fantlab ru

Все отзывы посетителя nattsorg

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  3  ] +

Герман Гессе «Кнульп»

nattsorg, 5 января 19:58

Приступая к этому отзыву, не могу снова не провести параллели творчества Гессе с наследием Гофмана. В «Кнульпе» Гессе снова противопоставляет гофмановскому едкому сарказму в сторону обычного обывателя лирический, наполненный солнечным светом гуманизм, апостолом которого является главный герой повести. Кнульп не видит ничего плохого в скучной жизни дубильщика или каменотеса. Для него всё в этом мире исполнено гармонии и словно некой тайны, которую стремиться познать его ненасытный ко всему новому разум. Неиссякаемая жажда знания жизни, её течений и переливов не может позволить его естеству укорениться, где бы то ни было. Подобно пилигримам его жизненная юдоль – нести свет окружающим, «учить» их радоваться каждому восходу Солнца, постепенно отдавая частичку себя…

«Кнульп» вызывает парадоксальные в своем противоречии эмоции – это одновременно и великий гимн жизни и печальная история еще одного потерянного романтика. Ну и, конечно же, это очередной незабываемый шедевр Германа Гессе, обязательный к многократному прочтению.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Андрей Игоревич Поляков «Пресс-тур»

nattsorg, 30 июня 2023 г. 12:26

«Пресс-тур» – ненавязчивое и не претендующее на какие-то особые лавры экстремальное приключение в суровых условиях русского севера.

Группа из легкомысленных хайпующих блогеров и журналистов отправляется на долгожданную экскурсию по предприятию, добывающему росений – энергоноситель будущего. Прибывая к месту назначения, где никто их не встречает, «счастливчики» начинают понимать что что-то здесь не так и вообще – окружающая обстановка очень уж сера и уныла, к тому же почему-то очень холодно. Да, здесь стоит отметить актуальную иронию автора в сторону современных, извините, «изнеженных онлайн-хайпожоров», столкнувшихся с настоящей реальностью.

Параллельно ведется рассказ о горстке местных жителей, недовольных политикой «Росальтэна» – монополиста во всём, что касается ценнейшего ископаемого. От доходов с него они получают лишь жалкие крохи и в отчаянии решаются на кардинальные меры.

И вот тут то и случается непредвиденное, а если быть немногословным –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
очередное нашествие плотоядных существ.
А дальше все по законам жанра – адреналиновая борьба за выживание, вскрытие подноготной каждого персонажа в экстремальных условиях, всепоглощающая паника и страх. Повествование разбавляется интересными отступлениями-приложениями, постепенно предоставляющими читателю новые факты о происходящих событиях.

В целом, «Пресс-тур» удался. Роман написан в бодром темпе и читается за один присест. Атмосфера на уровне, да и в целом книга довольно кинематографична. Рекомендуется ценителям фильма «Нечто» и зомби-хорроров.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Джон Ирвинг «Правила виноделов»

nattsorg, 7 апреля 2023 г. 16:46

Пасторальная обложка с дурманящим названием «Правила виноделов» не должна вводить в заблуждение потенциального читателя. Ведь за яркими солнечными лучами сокрыта бескомпромиссная проза человеческой жизни и, в частности, её рождения, первых неуверенных шагов. Впрочем, автор, описывая даже самые отвратительные сцены гинекологических процедур, ставит своей целью не шокировать. Это неизбежная данность романа, призванная отбросить в сторону лирическо-патетические стереотипы о новорожденных, обязательно купающихся в море любви.

Скрупулезно поднимаемая тема абортов и нежелательной беременности – глубокая моральная дилемма, разрешать которую придется самому читателю. На что мы обрекаем ребенка, получая удовольствие в момент его зачатия? Ведь судьба малыша, особенно сироты, непредсказуема как сорванный листик, подхваченный круговоротом жизни. Но автор твердо уверен в одном – за легкомыслием неизбежно приходит горечь стыдливого покаяния со слезами в глазах и прячущимся взглядом. К слову, роман – еще один балл в пользу сторонников «childfree».

В изложении событий Ирвинг намеренно избегает вычурных метафор и высокопарного слога, оставляя их на откуп отрывкам из произведений незабвенных классиков – Чарльза Диккенса и Шарлотты Бронте. Автор будто бы ведет с ними вневременную дискуссию о взрослении, которое зачастую принято приукрашивать и хоть чуть-чуть да романтизировать. На этом контрасте «Правила виноделов» можно смело отнести к гиперреализму. Правда, нужно отметить одну значительную деталь – роман пронизан тончайшей иронией и даже в самых тяжелых эпизодах нет-нет да блеснет солнечный зайчик с обложки.

Джон Ирвинг, взяв за основу судьбу сироты, создал действительно увлекательнейшую историю взросления. Потому как мы, без преувеличений, можем увидеть рождение личности с полностью чистого листа. Несомненно, эта книга станет прекрасным путеводителем для тех, кто желает переосмыслить свое прошлое, чтобы отыскать тропу в солнечное будущее.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Глен Кук «Обрекающая»

nattsorg, 24 февраля 2023 г. 19:58

Что сказать – интересный и захватывающий роман взросления от Глена Кука. Марика – главная героиня, по ходу повествования познает все «радости» непрестанной борьбы за выживание в специфическом обществе. Детские шалости, вроде мелких драк, сменяются исполненными лицемерия и предрассудков интригами. Расширяются границы некогда тесного мирка, открывая дорогу в опасный и непредсказуемый мир будущего, обжигающий лютым холодом арктической зимы. Да, это всё та же история об уходящей юности, социальном неравенстве и гендерных различиях (с несколько смещенными акцентами в сторону матриархата), но подана она в очень оригинальном антураже.

Внутри истории постоянно витают призраки, уподобляющие собой ненасытную месть. Пожиная все новых и новых жертв, они не позволяют прекратиться жестокой бойне. Да, всё как на старой доброй матушке Земле.

Поэтому в конечном итоге имеем неожиданную и успешную пробу пера Кука в социальной фантастике.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Дуглас Престон, Линкольн Чайлд «Реликт»

nattsorg, 13 ноября 2022 г. 07:30

Умный хоррор – именно таким можно и нужно называть «Реликт». Да, иногда слишком сложный в плане присутствия множества научных и технических деталей (любителям Симмонса на заметку). Но они – неотъемлемая часть романа, гармонично воссоздающая и так прекрасно выписанную атмосферу пульсирующей жизни огромного музея. Живые персонажи идеально дополняют многоуровневую конструкцию Престона и Чайльда.

Как уже упоминалось выше харизматичнейший Пендергаст поразительно похож на Дейла Купера из «Твин Пикса». Осмелюсь пойти дальше – считаю, что его образ писался именно с героя Кайла Маклахлена – зализанные назад волосы, отменная эрудиция, постоянные эскапады в неуместных ситуациях, потеря любимой, отстранение от командования расследованием, не хватает лишь крепкого кофе (не считая агента Коффи). Кстати, идущий напролом д’Агоста, полностью поддерживающий действия Пендергаста – эдакий Гарри Трумэн в большом городе, а заведующий криминалистической лабораторией облысевший гений Бугхольц – вспыльчивый Альберт Розенфельд.

Если постараться, можно найти еще много параллелей с культовым сериалом, включая и множество скелетов в шкафу у каждого героя. Но главное все же здесь – их мотивы. Жадность и желание во что бы то ни стало сохранить власть начальства, жажда известности Смитбека, необходимость доказать свою правоту Фрока, стремление выслужиться Коффи – с этими эгоистическими человеческими качествами мы встречаемся повседневно.

Именно это и подводит, возможно, к главной теме романа – полноправно заслужили ли мы быть господствующим видом, когда наш неуемный аппетит разрушает целые экосистемы в погоне за ненасытной наживой? Ведь, не сунься белый человек в тепуи, монстр не оказался бы в Нью-Йорке.

В конце концов, все равны перед смертью. Здесь так и тянет обратится к монологу директора музея перед открытием выставки, так легко вещающего о демонстрации глубиннейших верований и таинствах, еще не зная, что спустя некоторое время разношерстная по статусу и облику публика превратится в однородную обезумевшую толпу, ведомую лишь одним инстинктом…

Оценка: 9
– [  4  ] +

Клайв Баркер «Козлы отпущения»

nattsorg, 9 октября 2022 г. 15:53

Рассказ можно воспринимать обёрнутой в хоррор метафорой о неминуемости смерти, к берегам которой всех рано или поздно переправит Харон. Гниющая пища на поверхности воды, флегматичный секс как данность человеческой природе, убийство животного как необъяснимая жестокость по отношению к другим. Апатия, запах разложения – это то к чему и по чему многие шагают всё свое существование. Покорные, ожидающие заклания овцы, спотыкающиеся в тумане об осыпающиеся камни, от невозможности выбраться из внутренней тюрьмы, топчущие ожидающих разложения мух…

Символизм автора понятен, ведь вся канва «Книг крови» – это тема жизни и смерти, отрешения и искупления. Но.. стремясь уделить больше внимания смысловой нагрузке, иногда Баркер напрочь забывает о сюжете, закрашивая огрехи очередного полотна литрами крови.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Клайв Баркер «Адский забег»

nattsorg, 7 октября 2022 г. 19:59

Мне кажется, на написание «Адского забега» Баркера натолкнули события Олимпиады 1936 года в Берлине, где американский чернокожий бегун Джесси Оуэнс, взяв четыре золотых медали, надломил постулаты Третьего Рейха о тотальном превосходстве арийской расы. А проходящий через рассказ красной нитью лозунг «Не оглядывайся!» намекает на недопустимость повторения ошибок прошлого, иносказательно воплощая в атлетах разное мироустройство. Данное предположение подтверждает и то, что соревнуется темнокожий Джуэл не с кем-нибудь, а с южноафриканцем Войтом, а на то время в ЮАР вовсю процветал апартеид.

И тут снова не могу не возвратиться к теме нью-вирда в творчестве Баркера – под жирным налетом мистики и устрашающего визуала он умело завуалировал свой политический протест/мировоззрение.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Клайв Баркер «Страх»

nattsorg, 7 октября 2022 г. 15:32

«Страх» или за 20 лет до «Пилы». Как известно, по молодости Баркер немного изучал философию. И, по-видимому, наиболее сильно его заинтересовали работы экзистенциалистов, особенно их темные стороны – одиночество и размышления личности перед неминуемой смертью.

В своем рассказе автор использует распространенную идею – встав перед лицом всепоглощающего ужаса (всегда индивидуального) – человек постепенно возвращается к своим животным истокам, лишь инстинктивно реагируя на внешние раздражители. Правда, иногда, преодолев страдания, собрав воедино последние осколки уничтоженной личности, из бездны возвращаются настоящие чудовища типа Стивена. Но что есть бездна кошмаров Куэйда – запечатанная за семью замками травма от убийства родителей или это инстинктивное предвидение неумолимого конца во всех его ярких деталях? Вопрос о природе человеческой мысли и фатуме? Парадоксально, но закольцовывание сюжета придает рассказу еще больше цельности, а читателю пищи для размышлений (желательно не из последнего рациона Шерил)).

Субъективно, по уровню психологизма «Страх» переигрывает многие произведения крупной формы Кинга (называвшего Баркера своим учеником) с рефлексиями его героев на полторы страницы текста. Здесь всё четко, выверено и… безжалостно. По-моему, идеальный психологический хоррор. Конечно, доктор психологических наук совершенно точно раскритиковал бы «вот это всё происходящее», но так как к ним не имею никакого отношения, ставлю твердую десятку.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Клайв Баркер «Полночный поезд с мясом»

nattsorg, 6 октября 2022 г. 01:14

К большому сожалению многие воспринимают этот шедевр Клайва Баркера исключительно провокационным (особенно на время написания) «шокером». На самом же деле «Полночный поезд» по пути своего движения с жутким сарказмом вскрывает внутренности огромного города. Прогнивший Нью-Йорк – Дворец наслаждений, подобно Кроносу, поедавшему своих детей, охотно питается марионетками, снующими в его чреве, убивая их мечты, делая их немыми и покорными слугами своего извечного голода.

Концовку вполне можно трактовать как мрачнейшую аллегорию на сущность города – фундамент, возведенный из неисчислимых страданий, скрепленных кровавым раствором. Фундамент забытый, но уже давно опутавший своими щупальцами обреченное строение.

Да, Баркера по праву считают одним из первопроходцев сплаттерпанка. Но во многих аспектах его произведения отсылают к «нью-вирду» – странные, пугающие и гротескные, они отнюдь не лишены некой метафизической глубины.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Бентли Литтл «Откровение»

nattsorg, 11 сентября 2022 г. 01:23

Для дебюта очень даже неплохо. Это, конечно, не Симмонс с метафизической «Песнью Кали», но любителям раннего Маккаммона вполне понравится. Литтл, как и маэстро в своем «Ваале», тоже стартует «с места в карьер» и продолжает мчаться до самого окончания романа, попутно теряя множество пассажиров, нанося им жестокие увечья «руками младенцев». Именно эпатажностью антагониста, позаимствовав у Кинга тысячи крохотных Гейджев, Бентли пробует пронять читателя.

На начинающего знакомиться с хоррором автор, безусловно, произведет впечатление. Но для тех, кто любит «слоубёрнеры» или хотя бы поверхностно знаком со сплаттерпанком «Откровение», простите за каламбур, откровением не станет. Роман небольшой, поэтому если Вы скоротаете очередной вечерок-ночь в борьбе со злом, то ничего не потеряете.

Да,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а кошечку все-таки жалко
(..

Оценка: 7
– [  4  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Алёна и Аспирин»

nattsorg, 8 сентября 2022 г. 19:10

«Алена и Аспирин» – воздушный роман, а упоминающиеся в нем классические композиции прекрасно аккомпанируют творчеству супругов Дяченко. Перед нами очередная интерпретация старинной немецкой легенды о Дудочнике – интересная, написанная легким слогом, складывающемся в знак вопроса – «Куда же мы все идем?..».

Горькая правда сквозит в словах Алены: «Зато сочиняются новые песни, – она улыбнулась. – Складываются слова… Поднимаются новые стены, строятся новые города… Ужасный мир. Нет гармонии». Как так, имея за спиной выдающееся культурное наследие, люди продолжают лгать, обманывать, предавать? Что бы произошло с нами, если отбросить всю ненужную злободневную мишуру и посвятить жизнь гуманистическим идеалам? Дяченко пытаются найти ответ на этот вопрос и со всем своим мастерством направляют к этому читателя. Алена ведь не только носитель чистой духовности, но вместе с Аспирином и его радио – пример того, как все-таки легко управлять массами, ведя их на слепом поводке, свитом из мелочных побуждений и сиюминутных порывов.

Технически произведение безупречно – четкий ритм, приятная атмосфера, укутывающая осенним пледом, яркие персонажи только подчеркивают искусство супругов. Придраться можно лишь к метаниям Аспирина. Но ввиду свалившегося на его голову «счастья» можно лишь сокрушенно произнести: «Каждый свихнулся бы по-своему».

Оценка: 10
– [  2  ] +

Герман Гессе «Росхальде»

nattsorg, 23 августа 2022 г. 22:23

«Росхальде» в основном продолжает мысль ранних творений Гессе, противопоставляя чувствительность души художника жизни общества в своем застылом большинстве. Книга впечатляет геометрической прогрессией, в которой с каждым шагом возрастает мастерство автора. Если в предыдущих произведениях метафоричность текста ограничивалась сравнением характеров и состояний природы, суетность четко противопоставлялась созерцанию, то здесь «Росхальде» видится более сложным и глубоким по восприятию.

Гессе блестяще рисует семейные устои глазами тихого гения Верагута, слой за слоем срывая покровы с внешне флегматичного образа мастера. И тогда парящий в недосягаемых никому иному высотах Пьер кажется не просто сыном Йоханна, а его эфемерным вторым «я», главной антитезой книги. Переломный момент повествования – излияния художника лучшему другу Отто, после чего перед главным героем предстает тяжелейший выбор. Неспроста неумолимая судьба ведет Йоханна в Индию, которая впоследствии станет главной вдохновительницей самого Германа Гессе. Чтобы освободиться от пут повседневности Верагут должен пережить настоящий катарсис, неотъемлемую часть восточных религиозных течений. Через глубочайшую потерю он сливается со своим alter ego в лице младшего сына, приобретая несокрушимую цельность натуры, воскресив в душе, казалось бы, давно забытые отголоски юности.

Автору виртуозно удается передать настроение книги мягкими мазками –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Однако терпение Пьера иссякло, он отдал карандаш отцу, и тому пришлось рисовать дальше самому – кошку, потом котенка, потом мышку, потом Пьера, который приходит и освобождает ее, а в конце концов мальчик потребовал нарисовать еще и экипаж с лошадьми и кучером. Но и это ему вдруг тоже наскучило. Напевая, он несколько раз пробежался по комнате, выглянул в окно, идет ли дождь, и пританцовывая направился к двери. Некоторое время под окнами еще слышался негромкий, звонкий детский голос, потом все стихло, и Верагут остался один, держа в руке лист с кошками».
Недосказанный эпизод, намеренно оставляющий в раздумье, как читателя, так и главного героя. Подобный ход Гессе повторяет в окончании большинства глав, мастерски продвигая основные тезисы романа.

В их числе и внезапная болезнь отвергнутого в дождливый день Пьера, как судьба многих возвышенных юных натур, непонятых и сломленных. Возможно, здесь даже кроется оммаж великому натурфилософу Новалису, видевшему в каждом цветке или бабочке непостижимую нам жизнь, но от этого не менее великолепную, если не сказать больше.

«Росхальде», несмотря на общий меланхоличный тон – отличный рецепт от хандры и кризиса среднего возраста. Парадоксально, но таков нравоучительный гений Германа Гессе – уметь отыскать в море печали путь, ведущий к абсолютно новой и светлой жизни.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Джош Малерман «Птичий короб»

nattsorg, 25 июля 2022 г. 09:58

Сперва «Птичий короб» воспринимается как аллюзия на «Туман» Стивена Кинга. С первых страниц история укрывает вас одеялом мглы и отчаяния, не забывая временами пугать, нагнетая отменный саспенс. Но чем больше углубляешься в текст, начинаешь понимать, что это не просто хоррор.

Роман начинает понемногу становится галлюциногенным вирдом. Да и невидимые монстры похожи на мотыльков Мьевиля, на которых смертельно опасно смотреть. Также это настоящая антиутопия. И название «Птичий короб» выбрано неспроста – «Мы в коробке, – думает Мэлори. Мы – под крышкой. Навсегда».

Да, в современном мире мы действительно очень редко ищем в облаках разнообразные образы. Наши клетки – это офис и крохотная комнатушка в мегаполисе, изнуряющее напряжение непрерывного движения. Но не ввысь – мы как птицы, не имеющие возможности или же желания взлететь. Та же Мэлори четыре года боится неизвестности, которая привела бы её в безопасное убежище. Перед глазами возникают записи Гари (блестяще выписанный персонаж), сумасшедшего или жестокого циника – «Мы сами себя терзаем. Человек и есть тварь, которой страшится». В то же время одиночество Мэлори постепенно убивает её изнутри – не спасают даже малыши. Здесь на ум приходит депрессивная «Стена» Марлен Хаусхофер. Кстати очень схожая по манере повествования.

Послание книги поначалу немного сложно заметить вследствие структуры произведения, построенной на многочисленных флэшбеках. Но… вирд он такой, с двойным дном и бесконечными размышлениями.

Поклонникам классического хоррора роман не порекомендуешь. А вот любителям адских вирдовых смешений и смысловых нагрузок «Птичий короб» несомненно, понравится.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Глен Кук «Белая Роза»

nattsorg, 23 июня 2022 г. 06:35

Как по мне, «Белая Роза» – лучшая из первых трех Книг Севера. Выверенная структура повествования, отсылающая к разным временным промежуткам, практически не позволяет оторваться от чтения. Больше внимания Кук уделяет и окружающему миру – загадочная и тревожная комета, прекрасные закаты в дивной Долине Страха, напоминающей Вихревой Поток Бас-Лага у Мьевиля, зловещее и дышащее древним Злом Курганье создают неповторимое полотно, на котором развиваются события романа.

Несомненно, здесь присутствуют красочные сражения (как же без них у Кука), но все же главный упор сделан на душевные терзания главных персонажей, их мотивы в поисках себя и запретного знания, нелегком выборе и рассуждениям о бренности всего и вся. Блестяще выписанные образы Госпожи, взросление Душечки удивляют, ведь ранее автор не очень сосредотачивался именно на внутренних переживаниях героев.

Отталкиваясь от впечатлений, которые произвела книга, не назвал бы «Белую Розу» тёмным фэнтези, а скорее – меланхоличным или даже депрессивным.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Филип Дик «Око небесное»

nattsorg, 12 апреля 2022 г. 02:24

«Око небесное» – прекрасный первоисточник для всех любителей отличной фантастики, которые в занятной и доступной форме намерены поближе рассмотреть основные идеи философии экзистенциализма.

Филип Дик предлагает читателю окунутся в сюрреалистические приключения, происходящие в… головах нескольких героев, каждая из которых наполнена своеобразными и сакральными в своей нерушимости истинами.

В этом превосходном романе объективная реальность покрывается зыбью и исчезает, заменяясь причудливыми мирами-конструкциями, собранными из мыслей и подсознания каждого персонажа. Они, безусловно, очень разнятся, но всех их объединяет параноидальный страх, проявляющийся, прежде всего, в категорическом отрицании чуждого мнения, возводящегося в абсолют. И здесь автор, попутно высмеивая то религию, то консервативные заморочки пожилой дамы или же радикальные политические взгляды, ставит читателя перед интересным вопросом, неотъемлемым для своего творчества и, собственно, вышеупомянутой философской доктрины: «А что же есть настоящая свобода и возможно ли её существование в человеческом обществе вообще?».

Параллельно Дик поднимает вопрос об иррациональности человеческого разума и работе самого мозга, намного предвосхищая теорию квантового сознания.

Никак нельзя не отметить и потрясающий ритм произведения, несмотря на всё безумие и головокружительные повороты событий, позволяющий легко читать между строк, выуживая всё новые и новые жемчужины мыслей, подаренных неутомимой фантазией писателя.

Оценка: 10
– [  2  ] +

М. Л. Стедман «Свет в океане»

nattsorg, 9 марта 2022 г. 18:59

«Свет в океане» – чрезвычайно душещипательная история, после прочтения которой у большинства будут стоять в глазах слёзы. По ходу развития она подобно волнам из идиллического штиля превращается в настоящий эмоциональный ураган в конце.

Безусловно, одна из главных тем, представленных в книге – это проблема выбора. Но для лучшего восприятия нужно обратится к оригинальному названию романа – «The Light between oceans» («Свет между океанами»). Ведь вся структура повествования построена на дуализме и противопоставлении – от сливающихся течений Индийского и Южного океанов до не столь заметных характеров-антиподов (умудренный и рассудительный Ральф и неуверенный молодой Блюи на катере, обвинители Тома в лице местного и заезжего правосудия, сестры Поттс и т.д.). Главной же антитезой я считаю два мира, разделенные десятками миль безбрежной глади – замкнутый Янус, как своеобразная утопия и Порт-Партагез – приют стереотипов и лицемерия, где рушатся так долго лелеявшиеся мечты.

В этих условиях соприкосновением для всех сюжетных линий становится развитие образа Люси-Лулу-Грейс (именно в таком порядке). Начинают возникать мысли о преходящем детстве и его непорочности, о том, что лишь ребенок способен пусть и неосознанно, но сделать правильный выбор. Пусть в книге открыто не отдается предпочтение Изабель или Ханне – за автора высказывается маленькое дитя. Невинная и чистая душа, освещающая проносящиеся жизненные бури, по роковому стечению обстоятельств вызванные ей самой. Хочется отметить сильнейшие эпизоды с Лулу в Партагезе (поиски кошки, игра в куклы прищепками у Ханны, встреча с Изабель в лавке, побег и поиски девочки), не оставящие равнодушным никого.

«Свет в океане» – одна из немногих книг, где всеми фибрами души желаешь счастливого конца, а стоит лишь посмотреть на звезды, как перед глазами возникает надпись, сделанная крошечной рукой: «…всегда-всегда-всегда…».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Герман Гессе «Гертруда»

nattsorg, 23 февраля 2022 г. 12:34

Всем, кто однажды познал свет истинной любви, посвящается…

Шарль Бодлер однажды произнес: «Духовный голод – подавленные амбиции… порой следы мстительного холода, иногда мистика и несчастья. Я не говорю, что радость чужда красоте, но радость – один из самых вульгарных нарядов красоты, в то время как меланхолия – её лучший спутник, и я с трудом представляю себе красоту без печали.»

В своем романе Герман Гессе развил до совершенства идеи Гофмана, который очень много писал о музыке и её роли в нашем существовании. Произведение Гессе ранит и пронзает сердце. Оно в большей степени предназначено для тех, кто однажды познал горькую юдоль. Гофман в своей «партитуре» ироничен и язвителен, его же наследник возвышен и нежен в своих откровениях и печальной философии. «Гертруда» – это опера в прозе или прекрасное либретто – называйте, как хотите. Хотя выражение «проза» по отношению к этой лирической песне жизни, наверное, является кощунственным.

Поразительно, как мягко автор сумел объединить музыку и литературу, соединяя в вечном вальсе моменты высшего духовного просветления и неизбежные возвращения на твердую землю. И как же несчастен тот, кто никогда не сможет полностью ощутить ласковые переливы и тихий шепот теплого фёна, сквозящего между угрюмых вершин повседневности…

Оценка: 10
– [  2  ] +

Глен Кук «Империя, не ведавшая поражений»

nattsorg, 9 февраля 2022 г. 21:35

Вот такая «Империя Ужаса» мне нравится, с одной лишь оговоркой, что прочитаны циклы «A Fortress in Shadow» и «Cruel Wind». Скажу честно – постоянные и непонятные с тактической точки зрения нудные перемещения войск, обилие «роялисто-кустистых» переплетений в интригах уровня районного центра, абсолютно никакущие сражения, где вся тактика образно сводиться к заманиванию противника в очередное ущелье или под град стрел (в мире, где «каждый второй» шпион) наскучивали, не позволяя погрузиться в атмосферу произведений крупной формы.

В романах Кук метался между эпическим и героическим фэнтези, балансируя на грани дарка. И как мне кажется – в первое он откровенно не смог, но вот с последними двумя справился почти отлично. Считаю, что именно в сборнике малой прозы автор по-настоящему нашел себя, больше сосредоточившись на образах и внутреннем мире героев с их непростыми и поломанными судьбами. Серые будни постоянной войны предельно насытились напряженной и мрачной фабулой («Солдат Империи, не ведавший поражений», «Заточенные зубы»), множеством красочных сцен и описаний («В погоне за призраком»).

В целом, «Империя, не ведавшая поражений» дает четкий посыл чего ждать от «Черного отряда». Учитывая растущее мастерство писателя, непосредственный упор на суровость мира и, собственно, героев, заношу самый известный цикл Глена Кука в список к обязательному прочтению.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Ведьмин род»

nattsorg, 19 ноября 2021 г. 03:59

«Ведьмин род», как, впрочем, и следовало ожидать, окончательно сбрасывает меланхолично-мистический флёр, превращаясь в лихо закрученную социальную драму. И за это моё огромное уважение супругам Дяченко. Они не стали заниматься самоповторами, вместо этого подтвердив реноме мастеров психологической прозы. Здесь ведьмы окончательно превращаются в аллегорический образ, воплощенный в одну из главных тем произведения – способность человека ломать давно устоявшиеся стереотипы и, несмотря ни на что, верить в чудо.

Роман, несомненно, в сравнении со своими предшественниками, теряет в зрелищности и масштабности событий. Ну и пусть – ведь и речь здесь в основном об обыкновенной человеческой закоснелости, мелочности и борьбе за власть, с её разными типажами, мотивами, поступками. Кульминации достигает и блестящее развитие персонажа Клавдия Старжа – от юноши, трагически утратившего первую любовь, к плетущему подковерные интриги и в то же время справедливому, главному инквизитору. К слову, часть о заседании совета Инквизиции вызывает настоящий восторг, словно воплощенная в обычной жизни шахматная партия, где все фигуры движутся под твердой рукой хорошего гроссмейстера.

Возможно, кто-то сочтет скомканным финал, но еще раз отмечу – исходя из посыла книги, он вполне уместен и аналогичен другим романам цикла, взвинчивающим темп в концовке, что уже привычно и не вызывает отторжения. Считаю цикл закрытым, идею полностью раскрытой, а главным героям желаю долгой и счастливой жизни в их причудливом мире, где тесно переплелись современность и древние обычаи, отчаяние и надежда, неиссякаемая вера и любовь.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Стивен Кинг, Питер Страуб «Талисман»

nattsorg, 23 октября 2021 г. 10:37

Вот почему я не прочитал «Талисман» раньше цикла о странствиях Роланда Дискейна и его ка-тета? Ведь на мое субъективное мнение поход Джека ради спасения собственной матери во многом выигрывает у «Темной Башни», чьим прообразом и является совместный роман Кинга и Страуба. Прообразом, имеющим почти идентичную фабулу, сюжетные повороты, структуру произведения. Вот только в «Талисмане» отсутствует чрезмерная затянутость и потоки «воды», присущие (особенно в последних трёх романах) «Темной Башне».

Динамизм, самопожертвование, противопоставление индустриального и грязного мира утопической природной чистоте Долин, вечное противостояние слепой жадности и истинного благородства – всё это есть в «Талисмане», но почему-то прошло мимо меня в «Темной Башне». Не в последнюю очередь ввиду той же перегруженности текста и общей сумбурности повествования, мечущегося между мирами, но так и не находящего золотую середину.

Думаю, не будет лишним вспомнить о Джеке и Джейке, видящимися мне этакими близнецами из параллельных вселенных, с их взрослением, постепенным принятием чудесного. Но… если у Джека есть конкретная цель, то Джейк просто становиться жертвой обстоятельств, ввергнувших его в пучину безумных приключений.

Как итог, «Талисман» выглядит более цельным и законченным произведением – привет финалу «Темной Башни». Хоть я и ни в коем случае не преумаляю достоинства последней, вместе с которой когда-то провел длинное и опасное путешествие.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Чайна Мьевиль «Посредник»

nattsorg, 7 сентября 2021 г. 09:20

Ох уж этот Мьевиль – заставляет мозг кипеть, заболевать всем известным «синдромом поиска глубокого смысла», а когда же в расплывчатых образах из мрачных закоулков авторского гения виднеются двери к пониманию произведения, то путь этот неизменно ведет к паранойе.

«Посредник» – прямой пример сюрреалистических кошмаров Чайны. Начинающийся незатейливой игрой в почтальона для таинственных сил, по мере продвижения рассказ постепенно и незаметно перешагивает грань безумия, но субъективно лишь оно или, может быть, Морли не убежать от очередной посылки, потому что вся партия товара напичкана «серыми» (заметьте) посланиями и помешание всеобще? От кого они, кому?.. А может – это завуалированный сарказм в сторону религии и тщетности множества обрядов, ведь все так же падают самолеты, в метро распыляют газ. Происходят и хорошие вещи, но каков же он – вершитель или вершители судеб? Или может, и нет его вовсе, а мы все страдаем параноидальным солипсизмом? Множество вопросов и еще большее количество ответов.

Отмечу, что «В поисках Джейка» преимущественно и состоит из подобных маленьких паззлов-шедевров, где за каждым углом клубятся тени помутившегося рассудка и мрачной истины. Но реальна ли она? Прочитав большую часть сборника, могу смело заявить, что Мьевиль таки нашел своего Джейка (как образ вдохновения), по дороге заглянув на долгое чаепитие с Кафкой.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Чайна Мьевиль «Основание»

nattsorg, 5 сентября 2021 г. 02:27

«Основание» Мьевиля – это в первую очередь осуждение войны в Персидском заливе и перманентных конфликтов в борьбе за нефть, которая очерчена в рассказе четкими символическими образами вроде башни из мертвых – буровой вышки жертв ненасытной нефтедобычи. Затронутая тема довольно заезженная, правда? Но то в каком стиле, полностью вписавшись в каноны нью-вирда, изобразил эту проблему Чайна, вызывает восхищение и не в последнюю очередь страх. Ведь за едким сарказмом, за незыблемым внешне фундаментом – символом покоящейся на бесчисленных трупах цивилизации, возвышается неумолимый Фатум человеческого существования:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Все дома говорят одно. Под ними залегает основание – ломаная линия из мертвых, – и оно твердит все то же.

…мы голодны, мы одни, нам жарко, мы полны, но мы голодны…

…ты построил нас, ты построил на нас, но под нами один песок…»

Оценка: 9
– [  3  ] +

Вирджиния Вулф «Миссис Дэллоуэй»

nattsorg, 21 августа 2021 г. 11:10

ПОТРЯСАЮЩЕ! Многие называют роман вершиной творчества Вирджинии Вулф. Не могу ничего сказать, потому что это моё первое знакомство с выдающейся романисткой и потому – что еще не полностью отрезвел от дивного сновидения под названием «Миссис Дэллоуэй». Пожалуй, необходимо отметить что произведение – это описание душевных терзаний самой писательницы. Здесь балом правят постоянные перепады настроения с необычайно пестрой палитрой эмоций – от легкого меланхоличного бриза и внезапно нахлынувшей радости до горьких раздумий о бессмысленности существования. Всё это наполнено живым дыханием героев романа, которые словно объединяют в единое целое осколки личности авторши. Вулф, как известно, всю жизнь страдала от сильного биполярного расстройства. К слову, выскажу свое мнение, что именно во время перехода от счастья к депрессии и наоборот человека посещает необычайное вдохновение. Неспроста этот недуг был жизненным спутником Ван Гога, Ньютона, Бетховена и других великих личностей.

Стиль повествования отсылает к постмодернизму, хотя здесь нет множества отсылок или ярко выраженной фрагментации. Наоборот, Вирджиния виртуозно и плавно «передает вожжи» в руки и мысли очередного персонажа – «…как шлепок волны; шепоток волны…». И сюжет отступает на задний план – ведь что значит пусть и хорошо рассказанная история в сравнении с возможностью с головой окунуться в глубочайший внутренний мир героев произведения. Прожить за короткое время чужую и новую жизнь – с её превратностями, переменами и переливами, посетить канувшую в лету эпоху – ознакомиться с неповторимыми красками, запахами, звуками, людьми…

«Миссис Дэллоуэй» – удивительный роман. Но весь свой потенциал, что уже ясно из вышесказанного, он сможет раскрыть перед читателем, обладающим эйдетической памятью. Поэтому будьте осторожны, и не ныряйте слишком глубоко.)

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роберт Маккаммон «Моё!»

nattsorg, 12 августа 2021 г. 16:08

«Моё» – это невероятно мощный, нашпигованный пулями и саспенсом road-thriller от Роберта Маккаммона. Начиная неспешно и с некоторой оглядкой в бурное прошлое героинь (так, пожалуй, будет сказать вернее), автор готовит нас к последующей открытой конфронтации Мэри Террор и Лауры Клейборн, одна из которых никак не может отпустить прошлое, а вторая – мечтает о новом и счастливом будущем. Одним из главных мотивов очередного многослойного творения Роберта становится вопрос смены поколений – в образах жизненных ценностей и духовных идеалов, особенно актуальных для жителей США, однажды «одевших венок из цветов». Поэтому не удивляйтесь, почему роман так высоко ценится за океаном. Всё-таки, ничего нового в сюжетную фабулу триллеров он не привносит, кроме, конечно, филигранной работы автора (впрочем, для Маккаммона это в порядке вещей).

Стоит ли лишний раз упоминать о ярких характерах, по мере развития сюжета раскрывающих всё новые и новые грани, эмоции и кровь, бьющие через край. Но, если немножко сосредоточиться – начинаешь задумываться о роли ребенка в жизни женщины, о деструктивном влиянии государственных институтов на судьбу человека, о важности личного выбора в начале жизненного пути, о вреде наркотиков и т. д.

Знаю, что эта мысль неоднократно озвучивалась на Фантлабе и не только, но не могу не повторить один и тот же, терзающий после каждой прочитанной книги Боба, вопрос: «Почему Маккаммона еще никто не экранизировал?!». В одном я, несомненно, уверен – если однажды сия несправедливость будет исправлена, то режиссеру понадобиться немалый бюджет)

Оценка: 8
– [  5  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Ведьмин зов»

nattsorg, 25 июля 2021 г. 06:15

Кто-то скажет «Ведьмин зов» намного слабее первого романа в цикле. И будет прав. Безусловно – слабее, но вместе с тем нужно принять то, что он просто другой. Неторопливый, меланхоличный и богатый образами «Ведьмин век» родился в эпоху, когда люди почти не знали мобильных телефонов, тесно общаясь вживую, не спешили угнаться за новинками информационного века, и ввиду отсутствия у большинства значительных материальных ресурсов развивались в большей степени духовно.

Для меня «Ведьмин зов» стал такой себе лакмусовой бумажкой – индикатором, показавшим, насколько сильно изменился мир. И на фоне контраста со своим предшественником он становится невыносимо депрессивным – со своим непрекращающимся движением, подобным современным блокбастерам (роман довольно зрелищный), некоторой сухостью изложения (снова же в сравнении с) и существенным креном в социальные проблемы. Ведь под образом ведьм здесь можно вообразить любое угнетаемое социальное меньшинство. Несомненную радость от прочтения книги получат феминистки. Отдельно отмечу превосходно раскрытую в произведении тему буллинга, изображающую к чему может привести травля и всеобщие насмешки, особенно, когда рушатся моральные устои.

Скорее всего, роман больше ориентирован на западного читателя, где сейчас бурлят разные протесты. Но кроме драйва здесь хватает и пищи для ума, а до боли схожий с «Ведьминым веком» сюжет авторам хочется простить просто исходя из вышесказанного – это просто интерпретация произведения, соответствующая современным реалиям и привлекательная для молодой аудитории. Даже на смену глубокому чувству, особенно линии Старжа и Дюнки, здесь пришли скучные отношения нынешней молодежи в её большинстве (сразу на ум приходят яппи).

Вспоминая «как молоды мы были» и просто любителю поистязать себя в объятьях ностальгии, пусть и в её несколько «извращенной» форме, не могу не поставить ниже

Оценка: 8
– [  4  ] +

Джозеф Д'Лейси «Мясо»

nattsorg, 21 июня 2021 г. 00:46

Пожалуй, одно из самых жестоких и чернушных произведений об обществе потребления, извергающее просто непрестанный поток нечистот на (а скорее в) голову его рядового члена. Естественно, большинство обывателей увидит здесь лишь провокационный мотив, подсознательно закрывая глаза на неприглядную правду, что они и есть тем самым «мясом» о котором рассказывает автор. Оно в излишках производства, оставленных гнить в ночной тьме, вместо того чтобы накормить страждущих. Мотивом наживы и материальных благ пропитаны его жилы. Наконец, оно в системе ценностей, заботливо вскормленной ими же самими, в отношениях «начальник-подчиненный», когда неуместного сотрудника отправляют, словно вещь на свалку вместе с «казнящим» резюме. Потрясающе автору удалась и аллегория с Трясучкой (она же – болезнь куру), в очень тонких чертах проводящая параллели с умственной деградацией человека, следующего стадным инстинктам. Ряд скрытых метафор можно еще долго продолжать, благо, произведение очень многогранно, но каждый читатель, интерпретируя разносторонние иносказания, найдет в нем свою правду о нынешнем мире и роли религии в его становлении.

Это не роман в поддержку вегетарианцев, это не сочувствие реальным животным, которых мы, не задумываясь, ведем на убой. Нет – это извечный вопрос о цели нашего существования, обыгранный на грани сюрреализма, но её не преступающий и от этого еще более тяжелый. И, несомненно, это книга о грязном животном, которое живет в каждом из нас. Вместе с тем, она насыщена и внутренним светом – чем-то более возвышенным, которое может пробудиться в самом захудалом бомже или наркомане. Это вопрос о нашей духовности, которую мы теряем, толкаясь в очереди за очередным iPhone или, платя зачастую непомерной ценой потраченного времени, покупаем новый автомобиль. «Мясо» (странная игра слов) побуждает расширить границы обыденности, с которой здесь ассоциируется жизнь по канонам Книги даров, варящуюся в своей удручающей атмосфере – есть, чтобы не быть съеденным.

И еще – творение Д’Лейси не рекомендуется поклонникам чистого хоррора. От жанра здесь только тошнотворные сцены, заставляющие время от времени вспоминать о сплаттерпанке. Главное же – в грузящей смысловой нагрузке, подаваемой автором в виде «вкуснейшего блюда». Конечно, для ума…

P.S. Напоследок, хочется предложить интересный (а кто-то может сказать и пророческий) отрывок из текста:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«…Скот будет перезревать и станет бесполезным. Снижение доходов от продажи мяса скажется на нашей зарплате, да и рабочих мест поубавится. Все придется делать вручную, без электричества — по крайней мере, до тех пор, пока мы не построим новую газовую станцию, но на это могут уйти годы. Грузовики будут простаивать, конвейер и доильные аппараты тоже. Автоматики больше не будет. И это надолго. Вместо убоя кастрированных бычков нам придется задуматься о сокращении численности телок и избавиться от большинства, если не ото всех, быков-производителей. Только так мы сможем остановить рост стада. Придется отбраковать и молочных коров. Мы не сможем обслужить их всех. Так что начиная с завтрашнего дня я хочу, чтобы ты согнал в одно место самых старых молочных коров и самых старых быков. Подготовишь их к убою…»

Оценка: 10
– [  2  ] +

Генри Райдер Хаггард «Аллан Квотермейн»

nattsorg, 18 июня 2021 г. 18:39

«Аллан Квотермейн» по-своему интересный роман – начинающийся с довольно скучного в первой половине путешествия в неведомые края, во второй части он совершенно преображается, предлагая читателю насладиться бурной игрой человеческих страстей на фоне прекрасной страны Зу-Венди. Принимая в расчет внешность королев-сестер, можно предположить, что Хаггард предлагает нам некое подобие шахматной партии с довольно интересными фигурами, среди которых особенно хочется выделить зулуса Умслопогаса и его размышления о земной суете.

Кроме того, писатель в лице своих персонажей и их поступков открыто рассуждает о пользе европейской «цивилизации» (разумея под ней власть денег, оружия, хитрости и других пороков) для благородного народа, испокон веков поклоняющегося в первую очередь Солнцу и Красоте во всех её безграничных проявлениях. И это откровенно цепляет, потому как особенно актуально сегодня, когда каждому индивидууму принято навязывать общепринятое мнение, тренды и иже с ними.

Читая книгу, словно окунаешься в то время, когда люди были по-настоящему высоконравственными. Жаль, но сейчас таких почти не осталось, как и «белых пятен» на карте Земли…

Оценка: 8
– [  2  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Ведьмин век»

nattsorg, 9 июня 2021 г. 02:47

«Ведьмин век» или как можно описать перетягивание каната в отношениях, если у Вас потрясающее воображение. Конечно, это предложение будет уместным в том случае, если читать роман поверхностно. Но талант супругов Дяченко в большей степени сокрыт между строк. Как и в данных обстоятельствах.

Всматриваясь все глубже и глубже, словно в гипнотизирующий стробоскоп, начинаешь видеть не Ивгу и Старха, а вечное противостояние Инь и Ян. Инь – это как ниспадающие водной стихией мокрые волосы Дюнки, постоянные метания главной героини, это и застывшая всевидящая Луна, наблюдающая за Вами на протяжении всего повествования. Наконец — это мрак, в котором пребывает и который, не подозревая, несет в себе Ивга.

В противовес женскому непостоянству на хрупких весах этого мира лежит твердый и непоколебимый Ян – прекрасно выписанный образ главного инквизитора, а также неумолимых чугайстеров. Лишь они способны приносить Солнце на смену тревожной ночи, испепелить зло, терзающее души ведьм, вернуть мёртвых назад…

Но иногда, словно в танце вокруг нявок, нити характеров переплетаются в сложном узоре, неразрывно соединяя женское и мужское начало – ведь по отдельности они никогда не будут полноценны, что и доказывает блестящий финал книги.

Безусловно, фундаментом для романа стали личные переживания авторов, с их жизненным опытом, хорошим знанием психологии. И всё-таки этого мало – мало для того чтобы так точечно выписать антураж. Мало – для того, чтобы настолько ярко передать эмоции героев, погрузить читателя в болезненно стискивающий фатализм происходящего, чтобы затем сверхновой взорваться в финале, вырывая нас из темных помещений Инквизиции и бросая в разверзающийся бездонный колодец вихрящегося, вспучившегося Хаоса. Для всего этого нужно еще и отличное мастерство. И, положа руку на сердце, без сомнений отмечу – у супругов Дяченко его не отнять.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Роберт Маккаммон «Час волка»

nattsorg, 9 мая 2021 г. 04:05

«Час волка» или очередная метаморфоза от Роберта Маккаммона. Мысль о том, что роман об оборотнях от Рика будет необычным, закрадывалась сразу, ведь и вампиры у него вышли не совсем «каноническими». Конечно, не в последнюю очередь благодаря антуражу («Они жаждут»).

Но автор пошел еще дальше. Разделив жизненный путь Майкла Галлатина большим промежутком времени, на наше рассмотрение представили абсолютно два разных произведения – бескомпромиссный и брутальный шпионский боевик (не такой простой, как кажется на первый взгляд) и готическую историю детства главного героя с её непрерывно звучащими аккордами упадка и ностальгии.

Маккаммон остался верен себе, написав не просто хоррор-боевик, а вложив в свое произведение и прекрасную смысловую нагрузку о хищнической природе человека, сделав это как всегда непринужденно, не сбиваясь с ритма повествования. Наполовину зверь Галлатин с его истинным благородством противопоставляется гедонистам нацистам, пирующим на крови. Автор, изображая вечный цикл превращений от зверя к человеку и наоборот, по крупицам воспроизводит образ и самого главного героя, не раз задумывающегося о том, почему же он помогает людям, если может быть абсолютно свободным.

Хочется отметить, что Роберт гениально справился с созданием напряженной атмосферы в шпионской линии. В подобном роде произведениях заранее известно, что главный герой ни в коем случае не погибнет к окончанию книги. Но хоть и зная об этом, ощущение тревоги не покидает читателя ни на минуту. Даже перед невероятными спасениями, которые многие назвали бы «роялями» (по моему мнению, данная идиома не совсем применима к жанру шпионского боевика), автор блестяще накаляет нить рассказа. Замечательно и то, что в «Часе волка» нельзя предвидеть дальнейший ход событий. Вместе с присущей автору динамикой все это позволяет Маккаммону просто приковывать читателя к тексту. И книгу немалого объема можно легко проглотить за день.

Что до событий в Германии, да и описания самих нацистов, субъективно роман постоянно отсылает к таким кинолентам как «Гибель богов» Лукино Висконти (о моральном упадке немецкой аристократии) и, конечно, «Бесславным ублюдкам» Тарантино (с их саспенсом и драйвом).

Ну и на завершение обязательно нужно упомянуть нравоучительную историю взросления Миши – глубокий, исполненный печали и боли утраты классический готический хоррор, в некоторой мере вобравший в себя кое-что от «Участи Эшеров» с её декадентскими мотивами, но в то же время отбросивший все лишнее, оставив лишь меланхолию и щемящее чувство преходящей юности.

Уже после прочтения, абстрагировавшись от крутых поворотов сюжета и колоритных персонажей, начинаешь замечать, насколько хорошо дополняют друг друга две линии повествования, сливаясь в единое гармоничное целое.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Дэн Симмонс «Песнь Кали»

nattsorg, 17 апреля 2021 г. 00:08

Мне душно и жарко, хоть за окном холодная промозглая погода. После прочтения именно таким предложением хочется охарактеризовать неумолимо затягивающую в свои адские пучины атмосферу первого произведения крупной формы от Дэна Симмонса. Нужно сразу отметить, что уже в дебютном романе автор демонстрирует широкую эрудированность, постоянно упоминая в тексте множество исторических личностей, событий, местных богов и обычаях индийцев. Но в данном случае Симмонс лишь подстрекает читателя, ведь если и вправду поближе ознакомиться с материалом, то это сделает роман еще более глубоким для понимания. И даже, если Вам будет лень «гуглить» в Интернете, подача книги такова, что Вы и не заметите как перелистнете последнюю страницу. И уж точно разорвете на мелкие клочки «недавно купленный билет на рейс в Колкату» (возможно, ирония здесь и излишня, так как роман писался в те времена, когда Калькутта была совсем иной).

«Песнь Кали» – это совершенно чуждый мир, исковерканная нищетой и безумием реальность Калькутты, или же, перефразируя размышления жены главного героя – «это другая Геометрия, в которой мы будто бы совсем лишние фигуры, не вписывающиеся в общую структуру этого пугающего города». К слову, где-то на подсознательном уровне Калькутта ассоциируется с недавно дочитанной трилогией о Нью-Кробюзоне Мьевиля.

Здесь, в болотистых низинах Бенгалии, сквозь шум и гам неумолкающего города просто сочиться саспенс. Взять лишь момент, когда Лузак при свете дня заходит в комнату отеля и видит свою дочку на руках у другой женщины. Скажете, безобидная ситуация, но здесь за каждым шорохом, мимолетным взглядом на заполненные мусором улицы, после очередного загадочного диалога с местными жителями, читатель, поставивший себя на место главного героя, просто обязан ощутить удушающее головокружение. Тем более что повествование ведется от первого лица.

А еще – это не просто хоррор. Симмонс, подобно известному культурологу Мирче Элиаде, долго изучавшему культуру и традиции индийского народа, словно продолжает философские исследования румына о столкновении разных цивилизаций, глубокой духовной составляющей индийцев. Этот вопрос блестяще раскрывается в дискуссии Лузака и Чаттерджи, как и постоянная цикличность развития самого человечества. Не удаваясь к многословности, просто хочется заметить – к примеру, где была Британия, когда в Индии уже вовсю процветало земледелие и ГДЕ они обе сейчас… Но всё-таки мне кажется, что главную мысль автор высказал сам – в самом окончании книги, мысль, которая постоянно занимает умы всех эзотериков планеты. В своем романе Симмонс сделал ее почти аксиомой, не забыв приправить мрачными размышлениями о будущем человечества. И, смотря на мир спустя десятилетия после написания произведения, робко понимаешь – возможно, автор был прав.

Итог – блистательный дебют и очень многослойный роман, давший старт карьере великолепного писателя, умеющего успешно работать, казалось бы, в совершенно несопоставимых жанрах.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Чайна Мьевиль «Нью-Кробюзон»

nattsorg, 25 марта 2021 г. 17:55

Да уж, насколько же негостеприимным был мир Бас-Лага поначалу и как же тяжело покидать его сейчас. Как же органично Мьевиль объединил гротескную реальность необъятных просторов и множество совершенно безумных (по внешнему виду и образу жизни) рас в одно единое целое. Да, это смог бы сделать только ярый коммунист. Да, в этих словах, конечно, сквозит ирония, но это ирония чистого восхищения трудом, который проделал автор.

Неуютный «Вокзал потерянных снов» робко и постепенно знакомил нас с суровыми социальными реалиями жизни Нью-Кробюзона, но все же он был больше развлекательным и головокружительным вирдом. «Шрам» же подобен мотиву вечного субъективного поиска, непрестанного движения вперед и вперед, как и титаническая поступь локомотива «Железного Совета», наиболее полно раскрывшего политические взгляды автора, а также объединившего разнообразие мира второго романа цикла и динамизм первого.

Хочется отметить, что в идеях Чайны, кроме «обрюзгшей и жирной морды» пожирающего самого себя капитализма в образе Нью-Кробюзона никак не можно не заметить откровенный антиглобализм автора, который с омерзением осуждает захватнические аппетиты города-государства, уничтожающего все на своем пути, подобно современным вездесущим корпорациям, стирающим традиции, народы, культурную память…

Подытожив прочитанное, могу смело утверждать, что Мьевиль вывел new weird на новый уровень, вскрывающий извечную проблематику социально-философской фантастики, но не забыл смешать свой диковинный коктейль из хоррора, фэнтези и других жанров.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Роберт Маккаммон «Синий мир»

nattsorg, 18 февраля 2021 г. 01:42

Роберт Маккаммон конечно же большой Мастер. И в первую очередь жанра ужасов. Поэтому откровенно признаюсь, что прочтение «Синего мира» меня совершенно огорошило – в самом лучшем смысле. Да, здесь присутствует безумная динамика, ставшая авторским почерком Рика как и его убедительность в описании сцен. Но, тонкий и всегда уместный юмор, которым искрят страницы «Синего мира», удивил и просто довел до умиления. Впрочем, Маккаммон всегда был оптимистом. Однако за игривой иронией он не забыл припрятать и нотки горечи – горечи городского раскаленного асфальта и прокуренных залов ночных клубов, где медленно разрушаются жизни.

Автор легко лавирует между жанрами, то вызывая щекочущий смех, то постепенно сгущая краски в сторону темной палитры. Как бы играя между днем и ночью, в своем сумеречном синем мире, он предлагает нам своеобразный комикс-нуар (уж больно кинематографичен Маккаммон).

А персонажи… просто блистательны. На протяжении повести они совершенно преображаются – от отвращения к сочувствию, от презрения к уважению. В итоге «Синий мир» становиться местом, где границы размываются, а стереотипы становятся лишь зыбкими тенями...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Эдвард Ли «Глушь»

nattsorg, 11 октября 2020 г. 01:19

«Глушь» – ни в коем случае не роман ужасов. И это хочется отметить в первую очередь. Происходящее скорее воспринимается как своеобразный нуар с атмосферой юга США – его «дикими» реднеками и толикой мистики. Можно сказать, Ли больше пытается играть на поприще социальной сатиры и сарказма, жестко, но не как «Обычно». Выходит неплохо, несмотря и на затянутое начало. Вот только в произведении присутствует еще одна линия – это возвращение Патриции из города домой и её изменение. Она то и портит впечатление от романа, особенно в конце, когда автор наспех пытается раскрыть все карты. К слову, некоторые повороты сюжета можно предвидеть.

Ли в хорошем смысле подшучивает над читателем – любители творчества писателя, ожидавшие лютого трэша с черным юмором, получают остросоциальный триллер, рассказывающий о том, что настоящее зло гораздо ближе и страшнее «крови и кишок в искусстве». Оно в заискивающих окружающих, в грязных деньгах, отнимающих рассудок, в наших сомнениях и жалкой мнительности.

Учитывая, что от автора всегда ждешь чего то нового, то книга стала скорее небольшим сюрпризом, чем разочарованием. Любителям маленьких городков со «скелетами в шкафу» добро пожаловать!

Оценка: 7
– [  1  ] +

Александр Грин «Лабиринт»

nattsorg, 18 июля 2020 г. 16:42

Хоть Грин в этом произведении и заимствует многое от «Поместья Арнгейма» и «Коттэджа Лэндора» Эдгара По, но все же остается верен себе. Психологичность социального контраста двух частей лабиринта ввергает в панику даже смельчака Джиса, подспудно понимающего иллюзорность происходящего.

Рассказ безумно (в некоторой степени буквально) поучительный, в нем автор-идеалист снова показывает, что у каждого из нас есть выбор — в какой же части жизненного лабиринта мы бы хотели очутиться.

Схожие мотивы Грина, как мастера утопии/антиутопии, можно найти в его «Блистающем мире», «Имении Хонса» и т. д.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Александр Грин «Ночью и днём»

nattsorg, 5 июля 2020 г. 22:18

Соглашусь с предыдущими отзывами, что сюжет рассказа не блещет оригинальностью. Грин в большинстве своем цепляет не историей, а глубоким психологизмом и характерами, но самое главное — осязаемо живыми чертами, которые он придает природе. Временами кажется, что при чтении его произведений пробуждаются давно позабытые архетипы, создавая потрясающий эффект присутствия чего-то близкого и в то же время совершенно отстраненного в своем благородном величии.

Здесь, такими скрытыми персонажами предстают древний лес с беззаботно бегущим ручьем, под безраздельной властью которых теряет голову капитан Чербель: «Мы — лес, из-за каждого дерева которого подкарауливает вас гибель».

Ох, какой же тоской иногда веет от подобных творений Грина. И часто, классифицируя произведения автора, без малейшего намека на иронию в характеристиках хочется отметить тег «экологическое».

Оценка: 8
– [  1  ] +

Александр Грин «Арвентур»

nattsorg, 3 июля 2020 г. 21:48

Этот мини-рассказ сможет до конца понять только тот, кто испытывал те же самые ощущения. Это как своеобразная синестезия, когда в наборе букв ты видишь воистину нечто прекрасное и вечно непостижимое, высшее вожделение жизненного пути (в английском языке всё это вмещается в лаконичном слове «Desire»).

Наверное, читавшие Толкина тоже поймут суть «Арвентура», ведь они не в последнюю очередь были очарованы его эльфийским наречием, подобно заклинаниям придающему волшебному миру по-настоящему особый шарм, для описания которого слов не найти (да и не нужно).

Оценка: 9
– [  1  ] +

Александр Грин «Забытое»

nattsorg, 20 июня 2020 г. 20:26

Актуальное произведение. Особенно в свете нынешней тенденции, когда люди смотрят на сколь нибудь значащее событие через камеру смартфона. Утрачивая чувства и эмоции, полагаются лишь на зрительное восприятие действительности. Возвращаются к записям, после просмотра которых остается лишь пустота. Ведь когда-то нужно было поймать правильный ракурс, избежать тряски камеры, назойливых реплик вокруг. Вот и здесь главный герой смог по-настоящему проникнуться пылом войны лишь бросив ленту, отдавшись жизни во всех её, хоть и неприглядных в контексте событий, красках.

В то же время автор делает реверанс в сторону кинематографистов, профессия которых тоже требует жертв, избегая свойственного себе сарказма в описании «бесчувственных» людей.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Александр Грин «Новый цирк»

nattsorg, 7 июня 2020 г. 02:50

Жестокая сатира в сторону посетителей цирка — пресыщенных горожан. Рассказ просто пропитан символизмом — здесь и одетые в кандалы франты, и гротескный оркестр из бытового реквизита, «недрессированные» участники представления (укол в сторону зрителей). Все эти компоненты, странно переплетаясь, составляют сюрреалистическую картину существования обывателя, который сам того не осознавая, является участником непрекращающегося циркового представления по имени Жизнь [недальновидного человека].

И как же метко, после каждой едкой реплики Пигуа, звучит фраза нищего Альдо: «Горе мне, горе!»

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Александр Грин «Сладкий яд города»

nattsorg, 7 июня 2020 г. 00:32

Умело разместив на одной чаше весов закоснелое деревенское стереотипное мышление, а на другой — городское лицемерие, приправленное заманчивыми огнями «другой» жизни, Грин снова оставляет окончательный выбор за читателем. Что же является более тяжелым грузом для простого человека? Или же можно достичь определенного консенсуса?..

Оценка: 8
– [  4  ] +

Александр Грин «Таинственный лес»

nattsorg, 4 июня 2020 г. 01:56

Очередной блестящий «любовный треугольник» от Грина – такая себе смесь Эроса, Агапе и Природы как первозданной силы, которая меняет и поглощает героев. Автор в свойственной ему манере усердно терзает персонажей, прежде чем они дойдут до своеобразного любовного катарсиса.

За всем скрываются полунамеки – магический образ золотого петушка, преследуемого Тушиным. Поиск ли это вечного идеала или же бегство в себя? Хочет ли автор раскрыть тему жертвенности любви или же в его понимании она всего лишь барьер для высшего духовного просвещения? Возможно, этим и цепляет Грин. Ведь после прочтения его произведений всегда есть над чем крепко поразмыслить…

Оценка: 9
– [  2  ] +

Эдвард Ли «Header 2»

nattsorg, 16 апреля 2020 г. 14:17

Удивительная книга! Вообразите себе омерзительнейший сплаттерпанк, который несмотря на отталкивающую бесчеловечность поступков героев, дышит неиссякаемым оптимизмом и верой в людей. Не будет преувеличением назвать роман в некоторой степени даже притчей, очень уж аллегоричны наполняющие произведение персонажи, страданиями коих Эдвард Ли блестяще рисует гротескную картину современного общества.

Искрометный юмор, бешеный темп, дивные пересечения судеб героев не дают оторваться от текста ни на долю секунды. И в этом большая заслуга переводчика (огромное спасибо Андрею Локтионову!).

Не прочитав этой книги, в корне не прав будет тот, кто считает жанр экстремального хоррора своеобразным литературным мусором. Ведь на то он и «Головач», чтобы под грудами обезображенных тел и органических жидкостей, читатель смог разглядеть действительно актуальный и сильный подтекст.

P.S. Для тех же, кто во многих эпизодах скажет «Не верю!», всегда найдется аккуратный комментарий от флегматичного доктора Праути.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Адам Нэвилл «Ритуал»

nattsorg, 11 апреля 2020 г. 11:43

«Ритуал» плагиата от Адама Нэвилла. Большинство прочитавших данный роман не будут возражать, что первая его часть – откровенная калька со всем известного мокьюментари фильма, индейских легенд (особенно их воплощения в одном из романов Стивена Кинга), перенесенных на щедрую девственными лесами шведскую почву. К слову, в «Номере 16» Нэвилл уже успешно проделал схожий трюк, без стеснений срисовав реальность Вихря (в частности «тощую тварь с красной головой») с работ Здзислава Бексиньского, но почему-то забыл упомянуть его в благодарностях.

В нынешнее время принято ругать книги и фильмы за глупые поступки героев, которые, вопреки любой логике, лезут к черту на кулички, вернее, на рога. Так и здесь, после того как взрослые мужики в буквальном смысле слова

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
обоссались
, они вместо того чтобы вернуться назад и спасать свои жирные задницы (как сделали бы реальные Фил с Домом), прутся дальше неведомой тропой. Честно говоря, сам жанр хоррора не подразумевает под собой реалистичности. Но, судя по откликам, речь идет об одной из лучших книг в жанре за последнее десятилетие, которая, к сожалению, поддерживает тенденцию молодежных попкорновых ужастиков, где персонажи мечутся словно лошади в тесном загоне. Скажете, паника! Здесь её нет, скорее женская истерика.

Не знаю, чему способствовал успех романа у критиков – «глубокие» размышления оказавшихся в безысходной ситуации героев о жизненных ценностях, или то как настоящий друг познается в беде, но все эти мужские сопли напрочь убивают и без того хлипкую (на одном дожде, товарищ Нэвилл, не выедете) атмосферу. Описание которой сводится к нагромождению (почти на каждой странице текста) поваленных деревьев, склизких лишайников и гниющей листвы, пробираясь через которые вместо ощущения подавленности возникает зевота. Скучно, возможно еще и потому что субъективно, «лесной хоррор» должен быть неторопливым и удушающим постепенно, а не превращаться в скачку «с кочки на кочку».

Хоть и не большой, но отдушиной, как ни странно (судя по многочисленным отзывам), стала вторая часть книги. «Выпирающая» под острыми углами шаблонность уступила место по-настоящему живым (и не очень) харизматичным персонажам, грубо втиснутым в сюжет для раскрытия сути происходящего в первой части романа. Но даже здесь автор скуп в своей фантазии – блеклые описания внутренних страданий Люка разбавляются такими же бессмысленными диалогами, наивно пытающимися поставить перед читателем дилемму о человеческой природе и религии. Финал книги (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
неожиданное освобождение от пут
) снова же отсылает к «роялям» и конвейерным фильмам ужасов.

Вообще, после прочтения складывается ощущение, что при написании романа основной упор делался на внешнюю составляющую. Автор с упоением описывает ветхое внутреннее убранство заброшенных жилищ, мрачные алтари, полуразрушенную церковь, наконец, самого главного антагониста, но все это проходит мимо сюжета, как эпизоды из плохого фильма с хорошей картинкой. Для сравнения также напрашивается соотечественник Нэвилла Чайна Мьевиль, который известен в своем творчестве реминисценциями из различных произведений искусства. Но вот только если у Мьевиля все ладно скроено, то в «Ритуале», как говорят, шито белыми нитками.

В какой-то степени впечатления смазали и завышенные ожидания перед прочтением. И таки да, «Ритуал» способен напугать. Если читать книгу одному в ночном лесу, в палатке под тихий шорох дождя. К сожалению, такой возможности не представилось. Поэтому лишь

Оценка: 6
– [  5  ] +

Яна Вагнер «Живые люди»

nattsorg, 24 марта 2020 г. 21:51

«Живые люди» или бытовая драма в постапокалиптическом антураже. Именно так можно охарактеризовать второй роман из цикла «Вонгозеро». Роман, безусловно, дающий большую фору первому. Не в последнюю очередь благодаря своей реалистичности. Возможно, Яна Вагнер нашла свою стихию. Ей больше не нужно притягивать сюжет за уши, спасая персонажей, и она делает упор на психологическую составляющую. Теперь её герои действительно сами по себе – живые, разные, обреченные.

Конец света здесь лишь ширма, из-за которой проглядывают непреходящие вопросы о человечности, вынужденном сосуществовании группы людей в замкнутом пространстве. Наконец, беззащитности человека перед собственной природой и природой вокруг, стающей неумолимым противником, когда блага цивилизации недоступны.

Да, здесь есть место женским истерикам, пьяным откровениям, хорошо описывающим внутренний мир героев и, в первую очередь, героинь. Всё-таки роман написан женщиной. Признаться честно, было интересно увидеть подобную ситуацию именно с такой стороны. Ведь в данном жанре это большая редкость.

Понравился и тон повествования – то флегматично-апатичный, то накаляющийся и взрывающийся редким, но всегда уместным экшном. И при чтении постоянно вертится мысль – когда же? Потому как вопросы, которые ставит автор, не могут остаться без ответа.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ноэль Калеф «Лифт на эшафот»

nattsorg, 20 марта 2020 г. 23:29

Приступая к чтению романа перед просмотром экранизации (книга всегда на первом плане!), ожидал типичный французский детектив с примесью нуара. Первые две главы даже отбросили все сомнения. А дальше… простите, но по моему мнению, это совершенно потрясающая психологическая драма, пропитанная мизантропией и человеческим эгоизмом, в которой судьбы совершенно незнакомых людей переплетаются как в фильмах Алехандро Иньярриту или Джима Джармуша.

Центральной темой произведения становятся отношения между мужчинами и женщинами и… деньгами. Ведь только эти «жалкие» бумажки толкают хоть и отталкивающих героев на еще более подлые поступки.

Окончание произведения вообще отсылает к кафкианскому экзистенциализму, когда вокруг главного «злодея» закрываются все двери, а сопутствующие персонажи-свидетели вызывают чуть ли не физическое отвращение.

Цитируя в одном из сокрушающих моментов произведения стихотворение Шарля Бодлера «Смерть любовников», Ноэль Калеф как-бы печально говорит: «В мире больше нет влюбленных, а только лишь любовники...»

Оценка: 10
– [  9  ] +

Яна Вагнер «Вонгозеро»

nattsorg, 21 февраля 2020 г. 03:59

После прочтения не оставляет ощущение, что авторша так и не определилась до конца с жанром произведения. То, что роман писался серией постов, очень уж бросается в глаза. Во время длинного заснеженного пути к озеру атмосферный и гнетущий роман-катастрофа превращается чуть-ли не в гимн человеческой солидарности, абсолютно противоречащий окружающей действительности. Для себя книгу поделил на две части: неплохую — до и во время событий в дачном поселке около Череповца и абсурдную, в свете сложившейся ситуации — после.

Не знаю, стала ли прототипом главной героини сама писательница, но при ознакомлении с романом изредка приходила мысль — не является ли произведение чисто личным? Своеобразное посвящение любимому человеку — единственному, кто может разукрасить унылый пейзаж, наполненный социофобскими размышлениями и пессимизмом. Вот только, если постоянные невесёлые раздумья Ани можно простить, ведь роман все же писала женщина, то закрыть глаза на вторую половину книги, с полностью испарившимся напряжением, никак нельзя.

Очень похоже, что Яна Вагнер хотела обзавестись более широким кругом читателей. Безусловно, это у её получилось, но скорее всего произведение так и останется серым середняком, в жанровой нише литературы «конца света» так уж точно.

А как же все «хорошо» начиналось. Невидимая, но вполне осязаемая угроза, давящая неизвестность и серость за окном... Серость, в которую, к сожалению, превратился роман ближе к концовке.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Глен Кук «Наступление Тьмы»

nattsorg, 7 сентября 2019 г. 15:00

Заключительный роман цикла «Cruel wind» бесспорно показывает, что мастерство автора растёт. Слог становится ровнее, интриги всё более запутанными. В книге уже проглядывают элементы темного фэнтези: все герои здесь отнюдь не белые и пушистые, а добрая их часть не застрахована от гибели. Но... Возьмем отрывок из одной из последних глав:

«Визигодред и Вартлоккур были готовы. Кроме того, в лагерь вернулись Вальтер, Мгла, Требилкок и Дантис. Военный совет на сей раз являл собой сборище королей и Великих воинов. Присутствовали двадцать семь монархов. Кроме них, явились Хоквинд, Лаудер и Лиакопулос. Там были Харттобен и Блиттшо, Мур и Берлой, Ло Пинто, Пик, Сласки, Тантамагора, Алакран, Криско, Селенов… Список знаменитых бойцов насчитывал более сотни имен. Сотоварищи чародеев и все старые друзья Рагнарсона также присутствовали на Совете. Был здесь и сын Рагнарсона. Не преминул явиться Пратаксис со своим набором письменных принадлежностей. Рядом с королем Ива Сколовды Веславом скромно сидел какой-то неизвестный и не испытанный в боях оруженосец. Он не догадывался, что его имя вот уже много лет ставит в тупик всех чародеев».

Кук не удосужился дать большей половине из представленных выше персонажей даже краткое описание внешности. Впрочем, это мы видели и в предыдущих книгах цикла, как и нагромождение названий королевств и весей, заставляющих плутать кругами, когда дело доходит до битв, которые, откровенно говоря, у Кука не получились от слова «совсем».

В целом роман неплох, благодаря хорошему сюжету и главным героям. Но считаю, что автору следовало бы делать меньший упор на эпичность. Какая-то «тесноватая» она у него получается.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Генри де Вэрэ Стэкпул «Голубая лагуна»

nattsorg, 22 июля 2019 г. 02:57

Роман-созерцание, в котором юные сердца бьются в одном ритме с дыханием природы. Повесть о взрослении в объятиях чистоты и вечного лета, приправленная рассуждениями о тлене всего мирского. Здесь нет места смерти, лишь непрекращающийся сон под тихий рокот волн.

Являясь поклонником творчества Александра Грина, не мог пропустить данную книгу. Как оказалось, не прогадал. Это настоящая жемчужина своего жанра – произведение, которое, безусловно, оказало немалое влияние и на творчество самого Александра Степановича. Прежде всего, идеей бегства от цивилизации, поиску гармонии внутри себя через единение с природой. Написанное в форме простой хроники, оно все равно не теряет своего очарования.

Лирическая и грустная концовка неотрывно связана с диалогом Лестрэнджа и капитана Лефаржа в начале книги. Дик и Эммелина, утратив свой Эдем, вместе отдаются власти бесконечных грёз, подобных сну Эндимиона…

Оценка: 9
– [  8  ] +

Роберт Маккаммон «Кусака»

nattsorg, 20 июля 2019 г. 15:32

Итак, «Кусака». Считаю, что это не совсем удачный перевод названия для данного романа Роберта Маккаммона. Воображение сразу рисует некое подобие детской страшилки. На самом же деле книга представляет собой годный фантастический хоррор с социальным подтекстом, вышедший на волне популярности кинолент «Чужие» и «Хищник» и, несомненно, многое из них почерпнувший.

Первую половину книги нас знакомят с загнивающим техасским городком и его эксцентричными жителями. Адская жара, жестокое противостояние подростков, приютившийся наркоторговец, направляющий будущих выпускников на стезю криминала. Что может быть хуже? Но «гений из Алабамы» знает как заставить своих героев страдать, что называется, «по-настоящему». Именно отсюда столь долгая раскачка вначале. Автор хочет чтобы читатель полностью погрузился в тягучую и жаркую атмосферу Инферно, увидел происходящее глазами местных обитателей.

В некоторых моментах «Кусака» действительно напоминает социальную драму, апогеем которой становится драка в игровом клубе и приземление главного злодея. А после… Маккаммон берется за то, что любит и умеет делать, а именно – писать головокружительный по динамике хоррор. Но, к сожалению, немного упрощает персонажей. Хотя, пожалуй, в таком кошмаре нет места рассуждениям «о вечном». В противовес же автор фокусируется на психологии пришельцев, ихних взаимоотношений, прекрасным слогом описывая их видение человечества. К слову, очень хорошо удались диалоги между инопланетянами и людьми.

Хочется отметить образ Дифин. Недаром вместилищем её разума становится маленькая девочка. Она словно является продолжением Сван из предыдущего романа – настоящая хранительница своего мира. Кусака же олицетворяет алчность и жестокость тех, кто не остановится ни перед чем ради наживы. В концовке многие из выживших тоже понимают, что настоящее счастье не в деньгах. Маккаммон в большинстве своих романов персонифицирует зло – намеренно проводя параллели с человеческими образами.

В итоге можно сказать, что роман получился — хорошо выписанные герои, социальный подтекст, не тонущий в окружающем безумии. Но после шедевральной «Песни Сван» кажется чуточку простым.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Глен Кук «Дитя Тьмы»

nattsorg, 11 июля 2019 г. 19:49

Поначалу книга кажется намного лучше своей предшественницы в цикле. То ли благодаря переводу, то ли от постепенного привыкания к резкому слогу Кука. Начинает вырисовываться стилистика традиционного sword & sorcery в духе Фафхрда и Серого Мышелова Фрица Лейбера. Здесь даже прямая параллель: Фафхрд – эдакий варвар-грубиян Браги, в роли же Серого Мышелова – проныра Насмешник.

А дальше… Субъективно, все те же ошибки что и в первой книге. В нить сюжета в геометрической прогрессии вливаются новые и новые персонажи, множатся непонятно где размещенные города и «веси», что в условиях присутствия в тексте множества битв окончательно сбивает с толку. Апогеем же становится финальное сражение, которому по энциклопедичности описания место в Википедии, но никак не художественной литературе.

Думаю, Куку просто не нужно было заигрывать с эпическим фэнтези, тем более втискивая его в столь малый как для жанра объем. И все же роман выглядит более целостным нежели «Тьма всех ночей». Поэтому ставлю на балл выше.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Джек Кетчам «Девушка напротив»

nattsorg, 7 июня 2019 г. 20:25

Одна из тяжелейших прочитанных книг. Кетчам просто рвет струны души. Читая роман, действительно СОПЕРЕЖИВАЕШЬ Мэг и Сьюзен, чувствуешь их боль и страдания. Честно, иногда просто был вынужден оторваться от этих жестоких строк, потому как глаза, не побоюсь сказать, застилали слёзы. Автор создал просто поразительный эффект присутствия.

Вместе с тем легко понимаешь мотивы психически неуравновешенной «старой девы» Рут, особенно когда к ней на попечение попадает молодая девушка, дышащая юностью и красотой и у которой всё еще впереди – настоящая Леди…

Линия подростков – как ответ автора родителям. Ведь дети всегда проецируют поведение взрослых на свои поступки. Кто-то безразличен, кто-то жесток, а кто-то просто труслив. Всё это есть в романе. И от этого не убежать, не спрятаться, как бы не хотелось. Жестокая книга, но написанная вовсе не ради жестокости. Скорее, ради памяти Сильвии Лайкенс. Дабы подобное не повторилось.

Оценка: 10
⇑ Наверх