fantlab ru

Все отзывы посетителя Аслан

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ник Перумов «Эльфийский клинок»

Аслан, 30 января 2014 г. 22:09

Невозможно назвать роман Ника Перумова «Эльфийский клинок» полноценным художественным творением, наиболее удачно именовать его «проектом», подразумевая целый пласт произведений массовой литературы, авторы которых бесталанно искажают художественное пространство, бессовестно манипулируют образами, жестоко убивают мысль классиков фантастической литературы. Такие авторы не могут считать себя настоящими писателями, ведь они, по сути, ничего не сделали. Эксплуатация чужого текста ни есть сочинительство.

В случае же с Н.Перумовым следует сделать несколько оговорок. Безусловно, автор «фан-фика» не обделён писательскими задатками, он, употребляя выражение Маяковского, умеет подружить слова. Образы главных героев изображены полно и убедительно. Хотя, здесь есть не малая заслуга создателя «Властелина Колец», подарившего Большой литературе яркую плеяду героев. (Читатель, знакомый с первоисточником, не замечает недостатки Перумова скрытые за достоинствами профессора Толкиена.) Классический текст латентно активизирует образную систему перумовского романа. Тем самым, облегчая писателю труд.

Сюжет романа совершенно непредсказуем. Возможно, авторская позиция зиждется на острой интриге. Но в большей степени развитие сюжетной линии, подчинено нагнетанию напряжения, никак не оправдывающего ожиданий читателя. Невольно в памяти всплывают рассуждения В.Непомнящего о художнике, который нащупывает во мраке то, что попадается ему под руку и пытается составить из этого некую комбинацию.

Толику жизни вдохнуло в повествование сновидение главного героя, в котором ему явился Гэндальф. К сожалению, уже в этом маленьком фрагменте романа начали проявляться идеи противоречащие эстетике Толкиена. Маг Гендальф несколько раз упоминает о загадочных Весах, вероятно отмечающих колебания происходящих в мире деяний. Он отказывается помочь герою даже советом, напоминая о невозможности повлиять на ту или другую сторону. Ещё один персонаж произносит долгую речь о том, что трудно распознать добродетель и злодеяние, понятия эти имеют схожую природу («лезвия одного клинка»). Порождения тьмы и хаоса – орки – представлены неоднородной массой: одни пытаются найти смысл существования, другие мстят за прошлые обиды. И главный отрицательный герой вызывает противоречивые чувства. У Перумова происходит некое слияние добра и зла, граница, разделяющая их, становится тоньше. Толкиен же не допускает никакого сочетания добра и зла, это два противоположных полюса.

Потуги сблизить, перемешать, поместить в тесное пространство добро и зло, давно предпринимаются писателями-фантастами. Яркий пример, роман «Ночной дозор», где приверженцы противоборствующих сторон заключают договор, чтобы сохранить равновесие сил. Такие мафиозно-контрактные отношения прямо противоречат христианским ценностным ориентирам, которые составляют основу толкиеновской трилогии. Добро и зло разделяет бездна, никакого компромисса здесь быть не может, так как если добро уступит злу, совершится зло. Герои классического фэнтези совершают путь к добру, который лежит через преодоление зла, человеческого страдания.

Мир Средиземья в перумовском пересказе утратил магическое очарование, стал пустым и безжизненным.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»

Аслан, 29 марта 2013 г. 23:43

Святослав Логинов, безусловно, талантливый писатель. Его произведения обладают хорошо сделанными художественными образами. И словарный запас Логинова в два раза больше чем у Л. Толстого. Однако художественное произведение (содержит оно чистый вымысел или нет) должно быть убедительным. Читатель верит в то, что изображает автор в произведении. Конечно, тот же читатель прекрасно осознаёт условность, описываемого писателем мира (В этом заключается игровой принцип литературы). Роман «Многорукий бог Далайна» Святослава Логинова (например, в отличие от произведений Толстого) меня не убедил. Когда закончил читать книжку, у меня был лишь один вопрос: «Кто Вас обидел, уважаемый Святослав?».

Автор создал жестокий несправедливый ужасающий мир, который был таким с самого его возникновения и остался таким же до последнего дня существования. На долю героя выпала тяжёлая миссия – освободить этот мир, искоренить зло, которое заложено в его основе. Какой же стала награда Шоорана, перенёсшему столько страданий? Он превратился в монстра, которого всю жизнь ненавидел и с которым всё это время боролся. Я хочу кричать: «Не правда! Ведь так не бывает!». Вспомним Фродо («Властелин колец»), прошедшего неимоверно сложный путь, достигшего своей цели, победившего зло. И дело здесь не в «хеппи энде», который по мнению Логинова является тривиальным приёмом. А в той системе ценностей, которой наделяет героя его создатель. У Толкина – христианская система. Во «Властелине колец» проверяются на прочность самые сложные идеи. Очень трудные для понимания истины не оспариваются, а подтверждаются. Здесь зло, выступает под маской страдания и гнета, через которые проходит герой, стремясь к истинному добру. Логинов атеист. Он не верит в незыблемость христианских истин. Поэтому его герой проигрывает битву. Поэтому его роман, как убивающий жизнь далайн, отравлен скептицизмом, злой иронией, относительностью. И не о чем здесь думать! Логинов всегда и во всём спешит. Поэтому и Толстой ему не понятен. И сказать о творчестве данного писателя мне очень хочется по толстовски: «Он пугает, а мне не страшно».

Оценка: 6
⇑ Наверх