fantlab ru

Все отзывы посетителя Greensign

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  43  ] +

Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»

Greensign, 2 апреля 2015 г. 11:02

Ужасно, когда плохая книга становится настолько популярной. Ещё ужаснее то, что в ней есть несколько хороших отрывков и недурных философских идеи, которые достойны лучшего литературного воплощения. Герои делятся на хороших умных ребят и невероятных злобных идиотов.

Айн Рэнд крайне подвержена синдрому пророка, её герои становятся в позу при каждом удобном случае и начинают Вещать. Финальная речь Джона Галта на 60+ страниц не привносит ничего нового, весь её смысл в тех же выражениях размазан по предыдущим двум томам. Напоминает популярные книги «Как бросить курить» и «Как похудеть», в которых одна мысль на первых трёх страницах с упорством сумасшедшего повторяется на следующих трёхстах. Идея у русской эмигрантки была на один том, но ей понадобилось целых три. Зачем? Мне кажется, я нашёл ответ.

«Атлант расправляет плечи» — это не только философская прокламация, а ещё и посредственный дамский роман, вобравший в себя все худшие штампы этого жанра. Книгу часто ругают за чёрно-белых героев, за оторванность от реального мира, реальной Америки, отсутствие логики. О чём вы, люди? Какая логика в посредственном женском романе? Страдания — есть, минуты любви и радости — есть, яркие и привлекательные мужчины — наличествуют. Я нисколько не удивился, когда героиня дважды поменяла любовь всей своей жизни, и лишь усмехнулся, когда все трое её любовников отнеслись к её выбору с пониманием без малейшей ревности. В то время как один из-за неё объявил целибат, а второй — бросил семью и развёлся с женой, пусть и нелюбимой.

Почему всё же не один балл? В книге есть действительно сильные моменты. Катастрофа поезда во втором томе, вызванная небрежностью служащих. Метания доктора Стадлера, создавшего машину Судного дня. Страдания семьи Хэнка Реардэна, которые против всей воли автора получились настоящими — таких вот промышленников, обменявших семью на работу очень и очень много.

Оценка: 2
– [  1  ] +

Чайна Мьевиль «Кракен»

Greensign, 30 июля 2014 г. 21:57

Напрочь загубленная переводом книга. Чего стоят только «криминалы» вместо «преступников«!

Ниже среднего уровня Мьёвиля, несколько затянута. Подкупает изящной иронией автора, лёгким подтрунивание над сектами и религией вообще и органичным вкраплением в текст знакомых брендов. Если вам нравится городская мифология, вас увлекает история простых, бытовых вещей, если вы сами любите придумывать истории и выдавать сказку за чистую правду — роман британского троцкиста придётся вам по душе. Главные герои, Билли и Мардж новички в магическом Лондоне, расхожий приём, но Мьёвиль обыгрывает его грамотно. Он честно показывает как можно НАУЧИТЬСЯ жить в таком мире (сцена покупки магического айпода, поход к лондонмантам, финальный эпизод с чернилами). С каждым днём персонажи знают и умеют всё больше, и вот уже они сами задают ритм жизни последних дней перед концом света.

Антагонисты и второстепенные герои тоже удались. Точнее, удался их внешний облик. С мотивацией (за исключением последнего, истинного злодея

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
глубоко желающего поверить в сверхъестественное рационалиста Варди, который вознамерился стереть из истории Чарльза Дарвина, чтобы научная картина мира не смогла возобладать в обществе, и его разум мог безпрепятственно Верить)

у них очень грустно. Зато выглядят они круто: разумная татуировка на бедняге-панке, ожившие чернила, лидер профсоюза фамилиаров в фигурке капитана Кирка, культисты кракена, живущие под баптистским храмом... Невероятно крутые Госс и Сабби. В романе безупречна внешняя сторона, но сюжет размывается. «Что-то надвигается» на протяжении всей книги, кажется, что должно произойти действительно что-то важное. Но не происходит. На этом моменте хочется обругать автора запрещёнными недавним законом словами, но если подумать... Это же стёб. Сатира. Коммунист до мозга костей, Чайна Мьёвиль видит религию смешным пережитком эпохи. «Что-то надвигается?» Да они сами это вообразили, глупые нацисты хаоса и оружейные фермеры! Вера, если ей злоупотреблять, становится реальностью, и приятность этой реальности зависит только от уровня развития вообразившего эту реальность человека. Хороший посыл.

Оценка низкая во многом из-за ужасного перевода, роман заслуживает 7–8 баллов точно.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Говард Уолдроп «Ninieslando»

Greensign, 30 июля 2014 г. 21:29

Незаслуженно заминусованный гениальный рассказ. Лучшая вещь в сборнике.

Замаскированная под приключения жестокая сатира о войне. Не важно под какими лозунгами, не важно во имя чего. Автор нарочно изобретает абсурдную сторону конфликта в Первой мировой войне — воинствующих эсперантистов, борющихся за мир во всём мире. Идеально подобраны время и место действия рассказа, именно в это время число эсперантистов достигло исторического максимума. Только вот методы у них такие же, как и у оппонентов: кровь, насилие, грабёж, террор. Главный герой, перейдя из одного стана в другой, продолжает нести смерть, заставляя вспомнить строчки из гимна анархистов:

Споёмте же песню под громы ударов,

Под взрывы и пули, под пламя пожаров

Под знаменем чёрным гигантской борьбы,

Под звуки набата призывной трубы.

Разрушим же братья, дворцы и кумиры!

Срывайте оковы, взрывая мортиры!

Довольно покорной и рабской любви,

Мы горе народа затопим в крови!

Война никогда не меняется. Не важно, с какими лозунгами ты идёшь в бой, если ты убиваешь не думая, как герой в последней сцене рассказа, демон внутри тебя победил человека. Эту простую истину Говард Уолдроп оригинально раскрыл в коротком рассказе. Жаль, не все его сумели понять.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Скотт Линч «Республика воров»

Greensign, 26 ноября 2013 г. 00:26

Сказать, что я ждал третий роман Линча — это ничего не сказать. Для меня он был главной новинкой года. После блистательных «Обманов» и «Красного моря», которое распадается на две интересные, но слабо связанные истории, хотелось верить, что автор сохранит ураганный темп и обрушит на Благородных подонков новые неприятности, не увязнув в собственном сюжете. Посылка с долгожданной «Республикой воров» приехала из Великобритании на удивление быстро, меньше чем за месяц после заказа. Два пакета непрочитанной литературы отправились в дальний угол. Пусть подождут, Скотт Линч написал новую книжку. Как же мне хочется её похвалить...

«Республика воров» играла на нервах любителей авантюрного фэнтези ещё до своего выхода. Первая же аннотация гласила: в книге будет Сабета, любовь всей жизни Локки Ламоры, которую автор безжалостно вырезал из всех флэшбеков к первой книге. Персонажи упоминали о ней в диалогах так часто, что казалось она вот-вот появится в самый неожиданный момент. И не появлялась. Столько догадок, ожиданий, клиффхенгеров, а девочки всё нет. После двух романов не показать единственную воспитанницу Чейнса было бы просто нечестно, поэтому в «Республике воров» она — полноценный главный герой. Радуемся? Нет, есть подвох, даже целых два.

Во-первых. Долгим и сложным отношениям Локки с Сабетой посвящена вся книга, со всеми её интерлюдиями, из-за чего многие главы выглядят похожими как две капли воды, и действия в книге, по сравнению с первым романом, втрое меньше. Судите сами, Локки только выздоравливает целые три главы (тогда как в «Красном море» Жеан поднял его в первом же флешбеке).

