FantLab ru

Майк Кэри «Мой знакомый призрак»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Голосов:
112
Моя оценка:
-

подробнее

Мой знакомый призрак

The Devil You Know

Роман, год; цикл «Феликс Кастор»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Врата между миром людей и миром демонов внезапно распахнулись настежь — и в современные города хлынул поток призраков и привидений, зомби, оборотней и еще десятков порождений Тьмы. Однако жизнь продолжается... только к преступлениям человеческим прибавились преступления паранормальные, а вечных соперников полиции — частных детективов — сменили мастера-экзорцисты.

Когда-то лучшим из таких экзорцистов в Англии считался Феликс Кастор, а теперь он вышел в отставку и отказывается даже слышать о прежней работе.

Но деньги лишними не бывают... а изгнание слабенького демона, поселившегося в старинном здании церковного архива, — пара пустяков для опытного мастера.

Просто? Слишком просто.

А бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке.

И «слишком легкое» дело оказывается самым сложным и опасным за всю карьеру Кастора...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2007 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Мой знакомый призрак
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Devil You Know
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лондон всегда был благодатным местом для литературной нечисти, но далеко не каждому автору удается с толком использовать этот потенциал. Майк Кэри, пожалуй, поймал нужную волну. Более того, он отступил от традиции и не стал живописать чудеса «иного города», как Нил Гейман или Саймон Грин. Внешне его Лондон неотличим от реального. Все дело в созданиях, которые его населяют.

Мир, в котором живет специалист по изгнанию призраков Феликс Кастор, сдвинулся. Не было никаких знамений, не упала с небес Звезда Полынь – просто стали воскресать мертвые, а за ними явились и другие создания. Нет, до кровавого «Рассвета мертвецов» дело не дошло: все, на что способны восставшие из могил – это действовать живым на нервы и потихоньку гнить. Привидения оказались и того безобидней – лишь эхо чьих-то эмоций, лишенное разума и воли. Человеческая цивилизация выстояла почти в том же виде, в каком ее знаем мы. Отдельные скептики по-прежнему отказывают чертовщине в существовании.

Однако кое-что все же изменилось: стала востребованной профессия экзорциста. Феликс Кастор не лучший и не худший из них, но свое дело он любит. Он совершает ошибки и расплачивается за них, чтобы совершить снова – ради друзей, ради денег, ради истины, наконец. Это объемный, многогранный персонаж, обладающий собственным неповторимым голосом. Свести его к какому-то типажу трудно, хотя дебютный роман Кэри и обязан многим классическому нуару (а также комиксу «Константин»). Конечно, герои Чандлера тоже редко брились, много пили и регулярно попадали в переделки, но Кастор определенно интеллигентней и сложней их (выпускник Оксфорда, как-никак). Остальные действующие лица – тоже далеко не статисты.

Впрочем, роман не сводится к психологическому анализу: душевных метаний в нем ровно столько, чтобы сделать сюжет выпуклым и реалистичным. А он того стоит. Кэри постоянно наводит Кастора и/или читателя на ложный след, сплетая из загадок и недосказанностей паутину интриги. Пресловутые чеховские ружья либо стреляют в самый неожиданный момент, либо вообще молчат.

Книга изобилует оригинальными находками, которые проявляются буквально во всем и не отдают дешевым фантазерством. Выбрав основным местом действия старинный архив, Кэри убил двух зайцев: отдал дань уважения готической традиции и одновременно переосмыслил ее. И действительно, причины событий романа коренятся в кошмарах современности, а не в очередном «кентервильском привидении».

Автор по-своему переигрывает затасканные образы сверхъестественных существ. Так, оборотень у него, – это по сути животное, одержимое духом мертвеца, который перестраивает тело хозяина по образцу человеческого. Суккубы у Кэри соблазняют мужчин не сладкими речами, а феромонами, которые не оставляют жертве ни единого шанса на сохранение невинности и рассудка.

Любопытна сама процедура экзорцизма. Кастор изгоняет призраков при помощи флейты (вистла), оборачивая их сначала в музыкальный «кокон», заставляя слиться с мелодией – а потом переставая играть. Описание этого процесса зачаровывает, и не в последнюю очередь благодаря прекрасному переводу Аллы Ахмеровой.

Кэри умело и с любовью выстраивает мифологию своего мира. Яркие второстепенные персонажи (среди которых зомби-хакер, охранник-буддист и гороподобный оборотень по прозвищу Шрам), ссылки на памятные Кастору события, анекдоты из жизни экзорцистов – прописана буквально каждая деталь.

Однако сбежать в этот мир захочется немногим. Все, что невыносимо в нашем «здесь и сейчас», перекочевало и в него: бедность, насилие, проституция. На фоне этих монстров демоны и призраки кажутся лишь частными проблемами. Но и здесь все неоднозначно. Кастор терзается сомнениями: что, если его работа – не борьба с эктоплазменными паразитами, а самое настоящее убийство? Куда отправляются заблудшие души, когда он их фактически стирает? Есть ли в такой Вселенной место Богу? Вместо ответов – туманные намеки. В этом романе фаустианская тема лишь намечена, но в последующих Кастору наверняка предстоит нелегкий выбор между знанием и покоем.

Актуальность сочетается у Кэри с блестящим юмором, ненавязчиво вплетенным в текст. Книга вообще прекрасно сбалансирована: автор играючи манипулирует читательским восприятием, то развлекая, то пугая, то наводя на лирический лад, то – без шуток – откровенно шокируя.

«Мой знакомый призрак» – одна из лучших книг, вышедших в серии «Холод страха» за последний год. Если Кэри и дальше будет выдавать ручную работу в конвейерном жанре, то цикл о Феликсе Касторе ждет славное будущее.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный мистический детектив. Колоритно мрачный Лондон, где призраки и оборотни стали повседневным явлением, обеспечивает экзотический фон, на котором разворачивается детективный сюжет. Для меня это первый опыт чтения книги, в которой автор совместил элементы мистики и хоррора с классическим (как мне кажется) детективом. И первый блин отнюдь не получился комом. Возможно у почитателей обоих жанров найдется много причин для недовольства, но ИМХО синтез произошел на высоком уровне, мистическая составляющая идеально вписана в историю расследования преступления, и использование Кастором своих возможностей заклинателя духов для поимки преступника кажется таким же естественным, как и использование «серых клеточек» Пуаро Агаты Кристи.

Хорошо продумана структура романа. Книга с первых страниц захватывает экзотичностью и мистической зловещестью, а в момент, когда они уже начинают приедаться, автор подхватывает интерес читателя чисто детективной историей, и не отпускает уже до предпоследней страницы. Развязка, не сказать чтоб неожиданна, но совсем не банальна. А тема

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
насильственного вывоза наших соотечественниц в заграничные бордели
актуальна до сих пор, и раскрыта автором очень человечно и сочувственно.

Автор не безгрешен. Кичевое описание Владивостока и корявые русские имена присутствуют, но занимают в тексте настолько мизерное место и так мало значат для сюжета в целом, что ими можно пренебречь.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир наших двухтысячных, основное отличие которого от настоящего в том, что сильно расплодились призраки, зомби и демоны. Поэтому спрос на услуги экзорциста велик, как никогда. Впрочем, клоуны тоже в цене.

Начало, весьма многообещающее, вскоре переключается на очередной триллер про безжалостный Лондон. Большая часть которого посвящена делам госархива и стриптиза, с толковым рассказом о механизмах функционирования обоих. Участвуют маньяки, суккуб, бармены, домушники, луп-гару, проститутки, психушка, свадьба, пневматическое ружье и верующий священник. Главный гад — словенец. Финал... Ну, что же, жанр требует невероятного спасения и кары для грешников. Они вполне невероятны и пеницитарны.

Воспринимается книга как написанная под сильным влиянием «Перечисли мертвых» Макоули и цикла о Гарри Дрездене. От первого взята профессия ГГ и мистическая составляющая, от второго внутренние монологи ГГ и его помошнички с той стороны. Отличается от них серьезным интересом к филосовской компоненте. Впервые встречаю вопрос: а следует ли изгонять духов, может, у них тоже есть права? Атеизм и политика — удачные фишки. Текст разукрашен отсылками к седой старине и вчерашней телепрограмме, спасибо Прим.Пер. Персонажи выписаны со старанием.

Есть совершенно неудачные места — последняя сцена у окна, похоже, написана ради рекламы следующей книги. Тусклы эмоции. Хоррор вызывает не восторженное еканье сердца, а ощущение безнадежности, негатива. Поступки потусторонних участников мало соотносятся с приписываемой им мощью. Имена русских в романе вызвали смех/отвращение на форуме.

Ощущения зря потраченного времени нет. Удовлетворительно.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет из мистического постепенно скатился в заурядный детектив. Введенные в сюжет упоминания о России к России отношение имеют самое отдаленное. Уже к середине книги действие начинает затягиваться. Более чем предсказуемый финал. А начиналось очень хорошо.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понравилась книга сразу. Выгодное отличие от романов Батчера:

- герой — одиночка и неудачник (а у батчеровского чародея — кот, собака, куча родственников и друзей, подстраховывающих его в трудные минуты),

- выходить против нечисти с вистлом — это круче, чем с ворохом всяких прибамбасов

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я обожаю эту книгу. Интересный сюжет, в котором умело переплетенны элементы мистики и детектива. Персонажи яркие и запоминающиеся.

Юмор искрометен и всегда в тему. Надеюсь продолжение не подведет.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх