fantlab ru

Генри Каттнер «Кладбищенские крысы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.49
Оценок:
380
Моя оценка:
-

подробнее

Кладбищенские крысы

The Graveyard Rats

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 84
Аннотация:

Старик Мэсон, смотритель самого старого и заброшенного кладбища Сэлема, охоч до драгоценностей покойников, обитающий у него на кладбище. Он без зазрения совести крадет у умерших ценные вещи и золотые украшения. А еще он очень не любит крыс. Очень не любит...

Другая аннотация:

Жадность... Алчность... И... Крысы...

Старое кладбище Сэлема, ночной сторож не чистый на руку, свежая могила с заманчивыми сокровищами покойника и полчище крыс размером с котов...


С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Weird Tales, March 1936», 1936 г.

— антологию «The Other Worlds», 1941 г.

— антологию «The Graveyard Reader», 1958 г.

— антологию «The Unspeakable People», 1969 г.

— антологию «The 5th Fontana Book of Great Horror Stories», 1970 г.

— антологию «Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre», 1976 г.

— антологию «65 Great Spine Chillers», 1979 г.

— антологию «The Gruesome Book», 1983 г.

— антологию «Devils & Demons: A Treasury of Fiendish Tales Old & New», 1987 г.

— антологию «The Horror Hall of Fame», 1991 г.

— антологию «Истинное лицо», 1992 г.

— антологию «Комната в башне», 1993 г.

— антологию «Порождения тьмы», 1993 г.

— журнал «Worlds of Fantasy & Horror, Winter 1996», 1996 г.

— антологию «Weird Tales: Seven Decades of Terror», 1997 г.

— антологию «The Greatest Horror Stories of the 20th Century», 1998 г.

— антологию «Horrible Beginnings», 2003 г.

— журнал «Супер Триллер №3 (90)», 2006 г.

— антологию «Zombies! Zombies! Zombies!», 2011 г.

— антологию «Zombies from the Pulps!», 2014 г.

— антологию «Смех мертвых», 2017 г.


Экранизации:

«Кладбищенские крысы» / «Graveyard Rats» 2022, США, реж: Винченцо Натали



Похожие произведения:

 

 


Истинное лицо
1992 г.
Порождения тьмы
1993 г.
Комната в башне
1993 г.
Маска Цирцеи
1993 г.
Смех мертвых
2020 г.
Смех мёртвых
2021 г.
Пожиратель душ: Об ангелах, демонах и потусторонних кошмарах
2023 г.

Периодика:

«Weird Tales» March 1936
1936 г.
(английский)
«Worlds of Fantasy & Horror» Winter 1996
1996 г.
(английский)
«Супер Триллер» №3 (90), 2006
2006 г.

Самиздат и фэнзины:

Смех мертвых
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Other Worlds
1941 г.
(английский)
The Graveyard Reader
1958 г.
(английский)
The Graveyard Reader
1965 г.
(английский)
The Unspeakable People
1969 г.
(английский)
The Unspeakable People
1969 г.
(английский)
The 5th Fontana Book of Great Horror Stories
1970 г.
(английский)
The Unspeakable People
1974 г.
(английский)
The Unspeakable People
1975 г.
(английский)
Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre
1976 г.
(английский)
The 5th Fontana Book of Great Horror Stories
1982 г.
(английский)
The Gruesome Book
1983 г.
(английский)
65 Great Spine Chillers
1985 г.
(английский)
Devils & Demons: A Treasury of Fiendish Tales Old & New
1987 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1991 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1992 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1992 г.
(английский)
Weird Tales: Seven Decades of Terror
1997 г.
(английский)
Horrible Beginnings
2003 г.
(английский)
Terror in the House: The Early Kuttner, Volume One
2010 г.
(английский)
Henry Kuttner
2011 г.
(английский)
Zombies! Zombies! Zombies!
2011 г.
(английский)
Zombies from the Pulps!
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кратко, сжато и очень страшно... Пять страниц и ты попадаешь в ночной ужас алчного человека и вечно голодных обитателей кладбища... Дух захватывает. Если так можно выразиться, отменное послевкусие. Ничего лишнего, ничего надуманного, всё элементарно просто и в этом Каттнер показывает великолепие маленьких рассказов, в духе таких именитых авторов, как По, Лавкрафт и Кинг.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычайно концентрированный рассказ. Всего за 7 страниц Каттнер сумел рассказать целую историю про взлёт и падение кладбищенского смотрителя Мэссона и повергнуть читателя в ужас и трепет.

Завязка: старик Мэссон работает на городском кладбище Сэлема и не гнушается никаким источником дополнительного дохода. Ему ничего не стоит откопать свежепохороненный труп и «добыть» золотые коронки, а тело продать студентам-медикам. Невинное увлечение Мэссона (а кому он, в сущности, вредит?) сходит ему с рук, и жизнь его была бы спокойной и безмятежной, как само кладбище, если бы не крысы, расплодившиеся повсюду. Мэссон не любит крыс и истребляет их. Крысы в ответ не любят его.

Кажется, что Каттнер собирается преподнести читателю типовой рассказ про жадного кладбищенского сторожа. Всё к тому идёт: начинается тем, что дождливым днём Мэссон раскапывает очередную могилу. Однако к концу рассказа Мэссон убедится, что кладбищенские крысы в Сэлеме вовсе не простые крысы, а басни о нелюдях-упырях, живущих под землёй в норах, вовсе не басни.

Что в рассказе понравилось: он очень реалистично жуткий. Многие хоррор-рассказы, особенно конца 19-начала 20 века, сегодня читаются, как фольклор. Легко представить, как бутафорские ретро-ужасы могли пугать неискушённых людей доиндустриальной эпохи, но продвинутого читателя 21 века лубочными страшилками не проймёшь.

Каттнер совсем не бутафорский. «Кладбищенских крыс» читать по-настоящему жутко.

И увлекательно. Я прочитала все семь страниц на одном дыхании, полностью погрузившись в рассказ и не замечая ничего вокруг. Что со мной бывает редко.

Что не совсем понравилось — самую капельку мутновато начало. Потребовалось пару раз задуматься, чтобы вникнуть, зачем Мэссон раскапывает могилы, и чтобы осознать, к чему автор упоминает легенды об упырях в подземных норах. Но это может быть связано с тем, что мне рассказ достался в сборнике (Порождения тьмы 1993 г.), я читала всю книгу сразу, один рассказ за одним, и временами после предыдущего было сложно сразу же, без перерыва, настроиться на следующий.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если рассматривать эту историю с точки зрения реализма и правдоподобия, то — очень слабо.

Но, зачем искать в хорроре натуралистичность и логику!? Вся литература и кинематограф ужасов подобного рода, стоит, по-моему, в первую очередь, на зрелищности и атмосфере.

И, всего этого в данном рассказе через край!

Нехороший город Салем. Дождливая осень. Старинное кладбище, мокрое, грязное. И, старик-могильщик, жадный до такой степени, что даже смог преодолеть свой страх перед крысами.

Великолепные мрачные декорации.

А ведь, дальше, будут ещё и могилы, и, тесные подземные туннели. И, крысы. Огромные и злые кладбищенские крысы.

Незатейливый сюжет, но, написан он так, что буквально, ощущаешь клаустрофобию, запах мокрой глины, и, шорох за спиной.

Примитивно, но, очень мощно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каттнер уже показал нам, что является настоящим мастером научной фантастики. Но данный рассказ относится к «ужасному» жанру, и автор доказывает, что он вполне может писать и в стиле Лавкрафта или По. По сюжету, сторож салемского кладбища Мэссон не столько охраняет покой местных усопших, сколько освобождает их от особо ценных вещей, которые скорбящие родственники не поскупились положить вместе с хозяевами в одну могилу. Правда, конкуренцию ему на этом поприще составляют огромные крысы, проявляющие потрясающую воображение изобретательность в краже мертвых тел прямо из гробов. Невольно закрадывается подозрение, что шустрыми тварями руководит чья-то темная воля... Как и в произведениях Лавкрафта, главный упор тут ставится не на потусторонние силы, учиняющие разбой на мирном кладбище, а на психологическую подоплеку происходящего: что чувствует герой, о чем думает и как действует. Темные силы показаны чисто схематично, чтобы поддерживать нужную атмосферу и распалять читательскую фантазию. Как говаривал кто-то мудрый, самый большой ужас никогда не имеет ясно-различимого образа. Поэтому мы никогда не узнаем, что же конкретно преследовало главного героя рассказа. Но так ли это важно на самом деле? На мой взгляд, куда важнее и интереснее ощутить те же эмоции, что испытывает человек, столкнувшийся с неизвестным и необъяснимым. Так что всем должно быть ясно, что никакого happy end'а в рассказе не будет. Зато будет мораль: не тревожь покой мертвых, чтобы на своей шкуре не познать истинную глубину адской бездны.

-------------

РЕЗЮМЕ: рассказ про кладбищенского сторожа, который жил в проклятом Богом городе, но всё равно не верил в потусторонние события. Впрочем, вера его оказалась недолговечной.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно, сборник «Комната в башне» начинается и заканчивается рассказами о крысах. Сперва мы знакомимся с произведением Г. Каттнера «Кладбищенские крысы», а в конце прочитаем творение С. Кинга «Ночная смена». Что ж, рассказ Каттнера произвел на меня более сильное впечатление, так что именно на него я и пишу отзыв.

Главный герой — довольно неприятный человек, работающий сторожем на кладбище. А неприятный он потому, что не отличается высокими моральными качествами, а одним из источников его дохода является обкрадывание мертвых. Но тут вся фишка в том, чтобы успеть добраться до золотых зубов трупа быстрее, чем крысы успеют затащить тело в свои подземные тоннели. Сторож старается не думать, да его и не сильно заботит, отчего это крысы такие громадные и сильные, что способны таскать за собой трупы, однако ситуация кардинально меняется, когда он становится вынужден познакомиться с подземными обитателями поближе.

Рассказ сильный, он реально пугает, причем не только крысами: кроме грызунов мы еще и увидим

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
стонущего живого мертвеца, а ближе к развязке в полной мере можно будет ощутить страх клаустрофобии и нехватки воздуха.

Рекомендуется к прочтению всем, кто любит пощекотать себе нервы.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рецепты самых распространенных блюд давно уже не являются секретом ни для кого! Почитай поваренную книгу, залезь в Интернет, спроси, наконец, у повара и все! Но не так все просто! Почему в исполнении одних, блюдо( даже любимое) становится просто мешаниной из продуктов или варевом, а в исполнении других- это непередаваемая изысканность и божественный вкус?! Так и с этим коротким и в общем то незамысловатым рассказом. Сюжет простой и незатейливый, но как написано! Классическое нагнетание эмоционального ужаса у старого и вызывающего отвращение сторожа, достойно всяческих похвал! Атмосферой безысходности дышит каждое слово в конце повествования! А что еще надо для хоррора? Все это есть и спасибо Каттнеру за блюдо от шеф-повара!

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мой первый рассказ ужасов, в семь лет для меня это стало настоящим шоком. я даже не хотел видеть книгу, в которой он был напечатан, но через пару дней успокоился, снова взялся за эту книгу(«Комната в башне»), и с тех пор постоянно читаю ужасы, но страшнее «Кладбищенских крыс» до сих пор для меня ничего не нашел.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень, по-моему, страшная вещь. В детстве, лазая по чердакам и подвалам, я кошмарно боялся застрять и не выбраться, и довольно быстро прекратил заниматься такими делами. «А осадок остался». И рассказ будит эту застарелую ненависть к узким проходам, в которых не развернуться.

Крыс, что интересно, я никогда не боялся, хотя никогда и не любил. За исключением некоторых ручных.

Здесь подчеркиваются мерзкие качества крыс, их опасная разумность, но самым мерзким существом является сам кладбищенский сторож, которого в итоге совсем не жалко.

Кто любит такие ужасы — читайте; незамысловато, придумана какая-то ерунда, но атмосфера ужаса нагнетается прилично, хотя, думаю, есть более искусные авторы в этом жанре.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Смотритель старого кладбища в Салеме Мэсон любит грабить покойников. Но у него есть конкуренты – кладбищенские крысы, которыми будто бы управляет некий разум. Однажды Мэсон решил потягаться с конкурентами, к добру это не привело.
Мастерски выписанный рассказ ужасов. В нем есть лавкрафтовские мотивы, хотя нет ничего из мифов Ктулху. Очень умело создана атмосфера ужаса в затхлых туннелях под кладбищем.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма неплохой хоррор. При всей незамысловатости сюжета настроение создано очень очень профессионально. Собственно говоря, это главное и в литературных, и в кинематографических историях ужаса.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравился рассказ, хоть он и маленький, но этого достаточно для того, чтобы прочувствовать всю жуткую атмосферу повествования(ночь,дождь, кладбище, крысы).

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный дебют Каттнера. Атмосфера просто жуть. Это рассказ явный предшественник метрокрыс и «Ночной смены» Кинга.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой рассказ. Маленький, но содержательный. Просто иногда надо думать головой и понимать, что пора остановиться, а не идти до конца ...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно реалистичный рассказик, грамотно вызывающий неприятные ощущения. Неплохо, но ничего особенного.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастическая жадность..... А вцелом ничего особенного.....

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх