Михаил Булгаков «Налёт. (В волшебном фонаре)»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Рассказ очень живо и реально, в самых неприглядных красках, преподносит весь ужас гражданской войны через одну небольшую и отнюдь не уникальную сцену — сцену расправы с захваченным врасплох караулом. А в конце противопоставляет жесткую реальность с послевоенной романтикой, какую вызывают рассказы бывалого вояки о прошедшей войне...
Опубликован: Гудок, М., 1923, 25 дек.
Входит в:
— цикл «Записки на манжетах»
— журнал «Аврора 1982'04», 1982 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sawwin, 27 сентября 2015 г.
Великолепный язык. Читаешь и веришь, что в скором времени этот человек напишет «Мастера и Маргариту». «Под грудой тряпья и бараньим тулупом с сипением жило тело Абрама», -- кто попало так написать не сможет, хоть надсадись. А вот сюжет рассыпается и, окончательно развалившись, приходит к необязательному финалу. Ранняя проза Булгакова в этом плане откровенно слаба. Чтобы стать великим писателем, мало яркой талантливости, надо ещё работать, как работал Михаил Булгаков.
Oreon, 11 сентября 2013 г.
Небольшая глава, даже мгновение из жизни человека, но зато какое! Смерть, боль, трагедия; ужас, холод и мрак. Причем эти боль, холод, мрак — это не только окружающая сцена на которой разворачивается трагедия — это и внутреннее состояние людей участвующих в братоубийственной войне, в их сердцах нет места жалости и сочувствию.
Не вызывает сомнения, что автор писал эту сцену наполняя ее чувством отвращения к войне и вроде бы рассказ должен был бы получится нейтральным и безотносительным (когда последующие поколения огромной страны воспитывались на красной символике — автор одно время воевал на противной стороне, да и позже сочувствия к коммунизму не выказывал), но это не так. Булгаков не отказал себе в удовольствии назвать украинскую армию бандитами и живоописал отношение ее солдат к евреям, что так же добавляет Украине автора «колорита».
В финале рассказа происходит противопоставление так называемой «романтики» войны, в историях бывалого вояки, с суровой реальностью и ужасом случившегося с героем рассказа.
Anastasia2012, 24 января 2013 г.
Ничего не обещающее название рассказа, в котором смерть, боль, выживание. Это после — раасказы у огня. А в момент казни — реальная боль. Булгаков завещает это нам, чтобы знали, понимали и никогда, НИКОГДА не были ни на одной из строн дула.
Yazewa, 21 февраля 2008 г.
Очень сильный рассказ. Так создать атмосферу происходящего, — жуткого происходящего! — так описывать людей, все вокруг них... Это не талантливо. Это гениально.