fantlab ru

Артур Кларк «Призрак исполина»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.96
Оценок:
70
Моя оценка:
-

подробнее

Призрак исполина

The Ghost from the Grand Banks

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Интересная, хотя и несколько схематичная история попытки подъема «Титаника».

С этим произведением связаны термины:

Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Н. Сосновская (1)

Песни далекой Земли
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно, излишне схематичный роман, производящий впечатление дописанного в жуткой спешке. Сама идея прекрасна — разные конкуренты предлагают свои методики подъёма «исполина» и спасения частички истории. У них свои специалисты, источники финансирования и планы на окупаемость проекта. А фоном нам показаны судьбы самых разных людей — трагичные, пудничные, а зачастую и триумфальные. Здесь много интересных рассуждений о геометрии, об инженерии, даже о морской биологии, но памяти зацепиться всё равно не за что. Особо вспоминается разве что столкновение с гигантским осьминогом и удивление одного из ГГ, мол, вот, как раньше жили люди! Нет, раньше так жил хорошо, если 0.1% людей). А ещё мне не стыдно даже признаться, что я не понял концовку — она и наталкивает на мысли, что у Кларка не было времени дописать данную историю.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один производственный роман мэтра «твёрдой» НФ повествует о двойной попытке извлечь из океанских глубин знаменитый «Титаник», затонувший в Северной Атлантике в 1912 году.

Местами скучноватый, местами занимательный роман возможно не дотягивает до более ранних шедевров Кларка, но уж точно не теряется на их фоне.

Автор на протяжении романа рассказывает о множестве интересных вещей, чего стоит хотя бы множество Мандельброта, которое играет в романе одну из главных ролей наряду с подводным инженером Джейсоном Брэдли, имеющего много общего с Морганом из «Фонтанов рая» и Лоуренсом из «Лунной пыли». Симпатичный персонаж, преданный своему делу и безмерно любящий его, готовый в любой момент принять вызов моря, как это было в истории с гигантским осьминогом и в последнем эпизоде, стоившем ему жизни, когда он спасал своего «металлического сына».

Как ни странно, в этом романе три очень разных главных героя — Джейсон Брэдли, множество Мандельброта и, наконец, сам «Титаник».

Немного разочаровало, что не дошло до кульминации всего действия — поднятия частей «Титаника», которому помешало подводное землетрясение и последовавшая за ним подводная лавина. В конце произведения сквозит некая недосказанность, повествование как будто обрывается на самом интересном месте, но так уж решил Кларк.

В итоге человеку так и не удалось подчинить «Титаник» и силы природы своей власти — ни в 1912 году, ни сто лет спустя.

Снова порадовали заключительные комментарии и приложения, где автор подводит под научную основу почти все упомянутые в романе и кажущиеся фантастическими допущения с точным указанием источников, а также подробно рассказывает о множестве Мандельброта. Кстати, красивые визуализации множества можно посмотреть на известном видеохостинге, что я и сделал, прочитав этот немного необычный, но явно заслуживающий внимания любителей НФ роман.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман понравился. Сюжет развивается параллельно и потом сплетается вокруг «Титаника « и одного из главных героев Джейсона Брэдли. Печальный финал, человек игрушка сил природы, не портит это произведение. Все равно где-то проглядывает могущество человека.

Основная тема, это исполин «Титаник» и все вращается вокруг его подъема из морских глубин. Кларк приводит два, достаточно оригинальных метода.

Роман написан в 1990 году, видимо уже тогда ученые и неученые боялись 2 000 года, вернее не самого года, а тех сбоев компьютерных систем, которые могли возникнуть с его наступлением. В романе эта проблема решена талантливыми программистами. В жизни эта проблема решилась тоже. Здесь же Кларк объясняет, почему начало третьего тысячелетия приходится на 2 001 год.

Я не психиатр, но те методы лечения, которые использует мадам Ева, наверно возможны.

Теперь о том, что мне понравилось особо. Было интересно познакомиться с множествами Мандельброта. Автор достаточно понятно о них рассказывает. Захотелось прочитать про них побольше, а еще лучше увидеть их наяву.

Снова автор очередной раз показывает себя превосходным знатоком музыки и искусства.

«В мелодии безошибочно угадывался медленный ритм волн. И как верно поступили тогда, на «Эксплорере», выбрав музыку русского композитора — самого недооцененного из трех титанов своего отечества! Имя его редко произносилось с таким же затаенным дыханием, как имена Чайковского и Стравинского.»

Когда я прослушал это произведение, то действительно можно было представить набегающие волны, как подметил автор.

«Подобно Сергею Рахманинову, Джейсон Брэдли тоже увидел картину Арнольда Бёклина «Остров мертвых» и остолбенел. И теперь она возникла перед его мысленным взором. Порой он отождествлял себя с загадочной фигурой в балахоне, иногда вживался в роль гребца (Харона?). Бывали моменты, когда разыгравшееся воображение помещало его на место страшного груза, перевозимого к последнему пристанищу под кипарисами на берегу.»

Очень тонко описывает Кларк и впечатления от картины. Он не пишет, что Рахманиннова вдохновила чёрно-белая репродукция картины («Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина мне больше нравится в чёрно-белом виде.», — писал потом Рахманинов), но это уже детали.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно описан процесс разработки техники подъема «Титаника», преодоления всяких производственных и социальных трудностей. И итог — человечество при всей своей передовой технологии бывает бессильным против сил природы.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх