fantlab ru

Виктор Точинов «Грань безумия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.17
Оценок:
63
Моя оценка:
-

подробнее

Грань безумия

Антология, год

Аннотация:

Эта книга — результат уникального литературного проекта. Два поколения, две волны писателей, работающих в «темных» жанрах, столкнулись в хоррор-баттле, чтобы выяснить, кто из них сильнее? Представители старой школы, отточившие стиль и сюжет на легендарных литературных семинарах позднесоветского времени, и дерзкие авторы нового поколения, объединившиеся вокруг сетевого журнала «Даркер» и литературного объединения «Тьма». Олег Дивов, Святослав Логинов, Василий Щепетнёв, Юрий Бурносов против Максима Кабира, Дмитрия Тихонова, Елены Щетининой и Бориса Левандовского. Кто из них сумеет вызвать у вас вполне реальное чувство ужаса – решать вам!

Примечание:

Антология, парная с антологией «За гранью безумия».



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.54 (54)
-
6.97 (103)
-
4 отз.
7.40 (122)
-
9 отз.
6.90 (98)
-
2 отз.
6.55 (86)
-
3 отз.
7.48 (94)
-
3 отз.
6.54 (96)
-
4 отз.
  • Чепуха (2019) // Автор: Александр Матюхин  
6.72 (81)
-
1 отз.
7.21 (196)
-
8 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2019 // Лучшая антология


Издания: ВСЕ (2)

Грань безумия. За гранью безумия
2019 г.

Аудиокниги:

Грань безумия
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Антология-перевёртыш «Грань безумия/За гранью безумия» стала результатом любопытного хоррор-баттла «Чемпионы страха», в котором сошлись представители старого и молодого поколения авторов, пишущих в жанре, который я для себя характеризую как «хоррор и около него». Не буду долго распространяться о самом баттле — в сети информации о нём предостаточно — скажу лишь, что о конкурсе я узнал слишком поздно, с конкурсными рассказами ознакомиться возможности не имел, поэтому говорить буду только о вышедшей книге.

Книга — классная. Очень рад, что она увидела свет именно в том виде, в котором увидела.

Во-первых, здорово обыграна сама тема с перевёртышем — знакомиться с произведениями оппонентов можно буквально «с другой стороны«! =)))

Именно так и читал: один рассказ молодых, переворачиваешь книгу на 180 градусов и на другую сторону — один рассказ «старичков», потом опять переворот — рассказ молодых, и так далее, до финала. Было интересно.

Во-вторых, рассказы представлены действительно хорошие и, что немаловажно, разножанровые. Наверное, каждый читатель найдёт для себя хоть один, пришедшийся по душе. Если говорить, кто кого «заборол» — тоже не всё так однозначно. По большому счёту, молодые и дерзкие — сильнее, но это только в способности напугать и эпатировать, плюс — большее соответствие заявленной тематике, хотя и без произведений странных в «За гранью безумия» не обошлось. Если же говорить о литературном мастерстве, проблема выбора вообще становится сложной — написаны обе части на удивление хорошо, даже у не понравившихся рассказов не к чему придраться в плане литературного языка.

Одним словом — отличная антология/антологии, которая/ые, надеюсь, не пройдёт/ут мимо внимания читателей. Поверьте, в этом перевёртыше есть очень сильные вещи. Это я вам как не самый большой поклонник хоррора как жанра говорю...

Далее последую примеру лаборанта Бафомет1969, и коротко выскажусь о каждом произведении:

Юрий Бурносов, «Где бродят лишь дикие звери»

Не совсем хоррор. Хорошо написанная история, в которой всё на месте — побег заключённых, странная избушка в лесу, сложные характеры, хоть и прописанные буквально парой мазков, наличие некоторой доли чертовщины, плавное подведение к не новой, в общем-то, но всегда актуальной мысли, что самый страшный зверь — это человек.

Святослав Логинов, «Вымертский тракт»

Эту повесть я уже читал больше года назад, причём в несколько расширенном варианте. Сказать могу только одно — к Логинову я не равнодушен, поэтому могу быть предвзят, но лично для меня он — один из лучших авторов российского фэнтези. Вот и «Вымертский тракт» — это именно фэнтези. В необычном антураже, с некоторой долей жестокости и даже жести, с неоднозначностью мотивов и поступков героев, но всё-таки прежде всего — именно фэнтези. Но повесть — хороша. Читал, как в первый раз — не оторваться, а это дорогого стоит.

Виктор Точинов, «Собака мясника»

А вот уже уже — хоррор. Возможно, предсказуемый в сюжетном плане, но очень уж качественно, выпукло, «вкусно» написанный. По жанру — хоррор исторический, на материале конца XIX — начала XX века. Плюс совершенно шикарный «мясной» финал, которого, вроде как и ожидаешь, но он всё равно бьёт по нервам. И практически осязаемый запах перегара, когда читаешь о крепко пьющих мужиках. Мощный рассказ.

Максим Макаренков, «Канарейка»

Не хоррор ни разу. Тем более, что автор устами одного из героев прямо говорит, что он пишет: «грёбаное городское фэнтези». Задумка любопытная, но реализация какая-то... никакая. Произошло с мужиком столкновение с неведомым, и произошло. Не вызвал он отчего-то ни сочувствия, ни сопереживания, да и рассказ какой-то слишком короткий, слишком скомканный.

Александр Золотько, «Имя — не важно»

В моём представлении — хоррор чистой воды. Мрачный, тяжёлый, неоднозначный. С необычным фантастическим допущением, привычными по литературе лихих 90-х годов декорациями «менты/вокзалы», но с тяжёлыми моральными терзаниями героев и очень мрачным финалом. Золотько вообще очень хорошо пишет, его рассказы чаще всего становятся если и не украшениями той или иной антологии, то точно не разочаровывают и точно соответствуют заявленной тематике. «Имя — не важно» — из их числа. Понравился рассказ. Крепкая работа. Вместе с вещами Логинова и Точинова — фаворит (для меня) этой части книги.

Василий Щепетнёв, «День открытых дверей»

Никогда не читал Щепетнёва, хоть и слышал много хороших отзывов о его творчестве, но данный рассказ не впечатлил совсем. И не хоррор ни разу, и сам по себе — слабенький какой-то, с недоговорками. Не понравился. Оставил бы автор саму историю несчастных подростков, вынужденных снова и снова оказываться во временной петле, без всякого продолжения — вышло бы, ИМХО, лучше. Страшнее в своей безысходности. А тут ещё какой-то совсем уж притянутый за уши финал, который я не до конца понял.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Там чего, в вечном подвале вечный Сталин питается вечными детьми что-ли? Серьёзно? =)))

Довольно странное произведение, любопытное по задумке, но скатившееся к финалу не пойми во что.

Александр Матюхин, «Чепуха»

Довольно странно видеть молодого Матюхина «на этой стороне», но это уж к составителям вопрос. Рассказ хороший, но это всё то же «грёбаное городское фэнтези», к хоррору имеющее весьма посредственное отношение. Да, рассказ неплох, но у него и какой-никакой хэппи-энд присутствует, и всё происходящее слишком уж нравоучительную сказку напоминает, так что — неплохо, но не жанрово, если можно так выразиться. По крайней мере, действительно страшного в рассказе попросту нет, если не считать искалеченной судьбы девушки-проститутки.

Олег Дивов, «Рыжий пёс Иж»

Это тоже не хоррор ни разу, скорее уж мистика, да и то «добрая» и с хэппи-эндом. Причём история сама по себе очень «дивовская» — несколько скомканный текст, зато прекрасно написанный, который так и хочется растащить на цитаты, особенно жителям Ижевска, наверное:

«В крутом промышленном центре, где даже памятник козе склепан из кусков металла так подчеркнуто сурово, будто козу эту приходит доить Терминатор, наверное, именно железные собаки и должны оберегать девчонок по ночам.

Пока железные парни спят.»

С задачей своей «Рыжий пёс Иж» справляется идеально: хотел Дивов написать городскую легенду — написал. Причём написал так, что в неё — веришь. В существование легенды, разумеется, а не в события, описанные в рассказе. Так что рассказ вполне мог бы стать украшением сборника типа выходивших несколько лет назад «Мифов мегаполиса» или «Городской фэнтези», но в данной антологии смотрится он довольно странно: рассказ, безусловно, хорош, но не напугает он и подростка.

Подводя итог, могу сказать, что от чтения антологии/антологий я получил массу удовольствия. Да, не все произведения понравились, и не все они — хоррор в моём понимании (да и не секрет ведь, что критерии у каждого свои?), но читать скучно не было ни разу, а это уже много значит. И пусть по среднему арифметическому обе части получили от меня одинаковые оценки, было в этой части приятно лишний раз убедиться, что старые проверенные кони борозды не испортят. Логинов, Точинов и Золотько откровенно порадовали, остальные — по меньшей мере, не разочаровали.

Но как же приятно, что среди молодого поколения писателей есть не только производители бесконечных сериалов про попаданцев и магические учебные заведения, но и такие авторы, как Тихонов, Кабир и Щетинина...

P.S. Продолжение отзыва — на странице антологии «За гранью безумия» (вступление можно пропустить — оно одинаковое).

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безумна лишь половина. Которая выбирать читателю. Краткая предыстория: в прошлом году случился в русском хоррор сообществе батл, как у рэперов, только литературный. Команда профи вызвала команду любителей на состязание, судьями в котором стали читатели. Состязались на площадке горячо мною любимого вебзина Даркер. За профи выступали Дивов, Точинов, Логинов и другие маститые и знаменитые. За любителей (хотя какие они к бесу любители?) Тихонов, Кабир, Парфенов и другие авторы, хорошо знакомые всем, кто следит за серией ССК. Признаюсь, следил вполглаза за этим увлекательным событием. Все времени не хватало. Зато с большим удовольствием прочел сборник, ставший итогом этой литературной Олимпиады. Сразу отметил, что не все участники батла вошли в книгу. Из заявленных на батл точно нет Кожина, Парфенова (если не считать предисловия), Щеголева, Подольского. Не знаю, с чем связано. Возможно с объемом, книжка получилась довольно пухлой. Но заканчиваю вступительное слово и перехожу к рассказам. Книга является перевертышем, каждая половина которого представляет свою команду. Читатель волен сам выбирать, какая из стадий безумия ему ближе. Начнем с профи. Вступительные слова от капитанов команд оценивать не буду.

Грань безумия

Юрий Бурносов. Где бродят лишь дикие звери 9/10

Хорош Бурносов, что и говорить! Я слабо знаком с его творчеством, но судя по этому рассказу автор понимает, что такое хоррор и с чем его едят. Ну и опять же, классический сюжет о беглых зэках и таинственной избушке написать так, чтобы читатель не мог оторваться, это уметь надо. Отличная сильная открывашка для сборника!

Святослав Логинов. Вымертский тракт 8/10

Я спокойно отношусь к фэнтези в сборниках хоррора, если это темное фэнтези. Как, например, «Костяной» или «Висельник и ведьма». Когда хоррор доминирует над условно средневековым антуражем. У Логинова, конечно, не отнять умения, и жесткие, жуткие сцены он писать умеет, но «Вымертский тракт», со всеми его оборотнями, гнилыми карликами и пр. все же остается фэнтези. Это не плохо, но ощущение, что меня обманули маячит где-то на периферии.

Виктор Точинов. Собака мясника 7/10

Ну капитан команды мог бы написать что-то и посильнее. Классический мистический хоррор от Точинова. Мастеровитый, качественный, написанный существенно выше среднего, но ничем особо не цепляющий. Тем обиднее, что Точинов знает жанр и делает в нем хорошие рассказы. Финал с рукой и сердцем хоть и предсказуемый, но вполне себе верный, все же получился малость скомканным, как по мне.

Максим Макаренков. Канарейка 7/10

А вот тут восприятию тяжеловато. Текст неровный, скачущий, сбивающийся, но при этом имеющий интересную идею о том, что есть люди канарейки, которых можно использовать так же, как шахтеры использовали этих птиц пару столетий назад. Есть пугающие образы, потенциально мог бы рассказ получить оценку повыше, но этот рваный ритм. С одной стороны так надо, это обусловлено главным героем. А с другой автор совсем не думал о читателе. Тем не менее рассказ на уровне.

Александр Золотько. Имя — не важно 7/10

История про подземного монстра в исполнении Золотько, на мой взгляд, оказалась недотянутой. Вот в который уже раз, все на месте. С языком автор дружит, писать складно умеет, а вот вывернуть сюжет так, чтобы от него повеяло чем-то новым или страшным (в идеале и тем и тем) не выходит. Тем не менее, рассказ хорош. Витает в нем дух Лавкрафта. Неплохо.

Василий Щепетнёв. День открытых дверей 7/10

А вот тут автор мог сделать хоррор, но в итоге ударился в какую-то хронофантастику, что ли? Много персонажей, за которыми тяжеловато следить. Нагнетание необъяснимого страха проходило довольно уверено, но в какой-то момент автор начисто растерял все и быстренько свернул повествование. Жаль, а ведь мог получится занятный триллер. Тем не менее вещь получилась неплохой, хотя и на любителя.

Александр Матюхин. Чепуха 7/10

Что делает Матюхин, завсегдатай ССК и вроде бы не старый, в группе профи-мэтров? ну да оставим то на суд устроителей батла. Рассказ-то хорош, вне зависимости от группы. Он легко читается, и даже оставляет после себя некоторые образы. Тут очень сложно не удариться в спойлеры, так что на этом закончу. Разве что вот еще: смерти тут довольно живописные.

Олег Дивов. Рыжий пёс Иж 8/10

Вот это, конечно, вообще обидно. Дивов умеет писать хоррор. Вспомнить того же «Ночного смотрящего» или «След зомби». Но тут поленился или не успел, и в книгу попал уже побывавший в печати рассказ. Хорошая, можно даже сказать добрая мистика про мотоцикл-призрак. Написано отлично, но к хоррору относится довольно условно.

Продолжение отзыва на странице сборника «За гранью безумия».

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный сборник. Восемь историй, созданных отечественными классиками «темного» жанра литературы. Все произведения разные. Тут и «Dark Fantasy» и мистика и хоррор. Отлично, люблю, когда в подобных антологиях можно найти рассказы на любой вкус.

Сначала о том, что мне не понравилось.

Впрочем, тут нет таких историй. Откровенно слабые и провальные вещи, на мой взгляд, отсутствуют. Немного не понял рассказ В. Щепетнева. Написан неплохо, а финал, на мой взгляд, странный.

Из самых сильных (опять же, по моему мнению) — «Собака мясника» В. Точинова — классический хоррор, и, «Имя — не важно» А. Золотько, тоже, очень традиционный и страшный хоррор.

Разносторонняя и увлекательная антология.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Порой даже необходимо читать нечто подобное — чтоб сменить жанр, пощекотать себе нервы и просто вспомнить детство с неизменными вечерними посиделками и рассказом подобных страшилок.

Да, мы выросли, и напугать нас фразой «отдай мое сердце» практически невозможно. Но фантазия авторов не знает границ. И для взрослых они находят не менее жуткие сюжеты.

Превосходно! Рекомендую!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх