных публикаций об Иване Ефремове. И — в списке круга чтения писателя. — Например, кого же ещё из «русских мечтателей» (кроме П. Успенского и В. Блаватской) читал И. А. Е.?

Хотелось бы поблагодарить авторов за удачное начало работы и пожелать им продолжить реконструкцию жизни и творчества любимого писателя. Тем более, что многое до сих пор относится к рубрике «Неизвестный Ефремов»...

Оценка: 6
– [  6  ] +

Александр Бушков «Рельсы под луной»

мрачный маргинал, 5 марта 2014 г. 11:37

Объявленный ранее как «Военная жуть» том «страшилок» времён Второй мировой относится уже к популярному — читательскому и писательскому — жанру.

Обозначены произведения как записи устных рассказов о том, что якобы на самом деле было. Такая форма позволяет включить сюда и собственно сочинённые автором «пужалки», а, возможно, — и впрямь — некие фронтовые (и околофронтовые) байки о необычном и запредельном. Хотя уже что, казалось бы, может быть запредельнее атмосферы ежедневного и еженощного массового убийства.

Такой вот фольклор, — преимущественно — о привидениях, призраках и прочих потусторонних явлениях. О колдовстве, необъяснимом и непонятном. Оборотнях и жутких тварях.

И всё на фоне войны, — привычной смертельно опасной работы.

Жаль, что автор ограничился обычными стилизациями «рассказов о невозможном». Так сказать, — констатациями необъяснимого. Именно такая форма и резко снижает впечатление. Можно бы автору кое-где и специально присочинить, а то и похудожественнее приврать. Как, например, в финальной короткой повести «Прекрасная Катарина». Но и здесь непостижимым образом оживающая по ночам статуя красавицы обречена на финальное уничтожение. Надо всё же с околовоенной жутью поделикатнее как-то...

Оценка: 6
– [  8  ] +

Михаил Королюк «Спасти СССР. Инфильтрация»

мрачный маргинал, 18 февраля 2014 г. 13:55

В книге главное, конечно же, вовсе не «спасение СССР», а — ностальгия по невозвратным 1970-м. Как точно зафиксировано названием одного из выпусков этой же книжной серии, — «Назад в юность». У каждого поколения — свою, но непременно — с экстра-способностями и экстра-возможностями. Все псевдо-шпионские игры (а-ля Юлиан Семёнов «ТАСС уполномочен заявить») здесь — не более чем «наживка» для читателей, и выполняют они простую функцию растягивания сериала на несколько фолиантов. (На сколько хватит терпения у автора и читателей. Как правило, — это томов шесть.) Такие же увлекательные (в меру авторского искусства) игры с виртуальной реальностью. Такие же «круги вечного возвращения»...

Оценка: 7
– [  2  ] +

Юрий Валин «Десант стоит насмерть. Операция «Багратион»

мрачный маргинал, 10 февраля 2014 г. 12:19

Сериал, по всему, стоит на пороге превращения в очередной межреальностный пара-альтисторический фант-боевик, — с ожесточёнными межвременными сражениями и проч. «Лейтенанты» будут откомандировываться всё чаще и всё дальше, дабы усиливать справедливость во всех пара-реальностях. От легендарного отдела «К» отпочкуются новые спецслужбы, — дабы одолеть эпидемию и в «родной» действительности...

Жаль только, что сюжет следует всё той же опробованной схеме «попаданских опусов», медленно, но верно превращающихся в бесконечные «стрелялки».

Оценка: 6
– [  5  ] +

Борис Орлов «Испанская партия»

мрачный маргинал, 29 января 2014 г. 13:48

Авторская альтисторическая фантазия хороша уже тем, что она «безпопаданская». Хотя и звучит панегириком Вождю Всех Народов и его команде. Тов. Ворошилов с тов. Берия во-время разоблачают заговор в верхах Красной Армии, а тов. Судоплатов столь же во-время командует устранением всех остальных врагов трудового народа.

Произведение переполнено краснозвёздной если-исторической романтикой, и алый серпасто-молоткастый стяг РККА победно взвивается над Европой. В переписанной истории всё происходит так славно, что даже не хочется критиковать альтисторические несообразности, — вроде поддержки Британией и Францией переброски советского ограниченного континента в Испанию. Получилось очередное успешное (на бумаге) воплощение легендарного лозунга: «малой кровью и на чужой территории»...

Оценка: 6
– [  11  ] +

Александр Санфиров «Назад в юность»

мрачный маргинал, 21 января 2014 г. 15:50

Вспоминается мрачноватый сюжет сорокалетней давности (А. Стругацкий — п.п. С. Ярославцев. — «Эпизоды из жизни Никиты Воронцова». Бор. Стругацкий вспоминал, что первоначальная идея напоминала «попаданские» опусы, каковые в те времена были бы неизбежно «зарезаны» цензурой. В результате получилось жутковатое произведление с предрешённым однолинейным временем, где глав. герой обречён находиться в «петле времени» без шансов что-либо изменить. «Уж лучше к чертям в пекло, чем назад» — резюмирует один из персонажей повести).

И вот — сорок лет спустя — такой же, в сущности, — по литературному приёму — роман, где гг попадает «в себя же самого» пятидесятилетней давности, но тут же с энергией и даже энтузиазмом принимается перекраивать минувшую реальность. Но за всем вроде бы историческим оптимизмом маячит зловещий «стругацкий» сюжет, где герой отважно и безнадёжно сражается с неумолимой Историей...

В полной мере замысел АС не мог быть реализован в литературной ситуации начала 1970-х. Его ныне пытаются воплотить десятки бесстрашных авторов «попаданской» стихии. Чаще всего получаются «облегчённые» версии того, что могло бы быть, — вдохновляемые пафосом и драматизмом Истории Реальной и состоявшейся. Но всегда за серьёзными попытками «переиграть» Историю стоит трагедия Никиты Воронцова...

Оценка: 6
– [  10  ] +

Игорь Силивра «Цепелін до Києва»

мрачный маргинал, 15 января 2014 г. 16:53

Автор работает в редкостном, увы, жанре украиноязычной альтистории, добавляя в свои опусы толику опять же украинского стимпанка и криптоистории.

В отличие от российской истории переписанной, традиции украинской фантастики заставляют обращаться к спасительным ресурсам иронии и юмора, а потому возникающий мир украинской истории небывалой оказывается более живым, чем «попаданские» сарказмы. Герои живут и действуют не в мире надоедливой «рукотворной» истории, но — в альтернативных исторических пространствах, трудно соотносимых с «нашей» историей. Но в этом — притягательность и интерес авторского замысла, заставляющего поверить, что и продолжения окажутся не менее интересными и многообещающими.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Анатолий Григоренко, Олег Кузьменко «Запоздалый цвет валинурии»

мрачный маргинал, 12 января 2014 г. 15:27

Произведение было смелой для советской фантастики попыткой взглянуть на современность с дистанции в пять веков (из 25-го столетия). Потому-то у романа оказалась непростая судьба. После первой сокращённой журнальной публикации рукопись в 1971г. была представлена в издательство «Радянський письменник» (Киев) и получила положительный отзыв писателя (члена СПУ) Олексы Мусиенко. Казалось бы, можно было ждать и первой книжной публикации. Но не тут-то было!

Изрядное идеологическое «похолодание», наметившееся в Украине как раз в это время вызвало повышенное внимание контролирующих партийных инстанций КПСС к представленным в издательства рукописям молодых авторов. Остро-негативную рецензию на роман сочинил профессиональный критик Лазарь Санов. Тон опубликованной в журнале «Радянське літературознавство» рецензии оказался для публикации убийственным. Сработал заложенный в издательскую машину УССР механизм «стоп-литературы». Роман так и не был опубликован отдельной книгой в 1970-е. — Зато уничижительная на него рецензия вошла в сборник трудов критика (1976). Понадобилось ещё более десятилетия, чтобы полный текст романа был издан сначала в журнале «Дніпро» (1989), а затем — в книжной серии «Компас» киевской «Молоді» (1990).

Оценка: 7
– [  10  ] +

Вячеслав Коротин «Попаданец со шпагой»

мрачный маргинал, 4 января 2014 г. 16:01

Произведение следует отнести к излюбленному читателями жанру «поп-альтистории». Автор предоставляет своему главному герою быстро обжиться в начале 19 ст. и приступить к прогрессированию реальности. С лёгкостью изумительной ГГ достигает кабинетов Военного министра (Барклая де Толли) и самого Императора — Александра Благословенного. ГГ обласкан всеми «хорошими и славными парнями», а благодаря фехтовальному искусству одолел всех встречных негодяев из начала позапрошлого столетия.

Заведомо облегчённый и снабжённый явными приметами «экшн а-ля рюсс» сюжет вовсе не напрягает читателей и заставляет поверить. что с помощью внедрения в русской армии полевых кухонь, дальнобойных винтовок, динамита и йода удастся одолеть и Наполеоновское нашествие. История не оказывает никакого сопротивления, награды и ордена начинают отмечать ГГ, а полковничья дочка дарит его своей любовью... Берегись, Бонапарт! Авантюрная альтистория продолжается!

Оценка: 6
– [  6  ] +

Константин Радов «Оружейник. Винтовки для Петра Первого»

мрачный маргинал, 29 декабря 2013 г. 14:49

Автор с непринуждённой лёгкостью демонстрирует, что и без «попаданских» уловок вполне можно создать убедительную альтернативку, — опираясь лишь на каноны мемуарного жанра, и даже не прибегая к особым и маловразумительным стилистическим вывертам. Судя по оборванному повествованию, задуман ещё и второй том пространных «мемуаров». Вот только для пущей достоверности неплохо бы снабдить растянутый мемуар более развёрнутыми комментариями «из альтистории». — Для придания повествованию известной загадочности и с прерыванием вынужденной монотонности воспоминаний о небывалой истории. Одних извинений мнимого публикатора в предисловии явно недостаточно...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Виктор Лапицкий «Психолог? Киберпанк? Порнограф?»

мрачный маргинал, 21 декабря 2013 г. 14:03

Автор квалифицированного послесловия к объёмистому сборнику переводов Д. Г. Балларда представил сложную картину движения автора от «Новой Волны» СФ к собственной концепции «внутреннего космоса». Единственный, пожалуй, современный британский фантаст, — по мнению критиков, по праву вошедший в элитарный «мэйнстрим», оказался причастным и к творчеству британских киберпанков. Точнее это направление, — как итог развития НФ в 20 веке, — названо в Британии сложным составным термином, — пост-кибер-модерн-панкизм. Сюда включены и «катастрофные» романы, и мрачноватая новеллистика Балларда, — всё то, что определило писателя как «барда внутреннего пространства». И создало негативных тонов картину грядущего, откуда до сих пор не может выбраться фантастика...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Борис Лапин «Кратер Ольга»

мрачный маргинал, 17 декабря 2013 г. 11:00

Достоверность н-ф рассказу о буднях и открытиях советской лунной космонавтики сообщают сугубо земные подробности: пока муж-начальник героически трудится на Луне, — жена на Земле столь же буднично спит с его замом. Впрочем, о мелких шалостях женщина тотчас забывает, — стоит только на Луне закрепить сенсационное открытие её именем...

Таковое сочетание обыденной земной психологии с героическими вахтами на Луне заставляет поверить в неожиданную находку в недрах нашего естественного спутника, хотя о ней автор сообщает суконным языком официальных правительственных сообщений. Н-Ф и реализм вполне уживаются в авторском приёме, а известное бытовое снижение космической героики оказывается редкостной приправой.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Юрий Ячейкин «Терези сміху»

мрачный маргинал, 15 декабря 2013 г. 16:45

Писатель Юрий Ячейкин вошёл в историю украинской фант-юмористики ещё и тем, что создал почти серьёзную теорию о влиянии юмора на фантастику и измерил ценность для фантастики каждого, пусть и самого причудливого, воображаемого персонажа. Поэтому и вклад писателя в украинскую фантастику, озарённый добрым и искренним юмором, — оказался не случаен, а многочисленные пародии на известных фантастов — вовсе не обидными.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Андрей Битов «Фотография Пушкина (1799-2099)»

мрачный маргинал, 15 декабря 2013 г. 14:53

За произведением тенью стоит авторская литературная мистификация: рассказ «неизвестного английского автора» Э. Тайрд-Боффина, — «Фотография Шекспира».

- В вымышленном «оригинале» герой из конца 21 в. устремляется на машине времени в прошлое, — с целью сфотографировать Шекспира и с контрабандным намерением навестить Стерна и подлечить Свифта, но в результате лечит Шекспира и сводит Стерна со Свифтом, сильно напугав обоих, — и мальчика, и старика...

Автор создал русский аналог-пересказ (по авторскому определению — «переперевод»-«перевывод») несуществующего оригинала.

Таков отправной пункт литературной игры.

Задав себе план-конспект в английских реалиях, автор пишет аналог в русских обстоятельствах, выбирая для литературной фантазии вместо Шекспира, конечно же, — А. С. Пушкина. Машина времени есть и здесь, но отправляется она в канун гибели поэта... Получается занятная история погони за Пушкиным сквозь время, — двойная пародия, — и автопародия, и пародия на пушкинистов. По ходу странствия на МВ ГГ создаёт хронопарадоксы, и сам, в конце-концов, решив стать «хроноэмигрантом», поневоле оказывается в пародийной ситуации, так что его в расстроенных чувствах приходится эвакуировать домой из охваченного наводнением Петербурга...

Таким образом, писатель сконструировал сложную литературную игру, приглашая к ней и читателя...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Станислав Сергеев «Враги дедов»

мрачный маргинал, 12 декабря 2013 г. 17:29

Самое любопытное в сериале то, что сюжет как бы вырывается из-под контроля, а, точнее, — создаёт весьма неутешительные перспективы развития. Интенсивное прогрессирование на стороне СССР в условиях 1942-го чревато объединением западных союзников с Рейхом и ядерной войной уже в середине 20 века.Так что ГГ приходится «пятиться во времени» — в начало двадцатого столетия, где уже разбушевалась Первая мировая. Следует новый союз ГГ, на этот раз — с Императором Всероссийским Николаем Вторым. Хронобоевик приобретает дополнительное напряжение, и нет гарантии, что впереди смешанную компанию генерала Оргулова не ожидает новый тупик.

Создаётся впечатление, будто эта «тупиковость» хроновойн оказалась неожиданностью для самого автора, — не потому ли ещё цикл растянулся на восемь книг, и всё опять только начинается. Впрочем, автор движется по сюжетной целине (такого размаха хроносражения создаются в Российской фантастике, по всей видимости, впервые, а потому в развитии произведения легко попасть в очередную ловушку). Создаётся угроза перегрузки действием, и возникает опасность разрушения сюжета.

Как-то автор выберется из этой трудной ситуации?

Оценка: 6
– [  5  ] +

Олег Измеров «Ответ Империи»

мрачный маргинал, 8 декабря 2013 г. 13:13

И толщина фолианта, и предложенный автором слог побуждают к медленному чтению. Тем более, что в альтисторическом цикле применено редкое для произведений такого рода украшательство текста: эпические, а также — лирические — пейзажи, здоровый и эстетичный секс... Следует добавить также и редкостное для «попаданских» опусов «топтание» ГГ в основном на тесном пятачке родного для автора Брянска. Меняются только параисторические декорации, и главными здесь явно являются не традиционные перестрелки и прочий «оживляж» фантбоевика, но — похвальное стремление сконструировать в обстоятельствах минувшего идеальный альтернативный, — почти ретроутопический, — вариант. Не случайно автор полемизирует — с техникой создания убедительного образа «светлого будущего» — с «Миром Полдня» АБС.

Впрочем, возникает скорее образ «светлого минувшего», изменчивые картинки которого интересны не только автору. А неизменная ирония — по отношению к попаданским штампам — позволяет не только добавить новые критерии к попаданскому быту (вроде налаживания трёзразового питания — как верного признака успешной адаптации к новым условиям пребывания), — но и сделать заявку на создание новой поэтики «попаданской» прозы...

Впрочем, и здесь не без сложностей: авторы «попаданской прозы» пытаются составить образ идеального минувшего из хаотичных обрывков «нашей» истории, — тут и пара-генсеки, не состоявшиеся «у нас», и «свежие» идеи насчёт реабилитации сталинизма, и прочие уловки из не столь обширных приёмов и приёмчиков по воссозданию мифов популярной («народной») истории. В целом же автор пытается создать зеркально-симметричный «нашей» истории вариант реальности, где СССР уцелел и с успехом проводит сетевую Третью мировую против США. Одна из вариаций романа-сказки (наподобие незабываемого повествования о Солнечном городе у Н. Носова).

Оценка: 7
– [  19  ] +

Андрей Мартьянов, Елена Хаецкая «Без иллюзий»

мрачный маргинал, 3 декабря 2013 г. 11:45

В «нашей» — реальной и состоявшейся — истории у министра вооружений Третьего Рейха Альберта Шпеера был шанс войти в военное правительство Германии, — в случае успеха покушения на А. Гитлера в 1944г. В списке нового правительства возле имени А. Шпеера заговорщиками была сделана пометка: «если согласится». Это и спасло рехйсминистру жизнь.

По-видимому, выбор главного героя для альтисторической трилогии был сделан не случайно. Именно А. Шпеер очутился волею случая «личным архитектором фюрера» и вошёл в историю как соавтор мегаломании Третьего Рейха. Конгрессхалле в Берлине — с двухсотметровым куполом — столь же отчётливый символ для нацистской Германии, как Дворец Советов в Москве — для СССР. Оба эти символа по странной причуде Истории остались виртуальными. Впрочем, сам архитектор в своих покаянных мемуарах, — написанных в одиночке двадцатилетнего тюремного заключения (по приговору Нюрнбергского трибунала) — признался: слишком велико для него оказалось искушение претворить в жизнь беспримерные архитектурные замыслы...

«Воспоминания» А. Шпеера содержат несколько «узлов виртуальности», да и сама биография архитектора окутана мистической аурой воплощённых и несвершённых грандиозных архитектурных замыслов. Не случайно крупнейшей реализацией Шпеера оказался «Собор изо льда» (определение-оценка свидетеля — британского посла в Третьем рейхе), — грандиозное ночное световое зрелище нацистского съезда, составленное лучами многих десятков зенитных прожекторов. Его автор, по собственным же словам, готов был ещё раз поддаться искушению архитектурными мистическими рекордами ...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Юлия Сиромолот «Полковник и панночка»

мрачный маргинал, 26 ноября 2013 г. 13:13

В произведении с изяществом создан логически непротиворечивый мир, где на управляемом воздушном шаре можно долететь не только до Луны, но и до других небесных тел.

Но с ещё большим изяществом и логической непротиворечивостью странствие отважных украинских аэронавтов к иным мирам превращается в... свадебное путешествие.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Антология «Империум»

мрачный маргинал, 24 ноября 2013 г. 14:06

Свойство иных антологий, — иногда весьма ценное, — вбирать в себя произведения, в иных условиях обреченные на пребывание в «скрытых файлах».

Так и «Империум» собрал в причудливую коллекцию произведения, варьирующие грёзы о несбывшейся, увы, мечте Третьего Рима о Проливах. О православии, самодержавии и народности, пребывающих неизбывным виртуальным девизом монархической России весь многотрудный и жестокий век двадцатый...

Началась благодатная — для составителей антологий — чреда столетних юбилеев событий 20 в. Раздолье для авторов альтернативок! Грядёт 2014, — вековой юбилей начала Великой войны и повод составить какой-нибудь очередной «Парабеллум»; а там и — столетье октябрьского переворота, в просторечьи именуемого ВОСР. — Новый повод разразиться р-р-революционными альтисториями, да и времени придумать антологии приличное и эффектное наименование — в достатке. (На обложку так и просятся фигуры вождей). А на очереди — столетье основания великого и могучего, — с каким-нибудь «ЭСэСэСэРиумом»... Если новое столетье подарит нам хотя бы ещё десятилетие размеренной жизни, — есть шанс обогатить Историю Переписанную новым пониманием.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Андрей Валентинов «Сады Соацеры»

мрачный маргинал, 23 ноября 2013 г. 14:51

Вполне постмодернистский опус, хотя и унылый, — в силу выбранной методы: автор скроил свой открытый и декларативный плагиат из лоскутьев известных и (не совсем) текстов, — «склеив» таким образом некую странную конструкцию на «марсианскую» тему. Библиография заимствований педантично прилагается...

Быть может, мало знакомому с классическими фант-текстами («Аэлитой», к примеру) такая работёнка автора и покажется забавной, но не оставляет удручающее впечатление, что таким вот образом можно скомпилировать некое множество «произведений», а то и вовсе — всю литературу превратить в этакую мозаику, где можно наслаждаться отдельными её кусочками, — выбранными волею «автора» из литературного богатства прошлых времён. (Число перестановок ведь если и не бесконечно, но исчисляется астрономическими цифрами...)

Если это эксперимент — то его результаты не назовёшь многообещающими, и вовсе не радуют они. Уж лучше бы мэтру криптоистории просто дописывать продолжения, — всё той же «Аэлиты»...

Оценка: нет
– [  4  ] +

Сергей Владимирович Анисимов «Простое воскресное утро»

мрачный маргинал, 21 ноября 2013 г. 13:09

Произведение — из области мучительных фобий современного российского сознания: согласно таковым воззрениям, — что бы ни делали соседи, — всё против России. Всё грозит ей погибелью. И ответ на поползновения должен быть жесток и суров. Возникающие здесь гибельные сценарии эти фобии успешно эксплуатируют, потому что у определённых читателей имеют сочувствие и понимание. Рождаются целые серии однородных (и одноприродных) произведений. — Не слишком изощрённых по замыслам, но точно бьющих по обнажённым нервам.

Но как-то за всеми ретросценариями агрессии НАТО и прочих авторы забывают, что войны 21 столетия куда эффективнее ведутся не на полях боестолкновений — а-ля июнь 1941-го, но — в совсем иных реальностях, — информационных. И любой международной разборке с применением дорогостоящих оружий ныне предшествует длительная и «политкорректная» обработка общественного мнения...

Оценка: 7
– [  7  ] +

Юрий Никитин «Гиперборея»

мрачный маргинал, 14 ноября 2013 г. 14:13

Автор, пожалуй, первым попытался сочинить цикл, сопоставимый с обширнейшими «фэнтезийными» полотнами, — посвящёнными эпическим героям легендарной истории: Конан, Артур и рыцари Круглого Стола... Позже подобные опусы стали у нас называть «славянской фэнтези», не замечая искусственности такого оборота. Да и само название цикла почерпнуто из древнегреческого названия легендарного и полусказочного северного материка... Тем не менее, серийная идея беллетристической переработки отечественной истории и связанного с ней эпоса в серию боевой фантастики (серия «Загадочная Русь»), — с её жёсткими правилами и ограничениями, — оказалась популярной. Но — недолгой, хотя авторское начинание поддержал с десяток молодых авторов. Интересна оказалась сама попытка «переписывания» национальной истории в фантастических образах, — с созданием особой разновидности историко-фантастической прозы. Ю. А. Никитин даже разработал свод правил, которым пригласил следовать всех желающих пишущих, — и присоединяться к своим трудам. Попытка создать вокруг легенд Давней-Древней (дохристианской) Руси мощное литературное движение сама по себе заслуживает внимание, и похожа на давние попытки обновления (точнее, — создания заново) русской литературы — с использованием образцов популярных французских романов. Вся проблема — в литературном языке, — сопротивляющемся таким замыслам. «Загадочная Русь» у Юрия Никитина и пошедших следом авторов, увы, так и осталась в рамках языковых уловок и авантюрных приёмов литературы масскульта...

Оценка: 7
⇑ Наверх