FantLab ru

Питер С. Бигл «Милости просим, леди Смерть!»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Голосов:
362
Моя оценка:
-

подробнее

Милости просим, леди Смерть!

Come, Lady Death

Другие названия: Приходите, леди Смерть

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 95
Аннотация:

Вот уж поистине гордость и предубеждение: пригласить на бал саму Смерть. У аристократов свои причуды, подавай им чего-нибудь эдакого.

Но раз уж пригласили, будьте добры принять Её такой, какая Она есть. Соизвольте выполнить все Её условия.

Примечание:

На основе рассказа “Милости просим, леди Смерть” в начале 1990-х была создана опера “Полночный ангел”. Бигл лично написал либретто, а Дэвид Карлсон – композитор из Сан-Франциско – музыку. Мировая премьера состоялась в 1993. В постановке приняли участие нью-йоркская Глиммергласс Опера (Glimmerglass Opera), Сент-луисский оперный театр (Opera Theatre of St. Louis) и Опера Сакраменто (Sacramento Opera).

Опубликовано так же: Питер С. Бигл (Англия). Милости просим леди Смерть! / Пер. Н. Евдокимовой// ж. «Икатель. Украина», 2005г. №1, май-июнь, с. 7-21


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 21. Антология сказочной фантастики
1971 г.
Театр Теней
1991 г.
Чудеса магии
1993 г.
На языке мёртвых
2001 г.
Черный человек. Американская готика. XX век
2003 г.
Фантастические создания
2014 г.
Фантастические создания
2018 г.
Фантастические создания
2018 г.

Аудиокниги:

Грани вселенной. Антология фантастики
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Rhinoceros Who Quoted Nietzsche and other Odd Acquaintances
1997 г.
(английский)
The Fantasy Hall of Fame
1998 г.
(английский)
Mirror Kingdoms: The Best of Peter S. Beagle
2010 г.
(английский)
Lila The Werewolf and Other Tales
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Запоминающийся рассказ. Сама ситуация, когда Смерть приглашают на бал уже необычна. Автор противопоставляет два образа, двух главных героев: леди Невилл и Смерть,причем вторая смотрится более выигрышно. Вообще образ Смерти впечатляет, — она показана юной девушкой, стремящейся отдохнуть от трудов праведных (не сочтите за сарказм). Не каждый кавалер сможет пригласить такую обаятельную девушку на танец, зная кто она есть. В итоге Смерти удалось очаровать присутствующих на бале, и они предложили ей остаться. Вариантов развития финала могло быть несколько: от Смерть прибрала всех к своим рукам, до смерть стала человеком. Бигл выбрал наиболее удачный финал. Рассуждения Смерти в конце рассказа, показывают насколько же она более человечна чем леди Невилл. Пресыщенность приводит к скуке, это факт. Но насколько ж надо быть ненормальным во всех отношениях, чтобы отправить приглашение Смерти с умирающим ребенком! Такое не должно оставаться безнаказанным.

Отличный образец магического реализма от мастера литературного слога. Достоин прочтения.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный образец магического реализма от Питера Бигла. Браво, Мастер!

Лондон, высший свет, элита знати. Среди них действуют свои порядки, традиции, обычаи. Знатная дама, леди Флора Невилл, всю жизнь давала балы, каждый последующий из которых затмевал по грандиозности предыдущий. И настал момент, когда или иссякла фантазия леди Невилл, или обозначилась граница возможностям того времени, но очередной светский раут грозил обернуться полным провалом, если не удастся так впечатлить гостей, чтобы надолго запомнили и торжество и его хозяйку. Мне кажется, выбор на столь экстравагантном госте леди Невилл остановила, задумавшись над бренностью всего сущего в силу своего преклонного возраста. Она мудро решила закруглиться в зените славы, устроив свой последний званый вечер, призвав на него Смерть. Это необычно, будоражит кровь, вселяет ужас, напрягает нервы. И уж точно запомнится надолго!

Понимала ли эта увядающая старая женщина, глядя на свое кошмарное, «серое лицо запрокинуто, как в приступе удушья”, отражение в зеркале, что Смерть не приходит просто так, пусть даже на самый роскошный из балов? Смерть приходит к умирающим, иначе как куафер, отец умирающей дочери, смог бы передать приглашение... И более чем странно разочарование леди и ее приглашенных опозданием легендарной гостьи. Финал ожидаемый и легко прогнозируемый, но это совершенно не упрощает интригу рассказа.

В произведении много размышлений на тему смерти — это живое существо, человек. Мужчина или женщина? Знатен или беден? Где живет, как выглядит? Кто-то из действующих лиц считает, что Смерть «благородных кровей», живет в престижном районе, выглядит аристократически. Кто-то, наоборот, верит, Смерть настолько далека, что живет среди бедняков в трущобах. И разумеется, выглядит потусторонее существо для каждого по-своему. Солдат на войне видит мрачный образ: «Смерть скачет на исполинском черном коне и носит доспехи такого же цвета. Смерть очень высокого роста, выше любого из смертных». А леди Невилл, например, перед финальным балом кажется, что «Смерть — это женщина, страшная, омерзительная старая карга, по-мужски высокая и сильная.» И в то же время законченному образу леди Смерть писатель придает внешность молодой девушки: приятный глазу, совсем нестрашный, милый, покоряющий сердца.

Человеку свойственно бояться перехода из мира живых в мир мертвых. Но такой чудесный вечер в знатной компании, волшебная ночь танцев, рассвет, полный чарующей мистики, совсем не пугают, а завораживают, обещая новую полную отсутствием скуки жизнь.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Насколько же великолепен язык повествования у П.Бигля.После прекраснейшего романа «Последний единорог» и хорошего романа«Песня трактирщика взялся прочитать рассказ «Милости просим,леди Смерть!».Что можно сказать-гениально.Во-первых сама задумка выше всяких похвал,во-вторых повторюсь стиль написания очень сочный и красивый,ну и самое главное персонажи,в таком маленьком произведении автор сумел раскрыть их отлично.Леди Невилл богатая особа преклонных лет всю жизнь провела в богатстве и веселье.Пресытившись одним и тем же она решает пригласить к себе на бал Смерть.Явившись на бал Смерть весело проводит время,танцуя и веселясь.Когда же она собирается уходить с праздника леди Невилл как и все гости просят ее остаться с ними.Плата за это будет жестока,со Смертью играться не стоит.Хочеться сказать,что леди Невилл в конце произведения справедливо будет наказана,ведь так жестоко поступить со своим слугой у которого умирал ребенок может только бесчувственный и черствый человек.Смерть дает это понять леди Невилл превосходно.

Рекомендация: высокая!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И мне понравилось. Очень необычное описание Смерти, понравилось ее отношение к капитану, человеку не боявшемуся смерти на поле боя и не испугавшемуся ее на балу. Очень обычным показалось и поведение тех, кто хотел, чтобы Смерть ушла, но так и не осмелился ей этого сказать — разве не так происходит обычно и у нас? И ужасная история с бедным парикмахером, у которого умер ребенок — так и не сказано кто — сын или дочь. И в те времена смерть ребенка была обычнейшим явлением и нисколько не вызывала таких последствий, как описано в рассказе, что же на самом деле произошло? Тайна...

Но, как бы там ни было, Смерть явилась на бал, и все ее начали страшно бояться — а чего ради? Вот это другая загадка. И наконец сам выбор новой кандидатуры на место (хотел сказать «должность») Смерти. Все очень обоснованно, и леди Невилл в самом деле наболее подходящая кандидатура, просто про всех остальных мы ничего не узнали, так что выбрать из десятков гостей, собственно, было некого.

А финал — как будет дальше жить леди Невилл, или она превратится во что-то, ведь жить посреди Лондона в своем особняке ей уже нельзя. А бывшая Смерть — что будет с ней? — вот так кусочек жизни, в котором мы не узнали толком начала, просмотрели отрывки середины и ждём теперь неизвестно какой конец — на самом же деле так и бывает всегда.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть произведения, которые по прошествии времени забываются напрочь, есть произведения, которые помнятся чем-то отдельным – поворотом сюжета или какой-то деталью; а есть произведения, которые запоминаются полностью, кристально и чисто, будто они прочитаны только что. Не всегда это самые великие вещи на свете, но само по себе это определённый высокий уровень. Вот и этот рассказ из той, последней группы. Я помню его досконально, прочитав единожды очень и очень давно. И вот, перечитав снова, стало видно, что он запомнился не случайно. Это великолепный рассказ. Он написан с недюжинным мастерством, с каким-то таким уайльдовским изящество – читать его одно удовольствие. Он прекрасен, этот рассказ, в меру тонок, в меру остёр, глубок, как и полагает быть притче о жизни и о душе. Он сказочен и одновременно реалистичен в этом показе изящной светской жестокости, для которой позвать на бал саму Смерть, лишь способ показать свой размах; для которой умирающий мальчик лишь возможность передать приглашение. И в этом изяществе – холодность и омертвение души, достойные самой Смерти. И вот почему Смерить выглядит здесь прекрасней и очаровательней чем все эти люди, чем всё это блистательное общество, пришедшее посмотреть, как Она явится на бал. Изумительное, прекрасное произведение, достойное множества похвал. В нём действительно есть что-то от сказочной мягкой, но точной насмешки Оскара Уайльда, написанное столь же прекрасным языком и с таким же несомненным мастерством и остроумием. И даже если взять Уайльда этот рассказ, по-моему, был бы на уровне лучших его вещей. Прекрасное произведение, просто прекрасное!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Многие пытаются не только дать определение, но и как-то персонифицировать саму Смерть. В основном, получается образ жутко неприятной старухи с косой, которая приходит к тому, кто должен уйти в мир иной. Но иногда встречаются изображения Смерти в других ипостасях, например, в виде мужской особи. У Питеря Бигля образ Смерти вышел и вовсе другим.

В рассказе Бигля Смерть, что удивительно, приходит не по своему усмотрению, а по приглашению, которое прислала богатая дама, которая решила разнообразить светские вечера, ставшие скучными. Конечно, у богатых свои причуды, многие из которых нам не понять. Но приглашение уже отослано, и все собравшиеся ожидают визита гостьи, чья репутация заставляет вставать волосы дыбом, а кожу покрываться мурашками даже у самого стойкого человека...

Рассказ Бигля — это не философия, это такая себе гипотетическо-фантастическая ситуация, у которой может быть масса развязок. Смерть можно бояться, относиться к ней равнодушно, встречать с достоинством или даже восторженно, но заигрывать и играть с ней уж точно не стоит, ибо встреча с таким персонажем одними обнимашками не обойдётся. Тем не менее, как мне кажется, каждый персонаж рассказа, в том числе и леди Смерть, получили то, что хотели, а потому финал кажется совершенно логичным.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лёгкий, ироничный, остроумный рассказ о том, как стареющая, пресыщенная жизнью леди решила пригласить на свой бал саму Смерть. Очаровывая атмосферным повествованием, автор даёт читателю возможность поразмышлять над всегда актуальными вопросами – человечность, жизненные ценности, бедность-богатство, боязнь смерти и, собственно, какова же она?

Мне было очень любопытно, чем же закончится визит такой гостьи и какова будет расплата, ведь Смерть редко уходит ни с чем. Моё любопытство удовлетворено, и я согласилась с выбором Смерти.

Ещё подумалось. Я, читая, нередко примеряю ситуации на себя. После этого произведения захотелось, чтобы, когда случится моё свидание со Смертью,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
леди Невилл передала свои полномочия кому другому)

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этому автору удается в необычном найти обычное, простое и по-человечески понятное. Пригласить Смерть к себе на бал. Что может быть более необычным, а далее самое заурядное описание бала, самые простые и ясные человеческие чувства. И самое главное, ты просто веришь в происходящее, ты не задумываешься о необычности, о недостоверности ситуации даже для фэнтези, ты веришь и сопереживаешь происходящему, ты даже пытаешься себя поставить, нет не на место одного из героев, ты просто примеряешь ситуацию к себе. Вот это и есть настоящая литература.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Насколько же равнодушной была леди Невилл, если Смерть сочла её достойной кандидатурой на свое место. Рассказ написан мастером. Показана пресыщенность людей, чья жизнь посвящена поискам развлечений. Ведь не отказались от посещения бала, хотя и боялись.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Леди Невилл, которой никто не смел отказать, пресытилась жизнью и в жуткой гордыне пригласила на бал Смерть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И та пришла в образе красивой молоденькой девушки. Смерть решила выбрать своего преемника и им стала сама леди Невилл.
Интересный рассказ о гордыне, черствости, высокомерии, и о том, что надо быть поосторожнее с желаниями, которые могут сбыться.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тема рассказа интересная, и действительно только от пресыщенности и неумения сопереживать можно пригласить в гости леди Смерть. Финал предсказуем, собственно, автор к нему подводит почти с первых строчек.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бигл решил написать свою пир во время Чумы или Красная смерть. Хм, согласен что смерть придет за нами. Но чего об этом рассуждать. Могу сказать, что мне нравится произведение Терри Пратчетта на эту тему больше. Нет, серьезно. Там-то все с юмором, как говорится. Здесь просто страдание пожилой леди. которой скучно. Мне это непонятно. Хотя богатые тоже плачут. По крайней мере, здесь это видно.

Не то что мне не нравится произведение. Просто у Пратчетта эта тема развита лучше. Там смерть — хоть он и неживой. Сам подобен человеку и пользуется человеческими вещами и атрибутами. В общем, там он один из главных персонажей и у него внучка есть. Ты к нему и не относишься как к смерти. Здесь же все слишком примитивно.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивая сказка. И очень хорошо написанная — проходного текста вообще нет, каждое словечко стоит на своем месте и каждое словечко несет свою смысловую нагрузку. В общем, читается вещица прекрасно.

Однако, берясь за ее чтение, надо четко себе представлять, что действия в ней совсем немного — ни динамики, ни экспрессии здесь нет и в помине. Для кого-то это будет недостатком, для кого-то достоинством, но вещь на все 100% камерная, психологическая, ориентированная на неторопливого, вдумчивого читателя, умеющего получать удовольствие от каждой прочитанной фразы. Думается, в наше сумасшедшее время именно вот такие вот произведения очень хороши для, как это говорилось в советское время, релаксации :).

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, хотя и не вполне необычно. Идея передачи...как бы это назвать?.. функций Смерти уже встречалась в литературе, и не раз. (Вспомним хотя бы «Косу» Брэдбери.) И здесь действительно вполне предсказуемый финал. Что ж, в конце концов пресыщенная жизнью скучающая леди получает роскошнейшую возможность побороть скуку! Пожалуй, интереснее выглядит перспектива бывшей Смерти, ставшей смертной...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чтобы стать Смертью, надо устать от человечности и узнать, до чего бессмысленно жить на свете. И относиться к чужой жизни, например, к жизни ребенка, как пустой безделице. Таковы условия.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх