fantlab ru

Все отзывы посетителя Lilian

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  7  ] +

Джон Уиндем «День триффидов»

Lilian, 22 апреля 16:50

Продолжаю потихоньку знакомиться с классикой научной фантастики.

Самое главное впечатление — этот роман не выглядит устаревшим. Он неторопливый, слегка отстранённый, но за счёт многих удачных находок и размышлений — вполне актуальный. Перед нами хроника событий несомненно катастрофичных, но при этом смягчённых и ограниченных взглядом одного человека. Проще говоря, перед нами воспоминания главного героя, его рассказ о прошлой жизни. Что автоматически снижает градус тревожной неопределенности.

При этом нельзя сказать, что масштаб катастрофы приуменьшен. Нет, он скорее не до конца известен. Автор убедительно описывает смерть городов и новые смертельные опасности — просто не смакует детали. Это рассказ хрониста, а не упивающегося кошмаром художника.

Ну и в первую очередь это всё же социальная фантастика. Автор взял два ключевых фантастических допущения и подробно описал их взаимосвязанное влияние на мир. Параллельно через разговоры персонажей рассуждая о стратегиях выживания, трансформации морали, ограниченности ресурсов и в-целом о шансах на выживание вида. Автор показывает несколько моделей, подробно рассматривая их сильные и слабые стороны. Окончательных ответов не даёт, но что он считает откровенно провальным и неправильным очевидно (вроде неофеодального строя во главе с очередным комитетом).

Внутреннее неверие вызывали разве что некоторые реакции ослепших людей, такие как быстрая (в течение первых часов) потеря смысла жизни и волна самоубийств, отсутствие стремления бороться и интересоваться хоть чем-то, кроме еды. Падение к базовым инстинктам и отчаянию было стремительным и почти всепоглощающим. Исключения есть (фермер, умудрившийся наладить быт, спасти члена семьи и совершить несколько вылазок в местный городок в поисках провизии), но они крайне редки. Мне всё-таки кажется, что картина была бы более разнообразна — но возможно, это только мои оптимистичные заблуждения.

Итог: книга не зря считается классикой. Не устаревает — проверено временем.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ирина Скидневская «Счастья твоему носу»

Lilian, 21 апреля 22:31

История, начинающаяся как будни влюбленного в свою работу смотрителя египетских древностей и заканчивающаяся как... Говорить дальше было бы слишком спойлерно, но в общем — заканчивающаяся неожиданно.

Сюжет бодро несется от сцены к сцене, лёгкая ирония вызывает улыбку, есть несколько описаний-фактов из древнеегипетской истории и мифов, добавляющих атмосферности. Ну а потом на сцену выходит фантастика — в первую очередь юмористическая. «Мы ехали-ехали и наконец наехали!» — как яркая точка всего этого действа.

Мило, забавно, с приятными древнеегипетскими мотивами (киношными, а не научными — и тем не менее).

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ирина Скидневская «Снова весна»

Lilian, 21 апреля 21:58

Помните старый анекдот?

«У нас есть два варианта развития — реалистичный и фантастический: реалистичный- прилетят инопланетяне и все сделают, а фантастический — мы все сделаем сами».

Так вот, в этом рассказе обошлось без инопланетян, но суть примерно та же. Одна археологическая находка помогла решить застарелые проблемы одной семьи, а заодно подарила шанс на улучшение всего мира. Почти сказка.

Подобный сюжетный ход отчасти неожиданный, отчасти (вспомним анекдот) вполне ожидаемый. Мир максимально условный. Герои понятные. Финал вызывает улыбку (в хорошем смысле).

Оценка могла быть выше, но я споткнулась пару раз на таких вот речах пятилетнего мальчика:

»- Ну, антропологический центр, по-другому. Где все люди зародились. Человечество. Отсюда все пошли и расселились по Земле.

- Всё относительно, — философски заметил Кан.»

Оценка: 6
– [  1  ] +

Александр Егоров «Волшебная лавка»

Lilian, 20 апреля 09:25

Графическая интерпретация рассказа Уэллса.

Мне не очень понравилась манера рисунка — цветовая гамма серо-коричневая, бесформенные контуры, много нечетких деталей, общая фантасмагория образов. И ещё шрифт всех надписей крайне неудобный, расползающийся, трудночитаемый.

Про сюжет сказать особо нечего — это не фантастика, а какой-то абсурдистский магический реализм без особого итога. Герои просто посетили лавку, лавка была странная.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Илья Воронин «Битва»

Lilian, 18 апреля 21:22

Графическая версия одноименного рассказа Шекли. Воспринимается чем-то вроде экранизации, только в виде комикса. Вот масштабные визуальные эффекты — прорисованные в деталях дьявольское и кибер-войско. Вот экшен — ну, тут всё понятно, графический формат даёт ряд преимуществ. Вот сатира и авторская злая ирония — прямиком из оригинала. Вот финальный «внезапный сюжетный поворот» — ну а как же без него, законы жанра. Вот сатирически-печальное послевкусие — для любителей смыслов.

Короткая история, читается быстро, внимание не ослабевает, «фигу в кармане» ждёшь сразу, но не угадываешь её детали. Послевкусие горькое, но так и задумывалось.

Рисунок черно-белый, что не вредит зрелищности и уж тем более идее.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ирина Скидневская «Чистое дыхание Земли»

Lilian, 16 апреля 21:44

Фантастика. Но интуитивно довольно непривычная. Несмотря на атрибуты вроде космических кораблей, гиперпространства и даже путешествий во времени, это что-то вроде очерка о бизнесе будущего. Внезапно — с уклоном в древнюю косметику. Это непривычно.

Здесь есть не до конца раскрытая система «зайцы» — «охотник», то есть любители летать «на халяву» и тот, кто от имени государства их ловит, в качестве оплаты забирая себе их груз. Отношения между зайцами и охотником на удивление приятельские, с элементом соревнования, а не вражды. Есть путешествия во времени, о которых обычно прямо не говорят, но все подозревают. Есть страх перед банкротством — страх почти что как перед инквизицией. И есть самые разные схемы ведения бизнеса, порой честного, но чаще не очень.

И наконец есть восторг одного из персонажей перед косметикой прошлого. Если натуральное, значит лучшее, без вариантов.

В итоге рассказ довольно занимателен, но лично мне оказалось сложно провести черту между лёгкой сатирой и серьёзностью. Равно как и нарисовать себе картину показанного мира (а мне это обычно важно).

Оценка: 6
– [  2  ] +

Алексей Капнинский «Люди-легенды»

Lilian, 16 апреля 17:43

Я в легком недоумении.

Сама по себе идея: хорошая, неожиданная. В сборнике коротких графических историй обыграть сюжет об истории комиксов — не в виде комикса. Перед нами что-то вроде газетной статьи, в которой из изображений только черно-белые фотографии. Написано велеречиво и запутанно.

Исполнение: через четыре несчастных разворота приходится просто продираться. Потому что написано велеречиво и запутанно, с отсылочками. А я просто случайный читатель, моей «базы» по комиксам (тем более русскоязычным) просто не хватает, чтобы понять все отсылки и то, что ими (возможно) только притворяется.

Поэтому итоговое впечатление: пятьдесят на пятьдесят. И то больше за саму идею.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ирина Скидневская «Стая»

Lilian, 14 апреля 13:37

Занятно. Жизнеописание одной стаи, точнее группы людей. Живут в тропиках, ночуют на деревьях, живут собирательством и мелкой охотой. Поначалу кажется, что речь о первобытном племени, но это не так.

Сюжет интересно выруливает на темы бессмертия, массового психоза и парадоксального поведения. А ещё перед нами фантастика, отчасти даже социальная. Размеренное повествование, несколько сюжетных поворотов, эмоции в нужных местах — ничего лишнего.

Хотя пожалуй само описание главной поворотной точки в жизни человечества и её скоропостижных и катастрофичных последствий — ну, это возведенное в степень фантастическое допущение, почти что сатира и точно гипербола, используемая в литературных целях. Она неправдоподобная и упрощенная. Хотя и обоснованная в рамках данного литературного размышления.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ирина Скидневская «Мы одиноки»

Lilian, 14 апреля 12:44

Рассказ, который долго притворяется не тем, чем кажется, заставляя читателя расшифровывать понятия и события в «доме», давать им свои определения и строить предположения. С самого начала понятно, что это какая-то искусственная система (либо очень замкнутый мирок), чей главный герой просто не знает ничего иного, поэтому и не способен объяснить что-то читателю.

Главная проблема в том, что читательская фантазия способна предложить много вариантов на основании полученных намёков (исследовательский корабль, бункер, эксперимент, экспедиция поколений). Но в финале так и не даётся четкого окончательного ответа. Куда выйдет герой и его брат? Были ли картинки земной жизни изображениями из прошлого или чем-то транслируемым в прямом эфире? Почему снаружи «будет больно»? И не происходило ли всё это исключительно в голове главного героя, подобно голосам его родителей? Не очень люблю подобную недосказанность.

Хотя с целью показать одиночество рассказ справляется на сто процентов, так что название в полной мере оправдано.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Наталья Тимошенко, Лена Обухова «Месть Кровавого Жнеца»

Lilian, 14 апреля 12:04

Очередной роман серии переносит нас в нижегородскую область в современный коттеджный посёлок, куда герои приезжают на майские праздники расследовать очередное дело. Легенда о кровавом жнеце, таинственное исчезновение, целая череда смертей и тайны, тянущиеся из трагичного прошлого одного семейного детского приюта.

Если говорить про сюжет, то это та книга, которая давно напрашивалась в цикле. Герои уже так сильно погрузились в мистику, видения и освоение магических приёмов, что немного вполне реальных преступлений, коррупции и тёмных тайн человеческой души — это освежающий приём. Тем более, что видения никуда не делись, да и Нев потихоньку «прокачивает свой скилл».

А ещё авторы определенно смотрели британского Шерлока и его серию про собак Баскервилей.

Но есть в этом романе и разочаровывающая черта, которая мешала в полной мере оценить все эти плюсы. Прошлая книга закончилась, как мне казалось, на переломном моменте, когда почти все герои подошли к какому-то кризису — кто-то в браке, кто-то в своей тайной деятельности и необходимости скрывать её от друзей. Финал сулил перемены… но их не наступило. Герои просто несколько месяцев не собирались вместе, а собравшись — вели себя совершенно обычно. Словно кризиса и не было. Никакой размолвки с мужем Саши. Никаких сомнений Лили (да и вообще не понятно, как её общество отреагировало на события прошлой книги). Лёгкая прохлада между Лилей и Невом, но в целом ничего непреодолимого. Иван, который так ничего и не нарыл. Войтех, который по традиции попытался немного дистанцироваться и взять все опасности на себя, но долго так не выдержал. В общем, я немного разочарована, что все проблемы и потенциальные изменения просто спустили на тормозах. Возможно только пока.

Эпилог обещает новую поездку в Европу, старый замок и крылатых чудовищ. Традиционно интригует.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Дарья Конопатова «Старгейзер-256: Постановка»

Lilian, 13 апреля 16:49

Я сейчас читаю антологию очень коротких графических работ, так что требования к сюжету или героям автоматически занижены. Но в этом комиксе просто не до конца понятно, о чём история, о чем эта зарисовка. Прилетел, поставил столик и фотоаппарат, дождался столкновения. И что?

Комикс заканчивается, а ты недоверчиво возвращаешься к оглавлению, чтобы убедиться, что никакой ошибки нет, продолжения не будет.

Идея вроде бы понятна, но не до конца очерчена.

Нарисовано интересно, яркие краски, хорошая детализация, космические виды.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Мария Конопатова «Брюссель-3000»

Lilian, 10 апреля 10:37

Совсем маленькая зарисовка. Двое жителей 3000 года спускаются в развалины человеческого города, чтобы приобщиться к старинным предметам искусства. Слова вроде «ренессанс» и «готика» для них лишь термины из учебной программы. Так что не удивительно, что увидев наконец старую картину, они немножко ошибаются в её трактовке.

Приём «жители будущего неправильно трактуют значение и роль предметов прошлого» не нов, но от этого не теряет своей слегка печальной иронии.

Мило, просто, коротко.

Рисунок в приглушённых коричнево-желтых (цвета сухой листвы) тонах, приятный.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Наталья Тимошенко, Лена Обухова «Город мёртвых отражений»

Lilian, 9 апреля 16:03

С этим романом серия возвращается на свой привычный уровень. Городская мистика, приятные персонажи, легкий стиль изложения. При этом мистическая угроза в этот раз тоже довольно пугающая — заброшенный городок, мертвые двойники, бесконечные сны и отражения.

Герметичная история, сны внутри снов, настоящие кошмары. Уже не просто мурашки — всё и правда довольно жутко. Но при этом парадоксальным образом однообразно. Тут играет роль и сам принцип магической ловушки, в которой оказались герои. И тот факт, что им пришлось преодолеть муторное, тяжелое психологически испытание — и странным образом часть этой тяжести передаётся и читателю.

Если говорить об итогах — книге вполне можно было бы дать подзаголовок «последствия». Потому что Войтех и Лиля сталкиваются с неприятными последствиями своей тайной работы, Ваня под грузом новых недомолвок твёрдо решает во всем разобраться, а Саша ссорится с мужем. Последствия. Много подвешенных линий, окончания которых нужно ждать в продолжении.

В финале книги — традиционный зачин на новое расследование. Мрачная фигура с серпом, с которого в тишине майской ночи капает кровь… Хм, интригует.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Жан-Пьер Жибра «Полёт ворона»

Lilian, 8 апреля 13:14

Графическая романтическая история, чьи события разворачиваются во Франции во времена незадолго до окончания Второй Мировой войны. Французское сопротивление, ещё не побеждённые немцы, молодая женщина, попавшая в беду, и ловкий вор, который решил ей помочь.

История неспешная, почти что созерцательная, без особой динамики.

Сказать, что герои не подвергаются опасности нельзя, но вспоминая советскую военную хронику, довольно странно смотреть на относительно мирную французскую жизнь (речь разумеется не идёт о членах подполья, тем есть чего бояться).

Рисунок приятный, почти акварельный, с мягкими полутонами и красивой манерой письма.

История в первую очередь романтическая, с легкой грустью и с надеждой в финале.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Наталья Тимошенко, Лена Обухова «Галерея последних портретов»

Lilian, 5 апреля 20:29

Возвращаюсь к циклу после небольшого перерыва. И это отличное возвращение — сходу попадаю на лучший роман этого мистического сериала. Из прочитанных на данный момент, разумеется.

Во-первых, некоторые сцены книги действительно способны напугать. Уютная знакомая атмосфера и приятные герои никуда не делись, но потусторонняя жуть выкручена на максимум. Паранойя, преследование, навязчивые мысли, непрекращающиеся кошмары и тёмная тень, произносящая в тишине пустой квартиры: «теперь я тебя вижу»… Уже почувствовали мурашки?

Во-вторых, приятные знакомые герои. Их знаешь, за них переживаешь, за каждым поступком и чувством есть знакомая тебе предыстория. Никаких «дел недели» — проблемы возникли у одного из членов команды (бывших членов, но кого тут обманешь — наверняка это временно). Истоки бесстрашия Саши, тайна её кулона, трагедия её прабабки, чувства между Сашей и Войтехом, тайная работа Войтеха и Лили, растущее мастерство Нева… И только Иван пока что прежний балагур-раздолбай. Перед нами прямое развитие сюжетных арок персонажей, возможность подвести какие-то итоги, сравнить образы «тогда, в начале истории» и «сейчас», а ещё продемонстрировать силу их взаимной привязанности и взаимовыручки.

В-третьих, читается по-прежнему на одном дыхании. Хороший развлекательный сериал, мистика в городских декорациях, магия, древние артефакты, родовое проклятие и всё в том же духе.

Эпилог традиционно даёт намёки на дальнейшее развитие сюжета, на новое «дело», которое вероятно будет связано с некоторыми «коллегами» Лили. Ну и хорошо — я только «за» развитие глобального сюжета.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Дарья Бобылёва «Магазин работает до наступления тьмы»

Lilian, 3 апреля 00:30

Довольно необычная книга и история. Перед нами магический реализм (по форме) и разноплановая, запутанная, не имеющая четкого сюжетного стержня история в оригинальном авторском мире (по сути).

Говоря про отсутствие сюжетного стержня я разумеется не имею в виду, что здесь нет сюжета. Он есть, пускай и не всегда линейный. Речь снова больше про форму — история распадается на ряд взаимосвязанных эпизодов, флешбэков, локальных историй от лица нескольких очень разных персонажей. Меняются даже жанры: от исторической мистической прозы до комедии положений с элементами ужасов.

В самом общем смысле это история про необычный антикварный магазин, его странных обитателей и новичка Славика, который удивляется всему наравне с читателем и очень медленно познаёт особенности приоткрывшегося ему мира. Действительно медленно — за счет многочисленных флешбэков довольно скоро читатель знает куда больше.

Несомненная удача автора — персонажи. Поначалу странные и непонятные, к финалу становящиеся почти родными. Второжитель Хозяин. Дерзкая импульсивная монада Матильда. Бесполое существо Женечка (я стараюсь без спойлеров). И Славик — стеснительный, неустроенный молодой человек, начинающий блогер, типаж вечного «правильного мальчика», лишний по жизни и отчаянно мечтающий это исправить. Одним словом — Славик. Формально — главный герой. Фактически — да какой он герой, тем более главный. Хотя и очень милый по-своему.

Автор рисует целую мозаику миров — со своими законами, обитателями, тайными организациями и устоявшимися понятиями. Крум, гахэ, монады, бесомраки, вещи не в себе (слушала в аудиоформате, так что надеюсь, что нигде не ошиблась с правильностью написания слов). Миров странных, очень разных, порой довольно карикатурно отражающих нашу реальность. Но вполне логично увязанных воедино.

Крайне рекомендую слушать в аудиоформате, потому что получился почти что аудиоспектакль — с музыкальными паузами и музыкальными акцентами. Две части по шесть глав каждая. Читает автор. Слог, в самом широком смысле слова, понравился. И по отыгрышу интонаций разных персонажей, и по образности и легкой иронии авторского стиля.

Недостаток по сути только один, не редкий для магического реализма. Это история без четких итогов, со множеством недосказанностей и странностей, которые просто есть. Интересный авторский мир и определённые вехи в развитии отношений между главными героями отчасти нивелируют этот недостаток. Но всё же не до конца.

Хотя в целом впечатление, конечно, осталось положительное.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Руслан Бирюшев «Первая летняя ночь»

Lilian, 31 марта 20:40

Милая, добрая зарисовка о море, эльфийке и целой человеческой жизни, которая проходит перед её глазами. История совместных плаваний, пронесенной через года дружбы и чего-то мимолётного, что так и не случилось. Миг перед глазами главной героини — но от того не менее важный.

Финал цикличен и вызывает лёгкую улыбку.

Рассказ этот — часть незнакомой мне истории, но на восприятие это почти не влияет.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Йен Макдональд «Король утра, королева дня»

Lilian, 31 марта 11:13

История о фейри, превращающаяся в исследование глубин человеческого бессознательного и настоящую семейную сагу.

Эмили, Джессика и Энья. Три героини, три времени, три повести, три части истории. Ну, на самом деле, конечно, четыре — но часть номер три вполне можно считать коротким эпилогом-мостиком.

Автор строит свою историю на метафорах, отсылках, повторяющихся образах, игре с формой и подачей текста, выбранных законах построения сюжета и на их же нарушении. История повторяется трижды, а в финале закольцовывается последний раз — окончательно и бесповоротно.

Про внешнюю форму сюжета всё сказано уже в аннотации.

Часть номер один — начало двадцатого века, история в дневниках и письмах. Девушка-подросток, всё глубже погружающаяся в фантазии о сокрытом мире фейри. И её отец, вместо семьи увлечённый наукой об изучении космических тел. Их грандиозные мечты — и грандиозный провал. Но разумеется всё не так просто, когда мифологическое сознание выходит из-под контроля и просачивается в реальность.

Часть номер два — тридцатые годы двадцатого века, девушка с богатым воображением, два бродяги-защитника и первое столкновение с Антагонистом. История побега, выбора и возвращения.

Часть номер четыре — почти что современность, тяжкая ноша ночного охотника на чудовищ, куцый дар, верные мечи, летящая под откос жизнь и последнее противостояние с Антагонистом.

Ах да, всё происходит в Ирландии. Так что это ещё и хроника изменения Дублина, его окрестностей, общества в целом.

Первая часть вовлекает постепенно, вдоволь кружа на границе яви и фантазий, зыбкой словно ночной туман. Вторая часть заставляет немного поскучать во время довольно муторных глав от лица двух бродяг, а ещё позлиться на самодовольное высокомерие доктора психологии, который не столько пытается помочь пациентке, сколько тешит собственное любопытство и исследовательский дух — но всё искупается финалом. Четвёртая часть показывает, насколько искаженными могут быть творения Мигмуса (пространства мифов, снов и человеческого бессознательного), увлекает звучанием нового времени, а затем в финале завершает абсолютно все сюжетные и метафорические линии романа.

Во время чтения первой части ты присматриваешься к книге, во второй части — высказываешь ряд претензий к героям и ситуациям, в четвёртой — подгружаешься в мифическую песню с головой.

Это довольно тёмная книга, которая не боится показывать убийства, грязь, кошмары и чудовищ всех мастей. Но это в то же время и довольно светлая книга — история семьи, разных поколений, наделённых общим даром овеществлять (или хотя бы видеть) грёзы.

Отсылок по тексту рассыпано огромное количество — так что спасибо сноскам и переводчику за все пояснения.

Понравилось ли мне? Как ни странно — да (где-то до середины книги всё было не столь однозначно).

В итоге очень напомнило нежно мной ценимую «Дорогу запустения». Не сюжетом, темами или героями. Вообще ничего общего — кроме сложного пласта внутренней мифологии, яркости фантазии, калейдоскопа красок и казалось бы не сочетаемых элементов, странности (в самом общем смысле) и, не смотря на это, внутренней логичности. Ну и автора, конечно же.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Иван Белов «Придёт серенький волчок»

Lilian, 30 марта 09:24

Как и следует из названия, это история про оборотня. Много нечисти и нежити повидал главный герой на страницах этого сборника — пришла пора и для самого очевидного, классического варианта. А вурдалак против волколака — что может быть очевиднее.

Как водится — грустная история о мести, кровной вражде, звериной хитрости и безжалостности. А ещё, ради разнообразия, о том как быстро может зашататься под главным героем воображаемое кресло Заступы — особенно если его чуток подтолкнуть.

Не самая захватывающая история из сборника, но при этом я оценила желание автора уже несколько рассказов подряд закончить историю на какой-никакой светлой ноте. К тому же здесь уже после развязки был спрятан последний, бонусный так сказать, неожиданный сюжетный поворот.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Иван Белов «Зимняя сказка»

Lilian, 28 марта 07:20

Впервые в этом сборнике между событиями рассказов прошёл почти год. Прошлая история была рождественской, эта — зимней.

Много ли изменилось за год для героя и его села? Да немного, год как год, со своими напастями и радостями.

Элементы атмосферы новой зимней сказки: зима, тайна пожаров, графские забавы и интриги, прекрасная погибельной красотой нежить, печальное желание хоть крох тепла. Да, это мрачный ретеллинг сказок про Снегурочку и Морозко — в авторском мире. Получилось красиво и печально.

С определенного момента немного предсказуемо в плане личности главных злодеев, но и то лишь потому, что к концу сборника уже знаешь любимые авторские приёмы закручивания сюжета.

Финал печальный, но вопреки всему — с толикой надежды.

«Ведь новый год всегда лучше старого. Или не лучше, тут уж как повезет. Но если не верить в чудо, на кой черт вообще тогда жить?»

Оценка: 8
– [  2  ] +

Иван Белов «Рождественский подарок»

Lilian, 26 марта 07:16

Рассказ впору было назвать «Ночь перед Рождеством» — настолько явны в данном случае параллели с произведением Гоголя. Предрождественские гуляния и шалости, черт, ведьма, поручение достать звезду с неба.

Конечно, на этой основе автор рассказывает совсем другую историю. Кровавая месть за грехи прошлого, немного духа древней Пармы, пришедшего в новгородские земли.

Получилось любопытно, но с довольно резкими переходами от светлого празднования и шалостей к кровавой мести.

Финал умеренно печальный (смотря для кого, конечно).

Оценка: 7
– [  1  ] +

Иван Белов «Алая лента»

Lilian, 24 марта 10:42

Ещё один случай из «жизни» главного героя.

Детали атмосферы: болото, таинственные развалины, копатели кладов, болотные чудовища и владычица с подаренной алой лентой в волосах. То ли чудище, то ли богиня, то ли в первую очередь одинокая красавица.

Сюжет довольно прост — туда и обратно через болото, с обязательными стычками с чудовищами, ранами, предательством и неожиданной помощью. А ещё это история любви-наваждения — и кто его разберёт, хорошо это или плохо для попавшего в сети персонажа.

Мораль — и чудовищу доброе слово и подарок приятны.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Иван Белов «Все оттенки падали»

Lilian, 24 марта 09:06

Повесть в полной мере оправдывает своё название — дикари-падальщики, гниющие мертвецы, гнилые замыслы, амбиции и тёмный природный дар. Такие светлые изначально чувства как любовь и дружба на примере некоторых персонажей превращаются в нечто темное и извращенное. Если раньше я говорила, что автор при всех элементах дарка не пересекает грань чернушности, то в этот раз грань всё же была пересечена. На мой вкус, разумеется.

Что не отменяет формальной победы обыденности над злом и светлого мальчишки Филиппки, украсившего своей детской непосредственностью страницы этой истории. И тем не менее.

Другая яркая ассоциация-параллель по итогам этой повести — это Ведьмак. Потому что у нашего главного героя, борца с чудовищами, появилась своя страстная ведьма. Ну, особенности мира и героев, конечно, откладывают отпечаток, так что перед нами отнюдь не копия отношений, а просто очень яркая параллель. А автору (опять же — в данном случае) не слишком хорошо удаются женские персонажи. Ведьма похотлива без меры, взбалмошна, очарована Западом и довольно бесполезна в бою. Вот и все характеристики.

Традиционно сюжет ближе к финалу радует неожиданным поворотом, сам же финал с определенного момента довольно предсказуем.

Как ни странно, я была бы не против увидеть дальше по тексту последствия этой локальной истории и полноценное столкновение с новгородским ковеном.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Иван Белов «Ночь вкуса крови»

Lilian, 23 марта 16:42

Ещё один случай из «жизни» главного героя. Ещё один пример его расследования и столкновения с тёмной тварью во время выполнения обязанностей Заступы. Да, это тёмный мир — а каков мир, таков и защитник. Впрочем, есть здесь место и материнской любви, и вере.

Детали атмосферы: подменыш, домовые, лешие, адские твари, легенда об Антихристе и ритуал трехночного молитвенного бдения в церкви, отсылающий к Вию.

«Упырь, полубезумная баба и пошатнувшийся в вере монах. Христово войско каких поискать.»

Финал справедливый, но печальный.

Мне нравится, как автор из знакомых фольклорных и фэнтезийных элементов собирает свой мир и свою историю. Нравится балансирование на грани тьмы, тени и света. К тому же мир получается богатый на историю и интригующие детали. Тёмный мир, этого не отнять — но всё же не перешагивающий грань чернушности.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Иван Белов «Птичий брод»

Lilian, 23 марта 08:04

Если ранее было знакомство с миром и героями, то «Птичий брод» — полноценное расследование, показывающее случай из «жизни» Заступы, выполнение обязательств по защите села. Одно рядовое и казалось бы простое задание, обернувшееся встречей с тёмной магией и с очень опасной тварью.

Прямое продолжение предыдущих глав-рассказов, ведь просьба «сходить посмотреть брод» была озвучена ещё в самом начале книги. Вообще мне пока нравится формат романа в рассказах — отдельные сюжеты, но при этом почти не отделенные друг от друга по времени и связанные сюжетно.

Детали атмосферы — дарк, славянский фольклор, чудь белоглазая, черносотенцы, юродивые, элементы ужаса в описании чудищ и поднятых мертвецов. И всё это сдобрено зубоскальством главного героя (натура такая, не переделаешь) и особенностями местной житейской логики.

«А кум врать не будет, честнейшей души человек, если и врет, то только попу на исповеди, и то, во спасение грешной души.»

«Люд у нас добрый, если кого и убьют, то долго себя после злодейства казнят, аж до обеда.»

«– Вот ты, Федор, чужое бы взял? – спросил Бучила.

– Я? – оскорбился такому повороту Федор. – Да ни в жисть! Я чуж…

– А за пазухой чё у тебя?

– Ой, ёптель! – Федя искренне удивился, заметив за отворотом зипуна край небольшой иконы в серебряном окладе. – Причепилась, кады в телегу полез!

– Бывает, – согласился Бучила. – Я не в претензии. Как в писании сказано: не суди и не судим будешь!

– Золотые слова! – Федор вернул икону на место.

– Еще раз такое выкинешь, убью, тут уж не обессудь»

Написано витиевато, приятно. Не без серой морали и неоднозначности (Пантелеймон тому яркий пример).

Оценку ставлю уже без всяких авансов и натяжек.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Иван Белов «Ванькина любовь»

Lilian, 21 марта 22:27

Прямое продолжение предыдущего рассказа, раскрывающее предысторию событий. Двое влюблённых, родня, осуждающая неравный брак, мотивы старейшин, гадалки и прочих участников «свадьбы вурдалака».

История сначала оптимистичная, а потом трагичная. Но при этом внутренне логичная и с толикой своей тёмной справедливости.

Пожалуй, больше всего понравился баланс между надеждой, быстротечным счастьем, чистыми эмоциями и неотвратимостью последствий.

В общем, это история из тёмного мира, но при этом не скатывающаяся в откровенную чернуху, дарящая по мере раскрытия сюжета и знакомства с героями целый спектр самых разных эмоций.

Ну и образ главного героя постепенно вырисовывается весьма любопытный — не занимается самообманом и самооправданием, принимает свою чудовищную природу, но при этом зубоскалит при случае, сохраняет ироничный взгляд на жизнь и не чужд желания докопаться до правды и справедливости (искаженной, но уж какой герой, такая и справедливость).

Знакомство с циклом впору считать успешным, посмотрим, как дальше пойдёт.

На первом рассказе оценку я придерживала, здесь — наоборот, ставлю с учетом потенциала.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Иван Белов «Полста жён Руха Бучилы»

Lilian, 20 марта 07:22

Рассказ — знакомство с миром и главным героем. Но всё же больше с миром. Подробная историческая справка, живописание мира после Гнева Господня, новый уклад среди тьмы и чудовищ. Люди приспособились, но это тёмный опасный мир. И порой для того, чтобы защититься от чудовищ, нужно своё чудовище. А чудовищу нужны жены.

О главном герое узнаем меньше, но это ведь пока только начало истории.

В качестве вводной в мир — хорошо. В качестве самостоятельной истории — и не предполагалось (поэтому оценку пока попридержу).

Оценка: 6
– [  7  ] +

Святослав Логинов «Филолог»

Lilian, 19 марта 23:55

Необычная повесть. Неторопливая, тягучая, но интересная.

В полной мере фантастическая — так как рисует картины далекого будущего, бессмертия и освоения Галактики. Люди стали как боги, потеряв по пути нечто очень важное. Странный мир, утопичный и антиутопичный одновременно.

Вместе с тем повесть наполнена филологическими изысканиями и рассуждениями. Но не совсем обычными — главный герой, искренне интересуясь этой темой, вынужден многое додумывать и выуживать из крупиц оставшейся информации. Получается занимательно, витиевато, далеко не всегда правильно, но всё же со вполне осмысленными выводами. Даже если они неправильны — с нашей точки зрения.

О чём эта повесть? В самом широком смысле — о поиске своего места в жизни и о богоборчестве. Линия с матерью главного героя не даст соврать. Одновременно это размышление об обществе, его развитии и стагнации. Настоящее развитие возможно только в преодолении, а технологический рай отравляет своих обитателей — впрочем, жизнь обычных смертных явно не лучше.

Мне понравился главный герой, его искренность, лёгкая наивность и отчаянное упорство. Ответственность и любознательность. Мне понравились главы на изменившейся Земле — щепотка чего-то настоящего в окружавшем ранее героя искусственном мире. Мне хотелось верить, что главный герой, в силу своего особого положения и личных качеств, многое сделает для мира и оказавшихся на его пути людей.

И мне не понравился финал. «Ружьё на стене» выстрелило, но я-то ждала позитивных, фундаментальных изменений, а не вот это всё. В чём-то финал, конечно, логичен — но при этом банально, невероятно несправедлив. Впору говорить о дешевом манипулятивном приеме (всё ради того, чтобы под конец пробить читателя на эмоции). Но разумеется рассуждать об этом я не буду — только снижу свою оценку, ибо не люблю подобные приёмы до крайности. Даже логичные и профессионально написанные.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Сергей Лукьяненко «Девочка с китайскими зажигалками»

Lilian, 19 марта 00:33

Немного неловкая, но добрая история про девочку, путешествия во времени, нэцкэ и проблемы бизнесмена средней руки. Главный герой довольно обычен, не идеален, но не лишён сострадания. Путешествия во времени просто есть — и в рассказе нет времени, чтобы им удивляться. Девочка, не смотря на все свои чудо возможности, в первую очередь давит на жалость (и это у неё получается).

Финал у истории светлый, но опять же — довольно прямолинейный.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Сергей Лукьяненко «Человек, который разговаривал с ангелами»

Lilian, 17 марта 08:41

Любопытный жанровый эксперимент в жанре лингвистической фантастики. Немного разъяснений терминов, немного забавных интонаций, лёгкая интрига и неплохой финальный сюжетный поворот.

Языки, Вавилонская башня, ангелы. Компоненты знакомые, но при этом собранные в неожиданном ключе.

Финал довольно грустный, но не растерявший забавных интонаций.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Сергей Лукьяненко «Вся эта ложь»

Lilian, 15 марта 17:04

Упражнение в остроумии, постепенно скатывающееся за грань фарса. Два противника, две идеи (национализм и демократия, но в данном случае это не так существенно), всё множащиеся слои скрытых личин и тайных планов.

Как идея — остроумно, с хорошим завершающим штрихом, отсылающим к классике фантастики.

Как исполнение — тайных слоев и фарса оказалось всё же слишком много.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Сергей Лукьяненко «Витя Солнышкин и Иосиф Сталин»

Lilian, 14 марта 19:20

В меру забавный стеб над попаданцами, штурмующими сталинские предвоенные годы в надежде всё изменить и всё исправить.

Рассказ простой как шутка, и в то же время внутренне логичный. Немного иронии, немного сарказма и вообще почти без политики.

Зарисовка на тему «что, если…», но занятная. И увязывающая главные нестыковки попаданческого жанра.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Сергей Лукьяненко «Форсайт»

Lilian, 12 марта 07:29

Небольшой одиночный роман от Лукьяненко. Интересное фантастическое допущение, знакомый коктейль из «обычного» (на самом деле нет) главного героя, его любовного интереса, парочки подростков, спецслужб и путешествий в мир, живущий по своим особенным законам. В качестве дополнения — немного неведомой хтони, необычного постапа и внезапно страха перед нейросетями и искусственным интеллектом.

«В начале было слово, и в конце тоже. Ничего, кроме «слова», ничего, кроме информации, из которой все и состоит!»

Написано хорошо. Знакомые детали на то и знакомы, что автор умеет с ними работать. И в этот раз всё действительно сложилось удачно — хорошая динамика, интересный Мир После, не отпускающая интрига, интересные герои. Финал (возможно) несколько поспешен, но зато книгу уж точно не упрекнёшь в затянутости.

Ну и самое главное — в историю действительно «проваливаешься». Что, учитывая местное значение слов «провалиться в форсайт», несколько двусмысленно, но тем не менее приятно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Марина Румянцева «Бог веры и сомнений»

Lilian, 10 марта 11:33

Притча о богах новых и старых, о кровавых жертвах и о надежде.

Но большую часть истории это рассказ о необычном мире, где по деревеньке каждое утро ходит Азарт и собирает свою кровавую дань, где каждый год приносят кровавую жертву Сладострастию ради богатого урожая, где много ритуалов и почти нет надежды. В системе богов и ритуалов есть что-то неуловимо индийское, знаки сладострастия и гнева очень напоминают спренов Сандерсона, но всё это не более чем ассоциации в отсутствии ясной картины мира.

К финалу рассказ окончательно уходит в дебри метафорического путешествия в поисках забытых истин.

Это не фантастика (скорее притча-фэнтези), здесь нет роботов или осени (хотя по идее в этом сборнике это обязательное условие), но тем не менее написано интересно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Сергей Резников «Жизнь продолжается»

Lilian, 10 марта 10:50

Очень короткий рассказ. Ещё одна вариация на тему ядерного апокалипсиса по вине «лжи и злобы политиков, кретинизма вояк». Главный герой наблюдает за происходящим из космоса и пытается спорить с искусственным интеллектом. Итог несколько неожиданный.

Ещё более неожиданными были призраки. Они просто не к месту — куда логичнее были бы какие-нибудь голограммы/ИИ.

Но по крайней мере финал оптимистичен — насколько это вообще возможно при всех вводных данных.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Джин Вулф «Сказка об империях Листвы и Цветов»

Lilian, 9 марта 14:09

Немного странно читать рассказ отдельно от всего цикла, но к счастью перед нами сказка-притча. Сказка из другого мира, и всё же понятная на уровне идей, размышлений и сказочных условностей.

Притча о Времени, которое шагает по миру в образе старца — и если идёт он на Запад, то потихоньку стареет, а если на Восток — то молодеет. О девочке, которая выросла среди постоянных войн, но мечтала о мире — и о её путешествии в поисках мира вместе со Временем туда и обратно. И о двух странах, воюющих друг с другом и не способных остановиться — пока их не остановит само Время.

Это очень красивая, образная притча, балансирующая на грани сказки и философского размышления. Точно так же как Время здесь одновременно и просто мудрый странник, и та самая сила. И девочка одновременно (ну почти одновременно) и наивная девочка, и влюблённая девушка, и познавшая горечи женщина. И империи «зелёных» и «желтых» одновременно страны этого мира и метафорические условности.

Мне понравилось сочетание спокойной красоты и метафоричности без четких ответов.

А завершить отзыв хочется цитатой из рассказа — и внезапно она не о мире и не о войне, а о любви:

«Девочка покачала головой.

– Не лучше ли не знать любви вовсе, чем обмануться в ней?

– Нет, – вновь отвечал Время, повернувшись вперед и взяв девочку за руку. – Случается, идущие через пустыню видят озера там, где воды нет ни капли, однако, раз обманувшись, путник поймет, как должна выглядеть вода подлинная, буде отыщет ее.»

Оценка: 9
– [  8  ] +

Константин Константинович Костин «Подьячий Разбойного приказа»

Lilian, 8 марта 21:32

Жанр бояръ-аниме для меня «тёмный лес», не известный да и не особо интересный. Но раз уж появился повод вернуться после долгого перерыва к неплохому автору — почему бы и нет.

Итак, бояръ-аниме. Если не знаете, что это такое, не беда — автор любезно объяснит в самом начале книги. Попаданец, Русь, магия, боярские роды со своими интригами и гарем вокруг главного героя. Ну а дальше всё зависит только от авторского умения и фантазии.

Книга получилась лёгкая, забавная, чисто развлекательная. Очень удобная для читателя — тут тебе аккуратное введение в мир, немного экшена, лёгкая детективная интрига, много красивых девушек, занятные детали описываемого мира и времени, а ещё отсылочки к современному культурному инфополю (знакомые книги, фильмы и актеры). Автор не пытается ломать штампы или делать что-то новаторское, он пишет чистую развлекательную книгу. И делает это весьма умело. К тому же выгодное отличие этой серии — описываемый исторический период автору действительно интересен.

Ну а штампы… Да, они здесь есть. Повторяющиеся шутки, главный герой с уникальными умениями, самый настоящий боевой гарем (но при этом никаких непотребств — все только провоцируют по кругу, а потом смущаются и стесняются). Это не юмористическая история (чего порой не хватало), но к примеру классификация членов гарема по названиям и признакам — это сильно. Отсылки порой подаются слишком «в лоб», но если ты хотя бы частично попадаешь в целевую аудиторию этой отсылки, то можно даже умилиться:

«Придется быть англичанином.Так что к Мангазее сейчас подъезжает не Викентий или там Иван, а самый настоящий Бартоломью Крауч-младший. Да, я фанат Дэвида Теннанта, но Доктор Кто и Кроули не очень подходят.»

Ну и напоследок нужно отметить, что это не одиночный роман, а начало трилогии — так что на законченный финал (да даже на промежуточный) надеяться не стоит.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Кирилл Кутузов «Иные»

Lilian, 7 марта 09:53

Занятно. Меня не заинтересовал сериал, но в формате трёх коротких графических предысторий Иные смотрятся на удивление неплохо. Короткие, разные, с интересными персонажами. Формат «наши люди Икс» меня, конечно, всё ещё слегка смешит (и кажется в определенной мере искусственным). Но в данном случае с этим можно примириться.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ирина Скидневская «Сны в начале тумана»

Lilian, 6 марта 22:40

Сон в начале тумана — долгий грустный сон о несбывшемся.

Но этот рассказ не про сны. Он о холодном севере, о племени, столкнувшемся с непобедимым чудовищем тэрыкы, об угрозе гибели, о жертвенности и о мести.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Порой чтобы победить чудовище, кто-то сам должен стать чудовищем. Или для начала непобедимым воином. Таков сын Пыльмау и Комоя, зачатый в любви, вскормленный белой медведицей и воспитанный Орво — надежда и спаситель айнов.

И всё же не он здесь главный герой. Главные — это женщина, у которой не было выбора, кроме как принести свою жизнь (и всё самое дорогое в ней) в жертву племени. И молодой шаман, вынужденный взвалить на свои плечи тяжелую ношу и ожесточить своё сердце.

Суровая земля, огромная проблема, близкое кружение смерти. У племени тоже почти не было выбора — погибнуть либо выжить любой ценой. И месть, это блюдо подают холодным — особенно на залитых северным сиянием просторах.

Получилась легенда, сказание севера о великом герое и о его самой главной битве. Сказание вполне в духе скандинавских саг, но всё же со своими этническими мотивами.

Красиво, атмосферно, непредсказуемо, трагично. Но в первую очередь всё же красиво.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Фазиль Искандер «Кролики и удавы»

Lilian, 3 марта 12:06

Сказка-притча. Об удавах, кроликах, природе власти, слабости, предательства и познания. Разумеется, в декорациях некой условной южной жаркой местности — то есть Африки.

Много размышлений, игры со словами, картин общения «власти» и «народа». По этой же причине повесть так и тянет назвать остросоциальной.

Чисто в художественном плане мне не понравилось — слишком много карикатуры, неприятных картин, сокрытия неприглядных фактов казенными формулировками («обработка кроликов», брр).

С другой стороны, не могу не признать, что написано профессионально, образы персонажей яркие и запоминающиеся, а некоторые фразы хочется процитировать.

Проще говоря, это не то произведение, которое захочется прочесть ради удовольствия — но и горькие пилюли порой тоже нужны.

Напоследок несколько цитат:

«Но оказалось, что будни королевской жизни заполнены таким большим количеством государственных мелочей, что до великих замыслов руки у Короля никак не доходили.»

«Потерявшие идеал начинают идеализировать победу. Победа из средства достижения истины превращается в самую истину. Запомни: там, где много говорят о победах, – или забыли истину, или прячутся от нее.»

«Когда после мучительных раздумий тебе открывается крупица истины, ты, защищая ее, делаешься бесстрашным...»

«Но если мудрость бессильна творить добро, она делает единственное, что может, – она удлиняет путь зла.»

«И пока я не совершил самого предательства, радость по поводу того, что я обманул судьбу, то есть мысленно украл все блага предательства, ничего за это не заплатив, так велика, что она перехлестывает представление о будущем раскаянии. Вот же как мы устроены! Мы можем радоваться радостям, которые нам предстоит испытать, но мы не можем убиваться угрызениями совести по поводу задуманного предательства. Если и можем, то в тысячу раз слабей. »

«Ты понимаешь, какое коварство судьбы! Дьявол для того, чтобы нас подтолкнуть ко злу, облегчает ужас перед ним возможностью не совершать зло, возможностью поиграть с ним. »

«Вот почему предателям всегда платят вперед и всегда платят так позорно мало! Но ведь можно было бы платить еще меньше! Ведь как мало ни плати, а предающий до совершения предательства воспринимает эту плату как чистый выигрыш: предательства еще нет, а плата уже есть, и радость тоже. И опять же, раз есть радость, значит, и в самом будущем предательстве ничего особенного нет, иначе бы откуда взяться радости...»

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ирина Скидневская «Маяк»

Lilian, 1 марта 21:26

Трагическая история любви и предательства.

Если точнее — предательство здесь вполне очевидно и даже ожидаемо, а вот в любовь между героями не очень верится. Всё происходит слишком быстро. Да и то, как именно выражается эта любовь...

"— Почему ты живешь здесь одна? Кто ты?

Она улыбалась, не собираясь отвечать. Я притянул к себе ее златовласую головку и грубо поцеловал в губы. Она вскочила, покраснев от обиды.

— Ты скотина! Мерзкий бьорг… Я влюбилась, а ты…

— Ой, вот только этого не надо, – сказал я. Она сразу сникла. – Иди ко мне.»

«Я отнял свои большие руки, удивленно посмотрел на них и снова прикоснулся к ее лицу, осторожно. Это от прилива чувств – я сделал ей больно, потому что любил.»

Высокие отношения, ничего не скажешь.

Всё можно было бы объяснить суровостью времён и нравов... Но мы не знаем, что это за времена, что за море и что за маяк. Бьорги по ряду признаков явно отсылают к викингам, но скорее к условным фольклорным, чем к более-менее историческим.

Да и в целом мир этого рассказа условен, и слишком много вопросов в итоге остаётся без ответа.

Вместе с тем в сюжетном плане перед нами классический завершенный сюжет о любви, предательстве и расплате. Цельный, рассказанный «от и до» как по нотам.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Оксана Васякина «Когда Земля облетает Солнце»

Lilian, 29 февраля 23:58

Медитативный неспешный рассказ. Бытовая проза — о матери, работающей на заводе, и об отце с дочерью, которые болеют ветрянкой. Хроника из повторяющихся обычных дней, так уж случилось, выпавших на предновогоднее время.

Написано хорошо. Здесь нет особо ярких или необычных событий. Но в то же время здесь хорошо показана красота в обыденном. Просто жизнь — с работой, семьей, детскими переживаниями, взрослой усталостью, совместными приятными воспоминаниями, просмотром телевизора и болезнью, которая всё же рано или поздно проходит. Да и предновогоднему ожиданию чуда здесь тоже нашлось место.

Неплохая финальная точка в серии зимних рассказов Букмейта.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Екатерина Манойло «Расчесывала волосы десять дней, а заплетала пять»

Lilian, 28 февраля 21:58

Рассказ, написанный по мотивам казахской народной песни «Ой көк» и культурного кода автора.

Это нам сразу сообщат, на первой же странице.

Сказка про степь, молодую кобылу, загадочную прекрасную девушку и влюбившегося в неё мужчину. Но всё это в декорациях серой, обезличенной обыденности.

Мне не понравилась обрывочность, скупость мира. Сплошная условность, где единственные яркие краски — это загадочная красавица в традиционных нарядах и гротескная кошмарная начальница. Остальные даже не фон, а контуры. Главный герой не выразителен и легко теряется на фоне.

Рассказ не плох, но мне о нём просто нечего сказать. Он никакой.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Даша Благова «Их земля»

Lilian, 27 февраля 22:26

Легенда, рассказанная современным языком. И довольно внезапно сменяющаяся более-менее реалистичной историей.

В мире Мары — гигантский орёл, мертвая зима, молитвы седой горе и волшебство, подаренное незнакомцем. В другом, нашем мире — нарзан и Кисловодск.

Главная проблема в том, что эти миры не сочетаются друг с другом. Разве что в легенде проскальзывают порой в речи второстепенных персонажей фразы вроде «взаимовыгодный обмен», «акция устрашения», «поставлю на учёт». Что смотрится не намеренным приёмом, а недостатком стиля.

В общем, идея понятна, от сказочного предания до современности, связь поколений и миров. Но вот исполнение не слишком удалось.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Андрей Подшибякин «Проводы»

Lilian, 26 февраля 20:55

Страшилка про то, что если Новый год не проводишь — в нём и останешься. Рассказанная от лица малолетнего бандита, с использованием блатной и ненормативной лексики.

Читать было не приятно (из-за стиля) и скучновато (из-за простого сюжета).

Про вселенную «Последнего дня лета» ничего не знаю. Но вряд ли это что-то изменило бы.

Единственная более-менее запомнившаяся мысль:

«Выражение «Ростовский Новый год» очень веселило заезжих москвичей, но смеяться тут было вообще-то не над чем: с ноября по февраль включительно в городе было сыро, стыло, бесснежно и откровенно хуево.»

Ну что ж, вот и рассказ получился ровно таким же.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Владимир Торин «Моё пост-имаго»

Lilian, 25 февраля 21:14

Возвращение на мрачные улочки Габена на этот раз проходит под аккомпанемент таинственного убийства в поезде, за которым словно клубок пряжи тянется тайна нескольких экспедиций в дикие джунгли в поисках легендарного Чёрного Мотылька.

Да, на этот раз история посвящена бабочкам, на что намекает само название книги. И вокруг них запутанное переплетение нескольких очень разных интересов и мотивов — от научной увлеченности до мании, от корысти до крайне мрачных и далеко идущих планов.

Из знакомых героев — доктор Доу, его племянник, экономка (вместе с маячащим на горизонте скорым появлением её небезызвестной племянницы) и знакомство с пчелой Кларой. Кроме того параллельно событиям этого романа происходят события рассказа «И гаснет свет», так что злодеи оттуда действуют и в этой истории.

Рассказ «И гаснет свет» был мрачным, полноценными ужасами в обёртке из серой туманной обыденности. Этот же роман долгое время прикидывается более светлой историей — иное и не возможно, если в повествование вовлечены доктор Доу, его непоседливый любопытный племянник и мистер Келпи. Но финал всё расставляет по местам — он жуткий, ужасный и отчаянно несправедливый. Со множеством тайных слоев и тайных личин. Так что это не только история о чудовищной бабочке, но ещё и полноценная злодейская история.

Всё, что касается имаго и пост-имаго — невероятная, захватывающая и жуткая идея. Моё почтение.

Но финал просто тонет в мрачности. Я не собираюсь говорить что-то против (автор в своём праве), но итоговое впечатление это всё же снижает.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Алексей Сальников «Сплошное хулиганство»

Lilian, 25 февраля 08:57

Зарисовка из жизни обычной семьи. Мелкие проблемы, мелкие радости, тихое недовольство и взаимная любовь. Всё как у всех — и в то же время почему-то мило.

Это не фантастика и не сказка, это бытовая проза, пропитанная трудноуловимым бытовым волшебством. Спасибо авторскому стилю и персонажам. Ну и немного Новому году.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Евгения Некрасова «Сайгачинск зимой»

Lilian, 24 февраля 14:32

Очень странный рассказ. Город, где живут сайгаки, собаки и змеи. Более-менее очеловеченные, с домами, одеждой и праздниками. Город, куда порой прилетают «туристы» — то ли люди, то ли инопланетяне, то ли ещё кто. И вот перед нами один день из жизни Сайги, Собаки и туриста.

Что это — сказка, притча, фантастика или просто странная проза — понять так и не получилось. Вот был день, встреча, покупки и катание на коньках. Вот была меланхолия, а потом она прошла. Что, как, зачем? Не понятно.

Ну и напоследок. Автор, не надо так начинать свой рассказ:

«Седые сопли полежали грустно на глиняной раковине и смылись в водопровод.»

Фу. Это просто не приятно.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Олли Вингет «Три шага до солнца»

Lilian, 24 февраля 10:10

Сказка-притча про девочку из тундры и её оленя. Быт потихоньку сокращающегося племени, страх перед городом и новой судьбой. И последний праздник перед отъездом из тундры, обернувшийся ещё большей угрозой потери.

Если большая часть рассказа вполне последовательна и понятна, то финал ударяется в метафоры. Так что при желании его можно толковать как угодно, вплоть до очень печального. Подобная неопределённость смотрится не очень хорошо, словно автор не знал как завершить эту историю в реалистичном ключе.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Брендон Сандерсон «Утраченный металл»

Lilian, 23 февраля 17:22

Четвёртый, заключительный роман эры двурожденных. Завершение приключений Вакса, Уэйна, Мараси и Стерис. Развитие и завершение конфликта двух божественных сил. Долгожданное возвращение кое-кого (дабы избежать спойлеров буду называть его Вором).

Казалось бы, что может пойти не так.

Увы, может.

У этой истории хорошая динамика, только подчёркиваемая короткими главами и постоянной сменой рассказчиков. Но к финалу история двурожденных так и не вышла на полноценный эпический размах. Формально у нас тут угроза божественного иномирного вторжения, значительная связь с Космером (и самыми разными его обитателями) и расследование, происходящее под отнюдь не метафорический обратный отсчёт таймера бомбы. Фактически же всё это превратилось в сплошную беготню, ужатую в рамки нескольких суток. Слишком внезапная проблема с бомбой — ну вот не верится, что подобную угрозу могли прохлопать абсолютно все от официальных властей до иномировой команды Вора, не говоря уже о слугах Гармонии. Слишком сжатые сроки. Слишком простое разрешение проблемы иномирного вторжения — столь пугающие обмолвки о воинах в золотом и красном завершились «великим стоянием», когда последние не сделали вообще ничего. Божественное вторжение, которое завершилось… эм, только потому, что у другого божества оказалась своя странная логика ведения войны.

Ну и наконец связь с Космером и духокровники. Мне как фанату безусловно всё это интересно. И на данный момент я прочла почти все книги Сандерсона, выходившие на русском языке. Но даже это не избавило от чувства, что Космера в этой книге слишком много. На уровне самофанфика, сборной солянки из не сочетаемых элементов. Да, довольно быстро начинаешь догадываться, кто такая Луносвет — но буквально ничего из её прошлой истории не указывало, что она может войти в команду тайных защитников Скадриала. Да, здесь есть ещё несколько иномирных персонажей, но такое чувство, что я пропустила часть истории, потому что совершенно не понятно, почему они собрались вместе и какие у них мотивы (кроме самых общих слов). Да, я рада была возвращению Вора, мне нравится этот персонаж и его непобедимое упорство. Но первый разговор Вора, его команды и Мараси — это просто очень слабая сцена, где персонажи по кругу рассказывают уже известную всем информацию.

В общем, в качестве финала истории книга внезапно разочаровывает.

Справедливости ради, я не могу не отметить удачные составляющие истории. Это во многом была книга Уэйна — и вся его история, от воспоминаний из детства до совершенно особенной логики, его мрачных сомнений и остроумных диалогов — всё это было чудесно. Персонаж блистал. Хотя в принципе ко всей четверке главных героев относишься как к хорошим знакомым, которых приятно видеть. Кроме того эта история по прежнему наполнена экшеном, и порой он впечатляющий. Проход Вакса по этажам небоскреба при должном визуальном воплощении способен сравниться с проходом Джона Уика по лестнице в Париже (смотревшие поймут). К тому же история всё-таки способна порой удивлять теми или иными сюжетными поворотами. Как и показывать реалистичных персонажей, которые не являются героями без страха и упрёка, которые постоянно вынуждены преодолевать свои сомнения, страхи и комплексы — и именно через это становиться теми, кто совершает нечто геройское.

Что ж, впечатления от книги получились действительно смешанными. Финал на корабле и эпилоги несколько примирили меня с перечисленными выше недостатками истории. Так что завершить отзыв хочется всё же хорошими словами.

Впереди мир ждёт революция технологического прогресса, угроза превращения Гармонии в Дисбаланс и ещё более важная роль команды Вора. Пока что же попрощаемся с Рассветным Стрелком и его друзьями — не смотря ни на что они были великолепны.

Оценка: 7
⇑ Наверх