Во-вторых. Грандиозные аферы сменились дешёвыми приёмчиками, которыми Локки и Сабета от нечего делать усложняют друг другу жизнь. Выборы в государстве контрмагов, у которых к Локки серьёзный счёт — звучит интригующе, только интрига оказывается дутая. Вместо многоступенчатых планов и блистательных импровизаций, мы видим, как Локки мечется по городу, пытаясь подкупать и шантажировать чиновников (которых за три дня до него посетила Сабета), причем заводит разговор всегда одинаково, и неизменно получает отказ. В остальное время он строит своих подчиненных, заваливает их нудной бумажной работой. И ужинает с Сабетой, конечно же. В гостинице, на борту корабля, в клетке со змеями... все разговоры проходят по одной схеме. «Привет Сабета. Привет Локки. Почему ты меня отталкиваешь? Ты не понимаешь, я сейчас не могу по-другому. Давай поговорим о прошлом. Давай.»

Во всей книге нет ни одного яркого второстепенного персонажа, который принимает активное участие в сюжете. Можно, конечно, вспомнить, Архедаму Терпение. Магесса излечивает Локки от яда и вводит его в курс проблемы, и затем бесследно исчезает. Чтобы затем возникнуть роялем в кустах посередине романтической сцены и испортить её. Мне было интересно узнать о происхождении Локки, но Линч выбрал настолько некрасивый способ и настолько дурацкий вариант этого самого происхождения, что книгу просто стыдно читать после находок начавшего в то же время, что и Скотт, Джо Аберкромби.

Финал предсказуем, скучен и никак логически не вытекает из прошедших событий (просто знаешь уже, что Линч попытается всё вывернуть наизнанку). Радует только сцена с Сокольничим, он брутален и серьёзен.

Теперь о флэшбеках. Их много. Книга на две трети из них и состоит.

Четыре истории не связаны общим сюжетом и повествуют о первых встречах Локки с Сабетой. Знакомство, первое совместное задание, соперничество, принятие в гильдию воров. Похоже, что именно эти истории автор вырезал из «Обманов». Читаются они легко и с интересом.

Остальные флэшбеки — это главы небольшой повести, поданные под видом интерлюдий. По заданию Чейнса Благородные подонки выезжают в Эспару, чтобы поучаствовать в постановке пьесы «Республика воров». Они решают мелкие проблемы, вызволяют главу театра из тюрьмы, находят могущественного покровителя, ругаются с ним и, конечно же, выясняют отношения. Как эта история связана с остальным романом — непонятно. Слишком длинно для знакомства с молодой Сабетой, слишком скучно для полноценной повести.

Глубоко копнув в прошлое, Линч уже со второй попытки не смог раскрыть характеры близнецов Санца. Они всё такие же весёлые дураки, мальчики на убой, смотрят в рот Ламоре и сами ничего важного не делают. Жеан, во второй книге не менее яркая персона, чем Локки, в «Республике воров» снова уходит на второй план.

Потихоньку в цикле вырисовывается сквозная сюжетная линия. Обрывки разговоров магов, кусочки прошлого — всё собирается в единую картину. Кто такие Древние, и почему они оставили свои города из стекла? Ответа на этот вопрос мы пока не знаем, но сам акцент на этой проблеме может сказать о многом. Похоже, Скотт Линч готовит свой мир к большим потрясениям.

Неужели всё так плохо? Нет. Любители «прежнего» Линча найдут в новом романе несколько ярких моментов. Это прежде всего флэшбеки с участием Чейнса и эпизод с разборками Жеана и шпионов у штаб-квартиры партии Глубокие корни. В остальном же, несмотря на мои 10 и 8 баллам за предыдущие книги, триквелу я могу поставить только четвёрку.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Жерар Клейн «Звёздный гамбит»

Greensign, 10 октября 2013 г. 21:49

Наивная история в декорациях скучного далёкого будущего.

Описания быта, культуры, техники даны лишь несколькими общими фразами, герои становятся в позу и произносят длинные монологи о судьбе вселенной. Зачем, спрашивается, из личных убеждений, футурологии и страсти к игре в шахматы делать художественную литературу в которой художественности — чайная ложка? Получилось бы неплохое эссе или научно-популярная статья.

Шахматы как средство перемещения в пространстве годятся в клонах «Хроник Амбера», но никак не в НФ.

Понравилось только неожиданное для меня ожесточение главного героя, как единственная причина, по которой он смог стать пилотом.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Глен Кук «Жар сумрачной стали»

Greensign, 25 июля 2013 г. 19:38

Первый прочитанный мной роман про Гаррета. До этого читал у Кука первые две книги из «Чёрного отряда». Думал, будет на уровне. Увы, нет.

Пункт первый. Главный герой. Он чудак с большой буквы «М». А ещё бабник, неудачный хохмач, эгоцентрист и редкий врун. Не понимаю, как к такому персонажу может возникнуть симпатия. Судя по отзывам, в остальных книгах он ещё более бестолковый, и Покойник там за него делает самые важные выводы.

Пункт второй. Серьёзно или нет? В романе Глена Кука уделено много внимания таким бичам современного общества, как расизм, ксенофобия, закулисные отношения высшего класса и преступности. Если у Сапковского, несмотря на такие же, фэнтезийные декорации, получилось рассказать об этом серьёзно, у Кука вышел настоящий фарс. Герои бегают туда-сюда и очень плоско шутят.

Пункт третий. Интриги и детектив. Вообще, все эпизоды с магией и перевоплощением я считаю недопустимыми для детективов. Ладно, здесь прощаем, фэнтези всё-таки. Характеры персонажей прописаны достаточно подробно, но всё равно мне было скучно за ними следить.

Вердикт: любителям непритязательных детективчиков, с роялями в кустах и везучими сыщиками. И любителям Глена Кука. Если вам нравится нуар, тёмное фэнтези и захватывающий сюжет — ой не факт, что вам это понравится...

Оценка: 2
– [  14  ] +

Айзек Азимов «Обнажённое солнце»

Greensign, 1 февраля 2013 г. 19:44

Удачное и на редкость гармоничное продолжение цикла о детективе Илайдже Бейли.

Перешагнувший несколько ступеней карьерной лестницы герой на этот раз оказывается вдали от родного дома, на солнечной Солярии. Здесь ему вновь предстоит встретится с не только роботом, но и другом Дэниэлом Оливо, чтобы раскрыть убийство и ознакомиться с непривычному для жителей родины человечества быту космонитов.

Детектив в романе отступает несколько в тень по сравнению со «Стальными пещерами», главный акцент приходится на столкновение взглядов Бейли, выросшего в городе-улье с многомиллионным населением, и немногочисленных соляриан, замкнувшихся в своих огромных особняках. Два романа, две крайности: Азимов в форме беллетристики пытается сказать нам, что обе они обрекут человечество на вырождение. И, наблюдая за персонажами, для которых увидеть человека — психологическая травма, начинаешь писателю верить. Реальное общение космонитам заменяет видеосвязь, в быту помогают многочисленные роботы, большинство из них весьма недалёкого ума и изнывает от тучи комплексов. Узнаете современных обитателей интернета? Азимов предвидел будущее в этом романе ещё точнее, чем Гэри Сэлдон с его Академией.

Отдельной строкой стоит упомянуть про взаимоотношение Бейли и его компаньона. Позитронная натура р.Дэниэла Оливо раскроется в произведении во всей своей красе, лишний раз напоминая, что есть вещи, когда роботами не обойтись.

Итог: великолепное продолжение великолепного произведение, дополняющее его и раскрывающее его с другой стороны, прекрасный образец социальной фантастики.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Айзек Азимов «Стальные пещеры»

Greensign, 1 февраля 2013 г. 14:52

Жанр фантастического детектива спорен донельзя.

С одной стороны — гигантские возможности для построения интересных сюжетов, с другой — нарушение «правил хорошего тона» и «10 правил настоящего детектива», плюс возможность низвести всю интригу до использования всякого рода торсионных полей и вундервафель. Хвала законам робототехники, Айзек Азимов блестяще выкрутился из этой щекотливой ситуации! Даже более того, интригу с убийством космонита он украсил острой социальной фантастикой, актуальной до сих пор.

Узенькие комнаты, многолюдные залы, «бегущие дорожки» так похожие на наше метро. Куриное мясо и личная раковина — роскошь. Кошки и собаки — только в зоопарке. Автор, не торопясь, методично изображает все черты современному ему общества в гротескных, бросающихся в глаза формах. Герои произведения люди своего времени, им такое положение кажется обыденным, нормальным. И тем не менее, Айзек вкладывает в уста некоторых из них идеи, которые, если их воплотить, способны решить проблемы этого общества. Но правящая верхушка инертна, она неготова к переменам, сыщику Илайджу Бейли и роботу Дэниэлу Оливо придётся изрядно потрудиться, чтобы не только решить загадку с убийством, но и дать матушке-Земле шанс на лучшее будущее.

Как детектив произведение тоже замечательно. Автор с первых глав обозначивает правила игры: расписывает нравы жителей «стальных пещер», рассказывает о законах робототехники. Множество раз по ходу повествования он подбрасывает читателям обманку, пытается вывести на чужой след. Сам Илайдж несколько раз берётся за неверный след; несколько раз в произведении высмеивается штамп с «гениальной догадкой» детектива. Истинное положение дел герои осознают, только получив достаточное количество информации и сделав нужные логические выводы, а не по мановению волшебной палочки.

Герои книги — бесспорно её украшение, робот и детектив — одни из лучших персонажей вообще всей мировой научной фантастики. Особенно автору удался р.Дэниэл Оливо. Позитронный мозг делает робота гораздо более человечным, чем большинство земных пролетариев, что показывает и сцена в магазине, и финальные эпизоды повести. Неслучайно этому персонажу автор уготовил долгое будущее.

Итог: один из столпов научной фантастики, всем ознакомиться в обязательном порядке.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Михаил Успенский «Белый хрен в конопляном поле»

Greensign, 27 января 2013 г. 18:52

Ещё один набор баек и анекдотов от Успенского.

Что уж говорить, Михаил Глебыч человек разносторонне образованный, и даже в юмористических его вещах можно увидеть много-много отсылок на масскультуру, от поговорок до реалий жизни. Белый хрен не исключение, многие главы даже лишены каких-либо действий, в них просто описана юмористическая хроника мира. Не фанат я подобной литературы, но мастерство автора уважаю. С подобным чувством я читал юмористические вещи Лема.

Итог: умный автор в очередной раз шутит с нами.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Алексей Коломыцев «Русский меч. Начало пути»

Greensign, 27 января 2013 г. 18:12

Смешно, конечно, получилось, но затравка к перумовскому циклу от стороннего писателя вышла интереснее самого цикла.

Пусть в фанфике ничего не происходит, он интригует, говорит «буря, скоро грянет буря». А вместо бури — НАТО, сбесившиеся домовые, княгиня Ольга и блондинки с автоматами.

Итог: рекламка, втиснутая в сборник.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Роман Папсуев «Верлойн»

Greensign, 27 января 2013 г. 18:05

Роман Папсуев — замечательнейший художник. Его галерея портретов персонажей Мартина и иллюстрации к «Отблескам Этерны» заслуживают очень высокой оценки.

А его роман — ничего не заслуживает. Midgard всё сказал верно, единственная неожиданная вещь в книге — это её конец. Ну подумаешь, нашёл герой другую подругу. Всё равно это ничего не изменило, «жили они долго и счастливо».

Итого: недоразумение, а не роман, любая книжка издательства «Армада» даст фору этому произведению.

Оценка: 1
– [  10  ] +

Юрий Нестеренко «Крылья»

Greensign, 27 января 2013 г. 17:58

Роман Юрия Нестеренко, и этим всё сказано.

Это значит, будет много антисекса, антиклерикализма, нигилизма и прочего уничижения различных общественных институтов. Главная героиня (интересно, почему женщина?) — проэкция автора, я бы даже сказал Мэри Сью, если бы она не была достаточно неудачлива. Характер у Эйольты есть, и её жизнь действительно драматична, только вот помимо авторской пропаганды ей ничего не осталось, только погони и мытарства. Хотя количество событий в книге поражает, только представьте:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
героиня убегает, преследуемая за не совершённое ей убийство, терпит кораблекрушение, учит негров тригонометрии, содержится в рабстве, сидит в клетке как животное, дружит с пришельцами...

Но главная идея, стремление героини найти свой идеальный мир, где будут востребованы её крылья, преподана несколько коряво. Нет, на протяжении всего романа героиня честно гордится своим уродством. А вот в конце

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
без всякого сожаления лишается их, отправляясь в другую галактику. Хочется сказать «не верю», для Эйольты крылья были всем.

Итог: типичный роман Нестеренко, богатый на интересные сцены, но настолько пронизанный оригинальным авторским мировоззрением, что его неприятно читать.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Сергей Раткевич «Искусство предавать»

Greensign, 27 января 2013 г. 17:48

Единственная приятная, хотя и предсказуемая, вещь в сборнике. Образ гнома-лазутчика, оказавшегося изрядным романтиком, несколько нетипичен для фэнтези вообще, несмотря на черно-белых (вернее, для этой повести — только белых) героев произведения, читается всё легко. Юмор в произведении не мешает, а только помогает читателю прочувствовать радужно-ванильное настроение повести.

Итог: сюсюканье с героями, столь характерное для олбарского цикла, здесь раздражает не так сильно. Приключения Шарца всё-таки самая удачная его часть.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Александр Дихнов «Записки Чёрного Властелина»

Greensign, 27 января 2013 г. 17:38

Хорошая попытка посмеяться над стереотипами. Жаль только, что конец романа зажевался, как магнитофонная лента, и узнать чем все кончилось мы не сможем.

Герои простоваты и шаблонны, мыслят исключительно общими категориями, но здесь это часть творческого замысла.

Классификацию героев на Лирических, Эпических и Героических стоит вообще в рамочку вынести, Дихнов здесь молодец.

Итог: это был бы лучший роман Дихнова, если бы он его завершил.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Кирилл Бенедиктов «Граница льда»

Greensign, 22 января 2013 г. 14:41

Плутовская повесть.

Главный герой пытается всех обдурить, ничего не понимая в хитросплетениях могучих сил. Могучие силы дурят главного героя, подсовывая ему квесты.

Бодренько довольно написано. И вправду есть что-то от армянских мультиков ;)

Итог: нормальный рассказ про незадачливого пройдоху, чья пройдошистость его и спасает.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Кирилл Бенедиктов «Орихалк»

Greensign, 22 января 2013 г. 14:32

Уже с первых рассказов видно, что Бенедиктов умеет хорошо писать. Жаль, что в итоге он увлекся популярными сериями.

Язык хорош, в меру вычурный и не режет глаз неуместными жаргонизмами. Главный герой несколько гротескный, но за счёт довольно оригинального окружения (мальчик-служка, нимфа, Белый слепец) и вообще пейзажей Атлантиды выглядит неплохо. Речь повелителя острова запоминается, неплохая философия, а если добавить и закрепляющий впечатление эпилог, получим неплохой рассказ от подающего большие надежды автора.

Итог: классическое приключенческое фэнтези с претензией на толику философии, красиввее, чем в среднем по больнице. Бенедиктов молодец.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Сергей Булыга «Чужая корона»

Greensign, 22 января 2013 г. 14:25

Читая книгу, не знал, что автор из Белоруссии и вдохновлялся культурой родной страны.

Вышло нестандартно. Восточноевропейский говор, много героев, каждую главу история открывается немного с другой стороны. И deus ex machine нависающий над сюжетом Цмок.

Финал вышел очень неожиданным, даже в чём-то мартиновским...

Итог: неплохая вещь для начинающего автора. Могу поверить, что следующие его книги будут интереснее.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Александр Дихнов, Татьяна Дихнова «Успех подкрался незаметно»

Greensign, 22 января 2013 г. 14:10

Превратить Керторию в дамский роман? Пожалуйста. У нас есть милая красавица-героиня, милые родственнички, милые домашние животные, милый мачо на горизонте и милая интрижка. Слащавость, которой полны все поздние книги Дихнова именно с этой книжки растекается по его циклам.

Единственный плюс: вселенная из ранних романов о Кертории развивается.

Итог: проходняк про Керторию.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Александр Дихнов, Татьяна Дихнова «Айлия Нуар»

Greensign, 22 января 2013 г. 14:06

Слишком мало Дихнова, слишком много его жены.

Главная героиня — типичная Мэри Сью, сюжет имеет тенденцию делать лихой поворот в конце в стиле «убийца был дворецкий, который в книге не появлялся».

Итог: ну... не знаю кому советовать. Поклонникам издательства «Армада», может быть.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Александр Дихнов «Кертория»

Greensign, 22 января 2013 г. 14:04

Добротные такие романы развлекательной фантастики, без претензии на серьёзность.

Есть две галактики, есть аналоги «принцев Амбера», играющих во что-то вроде «Горца». Точнее, игравших, им это надоело. Есть детективная линия, перестрелки, раскрытие страшных тайн. Язык, правда, у Дихнова не очень, но для такого жанра это не главное.

Радует, что во всех произведениях писатель попытался показать интригу с керторианцами с разных сторон. Только вот последние книги явно писала его жена, и мэрисьюшностью от них разит просто неприлично.

Итог: читать можно, но не обязательно.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Александр Дихнов «Рагнаради»

Greensign, 22 января 2013 г. 13:56

Прекрасное подражение нелюбимому мной Желязны.

Вместо карт — шахматная доска, вместо принцев — остатки получивших давным-давно бессмертие Людей. Большая часть героев не раскрывается нам до конца, но да в «Янтарных хрониках» ситуация похожая. Интересная детективная линия, «магические» вкрапления с оракулом и принцем-из-меча удались.

Особенно автору удался момент, когда герой обнаружил, что все его коллеги собрались в одном месте, испугался, что пропускает критическое событие, телепортировался к ним, а они Новый год празднуют :) Таких мелочей порой не хватает в приключенческой литературе.

И самое главное — это две коротких повести, а не долгая эпопея.

Итог: Эмбер в одной маленькой книжке, без Единорога и Змея, зато с лазерами и инопланетянами. Не трэш.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Александр Громов «Запретный мир»

Greensign, 22 января 2013 г. 13:45

Наверное, я не целевая аудитория подобной литературы.

Набившая оскомину тема попаданцев.

Мир описан очень скупо и слабо, племена друг от друга отличаются только названиями.

Не понравились и герои, особенно тот, что с ломом. Один не блещет умом, другой вроде как бы и сообразителен, но результаты его действий кажутся слишком эффективными для обычного студента. Ну, впрочем, это же попаданцы, у них всегда так.

И самое главное: эта ужасная мораль «После нас хоть потоп, на наш век хватит».

Итог: в книге не понравилось ни-че-го.

Оценка: 1
– [  5  ] +

Святослав Логинов «Успею»

Greensign, 20 января 2013 г. 20:58

Если бы Логинов написал Библию, возможно я стал бы христианином :)

Настолько убедительны образы в его рассказах. Вот и здесь, короткая притча про Резчика, Башню из слоновой кости и Время.

Автор, идя наперекор своей привычке, не юлит и не оставляет финал открытым, а ясно даёт понять свою позицию.

Итог: а вы задумывались, что для вас Время? Можете ли вы сказать: «Успею»?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Святослав Логинов «Часы»

Greensign, 20 января 2013 г. 20:46

Городская легенда-ужастик от Логинова на основе привычной читателям бытовухи.

Читается легко, на глубокие мысли не претендует, своеобразный хэппи-энд в наличии.

Итог: неплохой, но не выдающийся рассказ.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Святослав Логинов «Автопортрет»

Greensign, 20 января 2013 г. 20:43

Могучей силы рассказ про людей, которых можно встретить на каждом шагу. Про тех, кто в своей попытке выглядеть «как все» и выпячивать наружу свои мнимые достоинства выглядит фальшиво и убого. Простой советский инженер рисует автопортрет применяя свои инженерские навыки и отвлекаясь на обеды в столовой. Казалось бы где интрига? Но благодаря удачно схваченному образу, глубокому психологизму и грамотному подбору изобразительных средств этот рассказ читать очень интересно.

Итог: мой любимый рассказ Логинова.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Святослав Логинов «Квест»

Greensign, 20 января 2013 г. 20:18

Трогательная притча Логинова, собирательный образ всех путешествий «туда-не знаю куда».

Когда собираются вместе воин, маг и простак, от судьбы им уже не деться: нужно забыть свою прежнюю жизнь и ринуться путешествовать. Логики в происходящем немного, герои шаблонны донельзя, но это намеренно. Даже само имя главного героя, Квест, является говорящим. К чести автора, сам простак Квест получился вполне себе живым человек. Недалёким, наивным, похожим на героев Шукшина, но живым.

Итог: начинается как сказка и заканчивается как суровая проза о первооткрывателях Америк и прочая. Плюс, игра на штампах.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Святослав Логинов «Яблочко от яблоньки»

Greensign, 20 января 2013 г. 19:23

Пробирает до костей. И от рассказа, и от мастерства автора.

Вдумайтесь, ну кто ещё, кроме Логинова, смог правдоподобно описать как человек сходит с ума… от яблок? Один, в старом бункере, полном ужасными фруктами. Рядом — глухая деревушка, где никто не говорит по-русски. Подписываюсь под характеристикой «деревенский киберпанк». Тяготение Логинова к деревенской тематике в сочетании с его умением описывать внештатные ситуации из жизни простого советского человека подарило читателям этот шедевр малой прозы.

Итог: читать обязательно всем любителям хороров, рассказов и творчества Святослава Логинова.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Святослав Логинов «Закат на планете Земля»

Greensign, 20 января 2013 г. 19:14

Пожалуй, именно с этой повести я бы рекомендовал знакомиться с творчеством Логинова.

Она хороша, в ней есть всё характерное для его творчества: герой проходит путь от юности до глубокой старости, неспешные размышления о жизни уступают динамичным сценам, автор создаёт несомненно фантастический, но в то же время поразительно похожий на наш мир.

Вместе с гибнущей цивилизацией разумных рептилий мы задумываемся о своей роли на планете Земля. Многое ли мы делаем для того, чтобы наша цивилизация выжила? Не так уж далеко люди ушли от Зау и его родни. Логинову в небольшой повести удалось превзойти три романа Гаррисона и не скатиться до секса с динозаврами.

Итог: грустная вещь, заставляющая задуматься о настоящем времени. Прекрасный образец «мягкой» НФ.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Святослав Логинов «Миракль рядового дня»

Greensign, 20 января 2013 г. 18:54

Не самая удачная логиновская повесть.

Чувствуется попытка полемики со Стругацкими, реальными, а не идеализированными ангелами, показаны герои обоих времён (автор сам шутит устами героев о таком явлении). И всё-таки чего-то не хватает. Возможно, контакт между двумя реальностями недостаточно сильный. Возможно, герои не успели раскрыться. Возможно, финал несколько смазан.

Итог: сыровато. Из этого можно было вылепить что-то посильнее.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Святослав Логинов «Земные пути»

Greensign, 20 января 2013 г. 18:49

И в «Многоруком боге», и в «Колодезе», и в «Земных путях» автор нам преподносит историю взросления героя. Если в первых двух книгах действие проходит в ярких вселенных, то здесь, увы, фантазия автора немного подвела.

Царь обезьян, источник молодости, «бог Прогресс» — образы романа напоминают нестыкующиеся кусочки паззла, процесс превращения из человека в божество, одна из главных тем романа, почти не описан, любовная линия находится на уровне булгаковских Мастер+Маргарита («есть и всё, так надо»). Логинов обычно силён в описаниях тягот и лишений своих героев, но игры в полубогов не делают главного героя ближе читателю, скорее наоборот.

Финал романа предсказуемый, но вполне логичный.

Итог: скучная литературная игра на тему «бог из человека».

Оценка: 5
– [  1  ] +

Святослав Логинов «Имперские ведьмы»

Greensign, 20 января 2013 г. 18:33

Логинова в его романах иногда заносит.

Чаще всего в сторону критики христианства, но иногда и так, как в «Имперских ведьмах». В сторону бледных и шаблонных образов.

Империя и мир Ведьмы кажутся гротеском, жёсткой калькой на современность с её безумным темпом жизни, когда не находится времени на семью и любовь. Возможно, стоило облечь идею в малую форму, в которой автор силён.

А так, несмотря на удивление оптимистичный (для Логинова) конец, роман получился блёклым.

Итог: поклонникам Логинова.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Святослав Логинов, Ник Перумов «Фэнтези каменного века»

Greensign, 20 января 2013 г. 18:11

Не сказал бы, что фэнтези каменного века — столь хорошая идея.

Для того, чтобы погрузить в аутентичную тому времени атмосферу, нужно очень хорошо в нём разбираться. А если учесть, что даже о неолите мы знаем совсем немногое, писателям придётся многое реконструировать, выдумывать самим, не скатившись в повторение известных клише. Последнее как раз в этой дилогии не удалось.

В обществе, рисуемом нам авторами, нет сложной иерархии, нет достаточной для «погружения» в книгу системы суеверий, а главные герои, к тому же, по своим взглядам на жизнь довольно близки к людям современным. Сюжет повторяет штампы классического фэнтези, только вместо драконов у нас стихийные духи.

Как плюс можно отметить логиновское философствование, но на фоне текста оно не выглядит естественным.

Итог: смелая попытка, слабая реализация.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Святослав Логинов «Чёрный смерч»

Greensign, 20 января 2013 г. 18:02

Книга во много дублирует предыдущую, «Чёрную кровь».

Снова внешняя угроза, снова поход-квест, снова знакомство с новыми народами. Видимо, даже для Логинова написать что-то новое про каменный век оказалось трудным.

Философские диалоги и неожиданно пацифистский финал смотрятся в этой книжке несколько странно. Нет, я понимаю, наши благородные дикари не так глупы, как может показаться, но скажите это вымершим неандертальцам. Которых, по одной из теорий, выселили с планеты Земля их близкие родственники.

Итог: скучно, вторично, хоть и Логинов.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Святослав Логинов «Колодезь»

Greensign, 15 января 2013 г. 21:01

Роман ближе к исторической прозе, чем к фантастике. И он замечателен.

Как признавался сам автор, в основу его идеи легла жизнь Афанасия Никитина, того самого русского путешественника «за три моря». Долгие странствия сильно изменили русского мужика, и к концу своего пути тот так обасурманился, что и Господа Бога называл Аллахом. Герой «Колодезя» Семён тоже большую часть жизни проведёт на Востоке, обнаружив в итоге, что в родном краю его давно уже никто не ждёт. Вторым источником вдохновения стали «подвиги» Степана Разина и связанные с ним легенды.

Блуждания раба по градам и весям, поиски веры и поиски счастья — не в первый раз Логинов строит повествование от молодости героя до глубокой старости. Единственный фантастический элемент книги — волшебный колодец — появляется лишь в нескольких эпизодах, помогая герою сделать моральный выбор. «Пей, душегуб. Во имя Аллаха милосердного.» — казалось бы, лишь слова, но сколько в них опыта, сколько в них мудрости. Чтобы понять решение Семёна читатель должен пройти вместе с ним дорогами Персии, Руси и степей татарских.

Несколько портит книгу привычная логиновская критика христианства, но сам герой, что радостно, остаётся обычным верующим крестьянином, в чём-то наивным и полным предрассудков.

Итог: сильный исторический роман не без философской подоплёки.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Святослав Логинов «Свет в окошке»

Greensign, 14 января 2013 г. 19:05

Томик «Света в окошке» по праву стал одной из жемчужин моей библиотеки.

Есть идеи, которые не стареют и не умирают. Одной из таких является стремление человека узнать о том, что ждёт его после смерти. Вместе с героем романа пенсионером Ильёй Ильичом мы знакомимся с оригинальным загробным миром, посмертием глазами атеиста.

Что наша жизнь? Память. Память тех, кто нас знал и любил. Память тех, кто нас ненавидел. Память тех, кто нами восхищался. Память нашей славы, наших злых и добрых дел. Память вещей, которые мы сотворили, и теперь они живут без нас. А умершие живут каждым воспоминанием живого человека. И сыпятся в кошель покойника мнемоны и лямишки — трать на что угодно! Воистину, в загробном мире Логинова можно воплотить почти любую мечту, лишь тебя помнили. Роман показывает нам лишь тонкий срез жизни многомиллионного Города, столь благодатную тему хотелось бы раскрыть шире. Убитые родителям дети, выросшие сразу в нихиле. Знаменитости, скрывающиеся от толпы в Цитадели. Сетевики-наркоманы, просиживающие посмертие в игрушках. Авантюристы, зарабатывающие на новичках. Фанатики, ждущие рая от своих божеств. Логинов показал нам много, но хочется ещё.

Несколько портит книгу антихристианская направленность, часть эпизодов из-за этого выбиваются из повествования. Некоторые линии (бывшая жена героя, его сын) остаются в подвешенном состоянии.

Эпилог — самая замечательная часть книги. Когда вместе собираются люди, которым нечего терять, они не обязательно будут отнимать что-то у других, будут те, кто найдут что отдать. Отработка —это место, где в людях проявляется самая их человечность.

Итог: никакой другой роман не вызывал у меня столько светлой грусти и добрых чувств, как «Свет в окошке».

Оценка: 9
– [  12  ] +

Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»

Greensign, 14 января 2013 г. 18:21

Эпохальная книга отечественной фантастики, выдерживающая многократное перечитывание.

Льюис Кэролл в своё время порадовал нас фантасмагорией на тему колоды карт и шахматной доски, Орсон Скотт Кард представил читателям футуристический пейнтбол, но Святослав Логинов шагнул ещё дальше: он сотворил самобытный мир на основе детской игры на клетчатой бумажке. Ограниченный несколькими квадратными оройхонами и ядовитым Далайном, этот мир по оригинальности может сравниться с Арракисом Фрэнка Герберта. Сознательно выбранные автором непроизносимые названия поначалу отпугивают, но уже к середине книге ещё больше втягивают в жестокий и опасный мир островов. В книге потрясающее количество удачных находок: от ядовитого океана с циклом жизни до растительного пороха, сбор которого опасен для жизни.

Центральный герой романа, Шооран, в раннем возрасте получает страшный дар, не понимая поначалу чего он лишается. Илбэч не может иметь друзей, а все кто, стал ему близок, погибают один за другим. Своё призвание он вынужден хранить в тайне, стоит раскрыть личину, как с заходом солнца он лишится жизни. Согласитесь, незавидна участь богоборца. Но никто, пока он жив, не может создавать сушу в далайне, никто больше неспособен победить Ёроол-Гуя. Человек сходится в бою с чудищем, олицетворяющем непокорённую природу, чтобы раздвинуть границы известного мира и преодолеть божественный порядок. Если бы хтонический ужас был его единственным врагом...

Практически вся жизнь Шоорана — это жизнь странника и изгоя. Сначала им движет альтруизм, доброта, желание сделать жизнь людей в тесном замкнутом мире чуточку лучше. После визита в страну Добрых братьев герой переосмысливает многое. Новые оройхоны для него становятся рутиной, идеей-фикс, он не готов остановиться даже когда его действия рушат весь миропорядок. Он сходит с ума, и это происходит так незаметно, что мастерством писателя нельзя не восхититься.

Мифы и легенды, вынесенные автором в предисловие к каждой главе как нельзя хорошо помогают в восприятии книги. Далайн, созданный добрым божеством на откуп злому, только такой мир мог породить столь причудливые истории. Последнему илбэчу выпала честь самому стать легендой, к чему и подводит финал романа. Он вышел немного скомканным, но всё-таки подходит произведению.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За каждой границей лежит новая. Тот, кто убьёт дракона, сам станет им.

Итог: ой, не зря «Многорукий бог далайна» лежит в рекомендациях фантлаба! Читать всем обязательно!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Вера Камша, Ник Перумов «Волчье поле»

Greensign, 14 января 2013 г. 17:34

По праву этот рассказ лучший в сборнике.

У творчества Перумова и Камши есть свои недостатки. Ник слишком часто наделяет своих героев невероятными способностями и за шкирку их тащит до последней развязки, забывая при этом наделить их ярким характером. У Веры же часто встречается деление героев на два лагеря, в зависимости от их отношения к её мировоззрению, её произведения (судя по раздутой то безобразия Этерне) иногда слишком растянуты. В совместном творчестве, да ещё и в малой форме эти недостатки в значительной мере нивелировались.

«Волчье поле» — это альтернативная история. Авторы могут отнекиваться, могут придумывать этнонимы, героев и легенды, но факт остаётся фактом. Этот рассказ неоспоримо связан с Куликовской битвой, восстанием в Твери и не самой лучшей эпохой в истории Ромейской империи. Можно назвать это произведение идеологической фантастикой, налицо симпатия авторов к одной из сторон конфликта, но стоит ли? Слишком неоднозначна обстановка на землях росков, чтобы делать такие выводы. К тому же Ник с Верой расходятся в дальнейшем виденьи событий, что делает финал открытым по-настоящему.

Несмотря на то, что Волчье поле находится на Руси, первый встречаемый нами герой — византиец. В главах Георгия угадывает почерк Веры, настолько богаты строчки перой части повести интригами, описаниями дворцов и садов, экскурсами в далёкое прошлое. Стиль создательницы Арции и Этерны даже в малой форме заставляет Севастийскую Империю оживать на каждой странице; текст гораздо живее, чем её в сольных книгах-одиночках. В одну главу умещается знакомство с важными героями и целый дворцовый переворот, и вот, сюжет уже перемещается далеко на север.

Сцены визита баскаков в Тверень я готов назвать лучшими в рассказе. Напряжение и страх, холодная наглость саптар и сдерживаемая ненависть росков... Гостей незваных можно прогнать. Но что тогда будет дальше? Саптары вернутся с целой армией, и маленькие княжества не смогут выдержать их силу. Или смогут?

Вопрос стоит ребром: сражаться или прогибаться. Болотич из Залесска действительно похож на Ивана Калиту и действует схожими методами. Но симпатии авторов на стороне Тверени. Герои медленно но верно формируют коалицию, собирают разрозненные силы, чтобы сообща противостоять врагу. Финальный аккорд повести, когда в бою сходятся два человека, никак не связанных с землёй росков, но всё же обречённые стать её историей, оставляет читателя в раздумьях: получилось ли? Могло ли так быть в нашей истории?

Итог: не столько фантастика, сколько качественная художественная литература о тяжелом периоде истории Руси. Сильная повесть.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Вера Камша «Crataegus Sanguinea. Время золота»

Greensign, 14 января 2013 г. 14:37

Вторичная вещь.

Снова с нами Ричард III (на этот раз в ипостаси Духа Святого), снова герои невероятно добродетельны, а злодеи подлы, жадны и мерзки. Как во всей ранней Камше.

Для разнообразия, враги у нас гномы, самые ни на что ни на есть гномистые гномы. Напоминают отрицательных персонажей мультиков середины двадцатого века: схематичны, бородаты и в итоге обязательно проигрывают.

Из персонажей не запоминается никто. Вообще.

Итог: если вы любите чёрно-белое фэнтези, почитайте лучше Арцию.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Вера Камша «Данник Небельринга»

Greensign, 14 января 2013 г. 14:19

Пожалуй, самая сильная из коротких вещей Веры не в соавторстве. Но всё равно средненько.

Конфликт между долгом и совестью, традицией и любовью, прошлым и настоящим — Вера Викторовна ставит в центр событий Руди Ротбарта и даёт ему не так много времени на размышления. Присутствие волков и тёмная ночь создают должные декорации и дают сполна насладиться рассказом. Тема оборотней раскрыта с очень интересной стороны.

Итог: добротный рассказ, но ничего выдающегося.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Вера Камша «К вящей славе человеческой»

Greensign, 14 января 2013 г. 14:03

Если «Время золота» было отражением Арции, то сборник «Кесари и боги» выглядит уменьшенной копией Этерны.

Здесь у нас снова появляются герои, которые не герои вовсе, но история их возвысила, и в отличии от картонного первого цикла в это ещё можно поверить. Мир романа очень близок нашем, вплоть до взаимного расположения стран. Есть своя Испания, Франция, Германия. Есть католичество и протестантизм, которые во многом определяют сюжет романа.

Удачей можно назвать главного героя. (ремарка: Аберкромби ещё не читал) Хайме, пожалуй, единственный смотрится не персонажем-агиткой. Это немного уставший, честный, побитый жизнью человек. Разве что, злил его ручной голубь, чес-слово, как рак Себастьян в «Русалочке» или попугай Яго из «Аладдина». Таким персонажам, ИМХО, не место в серьёзных вещах. К остальным персонажам привыкнуть за книгу не успеваешь, и судьба их оставляет равнодушным.

Немного подкачал конец, превративший динамичный сюжет в буквальном смысле в сражение двух символов.

Итог: можно читать, чтобы познакомиться с авторским стилем. Язык у Камши действительно хорош, а эта вещь, к тому же, самодостаточна.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Вера Камша «Пламя Этерны»

Greensign, 14 января 2013 г. 13:48

Очень важная для сюжета «Отблесков» повесть. Рекомендовал бы прочитать её после третьего тома точно, тогда многое встанет на свои места.

Я читал только «пиратский» её вариант, в котором отсутствовали блуждания по лабиринтам Гальтары, так что могу быть не до конца объективен.

Язык в повести гораздо проще, чем в романах (это и по анализу фантлаба видно). Герои несколько схематичны, интересны не сколько они сами, сколько последствия их действий для истории будущего. Очередная полемика с христианством вызывает скуку, хотя герои — язычники, им простительно.

Хотя сюжет, в целом, бодренький и не провисает.

Итог: не думаю, что эта вещь представляет самостоятельную художественную ценность.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Вера Камша «Талигойская баллада»

Greensign, 14 января 2013 г. 13:38

Красивая, немного грустная и (самое главное) завершённая и самодостаточная вещь.

Место для повести-приквела к «Отблескам Этерны» выбрано крайне удачно: пролог ко второму роману цикла. Тогда читатель знает уже достаточно о Франциске Олларе и недостаточно о подлинной истории того времени.

Последние дни одряхлевшего государства нам предстоит увидеть глазами мученика Алана Окделла. Реликт, человек ушедшей эпохи и мыслящий её понятиями, тем не менее, он оказывается фигурой, способной разрешить все нависшие над столицей проблемы, но врождённая привычка к субординации и неумение принимать быстрые решения ставит на Кабитэле крест. Окделлов принято ругать, но столь ли плох Алан? Он смог найти общий язык с Алвой, избирался в военачальники и до конца оставался верным трону. Разве его вина, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
принц Эркюль ни разу не Ракан по крови, а в заговор Эрнани-Рамиро Окделла просто не успели посвятить?

Алан Окделл, Рамиро Алва, Эрнани Ракан, Франциск Оллар предстают перед нами не святыми, но обычными людьми.

Итог: не так легко написать повесть, конец которой все читатели будут знать заранее. У Камши это получилось.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Вера Камша «Башня ярости. Чёрные маки»

Greensign, 14 января 2013 г. 13:16

Повысил оценку с «4» до «5», потому что эволюция есть.

Во-первых, Камша наконец сводит сюжетные линии вместе (правда, нехило увеличивая их число). Во-вторых, у нас появляется первая претензия на «серую мораль» — Базиль Гризье, ничтожество с характером.

Первая глава — это не влезший в предыдущую книгу Босфорт. Прощайте все второстепенные герои, нам нужна драма. И, кстати, несмотря на вторичность по отношению к истории и проявления магии по окончании сражения, драма присутствует. Дальше у власти моментально оказываются корпорации плохишей, которые начинают раздавать слонов и переписывать истории. Зачем так нагнетать краски? У нас здесь художественная литература, может у власти в Англии когда-то и оказалась столь неприятная личность, эту книгу она краше не делает. Тем более, что именно с «Башни ярости» земная история у нас меняется на альтернативную, и наш Ричард Йорк прячется за границей, чтобы потом отомстить.

Вылазит из чащи лесной (буквально) ещё один комический сангвиник. Ох, как они меня у Камши злят! Что Марсель, что Вальдес достают своими выходками в Кэртиане, за Арцию отдувается крапивник. Жан-Флорентин ушёл на пенсию, Луи Трюэль резко стал серьёзным.

Все герои, шлявшиеся до этого по параллельным мирам и параллельно сюжету, резко в него возвращаются, учиняя мелкие непотребства подлым врагам. Учитывая негативное отношение Веры Викторовны к отечественным фильмам, где важные исторические события происходят под влиянием всяких волхвов, мне непонятно, зачем старые герои вообще нужны в сюжете? Фансервис?

К этой книге Камша окончательно оформилась как писатель, мелько глянула на Арцию и поняла, что довести её до ума будет ой как трудно. И оставила её до лучших времён, взявшись за гораздо более глубокую Этерну. я всё же надеюсь когда-нибудь прочитать «Дикий ветер» и увидеть как изменилась её манера письма за десяток лет.

Итог: веха в творчестве автора и одновременно незаконченная вещь. Только фанатам.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Вера Камша «Довод королей»

Greensign, 14 января 2013 г. 12:44

К четвёртому тому история камшинской Англии-Арции наконец обрастает мелочами и подробностями.

Вместе с взрослеющим Александром-Ричардом мы знакомимся с представителями множества семейств из разных частей страны и ближнего зарубежья. Несмотря на почти полное копирование земное истории, вышла не историческая хроника в фэнтезийных декорациях (как было в третьем томе), а эдакий приключенческий роман. Александр, рыцарь печального образа, идеален и трагичен. Верность стране, верность памяти отца, верность союзникам, верность брату. Своей подчёркнутой белизной он напоминает героев Сенкевича, который тоже любил поиграть в историю. Остальные персонажи выглядят Разумовскими перед Раскольниковым и только тем и заняты, как создать ситуацию, в которой Александр отличится. Дариоло Кэрна и её линия заставляет подумать, а не промахнулись ли мы полкой, может стоило поставить книгу рядом с дамскими романами?

Герои первых двух томов по-прежнему заняты непонятно чем: Герика вообще ничего не делает, Рене появляется в филлерах, Роман гуляет по очередному тридевятому царству.

Итог: поклонникам Камши и любителям рыцарских романов.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Вера Камша «Кровь заката»

Greensign, 14 января 2013 г. 12:28

Третий роман «Хроник Арции» преподносит нам неожиданный поворот: от Реннесанса мы уходим к дремучему Средневековью, получая вдобавок ещё и вольный пересказ войны Алой и Белой Розы, вплоть до исторических фигур, знамён и судеб.

Наверное, будь я знаком при чтении с историей, я бы заскучал. 20 лет гражданской войны, герои предыдущих книг почти ушли со сцены и заняты своими, мало связанными с основной линией заботами. Хотя новые в чём-то будут колоритнее. Шарль Тагэрэ красив, умен, порядочен (как и многие в Арции), но решается на адюльтер и проваливает экзамен по внутренней политике. Удачной находкой оказался барон Обен Трюэль, а к бедняге Пьеру нельзя не проникнуться сочувствием. Описания битв кратки, лаконичны и красивы. Не знаю, насколько они достоверны, но лучше уж так, чем по 200-300 страниц в «Синем взгляде смерти».

Итог: поклонникам английской истории — читать. А так, очень на любителя.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Вера Камша «Несравненное право»

Greensign, 14 января 2013 г. 12:16

Читал «Несравненное право» уже после третьего тома... и скучал.

С одной стороны, Камша как писатель «выросла» уже в этой книге. Масштаб конфликта — охваченный войной континент. Множество новых героев, есть интересные и динамичные сцены (например, эпизоды в Кантиске). Даже в чёрно-белых героях есть какой-то смысл, такие правила игры были ещё в первом томе, и мы привыкли. Но «хорошим парням» ощутимо везёт. Из скольких передряг выходил сухим из воды Рене Аррой?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Под самый конец линия принца Луи, старательно выписываемая с начала роман, обрубается, и Рене становится королём. Мне это показалось моветоном.

Антагонистом во всём цикле является сущность, похожая на Спасителя у Перумова, многие сцены, кажется, созданы только для того, чтобы читатель согласился с авторским взглядом на мир. Что печально, такая тенденция у Камши останется, и даже в последних томах Этерны у нас будут философы-материалисты и порицающие их герои.

Не могу не похвалить автора за законченность дилогии, книжка толстая, но в большинстве линий поставлена точка, а не многоточие, как часто грешат писатели-сериальщики.

Итог: ранняя Камша, чёрно-белые герои, финал с горчинкой. Любителям Этерны и Мартина с большой вероятностью не понравится.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Вера Камша «Тёмная звезда»

Greensign, 14 января 2013 г. 12:00

Дебютный роман Камши хорош как литературная игра, как самостоятельное произведение он несколько бледен. Тем не менее, знакомство с автором начинал именно с него.

Мир, покинутый своими богами, порох соседствует с мистикой, герои без страха и упрёка — уже в «Тёмной звезде» виден вектор будущего развития писательницы.

Но если Робер Эпинэ и Ричард Окделл — не лишённые недостатков люди, то эльф Роман и герцог Рене Аррой дадут фору любому супергерою. Слишком красивые, слишком умные, слишком безупречные... Так потом будут говорить об Алве, но все положительные герои Арции лишены его флёра «сумрачного гения». Второстепенные персонажи, за редким исключением, в голове не откладываются.

Хорошо видна попытка переиначить и перумовскую «Гибель богов», и мартиновскую «Игру престолов». Из первой в роман перекочевала семерка богов и кружок магов, из второй — семейство правителя Таяны (привет Старкам), которое стабильно лишается одного из членов каждые 100-200 страниц. Копируются только внешние атрибуты; камшинские маги мало напоминают братьев Хедина, да и до масштабов двух эпопей книге Веры пока далеко.

Но мистический элемент в книге уже вполне самобытный. Философский жаб, хозяйка Тахены, первая сцена с сжиганием ведьмы и последующее расследование, карты О — Вера Викторовна вдохновляется определённо не фантастической литературой при описании сверхъестественных вещей.

Итог: явно ученическая книга, в которой, тем не менее, чувствуется серьёзный потенциал. Читайте лучше Этерну :)

Оценка: 4
– [  19  ] +

Вера Камша «Синий взгляд смерти. Полночь»

Greensign, 13 января 2013 г. 17:21

Полночь впервые за четыре тома предлагает читателю экшн. Только смотрится он... совсем скучным.

Несмотря на любимого мной и не только Робера (который единственный из всех первых героев ещё живой и в центре событий). Несмотря на то, что массовый психоз в Олларии логически вытекает из предыдущего сюжета. Несмотря на то, что мы лишаемся нескольких персонажей. Безумцы в Доре и фонтан с кровью пугали гораздо больше. Окрысевшие, конечно, создают угрозу героям, но... то ли вдохновение кончилось, то ли магическая природа помешательства сводит реализм на нет, но бунт в столице почти не впечатляет. На протяжении нескольких сотен страниц Робер волнуется за Марианну, управляет верными войсками, декламирует посредственные стихотворения. Параллельно этому Марианна с Арлеттой бегут из аббатства. И так почти всю книгу. Для справки, Дора уложилась в меньше чем в четверть тома.

Вторым блюдом у нас осточертевшая северная линия. Мэллит готовит суп, Мэллит отбивается от ухаживающего Давенпорта, Мэллит выливает суп на врагов. Лучше бы на Давенпорта и вылила, от него книга ниччего не потеряла бы. Савиньяк строит наполеоновские планы, которые (зуб даю) сбудутся. Луиза подталкивает к нему свою дочку, которая в первый раз за весь цикл делает что-то более значимое, чем ест и спит. Придд опять гениальн, молчалив и похож на Гамлета. Никуда не делись и натужные попытки выдать юмор (т.е. словеса Марселя, Понси и занудный барон-бергер).

Итог: неинтересно совсем, даже линии любимых ранее героев.

Оценка: 3
– [  15  ] +

Вера Камша «Синий взгляд смерти. Закат»

Greensign, 13 января 2013 г. 17:05

Я читал этот цикл по мере выхода книг, регулярно бывал на форуме фанатов. И, тем не менее, большая часть сюжетных перипетий первой книги третьей части заключительного тома (вдумайтесь, как звучит: «Отблески Этерны, том 5 «Сердце Зверя», часть 3 «Синий взгляд смерти», книга 1 «Рассвет») прошла мимо меня.

Война. Война никогда не меняется. Особенно в Кэртиане. Вот уже с «Зимнего Излома» Талиг ведёт долгую и нудную войну со всеми соседями сразу. При этом репортёры у нас есть со всех сторон. Странно, что главы Эмиля Савиньяка встречаются так редко, я уже было ждал, что нам покажут последние дни республики. Если с Гаунау ещё удалось договориться, значит нужно посвятить пяток глав тому, как Хайнрих с Савиньяком пьют в трактире. Если Катарина погибла в предыдущем томе, значит каждый персонаж должен высказаться об этом и пустить скупую слезу. Интриги скатываются до совсем неприличного местечкового уровня, только Арлетта с Левием ещё пытаются рассказать читателю, какие ружья уже выстрелили предыдущих книгах. В итоге самым запомнившимся событием книги стала развязка Карваль-Ричард, которую, по-хорошему, стоило втиснуть в том предыдущий. Последующие блуждания юного Ричарда по гальтарским лабиринтами представляют очередную форму фансервиса.

Кстати, о нём родимом. Изучив мнения фанатов зелёного форума, я поразился. Столько отзывов в стиле «ой, какой Валентин у нас классный», «ой, какой Вальдес милашка». Причём подавляющее большинство высоко оценивших книгу и этих персонажей — дамы. Помнится мне, там пару лет назад смеялись над чьим-то отзывом в духе ««Отблески Этерны» — это женский роман». Может быть, зря смеялись? Полковник Придд у нас стабильно геройствует раз в книгу, и если спасение Рокэ было приятной неожиданностью, то все эти занудные манёвры в кустах... Я не знаю, кому такое может понравиться.

Линия Руппи бодра, хороша, но занимает неоправданно много места. Я бы почитал про этого замечательного юношу отдельную книжку.

Итог: помните сериал LOST? Каждый сезон добавляли неимоверно важных персонажей, показывали флэшбэки, вечно обсуждали события предыдущих серий? Вот примерно то же самое, только в Кэртиане.

Оценка: 4
– [  12  ] +

Вера Камша «Сердце Зверя. Шар судеб»

Greensign, 13 января 2013 г. 16:35

Разбитие итогового тома «Отблесков» так и хочется сравнить с попыткой из одной шкуры сшить пять шапок. Бесспорно, «Сердце Зверя» вышло объёмным, но, стоит выкинуть из книги перемещения армий Бруно и фок Варзов и прогрессирующую рефлексию, у нас вышел бы от силы двухтомник.

Я, как привередливый читатель, нашёл в этой книге целое одно интересное мне событие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Убийство Катарины Ричардом в припадке ревности. Раскольников отдыхает, этот мальчуган от начала до конца думает, что он прав. Расследование Арлетты прекрасно дополняет это шокирующее происшествие. Жаль, развязка линии Ричарда перекочевала в другой том, из-за чего осталось чувство незаконченности.

Осмелюсь заметить, вполне логичное поведения героя, примерно такого я и ожидал.

Робер, Луиза, Марсель и даже Рокэ занимаются каким-то занудством. Что уж говорить о тех, кто уже давно стал мебелью. Беседуют с третьестепенными персонажами, участвуют в мелких стычках с неприятелями, похожих одна на другую, перемывают косточки чужим родственникам.

И ещё: один маленький нюанс. Процитирую одного моего знакомого, с мнением которого я полностью согласен: «Есть только одно место для поэтического произведения в прозе — эпиграф». Вся эта словесная игра, характерная для абвениатской нечисти, совершенно не располагает к хорошей оценке книги. Когда к семейству Арамона вернулся исчезнувший отец, мне было страшно и интересно. Когда Зоя появилась в гибнувщем Надоре мне было жутко и я с нетерпением ждал развития роли нечисти в книге. А все эти песни найери... Они никакие. Уважаемый kerigma гениально спародировал этот литературный приём, поклон ему.

Итог: книга, в которой не происходит почти ничего интересного.

Оценка: 5
⇑ Наверх