Нил Гейман «Октябрь в председательском кресле»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Неопределенное время действия
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Собрались однажды 12 месяцев, и каждый из них должен был рассказать свою историю. Итак, перед нами история, которую рассказал месяц Октябрь.
Это грустная история 10-летнего мальчика, которого никто не называл иначе, чем Коротышка. Коротышка, потому что он был такой маленький, худенький и невзрачный. В общем, никто на целом свете, включая и его родителей, его не замечал. Вот тогда наш Коротышка и решил когда-нибудь уйти из дома. И одним октябрьским утром он так и сделал...
впервые в «Conjunctions», no.39, 2002.
Входит в:
— антологию «Conjunctions:39. The New Wave Fabulists», 2002 г.
— журнал «Czarodziejka i Strażnik», 2003 г.
— антологию «The Mammoth Book of Best New Horror, volume 14», 2003 г.
— антологию «Year's Best Fantasy 3», 2003 г.
— антологию «The Locus Awards: Thirty Years of the Best in Science Fiction and Fantasy», 2004 г.
— сборник «Хрупкие вещи: истории и чудеса», 2006 г.
— сборник «М значит Магия», 2007 г.
— антологию «Дети Эдгара По», 2008 г.
— антологию «Ghosts: Recent Hauntings», 2012 г.
— антологию «The Mammoth Book of Halloween Stories: Terrifying Tales Set on the Scariest Night of the Year!», 2018 г.
— антологию «Глубина. Погружение 4-е», 2018 г.
— сборник «Лучшие рассказы», 2020 г.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2003 // Рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2003 // Рассказ |
- /языки:
- русский (12), английский (10), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (23), периодика (1)
- /перевод:
- Н. Гордеева (12), О. Петик (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 10 ноября 2020 г.
Челлендж: прочитать все переведённые на русский «лучшие рассказы 21-го века из списка «Локуса»», благо их там всего двадцать и не все переведены на русский.
Сначала про место № 13. Рассказу Резника «Путешествия с моими кошками» не повезло с местом в топе «Локуса», а русскому читателю — с доступностью рассказа. Прочитать рассказ можно только или в белорусской малотиражке или в свежем фэнзине «Umlaut».
12 место.
«Октябрь в председательском кресле» Геймана. Что за название?! Тот случай, когда переводить надо по смыслу, а не буквально.
Сварливые и неприятные Двенадцать Месяцев собираются на лесной поляне и травят жутенькие байки.
Октябрь рассказывает историю мальчишки по имени Дональд, по прозвищу Коротышка.
Затюканный старшими близнецами, Коротышка решает сбежать из дому. Мечтает, как его будут искать, как он будет самостоятельно жить. Ночь застаёт его у заброшенного города, где он и знакомится с привидением-ровесником. Всю ночь мальчишки ведут себя как мальчишки — лазают по деревьям и болтают, делясь наболевшим. Утром перед Коротышкой встаёт непростой выбор — остаться с новым другом или возвращаться к живым, в опостылевшую семью...
Финал жутковатый.
Сам рассказ очень средненький, такой себе черновик «Истории с кладбищем».
Как у рачительного хозяина, у Геймана всё идёт в дело — спустя тринадцать лет после этого рассказа он пишет целый цикл «Календарь сказок», где действуют Месяца года.
Похоже, я нащупал беспроигрышный вариант попадания рассказа в западные номинационные списки — главным героем должен быть мальчишка. Трогательный и беззащитный. Мнящий себя взрослым, но наивный и ранимый. Всё по заветам Крапивина и Лукьяненко.
В прочитанном наполовину списке рассказов «Локуса» этим рецептом уже воспользовались Элизабет Бир, Джеффри Форд, Нил Гейман, Кен Лю. Уверен, в верхней половине списка попадётся ещё парочка рассказов про детей.
5(СРЕДНЕ)
zdraste, 24 июля 2019 г.
Сборище месяцев само по себе выглядит неприглядно, как и семья Дональда (Коротышки). Заброшенная ферма, полуразрушенный дом опасны в любом случае, так как там могут иметься заброшенные колодцы в которые можно провалиться, погреба, возможен обвал сгнивших балок и стен, да и вообще напороться на ржавые гвозди.
Дональду интересно с Безвременно, и остаться с ним было осознанным решением.
Октябрь по счету десятый месяц, в его рассказе идет речь о десятилетнем мальчике, и его друге Безвременно. Постоянно на десятом месте по счету, безвременно, из года в год. К чему привязаны близнецы (Май-Июнь), не знаю, может это действительно не имеет значение.
И всё таки, у меня остался вопрос, что задала Июнь. И неужели Май знает ответ?
Спасибо за совет Mangemorte
Тимолеонт, 30 декабря 2017 г.
Из разряда «история в истории». Обычно я терпеть не могу подобные пошлые приёмы, но данный случай — исключение. Очень уж забавно и интересно автор изобразил сначала регулярную сходку братьев и сестёр-месяцев. Зачем они собираются? Да для любимого времяпрепровождения автора — рассказывают истории. И кто только у Геймана этим не занимался...
Но центральная история рассказа — это всё же эпизод из детства уже взрослого мужчины. Немного наивного детского восприятия с его страхами и глупостями, немного мистики, загадок и тайн, а так же крупная доля атмосферы ушедшей молодости, постепенного затухания жизни и невозможности развернуть время вспять.
URRRiy, 22 мая 2017 г.
Фэнтезийный рассказ с вложенным реалистичным описанием, с мистической составляющей сюжета, заслуженно получивший премию Локус.
История, которую излагает Октябрь, печальна, готична, психологична, а также может быть охарактеризована как подростковый хоррор. Жизнь и судьба западного младшего школьника — нашего современника, у которого с рождения не задалось попасть в перспективу, и который решил сбежать из текущей реальности.
Как, куда и в какой степени ему это удалось отлично удалось рассказать Нилу Гейману.
gato loco, 15 мая 2013 г.
Рассказ-предпосылка к более поздней «Кладбищенской истории», да и «Коралиной» немного попахивает. С «12 месяцами» рассказ роднит разве что идея собрания всех месяцев и рассказ ими новых историй. Сюжет Последыша неплох, хоть и неоригинален, конец вполне в духе Октября, но лично мне было бы интереснее послушать историю Ноября, которую тот расскажет на следующем собрании.
Календула, 28 апреля 2013 г.
Вариация на тему «12 месяцев». Рассказ о ежемесячном собрании месяцев года, на которых они рассказывают истории. История, рассказанная Октябрем, напоминает «Историю с кладбищем», которая будет написана несколькими годами позже. Но зачатки появляются уже в этом рассказе. История грустная и трагичная — о мальчике по прозвищу Коротышка, о тихом 10-летнем одиноком мальчике, которого обижают братья и не замечают родители. Одиночество в семье, среди родных людей — самое страшное, что может приключиться в жизни ребенка. Одиночество и острое чувство собственной отчужденности от семьи и ненужности побудило мальчика сбежать из дома. И в этот краткий миг свободы, когда он был самим собой без страха, без гнетущего ощущения покинутости, он встретил того, кто был искренне рад его обществу. Финал открыт, и в то же время он не оставляет вариантов.
Не случайно эту печальную историю рассказывает именно Октябрь — переходный месяц от лета к зиме, середина осени, когда солнце уже не греет, но природа все еще пестрит красками.
Композиционное обрамление рассказа о несчастном мальчике — собрание месяцев. Рассказ в рассказе. Есть ощущение недосказанности, автор заставляет задавать вопросы, но не дает на них ответов, и даже подсказок не оставляет.
Хочется отметить, как мастерски Гейман дает характеристики месяцам, присутствующим на собрании, — несколькими словами, меткими штрихами, речевой характеристикой, прорисовкой жестов.
Ev.Genia, 4 апреля 2013 г.
Замечательную историю рассказал нам Нил Гейман – историю в истории. Небольшой, интересный и грустный рассказ о десятилетнем мальчике, который в своей жизни оказался никому не нужен. Имея полноценную семью: родителей и двух братьев, он, тем не менее, был очень одиноким. Его одиночество было настолько невыносимо, что лучшим выходом для него стал побег из дома и смерть, т.к. встретил того, кто был рад его обществу. Это желание стало для него даже сильнее, чем желание увидеть море.
Эту историю рассказывает Октябрь, месяц, в котором природа уже пожухла и, хоть иногда, несмотря на слякоть, дождь, снег и ветер и проглянет яркое солнце, но, все же, природу оно уже не согреет. Его история о мальчике очень похожа на него самого: такая же грустная, печальная, немного теплая, но не радостная.
Замечательно описаны персонажи двенадцати месяцев: всего несколькими штрихами автор очень ярко и точно отобразил их такими, какими мы их знаем в природе.
Yazewa, 24 ноября 2012 г.
На мой взгляд, с нашей сказкой здесь никакой аналогии нет. Скорее, это какой-то диккенсовский клуб, где собирается некая компания да и рассказывает разные истории, сидя у камина... вот разве что женщины в таких английских посиделках вряд ли участвовали. Сами месяцы малосимпатичны, но выпуклы.
А история мальчика — печальная и при том пессимистичная. Светлой грустью я бы свои чувства при чтении не назвала.
Evil Writer, 10 мая 2012 г.
Я расскажу вам сказку, сказку об октябре.
Не стоит печалиться, он не в первый и не во второй раз заседает в кресле, мы его услышим. Отзвук сказки, такой грустной, печальной, пронизанной сказочно-блеклым мотивом печали и мрачности, нет не стоит паниковать, искать причин, а просто оглянуться. Да, Гейман действительно написал сказку грустную и мрачноватую, в октябре редко бывают добрые сказки. Не стоит ждать, откровений, истин, просто насладитесь талантливостью автора, вслушайтесь в голоса Октября. Ничего не напоминает?..
Такую же щепетильную грусть некогда выбил из меня Брэдбери, парой рассказов в «Темном Карнавале».
Изысканный бриллиант, в оправе из серебра. Полюбил вмиг наравне с «Этюдом в изумрудных тонах».
Alex Andr, 10 января 2011 г.
12. Интересное число. Сакральное. Не у всех органично получается вписать это число в своё произведение. Гейман взяв за основу извесную сказку нарисовал светлую и печальную историю братьев месяцев. Нет, подснежники никто не выращивал, но история о маленьком мальчике понравилась всем.
Замечательный штришок к писавшейся в то время «Истории с кладбищем».
Синяя выдра, 29 ноября 2010 г.
Обвязка с месяцами замечательна! Вкусная, яркая, теплая. А вот история про мальчика напоминает слабенькую литературную поделочку. Во-первых, не понятно, почему месяцы рассказывают именно эту историю. Не убедительно как-то. Во-вторых, у истории нет достойной развязки. То, что предложил Гейман, отдает бредятинкой. Ну не верю я в такую аутодеструкцию у ребенка.
sham, 26 марта 2010 г.
Гейман еще в «Американских Богах» поразил меня знанием мифологии и религии разных стран. На этот раз, мы видим, в основе сюжета легла сказка «12 месяцев». Уж не знаю русская ли она народная, но если так, то уважение автору — вдвойне. Если честно, то это как раз и понравилось больше всего: необычные месяцы и их странные взаимоотношения. В общем, любопытно. Что касается основной истории про мальчика, который сбежал из дома и встретился с мёртвым мальчиком, то вот она как-то не понравилась. Это именно зарисовка, а не рассказ, как сам Гейман и признается в ведении. Вопросов после прочтения больше, чем ответов на них... Зачем месяцы рассказывают сказки друг другу? За что они в конце голосуют? Всё покрыто мраком... Кому-то такое может и нравится... мне — не очень...
Ах, да — рассказ посвящен Брэдбери, и во введении Гейман признается, что классику этот рассказ бы удался лучше... Вот тут соглашусь стопроцентно...
sk-joker, 19 февраля 2010 г.
Замечательный трогательный рассказ об одиночестве. Причем в самой страшной его форме — одиночество среди людей, среди своих близких. Мы все помним фразу из фильма: «Счастье — это когда тебя понимают». Но понимание — как тонкая нить, ее трудно нащупать и сложно удержать, не порвав ее... а когда нет понимания рождается Одиночество.
Один из самых распространенных упреков в нашем общении с близкими: «Ты меня не понимаешь». Все это исходит от разных взглядов, методов рассуждения и пр. Мы как те слепцы из притчи, которые, чуть не подрались, так как не смогли договориться о том, на что похож слон, поскольку один ощупывал хвост, другой — хобот, третий — ухо...
Этот рассказ мне поначалу напомнил сказку «Двенадцать месяцев» и различие было только в том, что в сказке месяцы были все исключительно мужского пола. Но эта притча все же имеет намного более глубокий смысл. А 12 месяцев — всего лишь сказочная «обложка» рассказа.
Рекомендую для прочтения всем. Полезно наконец-то задуматься о понимании в своем окружении. Возможно в нем есть одинокая душа, которая страдает от непонимания и одиночества
Сказочник, 6 декабря 2009 г.
Леди и джентльмены,
У Геймана почти всегда получаются очень волшебные произведения. Очень люблю этого автора за то, что он с помощью сказочных атрибутов очень правдиво отражает реаьность. Да, показана она слегка криво, как и любым зеркалом, но до умственного затмения красиво.
Такие дела.
nikn, 12 октября 2009 г.
Нил Гейман смог очень гармонично вложить в этот небольшой рассказ несколько историй. Основа рассказа – встреча двенадцати месяцев контрастирует с основной историей о непонимании, одиночестве и попытке найти свое место в этом мире по-своему несчастного мальчика.
Как и «история с кладбищем» красивое и запоминающееся произведение о семье, кажущейся чужой и где плохо и о месте, где живут мертвые, кажущемся своим и где хорошо, об одиночестве и дружбе, о живых и мертвых.