fantlab ru

Люси Уорсли «В гостях у Джейн Остин»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
7
Моя оценка:
-

подробнее

В гостях у Джейн Остин

Jane Austen at Home

Документальное произведение, год

Аннотация:

Эта новая биография Джейн Остин отличается от прочих особой погруженностью в эпоху, чрезвычайно бережным и точным воссозданием атмосферы, в которой жила и творила автор любимых миллионами читателей произведений. Дочь сельского пастора, Джейн никогда не имела собственного дома и всю жизнь была вынуждена переезжать с места на место, иногда пользуясь гостеприимством богатых родственников, а временами ютясь в съемном жилье. Историк английского быта Люси Уорсли ведет читателя по связанным с жизнью и творчеством великой соотечественницы адресам, знакомя читателя с миром окружавших ее вещей и воссоздавая атмосферу ее повседневной жизни. Написанная на основе огромного фактологического материала — писем и воспоминаний современников, газетных публикаций, литературных произведений той поры, сочинений самой Джейн Остин, — эта «биография сквозь призму быта» помогает понять, почему в ее творчестве такое большое значение придается дому, который воспринимается то как уютное гнездышко, то как место заточения, то как недостижимая мечта.


В гостях у Джейн Остин
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Каждое поколение получает ту «Джейн Остин», какой заслуживает» (с) Люси Уорсли. Странное начало книги, не правда ли?

Книга начинается с провокационных заявлений вроде «поиски дома – центральная тема творчества Джейн» или «Все главные героини Джейн лишены либо родного очага, либо родной семьи» (у тех, кто читал романы Остин подобные реплики должны вызывать как минимум удивление). Я уже было настроился на то, что вся книга будет выдержана в трэшовом духе, но в дальнейшем автор взяла себя в руки. История о трудной женской доле красной нитью проходит через всю книгу, но больше Люси Уорсли не позволяла себе перевирать содержание книг любимой писательницы.

На протяжении нескольких поколений Остины создавали глянцевый образ своей великой родственницы и старательно зачищали все неудобные моменты. Люси Уорсли стремится к срыванию покровов. В ход идёт всё: нелады Джейн с матерью; брат-эпилептик, о котором семейство Остин предпочло забыть; скупердяйство брата Джейн, который получил огромное наследство, но при этом довольно скудно заботился о матери и сёстрах; сотрудничество другого брата Джейн с Ост-Индийской торговой компанией (читай – торговля наркотиками); доходы от работорговли дальних родственников Джейн…

Люси Уорсли пристрастна при написании биографии Джейн Остин и не скрывает этого. Так что, когда не хватает объективных прегрешений семейства Остин, автор начинает их выдумывать. Как это гадкие Остины посмели уничтожить почти все письма Джейн и отлакировать историю своей семейной жизни! Фу-фу-фу такими быть! Мы лишились ценнейших сведений о жизни великой писательницы! При этом Люси Уорсли игнорирует очевидный факт о том, что уничтожение родными Джейн Остин большей части её переписки, говорит не столько об их желании скрыть какую-то неприятную ПРАВДУ о себе, сколько вполне естественное желание оградить свою жизнь от любопытных глаз. Остины хорошо понимали меру таланта своей Джейн и им вовсе не хотелось, чтобы на протяжении многих десятилетий, а то и веков их жизни со всеми сопутствующими горестями и радостями, обсуждали посторонние люди, которых на полном серьёзе занимают такие «важные» вопросы как «Осталась ли до конца своих дней Джейн Остин девственницей?» или «Не случалось ли у неё лесбийских контактов?»*. На мой взгляд это вполне естественное желание и обижаться на Остинов просто глупо.

На протяжении большей части книги Люси Уорсли всячески подчёркивает какие у Джейн были чёрствые братья и как мало и плохо они заботились о своей старой матери и двух сёстрах. Особенно достаётся Эдварду Остину/Найту – самому богатому из братьев Джейн. Но штука в том, что по меркам своего времени Эдвард сделал всё, что полагается делать старшему брату в отношении зависимых от него лиц женского полу. Беда в том, что тогдашнее общество относилось к нуждам всех женщин довольно небрежно. А уж старым девам, рассматривавшихся окружающими как балласт семьи, трудно было рассчитывать на нечто большее, чем крыша над головой, одежда и пропитание. Конечно, Эдвард мог бы быть более щедрым к своим сёстрам. Тогда жизнь Джейн и Кассандры была бы более комфортабельной. Но он был и не щедрым, и не жадным, а ровно таким, как предписывалось тогдашними правилами и нормами. В результате Джейн, а также её сестра и мать жили хоть и не богато, но всё же гораздо лучше, чем большинство других женщин Англии, оказавшихся в схожем положении. Так что столь обильный негатив со стороны Уорсли в адрес Эдварда Остина/Найта выглядит как минимум странно. Судить человека другой эпохи по современным гуманным меркам! Что может быть глупее?

И в который раз читая книгу посвящённую биографии Джейн Остин я не нашёл объяснения почему её похоронили в Винчестерском соборе. Для жителей России это не очевидно, но Винчестерский собор – хоть и провинциальный, но очень большой храм (один из десяти крупнейших Англии). И погребение женщины-писательницы среди англосаксонских королей и средневековых епископов, по соседству с классиком английской литературы XVII века, является исключительным событием. Я регулярно задаюсь вопросам, как братья Джейн Остин смогли обеспечить сестре столь роскошное последнее пристанище? Однако все биографы великой писательницы раз за разом игнорируют этот момент. Не стала исключением и Люси Уорсли, которая в предпоследней главе несколько раз подчеркнула тот факт, что братья не были рядом с Джейн во время её болезни и смерти, но забыла рассказать о последней услуге, которые они смогли для неё сделать.

Итог: в целом, не смотря на мой негатив в адрес Уорсли не могу не отметить, что автором проделана серьёзная работа по реконструкции её биографии, а также той обстановке, которая её окружала. Особенно приятно, что такой тенденциозный и предвзятый автор как Люси Уорсли нашла в себе силы констатировать, что Остины были дружной и крепкой семьёй и что сама Джейн жила в комфорте и безопасности, которые были недостижимы для многих её современниц. Это резко добавляет достоверности всей книге.

* – к чести автора, она в этих вопросах максимально корректна и объективна. Но ведь есть и другие люди…

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не первая книга о Джейн Остен, что я прочел. Биография за авторством Клэр Томалин вышла за двадцать лет до книги Уорсли и была уж очень мрачна. Джейн там представлена как беззащитная жертва безжалостных обстоятельств, а георгианская Англия больше напоминала женский концлагерь, а не «старую, добрую»... Книга некоего профессора «Уроки Джейн Остен», с разбором ее романов и натягивание их на трактовку повседневных метаний нынешней интеллигентной молодежи Запада, оказалась бледной и ученической. Уроки, извлеченные из романов «несравненной Джейн» примитивны и прямолинейны.

А книга Люси Уорсли великолепна! На наши деньги ее стоило бы назвать «Джейн Остен и ее эпоха», так много в ней внимания уделяется быту, нравам, психологии, финансам, гендерным отношениям, вопросам войны и мира, что волновали и определяли жизнь англичан тех лет. Иногда фактография и нравоописательность даже заслоняет фигуру главной героини книги, но не делает ее менее интересной, а наоборот. Это ворота в мир романов мисс Остен.

Очень привлекателен и образ самой Джейн. Это по-настоящему (а не по квоте и не по повестке) сильная и независимая женщина, которая способна была создать шесть немеркнущих сквозь толщу столетий шедевров. Умная, добрая, отзывчивая, веселого нрава. Но в то же время ее могли обуять половодье чувств, она могла испытывать гнев, злость, но не зависть, например, или высокомерную самоуверенность. Любила прихорашиваться и танцевать, а иногда и напиться вина, чтоб утром мучиться с похмелья.

В общем, живой и харизматичный характер. Да, у нее было много трудностей в жизни, но положа руку на сердце, а у кого их нет? Гениальность — это не охранная грамота от всех напастей, скорее наоборот. А иначе из какого бы материала она ваяла свои шедевры? Характер такой, дерзкий и язвительный, — о радугах и пони ей писать было скучно.

Кстати, об этом. Один из мучающих многих вопросов о Джейн Люси Уорсли раскрывает с блеском и во всей полноте. Почему мисс Остен не вышла замуж и деток не нарожала? Это был ее личный выбор. По правилам той эпохи, она бы не смогла больше писать. И тогда Джейн принесла свою жизнь на алтарь своего искусства, как и поступает всегда настоящий художник. Она напитала свои книги кровью сердца. Иначе бы они не были столь великолепны и могущественны. «Либо дети, либо книги», — говорили римляне. И Джейн Остен выбрала второе. За что ей безмерно благодарны и отдают дань уважения уже десять поколений читателей.

Блестящая, фактографически богатая книга Люси Уорсли, помимо удовольствия от чтения и мощного заряда позитива, исходящего от главной героини, дает и практическую пользу. Сразу же по прочтении этой биографии, я прочитал-прослушал «Чувство и чувствительность», первый роман Джейн. И понял, и усвоил не 10%, а наверно половину смыслов, заложенных в книгу автором. Поминутно отмечал про себя — а это вот что значит, а это вот что, вспоминая соответствующие места биографии Люси Уорсли. Все-таки, когда познаешь бессмертную классику в наиболее доступной полноте, то проводишь время с большей пользой, чем читая очередной любовный роман. Для ума и души, для своей жизни черпаешь многое.

К тому же, книга очень целительна для психики и поднимает внутренний тонус. Видимо, Люси Уорсли сама очень позитивный человек, такой и ее книга получилась. В финале она призывает помнить Джейн Остен живой и веселой. Именно с таким — живым и радостным настроем вы и закрываете эту отличную книгу.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скитаясь с мечтой о доме

На этой неделе у меня в гостях Джейн Остин, а она очень хорошая компаньонка.

Стивен Кинг «Зеленая миля

Я из тех, у кого она тоже время от времени гостит. Чаще перечитываю какую-то одну книгу или несколько любимых фрагментов, но пару раз бывало методом глубокого погружения — подряд. Романов всего шесть, много времени это не берет. И знаете, что я подумала? Все мы, любящие писательницу, не идем к ней в гости, но невольно и не сговариваясь отводим ей роль гостьи и компаньонки. Возможно считывая, как лейтмотив ее творчества, тоску по дому, в котором была бы хозяйкой.

У Вирджинии Вулф, горячей поклонницы и во многих смыслах литературной инкарнации леди Джейн, есть знаменитое эссе «Своя комната», с основным тезисом: «Если женщина собралась стать писательницей, ей необходимы деньги и своя комната». Эксперт по исторически ценным английским архитектурным объектам Люси Уорсли, дарит поклонникам Джейн Остин биографию писательницы, где значительная роль отведена домам, в разное время дававшим ей приют.

Остиноведение серьезная ветвь англоязычного литературоведения, тем более обширная, что включает исследования творчества Остин не только как классика английской литературы, но и с позиций феминизма, который становится все более значимой общественной силой. Ученым трудам по ее наследию несть числа, но я прежде не читала ни одной биографии. Просто не тот вид книг, которые интересуют. В данном случае ключевую роль в решении прочесть «В гостях у Джейн Остин» сыграла личность автора.

Мне нравится, как Уорсли рассказывает: увлекательно, не боясь коснуться неудобных и не принятых к обсуждению вещей, но совершенно без скандальной сенсационности и желания половить рыбку в мутной воде. Корректно, уважительно, деликатно, интересно. И да, это был правильный выбор биографа, от книги масса удовольствия. А главное — получила ответ на давно не дававший покоя вопрос: как могла она, старая дева и затворница без сколько-нибудь значительных возможностей, создать галерею своих образов, таких разных, таких невероятно живых?

Так вот, когда в семье восемь детей, из которых один усыновлен богатыми родственниками; двое пошли служить во флот и стали капитанами, а один дослужился до адмирала; один страдал психическим заболеванием и был пожизненно отправлен в некое заведение; один стал успешным дельцом, один священнослужителем. И все сочетались браком, дружили, подолгу гостили друг у друга в самых разных местах, от коттеджей до замков — немудрено.

Для того, кто любит Джейн, немыслимое удовольствие соотносить прообразы с героями ее книг, находить отголоски реальных сцен в любимых эпизодах, отслеживать ситуации-перевертыши, когда те, кому в жизни она явно симпатизировала, предстают в демонизированном или комичном свете. Ради одного удовольствия игры в бисер стоит читать.

В плане прикладной социологии это отменный источник сведений из жизни джентри и псевдоджентри границы XVIII-XIX веков: труды и дни, жизненный уклад, обязанности и развлечения, праздники и повседневность; отличие первых от вторых (к классу которых принадлежала героиня). Во что одевались, что ели-пили, на чем ездили, что могли себе позволить, имея годовой доход пятьдесят фунтов, двести, тысячу.

Но главное, что книга исполнена бережной нежности к леди Джейн и дает возможность много лучше узнать ее, мечтавшую о собственном доме, да так и не ставшую в нем хозяйкой. Есть мнение однако, что каждое сердце — дверь, и теперь у нее столько домов, сколько распахнутых ей навстречу сердец.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх