fantlab ru

Алексей Иванов «Пищеблок»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.49
Оценок:
719
Моя оценка:
-

подробнее

Пищеблок

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 89
Аннотация:

Во время проведения Олимпиады-1980 в пионерский лагерь «Буревестник» прибыла «олимпийская» смена пионеров и вожатых из числа студентов. Один из пионеров, Валерка Лагунов, становится свидетелем того как другой пионер, Лёва Хлопов, пьёт кровь у спящего мальчика. Оказывается, в лагере обитают вампиры, которые днем притворяются примерными пионерами, а по ночам пью кровь. Что делать? Кому рассказать? И главное — кто поверит?

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

// Дружба народов, 2018, №11, с. 27-64. Фрагмент романа «Пищеблок» — первая часть новой книги.



В произведение входит:


7.67 (37)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 289

Активный словарный запас: высокий (3184 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Филигрань, 2019 // Большая Филигрань

Экранизации:

«Пищеблок» 2021, Россия, реж: Святослав Подгаевский



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Пищеблок
2019 г.
Пищеблок
2021 г.
Пищеблок
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Sööklaplokk
2019 г.
(эстонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Родные просторы

Алексей Иванов для меня разный писатель. Его книги, который по времени ближе к моему родному, читаются легче. Исторические его романы «Золото бунта», «Сердце Пармы» интересны, поизучал даже покорение Урала, про князя Михаила в Википедию заглядывал. Но язык в них тяжел.

Посмотрел и сериал «Пищеблок». Сразу скажу в чем отличие, и почему книга понравилась больше.

Человеку, который полдетства провел в санатории, «Пищеблок» был «своим». Очень ламповыми были рассказы-страшилки после отбоя, пионерские будни.

Отличие от сериала как раз в том, что в книге главный рассказ про советскую подростковую эпоху, и на фоне развитие сюжета про вампиров. В сериале же во главу угла поставили вампиров, всё остальное меркнет. Ну а про отклонение в сюжете и не говорю. Раз пиявцы, значит с присосками. Сразу вспомнился анекдот про собаку без зубов, которая засасывает насмерть.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эпопея с прочтением произведений Иванова продолжается, и, свой черед настал и для «Пищеблока».

Писатель определенно сделал коммерчески выгодное произведение, чему и способствует уже второй вышедший сезон сериала (я не смотрел, но удивлен, как можно эту историю растянуть на такую длительность). И сам роман написан великолепно, как и все, что я читал у Иванова, а что-то и перечитывал. Однако, почему-то, от начала и до конца прочтения я чувствовал некоторое ощущение дежа-вю. Дело в том. что у меня есть еще один автор, которого я иногда перечитываю — это мало кому (или я ошибаюсь) известная Ирина Денежкина. Сейчас она пишет сценарии для сериалов, а лет двадцать назад номинировалась на премию «Нацбест» с примерно похожим произведением про бритоголового мальчика в очках Валерочку, который, судя по рассказу «Нацбест», имел реального прототипа), и его приключения в лагере.

«Пищеблок» начинается очень бодро — со страшилок, которые черно-красной нитью вплетаются в канву повествования, раскрывая нам персонажей, причем довольно ярких и запоминающихся — это различные пионеры и вожатые образца Олимпиада-80. Что ж, среди этой веселой мишуры, вырисовывается не только мрачноватый мальчик Валера (в очках), но и вожатый Игорь Александрович, модный и молодежный, но, разумеется мечтатель и философ. Я нечаянно вспоминаю про Виктора Рахманина из хоррор-повести Успенского про пионерские страшилки «Красная рука, Черная простыня, Зеленые пальцы» с его доводами и злоключениями.

Иванов пишет талантливо, ради мрачной истории о вампирах он даже сменил локации с любимого Урала в Самарскую область, чтобы погрузить нас в страшный мир советского детства, и вызвать ностальгию у тех, кто полюбил эту эстетику сейчас. Однако, будучи взрослым человеком, он опять же забывается, и пионеры нарочито пластмассово грубят и подкалывают друг друга. Несмотря на обилие редкого фольклорного детского компонента, почему-то культура повседневности лагеря выглядит ненастоящей, хотя и интересной. Чтобы понять про быт и сленг пионеров того времени, наверное стоит почитать Козлова с его «Гопниками»\«Школой», но мы четаем не реалистичную автобиографию, а печальную и захватывающую сказку про те времена, где многие были, а многие только узнали про все это. Вампиры в романе — все та же ширма, которая карикатурно показывает нам советский идеализм через призму существ, использующих фетиш пионерии для маскировки. В то же время, бунтари-молодежь и дети до уровня уставших от советского несколько не дотягивают. зато есть драматизм и любовь, и финал, печальный, но внушающий надежду на будущее. А это уже Крапивин.

Кстати самое чуждое слово в романе — это

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
стратилат,
честное слово, очень меня при прочтении раздражало

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Чудеса в этой стране маскируются под повседневность, и наука отрицает их,

потому что иначе придётся усомниться в повседневности,

которая не может подлежать сомнению».

(А.Иванов «Пищеблок»).

----

Сразу скажу, что роман мне понравился. Прежде всего, с литературной точки зрения он практически идеален: прекрасный слог, сбалансированная композиция, захватывающий сюжет, хорошо прописанные персонажи, которым искренне сопереживаешь. Но дело не только в этом.

Чем дальше мы отходим от эпохи СССР, тем большей деформации подвергается образ первого в мире социалистического государства. Да, многие заставшие СССР что называется «в живую», вполне себе здравствуют, но за 30 лет, прошедшие с момента его распада, выросло (и более чем сформировалось) целое поколение. Поколение, для которого СССР — всего лишь страница учебника истории. А где история — там субъективность, поскольку даже одни и те же факты можно трактовать по-разному. Но даже для тех, кто жил в то время, многие факты теряют свою объективность. Ну, просто потому, что так устроена человеческая память: в молодости, как известно, и «небо голубее» и «трава зеленее», а многие события прошлого приобретают розовую окраску. Да и сам СССР был очень разный: житель Москвы или Ленинграда воспринимал действительность не так, как житель условного Мухосранска, а инженер закрытого «ящика» со спецснабжением — совсем не так, как работник условного совхоза «40 лет без урожая». Как следствие, все, связанное с СССР, все чаще и сильнее превращается в легенду и миф. И это, на самом деле — очень серьезная проблема.

Автор романа попытался показать читателю свой вариант СССР. Показать, так сказать, «от первого лица», ибо автор — ровесник и непосредственный участник той эпохи. Насколько объективной вышла попытка, каждый должен решить сам, тут подсказки не работают. По сути — это вопрос веры. Но от себя лично могу сказать, что не заметил каких-то особых перегибов в ту или другую сторону: ни огульной «антисоветчины», ни елейного восторга. Да, какие-то моменты показались спорными, но в целом, на мой взгляд, картина получилась достаточно правдоподобной (за исключением конечно же мистической составляющей). По крайне мере, ни разу за все повествование, мне не захотелось крикнуть: «Да что вы, не было такого!». Более того, некоторые моменты настолько достоверно переданы, что я порой умилялся чуть ли не до слез, — ностальгию никто не отменял.

Вообще же, мне легко было смотреть на события глазами автора: мы с ним — фактически ровесники, городские (но не столичные) жители, так же как и автор, я сразу после школы поступил в ВУЗ. Октябренок, пионер, комсомолец, детсадовец, школьник, студент — все эти этапы я прошел и испытал, что называется, на собственной шкуре. Соответственно, мне есть что и с чем сравнивать. И что вспомнить. В тот олимпийский год в пионерском лагере я правда не был, но Олимпийского Мишку в последний путь провожал. Со слезами на глазах. А такое не забывается.

Кстати, видимо для усиления объективности, автор применил довольно интересный прием. События показаны от лица сразу двух персонажей: десятилетнего мальчишки и студента начальных курсов. И хотя разница между персонажами всего около десяти лет, и это фактически — одно поколение, взгляд получился довольно объемным, можно даже сказать — стереоскопическим. Наверное, в силу возраста героев: между мальчишеством и юностью, не смотря на малый отрезок времени, пролегает целая человеческая эпоха. Соответственно и «объективную реальность, данную нам в ощущениях» пацан и молодой человек ощущают совершенно по-разному, даже будучи одним и тем же лицом. Поэтому, на одни и те же события сюжета (да и на эпоху за окном — чего уж там) читатель смотрит как бы под разными углами, что конечно же усиливает эффект восприятия.

Отдельно хочу отметить хоррорную составляющую романа. Как по мне, она вполне себе удалась. Городской и пионерский мистический фольклер тех лет — это отдельная большая тема. Все эти ужастики про «черную руку» и «гроб на колесиках» имели широкое хождение в народе, и, по сути, были неотъемлемой частью советской эпохи, удивительным образом сочетаясь с материализмом, атеизмом и строительством «светлого будущего». Жутковатые байки в походах у костра, в пионерских лагерях, в стройотрядах и прочих романтических местах тех лет помнит наверное каждый, заставший то время. Так что мистическая линия сюжета очень органически вписалась в антураж. Можно приобщиться к советскому хоррору, что называется, «а ля натюрель». Конечно, испугаться «до смерти» не получится, но свою порцию адреналина читатель получит наверняка.

Подводя итог, скажу еще раз, что роман получился интересным во всех отношениях: и с литературной, и с исторической, и с культурологической точек зрения. Могу смело рекомендовать для прочтения. Жившие тогда поностальгируют от души, не жившие — получат боле-менее объективный срез той эпохи, где-то спорный и противоречивый, но в целом — вполне достоверный.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая большая удача книги, на мой взгляд – то, что лежит на самой поверхности. Попытка оживить детские страшилки. Сама по себе вампирская тема давно превратилась в трэш. Но тут она показана глазами детей. Ну и тех, кто уже вышел из подросткового возраста, но может понять мелких. И получилась, действительно, настоящая ожившая страшилка. Из тех, что рассказывают как раз в 11-13 лет. Не верят уже, конечно, но всё равно немного боятся. И здесь тот же эффект.

И герои получились. Правда, вспоминая нас самих в том же возрасте, кажется, что мы были всё же немного другими. В чём-то умнее, а в чём-то инфантильнее героев «Пищеблока». Но это придирки. В конце концов, личный опыт у всех разный.

А портит всё попытка придать книге какую-то идейную нагрузку. Идея получилась невразумительной, неубедительной и вообще притянутой за уши. Если допустить существование таких вот вампиров, то брежневское время оказалось бы для них самым неблагоприятным. Общество обрело уже стабильность, даже чрезмерную стабильность, а люди обрели определённую внутреннюю свободу, успокоились, научились отличать правду от лозунгов и эксплуатировали друг друга только на взаимной основе. В таком обществе вампирам не прокормиться. Раньше или позже – ещё возможно.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, нашумевший роман Алексея Иванова...

Довольно остроумная идея и узнаваемая действительность.

Каждая глава предваряется эпиграфом на тему истекания кровью из советских героических песен — в основном времен гражданской войны. И это вкупе с проживанием рядом с пионерлагерем ветерана революции наводит на определенные размышления...

А еще, памятуя о названии романа, начинаешь присматриваться к персоналу «столовки» и ошивающимся возле здания собакам...

Создается впечатление, что автор ставил перед собой задачу упомянуть в романе как можно большее количество детских забав времен 80-х — то есть книга фактически становится чуть ли не справочником по подобным забавам.

В общем, если кому-то интересно, как протекала жизнь в пионерском лагере и какими шутками перебрасывались между собой пионеры подросткового возраста, то он свое любопытство удовлетворит сполна, да еще, пожалуй, к концу романа и пресытится всей этой эстетикой.

То же самое касается и излюбленных подростковых фразочек того времени.

Многие советские детские присказки, подкалывания или надписи в девичьих тетрадках вызывают радостное чувство узнавания.

Однако немудрено подустать от чтения реплик, отпускаемых не сильно обремененными интеллектом мальчишками.

Впрочем, интеллектуальная составляющая мира взрослых ушла от мира детей не слишком далеко.

Вот что рассказывает студент Игорь на «взрослой вечеринке»:

"– Димон у нас в классе самым остроумным был, – усаживаясь, сообщил Игорь. – Однажды он учительнице химии в колбу засунул собачью какашку.

Димон залился счастливым хохотом.»

Один из главных героев — мальчик с довольно пытливым умом, который ставит перед собой интересные вопросы. Он мечтает о настоящем коллективе.

«Он жалел, что нет такой особой машинки, когда нажал кнопку – и все сразу слушаются, и получается команда.»

Вместо этого он получает коллектив чисто формальный, показушный.

«Валерка обречённо торчал на лавке, не зная, чем себя занять. Товарищеским судом он был приговорён к коллективу.

А чуть позже ему объясняют, что вся пионерская движуха- это понарошку.»

«Так положено! Ты что, обиделся? Маленький, что ли? Это же всё как бы понарошку! Разные там пионерские собрания, флаги, звёздочки, галстуки – они все понарошку!»

Не буду спойлерить и рассказывать, какие необычные — вот прямо-таки мистические — события в лагере помогли ему посмотреть на это все новыми глазами...

Дальше выскажусь кратко:

Как написано: в классической манере советской литературы для подростков, простым языком, легко читается. Все «тонкие» места многократно объясняются с точки зрения здравого смысла.

Есть колоритные запоминающиеся персонажи.

Степень вовлеченности читателя в сюжет: умеренная. Все происходящее выглядит в некоторой степени остроумной игрой.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не бывает «плохих» книжек в смысле «идеологической несостыковки» автора и читателя, ибо книга — это продукция товарная и приобретается оная, и потребляется — исключительно в силу естественных потребностей организма.

Посему «ментальное несварение» возможно исключительно в силу чисто графоманских аспектов потребления: даже откровенный яд ментального противоборства воспринимается вполне себе благожелательно, ежели изготовлен талантливо и соответствует «пищевым стандартам» чтива.

Данный конкретный текст — не грешит оными мерзостями графомании, а посему — вполне даже читабелен. Негативизм восприятия базируется вовсе не на «согласии» или «несогласии» с авторской позицией, уважаемый потенциальный читатель. В нашей реальной действительности, в коей мы с тобой, волею Небес, обретаемся, уважаемый потенциальный — так много всяческих сомнений, всяческой грязи и всяческого откровеннейшего маразма, что ещё и платить свои кровные за то, чтобы затарить душу оной чернухой — это уже невероятнейший перебор.

Книжка должна нести позитив. Прежде всего. Ибо чтиво — вполне себе сродни алкоголю и табаку: море по колено именно пьяному, трезвый же — утонет даже в луже. Посему — могу лишь добавить следующее: не понимал, не понимаю, и никогда не пойму. Ибо — абсурд, однако

Оценка: 1
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

֍💔 ТУШКИ И ПИЯВЦЫ, или КРАСНАЯ ХТОНИЧЕСКАЯ НЕЧИСТЬ В РЕТРО-СЕТТИНГЕ КРОВОСОСУЩИХ 💔֍

ЦИТАТЫ:

«… он верил в красный флаг и красную звезду, в серп и молот и Гражданскую войну, в орлят, которые учатся летать, и в честный коллектив.»

(Алексей Иванов. «Пищеблок». 2018)

«Они, люди, сами виноваты. Они наплевали на тайну, скрытую в алых знамёнах и пятиконечных звёздах, в серпе и молоте. Людям эта тайна оказалась не нужна. А вампирам – нужна. Вампиры не просто обманывали и не просто пили кровь; они извратили всю суть серпа и молота, всю суть флага и звезды. Но Валерке эта суть была очень дорога. Чем ещё дорожить-то?»

(Алексей Иванов. «Пищеблок». 2018)

В 1991 году пионерия в России прекратила существование на государственном уровне: приказала долго жить. А в 1980-м (описываемое время в романе) она находилась, стало быть, «при смерти»? Не думаю так: «пациент, скорее жив, чем мёртв», ибо до его кончины ещё 11 лет, однако! Буду считать это отправной точкой, которая должна внести ясность (для меня) в роман Алексея Иванова – «Пищеблок». Судя по аннотации автора, читатель должен повеселиться с вампирами.

««Пищеблок» – простая и весёлая история о сложных и серьёзных вещах.»

На самом деле пионерия в описываемое время ещё не загибалась и не задыхалась от партийной идеологии: снимать пионерские галстуки не спешили. Даже тогда, когда пришло время их снять, многие делали это неохотно. Были и те, конечно, кто радовался, что, наконец, не нужно стирать и гладить шелковый галстук. А ностальгия по пионерии возникла довольно-таки скоро … Ибо взамен пионерской организации ничего другого детям не предложили. Вот как-то так.

***

Пионерлагерь под многообещающим названием – «Буревестник»: «Пусть сильнее грянет буря!» Олимпийская смена – Олимпийские игры 1980-го. Это был один из наиболее ярких и запоминающихся моментов истории СССР. А смена – обычная в не совсем обычном пионерском лагере. Корпуса – как пряничные домики: ажурные теремки. Мы попали в сказку? Тогда будь готов! В сказке, чем дальше, тем страшнее. – Всегда готов!

На мой взгляд, оценку советской пионерии, как и идеологии в целом, Алексей Иванов даёт с позиции себя – взрослого, способного к анализу и переосмыслению своего пионерского детства. Задним умом мы все крепки!

Эта «взрослость», идущая вразрез с детским мироощущением того поколения, просачивается в текст про детей, вызывая некую искусственность и недоверие к повествованию. У детей не возникают критические мысли об идеологии и всякой советской, пионерской атрибутике и символике. Не по «росту» пока ещё им такие мысли, как у командира IV отряда Анастасийки Сергушиной.

«– Так тут в лагере вообще одни глупости. Совсем слепой, что ли? Все эти флаги, линейки, речёвки, «свечки» – это же всё игрушечное.»

По крайней мере, образ такого мышления для пионеров – не типичный. В 80-е слишком сильна и крепка ещё была советская идеология в советских детских воспитательных и образовательных учреждениях, пока всё окончательно не развалилось с развалом Союза. А детский возраст – самый внушаемый, поддающийся любому воспитанию.

В то время ни пародировать, ни критиковать существующую реальность не пришло бы в голову большинству взрослых, не то что детей. Критическому мышлению тогда не пытались обучать. О нём даже не упоминали: не знали, что это такое.

Зато все хорошо знали, что значит понятие «дисциплина». Дисциплинированность воспитывали. И оценки за поведение ставили. И никто это насилием – вампиризмом не считал.

Ретроспективный взгляд на недалёкое прошлое часто бывает необъективным: почему-то возникает желание выразить запоздалую критику. Это немного бесит: «Дорого яичко ко Христову дню». У нас же всегда так: сначала – «Ура! Вперёд! Одобрям-с», а потом – «Всё плохо. Заидеологизированность. Вампиры. Кровопийцы».

… Книга про пионеров и пионеров-вампиров. Но вампиры – не только дети, но и взрослые: вожатые – студенты. И не только … Не покидает ощущение, которое укладывается в формулу: «Мухи – отдельно, компот – отдельно». Шикарная и довольно-таки полная художественная энциклопедия подростковой лексики того времени со всякими узнаваемыми «примочками». Детское мировоззрение обычных пацанов. Достоверное описание жизни, быта, взглядов, идейно-воспитательной работы сотрудников пионерлагеря … Автор пишет, пишет … А потом – «Обаце!!!» Надо же и о вампирах написать!..

А вампиры какие-то вымороченные: специально изобретённые под «Пищеблок». Близко не родня вампирам Кинговским из «Салема». Новая модификация кровососущих особенная: они «пляшут под дудку» писателя-затейника.

«Наверное, те, кого кусал вампир, даже не знают об этом. Вампир будто бы заколдовывает их. Или усыпляет, как доктора усыпляют больного, чтобы вырезать аппендицит.»

А ведь Иванов знает всё, что нужно, о вампирах. О том, что вампиры – это нежить. О том, что они без приглашения не заходят. О том, что укушенный сам становится вампиром … При этом он по большей части игнорирует это знание. Хотя у С. Лукьяненко в «Дневном дозоре» вампиры тоже – своеобразные.

Но для чего-то же эта хтоническая нечисть понадобилась А. Иванову. Для чего? – Это главный вопрос.

Кровь как проводник. В прямом и переносном смысле. Каждая из пяти частей романа сопровождается «кровавым» эпиграфом времён в «радиусе» Октябрьской революции и Гражданской войны. Например,

«Кровью народной залитые троны

Кровью мы наших врагов обагрим.

Г. Кржижановский, «Варшавянка». 1897 г.»

«Капли крови густой из груди молодой

На зелёные травы сбегали.

Н. Кооль, «Там вдали за рекой…». 1924 г.»

Для того, чтобы всем было понятно, что на уме у автора. Понятно, конечно, куда уводит читателя Алексей: уж больно «говорящие» эпиграфы. Героев Гражданской войны в романе не так уж много…

Все знают, что История человечества замешана на крови. Многовековая мировая история кровавых войн как конфликтов интересов, идеологий за обладание и подчинение «правильной» идее свидетельствует об этом. Мы всё ещё верим в то, что побеждает тот, у кого правда.

Ложь, искажение исторической справедливости, намеренная фальсификация и подтасовка фактов – это тот же вампиризм. И главный вампир – стратилат использует ложь, лишая пионеров истинной сути пионерской идеологии. А без идеалов ты мёртв. Словно ты стал пустым и сердце твоё не бьётся: зомби – ходячий мертвец. Зомби-вампиры – это управляемо-направляемые инфернальные сущности. Они каждое лето возникают в «Буревестнике» ...

***

Книга заинтересовала меня своей многослойностью и неоднозначностью. Да и сам автор, словно маятник, плавно качает идеи своего романа то в одну сторону, то в другую – противоположную. Только, вроде, определишься, о чём он хочет сказать, а он уже поворачивает в другую сторону. Например, крестов и нательных крестиков вампиры боятся: можно ими себя защитить от них. А потом вдруг вампир, как муху, глотает этот крестик. Есть и другие неожиданности такого рода. И много. Чтобы не быть голословной, вот ещё.

«Качели»: нормально – ненормально. Вначале Валерка уверен, что жить правильно – это не нормально. Но, похоже, он совсем запутался. По его мнению, Бекля со своими прислужниками – тоже правильный: у них свои правила. Классная авторская наводка! Кто же должен 12-летнему пацану объяснить сложности жизни и устройства мира?

Если правильным быть – ненормально, значит и стремиться не к чему. Без правил, а значит и законов, жизнь в обществе превращается в хаос: воцаряются ложь и беззаконие, а потом наступает война. Какая угодно: революция, гражданская, отечественная, мировая. Появляются реальные пиявцы – вампиры и тушки – укушенные: послушные вампирам доноры, которые питают кровососов и подчиняются их воле.

… Книга заставила рассуждать, думать, вспоминать, взмывая и опускаясь на подобных «качелях». А пишет Алексей Иванов очень хорошо: текст качественный. Особенно про пионерский лагерь – просто замечательно. Как и положено писателю, знающему то, о чём он пишет. Чем-то напоминает фильм Элема Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход запрещён» (1964). Только вот эмоции «Пищеблок» вызывает совершенно иные: словно из тебя попытались высосать энергию и память.

Замысел автора понимаю, но саму идею его – не разделяю. Не может и не должно быть общего знаменателя в «красном вопросе» исторической справедливости нашей Родины. Должно оставаться место для сомнений и даже – заблуждений. Но и этого недостаточно. Ещё должно быть место для собственных убеждений.

Не могу и разделить авторского глумления над проявлением даже не пионерских, а просто общечеловеческих эмоций: помощь и оказание внимания одинокому старику-ветерану Гражданской войны.

«Сейчас я с ними буду печь пирог с малиной, и потом у нас чаепитие в гостях у Серпа. Демонстрируем тимуровскую заботу о поколении героев.»

Эти циничные слова произносит не пионерка, а вожатая – наставница.

Демонстрируем заботу? Демонстрация! Проявление добросердечности не может быть искренним? – Это уже ни в какие ворота не лезет!

Главный герой – Валерка – одиночка: изгой. Автор противопоставляет его всем остальным. А остальные кто? – Вампиры и тушки! Ничего себе общество!!! Вот и мечется парень из огня да в полымя: между вампирами и хулиганами – Беклей и его шестёрками. Нелегко в таком бедламе сохранять свою индивидуальность. Здесь с автором трудно не согласиться.

Чтобы мальчик не утратил веру в человечность, Алексей Иванов «награждает» своего героя настоящим другом. Такой искренней дружбе вожатого Горь-Саныча – студента, отбывающего практику в «Буревестнике», и пионера-пятиклассника можно только позавидовать. Сюжетная линия дружбы и «спасения человечества» от вампиризма – мощный стержень, на котором держится «Пищеблок». Это – не ЛВПГ, всё-таки.

«Через рукопожатие будто прострелила горячая искра. Валерка верил, что ГорьСаныч – надёжный друг, он не подведёт, и потому Валерка тоже не подведёт ГорьСаныча. Таких друзей у Валерки ещё никогда не было.»

… Несоветской молодёжи, наверно, будет не очень интересно. Современный детский оздоровительный лагерь разве можно сравнить с пионерлагерем? – Заблуждение, если кто-то думает, что похоже. В «Пищеблоке» сильны ностальгические мотивы для советской молодёжи.

Не все смогут понять то время, в котором не жили. Им ближе и понятнее Хэллоуин, чем Пионерский костёр и трудовой десант, помощь старикам-ветеранам, нормативы ГТО ...

Сюжетная линия о пионерах-вампирах для неискушенного читателя – своего рода замануха для развлечения. Чтобы читали все: коммерческий проект. А люди старшего поколения разберутся, кто вампир, а кто тушка (жертва).

Что же остаётся в конце концов? – Остаётся последний оплот: Вера. И символы Веры: Святая вода, Храм Господень, Святое распятие. Золотой крестик у Анастасийки и серебряный – у кривой бабы Нюры: спасение от пиявцев-кровососов. Это тоже символика. И отнюдь не игрушечная, когда есть Вера.

И Валерка, наконец, говорит о значимости и важности советской символики. Точно также, как сегодня мы говорим о ценности символики Российской: герб, флаг ..

.

… Вампиры – они ведь не только кровь сосут, но и, оказывается, – веру в идеалы …

P.S.

Мать любит своего ребёнка всяким: больного, увечного и даже преступника. Для ребёнка мать – это святое. Дети не вправе осуждать своих родителей, какими бы они ни были. Это закон христианской морали и нравственности.

Родина – она тоже мать. Мы знаем её историю … Но нас учили любить свою Родину. Со всем её прошлым. Любовь – не рациональна. Она – не выбирает. Иначе, какая же это любовь?

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел с большим удовольствием. Во-первых все узнаваемо, прошлое описано без малейшей фальши.

Сюжет интересный, разработан.

Но самая большая удача автора — в описании мыслей и поступков главного героя (примерно как в «Оно» у Кинга — часть описывающая героев детьми и делает книгу большой литературой).

Безусловно, набегут Свидетели Совка (уже набежали судя по отзывам). Будут кричать про «антисоветчину» (как будто это ругательство, а не комплимент), усмотренную в романе, и что там еще шепчут их неуспокоившиеся души райкомовцев.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Талантливая “пионерская страшилка”, развитая в сюжетную интригу романа. Основная сюжетная линия, вплоть до финала, имеет незначительное влияние на произведение. Здесь ностальгия, детская драма, мелодрама, романтика. Линия ужастика присутствует, но обретает вес лишь к развязке. В развязке тема вампирской саги, становится, пожалуй, даже слишком банальной, однако автор вытягивает произведение неожиданным финалом.

Литературные параметры произведения хороши. Несмотря на сложное сплетение жанров, сюжет остаётся линейным и увлекательным. Сцены и диалоги хорошо продуманы, радуют колоритом и аутентичностью эпохе. Персонажи яркие, живые и динамичные.

Произведение понравилось, так же, ненавязчивым абсурдом сплетения материалистического антуража пионерлагеря, с мистикой вампирской саги. Даже заставляя атрибуты советской идеологии быть, фактически, признаками кровавых ритуалов вампиризма, автор не может скрыть ностальгии по той эпохе, заражая ей и меня.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

По отзывам, у меня сложилось впечатление, что многие настолько заострили внимание на «демонизации автором Советского Союза», что не заметили основной посыл романа. А основной посыл вовсе не в том, что «коммунизм — плохо, демократия хорошо». Основной посыл заключается в том, что «насильно мил не будешь» и все попытки принудительно навязать «коллективизм» рассыпаются в прах.

Главный герой, пионер Валерка, никак не может вписаться в коллектив. Его собственный отряд, с которым он постоянно находится в кругу общения, кружки, которые он посещает, и даже взрослые воспитатели, окружающие его — никто не воспринимает его всерьёз. А ведь Валерка вовсе не плохой парень, не странный, не безумный и не пытается избегать общения с другими людьми! Напротив, он всячески старается влиться в каждый коллектив и найти настоящих товарищей. Вот только «коллектив» его каждый раз подводит, когда в самый трудный момент не находится никого, кто мог бы его поддержать, и все от него отворачиваются.

И, собственно говоря, об этом и книга, в первую очередь. О том, чтобы найти настоящего друга и товарища, которому можно будет доверить свои секреты и свою спину. И как бы ни старались пионер-вожатые распихать всех детей по кружкам, секциям и отрядам, но это не делает их друзьями и товарищами — лишь временной компанией до окончания лагеря и не более. Роман о том, что настоящий коллектив может быть построен лишь вокруг людей, которым действительно важна судьба друг друга.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Имя Алексея Иванова сейчас у многих на устах. По его романам снято несколько удачных экранизаций. Совсем недавно наткнулся на сериал по его роману «Пищеблок», и решил прочитать перед просмотром. Иванов – писатель крайне разносторонний, и ранее у него я читал лишь «Географ глобус пропил». В этот раз автор решил порадовать нас историей о вампирах в пионерлагере. Название у романа говорящее, и в свете вампирской тематики приобретает совершенно другой смысл.

На дворе 1980 год. Лето. Олимпиада в самом разгаре. Действие происходит в пионерском лагере «Буревестник». Главных героев целых два. Игорь – студент, приехавший в лагерь поработать вожатым. Это романтичный парень, мечтающий о путешествиях. Валерка Лагунов – обычный мальчишка-пионер, ищущий себя и мечтающий о настоящем коллективе. Смена начинается как обычно, без особых происшествий: пионерские лозунги, детские перепалки, линейки и т.д. Однако вскоре Валерка замечает, как его сосед Лёва Хлопов пьёт кровь у одного из мальчишек. Никто не верит Валерке, а тем временем в лагере становится всё опаснее и опаснее, ведь палатка из простыни не самая лучшая защита.

Завязка весьма неплоха, не смотря на кажущуюся простоту. В романе нет сверхсложных философских размышлений. В нём есть всего понемногу, что в свою очередь складывается в весьма удачное художественное полотно. В первую очередь «Пищеблок» о дружбе и роли коллектива. Этот мотив раскрывается через Валерку Лагунова. Он отчаянно хочет быть частью коллектива, да и коллектив в принципе не против. Только Валерку не покидает ощущение, что все не настоящее, весь дух коллективизма наигран. Ребята играют в футбол и посещают кружки не потому, что искренне этого хотят, а потому что так нужно. И дружбе Иванов противопоставляет как раз идеологию. На дворе 80-е и коммунизм уже потихоньку умирает. Вампиры как раз и представляют собой аллегорию на коммунизм. Даже в голове у мальчика Валеры проскакивает временами мысль, что тут что-то не так. И дело не только в вампирах – с самим лагерем что-то не в порядке. Советская культура ещё есть, а вот идея уже потеряна. Вампиры, чтобы не привлекать к себе внимание, ведут себя как образцово-показательные пионеры и комсомольцы. Ещё мне понравилось, как умело Иванов поиграл с вампирскими легендами. В совершенно новом свете предстаёт звезда, серп и молот, красный галстук и т.д.

Сюжет романа увлекателен и динамичен. Вместе с Валеркой и Игорем мы попытаемся разгадать тайну вампиров и их «тушек». Не стоит забывать о молодости ребят. Игорь влюбляется в вожатую Веронику, попутно уводя её у жениха. Валерку также не минуют амурные дела. Тем важнее разобраться с таинственным стратилатом, обращающим ребят в кровососов. Одно дело, когда на кону собственная жизнь, и совсем другое – жизнь любимой.

Никуда не делись и пионерские будни. Описание буквально наполнено ностальгией. Я в отличии от автора не застал тех времён, но представление о детских лагерях всё же имею. Читая о весёлых проделках, осознаёшь, что практически ничего не меняется. Всё так же ребята по ночам мажут друг друга зубной пастой, девочки меняются «анкетами», а пацаны борются за самое крутое место у окна. Действительно история циклична!

Пишет Иванов круто: ярко, образно, очень атмосферно и в то же время просто. Даже диалоги стилизованы под разговоры студентов и ребят-пионеров.

Итог: Отличный крепкий роман, способный на пару вечеров окунуть в летнюю советскую историю. Особо страшных моментов здесь практически нет, поэтому по жанру роман ближе к магическому реализму, чем к ужасам. Может стать отличным вариантом для с знакомства с творчеством Иванова.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочёл с интересом. Можно сказать, с нарастающим. Когда-то я с таким же интересом проглотил достаточно спорную книгу Иванова «Блуда и МУДО», и вот, тема детского воспитания снова всплывает в творчестве писателя...

Никакой ностальгии по лагерному пионерскому детству, о которой дружно пишут все прочитавшие, «Пищеблок» мне не навеял. Наверное, потому, что сам я отбывал срок в пионерлагере за дюжину лет до олимпийского восьмидесятого года, в значительно более кондовые идеологически времена. В пионерлагере моего детства было настолько скучно, что я практически ничего не могу о нём вспомнить, кроме ненавистного утреннего вставания с зарядкой и поднятием флага, ночного обмазывания друг друга зубной пастой и разучивания песни почему-то про Эльбрус, который «красавец» и «могучий». Я там даже ни в одну девочку не влюбился, хотя в те времена влюблялся обычно раза по три за год… А, мне ещё подарили большой красивый мяч, убей, не помню, за победу в каком конкурсе. Наверное, поэтому я не согласен с теми, кто пишет, что роман «весёлый». Да, местами я улыбался, пару раз хохотнул, но книга, скорее, грустная.

Не заметил я и никакого провисания сюжета в моментах, касающихся вампиров, по сравнению с описанием реальной жизни вожатых и их подопечных, на что жалуются некоторые рецензенты. Все цельно, органично и убедительно.

Не скрою, одной из причин моего внимательного чтения было желание узнать, как Иванов объяснит своих вампиров, не боящихся солнечного света. Уж чего только про свойства и особенности поведения кровопийц писатели и сценаристы не придумывали… Что ж, генезис вампиров «Пищеблока» Иванов обосновал вполне правдоподобно.

А ещё рецензенты сетуют, что выдающийся писатель Алексей Иванов написал не очень выдающуюся вещь, вот мол, был у него «Тобол», а это так, что-то проходное. Да, автор, не оригинален в проведении аналогий между мертвечиной идеологических ритуалов и жёсткими правилами мёртвого вампирского сообщества. Но, может быть именно сейчас стоит напомнить о гибельности экстаза подчинения? Да вовсе и не педалирует Иванов эти аналогии, не навязывает... Кому надо – заметят, а незаметившие – будут просто читать занимательную историю смертельной подковёрной схватки, развернувшейся в пионерском лагере «Буревестник» на берегу Волги.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Алексей Иванов — лауреат множества премий. Автор прекрасных книг — «Как географ глобус пропил» (но фильм — полный караул), «Вилы», «Тобол», «Дебри». И вот лауреату захотелось лавров Стефани Майер — родился очередной вампирятник с приправой из убогой антисоветчины (лауреату, похоже, в пионерском лагере сильно доставалось, если он в нем конечно бывал). Вышло хило, слабо и убого. Полное разочарование в авторе

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала отзыв по книге: сразу видно что автор книги очень не любит советскую идеологию и ее ритуалы будь то атрибутика/речевки и т.п. особенно ярко эта нелюбовь к идеологии проявляется при разговоре

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Игоря и уже вампира Вероники, когда она ему объясняет что это быть вампиром и как она относится к стратилату, тут прям напрашивается сравнение с государством и личностями, которое государство перемалывает а эти личности с промытыми мозгами сами с радостью идут на убой

Я во времена своего детства в пионерлагеря/летние лагеря не попал, поэтому не знаю как притираются между собой достаточно большие коллективы незнакомых ранее детей, но как то слишком уж хамовато/агрессивно выглядят у него дети, всякое случалось, но в книге слишком уж преувеличено это все.

В остальном же, читается достаточно бодро, сюжет не провисает, и вполне достойный открытый финал, из которого можно вытянуть и продолжение при желании.

По книге моя оценка 6 баллов.

Теперь небольшой отзыв по еще выходящему сериалу по данной книге: НЕ понравилось от слова совсем: актеры (особенно дети) но и те кто играют пионервожатых то переигрывают то недоигрывают, вообщем игра актеров плохая, во вторых совершенно ненужные и не к месту примененные спецэффекты, музыкальное сопровождение сериала, он же саундтрек — тоже не в тему совершенно, ну и наконец:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
от пионеров — комаров, с их языками хоботками я, уж извините за подробности, РЖАЛ КАК КОНЬ
Оценка сериалу — не больше 3. С Вамирами средней полосы, не сравнить вообще....

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

На днях очередной раз показывали в телевизоре «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». И очень захотелось еще чего-нибудь летнего, солнечного и про пионерский лагерь. И я вспомнила про «Пищеблок». Книжка издана еще в 2018 году, по ней даже сериал успели снять, а я что-то долго обходила ее стороной. Ну, потому что, с одной стороны, мне не очень симпатично то, что пишет Иванов (по разным причинам), разве что «Псоглавцы» понравились, которые, наверное, самый нетипичный для него роман. С другой — тема вампиров меня привлекает еще меньше. Но тем не менее, «Пищеблок» оказался внезапно вполне годной и вполне летней книжкой, хотя и не без минусов, о которых позже.

Сюжет, наверное, всем давно известен (да и аннотация – сплошной спойлер), так что буквально пара вводных фраз, которые вряд ли кому-то испортят интригу. Пионерский лагерь. Олимпийское лето 1980 года, прекрасные, спокойные и счастливые «застойные» времена. Однако мирная и расслабленная лагерная жизнь оказывается вовсе не такой уж безмятежной, как кажется поначалу. В лагере обнаруживаются вампиры, на которых по разным причинам почти никто не обращает внимания, кроме нескольких человек, для которых эта смена становится настоящей проверкой на прочность.

В отзывах не раз читала о том, что стоило бы убрать вампиров из этой книжки, и не много бы она при этом потеряла. И да, и нет. В общем-то первая примерно ее треть – вполне реалистичная история о жизни в пионерском детстве, ничем не омраченная, если не считать несколько навязчивую нелюбовь автора к советскому обществу в целом и его условностям в частности, которая сквозит в каждой мелочи. Кроме того, мне кажется, что описание лагеря и в особенности его персонажей скорее соответствует концу 80-х, чем их началу. Но даже это книжку не сильно портит, потому как общая атмосфера летнего лагеря, галстуки, линейки, кружки, «друзей полный вагон», купание в речке, и прочие радости и проблемы незамысловатого советского пионерского детства все равно ностальгически прекрасны. И ограничься бы Иванов только анализом взаимоотношений в коллективе, книжка все равно бы читалась, и возможно даже большим числом народа. Но тогда она не стала бы модным чтивом. А вампиры добавляют ту самую нотку сюра в обыденность, которая обеспечивает книжке современное звучание (хотя не уверена, что постмодернизм все еще в моде). Но в то же время, эта составляющая и несколько принижает попытку мальчишек справиться с вечным злом. Словно любые честные и храбрые поступки возможны только в иллюзорном мире, а в реальном проще закрывать глаза и обходить стороной.

Как ни странно, с «Добро пожаловать…» у этой книжки довольно много общего. И там и там, в основе ироничная насмешка над формализмом обычаев пионерского лагеря, но только мне кажется, что в нашем старом фильме это сделано куда более тонко.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх