Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 января 2012 г. 13:12

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Дар Шаванахолы

Мир есть текст.

(Ж. Деррида)

А один еврейский мальчик все-таки стал Богом!

(Из анекдота)

Каждый автор фантастических произведений — немножко демиург. Одних авторов в первую очередь интересуют характеры их персонажей, особенности их взаимоотношений, технические новшества или хитрые магические чудеса. Для них создание новых миров — лишь побочные продукт их литературной деятельности, необходимый фон, на котором должно происходить действие. У произведений этих авторов есть свои достоинства, но вот созданные ими миры так и остаются наспех раскрашенными декорациями, которым приходится пылиться на заброшенных складах мироздания, не вызывая ничьего интереса. Случается, однако, и так, что автор рассказывая свои вымышленные истории, вкладывает душу в мир, в котором происходит действие, и этот мир поистине оживает. При этом автор-демиург рано или поздно понимает, что какой бы яркой, увлекательной, важной не была рассказываемая им история, она — всего лишь небольшая часть огромного мира, фрагменты которого постепенно складываются в пеструю мозаику, в огромный паззл, который становится единым целым. Пожалуй, самыми яркими примерами таких миров могут служить Средиземье Толкиена и Хайбория Говарда. Думаю, среди посетителей нашего сайта найдутся и такие, которые историю и географию Средиземья знают получше, чем реальную историю нашей матушки-Земли.

Таким вот автором-демиургом является и Макс Фрай. При всей увлекательности приключений сэра Макса и его коллег, при всей яркости образов Джуффина, Шурфа, Мелифаро и многих прочих персонажей, при всей запутанности детективных сюжетов, самым удивительным, самым ярким и запоминающимся в произведениях Фрая является, конечно, мир Ехо, воистину оживающий под пером автора. Постепенно, эпизод за эпизодом, автор отправляет своего героя то в графство Кеттари, то в сумрачный Гугланд, то в далекий Уандук, и эти земли выплывают из небытия. Талант автора подкрепляется верой тысяч преданных читателей, которая прочнее любого цемента не дает кирпичам нового мироздания рухнуть в Лету забвения.

Вот только автор Макс Фрай, все более уподобляясь своему герою сэру Максу, не может на всю жизнь осесть в одном мире и постепенно обживать его уголок за уголком. Таинственный Город, который сэр Макс и Макс Фрай вдвоем ( а может это просто две ипостаси одного существа?) вытягивают из небытия, становится новым пристанищем главного героя. Впрочем, Город еще слишком сырая заготовка, недоделанный набросок, и большая часть действия нового романа все так же происходит в привычном Ехо. Хотя действия как раз в этой истории совсем немного. Обширные экскурсы в историю, пространные размышления и рассуждения занимают гораздо больше места, а детективная часть сведена к минимуму. Чувствуется, что герой растет и волнуют его уже совсем другие проблемы. На смену прежнему беззаботному всемогуществу приходит поиск своего места в этой Вселенной. Однако, у романа, как и у героя, есть существенный недостаток. Начав, наконец, задумываться над последствиями своих действий, сэр Макс все никак не обретет твердый характер, не научится принимать непростых решений. Только было автор поставил своего героя в ситуацию, где пришлось делать не самый однозначный выбор, и тут же прислал ему на помощь очередного могущественного дядю, который помог сэру Максу решить все проблемы.

Тем не менее, эта история занимает очень важную часть в цикле. Ведь в ней уже не в первый раз (вспомним Книгу Огненных страниц!) поднимаются вопросы взимодействия текста и мира. И Книга несовершенных преступлений, и Незримая библиотека, и Миры мертвого Морока раскрывают разные стороны этого взаимодействия. Хотя фантазия автора по-прежнему на высоте, роман получился не столь увлекательным с точки зрения остроты сюжета и запутанности приключений главного героя. Даже удивительное ощущение чуда, сопровождающее все произведения Фрая, начало потихоньку тускнеть. Философский смысл начинает потихоньку вытеснять приключенческое содержание. Однако, мне крайне интересно, куда заведет сэра Макса воля его создателя, и кем он сможет в конце концов стать. Ведь по грандиозности замысла и мастерству исполнения эпопее о сэре Максе, пожалуй, нет равных в отечественной фантастике.


Статья написана 27 ноября 2011 г. 14:41

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Праймашина

Знаете ли вы вещество, наделенное необычными способностями? Используя его, человек становится сильным и смелым, агрессивным и нечувствительным к боли, смело бросается в атаку, правда, соображать начинает похуже. Порой это вещество способно буквально и мертвого поднять на ноги. Я почему-то считал, что речь идет о водке. А вот Вадим Панов уверяет, что это вещество называется «прайм». На этом рекламу водки «Прайм» я, пожалуй, закончу, и перейду к отзыву на очередной роман Панова. Вообще-то говоря, книги, написанные по мотивам игр, обычно проходят мимо моего внимания, но, вдохновленный прочтением «Герметикона», я сделал исключение и для этого романа, и, пожалуй, не ошибся. У Панова получился очень добротный и любопытный приключенческий роман, весьма далекий от стандартной штамповки.

Мир, в котором происходит действие, достаточно стандартен. Некий таинственный катаклизм уничтожил старинную империю, выбросив в мир огромное количество того самого загадочного прайма. На осколках империи появилось два враждующих между собой государства, одно из которых опирается на использование прайма с помощью техники, а второе — на магические возможности этого вещества. Предыдущие войны привели к созданию определенного баланса между враждующими сторонами, но владетельные лорды с обеих сторон плетут свои интриги, пытаясь захватить власть. Коварная красотка леди Кобрин с помощью гениального ученого Безвариата Сотрапезника пытается соорудить праймашину, способную дать ей решающее преимущество в борьбе за власть, но гибель ученого срывает все ее планы. В центре завязавшегося клубка событий неожиданно оказывается наследник провинциального лорда Карлос.

И понеслось: интриги, погони, почти детективная история расследования гибели Безвариата, закончившаяся очень хитрым поворотом событий — все это написано живо и весьма увлекательно. По стилю роман напомнил «Алмазный, деревянный меч» Перумова, только написан он менее затянуто. Сумел автор и оживить компьютерные декорации мира Прайи, сделав его весьма любопытным местечком, и достаточно типовых персонажей произведения, подметив почти в каждом из них какие-то живые, своеобразные черточки. При этом не только главный герой стремительно взрослеет, но и с некоторыми второстепенными персонажами происходят определенные изменения, что не могло не порадовать меня. Увы, последняя треть автору, на мой взгляд, не слишком удалась. Собрав всех персонажей в одном месте, Панов устроил между ними капитальное побоище в стиле того же Перумова с соответствующими же итогами, и явно увлекся излишними внешними эффектами. Тем не менее, метаморфозы, происшедшие с главным героем, заставляют задуматься.

В итоге у Панова получился вполне добротный и увлекательный фэнтезийный боевик, уступающий его лучшим романам, но заметно превосходящий типовую проектную литературу. В качестве одноразового развлекательного чтения — вполне неплохо


Тэги: Панов
Статья написана 20 ноября 2011 г. 17:28

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Девочка в стекле

Доселе я знал Джеффри Форда как автора жестких, даже жестоких антиутопий. Тем интересней было увидеть другую сторону его творчества и познакомиться с детективом-боевиком, написанном в стиле классических романов 30-х — 50-х годов прошлого века. Что ж, автору действительно удалось раскрыть новые грани своего таланта.

Итак, действие происходит в США, в 1932 году. В самом разгаре Великая депрессия. Но главные герои романа — ловкий мошенник Шелл, его воспитанник юный Диего и телохранитель Генри, он же Антоний Клеопатра, не унывают. Ведь у американских богачей достаточно денежек, которые можно ловко выудить из ихз карманов. Особенно, если организовывать спиритические сеансы, вызывая духов умерших родственников. Начало романа живо напомнило мне приключения всеми любимых Джефферсона Питерса и Энди Такера. Но очень скоро от плутовского романа автор переходит к боевику. Ведь однажды, во время очередного спиритического сеанса Шелл видит странное видение — огненный портрет пропавшей девочки, дочери очередного богача. Впервые попытавшись бескорыстно помочь и найти девочку, Шелл и его компаньоны впутываются в странную и опасную историю, в которой переплетаются интересы бутлегеров-контрабандистов, ку-клукс-клановцев и еще более опасных тайных организаций. К тому же противники, с которыми придется столкнутся героям, наделены не самыми обычными способностями.

Тем не менее, сугубо приключенческая составляющая этого романа показалась мне довольно натянутой. Противники главных героев ведут себя достаточно бестолково, позволяя постоянно отсавлять себя в дураках. Да и некоторые эпизоды вышглядят довольно натянуто. Ловкость же благородных жуликов порой выглядит, наоборот, преувеличенной. В общем, до лучших произведений Чейза или Хэммета Форд явно не дотянул. Гораздо больше понравились атмосфера романа, удачные зарисовки, показывающие жизнь Америки 30-х годов и отдельные удачные находки, вроде бабочек, придающих столь романтичный колорит этой истории. Что касается легкого налета мистики, то он придает некую изюиминку происходящему, впрочем, оставляя перед читателем больше вопросов, чем ответов.

Впрочем, даже в этом романе Форда прослеживается определенная идейная связь с «Отличным городом». Достаточно обратить внимание на то, кто является главными злодеями в этой истории. Хотя злодеи получились, надо признать, на редкость неубедительными.

Эпилог романа написан трогательно, но, на мой взгляд, несколько чересчур сентиментально.

Вывод. Неплохой детектив, особенно для женской части читательской аудитории. Любителям хардкорной фантастики лучше пройти мимо этой книги


Тэги: Форд
Статья написана 17 ноября 2011 г. 14:58

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Танго железного сердца

Пять лет назад сборник «Сержанту никто не звонит» заставил многих читателей и критиков обратить внимание на творчество молодого, но весьма необычного автора Шимуна Врочека. Творчество Врочека подкупало необычными сюжетами, яркими образами, причудливой, но запоминающейся манерой изложения и несколько непривычной искренностью, своеобразным надрывом, проглядывающим сквозь строки. С тех пор автор выпустил несколько романов сольно и в соавторстве, отметился в двух проектах, приобрел заметную популярность и вызвал противоречивые отзывы критиков, считающих, что автор разменивает свой талант на пустяки. Впрочем, фирменная манера Врочека была явно видна даже в проектных романах. Тем не менее, новый сборник рассказов я ждал с большим интересом. Хотелось увидеть, как выглядит творчество автора «в свободном полете».

Общее впечатление получилось довольно противоречивым. Из всех книг Врочека этот сборник — самый неровный. Шедевральные произведения перемежаются в нем с весьма средненькими. В первую очередь хочется отметить «Высокий прыжок» — яркую, запоминающуюся историю о необычном задании советских подводников, «Механического человека» — замечательную стилизацию под вестерн, «Человека из Голливуда», написанного в лучших традициях боевиков сороковых — пятидесятых годов, неожиданно философский «Мы — стена» и пронзительное «Утро в сосновом лесу». Автор недаром сравнивает свое творчество со своеобразными клипами, трейлерами к фильмам. Истории Врочека действительно, с одной стороны, очень образны и кинематографичны, с другой — обрывочны и полны недомолвок. Порой из этих фрагментов складывается удивительно интересная картина, порой они так и остаются непонятными эпизодами.

Должен заметить, что этот сборник — самая депрессивная из книг автора. Порой тоска эта светла, как в «Комсомольской сказке» или в «Человеке из Голливуда», порой поразительно безысходна и просто-таки кошмарна, как в «Животных». Некоторые истории напоминают не клип, а, скорее, затянувшися кошмар, и при всем мастерстве автора, производят тяжелое впечатление. Впрочем, последння повесть — очень интересный фрагмент из романа «Кетополис» изменил мое впечатление от сборника и прибавил оптимизма.

Смело могу рекомендовать этот сборник любителям странной, необычной, нетрадиционной фантастики, тем, кто готов улавливать смутные образы, наслаждаться авторским воображением, ностальгировать по старым добрым временам. Тем, кто предпочитает более простые и прямолинейные сюжеты, лучше поискать что-то другое


Статья написана 17 ноября 2011 г. 14:55

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Книга потерянных вещей

В последнее время все большую популярность приобретает жанр «страшной сказки», своеобразная разновидность фэнтези, в которой чудесное максимально тесно перемешивается с ужасным, безобразным, отвратительным. Наиболее яркий представитель этого жанра — Нил Гейман, и Конноли в своем романе явно пытается подражать Нилу, в первую очередь «Звездной пыли». В обоих случаях главный герой попадает в волшебную страну, в которой в изобилии обитают самые разнообразные сказочные существа. Вот только узнаваемые персонажи изображены максимально отвратительными. Белоснежка становится мерзкой тиранкой и обжорой, Красная Шапочка — похотливой зоофилкой, Спящая Красавица — коварной ведьмой, и даже благородный рыцарь Роланд, идущий к темной башне, оказывается геем, пытающимся спасти своего любовника. Не меннее тщательно изобличает автор и другие известные сказки, доказывая, что слова «и жили они долго и счастливо» всегда стоит понимать как «сожрали кого-то быстро». Да, безусловно, настоящие европейские сказки, в своем подлинном, неприглаженном виде, достаточно жестоки и мрачны. Однако, Конноли, пытаясь показать читателю неприглядную правду, явно перегибает палку, и в итоге, заставляет меня вспомнить анекдот про Вовочку, который пытается все науки свести к одному и тому же.

При этом автору не откажешь в писательском мастерстве. Да, отдельные эпизоды достаточно эффектны. Да, созданные Конноли мрачные картины порой производят впечатление на читателя. Да и мрачную атмосферу мира, в котором происходит действие, автору удается передать вполне убедительно. Однако, через некоторое время обилие кровищи начинает надоедать, а картонность и одномерность персонажей — надоедать. Пожалуй, только образы Скрюченного человека и Лесника выделяются из общей массы. И то чудесное спасение Лесника выглядит притянутым за уши, а эпическая сцена финальной битвы оборачивается пшиком.

Пожалуй, самое сильное в романе — его своеобразный эпилог, в котором автор говорит о действительно правильных и мудрых вещах, хотя и достаточно очевидных, рассчитанных в первую очередь на подростка. Вот только к тому времени, когда мальчик подрастет настолько, чтобы быть в состоянии продираться сквозь все неприглядные описания романа, он, по идее, уже и сам должен понимать те истины, к которым его пытается подводить автор. В итоге целевая аудитория романа мне не слишком понятна.


Тэги: Конноли



  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх