FantLab ru

Нил Гейман «Горькие зёрна»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.40
Голосов:
439
Моя оценка:
-

подробнее

Горькие зёрна

Bitter Grounds

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 101
Аннотация:

Это рассказ об одном человеке, который... умер. Нет, он был живой, конечно, но... Но только внешне, только снаружи, а внутри у него всё сгорело, умерло и высохло. Такой вот зомби, который пытался почувствовать заново вкус к жизни и найти в ней смысл...

© ceh
Примечание:

впервые в антологии «Mojo: Conjure Stories», 2003


Входит в:

— условный цикл «The Mammoth Book of Best New Horror»  >  антологию «The Mammoth Book of Best New Horror, volume 15», 2004 г.

— сборник «Хрупкие вещи: истории и чудеса», 2006 г.

— антологию «Нежить», 2008 г.

— антологию «Zombies: The Recent Dead», 2010 г.

— антологию «Zombies: Encounters with the Hungry Dead», 2009 г.

— антологию «Mojo: Conjure Stories», 2003 г.



Хрупкие вещи
2008 г.
Нежить
2009 г.
Хрупкие вещи
2009 г.
Хрупкие вещи: истории и чудеса
2016 г.
Хрупкие вещи: истории и чудеса
2017 г.
Хрупкие вещи
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Mojo: Conjure Stories
2003 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New Horror, volume 15
2004 г.
(английский)
The Living Dead
2008 г.
(английский)
Zombies: Encounters with the Hungry Dead
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот живём мы вроде бы полноценной жизнью, интересные события, поездки, знакомства, случайный секс, новые знания, путешествия и т.д. Жизнь побогаче многих, большая масса людей живёт в разы скучней. Только являемся ли мы «живыми»? Или это просто такая хитра имитация жизни, осмысленности в которой — на горсть «зомби»-порошка? Вуду — благодатнейшая почва для сказочников вроде Геймана, они вырастят на ней десятки интересных историй с оригинальными идеями и мыслями, которые действительно заставят многих читателей о чём-то задуматься.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не скажу, что мне полностью понятны описываемые в рассказе события, но — как здесь уже правильно написали — рассказ чрезвычайно атмосферен. Настолько, что после прочтения захотелось разрыдаться и выйти вон — не важно, куда и откуда :)

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Люди не просто так появляются в нашей жизни. У всего есть причина».

Горькие зерна — это метафора, даже скорее символ: это не только горькие кофейные зерна, это горькие зерна правды, которую человек не желает признавать, ибо она причинит ему боль. Этот рассказ — история о человеке, живом лишь снаружи — внутри у него пустота, его душа мертва, погребена под пеплом из страданий и боли. Помнит ли он себя живым или просто пытается хорошо играть свою роль? Он в вечной погоне за неуловимым и не доступным ему теперь чувством — ощущением жизни. Он попытался занять место другого человека хоть на краткий миг, оказаться на месте другого, чтобы почувствовать себя живым. Но его ждет мрак. Он в вечном пути, в поиске себя и смысла жизни, но это не дает ему покоя, лишь разочарование и ощущение пустоты. Сюжета как такового здесь нет. Это настроение, атмосфера — атмосфера таинственности, мистики, недосказанности и тумана. Черно-белое кино — вот что напоминает мне этот рассказ. Есть что-то хичкоковское в атмосфере и, так скажем, картинке, встающей перед внутренним взором читателя, — какая-то неуловимая черта. Образ зомби в исполнении кофейных девочек как раз и помогает понять суть рассказа. Идея не нова, исполнение не дотягивает до шедевра. Глубокого психологизма и проработки образа главного героя нет, хотя по сюжету это было бы к месту. Понравится любителям Геймана и ценителям философско-мистической прозы, которая заставляет задумываться и додумывать.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне показалось, что как был ГГ в начале повествования, скажем так, неживым, — так и остался таким на протяжении всей истории. И весь стиль повествования подтверждает это: он отстраненный, неэмоциональный, сухо и деловито повествовательный. Весьма активная жизнь с неожиданными поворотами, — а происходит словно мутная картинка. То ли есть, то ли нет... словно те самые кофейные девочки.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Занятный рассказ.

Герой бросает все и мчит куда глаза глядят. По дороге он встречает антрополога из какого-то заштатного колледжа и волею обстоятельств занимает его место на научной конференции, где должен прочесть доклад о необычной разновидности зомби.

Красиво написано, хотя не обошлось без сумбура.

Получилось некое путешествие «к себе», человека, который потерял (или выбросил) свое Я.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полностью согласен с предыдущим оратором. Рассказ как-то даже захватил по началу и чем-то напомнил «Богов», но чем дальше, тем мысль автора куда-то уплывала в сюрреалистичные дали, и я просто не поспевал за ней. В итоге, на мой взгляд, скомканное повествование, отсутствие внятного сюжета и какой-либо завершенности — все это характеристики данного произведения. А жаль, начало про кофейных девочек заинтриговало, да и профессор очень так эффектно пропал, но автор решил идти другим, одному ему известным путем!

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно «мутный» рассказ, другого слова подобрать не могу. Всё ж таки не люблю я Геймана, похоже. Как ни стараюсь проникнуться, не получается. Из всего, что читал, понравилось ровно две вещи: «Звездная пыль» да «История с кладбищем». Стиль повествования — настолько «не мой», насколько это вообще возможно. Философское наполнение истории про «убегающего от себя» чувака воображение не поразило, а подача «материала» показалась крайне неуклюжей, какой-то рваной и натужной. Кроме более-менее приличного языка, не обнаружил ничего, что бы мне понравилось. Сюжет неинтересный, герой вызывает, простите, тошноту, да и к чему это всё было рассказано — так и не понял.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Леди и джентльмены,

Рассказ просто чудесен! В нем очень тесно переплетены тонкий психологизм и самокопание героя о том, насколько жив он сам, и насколько живы окружающие, приправленный эскапизмом и апатией ко всему происходящему, с древними легендами в современной упаковке. Всё как в жизни, и все фантастичнее вымысла.

Такие дела.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе Гейман ставит очень необычный вопрос: а что, собственно, делает человека самим собой? Почему документы, одежда, дом и машина в глазах окружающих значат гораздо больше, чем человеческая личность? Можно ли действительно сменить все внешнее, как змея меняет свою кожу и стать другим человеком? Или отказ от самого себя и попытка влезть в чужую шкуру неминуемо приведет героя к гибели? Автор кое-что недоговаривает в своем рассказе и придется немало поразмыслить над происходящим. У этой истории необычный сюжет и странные герои. Но больше всего мне запомнилась удивительная, полная тайн и опасностей, атмосфера Нового Орлеан. Ну и, конечно, хороша легенда о кофейных девочках-зомби.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе Нил Гейман опять использует свой излюбленный приём, в ходе повествования переворачивая всё с ног на голову, тасуя жизни и судьбы разных людей. Так было и в «Этюде в изумрудных тонах», и в рассказе «Троллев мост». Так и здесь Гейман свободно меняет текущие жизни людей, заставляя (предлагая?) им быть не самим собой, побыть в шкуре другого человека. Но в отличие от того же «…моста» в этой истории он не делает это с шокирующей лично меня мерзостью процесса обмена, а делает это легко и непринуждённо, как бы желая сказать: «А я что? Я ничего… Они сами этого хотят…».

Его главный, безымянный герой выбрасывает сотовый телефон в автомобильное окно, и уже в следующую секунду его посещает интересная мысль-вопрос: а что будет потом, когда некто, нашедший этот мобильник, вдруг обнаружит, что ему подарили чью-то жизнь? Однако он нисколько не задумывается о том, что уже ему «подарили чью-то жизнь» в тот момент, когда, имея в кармане чужой бумажник с чужими кредитками-жизнями, он подбирает тот конверт антрополога с докладом, квитанцией из отеля и презервативами. Не задумывается, нет. Не задумался, наверное, потому, что сам прежде отказался от своей собственной жизни, а возможность пожить чужой посчитал этакой забавной штукой, да и пофиг было, грубо говоря.

Его глубочайшая депрессия, когда «хочется, чтобы мир перестал двигаться» мимо него, когда кофе не имеет вкуса, когда переспать всё равно с кем, в принципе, понятна – у каждого такое случается. Тут главное два момента соблюсти: чтобы без крайностей, и главное, иметь желание выйти из неё. У главного персонажа такого желания не было, и более того, он желал и стремился быть мёртвым, пусть не буквально, но всё же быть этаким зомби, да. И поди ж ты, в конверте – какое совпадение! – доклад учёного на эту тему, а в барах и на улицах Нового Орлеана зомби и вовсе вполне осязаемы, зовут и манят за собой, интригуют и влекут. И он согласен, что ему будет хорошо с ними, покойно. Иногда даже такие желания исполняются, ведь каждая встреча – не случайна…

Я далёк от мысли, что полностью и до конца правильно понял этот рассказ, хоть и прочитал его подряд два раза, но думаю, что в данном случае не зазорно чего-то не понять или понять по-своему, так, как это ближе к самому себе.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человек разочаровавшийся в жизни отправляется в путь куда глаза глядят. Он сам толком не представляет что он хочет найти в конце пути: может обрести смысл жизни, который он уже навсегда утратил, или найти ответы на вопросы, которые он боится задать себе? Так или иначе герой рассказа стремится обрести что-то, чего у него никогда наверное и не было.

Я говорю «наверное», потому что в этом рассказе нет ни одной вещи, в которой можно быть доподлинно уверенным, что она истинна. Таков и главный герой (а герой ли он вообще?), скорее просто телесная оболочка. Он бежит от себя, отчаянно пытаясь найти хотя бы крупицу смысла в собственном существовании. Естественно, ничего не находит и не найдет. Особенно интересна та часть, где действие происходит в Новом Орлеане. Очень показательно то, как он примеряет на себя чужую жизнь, словно одевая маску другого человека, пропавшего без следа незнакомца. Попутно герой узнает еще одну шокирующую историю, о молодом человеке который стремился найти себя, подобно ему, также приехал для этого в Новый Орлеан, и потерял свою душу окончательно. И знание это приходит не сразу, а постепенно, туманными намеками, недомолвками... В конце концов он получает то к чему он неосознанно (или осознанно) так стремился.

Композиция рассказа очень способствует нагнетанию туманной и чрезвычайно мрачной атмосферы, все окружающее предельно зловеще. Хотя никаких особо жутких чудищ там нет, в «Горьких зернах» читателя пугают совсем не чудовища, а постоянное чувство присутствия рядом чего-то жуткого, инфернального. Эта мысль проходит в этом рассказе красной нитью, почти что лейтмотивом: зло рядом; стоит только руку протянуть — и вот оно. Оно почти осязаемо. Почти.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классная история, достойная экранизации, ну или как минимум претендующая на более подробное освещение в романе. Но даже в таком недлинном виде она производит увлекательное впечатление (редко можно назвать короткую прозу увлекательною, всилу ее небольшого объема). Но этот рассказ достоин только сожалений о том, что он очень быстро заканчивается!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А вот получите рассказ в рассказе, да не один, а два, а в одном из этих двух ещё один... И ещё рассказы на рассказах сидят и рассказами погоняют!

Давно было пора написать про зомби и антропологов — больго благодатная тема.

И жить, уже погибнув, или ещё жить, но уже считать себя мёртвым?

Супер:super:

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох, и правда, непростой рассказ. Думаю, даже впоследствии придется его перечитать, потому что чем то напоминает лучшие вещи Филипа Дика. Сейчас осталось такое послевкусие от этого рассказа, как будто я до конца не разгадал ту загадку, которую задал мне Гейман. Кстати, как мне показалось, стиль Геймана неуловимо изменился. По сравнению с предыдущим сборником рассказов «Дым и зеркала» его рассказы стали более стилистически и сюжетно изощренными и сложными по своей структуре. Что по мне, еще более интригующе...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно признаться, это очень непростой рассказ. Очень странный рассказ. Я бы даже сказал — несколько шизофренический. Но с отлично выписанной атмосферой. Впрочем, у Геймана по-другому и не бывает. Рассказ о том, как человек у которого высохла и умерла душа, пытался найти в жизни смысл, стержень, опору. Получилось у него это, или нет, не знаю, каждый это поймет по-разному.

Но может быть надо просто... жить. И не бояться чувствовать и проживать каждый день.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх