FantLab ru

Марина и Сергей Дяченко «Шрам»

Шрам

Роман, год (год написания: 1995); цикл «Скитальцы»

Перевод на английский: Э. Хантингтон (The Scar), 2012 — 2 изд.
Перевод на польский: В. Яблоньский (Szrama), 2009 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 104

 Рейтинг
Средняя оценка:8.45
Голосов:1447
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Бретеру и забияке Эгерту Соллю уже не раз случалось убивать на дуэли — однако гибель безвестного студента, ставшего очередной жертвой Солля, не сошла ему с рук. Следующий свой поединок он проиграл — и шпага странного равнодушного незнакомца оставила на лице Эгерта глубокую отметину, ту, что превратилась потом в шрам.

Шрам на лицо — заклятие на душу. Заклятие трусости, превратившее блестящего поединщика в травимое, боязливое, всеми гонимое существо. Соллю суждено познать путь испытаний, ибо снять заклятие может только тот, кто наложил его. А между тем о равнодушном незнакомце со шпагой известно лишь, что пятьдесят лет назад он был Привратником и едва не впустил в мир неведомую Силу, Явившуюся Извне...

Примечание:


Журнальный вариант — 1996 г., книжное издание — 1997 г.

Входит в:

— цикл «Скитальцы»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 315

Активный словарный запас: средний (2952 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 80 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Мечи, 1997 // Меч в камне

Номинации на премии:


номинант
Странник, 1997 // Крупная форма


Привратник. Шрам
1997 г.
Шрам
2000 г.
Шрам
2002 г.
Скитальцы
2003 г.
Шрам
2005 г.
Шрам
2008 г.
Скитальцы. Том 1
2009 г.
Скитальцы
2010 г.

Аудиокниги:

Шрам
2006 г.
Шрам
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Шрам
2006 г.
(украинский)
Szrama
2009 г.
(польский)
The Scar
2012 г.
(английский)
The Scar
2013 г.
(английский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 октября 2013 г.

Очень сильная вещь! Очень! Наверное скажу так:для меня это самое сильное произведение написанное в отечественной фэнтези. В период повального «попаданческого» бума и бездумной динамики в произведениях отечественных авторов так приятно встретить качественное и умное фэнтези написанное прекрасным языком с замечательным сюжетом. Читая «Шрам» мне не раз приходили ассоциации с другими знаменитыми произведениями мировой литературы.

Ассоциация первая. Цикл «Гарри Поттер». Учитывая, что роман «Шрам» был написан до начала написания цикла Джоан Роллинг очень удивился, что многие авторские ходы Дяченок повторяются в романах «о мальчике со шрамом». Особенно те моменты, когда идет повествование о великих волшебниках прошлого.

Ассоциация вторая. Цикл «Хроника убийцы короля» Патрика Ротфусса и «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин. Нет, нет, сюжеты у этих произведений разные, не считая университета магов. Но вот стиль?!! Стиль настолько схож, что иногда диву даешься как можно написать такие разные вещи в столь похожем стиле. Стиль тандема Дяченок-это некая горючая смесь Ротфусс+Ле Гуин. От первого взяты волшебный, легкий и музыкальный слог, от второй очень глубокая проработка персонажей, свойственная только великой Урсуле.

Ну и ассоциация третья. Самая значимая. Наверное нет людей, которые хотя бы раз в жизни не посмотрели мультфильм «Заколдованный мальчик» снятый по произведению Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Помните слова гнома: «Когда одна палочка и девять дырочек истребят целое войско. Когда король обнажит голову, а ты останешься в шляпе. Когда на обеденный стол с капустой и яблоками подадут твоего самого близкого друга. Только тогда ты избавишься от заклятия.» В этом романе именно три условия могущественного Скитальца должен выполнить Эгерт Солль, чтобы заклятия спали с него. «Когда первое в вашей душе обернется последним...Когда путь будет пройден до конца...Когда на пять вопросов Вы пять раз ответите «Да»-только тогда заклятия потеряют силу.

Сюжет романа построен вокруг истории жизни молодого бесстрашного вояки- Эггерта Солля. Он является живым воплощением эгоизма, хвастовства и бессердечия. Нарцисс в облике человека. Всю жизнь призерающий трусов и трусость он считает, что является господином жизни. Все переварачивается в тот момент, когда в Каварен, город где живет Солль приезжает молодая красивая девушка Тория и ее жених-студент Динар. Желая соблазнить Торию Солль получает отпор и чтобы как-то ее задеть оскорбляет и унижает Динара. Дуэль, именно она должна все решить. Но что может сделать слабый Динар против лучшего фехтовальщика города-Солля? Динар оказывается убитым на дуэли и Соллю абсолютно плевать что чувствует убитая горем невеста парня. Тория уезжает из города и вроде бы история забыта. Эггерт Солль вновь обожаем друзьями и бесчисленными любовницами. Но есть один человек, который присутствовал на дуэли и который посчитал, что Солль должен понести наказание. Это невзрачный пожилой человек о котором никто ничего не знает. Он бросает Эггерту вызов и на дуэли оставляет ему шрам. После этого жизнь молодого человека переворачивается с ног на голову . Некогда самый смелый и бесстрашный боец он становится настоящим трусом, трусом которых не видывала земля. Заклятье наложено и жизнь парня превращается в сущий ад. И только пожилой человек оставивший шрам, а проще говоря могущественный Скиталец может снять наказание. Эггерту придется обойти весь мир, чтобы найти великого мага. Путь его будет сплошным испытанием, в ходе которого ему суждено измениться и многое познать. А вот сможет ли он избавиться от заклятия или нет мы узнаем только прочитав это прекрасное произведение.

Cтавлю этому роману самую высокую оценку по той простой причине, что книга захватила целиком и полностью, очаровав и покорив меня!

Рекомендация: Шедевр!

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 февраля 2010 г.

Этот роман я без преувеличения считаю одним из лучших примеров психологической прозы. Один из наиболее сильных романов Дяченко, в жанре фэнтэзи – самый сильный.

Я не случайно говорю, что это именно психологический роман. Фантастика там – всего лишь антураж, действительно фантастичны только победа декана Луаяна над Мором (хотя это можно считать метафорой) и само заклятие, наложенное Скитальцем на Эгерта (хотя как сказать… можно подумать и что Эгерта так потрясло поражение, да и воздействие на психику не такая уж и фантастика). Основное в нем – не меч и магия, но чувства и решения героев; конфликт Эгерта с самим собой.

В чем причина наказания? Скиталец сформулировал дорогу к спасению, еще до того, как наложил заклятие. Трусость в душе Эгерта не появилась – но многократно усилилась. Что, как не страх ударить в грязь лицом, заставило Солля преследовать Торию? Именно страх заставил его совершить убийство – страх опозориться, поступить не как все, не так, как от него ждут. И вот именно этот страх ему и придется преодолеть. Перед взглядами людей, как и в начале романа, Эгерту предстоит сделать выбор – плыть по течению, или внести в сценарий свои коррективы.

Интересен взгляд авторов на природу любовной привязанности. Лишний раз мы убеждаемся, что любовь чаще основывается на жалости, чем на восторге и почитании. Чувство Тории к Динару не зашло дальше уважения и дружбы, зато сломленного судьбой Солля она полюбила, как не смогла бы любить Солля-смельчака. Ее чувство подобно материнскому инстинкту, она подсознательно считает себя ответственной за случившееся – если бы она не была бы столь красива, дороги Солля и несчастного студента никогда не пересеклись бы. Парадоксальное на первый взгляд превращение ее отношения к Соллю психологически выверено. К тому же, Тория понимает, что теперь Соллю дана способность к состраданию, недоступная ему ранее. Описание отношений Эгерта и Тории – одно из самых интересных и сильных описаний развития любовного чувства.

Роман выгодно отличается от предыдущего в цикле. Повествование неторопливое, камерное, в отличие от «Привратника», охватывающего значительные промежутки времени и пространства и содержащего «глобальный» сюжетный конфликт. Оно еще меньше похоже на стандарт фэнтэзи, чем «Привратник» (хотя между бесконечной дорогой Скитальца из ниоткуда в никуда и классичеким «квестом» мало общего). Прежде всего это книга о людях и чувствах, именно чувства – главное в этой книге. Любовь, ненависть, страх – вот действующие лица драмы, а сцена ее – души героев. И от этого конфликта зависят их судьбы.

Атмосфера средневекового города еще более убедительна. Весь роман практически посвящен городской жизни – буйные празднества, прилюдные казни, суровые законы и подстерегающие на узких улочках разбойники, веселые студенческие попойки и зловещие собрания тайных обществ – все традиционные элементы сказочного средневекового города сильно и ярко описаны. Реалистична и реакция толпы, запуганной орденом Лаш, но готовой разорвать плащеносцев, когда сила не на их стороне.

Еще раз замечу, что авторы не злоупотребляют фэнтезийными чудесами, что делает книгу гораздо убедительнее «сказочного» «Привратника» Все-таки Солль и Тория – вполне обычные люди, и их чувства и побуждения легче понять, чем переживания лишившегося своих способностей мага Руала (хотя это дело индивидуальное).

Основные вопросы книги – это сущность любви и страха. Сколько в смелом трусости, как ненависть может привести к любви?

Дяченко сделали вторую книгу более суровой, чем «Привратник», не вводя в повествование комических элементов, которые, честно говоря, вносили в первую книгу некоторый диссонанс. Общая мрачность все же разбавлена эпизодами студенческой жизни, что вполне вписывается в атмосферу романа. Вообще, авторы избежали скатывания в беспросветность, но написали серьезную книгу.

Самый напряженный момент книги – финал. Все ведет Солля к единственному ответу – и страх, и условия Скитальца.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И в последний момент любовь и человечность побеждают – здесь авторы лишний раз напомнили, что жизнь – не сказка, и условия заклятий — всего лишь условности. Заклятие снимается не выполнением дурацкого предсказания, а силой воли – ведь окончательная судьба человека зависит только от него самого. И Солль побеждает заклятие, как душевный недуг, исцеляется от трусости, как от болезни. И он теперь – хозяин не только своему страху, но и чужому – благодаря его примеру вспыхивает восстание (а из последующих книг серии мы узнаем. что Эгерт стал гениальным командиром и смог отбить осаду города).

Итог: одна из лучших книг отечественного фэнтези, глубокий психологический роман с прекрасной атмосферой сказочного Средневековья, знакомой нам по советским киносказкам. Книга, поднявшая русскоязычное фэнтези на новую высоту – над стандартами и шаблонами. Каждому, кто любит красивую и умную литературу, каждому, кому интересны человеческие чувства и проблемы личности – читать обязательно

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2009 г.

Есть поговорка, в которой говорится, что шрамы украшают мужчин. Но не стоит говорить эти небрежные слова главному герою второго тома «Скитальцев», который волей этого самого шрама «укращающего» превратился из красавца воина в трусловие породие на себя былого. Из князи в грязи, из чего-то в ничто. И волей-неволей начинаешь сравнивать гуарда Солля с Руалом, который также отступился, совершил ошибку и поплатился этим больше, чем ценой своей жизни. Отсюда появляется стойкое ощущение, что этот цикл Дяченко — цикл фэнтези о Павших. Честью ли, совестью Павших, сознанием, предательством или, наоборот, Павших «снизу вверх». Ведь и так бывает, взять хотя бы Ларта и его слугу.

Всё же продолжение сильнее и стройнее «Привратника» тем, что авторы копнули куда глубже в бездонные пропасти отчаяния, страха и замешательства, которые передаются читателям как через Солля, так и через Торию с её отцом. И эти пропасти совсем не однотонные и определённые, в них сотни оттенков и бликов чувств, смесь хорошего с не очень, настойка из нескольких ароматов приятных и отвратных, дурманящих разум и резко выворачивающих прослойку так называемой «совести». Границы совести перестали быть чёткими и ясными, перестали быть на определённых и очерченных территориях обитания. Разорвались. Разметались. Я думаю, что именно так чувствуют себя герои «Шрама», и, конечно, появляется вполне приемлимый вопрос: «Что же дальше? Что ещё?»

Ставлю предельно высокий балл, вполне заслуженная оценка.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июня 2009 г.

Это поистине потрясающая по своей глубине вещь. Поневоле затягивающая, несмотря на то, что некоторые места читать было почти физически больно. Что особо приятно: герои книги сами по себе, отдельно взятые, многогранны, ни одного из них нельзя назвать абсолютно положительным или же абсолютно отрицательным. Присутствует момент, когда начинаешь невольно сопереживать даже Фагирре.

А вот касательно сообществ, как то Орден Лаш или та же компания гуардов — другое дело. Тот же Солль, красуясь перед товарищами, способен метать ножи в девушку. Так, для развлечения, плюс для того, чтобы показать товарищам, какой он замечательный. А члены Ордена Лаш, для того, чтобы Его пророчество не подверглось сомнению, оказались способны совершить невероятный по подлости поступок...

Идея, сквозящая через всю книгу — «А что же делает человека человеком?» — одна из тех, что являются вечно актуальными, посему... «must read»

PS: К сожалению, из всего цикла мне понравилась только одна эта книга. Возможно, через какое-то время стоит еще раз перечитать все от начала и до конца, чтобы мнение изменилось?.. Так или иначе, остальным книгам оценки я ставить не буду, а «Шрам'у» (как вполне самостоятельному роману) ставлю высший балл.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2009 г.

Начну с самого лучшего – последние семьдесят страниц «Шрама» — пожалуй, одна из самых ярких, сильных и интересных концовок русскоязычного фэнтези. Там можно упиваться каждой строчкой, переживать каждую эмоцию, быть бесконечно восхищенным мужеством Тории и Эгерта Солля… Это был просто нокаут, от которого я долго не мог оправиться.

Но поставить десятку совесть не позволяет, ибо интересное начало и крайне интригующую завязку напрочь загубила вязкая и затянутая середина. Вот все то же самое, но страниц на шестьдесят короче – и было бы не оторваться. Но нет, вновь и вновь продолжались бесконечные смакования трусости Солля, снова он не может двигаться из-за приступов паники, дышать тяжело, колени подгибаются… И через несколько страниц опять… И опять… Мне показалось, что где-то в процессе Дяченки немного потеряли чувство меры. На мой взгляд, ставить условие пяти «да» нужно было гораздо раньше и хоть иногда его использовать, ибо без этого почти вся середина ушла в вязкое болото, сквозь которое я подчас пробирался с большим трудом.

Впрочем, роман все равно сильный – яркие, запоминающиеся персонажи, хороший сюжет и, повторюсь, концовка, которая вышибла бы из седла даже отважного рыцаря Айвенго. Очень понравилась также напрочь предсказуемая, но не менее искусно представленная линия Эгерта и Тории. Редко когда такие штампованные линии оставляют привкус чего-то настоящего.

Отличный роман лучших русскоязычных фантастов.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2012 г.

В литературе авторы довольно часто наказывают отрицательного героя безответной любовью, полагая что это худшее, что может с ним случиться. Герой переступает через себя, унижается, выглядит жалко, причем сам понимает это. И все это ради безнадежной любви к другому персонажу. Сквозь строки слышится авторское: он это заслужил, и большинство читателей соглашается с автором (завидую им, они сами непогрешимы, раз могут так судить). Мне же обычно жалко таких героев, считаю такое наказание изощренным издевательством над героем. Наверное, поэтому для меня «Шрам» — одно из любимых произведений Дяченко, т.к. у них не так, как у всех (у героя есть возможность получить прощение, изменившись самому), любовь может быть и такой. «Шрам» — это книга о любви, в основном о взаимоотношениях двух людей, оч. много чувств, мыслей героев, поэтому действие минимально, события развиваются неспешно, фэнтези практически отсутствует, служа фоном для отношений героев. Роман не подойдет тем, кто не любит отрицательных персонажей. Не представляю, как такую книгу смогут читать мужчины, т.к. по сути это любовный роман в хорошем смысле этого слова.

Главное — это не читать продолжение, т.к. оно делает бессмысленным происходящее в «Шраме». Когда я читала продолжение, то просто не верилось в то, что Тория и Эгерт могут так поступить после того, через что им вместе пришлось пройти в «Шраме».

Оч. жаль, что Дяченко больше не пишут таких книг. В их последних книгах отношения героев, чувства, психологизм отошли на второй план и больше меня не трогают. Разве можно сравнить развитие любовных отношений героев в книгах «Ритуал», «Шрам», «Ведьмин век» с непонятно откуда вспыхнувшей любовью в «Стократе».

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2009 г.

Проглотил роман буквально за пару дней. Увлекает и завораживает! Стиль настолько приятный, что очень трудно оторваться.

Итак, что это, прежде всего? Это глубокая, интересная, красивая История. В ней переплетается почти всё: дружба и предательство (Карвер), преступление и наказание (Солль), понимание, любовь, потеря, ненависть, прощение, нежность (Тория), расчётливость, подлость и жажда власти (Фагирра), ответственность и самопожертвование (Луаян) — и всё это очень живо, цельно и красочно. Одна трансформация чувства Тории к Соллю чего стоит! Это История о пути испытаний, о нравственном выборе, о людском страдании, великолепно написанная и исполненная героями.

Сначала — по общим впечатлениям — я поставил «9», потому как более позднее произведение М. и С. Дяченко «Медный король» мне показалось атмосфернее и с более исключительным миром, но за всё то, что отражается в этом романе, как это трогает душу, чувства, сердце, воистину, книга достойна «десятки». Давно такой качественной литературы не читал.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 августа 2011 г.

Книга очень сильно задела меня за живое. Не знаю, что меня задело больше — история перевоспитания главного героя, или история любви.

Авторы очень хорошо описывают чувства и переживания героев, особенно моменты превращения храбреца в труса, когда Эгерт начинает бояться самых обычных для него вещей. И через боль, через страх, из нет, не из подлеца, а из скажем безпечного гуляки и безнаказанного дуэлянта он превращается, в порядочного человека. Ибоя не верю, что Эгерт был по природе подлецом, потому, что мне кажется, что все подлецы — врожденные трусы.

Очень понравился мир, в котором живут герои, вроде бы самое обычное средневековье, обычный по тем временам город, но вместе с тем чувствуется какая-то особенность, неуловимый «аромат магии». Это тоже придает для меня роману очарование. Такое фэнтези я люблю.

P.S. В книге в которую читала я в конце была критическая статья, где роман сравнивался с «Путешествием Нильса», как писали некоторые лаборанты, но я сама эту аналогию не заметила...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 апреля 2011 г.

Таких ощущений от чтения книги, я наверное не испытывал очень давно, близким по духу могу назвать «Террор» Симмонса, хотя они абсолютно разные и общего у них ничего нет, но накал страстей и атмосфера отчаяния очень похожи. В этой книге основные роли будут исполнять простые люди, именно обычные человеческие страсти и пороки, которым поддаются представители человеческого рода и будут отражены авторами в очень необычном свете.

Обыгранная в этом романе ситуация могла случиться в любом городе, оказаться на месте главного героя мог любой человек, так как иногда некоторые поступки совершаются на уровне инстинктов и задуматься о содеянном бывает поздно. Желание обладать красивой женщиной толкает молодого лейтенанта на убийство, он не задумываясь совершает выпад шпагой и противник падает мертвым на землю, совершенное абсолютно естественно для этих мест и никто не осуждает дуэлянтов, но кое-кому это не понравилось и молодой человек подвергся жестокому проклятию.

Представьте себе ситуацию. Вы, успешный, красивый, сильный, ничего не боитесь, пользуетесь заслуженным успехом у женщин, являетесь примером для многих и на вас хотят быть похожими молодые солдаты, но в один кошмарный день все это оказывается в прошлом. Теперь вы всего боитесь, слово честь и достоинство — пустой звук, остался только убивающий все людское страх и превращение в загнанное животное не за горами. Именно психологические ощущения героя и будут вынесены на первый план, ситуации создаваемые ему жизнью постепенно полностью уничтожат в нем остатки прежнего красавца.

Эта история не отпустит до самого конца, честно признаюсь, что я очень волновался за развязку и до последнего не мог понять замысел авторов, не хотелось верить в плохой конец, Дяченки полностью оправдали мои надежды и понять их замысел можно только после прочтения всего романа. Это одна из самых лучших книг, которые я прочитал за последнее время, до сих пор нахожусь под впечатлением от этой грустной легенды.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2015 г.

«Шрам» я прочитала после «Ритуала» и скажу вам сразу, осталась приятно удивленной. «Ритуал» показался мне легкомысленной развлекаловкой, хоть и хорошо написанной, а вот «Шрам» я таким бы не назвала даже в страшном сне.

«Шрам» это мой идеал фэнтези. Я всегда говорила, что хорошо поставленным фантдопущением можно показать что-то, что показать в реализме сложновато. Вот и эта история, несмотря на свою принадлежность к презираемому любителями высокой литературы жанру, ковырнула глубоко в мою душу, поднимая очень даже, на мой взгляд, актуальные сегодня проблемы.

Мы все живем стереотипами. Мы все подвержены инстинкту предков и частенько умных студентов называем «ботаниками», считая их гораздо хуже типа распускающих вокруг феромоны «мачо». У нас в голове есть очень даже общий, сложившийся тип «идеального мужчины», в котором нет места ни слабости, ни трусости. Мужчина должен… много чего должен.

Авторы взяли «идеального» мужчину, чуть грубияна, любимого женским полом, не дурака выпить, бесшабашного, смелого, показали его со всех возможных плохих сторон, и в то же время все же пробудили во мне, как в читателе червячка сомнения… может, все это не совсем так?

«Все совсем так», ответили авторы словами свидетеля происходящего, мага, и наказали «настоящего» мужчину необычной по своей глубине трусостью и слабостью.

Что получилось? Получилась долгая и интересная история развития характера героя.

Вместе с героем по мере прочтения меняется и отношение к нему читателя. Сначала к нему ничего не испытываешь кроме омерзения, потом омерзение сменяется сочувствуем, а к концу книги героя начинаешь уважать. Мало того, герой встречается с другими персонажами, которые, о чудо, его прежнего вспоминают очень даже с любовью. Может, и там было не все так плохо? И в конце – очень качественное замыкание истории, когда опять переоцениваешь все сделанные во время прочтения выводы.

Великолепная книга. Местами излишне эмоциональная, написанная качественным, очень хорошим языком, она заставляет думать, но в то же время ее просто интересно читать. И однозначного ответа на вопрос «а какой же тип мужчины лучше?» книга все же не дает. Раскрывая шаг за шагом характер героя, показывая его различные грани, автор показывают плюсы и минусы человеческой натуры, а так же ее разнообразия.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2013 г.

Гуард Эгерт Солль, бравый вояка любовного фронта, неуловимый и пронырливый, смелый с теми, кто не даст отпор, прекрасный физически, потомок знатного дворянского рода, честь и гордость не только семьи, но и города. Но однажды, в расплату за жестокий и необдуманный поступок, достойный истеричного юнца, неизвестный поднимает в его душе страх — тот самый страх загнанного в угол животного, страх отупевшей от ощущения опасности скотины, который он когда-то вызывал в своих жертвах. И символом этого стал шрам — знак, клеймо, язва, прорвавшая целостность личности и из раза в раз напоминающая, кто здесь лев, а кто — лань.

Сложно сказать, дал ли Привратник своей подсказкой о пяти ответах возможность исправиться, и возможно ли выправить душу лишь по мановению волшебной палочки? или же он играл с гуардом, обессиленным от надежды? Это была злая, но справедливая игра, ставкой в которой стала жизнь Тории. За что сражался, за то и умирай.

«Любить — значит, бояться» — эту простую истину авторы переводят из книги в книгу, и везде она обыгрывается по-разному. В этот раз страх за любимое, нежное, самоотверженное существо, которое почти подняло с колен Солля, оказался сильнее страха трусливого зверя.

Теперь ему не придется бояться.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 ноября 2010 г.

Из всей читанной мной литературы «Шрам» занимает одно из первых мест. Ибо книга воздействует. В эмоциональном плане это одна из сильнейших вещей вообще и в принципе. Страдания ощущаешь. Сюжет — да, не сильно запутан. Однако это же неважно. Важно — закрыл и забыл, или же закрыл и пару дней ходишь под впечатлением. Катарсис присутствует. И это главное. Дяченки создали Книгу.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2008 г.

Потрясающе! Отношения в развитии от ненависти к пониманию, от понимания к любви сложно прописать так, чтобы читалось без рвотных позывов :wink:. Насколько отталкивающее впечатление производит Солль при первом знакомстве, и как мастерски его ведут в бездну страха перед всем...Романтическое произведение в лучшем смысле этого слова. Обожаю.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2007 г.

Сильные личности, смелые характеры, красивые люди, с которыми проживаешь кусок жизни, наполненный чудовищными испытаниями. Снова главный герой поставлен в положение «выбор без выбора», что становится основным сюжетным приемом и, судя по всему, встретится еще не раз. Нет никаких сомнений: у этих авторов фантазии хватит. И действие еще не одного заклятия их героям придется преодолевать. Что ж, у читателей возражений нет. Это современная проза высшего порядка. Жанровые подходы здесь неуместны

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2008 г.

Есть такое выражение: «От любви до ненависти один шаг». А сколько шагов от ненависти до любви? Раньше такой вопрос и в голову не пришел бы, потому что мне казалось, что так в жизни быть не может. Авторы блестяще решили эту парадоксальную психологическую проблему, описав такую невероятную ситуацию с только им присущей неподдельной достоверностью. Ничего похожего я не встречала в ранее прочитанных книгах.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх