fantlab ru

Артур Кларк «Город и звёзды»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.41
Оценок:
1684
Моя оценка:
-

подробнее

Город и звёзды

The City and the Stars

Роман, год; цикл «Приход ночи»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 149
Аннотация:

В романе «Город и звезды» описывается размеренная жизнь города, которому уже сотни тысяч лет. Люди живут в нем, опутанные страхом, боясь выйти за его пределы. Но, сделав первый шаг, они оказываются на пути противоборства с Диким Разумом, который рвется из своего заточения где-то на окраине Вселенной.

«Город и звезды» был закончен в окончательном виде примерно тогда же, в 1956 г. Он основан на еще более ранней книге «Против наступления ночи» (1948), которую некоторые читатели даже предпочитают более позднему варианту. Роман этот решительно отличается от «Конца детства». Там путь людей завершается в какие-то несколько веков — здесь же Человек утверждает себя делами своими по всей Галактике, покидает ее в конце концов — и вновь начинает свой путь с Земли. И все это — через миллиард (или даже два миллиарда) лет после нас. Вряд ли кто еще из фантастов дерзнул столь далеко заглянуть в будущее. Трудно отыскать другую столь же оптимистичную и рисующую столь величественные перспективы книгу.

Роман написан в очень характерной для Кларка манере, где суховатое изложение научных и философских идей переходит в описания удивительных мест и увлекательных приключений, перемежаясь то ироничными комментариями, то несколько тяжеловесным юмором, а местами слог становится выспренне-патетическим и сентиментальным одновременно. Все это сообщает тексту своеобразную маньеристичность, типичную для почти всех лучших произведений Кларка.

Несмотря на немалый срок, прошедший с момента появления книги, она нисколько не устарела. Достаточно упомянуть красочные и, как выясняется, вполне близкие к реальности картины космического полета и вида Земли из космоса, или же замечательное по прозорливости описание искусственного интеллекта и той роли, которую компьютеры будут играть в жизни людей (вспомним, что представляли собой компьютеры пятьдесят лет назад!). Но главное в романе вовсе не это, а поразительно глубокий и красочный рассказ о том, что принято именовать концептуальным прорывом – и даже о нескольких переворотах в сознании, вызванных захватывающими перспективами, открывшимися за обломками рухнувших стен. Вот что делает «Город и звезды» одним из шедевров социально-философской фантастики. Пусть в книге можно обнаружить определенные шероховатости, условность некоторых образов – недостатки лишь оттеняют ее достоинства.

© Тигран Магакян

Входит в:

— сборник «From the Ocean, From the Stars», 1961 г.

— журнал «Простор 1989'03», 1989 г.

— журнал «Простор 1989'04», 1989 г.

— журнал «Простор 1989'05», 1989 г.


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Город и Звёзды
1991 г.
Звёздный меч
1992 г.
Свидание с Рамой
1992 г.
Город и звезды
1993 г.
Пески Марса
1993 г.
Город и звезды
1998 г.
Космическая одиссея
1999 г.
Солнечный ветер
2002 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Город и звезды
2009 г.
Город и звезды
2010 г.
Город и звезды
2018 г.
Город и звезды
2018 г.
Город и звезды. Конец детства
2023 г.

Периодика:

Fantastyka / Nowa Fantastyka 1 (28) 1985
1985 г.
(польский)
Простор № 3, март 1989 г.
1989 г.
Простор № 4, апрель 1989 г.
1989 г.
Простор № 5, май 1989 г.
1989 г.

Самиздат и фэнзины:

Город и звёзды
1990 г.
Конец детства
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The City and the Stars
1956 г.
(английский)
The City and the Stars
1957 г.
(английский)
The City and the Stars
1957 г.
(английский)
From the Ocean, From the Stars
1961 г.
(английский)
The City and the Stars
1986 г.
(английский)
Градът и звездите
1987 г.
(болгарский)
The City and the Stars
2001 г.
(английский)
The City and the Stars
2001 г.
(английский)
The City and the Stars. The Sands of Mars
2001 г.
(английский)
ქალაქი და ვარსკვლავები
2009 г.
(грузинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе человечество поделилось на две части: одна из них хотела развиваться, другая хотела стабильности. Первая часть человечества изменила себя, добилась признания среди других разумных существ нашей галактики и, продолжая развиваться дальше, отправилась в соседнюю галактику. Другая часть человечества создала для себя уютный мир на Земле, стёрла все воспоминания о прошлом и закуклилась в замкнутом пространстве.

Закуклившаяся часть человечества в конечном итоге тоже поделились на две части: технологическую и биологическую. Первая все задачи жизнеобеспечения и самовоспроизводства делегировала машинам, а сама стала проводить большую часть времени своей жизни в так называемых сагах — предельно реалистичных по восприятию органами чувств мультиплеерных компьютерных играх. Вторая часть человечества решила взять на себя максимум задач по самообеспечению, не отказалась рожать и выращивать детей, не отказалась от смерти, зато продвинулась в телепатических способностях и биотехнологиях.

Изображённое в книге человечество не случайно поделено именно таким образом. Это иллюстрация трёх главных ценностных ориентаций людей: ориентация на исследования и развитие, ориентация на единение с природой и сохранение образа жизни предков, ориентация на технологию и развлечения. Все эти три человечества можно даже представить как результат предельного развития трёх психологических начал — взрослого, родительского и детского. Вся сюжетная история иллюстрирует, что и ребёнку и родителю есть чему поучиться друг у друга, и что неизбежно им обоим когда-то придётся стать взрослыми.

Из применённых идей хочу отметить:

1. Искусственный интеллект — компьютер Диаспара и робот из Шалмирэйна являются носителями искусственного интеллекта,

2. Мысль, что совершенное техническое устройство не должно иметь движущихся частей,

3. Распределённый компьютерный разум — искусственный интеллект главного компьютера Диаспара не заключён в каком-то конкретном компьютере, он распределён по всем компьютерам и роботам Диаспара. Особенно интересно, что информация на компьютерах Диаспара хранится в количестве трёх копий на разных узлах. Это очень похоже на то, как информация хранится на серверах Google — любая информация дублируется так, чтобы в системе имелось три её копии на разных компьютерах. В случае выхода из строя какого-либо компьютера, оставшиеся компьютеры создают у себя ещё одну копию утраченной информации, так чтобы количество экземляров одной и той же информации вновь стало равно трём. При этом даже при выходе из строя одновременно двух копий одной и той же информации, вероятность чего невероятно мала, информацию можно спасти и делается это без участия человека — автоматически.

4. распределённый биологический разум — колония микроорганизмов из озера Шалмирэйна,

5. виртуальная реальность — саги, в которые играют жители Диаспара,

6. фабрикаторы — Зал Творения, а также жилище любого из жителей Диаспара может создавать по желанию человека или компьютера любой физический предмет,

7. биотехнологии — животные, искуственно выведенные жителями Лиза.

Я полагаю, что многие из этих идей были весьма и весьма свежи для фантастики образца 1956 года, когда был написан роман. Несомненно, многие из них стали классическими и многократно были использованы в более поздней литературе самых разных авторов.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами самая что ни на есть настоящая классика, из категории, что называется, «мастрид». Написанный более пятидесяти лет назад, этот роман и ныне – совершенно адекватен современным представлениям о «хорошей фантастике». Никакой наивности, никаких логических ляпов, никакой «устарелости», свойственной НФ середины прошлого века (что, надо заметить, большая редкость). По жанру – смесь НФ, социально-философской утопии и космооперы.

Первое, что сразу бросается в глаза, когда начинаешь читать, очень хороший слог: плотный, упругий, выразительный. Описательная часть – выше всяких похвал. Переводчик (в моём случае А. Кубичев) справился на все сто. Кларк раскованно оперирует гигантскими цифрами, абсолютно не смущаясь (в будущее – так на миллиарды лет, на космическом корабле – так из конца в конец галактики). Хотел было сравнить с «Гиперионом» или «Пламенем над бездной», но понял, что Кларк по масштабу описываемых явлений превосходит и Симмонса, и Винджа.

Интересный сюжет, в который очень органично вписан философский контекст. Настолько гармонично, насколько это возможно.

Из минусов я бы отметил слабую проработку второстепенных персонажей и неправильное распределение собственно действия. Первая половина романа выглядит несколько затянутой.

Тем не менее перечитал с огромным удовольствием, чего и всем желаю.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во времена, когда изменились небеса, исчезли океаны, и следы былого величия Человека поглотили пески, стоит на краю пустыни город Диаспор. Самый последний оплот Человечества, памятник древним деяниям, последняя Надежда на будущее. Город, наполненный чудесами технологий, в котором все продумано и рационально до мелочей, и нет места неожиданности.

Здесь высокие стены и энергетические экраны надежно отгораживают последних представителей рода человеческого, которые под вечно голубыми небесами пытаются занять хоть чем-то имеющим смысл свои невообразимо долгие жизни, от горестей и опасностей внешнего мира.

Так и текут, даже не века или тысячелетия — миллионы лет, складываясь в однообразные эпохи. Последние жители Земли больше похожи на испуганных детей, чем на потомков первооткрывателей и ученых. Их пугают открытые пространства, и даже ночь с ее сияющими звездами вызывает лишь страх, заставляя прятаться в высокотехнологичных норах, предоставляя решать свою судьбу искусственному интеллекту. Что это — закат Человечества? Неужели наш деятельный род так встретит свои последние дни? Может кто и согласен с таким финалом долгой истории, но только не герой романа.

Это отличная находка — такой герой, наделенный первобытным любопытством исследователя, упорством и мужеством первооткрывателя, пытливым умом ученого, получающий удовольствие и радость от самого процесса познания. Из той породы, которая двигала вперед все Человечество, открывая для него новые горизонты. Вместе с ним мы сможем исследовать древний Диаспор, разобраться в хитросплетениях его организации, найти выход из этой комфортабельной тюрьмы и обнаружить, что Мир не ограничивается высокими стенами Вечного города. И главное — изучить самые разные пути развития Человечества, в том числе и те, которые сегодня предлагают нам разные социальные и философские школы и направления. Диаспор — путь технологий, Лис — путь слияния с природой и «возврата к корням», Учитель -религии и духовного совершенства... А, может, лучше все это объединить и построить торную магистраль к звездам? Что выбрать? Каждый путь имеет свои привлекательные стороны, каждый таит свои опасности.

Это — очень всеобъемлющий роман, вместивший в себя множество проблем, причем таких, с которыми постоянно сталкиваемся в жизни. О технологиях, разуме, духовности, познании, природе, социальной ответственности — всему нашлось место.

О-о-о! Опять философия! Это может отпугнуть кое-кого из читателей. Но погодите: есть в этом романе захватывающие приключения с маленькими и большими открытиями, побегами и погонями, встречами с людьми и инопланетянами, тайнами и такими древними артефактами, что и охватить разумом такое время просто невозможно. Есть роботы и искусственные создания, ответы на вопросы и множество новых вопросов. А еще есть великолепные описания земель, удивительных животных, странных социальных систем. И самая блестящая часть: полет к Семи Солнцам! Одно из из лучших межзвездных путешествий в фантастической литературе: буйство красок, калейдоскоп событий, разнообразие планет. Все чудеса Вселенной, воплощенная Мечта, весь невероятный мир — в десятке страниц. «Каждое новое открытие поднимало передо мной все больше вопросов и обнаруживало все более широкие перспективы. Интересно, где же это кончится…»

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень многогранное произведение. Мне оно чем-то напомнило «Академию» Азимова. Множество гениальных идей, прекрасное их воплощение.

Много всего претерпело человечество за миллионы лет своего существования. Был освоен космос, были путешествия на другие галактики. Много чего было достигнуто. И вот в тот момент когда все достигнуто и нет уже никаких целей, человечество делится на две части: одни развиваются и дальше, а другие как страусы прячут голову в песок и пытаются уйти от реальности. Кларк прекрасно смог описать, что второй вариант неприемлем. Нельзя просто так уйти от проблем, они все равно «тебя» достанут. Кто сказал, что перемены-это плохо? Надо верить в будущее, а перемены это всего лишь его неотъемлемая часть!

Рекомендация: высокая!

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я даже не знаю, откуда все эти хорошие оценки и куча рекомендаций от моих знакомых, ибо книга, как мне кажется, сильно переоценена. Что мы имеем? Главного героя, который первую половину книги томится в Диаспаре, а вторую половину... Даже не знаю, томится в Лизе? Герой абсолютно сухой и картонный, такому уж точно не хочется сопереживать, да и следить за его похождениями не так уж интересно. Многие вещи в романе не показываются, а просто называются по имени, что делает чтение невероятно мучительным. Других интересных или хотя бы более живых персонажей в книге нет.

Самой интересной частью мне показался полет к Семи солнцам. У автора хватает воображения, чтобы нарисовать перед нами картину покинутых планет, но не хватает сил, чтобы создать живого персонажа. Вторая по интересности часть — развязка. Остальное — скучно и нудно.

Оценка: 4
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда поражает воображение автора. Подробное описание каждой детали, представляешь картинку в точности перед своими глазами. Ты живешь в «будущем, в том мире».

Книга написана 55 лет назад, НО мне кажется она и через 150 лет не устареет и будет актуальна.

Так далеко в будущее авторы ещё не заглядывали. Миллиард лет вперед, миллионы веков прошло. Невообразимая цифра лет:)

Человечество успело пережить множество расцветов и падений. Был покорен космос и галактика, освоены все технологии. Люди перенасытились этим. Им это было уже не нужно... Они жили в «заперти» не то что от внешнего мира, а даже от внешнего «города» У них был «свой мир». Все были довольны. Люди умели уже жить без воды и многих полезных ископаемых, без которых сейчас человек не протянет и пару дней. Вечная насущная наша борьба.

Очень трудно поверить что «человеки» смогут протянуть столько веков на «своих плечах» не уничтожив и не разрушив всё что создавали. Но я верю в светлое будущее, каким бы оно не было.

Спасибо Артуру Кларку за этот шедевр.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В суховатой отстраненной манере Кларк описывает последний город людей на Земле, Диаспар, который существует отдельно от всей остальной Вселенной, огражденный от нее куполом, действующий как замкнутая система. Люди больше не рождаются естественным образом, их сознания загружаются в почти взрослые органические тела, уже давно лишенные ногтей и зубов, уродств, болезней и когда-то естественного человеческого любопытства. При этом упоминание отсутствия зубов несколько смущает, потому что тот же главный герой как-то поглощает пищу разнообразной текстуры по ходу произведения. Ну да ладно… Главное то, что человечество достигло, казалось бы, современного идеала: вечная жизнь на всем готовом и полная праздность, развлечения и никакого прогресса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не скучно ли жителям Диаспара? Ни капли. Им даже в голову не приходит посмотреть, что там за стенами города. Кроме очень редких экземпляров, к коим относится главный герой Элвин. Появление таких экземпляров, как выясняется, очень не случайно. И вот такому экземпляру, а, точнее, его поиску пути из города и обнаружению другого поселения людей посвящена большая часть книги. Обнаружив других людей, Элвин понимает, что жители его города лишены не только ногтей, зубов и любопытства, но еще многих навыков и эмоций. И задается целью сблизить две ветви человечества.

На этом можно было завершить философско-фантастическую историю, оставив финал открытым. Идеи противопоставления горожан и селян, которые так отдалились друг от друга, что знаться не хотят, было бы более чем достаточно для книги. Довольно очевидно порицание Кларком праздного невежественного города и благосклонность к тем, кто остался, как говорится, ближе к природе. Но этого автору было мало, поэтому дальше начинается то, что очень походит на магию, а не на научную фантастику: Элвин чудесным образом добывает себе космический корабль и без каких-либо раздумий об управлении им или запасах топлива (все магически работает само) отправляется в увеселительную поездку к другим планетам, прихватив с собой друга-селянина. О, господи.

Центральный персонаж романа немало меня удивляет. Элвин же, по сути, довольно невежественное и инфантильное существо. Машины, которыми он пользуется, для него сродни магическим предметам. Он не знает, как они устроены, умеет только приказывать вслух и ожидать исполнения своих желаний. Кларк будто дополнительно подчеркивает слабость горожанина Элвина по сравнению с его другом. Но при этом почему-то делает любопытство Элвина главной и единственной движущей силой романа.

Не меньше удивляет и странная диспропорциональность повествования: 70% книги Элвин долго и нудно ищет выход из города и исследует обнаруженное за пределами города поселение людей, а за оставшиеся 30% успевает внезапно посетить другие планеты, вернуться домой и обнаружить, что дело между горожанами и селянами пошло на лад. В эти оставшиеся 30% автор также упихивает сказочные идеи о бесплотном разуме и новом завоевании Вселенной людьми. Выглядит все это смазано и странно. То ли редакторы напортили, то ли писатель, заканчивая книгу, страшно торопился.

По-моему, произведение бы только выиграло, если бы автор разбил его на две примерно равные части, сократив подробности метаний Элвина в Диаспаре и его приключений в Лисе, и подробнее и тщательнее прописав часть с космическим путешествием и мегаразумом. Но Кларк написал так, как написал, что не очень радует даже несмотря на идеи по поводу будущего человечества и оптимистичные надежды на то, что и после долгого периода упадка все у людей еще будет.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичная ретро-фантастика. Очень наивная, местами глуповатая, местами интересная. Размах у автора мелковат — всего то миллиард лет. Чего ж так мало, замахнулся бы на триллион, было бы правдоподобнее. Оттого и нет никаких эмоций, все мысли и поступки, этика и философия на уровне быта 20-го века. Не сумел Кларк придумать новый социум. Впечатлило вступление — «...Вымерзала последняя влага, ещё остающаяся в разреженном воздухе Земли...» или «С той поры, как был выстроен этот город, земные океаны высохли и пески пустыни замели планету». Ещё есть такое утверждение, что все людские муравейники повымерли и лишь Диаспар бросил вызов вечности. Впечатляет!

И всё это слова автора. Кто как не он лучше всех знает созданный им мир?

Ан нет. По прочтении нескольких десятков страничек перед читателем открывается ещё один город, живой и здоровый. А когда ГГ с другом пошли в поход, то набрели на большую реку с могучим, издалека слышным, водопадом. И всё это окружено густыми лесами. Можно сказать тайгой. И ещё озеро было. С полипом говорящим.

Вот что автору удалось, так это описание пупков, то бишь их отсутствие у жильцов города Диаспара. Такой внушительный и значительный фантастический эпизод явно вдохновил Спрэга де Кампа на создание романа «Рука Зеи».

Дальше ещё круче. Гонки по галактике весьма удались. Всё в стиле Бердника, примитивно и поверхностно. Хорошо хоть антивещество для пополнения баков не зачерпывали мега-ведром. Да они и вообще на АЗС не останавливались. Видимо бесконечное топливо было.

Вот концовка понравилась, динамично с левой фабулой и непредсказуемой историей. Мощно закручено. Развязку прочёл с удовольствием.

В целом читать можно, но относится серьёзно уже не стоит. Для нашего времени лихая ретро-космоопера с элементами вестерна. Теперь уже да.

Оценка: 6
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Открываю для себя Кларка. Более масштабного произведения, где автор легко жонглирует миллионами, даже миллиардами лет, читать еще не доводилось. При этом повествование у автора остается увлекательным, стройным и логичным. Хотя, конечно, не берусь судить, насколько это реальная веха для человечества — примерно 2 миллиарда лет от сегодняшних дней и до событий происходящих в мире автора. Мне почему-то кажется, что все должно происходить быстрее и 2 миллиарда это все таки много. Но когда погружаешься в город автора, вместе с его героем хочешь увидеть звезды — об этом забываешь. Повествование про город которому никто уже не знает сколько лет, лишь с того момента, как он закрыт от внешнего мира и таящейся в нем опасности, прошел один миллиард. Его люди проживают сотни жизней, длиной каждого цикла порядка тысячи лет, после чего уходят на покой в банки памяти компьютера, а через некоторое время снова возвращаются компьютером к жизни на новый цикл. Город так велик, что его жителю за всю свою одинарною жизнь, пусть как длинна она бы не была, не реально узнать его весь. Жители, в отличии от главного героя проживающие уже далеко не первые свои циклы жития, и то не познали его полностью.

Здесь мы видим весьма интересную концепцию бессмертия, которая кажется вполне состоятельной и логичной. Техника мира авторского будущего может отсканировать предмет и записать матрицу его атомов, потом синтезировать полную его копию с точностью до атома; может синтезировать атомы одного вещества из атомов другого и обратно. Это настолько простой и быстрый процесс, что жители Диаспара не привыкли загромождать свои жилища скопищем материальных предметов, ведь любой предмет можно по желанию синтезировать в любое время, будь то кровать или еда. Город абсолютно енерго и ресурсно независим и может существовать без изменений миллиарды лет. Его описание завораживает.

Таким образом город и воссоздает своих жителей синтезируя их атомарную структуру из хранящихся матриц. Правда собрав воедино нужные атомы, автор упускает, каким все же образом в них можно вдохнуть жизнь... Тут же и другое следствие: принципиальная возможность синтезирования одинаковых личностей-клонов, но так не происходит, так как отцы-основатели поручили присмотр и руководство за своим детищем — супермега компьютеру. Из чего постепенно, плавно по развитию сюжета, приходит следующее следствие, что жизнь в чудо городе не совсем так хороша. Ведь по сути его жители лишены собственной воли, ведь за всем следит и по сути решает этот компьютер, а люди даже генномодифицированы дабы упростить ему эту задачу. Ну что ж, за все приходится платить, и за бессмертие тоже... А помимо цены встает еще вопрос цели такого существования, ради чего? Ведь в подобной жизни людям некуда и не к чему стремиться, а человек, имхо, без цели долго не живет...

Со второй половины произведения читатель попадает с чудесного Диаспара в другой вариант поселения будущего — Лиз — цивилизацию тоже владеющую технологиями управления материей, но на этом не зацикленную и сознательно отказавшуюся от бессмертия, зато достигшую больших высот в телепатии, симбиозе с природой и т.д. К сожалению, по сравнению с Диаспаром описание Лиза у автора вышло менее подробным и менее реальным. Но даже одни концепции самого города и его компьютера стоят по-моему высокой оценки, несмотря на достаточно банальную концовку.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

- прекрасный роман о будущем развитии человечества и о ложных дорогах, способных завести цивилизацию в тупик на миллионы лет. Роман наполнен блестящими идеями и читается увлекательно. Выгодно отличается от многих современных романов на подобную тематику. Автор безоговорочно верит в будущее человечества и в то, что человек сумеет преодолеть любые препятствия на своем пути, заряжая своей верой и читателя. И не забывайте, когда написан роман – 1956!!! После прочтения подобных книг понимаешь, что мы теряем в погоне за сиюминутной выгодой. Остается только надеяться, что когда-нибудь люди все же вылезут из пещер алчности и взаимной ненависти, в которые сами себя загнали. Иначе будущего у нас нет.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал текст ещё в первой журнальной публикации 89 года и он произвёл на меня огромное впечатление, да и сейчас производит. Очень мало фантастических книг совершенно не устаревают более чем за половину столетия. Помниться описывая своей сестре впечатление от романа я сравнил его тогда с новым ранее не пробованным блюдом с небывалом вкусом.

Упрёки некоторых рецензентов, что Кларк должен был обойтись в романе без космического путешествия героев мне непонятны. Напротив без этого роман бы не был завершён и слишком многое осталось бы неясным: как люди дошли до жизни такой? Были ли злые пришельцы? Всё это без встречи с Вейнамондом люди бы так и не узнали.

Всегда бы Кларк так писал. Иногда кажется, что было два разных Кларка один написал «Лунную пыль» и «Город и звёзды», другой автор тягомотин вроде «Космической

одиссеи».

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильный и всеобъемлющий роман мастера НФ.

Главной идеей произведения я бы назвал мысль о том, что человеческая жизнь во всех её проявлениях не поддаётся оцифровке, основные радости жизни тем и хороши, что они незапланированны и неожиданны — настоящая любовь, материнство, свобода воли, мысли и тела, тяга к познанию и новым открытиям, наконец, любопытство.

Олвин появился на свет в оцифрованном городе, где всё подчинено строгим законам, соблюдающимся уже миллиард лет. И вот он, сам до конца не понимая почему, разительно отличается от остальных жителей тягой к познанию окружающего мира за стенами города. Его завораживают просторы за пределами города, звёздное небо, которое за редким исключением никогда не видели жители Диаспара, его манят эти огоньки в небе, заставляя идти в неизвестность не оглядываясь на последствия. Да, он эгоистичен, ставя во главу угла свои желания и стремления, не обращает внимания на последствия, которые коснутся всех без исключения жителей города.

Первая условная часть романа, где Олвин ищет выход из города так затянута, потому что данная проблема была наиболее сложна и имела для главного героя первостепенное значение, а решив её, он окончательно пробудил в себе те силы, которые разрушили столь длительную изоляцию двух культур Земли.

Симпатии автора явно на стороне патриархального Лиза, но в конце романа несколько раз звучит мысль, что культуры Лиза и Диаспара несомненно дополнят друг друга, позаимствовав лучшие черты.

Олвин выполнил своё предназначение, превзойдя все ожидания основателя Диаспара Ярлана Зея (жаль, что мысль Олвина о том, что он является воплощением последнего, не подтвердилась), заложившего защитный механизм от длительного застоя. Думается, что цель данного механизма состояла в том, чтобы Неповторимые поспособствовали налаживанию контакта двух культур. Встреча с последователями Мастера, обнаружение космического корабля и полёт к звёздам, думаю, не входили в планы создателя Диаспара, хотя как знать.

В этом романе, как и в «Конце детства», сквозит идея, что космос не для человека. Олвин, почувствовавший воочию его холод и безграничность, больше не хочет туда возвращаться, повторное покорение космоса — дело грядущих поколений, а ему вполне хватит дел и на Земле.

Концовка романа, когда на лике Земли главный герой видит одновременно закат и восход, символизирует конец старого мира, мира изоляции и неведения своей собственной истории, и начало чего-то нового, пока неведомого. А к чему это приведёт — уже совсем другая история.

Намеренно не пишу о Чистом Разуме и о грандиозной силе с дальнего горизонта Космоса, которая заставила жителей Империи оставить свою Вселенную, ибо эти сущности нам понять или осмыслить не дано.

Однозначно рекомендую прочитать роман, уверен, каждый поймёт и почувствует его по-разному в силу своего восприятия и мировоззрения, но, несомненно, найдёт здесь для себя что-то новое и интересное. Уже более шестидесяти лет это гениальное произведение будоражит умы думающих и мыслящих людей и не теряет актуальности, сильно опередив своё время.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из поворотных произведений мировой фантастики, сочетающее тщательно выписанный мир и идею. Идею, кажущуюся несколько наивной в нашу циничную эпоху, когда, оглядываясь на пройденный человечеством путь, понимаешь, что методы развития технологий и общества порой совершенно не оправдывали прекрасных по своей первоначальной сути целей. Но в которую очень хочется верить. Возможно, довольно схематичные характеры большинства персонажей, что является особенностью почти всех работ Артура Кларка, отпугнут некоторых поклонников «мягкой» НФ, потому как книга в большей степени рассчитана на раскрытие социальных и философских измышлений автора через движение героев по сюжетной линии. Но никому ещё на моей памяти не удавалось передать всепоглощающий восторг раскрытия загадок мироздания, как Кларку в этом романе. В Олвине воплощено всё то, от чего человечество отреклось ради вечного забытья в утопии — жажды знаний, прогресса, открытий, непрерывного движения к постоянно удаляющейся цели. Казалось бы, что Диаспар совершенен, что это потолок эволюции общества, что выше уже не подняться. Но это совершенно не так. Технологического потолка, быть может, и можно достичь, но развития общества и разума — никогда. Любое подобное общество будет находиться в стагнации, а стагнация равна медленному угасанию. Все творения человеческих рук, даже искусство, в такой закрытой общественной системе всегда будут мертвы: это и понял Олвин, когда без сожаления уничтожил все свои блёклые картины, вернувшись в город. Умы, превосходящие по знаниям и интеллекту гениев «эпохи рассвета», «протухнут», а сложнейшие философские измышления и математические конструкции будут бессмысленны, если их использовать исключительно ради развлечения. Встреча с Лизом меняет уклад жизни стерильного города, а последующие открытия Олвина помогли изменить мир ещё глубже. Было ли это конечной целью его путешествия? Пожалуй. Но является ли достигнутое им концом путешествия человечества?..

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек всегда стремился облегчить себе жизнь. Неважно каким образом — с помощью другого человека, с помощью природы или с помощью технологий — это дело десятое. Тенденция схожа — всё всегда шло к тому, чтобы делать как можно меньше, но получать при этом столько же, как будто бы ты затрачивал необходимые усилия на работу. Всегда хотелось как можно меньше напрягаться, но как можно больше развлекаться и отлично проводить своё время.

Мотнём же на несколько миллионов лет вперёд. Всё вышеописанное пришло к своему логичному и органичному завершению. Диаспар — это символ человеческого гения и человеческой лености, это — с одной стороны непостижимая мечта наяву, а с другой — разверзший свою пасть ночной кошмар... Отчего такая двоякость? Что не так в Диаспаре и что наоборот в нём есть хорошего? Начнём с того, что Диаспар — это действительно город-утопия. Он идеально спроектирован, в нём жители защищены от суровых пустынь умирающей Земли, в нём всё его население счастливо, занимается искусством, обмениваясь опытом с друг с другом, при этом чётко соблюдая дистанцию и личное пространство своего собеседника, в нём человечество достигло не только стабильности и благополучия — заветных плодов всех времён и народов, но и решило вечную проблему — страх перед смертью. Человечество стало бессмертным... Однако, всё это выглядит уж чересчур радужно: «Что-то неладно в Датском королевстве». И верно, в городе слишком спокойно. Достигнув благополучия, человечество спустило в унитаз едва ли не ключевые свои достоинства и качества — веру в прогресс и развитие, любознательность и мечтательность и, в конце концов, любовь. Это не говоря уже о том, что оно похоронило под собой своё прошлое — культуру и историю, а без них, как известно, любое общество обречено на вымирание. Стабильность, за которой так гнались люди, хотевшие спрятаться от окружающего мира, стала для них роком и проклятьем.

Словно противопоставляя себя Диаспару, совсем не таков Лиз. Люди этой долины, сокрытой от разрушительного влияния Земли высокими горами, по-прежнему остаются людьми, в них остались чувства любви, товарищества, единения с природой. Также их отличает от своих братьев Диаспара то, что они смертны и обладают способностями телепатии. Читать же мысли друг друга люди «вечного города» утратили давным-давно. Но, несмотря на то, что Лиз гораздо лучшая альтернатива, чем Диаспар, есть нечто, что роднит их между собой — это страх идти на контакт друг с другом, страх высунуть нос из своего мирка, не то, что к звёздам — к соседу!

Таково положение вещей на протяжении первой половины романа и крайне интересно наблюдать, как Кларк описывает эти две столь разносторонние культуры, как сталкивает их между собой, а затем, рванув вместе с Олвином — отправляется к Звёздам, исследовать миры.

Восхищаясь тематикой романа и его языковыми достоинствами (а они действительно имеют место быть, хоть у меня и есть некоторые придирки к тексту, но это скорее просто повод поворчать) нельзя не обратить внимание на недостатки романа. Самый первый и крупный, это, конечно, персонажи. В лучшем случае у Кларка они получаются сносно (Джизирак, Хилвак), в худшем же — они представляют набор функций, призванных продвинуть сюжет, а затем бесследно исчезнуть, оставляя читателя с невысказанным вопросом «Какого...?» (Алистра). Говоря же об Олвине, об этом человеке, который стал катализатором для сближения двух культур и прилил человечеству свежей крови, о нём мне хочется сказать следующее — картонка. Вот как-то не верится мне в него, он, скорее просто этакий собирательный образ всех путешественников и исследователей, которые что-то ищут, везде хотят пролезть. Как образ — он действительно убедителен, но как Личность, увы, Кларк промахнулся...

Ещё один недостаток, хоть на него можно и закрыть глаза — это обилие наивности и пафоса, которые не то, чтобы мешают, но всё же порой обращают на себя внимание, и когда Кларк пытается взять какую-то торжественную ноту, выходит это у него порой фальшиво и как-то натужно, вот как раз из-за них.

Несмотря на то, что роман относится к научной фантастике, науки как таковой здесь и нет. Кларк обошёлся практически без терминов и даже авторских неологизмов, которыми так грешил, скажем, старина Герберт (не в упрёк ему говоря, но читать «Дюну», особенно её первую сотню страниц, та ещё задачка). Однако это не означает, что в романе не над чем подумать, наоборот, у Артура есть много занимательных гипотез относительно возможной картины нашего будущего. И что-то мне подсказывает, что кое в чём автор действительно окажется прав, правда в чём именно, мы никогда не узнаем...

«Город и звёзды» — это тот случай, когда название романа действительно всеобъемлюще и охватывает всю проблематику книги. Стоит ли читать её? Книга может показаться несколько нудной, каковой порой кажется НФ «Золотого Века», и тем не менее, дать шанс ей стоит, ведь хуже от этого точно не будет...

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как по мне, несколько сумбурное произведение. Первая часть захватила. Жизнь Диаспара хорошо продумана и выписана во всех подробностях. Повествование ведется очень плавно, но при этом события разворачиваются во все возрастающем темпе. С нетерпением ожидаешь, что же ожидает главного героя там, за этой великой и незыблемой границей. Сюжет плавно переходит в кульминацию, когда начинаешь глотать страницу за страницей, предвкушая великие открытия, когда чуть ли не с дрожью переворачиваешь страницу... И тут как будто другая книга.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Одним махом, на нескольких страницах описана жизнь не менее интересного общества, оставляя множество вопросов о самом его фундаменте.

Например, как контролировался такой низкий уровень рождаемости в Лисе, что на протяжении тысячелетий он оставался не более чем скоплением деревушек? И как обеспечивалась поистине диаспарская стабильность и ограниченность такого общества? Если люди там рождались естественым путем, путем случайных переплетений генов, то за миллионы лет там должно было появиться много авантюристов, естествоиспытателей и просто амбициозных и любознательных людей, жаждущих приключений/открытий/вечной жизни в Диаспаре/просто власти/и т.д. Они бы обязательно захотели исследовать всю планету и покорить ее своим нуждам, вооружившись всеми достижениями техники тех времен, мизерную часть которых продемонстрировал Хилвар во время похода. Кто-нибудь мог захотеть переехать в Диаспар и воспользоваться там своими телепатическими способностями, так, из любопытства и для развлечения. Как ставились ограничения? На уровне прямых запретов? Или, может быть, сознание детей аккуратненько обрабатывали при воспитании, чтобы подавить в них любую тягу к изучению внешнего мира? Неплохая зомби-диктатура получается, и тогда это совсем меняет настроение книги. Но и это объяснение не вполне подходит. Как можно подавить тягу человека к изучению и покорению внешнего мира, не убивая в нем общую тягу к познанию? Ведь ученые в Лисе были...

Дальше — больше... Дальнейшие приключения главного героя автор предлагает вообще не пытаться логически объяснить и осмыслить, а просто сидеть и хлопать глазами, в то время как перед тобой проносятся молчаливые роботы, разумные колонии, неведомые планеты, вселенский бестелесный разум, внезапное прозрение закостенелого, миллионы лет(!!!) жившего в своей скорлупе общества, череда высокопарных речей от лидеров этого самого общества о будущем и прошлом человечества... Понятно, что этим автор хотел выразить свои собственные рассуждения на эту тему, но такому резкому и необоснованному прозрению сложно по-настоящему поверить, как и всей второй половине книги.

Но все равно было интересно, 8 баллов за Диаспар.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх