FantLab ru

Гарри Гаррисон «50х50»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.06
Голосов:
146
Моя оценка:
-

подробнее

50х50

50 in 50

Сборник, год

Аннотация:

Сборник, составленный к первому пятидесятилетию творческой деятельности Гарри Гаррисона на ниве научной фантастики. В его состав вошли 50 лучших и любимых рассказов автора.

© Nog

В произведение входит:

8.33 (60)
-
1 отз.
  • Чужие берега
8.50 (696)
-
39 отз.
7.78 (283)
-
8 отз.
7.68 (678)
-
27 отз.
7.44 (289)
-
12 отз.
6.29 (301)
-
16 отз.
7.48 (302)
-
11 отз.
  • Подвиньтесь! Подвиньтесь!
7.57 (406)
-
21 отз.
7.47 (237)
-
10 отз.
7.00 (266)
-
11 отз.
7.53 (175)
-
8 отз.
  • Удивительные изобретения
7.31 (197)
-
8 отз.
7.29 (328)
-
11 отз.
7.20 (290)
-
15 отз.
6.69 (277)
-
10 отз.
7.57 (514)
-
16 отз.
7.69 (476)
-
12 отз.
7.70 (264)
-
11 отз.
7.29 (281)
-
9 отз.
8.00 (273)
-
9 отз.
  • Смеётесь — а я-то боялся, что мне придется плакать
6.21 (250)
-
5 отз.
7.08 (304)
-
10 отз.
7.27 (406)
-
12 отз.
7.02 (35)
-
7.31 (376)
-
6 отз.
7.29 (326)
-
4 отз.
6.30 (345)
-
13 отз.
6.52 (319)
-
15 отз.
  • Иные миры
8.11 (631)
-
25 отз.
7.16 (537)
-
16 отз.
7.22 (411)
-
15 отз.
6.67 (241)
-
9 отз.
  • R.U.R.
8.24 (786)
-
30 отз.
7.42 (620)
-
22 отз.
7.32 (290)
-
12 отз.
7.76 (435)
-
17 отз.
  • А это для психиатров
8.11 (208)
-
12 отз.
7.55 (318)
-
15 отз.
7.23 (280)
-
7 отз.
7.38 (337)
-
11 отз.
7.63 (279)
-
9 отз.
  • Ненаучная фантастика
7.17 (373)
-
7 отз.
7.30 (404)
-
14 отз.
  • Ни в какие ворота
7.37 (421)
-
19 отз.
7.28 (411)
-
15 отз.
7.45 (274)
-
10 отз.
6.81 (174)
-
8 отз.
6.90 (423)
-
22 отз.
6.55 (241)
-
12 отз.
7.43 (345)
-
10 отз.
6.95 (168)
-
10 отз.
7.43 (365)
-
11 отз.
7.05 (149)
-
6 отз.
5.93 (249)
-
11 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

50 x 50
2003 г.
50х50
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2015 г.

Несмотря на то, что рассказы не приносят писателям больших денег, в творческом багаже каждого известного фантаста отыщется достаточно произведений малой формы, чтобы сформировать хотя бы один сборник. По образному определению Г. Гаррисона романы — это башни, а рассказы — кирпичики крепостной стены, соединяющие эти башни, недооценивать важность рассказов не стоит, они помогают увидеть писателя с разных сторон, в разные периоды жизни. Идеи, воплощенные в форме рассказа, могут впоследствии стать основой нового романа, а какие-то романы и циклы в свою очередь дают идеи для написания рассказов, небольших историй, дополняющих глобальную картину созданного воображением писателя мира.

Перед нами юбилейный сборник рассказов признанного мэтра американской фантастики Г. Гаррисона, приуроченный к 50-летию его творческой деятельности, тем более символично, что в его состав вошли ровно 50 рассказов из разных периодов творчества. Здесь есть и мини-шедевры, есть менее удачные работы, но откровенно провальных рассказов я здесь не встретил, даже среди тех, которые в свое время, по признанию автора, были написаны на заказ.

Невооруженным взглядом видно с каким тщанием и любовью автор подошел к изданию этого сборника. Открывает книгу пространное авторское предисловие, которое содержит массу интересной информации для поклонников таланта писателя — Гаррисон рассказывает о своих первых шагах на ниве написания и издания фантастики, вспоминает старых знакомых — коллег по цеху, издателей и просто единомышленников.

Логическая структура сборника представляет собой 9 тематических блоков, посвященных той или иной проблеме, затрагивавшейся в творчестве автора. Блоки разнятся по объему, по количеству включенных в них рассказов, и это правильный подход — скажем, всевозможным изобретениям и техническим новинкам автор всегда уделял гораздо больше внимания, чем ненаучной фантастике.

Первый блок рассказов, из числа вошедших в данный сборник, посвящен проблеме первого контакта, ксенофантастике. Во вступлении к этому разделу автор признается, что не верит в пришельцев и считает их просто атрибутом НФ-литературы, трудно писать про то, во что не веришь, но фишка в том, что автор всегда выступал против слепой веры, поэтому большинство рассказов раздела пронизаны антирелигиозными, атеистическими мотивами. Лично мне из этого блока наиболее приглянулся рассказ «Ремонтник» — небольшое приключение по духу напомнившее цикл «Стальная крыса». Менее остальных понравились рассказы «Давление», который вообще больше подходит для блока «А это для психиатров» и «Радушная встреча» — этот рассказ исполнен в стилистике марсианских космоопер 40-50 гг про зеленокожих марсиан и страшных чудовищ и похож на небольшую зарисовку, отрывок чего-то большего.

Следующий блок сборника — небольшая коллекция антиутопических произведений, т.к. к этому жанру я питаю определенную слабость, то именно этот раздел читал с наибольшим интересом — все рассказы понравились, особенно отмечу «Преступление», история во многом перекликающаяся с циклом «Жертва» Р. Шекли, а также «Соседи» — своего рода краткое изложение замечательного романа «Подвиньтесь! Подвиньтесь!». Автор не просто сжал повествование до размеров рассказа и удалил некоторые сюжетные линии, но и внес изменения в некоторые ключевые детали, которые позволяют несколько иначе увидеть знакомых персонажей. Рассказ «Соседи» не может заменить собой романа, но его приятно прочесть, чтобы заново освежить в памяти знакомую историю, еще раз встретиться с героями и не тратить на это чересчур много времени.

Один из самых объемных блоков сборника посвящен изобретателям, их детищам и научным открытиям будущего. Из этого раздела хочу особо обратить ваше внимание на небольшой рассказ «Скорость гепарда, рык льва» — эта короткая история соединяет в себе и юмор, и обличение социальных пороков общества потребления, вау-импульсов обывателей, холодную войну соседей, а главное — остроумный и неожиданный финал. Слабым звеном этого блока я бы назвал самый первый рассказ в творчестве Гаррисона — «Проникший в скалы», не скажу, что первый блин вышел совсем уж комом — рассказ по-своему неплох, но ощущается некая несамостоятельность, нехватка узнаваемого авторского стиля, по настроению этот рассказ больше соответствует творчеству Дж. Лондона, просто к остросюжетной приключенческой истории о горнодобытчиках добавлен фантастический элемент.

С легкой руки издательства «Эксмо» Г. Гаррисон известен у нас как мастер юмористической фантастики, но мне, честно говоря, его юмор не всегда близок, поэтому юмористический раздел сборника получился для меня чуть менее интересным остальных. С удовольствием прочел вторую повесть цикла «Человек из СВИН и РОБОТ» — здесь узнаваемый стиль Гарри в духе «Мира Смерти» и «Стальной крысы», хотя больше ассоциаций с циклом о Брайане Бренде, конечно. Два пародийных рассказа — про космических крыс и капитана Харпплейера — не понравились, слишком гротескно, чересчур толсто и что хуже всего — совсем не смешно.

Полеты к планетам других звездных систем, планетарная фантастика всегда вызывали у меня особый интерес, поэтому соответствующий раздел сборника мне пришелся по нраву. Блок «Иные миры» получился стабильно ровным, объединяющим хорошие интересные рассказы в широком спектре — от тяжелых психологических историй (Тренировочный полет) до иронической антиутопии (Как умер старый мир), которая больше подходит для следующего раздела, посвященного роботам. Самую малость меньше остальных из этого раздела я оценил рассказик «Уцелевшая планета» — проблема мира, не подчинившегося рабократам, так и осталась незавершенной, хотя героям удалось раскрыть секрет непокорной планеты.

Все знают, что если хотите историй про роботов — это вам к А. Азимову, однако, Г. Гаррисон в своем творчестве просто не мог обойти проблему этих механических созданий, довольно часто на страницах его произведений появляются роботы различных форм, профессий и модификаций — от продвинутых андроидов, до работающих на угольном топливе. Из представленных историй просто не могу не выделить рассказ «Безработный робот» — отличная история с социальным подтекстом и криминально-детективной сюжетной линией. По идее этот рассказ мог послужить приквелом для цикла рассказов о роботах-полицейских, но автор не стал развивать эту тему. Больше всего понравился созданный воображением писателя мир, который лично мне напомнил мультсериал «Футурама» — общество будущего, где люди соседствуют с роботами, причем роботы лишь отдаленно напоминают человека внешне, хотя внутренне они имеют все признаки личности — они ржавеют, толкутся в очередях на биржу труда, снимают микрокомнатушки в отелях, выпивают с друзьями, и вообще ведут себя почти как мы.

Несмотря на то, что Г. Гаррисону больше всего удавались сверхдинамичные приключенческие боевики, он был способен при необходимости раскрыть перед читателями внутренний мир своих персонажей, выдавать фантастику не только социальную, но и психологическую. В разделе, посвященном социально-психологическим зарисовкам, наибольшее удовольствие мне доставил рассказ «Только не я, не Эймос Кэбот» — здесь есть и гротеск и ирония и доля черного юмора, автор прекрасно показал цинизм мира большого бизнеса, который в желании делать деньги совершенно наплевательски относится к чувствам и эмоциям обычного человека.

Самый маленький раздел сборника озаглавлен как «Ненаучная фантастика», в нем всего два рассказа — по сути это неплохие сюжетные триллеры, написанные с изрядным черным юморком — оба рассказа прочитал с удовольствием. Особенно запомнилась «Подлинная история Франкенштейна» — как можно обыграть хрестоматийный сюжет, чтобы читатель не умирал со скуки в процессе чтения, а следил за действием с интересом? Оказывается это не так уж сложно, интересуетесь как — спросите Гарри..

Ну и наконец в заключительный, довольно объемный блок рассказов, озаглавленный «Ни в какие ворота», вошли, как можно догадаться, все те произведения, которые автор хотел издать в антологии, но не смог распределить по разделам. Это самый неровный и противоречивый блок сборника, хотя это утверждение предсказуемо. Начнем с того, что некоторые произведения, включенные сюда, в принципе неплохо смотрелись бы в основных разделах сборника, а именно — «Жизнь художника», посвященная контакту с пришельцами, хорошо вписалась бы в первый раздел, «Немой Милтон» идеально подходит для блока, посвященного изобретениям, а «Прекрасный новый мир» — вполне себе антиутопия.

Рассказ «Заря бесконечной ночи» достоин наивысших оценок, единственный минус в том, что читателям не знакомым с событиями цикла «Эдем» будет сложно сразу включиться в сюжет и понять что к чему — особенности социального устройства и биотехнологий рептилоидной расы иилан для непосвященных — темный лес, тайга густая. Помимо этого запомнился рассказ «Жизнь художника» — очень личное, прочувствованное и выстраданное произведение основано на опыте работы автора в сфере производства комиксов.

Несколько разочаровал рассказ «Черное и белое», в котором автор в который раз уже обращается к проблеме расизма и в который же раз подает её однобоко, без полутонов, что на корню убивает интригу и лишает читателя возможности самостоятельно задуматься над проблемой. Потенциально хороший рассказ «У водопада» к сожалению получился не до конца продуманным, каким-то незавершенным. В нем есть какая-то почти лавкрафтианская атмосферность, понравилось описание несокрушимой мощи водопада, первозданной стихии перед которой человек, что букашка, на этом пожалуй и всё. Для притчи чересчур приземленно, для фантастики слишком размыто и неопределенно — цивилизация в которой есть газеты, которые выходят большим тиражом, журналисты, готовые на всё ради интервью и нет даже примитивного воздушного шара, чтобы подняться и посмотреть, а что же там — за водопадом? Как ни старался, не смог в это поверить, а поэтому рассказ для меня не заиграл, не раскрылся — очень жаль.

Подводя итоги, скажу, что этот сборник получился довольно интересным, разноплановым — для поклонников творчества Гаррисона — это повод освежить в памяти какие-то фрагменты прочитанного ранее, открыть для себя новые грани таланта автора. Пускай не все истории получили удачную реализацию, но главное, что почти за каждым рассказом стоит оригинальная идея, напряженная работа творческого ума, благодаря которой мы временами можем улыбнуться, временами задуматься, но главное — равнодушия этот сборник не вызывает и так или иначе найдёт своего читателя!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2009 г.

Даже жалею, что шире познакомился с творчеством Гаррисона! Лучше б этот сборник не открывал...

Рассказы автора попадались мне с детства — тогда они казались творениями мастера. Сейчас, перечитав старые рассказы и познакомившись с новыми для себя вещами, получил совсем иную картину.

Ясно, что быть писателем в жанре фантастики во все времена нелегко. Понятно, что в сборнике отображен «срез» творчества, и каждый рассказ дорог Г. Гаррисону как ступенька или этап на его писательском пути. Естественно, что все «ступени» не могут быть одинаково высокими. Но...

По моему, долговременная вынужденная работа с комиксами, а затем подработка «на заказ» для различных журналов, оказали начинающему фантасту медвежью услугу. Возня с комиксами не прошла даром — часть рассказов несет характерные для этого жанра черты: ставка на сюжетные ходы, расплывчатость обстановки, схематичность персонажей, копирование идей. Некоторые тексты настолько «слабы» своей логикой и содержанием, что удивляюсь, как автор вообще решился их опубликовать (например, «Радушная встреча», «Расследование»).

Большинство рассказов сборника выделяются приличным началом, присутствием отличнейшей (довольно часто — новаторской) идеи (вот здесь Гаррисон действительно мастак!), увлекательной завязкой (иногда — примечательным героем), скрытым или открытым подтекстом. Вместе с тем, автор, как мне кажется, не умеет четко и красиво сложить конец («Смертные муки пришельца», «Черное и белое», «Скорость гепарда, рык льва» — редкие исключения). Действие и обстановка уже с середины как бы «не в фокусе» — развязка выходит скомканной. К недостаткам можно отнести несколько натужный юмор и небрежность научно-популярной составляющей.

Лучше всего удались произведения социальной направленности, так же Г. Гаррисон показал себя как сильный прогнозист. Антивоенные, юмористические, часть психологических и приключенческих рассказов сборника, как мне кажется, годны более для подростковой аудитории.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2014 г.

Гарри Гаррисон для меня всегда оставался автором двух циклов: Стальная Крыса и Билл — герой Галактики. Первый цикл я считал подростковым боевиком, второй — неплохой социальной пародией. Ах, да, ещё Язон динАльт — та же стальная крыса, но в другой обёртке. Всё остальное прошло мимо меня. Поэтому о Гаррисоне я был невысокого мнения, как о таком вот писателе боевичков. И вот в руки попал большой сборник рассказов, которым я намеревался исправить свой пробел в знании творчества писателя.

Сборник очень неровный — это отмечали уже многие — но это и понятно. Если автор хотел показать этой подборкой рассказов свой творческий путь, то, несомненно, должны быть и слабые вещи и сильные. Чтобы показать рост писателя, например. Но беда в том, что на мой вкус сильных вещей единицы. Немало разочаровало то, что Гаррисон в своих рассказах, предлагая сильную и интересную идею, губит произведение реализацией. Часто встречаются открытые или скомканные финалы — как будто запала автора хватило только на вступление, а дальше требовалось хоть как-то рассказ закончить. Юмор есть, но в большинстве случаев меня он не смешит вовсе. Упущение я исправил, но творчество Гаррисона не полюбил.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2008 г.

Сборник, который можно порекомендовать всем поклонникам таланта Гаррисона. Меня в нём подкупило то, что в одном томе собрали, пожалуй, некий творческий отчёт писателя. Рассказы разных лет, разных жанров, прекрасно уживаются под одной крышей. Несмотря на то, что конечно не все рассказы равноценны, читается всё с огромным интересом.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 октября 2009 г.

Не сказал бы я, что данный сборник блещет стабильностью, даже наоборот. Но тем не менее, имея при себе с десяток откровенно слабых рассказов, оценен мною довольно высоко. Потому, что все остальные рассказы написаны блистательно, очень разнообразно, используя много интересных идей, которые были приняты мною на ура. Данный сборник сформировал о Гаррисоне очередную порцию положительных впечатлений и в то же время открыл новые стороны, которых я не мог видеть из-за слабого знакомства с его творчечством до этого.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2007 г.

Довольно интересный, но очень неровный сборник. Есть прекрасные рассказы, а некоторые довольно провальные. Хотя его можно рекомендовать к ознакомлению с автором, чтобы знать в каком ключе он пишет.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июля 2008 г.

:rev: Очень хороший и достойный сборник,:dont: дает представление практически о всех гранях таланта Гарри Гаррисона. Да, некоторые рассказы слабые, но из песни слова не выкинешь.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх