fantlab ru

Все отзывы посетителя Inkor

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Брендон Сандерсон «Давший клятву»

Inkor, 7 декабря 2017 г. 19:06

Третий кирпич из десяти запланированных книг цикла Архива буресвета. Надо отдать Сандерсону должное, прорабатывать бэкграунд своих сеттингов и развешивать Чеховские ружья он любит. Первые две книги содержали в себе достаточно срывов покровов и вот это поворотов, что бы удерживать внимание к этому масштабному циклу, но третья книга решила их переплюнуть и по справедливости должна называться Lorebringer, ибо существенного раскрытия тайн мира, твистов и продвижения сюжета было столько, что даже удивительно, что это еще хотя бы не середина цикла.

В неожиданную сторону повело некоторых персонажей, похоже кто-то стукнул Сандерсона энциклопедией по психическим растройствам, ибо он решил побольше напирать на тему сломленности требующейся для становления Сияющим рыцарем. Депрессии, диссоциативное расстройство личности, алкоголизм, зависимости, голоса в голове и т.д. Прям хоть справочник делай.

Центром фокусировки из персонажей на этот раз является Далинар, его сюжетная арка и предыстория не то, что бы неожиданная, но в целом получилась удачной и в некоторые моменты даже трогательной. Других хороших моментов тоже хватало, финалы почти всех частей на которые делится книга имеют ударные концовки, особенно это касается самого финала книги, который по традиции у Сандерсона особенно шустрый на события. Дела с главными антагонистами тоже обернулись интригующе, «армия тьмы» оказалась гораздо более интересно устроенной, чем ожидавшееся клише.

Вообщем можно опять впадать в спячку на два-три года до выхода следующей книги.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Дэвид Вонг «В этой книге полно пауков. Серьёзно, чувак, не трогай её»

Inkor, 9 сентября 2017 г. 10:05

Если первая книга «В финале Джон умрет» была безумной помесью комедии и хоррора, вдохновленная городскими страшилками и легендами, которая в начале постепенно выкладывалась автором в своем блоге и уж когда пришел успех и ему сделало предложение издательство, она была скомпилирована в полноценную книгу. То это уже цельная книга с завязкой, кульминацией и развязкой, рассказывающая одну полноценную историю. В целом трудно сказать на сколько это пошло на пользу, авторский стиль окреп и книга оставляет гораздо меньше белых пятен в сюжете, но несколько утратила в уровне безумия и развязности по сравнению с первой.

Но ладно, книжка все еще являясь смесью комедии и хоррора, чуть сместила акценты в сторону последнего. В местном городке в котором проживают главные герои случается что-то вроде зомби апокалипсиса с карантином и прочим, только вместо зомби здесь оказываются невидимые паразиты пауки превращающие своих носителей в монстров. Хоррорная часть вполне себе работает, мрачных и отчаянных эпизодов хватает, особенно в этом плане запомнилась резня в Ffirth Asylum, когда ты только после смены перспективы повествования от одного персонажа к другому понимаешь, что на самом деле произошло. Да и в целом на меня всегда работал контраст комедийного и мрачного, когда после весьма легкомысленных эпизодов с забавными персонажами наступали весьма жесткие моменты, когда уже не до смеха. И насчет смеха были моменты на которых я смеялся в голос, главные герои все такие же обаятельные придурки своими комментариями и безрассудным поведением способные разрядить обстановку (особенно как и в первой части это касается Джона), сам же жанр зомби апокалипсиса с его штампами весьма иронично обыгрывается, как в мрачном так и юмористическом ключе, а уже местная deus ex machina спасшая положение в финале, по градусу безбашенности достойна первой книги.

Короче хорошее продолжение, теперь буду ждать третью книгу выходящую в октябре с традиционным для серии стилем названия What The Hell Did I Just Read: A Novel of Cosmic Horror.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Баррингтон Бейли «Падение Хронополиса»

Inkor, 20 августа 2016 г. 09:10

Бейли достаточно малоизвестный писатель новой волны, который тем не менее оказал своими идеями влияние на многих писателей покрупнее и славился своей бурной фантазией. И Падение хороший тому пример. Империя чьи завоевания протекают не только территориально, но и на сотни лет в прошлое и будущее. Многомерное подобное океану темпоральное пространство заключающее бесконечные потенциальные возможности, поверхностью которой является реальное время. Война с цивилизацией потомков из далекого будущего, проводящаяся силами войны флотов пытающихся переписать прошлое. Оружие стирающая города из причинности времени. Концепция вечной бессмертной души исходящей из возможности путешествовать во времени и как следствие рекурсивной ее природы, которая после смерти тела возвращается назад во времени к рождению. Императорская семья, которая сохраняла чистоту крови инцестом с прапрапрапрародителями и прапрапрапрапотомками. Император никем не созданный искусственный интеллект, являющийся хранилищем разумов покойных правителей наместников из императорской семьи. Хроноопера которой действительно еще бы и подошла приставка космо.

Жаль конечно, что в этот безусловно колоритный сеттинг не завезли характеры персонажам, даже плоские. Описываются буквально двумя словами. Храбрый несправедливо обвиненный капитан корабля, убегающая жертва, принц все еще влюбленный в погибшую невесту, любопытный адмирал и т.д. Почти исчерпывающие их характеристики, марионетки сюжета, который и так преступно незамысловат для книги целиком посвященной путешествиям во времени.

Вообщем безусловно интересные идеи и мир, которому не хватает других литературных кирпичиков.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Яцек Дукай «Иные песни»

Inkor, 15 августа 2016 г. 10:29

Совершенно прекрасное миростроительство. Взяв за основу античность после завоеваний Александра Македонского, Дукай создал мир работающий по метафизическим законом античных философов: Демокрита, Анаксагора, Левкиппа, Эмпедокла и конечно в первую очередь Аристотеля. Материя состоящая из пяти первоэлементов на которую накладывается Форма и которую в свою очередь может формировать воля человека. Иная работа общества и психологии людей, чью форму личности и разума, также можно морфировать обладая достаточной силой (Кратистосы — сильнейшие из людей, придают форму целым странам и народам). Полеты в космосе, построенном на основе геоцентрической модели мира с землей в центре и окружённой семью сферами по которым движутся эпициклами солнце, луна и планеты. Подробная атомическая модель с добавлением алхимии, нумерологии и каббалы. Вторжение неописуемых чужаков чья форма чужда этому миру, вносящая в него совершенно восхитительно описанное искажение и хаос. А также вечные двигатели, летающие города, стипанковские дирижабли и прочее, прочее и прочее.

И в этих античных декорациях разворачивается полная политики, интриг история возвращения главном героем потерянного статуса и личности. Чувствуется привкус творчества Желязны, также вспоминается Анафем Нила Стивенсона. В некотором смысле активное развитие сюжета заканчивается где-то на середине, переключившись на повествование от лица другого персонажа, который больше играет роль пассивного наблюдателя, чем активного участника закономерно разворачивающихся событий. И тут на мой вкус, книга несколько провисает, хотя и к финалу снова набирает обороты. Концовка открытая и неоднозначная в своей интерпретации.

Впрочем нужно отметить, что чтение не самое простое. Дукай известен своими языковыми экспериментами и стилизацией. Текст и без того способен проверить на прочность ваш словарный запас, но в него добавлено еще множество древнегреческих терминов и неологизмов на их основе, дополняющих общее античное ядро романа. Остается сказать лишь спасибо переводчику, снабдившего конец книги справкой по происхождению данных терминов, изрядно облегчающую жизнь.

Как итог, хорошая книга с сильным и интересным идейным ядром, а также сложным, но тем не менее идущим на пользу общему стилю языком.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Грег Иган «Диаспора»

Inkor, 27 мая 2016 г. 11:41

Иган как всегда остается верен себе, создавая роман до краев наполненный множеством интересных научно-фантастических идей со скрупулезно выписанными деталями. Уилеровская модель «заряд без заряда», где в качестве элементарных частиц выступают горловины червоточен, дополненная многомерностью теории струн и спиновыми сетями Пенроуза, природные виртуальные реальности на основе плиток Вана, рождение разума в виртуальной реальности из цифрового аналога генома работающих на основе когнитивных моделей Марвина Мински и пожалуй лучшее описание вселенной с дополнительными измерениями, которые доступны восприятию человека. Фактически в романе многие главы превращаются в своеобразные научнопопулярные лекции, где могут затрагиваться темы топологии пространства или работы гравитации, что может не редко вредить динамике происходящих событий. Ну что же, именно за это Игана и любим.

Сюжетно же книга начавшись как роман взросления, переходит в роман катастрофу, а затем в масштабную космооперу покорения вселенных, рассказанную от лица персонажей являющихся представителями человеческой ветви ушедшей полностью в виртуальность. Виртуальное общество жителей полисов выписано скрупулезно и показывает множество вещей, которые дарует подобная жизнь: создание своих копий, управление личным временем, модификация или переписывание собственной личности, управление окружением и т.д. Также затрагивается проблема солипсизма и отношения подобных миров к реальной физической вселенной. Остальные две людские ветви, обитающие в роботизированных телах Глейснерианцы и сохраняющие биологическую форму Плотники, находятся на второстепенных ролях и описаны слабо, хотя плотникам кое-какое внимание уделяют вначале книги, показывая какого генетического разнообразия они достигли.

По сути роман получается панорамой постчеловеческой фазы существования с уходом в экзистенциальные вопросы поиска своего пути и места во вселенной при имеющихся возможностях. Вообщем могу сказать, что это очень хорошая вещь (хоть и специфическая) в которой лишь финал оказался слабоватым, что на мой взгляд тоже типично для Игана.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Дж. Г. Баллард «Выставка жестокости»

Inkor, 27 мая 2016 г. 11:34

Начав свою карьеру в качестве ведущего писателя фантастики новой волны, Баллард можно сказать именно с этой книги переключился на психопатологическую прозу. В целом это крайне экспериментальный сборник рассказов объеденных общими темами и в особом роде сюжетом. Вдохновленный работами сюрреалистов таких как Дали и Макс Эрнст (на чьи работы в рассказах дается много отсылок) и творчеством авангардного писателя Уильяма Берроуза являвшегося другом Балларда, сборник получился этаким безумным коллажем соединяющим в себе секс, насилие, психопатологические отклонения и все значимые культурные события 60-70 годов, такие как война во Вьетнами, убийство Кеннеди, ядерные испытания, полеты в космос, самоубийство Мерлин Монро и многое другое. Вся основная серия рассказов идет об одном многоликом персонаже (Травис, Травен, Таллис, Талбот и т.д.) являющимся то пилотом бомбардировщика, то работником психиатрической поликлиники, потерявшем себя в пространстве-времени современного окружающего мира и массмедиа и пытающегося восстановить его картину через ряд действий, которые имеют смысл лишь для него одного. Все повествования пропитано различными образами, не редко жестокими или по Фрейдовски сексуальными, проходящими через призму искаженного восприятия действительности. Читается это не редко тяжело и вычленять смысл происходящего не всегда удается и это не говоря уже про наличие весьма неприятных гротескных описаний сексуальных отклонений, по этому я бы очень мало кому это порекомендовал читать, но для меня это в целом был интересный опыт.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Питер Уоттс «Эхопраксия»

Inkor, 18 марта 2016 г. 16:54

В книгах Уоттса всегда было видно, что это НФ написанная биологом и уж в это книге, где главный герой сам биолог это становится особенно заметно. От обращения к идеям лежащим в этой сфере до просто напросто сравнений при обращении к иным науком. Даже когда он описывает чудеса обычной инженерии будущего, с его стилем описания аналогии с миром живого периодически все равно напрашиваются. Ну а в целом идейно все как обычно прекрасно от продолжения темы ум против разума из Ложной слепоты (тут разум взял даже небольшой реванш), сравнении обычных людей устарелых, но приспособленных с различными ветвями транслюдей, разработка темы веры и религии в эволюции и их корнях в нейрологии, что воплотилось в образе роевого разума трансчеловеческих монахов Двухпалатников и много чего другого. Как всегда у Уоттса в конце ждет послесловие с сотней ссылок на научные работы и статьи в которых он черпал идеи и вдохновение. Правда чисто с литературной точке зрения Эхопракция мне кажется слабее Ложной слепоты, несколько менее ровная и с некоторыми недожатыми сюжетными линиями, да и саспенс в прошлых работах нагнетался лучше. Но даже так эта книга обязательна к прочтению всем, кто интересуется современной твердой НФ.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Джон Райт «Золотой век»

Inkor, 19 февраля 2016 г. 12:59

Автор смог придумать весьма колоритный мир далекого будущего, где можно изменять, копировать и модифицировать разум кучей различных способов, а виртуальность и искусственные интеллекты стали обыденной частью жизни, поэтому люди здесь делятся на множество модифицированных форм разума и принадлежат к различным философским школам со своими взглядами на подобную свободу изменения разума. Поэтому в начале легко потеряться в терминах, взаимоотношениях, социальных структурах, интригах и технологиях описываемого мира. Но даже в отрыве от этого, книга являет собой образчик хорошей НФ.

Это первая часть трилогии, но сюжет пока интригует и это не учитывая местные заморочки с изменением памяти и разума, что весьма разнообразит повествование и служит плацдармом для всевозможных сюжетных поворотов. Плюс куча отсылочек на античную мифологию и хороший язык. Лишь жаль, что переведен только первый роман, остальные похоже таки придется превозмогать на английском.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Умберто Эко «Имя розы»

Inkor, 8 февраля 2016 г. 12:01

Одна из тех книг после прочтения которых понимаешь, что прочитал кирпич. Огромное количество деталей, множество слоев и поднятых тем изящно переплетенных в одном произведение, такой вещью можно и убить, если в тебя кинуть. Впрочем от такого кирпича я бы и не стал уворачиваться.

Эко историк медиевист и культуролог, поэтому если уж он взялся воспроизводить средневековые реалии, темы и мысли глазами монахов проживающих в изолированном аббатстве, то он подошел со всей серьезностью специалиста, который предварительно прерывает кучу литературы на нужную тему. Дело отнюдь не только ограничивается детективным сюжетом об убийстве монахов из-за таинственной книги (причем эта интрига отнюдь не главное, что есть в этой книги) с детальным показом быта аббатства, обрамленное сюжетной линией о конфликте папы Иоанна XXII с орденом Францисканцев и императором Людовиком IV Баварским. Ударившись во все тяжкие, книга проходится по вопросам которые интересовали интеллектуальную монашескую элиту, того времени: реализм против номинализма, ереси и их отличие от признанных церковью течений, трактовка священных текстов, отношение разума и материального мира с миром высшим и верой, вопрос бедности Христа, вопрос любви к женщине и многое другое. Чистый фансервис для фанов культуры средневековья. И как вишенка на торте (в данном случаи на кирпиче), все конструкция оказывается завязаной на теме предела познания и возможности поиска объективной истины стоящей за фасадом знаков и явлений переплетающихся в лабиринт, который мешает отличить правду от вымысла.

Еще хочу сказать, что являясь весьма, как я уже отметил, тяжеловесной книгой (помним про метафору кирпича), она все равно остается весьма дружелюбной по отношению к обычному читателю мало чего знающего о средневековье (и если короче меня). Используя повествование от лица молодого неопытного послушника Адсона, Эко с большим мастерством погружает читателя в детали исторических событий средневекового мира с которыми он вероятно мог быть незнаком. Также свою развлекательность книга поддерживает благодаря главному действующему лицу за которым и наблюдает Адсон. Вильгельм Баскервильский, францисканский монах и бывший инквизитор взявшийся распутывать убийство в аббатстве, несущий в себе черты Шерлока Холмса и разделяющий взгляды Роджера Бэкона и Уильям Оккама, прогрессивный логик и рационалист, использующий дедуктивный метод, является харизматичным персонажем за рассуждениям и действиями которого просто напросто интересно наблюдать. Поэтому книгу несмотря на множество затрагиваемых ею тем, занудной у меня просто не получается назвать.

В целом это было и приятное и очень познавательное чтение, поэтому крайне рекомендуется, любому кто хоть немного интересуется средневековой тематикой.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Марк Z. Данилевский «Дом листьев»

Inkor, 20 марта 2015 г. 15:07

Прочитал House of Leaves Марка Данилевски. Это пожалуй было самым тяжелым испытанием для моего английского, которого оказалась явно не достаточно для комфортного чтения без обращения каждые пять минут к словарику, из-за чего проход по этой и без того не простой книги, растянулся у меня на несколько недель, но оно того стоило. Это весьма необычное произведение, чтение которого было подобно прохождению лабиринта, чем роман по сути и является. Многоуровневое повествование от лица нескольких рассказчиков, которым нельзя полностью доверять, свобода интерпретировать по разному сюжет, огромное количество вложенных в неё деталей, а так же трудности с возможностью отличить, что является внутри романа выдумкой, а что нет, все это в данной книге присутствует в полной мере. И особо стоит отметить не только содержание романа, но и его форму. К каким только уловкам Данилевски не прибегал — типографским, фотографическим, даже звуковым. Тут есть выделение определённых фрагментов текста определенным цветом, изощренное расположение текста, когда книгу в буквальном смысле нужно переворачивать (а в паре случаев и подносить к зеркалу), намеренно оставленные опечатки, фотоколлажы и зашифрованные послания. Это могло бы отпугнуть, если бы оно не так хорошо взаимодействовало с происходящим в книге, будь то проход по взывающему одновременно и клаустрофобию и агорафобию лабиринту дома или чтение писем все больше погружающейся в безумие матери. В подобных моментах сходящий с ума текст лишь усиливает давящую атмосферу.

Если же опять вернутся к сюжету, то на поверхности это хоррор, причем благодаря своеобразной детальности и необычным приемам весьма пробирающий. Основную сюжетную конструкцию можно разделить на два основных пласта, это история Джонни Траумпа обнаружившего в квартире недавно умершего старика Зампано разрозненную рукопись и решившего её отредактировать до читаемого состояния, и собственно говоря история рассказываемая в самой этой рукописи, которая представляет собой критическую работу о фильме, снятом как документальное кино (и который судя по всему не существует). События рассказывают о доме, куда въезжает семья: Уилл Нэвидсон, известный фотограф, его жена Карен и двое их детей. Через какое-то время они замечают странности дома: изнутри он немного больше чем снаружи, из неоткуда появляется новое помещение, а так же дверь ведущая… в «нечто». Дальше пересказывать сюжет будет бесполезно, только отмечу, что книга придерживаясь своего постмодернистского тона, притворяется этой самой работой Зампано прошедшей редактуру Джонни. Поэтому походу чтения нас ждут множество сносок, большинство из которых сделаны Зампано, но некоторые весьма объемистые и способные занять множество страниц, написаны Траумпом, и именно в них развивается его сюжетная линия, идущая по мере редактирования рукописи.

Но все это лишь надстройка. Множество разбросанных полунамеков, намеренно оставленных не состыковок, а так же спрятанных посланий, убеждающих что поверхностные сюжеты ложь и выдумка, призывает читателя после прочтения книги начать переосмысливать ее сюжет в попытке докопаться до его основы, заставляя внимательно исследовать приложения (которые занимают добрую одну пятую книги) и по иному реинтерпретировать произошедшие события (и что уж греха таить, ковыряться на фанатских форумов).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как вам к примеру такое, что Джонни со своими сносками на самом деле не существует, а всего лишь персонаж и часть книги написанной Зампано, который лишь написал о своей смерти, но на самом деле не умирал. Или другая крайность, заключающаяся в том, что Джонии ограничивался не только сносками и восстановлением рукописи, но и переписывал оригинальный текст под свой разваливающийся под давлением своего сумасшествия внутренний мир. И на каждую из таких интерпретаций найдутся как свои доказательства, так и аргументы против них.

И я более чем уверен, что это сделано намерено. Ибо минотавром который как невидимка бродит по этому лабиринту из страниц на самом деле является читатель. И далеко не факт, что у лабиринта есть выход.

Оценка: 10
⇑ Наверх