fantlab ru

Виктор Астафьев «Царь-рыба»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.71
Оценок:
196
Моя оценка:
-

подробнее

Царь-рыба

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

Широко известное повествование в рассказах, связанных единым авторским замыслом и местом действия — Сибирью.

Герои книги — люди сложной судьбы. Их жизнь тесно связана с суровой и прекрасной природой края, отношения к которой различны: одни ощущают себя её детьми, у других — чисто потребительский подход, разрушающий и сибирскую тайгу, и душу того, кто не осознаёт свою ответственность за сохранение природы.

© Восточно-Сибирское книжное издательство
Примечание:

Впервые полностью повествование в рассказах было напечатано в сокращенном виде, в номерах 4-6 журнала «Наш современник» за 1976 год, за исключением глав-рассказов «Дамка» и «Норильцы». «Дамка» появилась в «Литературной России» за 1976 год, глава «Норильцы», снятая цензурой, увидела свет только спустя 25 лет. В 1990 году Астафьев восстановил текст этой главы и опубликовал в журнале «Наш современник» №8/1990 г. под названием «Не хватает сердца».

К 1993 году в России, республиках и за рубежом книга выдержала более 100 изданий, по ней был снят фильм «Таёжная повесть», а всяческих дискуссий и научных работ по ней сделано куда больше объёма самой книги. В 1978 году ей присудили Государственную премию СССР.



В произведение входит:


  • Часть первая
8.56 (113)
-
4 отз.
8.32 (102)
-
2 отз.
8.64 (83)
-
2 отз.
8.22 (91)
-
8.62 (98)
-
8.41 (96)
-
2 отз.
8.73 (154)
-
2 отз.
8.51 (93)
-
1 отз.
  • Часть вторая
8.82 (101)
-
1 отз.
8.67 (92)
-
2 отз.
8.26 (86)
-
9.01 (106)
-
1 отз.
8.35 (91)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры, 1978 // (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Мальчик в белой рубахе
1977 г.
Царь-рыба
1978 г.
Царь-рыба
1980 г.
Собрание сочинений в 4 томах. Том 4
1981 г.
Царь-рыба
1982 г.
Повести
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Царь-рыба
1984 г.
Царь-рыба
1986 г.
Царь-рыба
1986 г.
Царь-рыба
1987 г.
Царь-рыба
1987 г.
Печальный детектив
1988 г.
Царь-рыба
1988 г.
Царь-рыба
1989 г.
Пастух и пастушка
1989 г.
Стародуб
1990 г.
Царь-рыба
1993 г.
Том 6
1997 г.
Повести, рассказы, эссе
2000 г.
Царь-рыба
2003 г.
Печальный детектив
2003 г.
Царь-рыба (подарочное издание)
2003 г.
Русская проза XX века
2004 г.
Царь-рыба
2004 г.
Царь-рыба
2005 г.
Царь-рыба
2006 г.
Царь-рыба (подарочное издание)
2007 г.
Царь-рыба
2008 г.
Царь-рыба. Повести. Рассказы
2008 г.
Царь-рыба
2009 г.
Повести. Рассказы
2011 г.
Царь-рыба
2013 г.
Царь-рыба
2014 г.
Царь-рыба
2014 г.
Царь-рыба
2015 г.
Царь-рыба
2015 г.
Царь-рыба
2017 г.
Царь-рыба
2017 г.
Царь-рыба
2017 г.
Царь-рыба
2018 г.
Царь-рыба
2018 г.
Царь-рыба
2018 г.
Малое собрание сочинений
2018 г.

Периодика:

Наш современник № 6, июнь 1976 г.
1976 г.
Наш современник № 4, апрель 1976 г.
1976 г.
Роман-газета № 5, март 1977 г.
1977 г.

Аудиокниги:

Царь-рыба
2006 г.
Царь-рыба
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поувеченный язык всего сборника полон местечковых слов, архаизмов и словотворчества автора, при том, что лирический герой — человек образованный, писатель, он почему-то всё равно, разговаривает как неграмотный крестьянин 19 века. И в «Сон о белых горах» молоденькая москвичка Эля тоже думает почему-то этим местечковым суржиком. Сколько бы она времени ни провела с Гогой и Акимом, когда она успела привыкнуть даже думать на охотничьем жаргоне?

Читать очень сложно. Паустовский писал о природе, о деревенских людях, писал задолго до Астафьева, но его рассказы читаются легко и с удовольствием.

А тут..

И ладно бы это было сделано для атмосферы. Но такое ощущение, что просто цель была в каждое приложение напихать максимально большое количество непривычных слов: и в авторскую речь, и в речь абсолютно всех персонажей, соотносится это с их биографией или нет. Если вдруг оказывается, что у обычных слов нет какого-то местечкового варианта или блатного (регулярно у Астафьева встречаются зеки или бывшие зеки) , то автор сам вступает в дело и поувечивает слова:

«Собачья топонина» — почему не собачьи следы

Не «с упрёком» — а «упречно».

«Мечтал посидеть у костра, в нетронутой, а точнее сказать, в непоувеченной тайге, так неужели этот праздник продрыхать»

«Вторая желна застонала, запричитала на весь лес, черно умахива?я в глубь тайги»

Умахивая? Черно? Это как?

Ни слова в простоте, всё с ужимками.

Очень странно, почти в каждом отзыве написано об отношении человека к природе. Рассказов, где поднимается вопрос потребительского отношения к природе, штуки три на весь сборник.

В большинстве рассказов жестокая природа тайги — это арена, на фоне которой раскрываются самые ужасные стороны взаимоотношения людей. Люди здесь показаны слабыми, беспомощными, они ничего не могут противоставить природе, государству, друг-другу и даже бедовой своей голове, которая от слабости, одиночества, безнадёги толкает их на губительные шаги.

Всю жизнь севера Астафьев описывает с неприязнью — если семья, то обязательно отец пьёт или сел, или мачеха злобная, если гулянки-посиделки, ухаживания за девушкой «гулял девку, шарился между воротом и подбородком», тяжёлая безрадостная работа — светлых моментов ни у кого нет вообще!

Люди, которых описывает Астафьев: мрачные, жадные, нелюбимые и нелюбящие алкаши и преступники никак у меня в голове не соотносятся со знакомыми сибиряками: гостеприимными радушными людьми, которые никогда не оставят человека в беде, особенно зимой!

В рассказах Астафьева люди жрут друг друга. Алкоголь, грубость, зависть, все пороки вылезают наружу.

Удачливый рыбак? Давайте лодку ему порежем.

Отобрали браконьерский улов, побью жену, жена спряталась, сожгу дом.

Так бывает? Бывает. Но не на каждом шагу, в книге же такие всё! Кроме Акима. Аким на всю тайгу один нормальный человек с душой.

Ещё Астафьев идеализирует природу, приписывает ей благородство. Сетует, что якобы человек «потерял чувство дружбы к природе»?

В смысле потерял? А когда-то была дружба между человеком и природой? Вообще в дикой природе есть такая вещь — дружба? Серьёзно? В системе, где всё направлено исключительно на выживание, где слабые погибают, иногда становясь кормом для своего же вида (а у некоторых видов, и мамка слабого детёныша сожрëт, не поморщится).

Астафьев представляет,например, встречу с медведем как месть человеку за его потребительское отношение к природе . Но только это не месть, это естественное состояние вещей — сильный пожирает слабого, нет тут ни возмездия, ни расплаты.

Недовольство автора вызывает не только деятельность человека. Вполне природное распространение гусениц тоже вызывает у Астафьева враждебность.

Правильно по Астафьеву только какое-то одно стабильное состояние, которое он однажды запомнил, любое отклонение — гусеница ли расплодилась, рыба ли ушла в верховье реки, люди ли вывели какой-то вид — всё у него вызывает отторжение, нет созерцательности в его рассказах, всё плохо. Автор только почему-то забывает, что замеревшее незыблемое положение вещей — это тоже не природно, не естественно.

Его даже расстраивает, что насадили вместо картошки ромашку, ревень. И я не могу понять, чем это недоволен автор? Что людям стало легче жить и они могут что-то выращивать для удовольствия, для баловства?

Оторопь вызывает у него автоматизация производства, безлюдье внушает ему чувство ненужности.

Квинтэссенция негативных эмоций, недовольство всем подряд, безостановочное ворчание и коллекция отвратительных персонажей.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Енисей-батюшка — сибирский стержень России, Руси…

Конечно эта книга является сборником. Сборником весьма разноплановым и в то же время посвящённым одной большой мысли — взаимоотношение человека и природы. Хотя, казалось бы, сама постановка вопроса в такой формулировке глубоко противоестественна— человек является продуктом природы нашей планеты (вряд ли мы инопланетяне) и потому не может быть отделён от неё. Однако же вот, поди ты, взял и отделился. Причём не в силу своей гордыни, но и по вполне объективным критериям. Отделился тогда, когда стал для своего существования и процветания нуждаться во всё более искусственной среде обитания — из пещер вылез в шалаши, затем стал строить избушки и каменные строения, а там и пошло-поехало. И со всей силой своего хитроумия стал человек менять естественную природу обитания, подгонять её под себя, любимого. Не считаясь с тем, что нарушает права на жизнь многих других живых существ планеты и истребляет целые виды, а также сводит на «нет» целые природные зоны и среды — тундру и тайгу, сельву и джунгли, и Мировой океан, и недра.

По стилю эти рассказы и очерки, а также почти полноправные повести, представляют собой смешение жанров: тут вам и автобиографические кусочки, и вполне художественные рассказы, и почти что приключенческие моменты и случаи из жизни рыбаков и охотников русского Севера, богатейшие по наполненности бытовые зарисовки — и всё это перемежается вполне документальными вкраплениями и публицистическими рассуждениями автора или героев книги. При этом автор так умело компонует всё это разностилье и многожанровье, что никакая из составляющих книги не кажется довлеющей и главной, а только сама общая идея и общий настрой — любовь к родной земле и природе и боль за их будущее, равно как и боль за будущее самого Человека на этой земле и на Земле вообще — стоит в центре всего повествования.

Давно целился на эту книгу и вот наконец дотянулся. И ужасно рад — очень дельная и толковая, а помимо этого ещё и интересная книга. Книжища!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудесная книга о жизни человека, душевная, светлая. И, конечно же, Сибирь, именно Сибирь – основной герой произведения, а человек лишь идет с ней в связке, только благодаря природе он раскрывается перед читателем. Вереницей проходят судьбы людей, личные трагедии, во всей полноте раскрываются характеры. А ценности, воспеваемые автором, неизменны – единение с природой, чистота душевная, любовь к Родине,.. Злободневны темы, поднимаемые Астафьевым – это и браконьерство, и бездумное расточительное использование природных богатств,..

Прекрасны пейзажи, занимательна и колоритна речь героев, живая, богатая диалектизмами. Пришлось порой рыться в интернете, чтобы найти значение некоторых слов, но это не умалило удовольствия, полученного от чтения этой замечательной книги.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу отметить не просто высокий, а какой-то запредельный словарный запас писателя. Это не обычная фантастика, где новые слова можно придумать. Не могу вспомнить ни одного современного автора с такой же свободой владения русским языком.

О самой книге: фантастика в ней символическая, ее почти что и нет. Астафьев описывает поселок Чуш на берегу Енисея. Два забора, три двора. Один магазин. Ни газет, ни телевизора. Два культурных развлечения: водку пить и бабу бить. Все ловят рыбу. Ловят – это мягко сказано. Рыбу в реке просто изводят, самым жестоким способом из всех придуманных.

И здесь начинается что-то необычное. В повести не один раз подчеркивается, что природа и человек неразделимы, река – это жизнь, а значит рыбаки – по сути, дети этой реки. Вспомните детство Акима, его ответ на вопрос, кто его отец. Получается, что браконьеры – это неразумные дети.

Что делают с такими детьми? А теперь вспомните, что со всеми с ними стало. Кто наказывает браконьеров? В материальном мире нет такой силы, которая может это сделать.

Существует много толкований этой повести, и мое – одно из многих. Скажу только, что это непростая книга, которую нужно читать не один раз.

И еще после таких книг понимаешь, насколько блеклая и плоская даже самая невероятная обычная фантастика.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Виктор Петрович Астафьев- относиться к моим любимейшим писателям! А царь рыбу можно перечитывать десятки раз не уставая удивляться с какой любовью автор описывает красоту Енисея, тайги и всей земли сибирской. Пронзительное произведение, состоящее из нескольких новелл, трогает до глубины души, и подобно скальпелю вскрывает пласты времени, показывая непростую историю освоения Енисея в нашем недавнем прошлом.

P.S. К настоящему времени енисейский осетр практически полностью уничтожен как популяция! Причиной тому стала Ангарская ГЭС и просто человек с самоловом.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх