fantlab ru

Джон Коннолли «Ночные легенды»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Оценок:
72
Моя оценка:
-

подробнее

Ночные легенды

Nocturnes

Сборник, год

Аннотация:

Первый сборник мистических рассказов Джона Коннолли, создателя бестселлеров о частном детективе Чарли Паркере.

Это темная, смелая и пугающая антология, полная потерянных любовников и пропавших детей, хищных демонов и мстительных духов. Коннолли отдает дань своим предшественникам — М.Р.Джеймсу, Рэю Брэдбери, Стивену Кингу, но не теряет собственного голоса и доводит напряжение до почти невыносимого уровня.

«Ночные легенды» — восхитительная и захватывающая коллекция прозы одного из лучших современных авторов мистического ужаса и триллера.

Примечание:

В 2006 году сборник был переиздан в мягкой обложке, а также дополнен рассказами: «The Bridal Bed», «The Man from the Second Fifteen», «The Inn at Shillingford», «Mr. Gray's Folly» и «The Cycle».



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.45 (127)
-
4 отз.
6.58 (116)
-
3 отз.
7.02 (152)
-
6 отз.
7.06 (119)
-
3 отз.
6.86 (88)
-
4 отз.
7.03 (103)
-
3 отз.
6.90 (80)
-
2 отз.
6.92 (81)
-
3 отз.
6.80 (95)
-
3 отз.
6.95 (108)
-
3 отз.
7.04 (107)
-
2 отз.
7.21 (78)
-
3 отз.
6.84 (101)
-
2 отз.
7.01 (80)
-
2 отз.
7.16 (75)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2005 // Авторский сборник


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Шабрин (1)

Ночные легенды
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборники ужасов или мистики зачастую отличаются своей неровностью, на парочку отличников (а иногда даже шедевров) и половину в среднем неплохих вещей зачастую приходится треть откровенно слабых произведений. Это касается как моих любимых Кинга, Геймана, Брэдбери, Блэквуда, Лавкрафта, Говарда и других авторов жанра, так и межавторских сборников. В этом плане «Ночные легенды» действительно удивительный пример, оказавшийся твердым хорошистом в отношении всех произведений. Некоторые выглядят посолиднее и поближе к топам жанра (Горнило, Зелень темная, Ольховый Король), несколько чувствуются по слабее (Мисс Фрум, Демон мистера Петтингера), но в целом ВСЕ произведения достойны внимания и буквально позволяют проникнуться «ламповой» атмосферой мистики и ужаса. И за это огромная благодарность и, возможно, несколько завышенная личная оценка всего сборника. Несложно прочитать за день роман, но случай, когда я читал за день сборник, действительно редкий. Дальше кратко от себя по рассказам:

Скачет раковый ковбой — повесть, скорее подходящая под формат телеэкрана. Впрочем, не самый оригинальный набор героев компенсируется быстрой динамикой и весьма неплохой историей.

Демон мистера Петтингера — Бесхитростная вещь (что впрочем характерно для сборника) с историей про священника, небольшой город и заточенного демона. Просто неплохо

Ольховый король — очень годная вещь. Небольшой рассказ о фольклорной бабайке с очень красивым изложением и прекрасной формой детского ужаса. Приятно, эстетично и со смыслом.

Новая дочь — еще одна очень годная вещь. Выгодно отличает от кучи жанровых соседей про приезды семей в старые дома в нехороших местах красивым изложением, интересной мифологией и, опять таки, удачным примером искреннего детского ужаса.

Ритуал костей — фанфик про неописуемое чудовище и богомерзкий ритуал, где директором школы выступает сам

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лавкрафт
. Отношение к таким вещам у каждого свое, для меня вполне сойдет.

«Горнило» — классная вещь с очень удачной концовкой. Для грешного человека любое заброшенное здание может оказаться чистилищем.

«Андерберийские ведьмы» — вторая повесть в сборнике, с одной стороны абсолютно предсказуемая и ничем особо не выделяющаяся, с другой читать все также «лампово» и приятно. Не все казненные ведьмы были невиновны, не все современные (по временным рамкам повести) женщины не ведьмы.

«Чернильная обезьяна» — по мрачному забавная вещь о том, что цена за желание всегда несравнимо выше полученного.

«Песчаная зыбь» — еще один заброшенный городок, новый священник и древние языческие боги. Более интересная вещь, чем демоны мистера Петтингера, так сказать на ступень повыше.

Клоунами не становятся — и еще один удачный пример детского ужаса, который не скатывается в сказку, но позволяет вспомнить детские страхи. Что, если все клоуны — загримированные монстры?

Зелень темная, густая — одна из лучших вещей в сборнике. Иногда стоит слушать взрослых и не ходить на проклятые озера. А если сходишь, то темные и глубокие воды уже не отпустят тебя даже после выхода на берег.

Мисс Фрум, вампирша — не самая удачная, хотя вполне добротная история про вампиршу, которая вроде как не совсем упырь, а в конце оказывается, что очень даже совсем.

«Ноктюрн» — еще одна история про новый дом с нечистой силой, но в отличии от новой дочери вместо фольклорных созданий местная семья страдает от призрака. Неплохо, но не более.

«Уэйкфордская бездна» — спуск в темные подземные пещеры может завершиться среди древних надписей, заброшенного храма и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
орды древних монстров-пауков.
. Прибавим расположенный рядом прозябающий городок с неприветливыми жителями и получим приятный подарок для любителей Лавкрафтовского стиля.

«Брачное ложе» — по-моему единственный в этом сборнике психологический хоррор. Не всегда голос погибшей любимой следствие воздействия сверхъестественных сил, иногда хватает сломленный психики.

«Человек из дубль-состава» — еще одна история про народ древних чудовищ, пытающихся выжить в век технологий, охотясь на заблудших и самоуверенных граждан.

«Гостиница в Шиллингфорде» — почти что классическая история про проклятый дом, в котором приезжий страховщик может столкнуться с парой призраков и провести не самые приятные часы.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно признаться, я не особо люблю рассказы. Как правило, мне просто жалко тратить время на чтение коротких историй, которые не успев начаться, уже спешат закончиться. Поэтому уже много лет я не притрагивался к малой прозе, хотя и понимал, что она наверняка содержит в себе немало литературных шедевров.

Однако совсем недавно я все-таки решил пересилить себя и взялся за чтение сборника произведений Джона Коннолли «Ночные легенды». На это у меня было сразу несколько причин. Во-первых, я уже давно хотел познакомиться с творчеством данного писателя. Во-вторых, меня заинтриговало наличие приличного числа положительных отзывов. Ну и в-третьих, номинация сборника на «Премию Международной Гильдии Ужаса» косвенно указывала на то, что он, как минимум, получился выше среднего.

Сразу могу сказать, что «Ночные легенды» меня не разочаровали, хотя и какого-то огромного восторга не вызвали. Но, обо всем по порядку.

«Скачет раковый ковбой». Любопытная и ладно скроенная повесть о загадочном незнакомце, путешествующем по США и несущем смерть всякому, кто встретится ему на пути. Несмотря на небольшой объем текста, автор успел уделить время и характерам персонажей, и их окружению, и экшену, полному сочных нелицеприятных подробностей. Иными словами, проделал отличную работу.

«Демон мистера Петтингера». Простенькая и откровенно проходная зарисовка на тему столкновения священнослужителя с потусторонней силой. У сюжета определенно был хороший потенциал, но Коннолли не стал утруждаться и наращивать «мышцы» на его скелет в виде интересных мыслей и подробностей. Что крайне прискорбно.

«Ольховый король». Сказка об обитающем в лесу монстре прекрасно подошла бы для экранизации Гильермо дель Торо. Поэтому если вам нравится творчество этого мексиканского режиссера, то можете смело браться за чтение.

«Новая дочь». Во многом стандартная история о переезде семьи в новый дом, расположенный по соседству с логовом древней нежити. В целом, рассказ мне понравился, за исключением открытого финала. В этом плане концовка картины «Проклятая» (The New Daughter, 2009), снятой по мотивам, порадовала меня сильнее. С одной стороны, в ней присутствует недосказанность оригинала, но с другой, есть и жирный намек на дальнейшую судьбу персонажей.

«Ритуал костей». Повествование в рассказе строится вокруг некой церемонии, проводимой в стенах уважаемого учебного заведения. И все бы ничего, но церемония эта выглядела до ужаса нелепой и бессмысленной. Собственно, как и само произведение.

«Горнило». Довольно-таки мрачная история о злоключениях ночного сторожа, охраняющего комплекс старых зданий, принадлежавших закрывшейся железнодорожной компании. Местами текст заставляет вспомнить «Восставшего из ада» Клайва Баркера, хотя ярко выраженной похожести у двух сюжетов все же нет.

«Андерберийские ведьмы». Вторая повесть в сборнике, представляющая собой мистический детектив, в котором замешаны ведьмы, мстящие потомкам тех, кто их умертвил. Произведение вышло весьма атмосферным и богатым на детали. Жаль только, что само расследование получилось каким-то вялым и невнятным.

«Чернильная обезьяна». Крайне удачный рассказ, который может похвастаться оригинальной идеей, умеренной криповостью и забавным финалом в стиле сериала «Байки из склепа» (Tales from the Crypt, 1989-1996). Плюс ко всему он заставляет задуматься над ценой, которую готов заплатить творческий человек, дабы обрести жизненно необходимое ему вдохновение.

«Песчаная зыбь». Еще одна история о столкновении священника со сверхъестественным злом. Только в отличие от «Демона мистера Петтингера» выполненная на порядок лучше. Здесь и сюжет проработан качественнее, и морок погуще и событий побольше.

«Клоунами не становятся». Занятная зарисовка о цирковом закулисье и истинной природе клоунов. Если данные темы вам близки (особенно фильм Виктора Сальвы «Дом клоунов» (Clownhouse, 1988)), то и рассказ Коннолли вам тоже понравится.

«Зелень темная, густая». На мой взгляд, довольно пустой и скучный хоррор про ведьму, живущую на дне рукотворного озера. Единственным его украшением служит образ затопленного дома с нечистью внутри. В остальном же — унылый проходняк.

«Мисс Фрум, вампирша». История о женщине в возрасте, исповедующей очень необычную диету. Вроде бы шуток-прибауток в тексте нет, но во время его чтения улыбка так и не сходит с лица. В общем, в упомянутых выше «Байках из склепа» мисс Фрум смотрелась бы как влитая.

«Ноктюрн». Жуткое повествование о донимающем семью полтергейсте. Казалось бы, ничего нового. Да только не каждый день встречаешь призрака-учителя музыки-педофила. Одним словом, дичь полная... и пугающая.

«Уэйкфордская бездна». Рассказ о двух спелеологах, жестоко поплатившихся за свое любопытство. Вся история — по сути одна большая экшен-сцена. Мерзкая и кровавая. Фанатам дилогии «Спуск» (The Descent 1-2, 2005-2009) проходить мимо не рекомендовал бы.

«Зеркальное око. Новелла о Чарли Паркере». Третья (и последняя) повесть в сборнике, построенная вокруг очередного расследования детектива Чарли Паркера — центрального персонажа главного в творчестве Коннолли цикла. По своему содержанию и настроению произведение кардинально отличается от прочих текстов антологии. Да и к хоррору его можно отнести лишь с натяжкой. Скорее всего «Зеркальное око» попало в книгу в качестве приманки для поклонников романов о Паркере. Собственно, только им эта повесть и будет интересна. Другие же люди, не знакомые с содержанием цикла, во время чтения наверняка будут скучать.

«Брачное ложе». Краткая и незамысловатая зарисовка о силе клятвы, которую дают друг другу влюбленные. Особых эмоций текст не вызывает, а потому очень быстро забывается. Хотя поклонники старомодных мистических произведений вполне могут получить свою порцию удовольствия.

«Человек из дубль-состава». Мрачная история о мужчине, попавшем в беду на пустынной дороге по пути домой. Рассказ отчасти похож на «Уэйкфордскую бездну», но цепляет сильнее. Возможно, из-за своей приближенности к современным реалиям, которые близки каждому ныне живущему человеку.

«Гостиница в Шиллингфорде». Отменная страшилка о призраках, облюбовавших руины сгоревшей гостиницы с дурной славой. Рассказ может похвастаться динамичным сюжетом, целым ворохом жутких подробностей и густой атмосферой кошмара наяву. Иными словами, это еще одна крепкая работа Коннолли, обязательная к ознакомлению.

В итоге сборник «Ночные легенды» получился любопытным, но весьма однообразным по содержанию творением, с редкими вкраплениями по-настоящему мощных историй. Давние поклонники жанра вряд ли проникнутся данной антологией, в связи с чем я посоветовал бы ее только начинающим читателям хоррора. Им она подойдет как нельзя лучше.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник рассказов и новелл о всякой мистической живности, от вампиров и ведьм до призраков и зловещих домов. Увы, большая часть рассказов – абсолютно банальные байки о встречах с этими существами или явлениями, без капли интриги или чего-то реально саспенсного, даже на страшилки не особо тянет. Но парочка отличных историй в этот сборник все же затесалась.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник, достаточно высоких по уровню произведений. Двенадцать рассказов и три повести ( плюс в дополнении ещё три истории) объединённых жанром хоррора.

Из всех восемнадцати произведений, я не оценил ни одно из них ниже «7»! Это о чем-то уже говорит, во всяком случае, для меня.

В принципе, все вещи, собранные в сборнике достаточно похожи друг на друга. Классический хоррор. Простой сюжет. Человек сталкивается в потусторонним Злом — демоном, монстром, вампиром или ещё каким монстром.

Некоторым читателем такие произведения могут показаться слишком банальными, стандартными и шаблонными.

Но мне все понравилось. Слишком мастерски написаны эти короткие истории. Атмосферно, реалистично, натурально.

Чистый хоррор, непритязательный по сюжету, но жуткий. Здесь чудовища действительно пугают.

Для любителей данного литературного жанра — отличная и захватывающая книга.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшей характеристикой для этого сборника будет «теперь так уже не пишут». Добротные, ладно скроенные рассказы ужасов — такие активно издавались в России в 90-е в составах различных антологий. Никаких глубин самокопания и психоанализа, чем нас любят потчевать Стивен Джонс и Эллен Дятлоу. Честный и прямой хоррор, местами очень атмосферный и качественно написанный. Благо и перевод тоже на высоте.

«Скачет раковый ковбой» — хороший динамичный хоррор о разносчике супер-рака в маленьком городке. Тщательно прописанный быт городка напоминает ранние работы Кинга. Годная повесть, сцены гибели людей эффектны и суровы.

«Демон мистера Петтингера» — незатейливый, но атмосферный рассказ о демоне под старой церковью.

«Ольховый король» — отличная старая сказка о страшном похитителе детей из леса, дань уважения балладе Гёте «Лесной царь».

«Новая дочь» — также фольклорные мотивы, жутковатая история о «подменышах» и волшебном народце.

«Ритуал костей» — сатирический хоррор о том, на чем зиждутся традиции и могущество аенглийской аристократии. Ясное дело, что такая конспирологическая тема не нова, но рассказ симпатичный, не без жестокости.

«Горнило» — история некоего человека с темным прошлым, который, работая сторожем, столкнулся с мистическим ужасом. Просто, но приятно.

«Андерберийские ведьмы» — тоже довольно традиционный хоррор-детектив об убийстве в деревне, где некогда сожгли трех женщин по обвинению в колдовстве.

«Чернильная обезьяна» — остроумнейшая страшилка про писателя в творческом кризисе, который для вдохновения купил сувенир — эту самую обезьянку. Очень милый рассказ, один из моих фаворитов.

«Песчаная зыбь» — деревенька на берегу океана поклоняется старым богам. Не ново, но добротно.

«Клоунами не становятся» — славный клоунский ужастик. Все ожидаемо, но от этого не менее приятно.

«Зелень темная, густая» — классный рассказ, где герой вспоминает, как со своей подружкой решил искупаться в озере, где обитала какая-то нежить.

«Мисс Фрум, вампирша» — остроумный, хотя и традиционный рассказ с концом-переворотом.

«Ноктюрн» — годный рассказ про музыкальный инструмент с призраком учителя музыки — маньяка-педофила.

«Уэйкфордская бездна» — решили двое джентльменов спуститься в расщелину, а там... Предсказуемо? Да. Но чистый хоррор.

«Зеркальное око. Новелла о Чарли Паркере» — повесть показалась мне довольно средним детективно-мистическим триллером, где детектива почти нет, а мистическая составляющая заурядна. Зашло меньше остальных. Замах на рубль, удар на копейку, но читается приятно.

«Брачное ложе» — старомодная история о потерянной возлюбленной, которая в самом-самом конце срывает романтический флёр концовкой.

«Человек из дубль-состава» — классный рассказ про джентльмена, у которого на шоссе под дождем сперли ключи от машины. И лучше бы он их не искал.

«Гостиница в Шиллингфорде» — рассказ про гостиницу с нехорошей историей и привидениями. Нагоняет жути.

В общем, все рассказы в чем-то достаточно предсказуемы, а с другой стороны — это хорошая предсказуемость: вы ждете ужасов — и получаете их.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх