FantLab ru

Татьяна Хушкевич «Песня о море»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.70
Голосов:
46
Моя оценка:
-

подробнее

Входит в:

— антологию «Всё зеркало», 2019 г.


Номинации на премии:


номинант
ФантЛабораторная работа, 15-фантЛабораторная работа // Лучший фантастический рассказ


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Всё зеркало
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Родился человек не в своем отражении, и оказался чужаком, изгоем. А он просто другой, для другого мира предназначенный.

Если любишь, отпусти, ибо свой путь каждому предначертан и, помешав пройти его, ты отнимешь у человека возможность быть самим собой. Мама героя своей простой и любящей душой это очень хорошо поняла, поэтому и не стала допытываться, куда и с кем хочет уйти ее сын. Она просто отпустила его. Наверное, очень страшно вот так, как она, отпустить своего ребенка в неизвестность, может, даже и в смерть, с твоей стороны реальности.

Проблема инаковости очень болезненна для человеческого сообщества. Не умеем мы принимать сильно отличного от самих себя. Сразу начинается сравнение: лучше — хуже, нормальный — отсталый и т.д. А он просто другой. И мы для него такие же другие. В фантастическом рассказе герой смог уйти в мир, где стал своим. В реальной жизни всё гораздо сложнее. Уходить некуда, есть ли по ту сторону жизни иное отражение, никто не знает.

Но впечатление от истории остается светлое. Потому что мать и сына, брата и сестру связывала искренняя любовь. Разные, иные, но всё равно родные. Русалка ведь тоже была иной. Родившись не там, герой застрял между двумя отражениями, отличный от обитателей и того, и другого. Но в нем звучала песнь моря. Поэтому зов женщины моря оказался сильнее. От земных людей он отличался восприятием мира, от жителей моря — только физически. Физическое отличие преодолеть оказалось легче.

Завершилось всё неплохо. Но сердце щемит горечь утраты и тень пережитой несправедливости. С этой стороны отражения. А с другой — невозможность побыть рядом. Родные иные. Где-то близко, раз приплывает сын на зов матери, но не здесь, здесь только камешки и монеты оттуда могут быть. Мир как бы общий у двух отражений, но соседи видны лишь избранным. Однако, они всё-таки есть. И это внушает надежду.

Сумбурный отзыв ни о чем получился. но на магический реализм по другому отозваться не получается. Рассудком мы точно знаем, что море не может петь, а песнь его всё-таки звучит на другом уровне восприятия.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень правильный. О блаженном или юродивом (раньше ведь таких людей называли именно так)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Андрей никогда не понимал, почему люди обращают так много внимания на лицо и тело. У него есть ноги, руки, крепкая спина – он может плавать, долго идти или быстро бежать. Есть лицо, на котором есть глаза и брови, нос, рот, уши. Они есть, они полезны и работают – чего еще хотеть? Красота, уродство – все это оставалось вне границ его мира; пустые слова, которые ничего не означают, которые нельзя потрогать.

О жестокости людей, которые не любят все, что отличается от нормы. О любви мужчины к женщине, и того же мужчины, сына, к матери.

Человек и правда имеет две руки, ноги, глаза и уха. Он может все делать, чтобы выжить. Он обеспечивает себя едой. Он почти не требует денег (кажется мне, что соль, крупы и одежда стоят меньше, чем сумма пособия по инвалидности). Почему его не принимает никто, кроме существ другого вида?

Приятное ощущение от текста. Нет желания отмываться.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень классный рассказ. Не зарисовка, не поток сознания, не потуги наивиста, а полноценный рассказ.

Идея. Наверно хотелось доказать, что НЕтаким в нашем мире тяжело приходится и они исчезают (а мы скорее рады) и в прямом и в переносном смыслах.

Тема. ???????. Кривое отражение сына в глазах матери — это не доказательство того, что автор честно отработал тему. Скорее это предложение вызывает подозрения, что рассказ был написан ранее, или же просто на интересующую автора тему, а отражение просто дошито белыми нитками. Может быть автор имел в виду жизнь главгера, как жизнь в отражении. Или же его мысли стали отталкиваться от поверхности реки, которая поделила две жизни главгера на до и после. И он написал такой чудесный рассказ. На мой вкус тема не отработана.

Сюжет. Есть прямое, не запутанное повествование, есть интрига (кстати, соседка на пляже сыграла не выстрелившее ружьё. Я думал, что она будет как то мешать, может даже навредить русалки, пока Андрея нет рядом. Зачем она ходила на пляж?), есть грамотный и красивый язык, есть даже финал, который хоть и не до конца понятен мне (все же он утонул или уплыл с ними? Или здесь одновременно: в нашем мире тяжело тонут (или сгорел, что сбили меня с толку), а в мире отражений он открыл глаза). Но концовка меня не разочаровала, несмотря на непонятность. Похоже на открытый конец). Все есть.

Герои. Замечательные. Немного напрягают злые взгляды по деревне. Кроме пацанов, это понятно. Но взрослые со знакомыми «дурачками», а в деревне все знакомые, ведут себя по доброму. По моим крайней мере я такое видел, а обратного нет.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как я понимаю, написано по мотивам «Формы воды». Читается легко, героям сопереживаешь, характеры, кстати, ярче чем в «Форме воды». Повествование ровное, насыщенный колорит... Вообще, мне показалось, что автор ловит кайф от творческого процесса, тем непонятней мне несколько ляпов вначале текста где слишком много уточнений.

/Андрей шагал широко, с удовольствием отталкиваясь от земли крепкими розовыми пятками/ — зачем розовыми? Здесь и дорога разбита, пыль щекочет, и вода под ноги капает, а пятки розовые.

/Отдыхающая на скамейке старушка глянула на высокую фигуру неодобрительно, а после его кивка буркнула/

Отдыхающая на скамейке старушка глянула на высокую фигуру и неодобрительно буркнула:

Утяжеляют /после/, /его/, /кивка/

/Она схватила его руку, потянула влево, к летней кухне/ аналогично

Она схватила его за руку и потянула к летней кухне

/Родной дом встретил его распахнутыми створками ворот.../

Родной дом встретил распахнутыми створками ворот, понятно, что героя, не надо замусоривать /его/

Решаю -больше не буду цитировать подобных излишеств, но вот натыкаюсь / возложил груз из надежд и чаяний / — не надо /из/ устоявшийся оборот — возложил груз надежд и чаяний.

Далее все замечательно и мной проглочено до самого поплавка)))

Жизнь кажущаяся людям реальностью, для героя не жизнь, а существование в зазеркалье. Он не воспринимает это мир реальным, он отторгает человеческую озлобленность, приоритеты и уклад жизни, реальная жизнь у него начинается в тот момент, который люди бы посчитали началом отражения.

Получилась, на мой взгляд, элегия в прозе.

Мне не хватило самого малого — спокойствия матери. Находит ли она оставленные подарки, а может быть она может не только видеть сына во сне, но и рассказать читателю какую-то семейную легенду о родственниках русалках?

В общем, финал очень меланхоличный, на мой взгляд.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что неоспоримо хорошо в этом тексте, так это стиль. Богатая картинка, запахи, вкусы, причём всё естественно, без ощущения перегруженной экспозиции.

Звучит парадоксально, но, на мой взгляд, рассказ портит... фантастика. Появление русалки для меня было диссонансом. И с этого момента стало совершенно ясно, что произойдёт, особенно учитывая упоминание рыбьих чешуек применительно к герою в самом начале. Исполнено замечательно, но так банально, что зубы сводит. Идея о том, что неполноценные люди живут где-то совсем другой жизнью, конечно, не нова, и тут ей не придано оригинальное прочтение. Конфликт в рассказе скорее пассивный: герой привык к насмешкам, все обиды в далёком прошлом, никто не подстрелил русалку и т. п. Я вовсе не оспариваю право автора писать так, как чувствуется, не добавляя костылей для драматизма, но не могу не отметить, что текст ближе к зарисовке, чем к рассказу. Или это стихотворение, развёрнутое в прозе. Название «Песнь о море» добавляет очков в пользу этой версии.

В общем, мне этот рассказ кажется написанным вовсе не для нашего конкурса, потому что «Жизнь в отражении» здесь есть ну очень схематично, а скорее кусочком мозаики из другого, большого произведения. Но лукавить не буду: я получил удовольствие. Спасибо.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивый, душевный рассказ. Здорово написано, ладно, гладко... Немного сомневаюсь, что мама отпустила бы сына... Но это же сказка? Автору спасибо.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Спокойный и в то же время очень щемящий, грустный. История про любовь одиночки, не видящего разницу между красотой и уродством, такого странного для других людей и Альвы, прекрасной русалки. Казалось бы, очень банальная. Но автору удалось поделиться своим сказочными удивительным миром. Спасибо за хороший конец, я уже поверила, что Андрей умер.

Тема... Может, «Жизнь в отражении» — отражение нашего мира в подводном?

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

понравилось. у каждого героя своя судьба и свои мотивы. они составляют его и двигают. это очень хорошо.

понравилось, что нет шаблонов. даже проходной перс — сестра или отец — не шаблонны. имеют свою личность, свои особенности и их ровно столько, сколько необходимо. не больше и не меньше. это очень хорошо.

кульминация, послевкусие, красота слов и событий — хорошо.

я доволен, что прочитал это меня тронуло. да.

единственный вопрос: где тут зеркало? хоть одна из тем — где? это — расстраивает. да. но сам по себе рассказ — очень хорош.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Деревенский дурачок Андрей вылавливает в реке русалку. Она ранена. Андрей ее выхаживает. Между дурачком и русалкой возникает симпатия, которая перерастает в нечто большее. Андрей покидает мир людей и присоединяется к морскому народу. Вот, в общем, и все.

Сюжет прост и незатейлив — чужой среди своих, свой среди чужих + межвидовая любовь. Жанр, ну совершенно не мой, но текст шел очень гладко. Написано живо, особенно удались описания природы. Читаешь, читаешь и почти не замечаешь, что обе темы конкурса, как в воду канули. Хотя их и изначально в рассказе не наблюдалось.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы по задумке ничего особенного, очень сильно напомнило «Форму воды», а написано очень классно, атмосферно, зацепило прям и очень понравилось!

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже «белой вороне» нужна стая. Автору, на мой взгляд, очень хорошо удалось транслировать главного героя и окружающий мир с его точки зрения. И не очень хорошо удался конфликт. Вернее, конфликт совсем не удался, потому что его здесь нет. Можно было развернуть противопоставление Андрея и отца/брата/социума. Да той же соседки! Зачем-то ведь она в тексте присутствует. Или уйти от связки «одиночка vs. остальные» в сторону темы «мы все уходим из родительского дома» и тогда заострить внимание на каком-то поступке, который позволяет понять — Андрей вырос, эмоционально возмужал и готов принять ответственность за других. Тут, естественно, напрашивается развитие «через русалку». Допустим, рану он ей зашил, хотя она сопротивлялась и норовила ил прилепить (который помочь не мог бы). Или зелёнку не из дома принёс, а у местного фельдшера получил в обмен на услугу по его, героя, профилю. Может быть, хорошей идеей было бы завязать Поступок с социализацией. Вариантов масса, мне кажется, стоило бы над этим подумать. А так, есть стойкое ощущение инфантильности, пассивности героя, а через него — и всей истории.

Разумеется, всё вышеизложенное только моё мнение.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ихтиандр, сын мой, где тебя черти носят?!

Тема прячется где-то за приоткрытой дверью. Кто её тут заметил?

Чудо – обыкновенное, привычно-сказочное, одна штука.

Тайна – тоже подкачала, ибо ничем заворожить читателя не сумела.

Достоверность – средняя, потому что сам ГГ вне критики, а родня у него через одного неадекватная. Даже шпана местная и то логичнее себя ведёт!

Читается с напрягом, словно сам сквозь плавни пробиваешься в свой детский «штаб»…

Оценка средняя.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ожидала чего-то большего.

Вроде бы и должно было зацепить меня, как любителя романтики. Но нет.

Вроде бы и есть все что нужно и странный парень и русалка. Но...

Незнаю. Не мое. Мне не хватило глубины. Трагичности.

Хотя в целом может и не плохо, есть животрепещущие моменты, но... Без надрыва, а мне(ИМХО) хотелось бы именно его. Что бы захватило, что бы эмоции через край.

Но спасибо, все же плюсы тоже есть.

Тему увидела, за рассказ спасибо)

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо и красиво. Очень лирично, живо и видимо. Картинка, запахи, ощущения — всё на уровне.

Живые люди с прописанными характерами. Андрей, выпадающий из неуютного, не понимающего и не принимающего его людского мира, но вписывающийся в собственный, созданный для себя мирок.

Всё хорошо. Но слишком ровно.

Ближе к финалу ждала какой-нибудь трудности, препятствия, ну хоть чего-то, способного придать гладкому рассказу остроты, опасности. Но нет, всё так же ровненько. Жаль. Немного эмоциональной встряски рассказу не помешало бы.

А послевкусие, несмотря на хэппиэнд, грустное. Мелодичность повествования, наверное, сыграла, укачала на волнах.

Кстати, это плюс — написать так, чтоб ритмика текста шла в паре со смыслом, с сюжетом. Хорошо.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

*— Еще назад поддай!* — сдать назад, поддать под зад. Необоримое желание пройтись красным карандашом по всему тексту.

Длинная, очень длинная история о любви — ну допустим. Хотя, конечно, «Он чистил рыбу и видел её лицо» — это сильно. Впрочем, вкусы разные. Автору: любите русский язык, учитесь, больше читайте.

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх