fantlab ru

Питер С. Бигл «Последний единорог»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
911
Моя оценка:
-

подробнее

Последний единорог

The Last Unicorn

Другие названия: Последняя из единорогов

Роман, год; цикл «Последний единорог»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 113
Аннотация:

Единороги покинули сказочный мир и вместе с ними стало исчезать волшебство. Куда? Говорят, давным-давно они ушли по дорогам и их преследовал Красный Бык, внушающий ужас. Красный Бык Короля Хаггарда, который жаждет заполучить последнего оставшегося единорога. Они ищут друг друга и им суждено встретиться. Король Хаггард и Принц Лир, Шмендрик Маг и его помощница Молли Отрава, Красный Бык и Последний Единорог, принявшая образ прекрасной леди Амальтеи, – вот действующие лица драмы, которая вот-вот разыграется, чтобы изменить мир сказочных королевств…

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Посвящение: «Светлой памяти доктора Олферта Дэппера, встретившего единорога в лесах штата Мэн в 1673 году, и Роберту Натану, видевшему одного или двух в Лос-Анджелесе».

• В 2022 году Питер Бигл подготовил обновлённую версию «с восстановленным авторским текстом» (“the author’s restored text”).

• Помимо двух известных, печатавшихся на русском языке переводов данного романа (Усовых и Соколова), существует также перевод Максима Немцова, сделанный раньше всех, ещё в 1989 году. По словам переводчика, он остался несколько неотшлифованным.


Входит в:

— сборник «Fantasy Worlds of Peter Beagle», 1978 г.

— антологию «ФантАstika/2007», 2008 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма (перевод)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Фэнтези (США)

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2009 // Переводная книга фэнтези (США)

Экранизации:

«Последний единорог» / «The Last Unicorn» 1982, США, Великобритания, Япония, Германия (ФРГ), реж: Джулз Басс, Артур Ранкин мл.



Похожие произведения:

 

 


Последний единорог
1991 г.
Последний единорог
1994 г.
Последний единорог
2000 г.
Последний единорог
2003 г.
Последний единорог
2011 г.
Последняя из единорогов
2019 г.
Последняя из единорогов
2019 г.
Последняя из единорогов
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Last Unicorn
1968 г.
(английский)
The Last Unicorn
1970 г.
(английский)
Алманах ФантАstika/2007
2008 г.
(болгарский)
The Last Unicorn
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как много отрицательных оценок. Или нет, не положительных.

Люди ищут в этой книге роман, а романа там, как раз, и нет.

Есть песня. Печальная, очень лиричная, трагическая песня. Сказка, если хотите. А романом там и не пахнет.

Вот за этот обман, как мне кажется, многие ставят «Последнему единорогу» не самые хорошие оценки. За разочарование. За то, чего там нет. Но и не должно быть.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу отмечу — если в «Последнем единороге» всё основано на какой-то единой метафоре, то я её не понял. Или понял, но не прочувствовал. Начинается роман как сказка, но, сразу даётся понять, что есть некий важный подтекст. И, в принципе, примерно половину книги «Последний единорог» вполне хорошо работает как традиционная сказка с этаким постмодернистским привкусом — персонажи яркие и запоминающиеся, ситуации интересные. Но потом герои достигают замка короля Хаггарда и, на мой взгляд, повествование разваливается — активных действий почти нет, а те что имеются, становятся до крайности метафорическими, на грани с психоделикой. Опять-таки, я допускаю, что от меня ускользнул какой-то крайне важный для понимания элемент, но, как по мне, во второй половине книги автор просто теряет выстроенный ранее баланс между красочным фольклорным дорожным приключением и философской изнанкой, и равновесие рушится явно в пользу последней.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Черствый я человек. Бесчувственный.

Поэтому на мне чары романа не сработали. Наоборот, манера автора с многозначительной миной вещать со страниц книги крылатыми выражениями просто подбешивала.

В остальном, история, собственно, о встрече с чудом. Чудо — это единорог, живший себе счастливо в своем лесу. А потом решивший отыскать своих соплеменников. Спутникам единорога повезло это самое чудо повстречать. Но разглядеть в волшебном существе единорога а не белую кобылу способны именно те люди, которые не устроены в реальной жизни. Шмендрик Волхв, никак не овладеющий своей магией, прозябающий в балагане Мамаши Фортуны. Молли Грю — гражданская жена разбойника, которую мужчина не ценит и которая не может реализоваться. Для них встреча с единорогом оказалась большой удачей и помогла найти себя. А селянин видит лишь потерявшуюся лошадку, которую нужно поймать и отвести в стойло.

Но для фэнтезийного романа здесь совершенно нераскрыты персонажи. Даже этот самый единорог как инопланетянин. Умом понять невозможно, черт его знает почему поступает именно так. С человеческими персонажами не легче. А для притчи здесь очень много показухи, дыма и тумана, но очень мало в сухом остатке. Пучок банальных фраз о том, что любовь окрылет.

Утомительное произведение, как бы романтиШно не выглядела история любви кобылы и принца.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Переворачивая слипшиеся от приторной сладости страницы, я наконец-то дочитал этот совсем коротенький романчик.

У меня ощущение, что я опять читаю Морриса (который, кстати, за давностью лет его творчества, заслуживает большего снисхождения) приправленного дополнительно розовыми зефирками и разноцветными мармеладками.

Не, понятно, всего 300 страниц, тут с сюжетом не разойдёшься. Тем более на каждый шаг героев нужно вылить ушат эпитетов, сравнений и незамысловатой философии. Но можно было зацепить атмосферой, яркими диалогами или харизмой героев... А они тут к сожалению, тоже под потерялись в тоннах взбитых сливок и безе.

Не понимаю почему книга в своё время выстрелила. Она, как я уже заметил, безнадёжно устарела. В ней нет чёткой структуры и настроения. Нет характера, в конце концов.

От печали, до сатиры здесь один шаг, но такой переход не чем не оправдан. Это даже не шаг, а скачок в сторону. Создаётся впечатление, что Автор творил наскоками, меняя задумку на ходу.

После весьма унылого начала, партия путешественников попадает к лесным разбойникам. И вот ту, казалось бы, роман заиграл новыми красками. Мы вдруг понимаем, что это практически Пратчетт, только чуть тоньше и мудренее. Но нет, повествование опять скатывается в охи-вздохи в антураже чем-то напоминающие фильмы Марка Захарова, но сильно не дотягивая до них. Нет в «Последнем Единороге» целостности замысла, в отличии от….

Дочитывал через силу, абсолютно не переживая за героев, за их мир, за сон юных дев, которым, быть может, всё еще снятся единороги. Сказки это всё и пустая болтовня, пусть и красивая. И Бигл убедительно это доказал. К сожалению.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Последний единорог» отлично цепляет читательское внимание авторским слогом, но после прочтения романа остается ощущение, будто чего-то не хватает.

Скорее всего сюжета, ведь в данном случае он представляет собой стандартный квест, когда персонажи бодро идут из пункта А в пункт Б, временами отвлекаясь на преодоление разного рода препятствий. Ну, то есть, вот перед нами единорог, вполне вероятно, последняя в своем роде. Единорог живет в лесу и не знает бед и несчастий, но однажды, одна случайно услышанная мысль расцветает в ее сознании тревожными сомнениями. И единорог отправляется выяснить, действительно ли она последняя, что стало с ее родичами и кто же в этом виноват. По пути она знакомится с рядом персонажей, часть из которых попытается причинить ей вред, а часть — наоборот, помочь. Вот собственно и все. Казалось бы, ничего особенного, но...

Особенным этот роман делает авторский слог. Питеру Биглу удалось рассказать свою историю настолько сказочно и витиевато, что она опутывает читателя и не отпускает до самого конца. В тексте постоянно проскальзывают необычные сравнения (в духе, «он был старым, как конец ноября»), описания (первое появление Красного Быка получилось очень ярким и слегка сюрреалистичным) и песни со стихами (которые очень даже неплохие). Даже речь персонажей получилась необычной и сдобренной пафосом и патетикой, что в случае главных героев добавляет драматизма и фатализма, а в случае разбойников и стражников смотрится довольно странно и излишне вычурно (фразы, типа: «Ты уже увидел ее ближе, чем осмеливается любовь?» из уст простого стражника можно услышать не часто). Однако, справедливости ради, нельзя не признать, что волшебную атмосферу это не только не портит, но и идет на пользу.

Но, несмотря на простой сюжет и некоторых нереалистичных персонажей, роман удался. Это отличная сказка для взрослых, которая очень легко читается и оставляет приятное послевкусие. Если вы еще верите в чудеса, то не проходите мимо «Последнего единорога», потому что Питер Бигл своим текстом, определенно, сотворил маленькое чудо.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сижу и думаю — может я тупой ? Откуда у этой книги такие высокие оценки ? Чем в этом романе можно восхищаться, в чем находить «глубину» и «поэтичность»? Примитивный слог (может все-таки виноват перевод ?), неинтересные персонажи, отсутствие внятного сюжета. Если это сказка — то очень плохая, если философская притча — тогда о чем она и что хочет мне донести ее автор, какую идею ? Если это фентези — тогда книга представляет собой «лютую» графоманию. Метафоры и аллегории — где они ? Почитал восхищенные отзывы, решил прочесть эту «искреннюю красоту» и ... Полнейшее РАЗОЧАРОВАНИЕ ! п.с. Мнение мое, не обязательно правильное :)

Оценка: 2
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я кстати заметил, что у нее появилась звезда напоминающая звезду Давида. И хотя в книге это упоминалось после превращения. В фильме же показали, что она была еще до. В общем, к чему это я. Амальтея стала терять свою силу после превращения в человека. То есть, когда полностью влилась в человеческое общество. Ну и в конце концов, когда влюбилась в Лира. Да, именно так. Теперь, насчет Шмендрика. Шмендрик — это маг неудачник. То есть, если перевести с иврита, значит «дурак». Не путайте с Лейсан(клоун). Главный намек, на близость единорога и Шмендрика. Они оба волшебные существа. Кстати, если кто читал Гинзбург «Крутой маршрут». Там упоминались добрые люди. То есть, свояки. Как я это понимаю. Любопытно и то, что Амальтея не стала просить волшебника вернуть ей человеческое обличье. Хотя он сам ей предложил. Она же отвечает, что довольна тем, что единороги вновь обрели свободу. В общем « ей хорошо со своими». В библии об этом сказано «ибо хорошо только с равным себе». Красный Бык — это Совесткий Союз. По крайней мере, если знать о событиях того времени. 60-70-ые годы стали расцветом государства Израиль и первые годы «застоя» СССР. Хаггард — это Сталин и другие советские лидеры(скорее всего, те кто правили после его смерти). В общем, произведение имеет куча намеков на это. Ну и не стоит забывать, что Бигл еврей. Он точно знает иврит и является членом еврейской организации. Я просто это знаю. Поскольку, у меня друзья живут в Америке. Они рассказывали про Бигла много чего интересного. В общем, я как человек с еврейской кровью и то кто изучал их культуру. Могу согласиться с другими людьми.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я давно хотел написать о характеристиках персонажей и что я думаю о судьбе каждого из них. Их судьба неоднозначна, но и не трагична. Они имеют право на жизнь и на новые подвиги. Все также, как в нашей жизни. Так что не переживайте.

Начну с того, что мне нравятся все персонажи. И все же, если говорить напрямую, то единорог более всех. Она является символом мудрости и красоты одновременно. И кстати, несмотря на свое бессмертие. Ее могут убить другие твари (гарпии, драконы, бык и возможно люди). То есть, как и эльфы. Они умирают от болезней и других внешних воздействий. Что еще нравится. Она не является изначально положительным персонажем. Она, скорее всего, персонаж, который имеет общие черты людей. Такие как: красота, ум, гордость и предубеждение. Темные и светлые вместе. Ее отношение к смерти Ракха и Матушки Фортуны, это доказывает. Тем не менее, она любит природу и жизнь. Ей не чуждо ничто земное. Она любит стихи и песни. Мотылек пробудил у нее к этому интерес. Значит, она тоже в душе человек.

Теперь о ее человеческой природе. Как только она превращается в человека. Она чувствует не страх, а удивление и некое непонимание ситуации. Ее попытки ходить на двух ногах и эксперименты с телом доказывают нам это. Ей самой интересно, что с ней стало. Это очень по-человечески, я думаю. Любопытно, что вначале она не теряет свою силу. Ее способность разрушать магию остается с ней до тех пор, пока она не перестает в нее верить. Только после этого, она потихоньку превращается в женщину. Ее любовь к Лиру связана не с подвигами, замечу. Что разрушает концепцию Диснея (хотя и не полностью). Ведь до этого, она и сама сражалась с древними существами. Странно то, что она испугалась Быка. Тут две причины. 1) Она не хотела сопротивляться Быку и считала, что лучше быть с другими из своего племени. 2) Рассказ о Быке настолько напугал ее, что она не сообразила, что Бык это всего лишь страх (о чем нам рассказывает конец этой истории). Впрочем, его способность убивать доказывает, что он скорее всего демон или что в этом роже. Иначе бы, Лир не погиб.

Единорог и Лир сблизились благодаря стихам и песням, что свидетельствуют об общности их интересов. Да и о том, что Лир готов на все ради друзей. Даже меняться. Лир очень благородный человек. Замечу, что он понимает что подвиги не всегда приносят удовольствие. Это доказывает, что он уже не каноничный персонаж Диснея. Он готов спасти единорогов, пожертвовав любовью. Впрочем, Амальтея пошла с ним не вымолвив ни слова. Что доказывает нам, что она несмотря на неуверенность в себе, была очень сильной личностью. Скорее всего, ее желание быть с Лиром продиктовано тем, что она считала бесполезным сражаться с Быком. Он сильнее ее. Кстати, именно это свидетельствует о том, что страх брал верх в тот момент. Лир поддержал ее и они пошли навстречу судьбе. Интересно и то, что после смерти Лира. Единорог сам стал атаковать Быка и он стал отступать. Кто знает, но может Бык до этого не убивал людей. Ведь, что ему мешало убить Шмендрика и Молли. Возможно, что Бык по своей сути, не является злодеем. Он антагонистом или антигерой. Очевидно, он понял что она готова ему мстить и он отступил.

Почему она вернула Лира к жизни? Значит, что реально любила. Ну тогда вопрос. Почему она не попросила Шмендрика вернуть ей человеческий облик после? Не только потому, что одержала победу над Быком и вернула собратьев. Здесь причина другая. Она вернула себе то, что хотела и после этого, ее миссия закончилась. Скорее всего, она сожалела не о потери Лира. А о том, что она видела смерть и страдание людей. Она поняла, что значит боль. Иначе, как объяснить что она вернулась в лес. Хотя в книге, все было по другому. Кто читал, поймет меня. Там лишь догадки. В мультфильме, все изменили. Кстати, в той же книге есть намеки что она вернется, но они все обрушились в продолжение «Два Сердца». В общем, книга и продолжении менее драматичны, чем одноименный мультфильм. Те кто не читал, могут сделать неправильные выводы.

Лир — типичный принц, который влюбился в принцессу. Благодаря единорогу, он становится сильным и выносливым персонажем. И все же, у него есть много черт от приемного отца. В конце, после воскрешения. Он всеми силами хотел ее найти. Что могло быть доведено до фанатизма. Если бы Шмендрик и Молли, его не убедили в обратном. Кстати, до этого он отказался от принцессы Элисон. Которую авторы не включили в фильм. А жаль. В общем, если бы не продолжении. Он бы женился на Элисон. Хотя это остается за кадром. В мультфильме, он идеален практически во всем. То есть, главные черты его личности вырезали. Хотя это не самый плохой финал для Лира. Я имею в виду (Два сердца)

Теперь, один из самых любимых моих персонажей. Молли Грю. Многие считают, что она лишний и неинтересный персонаж, который лишь дополняет остальных. Но в этом вся ее прелесть. Она настоящая женщина. Нетипичная Мэри Сью, как многие прочие. Кстати (Принцесса Элисон и Амальтея, больше подпадают под эту категорию). Она как человек была наделена жизненным опытом и судя по всему, знала что такое боль и разочарование. Несчастливый брак, отсутствие детей и плохой муж (синдром Робина Гуда и Зорро). Вера в сказки иногда делает нас уязвимыми. Кстати, где-то я прочитал, что она женщина средних лет. Если учитывать то, в какие времена они живут и одежду носят. То это несомненно, 12-13 век. В те времена, девушками становились к 10-14 годам. В это время могли уже рожать детей. Вспомните пример, Ромео и Джульетты. Там мать Джульетте так и говорила: «у многих из них есть дети, а тебе уже 13». То есть, средний возраст Молли Грю — это не 35-40 лет, как многие думают. Это примерно, если она говорит, что была атаманшей 17 лет. Значит, ей где-то 27-30 лет. Может, немного больше. Нам не говорят, когда она сбежала из дома и стала так жить. Мне кажется, что эта теория соответствует истине. Поскольку, в те времена женщин считали молодыми до 24 лет. Далее, следовала старость.

Теперь о Шмендрике. Он колдун — значит, по сути живет дольше чем Молли. Хотя выглядит моложе. Если сравнивать его с Гендальфом, Саруманом и Альбус Дамблдором. Он еще юноша. Однако настоящий его возраст, также остается неизвестным. Как и возраст его учителей Мабрака и Никоса. Его слова, что я старше, чем выгляжу можно воспринимать двойственно. Во-первых, это попытка оправдаться перед Молли и Единорогом или он реально много лет прожил, но не обладает достаточным опытом. «Я помню более тяжелые времена» — вот его фраза. Кстати, второе вытекает из первого. Он может сохранять молодость и долголетие. Возможно, что ему 40-60 лет по человеческим меркам. Однако выглядит на 26-30. Таким образом, он может быть старше Молли намного. Хотя, если судить по опыту. Он ей во многом уступает. Он надеется добиться в мастерства только из желания стать великим. Она же не будучи волшебницей, смогла узнать больше чем он. Оставаясь искренней и добродушной. Фактически, именно женщины здесь герои (Единорог и Молли). Кстати, сам Бигль в интервью об этом говорил. Это роман о силе и духе женщин.

Хаггард и Красный Бык. Казалось, что хорошего в таких злодеях. Один жадный и злой. Другой, лишь прихвостень, который по непонятным причинам ищет единорогов. Сразу напрашивается вывод. Зачем бессмертному служить смертному. Да и в общем, последний и так ничего не получает.Какая ему выгода? Возможно, что Бык просто уважает старого короля и предан ему до тех пор, пока это не зайдет слишком далеко. Страх тут не причем. И только после смерти человека. Тот осознал или понял, что его служба — это чистое зло. Потому, он и не принимал бой. Не совсем злодей, выходит. Хаггард же, просто жадный и несчастный человек. Он испытывает удовольствие, лишь владея вещью. Очень похоже на современных людей и необязательно злодеев. Это относится и к Быку, и к Хаггарду. Поэтому эти злодеи у меня вызвали интерес и сочувствие, в отличие от диснеевских злодеев с которыми итак всё ясно. Кстати, Саурон, Смауг и Амадон из параллельных книг и фильмов. Они тоже более глубокие, чем кажутся на первый взгляд.

Ну и наконец, последнее. Где сказка и миф. Мотылек — это сам автор, который фактически рассказывает нам то, что будет впереди. Хотя не все понимают анекдоты и песни. Но если приглянуться, то он уже намекает на конец истории. Капитан Калли и его банда. Тот же случай, что и с Молли. Хотя видно, что рупором всей банды была она. Как только она ушла. Банда фактически перестала существовать. Что свидетельствует о том, что ее уважали больше, чем его. Невероятно, что после ее ухода. Все кроме Калли и Джина разбежались и стали бардами и менестрелями. Это доказывает, что люди хотят жить реальностью, а не сказками. Ну и последнее. Единороги могут воспроизводиться. Хаггард сам рассказал Амальтее об этом. Да и Шмендрик тоже. В общем, печального конца по любому не будет. Ведь она может родить от себе подобных. Очевидно, она это поняла когда вернулась в лес. Вначале, она видимо не знала что такое возможно или по крайней мере, не догадывалась.

Ну и самый очевидный факт. Это будут Молли и Шмендрик вместе. В «два сердца» есть намек, что они много лет живут вместе. О детях, как и у Лира, Единорога и других. Ничего неизвестно. Однако в конце первой книги, Молли охотно идет за Шмендриком.

В общем, прежде чем тосковать. Сделайте выводы и почитайте книгу. А лучше две. Хоть я и не поклонник продолжений, как таковых. Мультфильм больше для детской аудитории. Однако он тоже хорош и красив. И все же, книга лучше. В ней есть то, что в мультфильм, к сожалению, не попало. Тоже, что и сны и многие рассказы героев. Так что не падайте духом.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые я посмотрел Последний Единорог в раннем детстве. Когда еще был наивным подростком. Фильм до такой степени проник мне в душу, что спустя 16 лет я посмотрел его еще раз. История Единорогов стара как мир. Мифические лошади с красивым рогом на лбу и их чудесная сила. Способность жить веками и оживлять тех, кто умер. Это не могло не вызвать у меня слезы. Хоть я уже взрослый человек (а в душе, ребенок).

Прежде всего, эта книга и фильм о жизни людей и древних богов, обитающих в лесу. Обладающих огромной силой и волей.

Особенно мне понравилась завязка. Главная героиня (единорог) мечтает найти своих друзей и родственников. Любопытно, что героиню в отличие от устоявшегося канона и жанра, нельзя считать злой или доброй. Она просто делает то, что хочет. И это правильно. Героиня не пытается кого-то спасти или напротив, досадить. Она идет к своей цели и достигает ее. При этом, она встречает людей, которые верят в нее. Начиная от мага неудачника и заканчивая женой главы разбойников Молли. Однако это еще не все. Фильм и книга раскрывают нам и совсем другое. Темные стороны души людей. При этом злодеи показаны нам настолько реалистично, что невольно хочется сказать «где-то я это уже видел». И, правда, начиная с мелких воров и заканчивая ведьмами и колдунами. Все хотят поймать единорога для своих целей. Любопытно, что цели у них похожие. Все хотят иметь единорога как свою собственность. Даже те, кто в него не верят (принимают за лошадь).

Идея того, что люди стали больше верить деньгам и своим правителям давно уже пользуется популярностью. Вера в духов и мифических созданий отошла на второй план. В чем и реалистичность данного произведения. Этот фильм очень похож на другой чудесный фильм японской студии Гибли «Принцесса Мононоке». Здесь встают те же вопросы, что в фильме Хайо Миядзаки. Старое уходит в прошлое и на смену нового приходит индустриализация и жажда наживы.

Единорог само собой, не может понять людей. Почему они перестают верить в него. Возможно, что виной всему Красный Бык, который подобен лесному пожару вынудивший животных бежать из леса. Или его можно сравнить с людским орудием быта. Желание людей покорять леса и забирать его обитателей себе (типичный пример, Король Хаггард и Матушка Фортуна).

Примечательно то, что Единорог боится людей больше, чем подобных ему животных. Превращение ее (она — единорог) в девушку вызвало у нее больший страх, чем сам Бык. Получается, что она все оценивала как животное. То есть, ей были чужды обман, хитрость и лукавость. Те эмоции, которые так свойственны людям (но не всем). Ее страх и нежелание быть человеком, показывают нам, что она презирает в душе людей. В целом, как обитателя леса ее можно понять.

Все это так красиво и прекрасно, что думаешь, вот бы это никогда не закончилось. Однако все возвращается на круги своя. Лир становится королем. Молли и Шмендрик путешествует вместе. Единорог становится героиней для всех (возвращая веру людям и даря своим сородичам опыт жизни).

Жаль только, что она и Лир не вместе. Впрочем, конец открыт. А маг может все вернуть.

Ее слова: «Я помню тебя и буду помнить, и любить всегда». Это так сильно, что я не могу справиться с эмоциями.

Я хочу поблагодарить американских и японских аниматоров за работу над фильмом и закончить свою рецензию фразой.

А я говорю: возьмёмтесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя — деятельная добродетель Я хочу сказать только, что все мысли, которые имеют огромные последствия, — всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто. (*Война и мир*)

Лев Николаевич Толстой

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Том Бомбадил», которого мог бы написать Терри Пратчетт — вот что такое «Последний единорог».

С одной стороны, классическое (дотолкиеновское) фэнтези — архетипичная история в антураже сказки. Маг, рыцарь, принцесса, волшебное создание и, конечно, чёрный властелин — в наличии и даже действуют в соответствии со своими ролями. Вот только маг — недоучка, рыцарь совершает подвиги от скуки, чёрный властелин замкнулся в себе, а принцесса и вовсе не от мира сего. Все они смешны и нелепы, но при этом вызывают щемящую тоску, нежность и восхищение.

Удивительно поэтичный роман, метафоричный, восхитительно переплетает реальность и легенды, балаганные фокусы и истинное волшебство, красоту и уродство мира.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Команда приключенцев в составе единорога, мага-недоучки и разбойницы отправляется в неведомые края на поиски загадочного Красного Быка. Шаблонно? Банально? Ни в коем случае. Это красивое фэнтези, но это также изысканный, весьма интеллигентный стеб. Прежде всего, над стереотипами жанра. А Питер Сойер Бигль будет ехидно улыбаться за кадром. Он не воспринимает все эти избитые клише всерьез — он ими играет, как ребенок кубиками, складывает в причудливые конструкции и тут же рушит по своей прихоти. Ну, в самом деле, сколько тончайшей иронии можно вложить, скажем, в описание замка Темного Властелина:

«Зловещий замок Хаггарда. Говорят, его построила ведьма, но Хаггард не заплатил ей за работу, и она прокляла замок. Она сказала, что однажды море вздуется от жадности Короля Хаггарда и поглотит замок вместе с ним. Потом она, как положено, ужасающе взвизгнула и исчезла в сером дыму. Хаггард реагировал должным образом. Он сказал, что без проклятья ни один замок тирана нельзя считать завершенным».

А город, проклятый и обреченный на богатство и процветание! А Король Лир в роли наследника престола!

Мимоходом (очень по-доброму) достается почтенной науке фольклористике. Есть тут такой персонаж, лесной разбойник Калли, который ну совсем-совсем не Робин Гуд. Но ведь хочется, хочется, чтобы легенды сочиняли не о Робин Гуде, а о нем, о Калли. И чтобы в каталоге Чайльда баллады о Калли значились под каким-нибудь солидным номером, а почтенные профессора сопоставляли варианты и гадали об исторической основе! И вот неблагородный разбойник берется за сочинительство сам и с трогательной надеждой ждет какого-нибудь заезжего фольклориста — а вдруг его стишки будут записаны в полевых условиях.

Но «Последний единорог» — это не просто пародия. Здесь еще и грустная притча об исчезающем волшебстве. Ведь Она, белое олицетворение красоты и магии, не только последняя, она еще и чудо, которого не замечают. Бигль поднимает тему человеческой слепоты — люди всегда готовы принять тощую дворнягу за трехглавого Цербера, но поставьте перед ними единорога, и они увидят только старую белую кобылу.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное, многогранное и непростое произведение о магии и магических существах, уходящих из мира людей. И о людях этого мира. Наверное, каждый читатель увидит что-то своё в этом произведении. Классика фэнтези. Перевод, правда, мог быть и получше.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Земля стара, а люди её населяют не так давно. Какие существа жили здесь до нас? О некоторых (мамонтах, динозаврах) мы слышали от учёных. О других (драконах, кентаврах, русалках) мы знаем только из сказок и легенд. Причём, среди покинувших Землю существ сказочных куда больше, чем известных науке, и слышали мы о них больше. Вот, и единороги, удивительные создания, встречаются нам только в сказках. Никто из людей их не видел, зато сказок про них великое множество.

И одну из самых красивых сказок про единорогов сочинил Питер Бигл.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это первое произведение автора, прочитанное мной. Знакомство удалось. Роман заинтересовал и поразил.

Главное действующее лицо — единорог. Автор описывает его от третьего лица. Эта поэтичная, певучая манера описания завораживает. Осознаешь с первых строк — единорог не просто лошадь с рогом, а нечто уникальное, о чем мной не было прочитано ранее ничего. Не удивительно, что все поклоняются ему, в том числе и есть и люди — простые смертные, готовы жизнь свою отдать, но помочь этому необыкновенному существу. Это Шмендрик Маг и его помощница Молли Отрава.

Для меня так и осталось загадкой что же собой представляет Красный Бык, но от этого восхищение этим произведением не меньше. Описание его я бы назвала ускользающим. С одной стороны оно есть, а с другой остается масса вопросов. Но что есть этот роман — красивая певучая сказка, поэтому и образ Красного Быка, лишь вскользь набросанный, но уже пугающий, не является недостатком.

Король Хаггард и Принц Лир также нужные герои. Без них роман многое бы потерял. Злой, жестокий, но не особо дальновидный король и его приемный сын — прекрасный герой. Эти два образа так не вяжутся друг с другом, что ничего удивительного, что наши герои смогли их разделить.

Конец такой, какой бывает только у сказок, хороший и трагичный одновременно.

Рекомендую к прочтению всем возрастам.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это было третье произведение Питера Сойера Бигля, прочитанное мной. И сперва казалось, что сдержанная печаль неизбежно меняющегося мира захлестнет и героев, и меня. (Наверное, в этом была виновата еще группа Das Ich, под чью музыку я читала.) Но затем выяснилось, что Питер не чужд добродушного подтрунивания над основными законами сказки, а также любит рвать шаблоны. И все-таки главное, за что я люблю эту вещь, — прекрасная метафора творчества, любого, явленная через незадачливого мага Шмендрика.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх