Нил Гейман «Мышь»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Рейган приезжает в магазин, чтобы купить мышеловку, но не обычную мышеловку, а гуманную. Ту, которая не убьёт мышь, а просто поймает её…
Входит в:
— сборник «Angels & Visitations: A Miscellany», 1993 г.
— антологию «Touch Wood», 1993 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Дым и зеркала», 1998 г.
— «Модель для сборки — Live», 2003 г.
- /языки:
- русский (10), английский (4)
- /тип:
- книги (11), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Н.В. Иванов (5), А. Комаринец (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sanchezzzz, 13 октября 2013 г.
Один из моих отзывов на рассказ Нила Геймана начинается такими словами: «Это тот самый Гейман, которого я люблю». Этот отзыв должен бы начинаться так: Этот тот самый Гейман, которого я ненавижу. Почему он думает, что имеет право бить меня словом, почему заставляет меня снова переживать боль и унижение, о которых я хотел навсегда забыть и никогда не вспоминать?? Я считал, что я забыл, что я искупил вину, но почему он взял и снова воткнул мне в рану раскалённый прут и разворошил её??..
… Однажды я тоже, как Рейган, выпустил мышь… Оправдываясь перед собой, я думаю, что знаю отчего это произошло и какие тогда сложились обстоятельства. Но я не собираюсь оправдываться ни перед кем другим, кроме себя. Ни перед одним из тех, кто не знает этой боли, кого не постигла такая же беда и хоть сколько-нибудь такая же мука. Да, я всё ещё ощетиниваюсь, залезаю под панцирь и злюсь из-под него на тех, кто… не виноват. Может, от этого у меня не поворачивается язык осуждать Рейгана и не поднимается рука оглушить его обвинениями в псевдогуманности и безответственности. Даже несмотря на то, что мы с ним не похожи, и мотивы и реакции и понимание степени вины очень различно. Возможно, его можно ненавидеть за одну только фразу: «Я не хочу это слушать. Я не обязан это слушать!». Возможно, его можно ненавидеть за то, что он так ничего и не понял и наврядли когда-нибудь поймёт. Ненавидьте, но не осуждайте, — у вас нет такого права. Так или иначе, он уже наказан, он наказал себя сам, — у него не будет _этого_ ребёнка. Но его грех не смыт.
Но я повторюсь, я не буду говорить громких лов о псевдогуманности и отсутствии ответственности, пусть их скажут другие; те, кто в точности понимает, что творится на душе в таком состоянии и такие дни. Ведь по сути-то мы не знаем, почему они решились на этот шаг? Гейман об этом конкретно ничего не говорит. Есть небольшая вероятность того, что вся эта апатичная депрессивность обусловлена предстоящим ему (им). А может, я просто хочу всё-таки его оправдать (или себя заодно?) и притягиваю все «объяснения» за уши, а на самом деле он, Рейган, бесчувственное, бессердечное, безответственное существо, не достойное оправданий и веры. Я не знаю…
В минуты воспоминаний о своём грехе, когда кто-то или что-то резанёт по сердцу, я тешу себя мыслью, что уж я-то (мы, в целом) искупил(-и) свою вину – мы родили ребёнка, прекрасного мальчишку. Но та боль всё равно ещё жива и не хочет уходить. Затихает иногда, засыпает на время, но не уходит и иногда достаёт что-то острое и тычет, и колет, и бьёт…
Гейман часто приносил мне много удовольствия от своих историй. Он показывал сказочное и лёгкое, но также и нелицеприятное и страшное. Он заставлял думать, размышлять, переживать и чувствовать. И он уже знает мои больные места, болевые точки, и нет-нет да наносит удары под дых. Но я знаю, что он прав, что так делает. Должно что-то в этом мире измениться, должны такие как Рейган – слабые, малодушные, эгоистичные, никакие – задуматься над серьёзными вещами.
…Очень жёсткий и болезненный для меня лично рассказ, отзыв на который сложился почему-то сразу, но опубликован он вот только теперь, спустя 7 или восемь месяцев после первого прочтения. Я всегда его отчётливо помню, этот рассказ. Это будет моим напоминанием-пощёчиной. Зачем я всё это написал? Быть может для того, чтобы победить боль. Надолго ли? Впрочем, вы вовсе не обязаны это слушать…
baroni, 11 августа 2007 г.
Практически совершенный рассказ Геймана, в котором нет ни одного лишнего слова. Все на месте, все плотно пригнано одно к другому: «гуманистическая» мышеловка-приблудный кот-ушедшая любовь-телевизионный фон-крик в ночи-раздавленный москит.... Безупречная форма и глубокое содержание.
Nonconformist, 15 августа 2007 г.
Рейган — не выдуманный Гейманом персонаж, а скорее собирательный образ человека псевдогуманного, неспособного убить мышь, но в то же время хладнокровно отправляющего женщину, с которой спит, делать аборт, не испытывая ни до, ни после угрызений совести, ни капли сочувствия...
ivanov, 22 декабря 2007 г.
Рассказ качественный. О жизни и обществе, о морали и жизненных ценностях. Сливки современной цивилизации.
tevas, 15 октября 2005 г.
Хороший рассказ! Я не сразу разобрался в чем тут дело, пришлось прочитать предисловие Нила Геймана к этому рассказу. Только потом дошло! Вам тоже советую также поступить, иначе мало что поймете…
Yazewa, 14 июля 2009 г.
Мышку жалко...
Образ ГГ: он не способен никого убить, даже мышку (хлоп! раздавленный москит); равнодушно отправляет жену на аборт (даже не был с ней в больнице), подшучивает над процедурой, не желает слушать о переживаниях (действительно, мышку жальче!); далёкая любовница — уже раздражает; домашние животные — лишняя головная боль... Неприятный тип, правда? Или просто нормальный, не рефлексирующий, прагматичный, к тому же трудяга?
Наверное, не зря Гейман никак не описывает реакцию героя на передачу. Тот просто включает и выключает программу...
kkk72, 2 мая 2008 г.
Гейман в очередной раз попал в больное место общества. Действительно, современная цивилизация с ее гуманизмом и политкорректностью воспитывает людей чрезвычайно циничных и боящихся любой ответственности. Ради своего комфорта они готовы совершить что угодно, но своими руками не могут убить даже мышь. Рассказ цепляет. А вот развитие сюжета показалось каким-то неровным, обрывочным, а отдельные фрагменты вообще несколько неуместными. И все же меньше 8 поставить не могу.
Nog, 17 августа 2007 г.
Мерзкий типчик. Отеческие чувства он к мышам испытывает :mad: Вообще не понимаю, как можно убить собственного ребенка, пусть даже и не рожденного еще.
Pupsjara, 5 июля 2007 г.
Согласен со старым лисом, осталось тоже ощущение недосказанности, но написан рассказ на очень высоком уровне. Не совсем было понятно, почему главный герой не отвез мышь за несколько километров от дома и там ее выпустить, ведь он же так хотел сделать в начале рассказа.
Старый Лис, 7 ноября 2006 г.
Осталось ощущение недосказанности. Как будто автору не хватило то ли слов, то ли мыслей, а то ли так задумано. Но всё равно нет полноты, хотя затрагивает душу. Сразу пожалел мышей.
Leya, 23 июля 2007 г.
Рассказ типа: вы не подумай те, я очень добрый,... может быть, немножечко нервный,...просто мне трупы скоро прятать негде будет.
Старый Лис: Сразу пожалел мышей.
Я тоже!:biggrin:
Календула, 12 мая 2013 г.
Странная такая гуманность вырисовывается — пощадить мышь, но убить своего ребенка (пусть и пока в стадии эмбриона). Показательная параллель, аналогия между мышью и нерожденным ребенком. Дрожь берет от такой вот гуманности Рейгана.
Рассказ многогранен: это не только псевдогуманизм, но и рассуждения о современном человеке — цинике и эгоисте. Рейган не способен любить, сопереживать, но вот к мышам он чувствует странную жалость. Да он и сам мышь — загнан в рамки и условности, которые сам для себя и создал. Он боится ответственности, а потому и отправляет жену на аборт, боится чувств и эмоций, а потому не едет с ней и не хочет слушать ее рассказ. Он ужасен в своей обыкновенности и типичности, в своей своевременности нынешнему веку и в своей актуальности. Рейган не может убить своими руками никого крупнее москита, но вот если за него это сделает кто-то другой, то ему будет вполне комфортно. Рейган — это собирательный образ современного человека, готового поступиться принципами и счастьем близких ради собственного комфорта. В нем нет сострадания как такового, есть лишь нежелание марать руки. Это показной псевдогуманизм, которым герой пытается прикрыть собственные низменные стремления.
Рассказ философский, жизненный, жесткий и пугающий в своей правдивости.
Тимолеонт, 25 декабря 2017 г.
Не хочу искать здесь какого-то глубинного смысла — рассказ и без него хорош и внушает. Обычная жизненная зарисовка из жизни обычного, я извиняюсь, м*дака. Не являюсь ни противником, ни сторонников абортов, но ГГ по другому назвать всё равно не получается, да и не в этом суть. В рассказе так хорошо показаны его сомнения, эгоизм, сволочное поведение по отношению к своей женщине, показное лицемерие и прочее, что всякие попытки найти здесь что-нибудь глубокомысленное только всё опошлят. Поэтому для меня это будет просто очень убедительная и реалистичная история о том, какими придурками бывают люди.
Din Tomas, 28 июля 2008 г.
«Мышь» надо читать тщательно, тогда можно обнаружить двойное дно, а именно авторские размышления о современном человеке. Об эгоизме и псевдогуманности. Рассказ получился весьма интересный, но все же до конца не отполированный — при первом невнимательном прочтении я вообще не понял, что речь идет об аборте.
Hell-lie, 31 июля 2011 г.
Контраст мышки и ребенка. Брр.. «Забавный» типчик этот Рейган. И сколько таких как он по всему миру? Но у каждого наверное есть свои «контрасты», только у кого-то лучше, у кого-то хуже.