fantlab ru

Карл Саган «Контакт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Оценок:
436
Моя оценка:
-

подробнее

Контакт

Contact

Роман, год

Аннотация:

В обсерватории «Аргус» в Нью-Мехико поймали послание с Веги. Это чертежи некой машины и описание технологии её сборки, но в послании нет ничего о предназначении или принципе действия. Сборка машины началась одновременно в СССР и США, включение состоялось в последние дни декабря 1999 года. Оно принесло удивительные результаты.

© Ank

Входит в:

— журнал «Visions, Spring 1987», 1987 г.


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1986 // Дебютный роман

Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2007 // Переводной роман или сборник (США)

Экранизации:

«Контакт» / «Contact» 1997, США, реж: Роберт Земекис



Похожие произведения:

 

 


Контакт
1994 г.
Контакт
2005 г.
Контакт
2018 г.
Контакт
2021 г.

Периодика:

Visions, Spring 1987
1987 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Contact
1985 г.
(английский)
Contact
2019 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот отзыв можно было бы назвать «Бог из машины, или Машина от богов». Он содержит частичное раскрытие сюжета, иначе я бы не смог выразить отношение к роману.

Несколько раз я с большим удовольствием смотрел одноимённый фильм 1997 года. Узнав, что кино поставлено по книге, захотел познакомиться с первоисточником. Был очень доволен при покупке бумажного издания. Когда пришла очередь этой книги, прочитал «Контакт» дней за пять. Увы, по итогам я разочарован, хотя в процессе чтения мои оценки доходили до «хорошо».

Слой первый. К форме романа у меня претензий нет. Насколько я могу судить, он написан в классических традициях, с описанием детства и взросления главной героини, с краткими историями некоторых других персонажей. Мне показались неуместными только торговля коноплёй и «диснейленд для взрослых». К русским автор относится в целом положительно, хотя без некоторых штампов не обошлось.

Слой второй. В плане содержания моё возмущение экспоненциально возрастало к концу произведения, поскольку постепенно достоинства классического романа переходили в недостатки. Финал почти приторен: главная героиня примиряется со своими родителями, хочет выйти замуж и родить ребёнка и чуть ли не собирается стать основательницей новой религии. Это так авторы Послания хотели приободрить человечество? Получается почти как в той шутке, что «скорее нас спасут инопланетяне». Но они же сами и устраняются. Зачем тогда всё это? Не так плохо, если бы роман на этом закончился. Но нет, на последней странице героиня получает доказательство того, что Вселенная создана искусственно.

Вот и книга кажется чересчур искусственной. Чего хотел автор? Примирить науку и религию в рамках деизма? Поддержать сразу феминизм и «традиционную семью»? Пропагандировать международное сотрудничество и частную инициативу? Побороться «за всё хорошее»? Мне непонятно. Перечитывать не хочу. В итоге экранизация оказывается лучше тем, что в ней отсутствует мораль в лоб. Или я что-то забыл про фильм?

Оценка: 5
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совсем недавно я закончила читать книгу,называемую «Контакт» писателя-учёного Карла Сагана,по которой был снят оскароносный одноимённый фильм (кстати, одна из моих любимых кинолент). В ней рассказывается,как женщина-радиоастроном поймала закодированный сигнал со звезды Вега,который,после расшифровки оказался инструкцией по созданию неведомой машины.Чем будет эта машина?Машиной Судного Дня?Вратами в иной мир для захватчиков?Звездолётом,приглашающим землян в космос?Или земляне так и не смогут ею восползоваться?Ответ на этот вопрос мы получим в самом конце книги,а на протяжении всего повествования автор будет освещать все события,которые будут происходить на Земле от самого приёма сигнала до непосредственной постройки машины.Действие романа начинается в период Холодной войны,и заканчивается в наши дни,но автор предлагает иное развитие событий,которые произошли непосредственно из-за того,что человечество, находящееся под угрозой ядерного самоуничтожения,друг осознало,что оно не одиноко во Вселенной.Что расовые различия стираются,когда узнаёшь,что все мы земляне и что мы едины перед лицом внеземного разума.Страны заключают мировые соглашения,конфессии и философы пересматривают основы своих концепций,люди всё чаще смотрят с трепетом в космос...

Вот о чём эта увлекательнейшая книга и прекраснейший фильм с Джоди Фостер в главной роли.Если не хотите читать книгу,то тогда посмотрите фильм,если вы его ещё не видели-не пожалеете

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

На эту книгу мне тяжело писать комментарий.

Прочитав 2 части из 3, я хотела ее уже бросать — нудно, затянуто, полно разнообразных философско-социальных размышлений о человеческой природе и несовершенстве этого мира, дискриминации, войнах, гонке вооружений... Добавьте бесчувственную героиню, которая даже к работе относится без страсти, а любовь выражает словами «нравились его феромоны» и... В общем, держалась я чисто на упрямстве.

А вот заключительная, 3-я часть, вызвала сплошной восторг! Наконец сюжет сдвинулся с мертвой точки, Элли обрела толику человечности и забрезжал некий посыл, смысл, который автор пытался озвучить, написав роман!

В целом, книга весьма самобытная, умная и «непустая», но в художественном плане очень уж неровная, начало и середину надо просто пережить, сцепив зубы.

Мне понравился конец, профессиональный подход автора, который и сам далеко не профан в асторофизике, и пишет о том, что знает, и некоторые мысли Сагана, которые захотелось обдумать в тишине и покое. Не понравилось то, что художественным произведением это назвать тяжело. ИМХО, лучше бы автор просто выпустил научно-популярную книгу, где говорил бы с читателем напрямую, без посредничества слегка деревянной Элли. Ну... Или не стоило ему подымать вопрос о любовных привязанностях героини... Потому что «феромоны» — это странно. Как и:

"– А любили? – деловито и прямо спросил он.

– Так, наполовину, с полдюжины раз. Но… – она отвела взгляд к ближайшему телескопу, – шума было много и сигнал было сложно выделить.»

И еще, это фантастика «ближнего прицела», написанная в 1985-м, но описывающая период 1988-2001 гг. В двух словах: не угадал ( а ведь именно Сагану мы обязаны, скажем, термином и понятием ядерной зимы). СССР все еще существует, Луначарский умеренно диссиденствует, за ним таскаются «няньки» из КГБ, Элли возит за собой чемоданчик с телетайпом, снимает путешествие на магнитную пленку... А вот от устройства, которое распознает и отключает звук телевизора во время рекламы я бы не отказалась... Эх, не тем занимаются наши ученые!... Дайте два!!!!! :-)

В общем, была бы это научпоп-книга, поставила бы 10. А за художественное произведение — только 8 баллов.

ЧИтать ли? Да, читать! Но запаситесь терпением...

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравились первая и последняя части книги, а вот середина о постройке машины показалось очень занудной.

Но я всё простил автору за гениальную идею с числом «Пи». Мысль о том, что в мировых константанах (тоесть в самой сруктуре вселенной) может быть закодировано послание от сверхразума-демиурга произвела очень сильное впечатление. Очень жаль, что в фильм не вошла. Впрочем фильм и книга это совершенно разные сюжеты. Земекес просто оттолкнулся от книжной идеи.

Чего я не понял, так это где skour здесь религиозную агитку нашёл. Элли как была атеисткой так и остаётся. Сверхразум (сверхцивилизация) отнюдь не тождественен богу. А уж упрекать всемирно известного учёного в антинаучности это не в какие ворота. Хоть бы данные автора в разделе прочитал что-ли.

Так же не понял где kim the alien нашла в фильме странствующий по вселенной после смерти разум. Я при просмотре явление покойного отца героини сразу воспринял как инопланетянина принявшего извлечённый из памяти Элли облик.

Что хотели веганцы то же понятно и в книге и фильме. Показав людям существование других, они позволяют землянам осознать себя как единый биологический вид. Но для полноценного контакта человечество ещё не готово. Именно по этому ведущий на Землю канал временно блокируется.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная книга, рассчитанная, увы, не на массового читателя. Темы, затронутые в романе, актуальны во все времена. Открыть разум (если такой имеется) прекрасным идеям и фантазиям известнейшего популяризатора науки, всмотреться в своё невежество, сбросить путы религиозной кутерьмы и бренных ценностей – вот к чему призывает Саган. Бесконечный романтик, он ищет себя наравне с читателем. «Контакт» — роман о человечестве, которое силится понять сложные вещи… но никак не постигнет простые.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Похоже, в НФ сформировалась оптимальная модель Контакта, — такой, как её удалось разглядеть из ушедшего в минувшее ХХ столетия.

Непременный приём радиосигнала от Внеземлян, и с обязательной его успешной расшифровкой. Дальше — по сценарию либо дружественного, либо — враждебного Контакта. Достаточно вспомнить оптимистические версии Фреда Хойла «Андромеда») и Джеймса Ганна («Внемлющие небесам»), — осуществлённые с помощью внеземного «софта» Чужих.

Карл Саган внёс свою лепту в позитивную модель Контакта. Но всегда в подобных произведениях остаётся недоговоренность и неопределённость: что в итоге принесёт межзвёздная связь? Бездны могущества? Или — бездны иного рода...

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на мою личную высокую оценку, к роману можно предъявить целый ряд претензий. Это и затянутость в начале, и тяжеловесность текста, и фокусировка на таких моментах, которые только отвлекают от сюжета. Да и по три цитаты возле каждой главы разве что автора возвеличивают — как читателя, но не как писателя. Ну и конечно, множество научных фактов, поданных таким образом, что неподготовленный мозг едва ли выдержит. Это касается не только естественных наук, но и гуманитарных, и теологии, за что автору, конечно, респект, но мне, например, было скучно читать, как главная героиня спорит с двумя верующими оппонентами. Скучно не столько из очевидности предъявляемых доводов, сколько из наивности... не знаю, может быть, даже автора — что подобных людей в принципе можно вот этим всем убедить.

Собственно, к главной героине тоже есть претензии. Она, конечно, таки мечта технаря-нерда: разбирается в науке, любит неортодоксально мыслящих, готова к свободным отношениям и не стремится под венец, при этом всё же нуждаясь в поддержке и утешении. Но по сумме всего этого некороткого текста мы мало что реально о ней узнаём — только дискретный набор сухих фактов и программ поведения. Иными словами, мы имеем хорошую функцию протагониста, но не имеем характер, который развивается. Впрочем, в качественной фантастике как раз таки достоевщина -- это лишнее.

Ну и самый конец, с расшифровкой числа Пи, подкачал. Ну не вставляет. После всего предыдущего — ну никак. В современной теории хаоса и фракталов есть гораздо более интересные «послания».

И всё-таки произведение оставляет на душе явственный катарсис. И я даже не знаю, что здесь сильнее, текст или сама личность автора. Теперь он сам, уже двадцать лет, как далеко — словно внеземная цивилизация. Так что невольно испытываешь стыд перед ним за себя и за своё человечество.

Говорят, что произведение очень реалистично и многое предсказало; однако не в этом его ценность. Как раз наоборот, бросается в глаза его наивность и то, как много предсказать не удалось. Ладно, 2000 год, плёночные кассеты, предположим. Но сверхпроводящий миникомпьютер... но космические отели и хосписы... но суперобъединение... кстати, упомянутая теория Калуцы-Клейна вроде бы оперирует 5-ю измерениями и давно опровергнута? 11-ю измерениями оперирует теория суперструн, которая не упоминается вообще, хотя к восьмидесятым годам уже существовала. Это ляп, или у Карла Сагана были сомнения по поводу этой новомодной теории? Впрочем, это всё детали. Удивительно целое -- каким незыблемым казался мир и его прогресс ещё какие-то тридцать лет назад. Автор не собирался рисовать апокалипсисов и антиутопий. Но как же легко он полемизирует с религиозным фанатизмом и национал-милитаризмом всех мастей, не брызгая слюнями, улыбаясь, кастуя заклинания добра прямо в лоб тем, кто по ту сторону книги, и тем, кто по эту. Жалко, что по эту сторону книги адресатов слишком мало. Да, этот роман можно называть утопией. Самой реалистичной из утопий. Это роман не о несбыточном, но о несбывшемся. О самом очевидном из небывалого. Осколок последнего научного оптимизма человека, жившего в одном веке с Эйнштейном, Шрёдингером и Хабблом. Может быть, он ещё послужит нам моделью, когда мы сами будем пестовать неокрепшие внеземные цивилизации. Если доживём.

И очень хорошо, что нету здесь мелодраматических соплей. Однако, если Вам покажется, что произведение сухое, Ваш телескоп просто не настроен на нужную частоту. Роман полон переживаний, и эти переживания выходят далеко за пределы одной личности. Это странно, когда главным героем является всё человечество -- непривычно для нас, привыкших к ксенофобии, неспособных сопереживать тем, кто не с нашего раёна. И чтобы сконцентрировать её для неподготовленного читателя, автор выбрал пять пилотов, пять личностей со своими равноправными и очень разными историями. Возможно, поэтому — и затем — главная героиня кажется блёклой. Настолько, что создатели одноимённой экранизации перевернули всё с ног на голову — сделали её романтичной молодой Джоди Фостер, с эффектным ухажёром и постельными сценами — и зарубили на корню весь космополитизм. На самом деле Элли не главнее Ватсона в книжках о Шерлоке Холмсе. Она — лишь точка зрения, чтобы читателю было, к кому подключаться. И пусть её личная драма практически выливается в венец книги — этот венец, что удивительно, не переворачивает всё, а лишь уступает слово всему сказанному до этого: что бы то ни было, драма человека — всего лишь песчинка среди множества ей подобных. И драма человечества такова же. А уж про драмы различных государств и говорить не стоит.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень посредственный роман. Скучное и заунывное начало и середина, переполненное не нужными деталями и некрасивыми описаниями. Плоские метафоры. Персонажи неживые и неинтересные. Банальные и узколобые споры христьян и учёных. Был бы буддизм, например, и наука, то роман уже выходил на куда более высокий и интересный уровень. Фантазия не знающая границ — Нигерия с претензией на могущество и выходец из этой страны гений, нобелевский лауреат, Ньютон 21 века!

Спасибо что нет гомосексуализма. Второй несомненный плюс это не самый большой объем романа, хотя мог бы быть и раза в три меньше. Какие цели проследует автор эгалитаризм? Прикрытый добродушным и наивным пацифизмом! Первый и слава богу единственный роман автора , ставший известный только благодаря экранизации. Карл Саган, кто он? Не писатель , не учёный, а популист, и быть популистом у него получается лучше всего.

Фильм снят с некоторыми изменениями от сюжет книги, и изменения эти в лучшую сторону. Фильм действительно получился очень качественный в отличии от книги.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, безусловно, своего рейтинга стоит. И фильм, по нему снятый, хорош.

По воспоминаниям Кипа Торна (одного из лауреатов Нобелевской премии по физике 2017 г. за открытие гравитационных волн), при написании этого романа Карл Саган обратился к нему за советом, как сделать наиболее научно корректным использование в романе чёрных дыр для быстрых и далёких путешествий в космосе. Торн дал своему другу несколько советов, которые Саган учёл в своём романе.

Но сам Торн пошёл дальше — он вместе со своими учениками исследовал пригодность для этого т.н. червоточин Фламма, и обосновал способ стабилизации этих изначально неустойчивых образований. А затем они пришли к выводу, что такая червоточина может быть превращена в Машину Времени. При этом им очень помогли некоторые факты и мнения от коллег-теоретиков.

Как создать червоточину Фламма — неизвестно по сей день. Хотя она удовлетворяет уравнениям ОТО, и даже есть теорема, по которой для её создания достаточно непрерывной деформации пространства-времени без возникновения сингулярности, сценария её создания пока нет. Может, это и к лучшему — пока мы живём, в социальном смысле, в дикой Первобытной эпохе капитализма, когда опасность ядерной войны всё ещё существует, и даже возросла. Зачем нам «обезьяна с гранатой», которая может взорвать весь мир?

Некоторые вопросы создания червоточин Кип Торн назвал «сагановскими». Так что и за книгу, и за идею — спасибо, автор!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень долго (наверое года с 97-го, когда посмотрел фильм) хотел прочитать книгу. К сожалению в бумажном варианте так и не попалась, прочитал в электронном (не очень мной любимом, но зато доступном). Тот случай, когда замечательный фильм на глазах тускнеет на фоне великолепого первоисточника. Теперь как-то и пересматривать не очень захочется, вспоминая, как Земекис безбожно обкорнал путешествие на Вегу да и вообще... Конечно трудно передать на экран всю философскую и психологическую глубину размышлений, поэтому и столько неудачных экранизаций Кинга и других мастеров психологической прозы. Для меня роман Сагана встал в один ряд с лучшими образцами мировой НФ рядышком с Кларком, Хайнлайном, Саймаком, Азимовым и другими столпами НФ. Описывать роман смысла нет, тут и до меня довольно много написано, просто прочитайте — не пожалете, если конечно вы уважаете смысловую, сюжетную, глубокую по содержанию фантастику. Любителям экшенов просьба не беспокоиться.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смотрели фильм? А теперь прочитайте книгу. В книге вещи раскрываются немного иначе, входит множество интереснейших рассуждений. А одна из замых загадочных идей вообще в фильм не вошла.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сколько ангелов может поместиться на конце иглы? Сколько звезд на небе? Сколько песчинок на берегу океана? Все эти вопросы могут стать проблемами одного порядка: и для человека, посвятившему жизнь поискам ответов на них, зачастую не хватает времени – ни на себя, ни для своих близких, ни для любви… Для астрофизика Элли Эрроуэй момент истины наступает, когда она получает такой вопрос всей жизни (Послание с Веги) и теперь от неё самой требуют ответов: кто автор Послания – Бог или Дьявол?...

«Контакт» — первое и единственное художественное произведение астронома Карла Сагана, ученого с внешностью кинозвезды, получившего известность в качестве автора – популяризатора науки. Обладая способностью считать не только звезды на небе, но и доллары на банковских чеках, и получив небывалый для литературы 80-х годов задаток в два миллиона, Саган не подкачал – тираж его романа за первый год превысил полтора миллиона экземпляров, премия «Локус» 1985 года в категории «Дебютный роман», последующая удачная экранизация. Что же такого в одном из самых коммерчески успешных фантастических романов?

На самом деле, это довольно прямолинейная и даже, можно сказать, в определенном смысле одномерная книга, в которой Автор идет напролом. Тут нет ни скрытых смыслов, не особой интриги, ни интересных приключений. На удивление много усилий Автор затратил на описание психологии и переживаний персонажей: иногда получалось удачно, но зачастую нарочито гипертрофировано. Интересно, что идею ретрансляции земной передачи 30-х годов, с которой начинается Послание, Автор позаимствовал у Джеймса Ганна, лишь заменив радио- на телевизионный сигнал. На этом параллели с романом Ганна не заканчиваются – в «Контакте» тоже эксплуатируется тема конфликта отцов и детей. Откровенно говоря, с точки зрения литературы, роман вышел довольно добротным, но иногда откровенно ремесленническим. Но, при этом некая красная линия проходит через всю книгу – это Благоговение человека перед лицом бескрайнего космоса, и этот аспект книги получился у Автора превосходно.

Время, когда была написана сия книга, можно смело назвать началом золотого века либерализма в 20 веке: популяризатор науки, завсегдатай науч-поп телешоу, может свободно ругать правительство и военно-технический истеблишмент, почти не скрываясь покуривать травку и совершенно не стесняться своей гетеросексуальности. Собственно, тем самым наивным либерализмом восьмидесятых, выросшим из хипповских расклешенных штанишек, и проникнут весь роман: получив Послание с Веги, ученые всего мира получают бессрочный карт-бланш, мудрые правители трепеща смотрят в рты светилам науки, финансовые воротилы не скупятся на миллиардные инвестиции, забросив свой игорно-проститутошный бизнес… Дальше – больше: автор рисует воистину утопическую картину. Страны мира, забыв свары, в едином порыве начинают строить Машины, чьи чертежи были обнаружены в Послании, и наконец, преодолев незначительные производственные трудности, выбирают экипаж. Тут начинается просто прелесть: у Хайнлайна, Азимова, Андерсона, да у девяноста пяти процентов прочих корифеев американской фантастики в подобном сюжете все места были бы отданы гражданам США, в лучшем случае взяли бы на борт какого-нибудь одного француза или ирландца (а лучше – инопланетянина), для комичности. Но Карл Саган в своем либерально-фантастическом мировоззрении идет до конца – в его книге пять мест на борту занимают: американка, русский, китаец, индуска и нигериец. Две женщины, трое мужчин, представители всех рас, пятеро, прямо как олимпийские кольца… Такой вот ламповый космополитизм, невиданный в современном мире.

(Кстати, по моему мнению, в качестве прототипа персонажа Абоннема Эда явно просматривается Абдус Салам – единственный лауреат Нобелевской премии по физике (1979), являющийся выходцем из мусульманской страны (Пакистан), – сферой его интересов как раз была «теория всего», и он действительно относился к ахмадийской мусульманской секте).

Научно-производственная составляющая романа может показаться кому-то избыточной: очень часто автор словно забывается и начинается лекция на несколько страниц, впрочем, на мой взгляд, Саган достаточно удачно справляется с этой стороной романа, балансируя на грани, за которой начинается скука. По-видимому, всё же сказался его опыт написания научно-популярной литературы.

Значительное место в романе занимают теологические вопросы, от споров с проповедниками, с приведением разнообразной аргументации от креационизма до эволюционизма в середине книги, до попытки вычисления Бога с помощью суперкомпьютера в финале. И здесь, собственно вырисовывается основная интрига книги – Пятеро, отправляясь в Машине из послания, ожидают встретить Бога-из-Машины – но что их будет ожидать в конце пути?

Собственно финал, а точнее – развязка, которая перед последней главой, а именно – шокирующая реакция на возвращение Пятерки из полета, в значительной степени искупает недостатки первых двух третей романа. Хотя, на мой взгляд, излишне мелодраматичный финал (в последней главе), в духе мыльной оперы, несколько портит общую картину. Думаю, что научный гений Саган просто рассчитал, какие ингредиенты нужно добавить в книгу, чтобы получилось не просто съедобно, но и вкусно для большинства читателей.

К сожалению, гения Карла Сагана оказалось недостаточно, чтобы предвидеть, что никаких Посланий еще долго не будет. И может быть, не будет никогда. Грандиозный радиотелескоп в Аресибо, известный по множеству фильмов, на четверть века пережил Сагана, и развалился в 2020 году. Либерализм переродился в чудовище – и его веселый спектр, теряя краски, всё более наливается коричневым, бронзовея и превращаясь в радугу иных оттенков: гнедой, карий, бурый, хаки…

Впрочем, «Контакт» из другого времени, и когда он был написан, и когда был экранизирован – тогда действительно казалось, что контакты это важнейшая вещь, а радуга – это Свет, и нет в нём никакой тьмы. И Автор искренне верил, что Контакт с иным разумом – это будет величайшее событие в истории человечества. Думаю, что большинство фантлабовцев солидарны с Автором в этом вопросе – иначе, что бы они тут делали? Так что «Контакт» Сагана можно смело рекомендовать к чтению широким массам. Я же попробую перейти к следующему Посланию – от Геркулеса и Джека Макдевитта.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Перед лицом цивилизации, опередившей земную на тысячелетия, трудно ощущать себя шотландцем, словенцем или жителем Сычуани.»

Замечательное, высокоинтеллектуальное произведение не оставит вас равнодушным. Есть правда затянутые места, в основном не понравились описания и личная жизнь второстепенных героев а порой и совсем случайных людей (зачем это?). Но в целом великолепно, держит в напряжение до самого конца.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это первое произведение автора, которое мне довелось прочитать. Знаю, что он написал много научно-популярных книг, и это чувствуется. С первых страниц роман настраивает нас на научную тематику — в первой главе идёт ненавязчивый рассказ о трансцендентных числах, и числе π, в частности, облаченный в художественную форму. Но не весь роман представляет собой популяризацию уже известных науке знаний. Много места отведено и философским размышлениям о взаимоотношении Науки и Религии, о месте той и другой в духовной, культурной жизни человека. Причем подаётся весь материал в форме диалогов персонажей, их размышлений, озвучивании собственных их позиций и убеждений, поэтому такая «философская подкладка» воспринимается очень живо и легко. Может быть, роману слегка недостает художественности, беллетристичности, что и понятно, всё-таки Карл Саган больше учёный, чем писатель. Зато этот небольшой минус с лихвой окупается колоссальным гуманистическим посылом и верой в человека, в человека науки, в частности.

Середина повествования показалась немного затянутой. С момента как главная героиня (Элли) обнаружила Послание в виде радиоимпульсов от Веги и до отправки экипажа в построенной Машине проходит довольно много «внутрироманного» времени, и эти же «промежуточные» события — расшифровка Послания и постройка Машины — занимают основной объем романа. Но Саган постарался (и ему это удалось на все 100!) показать среди каждодневной рутины этих работ состояние разных сил и дел человечества — политических и финансовых кругов, взаимодействие и отчасти противодействие друг другу все ещё соревнующихся СССР и США, споры в прессе, подъем религиозных течений и т.д. т.п., очень реалистично и живо показал, так что читать эти 2/3 книги не скучно.

Очень хорошо прорисованы личности из Пятерки — экипаж построенной Машины. Вообще почти все персонажи в романе выписаны зримо, реалистично, кто-то более подробно, кто-то менее, но безликих персонажей тут нет. За это отдельное спасибо автору.

Ну и , наконец, приятно поразил финал романа. Экипаж Машины благополучно совершил путешествие и вернулся на Землю, казалось бы — дело идёт к хэппи-энду (что было бы немного скучно), ан нет. Не все так просто в датском королевстве (то бишь у нас на Земле)! Не раскрывая подробностей, скажу, что финал двойственен. Саган четко даёт повод задуматься — а созрело ли человечество для Контакта, несмотря на то, что лучшие его представители расшифровали Послание, построили Машину и совершили путешествие? И сам же отвечает, не изменяя себе (не буду спойлерить) — мол, не все ещё потеряно. Очень реалистично, честно, и без ложного оптимизма и приукрашивание. Ну, и напоследок, о названии книги. «Контакт» — это не только про контакт человечества и инопланетного разума, на примере главной героини — это и про контакт людей друг с другом, про добро и любовь в нашем мире. Роман стоит прочтения, очень позитивная книга, 8 баллов!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы НФ и вроде бы книга о будущем, но будущего в книге как раз таки нет. Есть современное для автора настоящее (1985 год), которое за уши растянули до конца двадцатого века. В нем даже Советский Союз вместе с гибкими магнитными дисками еще жив.

А еще радиоастрономы приняли передачу от внеземлян. Про что и будет речь. Две трети произведения посвящены тому, как людскую цивилизацию накрыло фактом о том, что мы во вселенной не одни и еще треть контакту и его последствиям. Думается мне, что в реальности большую часть людей Земли вопрос о том, есть ли во вселенной разумная жизнь и пытается ли она связаться с землянами, и ответ на этот вопрос волновать не будет вообще. Но книга Карла Сагана не про эту большую часть. Равнодушные люди в ней не упомянуты вовсе. Она все-таки про тех, кого вопрос взволновал. «Искренняя вера, фанатизм, страх, надежда, пылкие споры, тихая молитва, мучительная переоценка ценностей, образцы бескорыстия и узколобого ханжества, драматическая тяга к новым идеям с разгулом эпидемии поразили разумные существа, проживающие на крохотной планете». И эти неравнодушные люди поделились на две неравные части: на пессимистов и оптимистов. Сюжет книги именно про это. Про взаимодействие пессимистов и оптимистов.

«Контакт» — это не только название произведения. Это еще и главный герой (тоже Контакт с заглавной буквы, но уже без кавычек). Взаимодействия именно этого героя, не являющегося человеческим существом, с другими сущностями мы и будем наблюдать в произведении. Контакт и ученые вообще. Контакт и астрономы. Контакт и те астрономы, которые ищут внеземную жизнь. Контакт и религия вообще. Контакт и разные служители культов. Контакт и политики. Контакт и госбезопасность... Что и говорить, герой у нас необычный. Успевает побывать много где. Все остальные герои, относящиеся к роду людскому, менее интересны. ИМХО сопереживать особо никому не пришлось. Из-за чего книга показалась несколько нудной. Как можно видеть из других отзывов — не только мне.

Из хорошего: книга про контакт с внеземным разумом, который для разнообразия не пытается тебя съесть. Или еще как-то осчастливить. Прогрессорством-регрессорством этот внеземной разум тоже не промышляет. Такая нейтральность — уже неплохо. Питер Уоттс в «Ложной слепоте» буквально в одной строчке упоминает Сагана как автора оптимистического сценария контакта с внеземным разумом. So be it.

Основную идею книги можно сформулировать, пожалуй, так: за пределами научного сообщества разумной жизни нет даже на Земле.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх