Артур Кларк «Девять миллиардов имён Бога»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В одном из тибетских монастырей монахи собирают все имена Бога, используя для этого специально изобретенный алфавит. Но в один прекрасный день они решают купить компьютер, который проделает эту работу гораздо быстрее...
Вариация на тему — рассказ Кена Рэнда «The Nine Billion Names of Arthur C. Clarke».
Входит в:
— антологию «Star Science Fiction Stories», 1953 г.
— антологию «Stories for Tomorrow», 1954 г.
— сборник «По ту сторону неба», 1958 г.
— сборник «The Nine Billion Names of God», 1967 г.
— антологию «Apeman, Spaceman», 1968 г.
— антологию «One Hundred Years of Science Fiction», 1968 г.
— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.
— сборник «Of Time and Stars», 1972 г.
— антологию «The New Awareness: Religion Through Science Fiction», 1975 г.
— антологию «Kroki w nieznane 6», 1976 г.
— антологию «Thinking Machines», 1981 г.
— антологию «Yesterday’s Tomorrows», 1982 г.
— антологию «R-A-M: Random Access Messages of the Computer Age», 1984 г.
— антологию «Histoires de catastrophes», 1985 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 15 (1953)», 1986 г.
— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.
— антологию «Чего стоят крылья», 1989 г.
— антологию «Black Water 2: More Tales of the Fantastic», 1990 г.
— антологию «Другое небо», 1990 г.
— антологию «Звездные короли», 1991 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «A Century of Science Fiction: 1950-1959», 1997 г.
— антологию «The Greatest Science Fiction Stories of the 20th Century», 1998 г.
— сборник «Колыбель на орбите», 2000 г.
— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.
— сборник «From Narnia to a Space Odyssey: The War of Ideas Between Arthur C. Clarke and C.S. Lewis», 2003 г.
— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.
— журнал «Супер Триллер №10 (15)», 2003 г.
— антологию «The Sixth Science Fiction Megapack: 25 Modern & Classic Stories», 2013 г.
— антологию «Созвездие Льва», 2015 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Рассказ |
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
miamortu, 17 февраля 2015 г.
Раньше мир был другим, и литература была другой, и фантастика, естественно, тоже. Поэтому старые произведения так часто кажутся странными и наивными одновременно. Этот рассказ странный и наивный, и ещё у него пробирающая концовка.
Сейчас бы такого не написали — потому что у каждого второго наркомана ноутбук, планшет и четыре телефона. И холодильник с выходом в интернет. А тогда шёл пятьдесят третий год. Моих родителей ещё не было в проекте, а персональный компьютер был чем-то вроде помазанника божия.
К высоким технологиям относились серьёзно, в них натуральным образом верили. «Битва» Шекли оттуда же — от осознания науки как источника божественных возможностей и божественных последствий. Только если у Роберта прослеживалась авторская позиция, то Артур дальше идеи не идёт — толкуйте сами, соразмерно личной испорченности.
Сейчас мысль о том, что верхом на пк можно прокатиться по путям господним, даже как аллегория воспринимается с трудом. Слишком она чужда современному быту. Вот и начинаешь поневоле видеть чёрти что между строчек — кое-кто вон даже насмешку над религией углядел.
А потом рассказ подходит к концу и на спине одна за другой разгораются мурашки. Вместо звёзд из последней фразы. В груди теснится странное, наивное и пробирающее чувство, а рука уже сама тянется к бутылочке пива «Убик».
vvmonahov, 5 мая 2014 г.
Как известно, Артур Кларк — автор чисто научной фантастики, и вдруг пишет рассказ, который, вроде бы, мистический и религиозный. Но если немного подумать, становится понятно, что это антирелигиозный и антимистический рассказ. И что он очень близок по духу рассказу Азимова «Приход ночи». Декорации почти те же — звёздное небо над головой и предсказание религиозных деятелей о конце света. Только у Азимова звёзды появляются, а у Кларка гаснут. И там, и там — цивилизация против религии. И там, и там — показано как глас разума и глас науки проигрывает религии. Но вот на самом ли деле это проигрыш?
Один из самых сильных ходов в споре бывает согласие с утверждением оппонента — с тем, чтобы далее, опираясь на это утверждение, получить абсурдные выводы. Настолько абсурдные, что они, очевидно, неверны, и потому не оставляют камня на камне от доводов оппонента.
Готов ли кто-либо из читателей поверить в то, что мир создан богом для столь абсурдной цели как узнать все свои возможные имена? Насколько нелеп и жалок такой бог! Насколько наука и техника превосходит «восточную мудрость», заключающуюся в многовековом перечислении «имён бога». Ну, быстренько перебрал компьютер все имена. И что? Мироздание должно прекратить существование?
Кларк высмеивает нелепые древние мифы необразованных тёмных людей о конце света и о не менее тёмном и необразованном боге. Но одновременно предостерегает: а что, если вовсе не человек является венцом творения? И если вы считаете, что бог есть, и пути его непостижимы — почему вы считаете, что можете предсказать его действия? Верите — получите по своей вере!
Pickman, 9 апреля 2008 г.
Почему после этого рассказа люди продолжили называть Кларка НАУЧНЫМ фантастом — для меня загадка загадок. Атмосфера «Девяти миллиардов» — мистическая, уединенная, вечная, как сами Гималайские горы... Удивительное место Тибет, и я искренне восхищаюсь Артуром Кларком, которому удалось посмотреть на этот край глазами зачарованного ребенка.
Самое потрясающее место в рассказе — это даже не концовка, от которой по телу пробегает восторженно-сладкая дрожь; нет, это короткая фраза «Какие пустяки вас заботят» из уст буддийского монаха, которую многие читатели, судя по отзывам, даже не заметили — и в результате истолковали рассказ в эсхатологически-техногенном смысле...
Потрясающе.
sergbugs, 7 декабря 2008 г.
В самом рассказе фантастики нет. Фантастика начинается в воображении каждого, кто начинает задумываться над строчками гениального писателя. А после последней финальной строки задумываться станет каждый! Ошеломительной глубины рассказ! Философский? Бесспорно! Ироничный? Без сомнения! Актуальный? Во все времена!!!
Читать каждому, кто только окунулся в мир фантастики! Перечитывать каждому, кто в этом мире давно уже не гость!!!
Вадим Панов, 13 ноября 2009 г.
Для таких произведений нужно вводить дополнительную оценку — 12 :wink:
Этот рассказ закольцовывает мир. Зарождение, становление, зрелость и смерть. Прошлое и будущее, вера и наука — все идет рядом, рука об руку.
Ruddy, 7 декабря 2008 г.
Лаконичный, тёрпкий на вкус и лишённый всякой динамики рассказ точен, рационален и невероятно притягателен в идеях, что людям никогда не понять божественного замысла, никогда не вникнуть в суть вещей. А если поймут и вникнут, то будет поздно, будет расплата за неверие.
Отличная фантастическая миниатюра.
konkor, 17 марта 2008 г.
В сюжете рассказа вроде нет ничего необычного, кроме самой цели использования современной техники. Хоть он и написан в 60-е годы прошлого века, действие вполне можно отнести и к сегодняшнему дню. Никакого закрученного сюжета.
Но, именно сама обыденность и внешне кажущаяся простота и полная возможность происходящего, совместно с эффектно построенной концовкой рассказа производят неизгладимое впечатление.
Удивительно то, что аналогичные ощущения испытали и я сам, прочитавший рассказ лет 15 назад и моя дочь, прочитавшая его(по моей подсказке) недавно. Похоже рассказ действительно остается в памяти навсегда.
Airwalk, 7 марта 2024 г.
Артура Си Кларка часто вписывают в категории «твёрдой фантастики».хотя очевидно , что этот рассказ вполне можно охарактеризовать как научно-фантастическую притчу, уж настолько она универсальна и абстрактна в тоже время. Огромный компьютер перебирающий все варианты имён Бога не более чем метафора для науки и познания сокровенных тайн мироздания.Сдаётся мне что так оно и будет. Как только человечество познаёт все тайны мира-система перезапустится и «на горизонте будут гаснуть звезды».
artem-sailer, 19 декабря 2020 г.
Впервые прочитал ещё в юности, но до сих пор под впечатлением. Изящный рассказ, написан настолько умело, что споры о трактовке не затухают и сегодня.
Кто-то говорит, что Кларк хорошо пошутил, выражаясь современным языком — тонко потроллил, причём — всех: и придерживающихся религиозной точки зрения, и адептов научной картины мира. Кто-то считает, что мэтр сел в лужу, приписав буддизму то, чем он никак не является. Однозначно, пожалуй, лишь одно: идея точно непростая, рассказ сложный, а факт бурных обсуждений свидетельствует об интересе к поднятой теме.
Своё мнение по поводу замысла автора высказывать не буду, поскольку его тяжело выразить, оно так и осталось где-то на глубине, в дебрях юношеской впечатлительности и далёких воспоминаний. Добавлю лишь, что ещё лет пятнадцать назад встретил этот рассказ на просторах проекта «Модель для сборки», поэтому сегодня, когда перечитывал, в голове звучал голос Влада Коппа и музыка DJ Инкогнито.
SHWY, 8 сентября 2016 г.
Мне кажется, что у Артура Кларка два незабываемых призведения — этот рассказ и «Из контрразведки». Как я понимаю, речь здесь не идёт об ответственности исследователя, он просто пошёл на выгодную работу и до последней минуты не верил в свершение пророчества, как и каждый нереригиозный человек, будь он на его месте. Безответственны как раз монахи, не спросившие других, хотят ли они такого конца света. И вот же, однако, что даёт техника на службе религии.
laughingbuddha, 1 марта 2010 г.
Отличная иллюстрация для китайской пословицы насчет того, что надо быть очень осторожным со своими желаниями: они могут исполниться. Тем более, если эти желания касаются не только тебя самого, а основ мироздания.
yfnfkmz12041978, 16 сентября 2016 г.
Поступил заказ поставить автоматическую счетную машину для тибетского монастыря. Монахи уверены, что когда перепишут все имена Бога, а этих имен, по их подсчетам, что-то около девяти миллиардов,- осуществится божественное предначертание. Согласно которому род человеческий завершит свой путь. Ученый Доктор Вагнер до последнего момента думал, что это всего лишь суеверия.
Удивительный рассказ. Действие в нем отсутствует в принципе. Персонажи — едва намечены. Но при этом история запоминается и заставляет задуматься. И исполнители были предупреждены и результат выполненной работы был известен, а все таки Мы еще не готовы.
omaksimov, 16 июля 2023 г.
Очень мощно написанный рассказ соединяющий в себе иронию и философию. Кларк показывает легкомысленность европейцев / американцев и то как пренебрежительно относятся они к чужим верованиям.
kon28, 21 сентября 2006 г.
Замечательный рассказ. В одном флаконе тщательно перемешанные тонкий юмор и грустные нотки, религиозные аспекты и НТП... И конечно, — шикарная концовка.
ZiZu, 2 октября 2006 г.
Хорошее подтверждение слов, что прогресс погубит это человечество. Без такой машины мир мог бы сущестовать ещё очень долго.