fantlab ru

Александр Бушков «Дыхание мороза»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.43
Оценок:
100
Моя оценка:
-

подробнее

Дыхание мороза

Роман, год; цикл «Сварог»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Сколько ни искали Крепость Королей, так и не нашли... Можно было бы уже допустить, что таковой попросту не существует. Но не сомневался Сварог: существует и смертельную угрозу являет собой исключительно для Талара. Просыпаются чудовища в янтаре. На планету вечного лета опускается белоснежная тайна.

Ровными алыми буквами в пол-локтя проступает знак Гремилькара, старый, прежний, забытый…

Входит в:

— цикл «Сварог»  >  роман-эпопею «Чудовища в янтаре»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 302

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2960 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 93 знака, что гораздо выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Чудовища в янтаре. Дыхание мороза
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация у данного романа выдающаяся. Это же надо – раскрыть главную сюжетную интригу прямо перед началом чтения книги! Для полноты спойлера надо было добавить, что долгожданным Гремилькаром является ребёнок Сварога от одной из многочисленных любовниц, но это оказалось невозможно чисто технически, ибо имя и «тайну» происхождения главного противника Серого Ферзя автор приберёг для будущей книги.

Кстати, сцена убийства матери Гремилькара выполнена невероятно тупо, прямо в лучших традициях поздних (то есть тех, что были написаны после окончательной коммерциализации цикла) романов. Ну, помните? В один прекрасный момент Гаудин взял и БЕЗ ОСОБОЙ причины застрелился. В другой, не менее прекрасный момент Странная Компания БЕЗ ОСОБОЙ причины полегла в полном составе. Вот и теперь старая знакомая (аж с самой первой книги!) Сварога явилась перед ним БЕЗ ОСОБОЙ причины в очень странном месте только для того, чтобы пару мгновений помереть от передозировки серебра в организме. Зачем вообще пришла, к чему были её намёки – решительно непонятно и неинтересно (в первую очередь самому автору). Вся эта сцена была нужна только для того, чтобы закрыть сюжетную линию и вычеркнуть эпизодического персонажа из повествования.

В целом роман абсолютно проходной и неинтересный. Перед нами завязка очередного приключения Сварога, причём все элементы повествования мы уже видели. Очередная любовница один на раз – было. Очередная Глобальная Угроза – было. Очередные интриги таларских дворян с применением запретных/забытых знаний – было. Очередная проваленная спецоперация – было. Очередной заговор ларов – было. Очередной образец доштормовых технологий – было. Очередное прощание Сварога со своей юностью – ну, вы поняли…

Самое печальное в этом даже не третичность всего написанного (в конце концов глупо упрекать автора читая двадцать первый роман цикла в повторении прежних сюжетов), а тяжесть ощущения того, что и конфликт с Гремилькаром будет столь же бездарно слит автором, как и все прежние. Такая, знаете ли, свинцовая неизбежность и безнадёга. Бушков пять книг городил огород с Горротом, а потом разрешил конфликт с ним за двадцать страниц. Токереты, самый опасный враг Сварога, были истреблены за несколько глав. Неведомый противник с Нереиды был повержен за те же двадцать страниц. С воплощением Земли автор обошёлся и вовсе паскудно. После всего этого интрига с Гремилькаром интригой и не является. В конце концов сам Бушков помирать или завершать писательскую карьеру не собирается, а значит кормиться ему с чего-то нужно. В общем, уже сейчас Гремилькар может строгать себе гроб и заказывать могильную плиту…

Лаборанты отписавшиеся ниже уже упоминали идиотизм связанный со старинным желанием Сварога полетать в космосе (о чём сам автор написал в первый раз за двадцать книг) или с его абсурдным поведением во время снегопада. А вот лично мне больше всего «понравилась» сцена, когда самозванная дворянка, которую Сварог должен утвердить в её новом статусе, лжёт своему королю глядя прямо в глаза, а бравый десантник откровенно тупит из-за того, что его хвалёная способность определять лгут ему или говорят правду дала сбой. Ладно, магия не действует на эту дамочку, но Сварог же сам перед аудиенцией прочитал доклад своих спецслужб о том, что девушка – самозванка! Ему не надо гадать врёт его собеседница или нет, он твёрдо знает, что она – самозванка. Знает и тем не менее даже не пытается вывести девушку на чистую воду. Прекрасный эпизод. Полный провал Сварога даже не как короля, а простого начальника.

Если говорить о достоинства книги, то они более чем скромные. «Дыхание мороза» можно похвалить за то, что роман получился чуть менее стерильным и глупым, чем предыдущие четыре книги цикла. Учитывая невысокое качество этих произведений, данная похвала носит весьма специфический характер. У книги есть ещё одно достоинство: в ней на удивление мало технических ляпов. Если раньше автор/авторы могли позволить себе перепутать имя эпизодического персонажа с политическим деятелем глубокой древности или забыть, что Фаларен Первый упоминал о том, что до Шторма на Таларе существовали монархические государства, то в этой книге я столь вопиющих нарушений матчасти не обнаружил. Разве что Бушков путается и называет созданную Каниллой Дегро Ассамблею Боярышника Академией, но это такая мелочь, что даже придираться не хочется.

Итог: слабая и проходная книга с откровенно вымученным сюжетом. Однако зная «талант» автора запарывать развязку любой интриги, понимаешь, что у этой арки всё худшее ещё впереди.

Оценка: 6
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «Дыхании Мороза» общий сюжет чуть получше, чем в совершенно идиотском «Радианте», но на этом все положительные стороны данного....хм... творения и заканчиваются.

Все сведено на нет глупостями, нестыковками и откровенной ленью «негров», не удосужившихся прочитать даже первую книгу серии.

- Сварог летит на Сильвану. Попутно выясняется, что полет на космических кораблях свободно доступен таларцам. Таларцам, для которых обычный самолет уровня «Дугласа» — совершенно невиданная Шайтан-Арба. Ну ладно. Расстояния между Сильваной, Таларом и Нереидой сопоставимы с расстояниями между Землей, Марсом и Венерой. Даже не вдаваясь в тонкости законов физики, это следует хотя бы из того, что при приближении Сварога к Сильване она сначала из точки превращается в пятнышко, потом в диск, потом в большой круг. То есть обладая сопоставимыми с Землей размерами и светимостью Сильвана с Талара видна как Марс с Земли. Со всеми вытекающими. Свехсветовой связи у ларов нет. Да она им в общем-то и не нужна. Однако, когда Сварог звонит Грельфи, оставшейся на Таларе, она отвечает через пару секунд.

- Начинается снегопад. Сварог высылает полицию патрулировать улицы, охранять важные объекты и т.д. При этом специально уточняет, что высылать надо конную полицию для большей оперативности. Чуть позже появившаяся Канилла сообщает, что еле добралась до дворца, поскольку «снега коню по грудь». И он продолжает идти. Однако еще позже сообщается, что полиция быстро и оперативно решила все задачи. У Сварога что, Королевская Конная Полиция на Лыжах?

- Яна увлеклась коллекционированием янтаря. Для этого она совершает рейды по лавкам и скупает его. После этого она возвращается к себе и начинает долгую и нудную проверку на подлинность, опуская купленный янтарь в соленую воду. Тут уже писали, что на самом деле это чушь, и так она ничего не проверит. Ну ладно, допустим, что плотность воды на Таларе отличается от земной по каким-то причинам или еще что подобное. Но в книге подчеркивается, что лавочники точно знают, фальшивый у них янтарь или нет, поскольку сами такую проверку осуществляют. И еще неоднократно подчеркивается, что ВСЕ лары обладают способностью определять говорят им правду или нет. У Яны нет такой способности? А если есть — к чему весь этот идиотизм с проверкой? Достаточно просто задать вопрос при покупке и все станет ясно.

- Сварог рассматривает возможность передать Доран-ан-Тег Яне в руки. Топор Дорана, Карл! Яне в руки, Карл! Негры походу первую книжку не читали.

«Господи, да возьми ты его себе, – торопливо сказал Сварог, протягивая топор, хоть и ужасно жалко было расставаться.

Блай отпрыгнул:

– Убери! Теперь твой…

– Да бери… – сказал Сварог упавшим голосом.

Капитан Зо перехватил его руку:

– Теперь вой не вой… Поздно. Если кто-нибудь у вас его попытается взять, украсть или отнять, лорд Сварог, тому, что характерно, топор оттяпает руку. А то и голову – это же Доран-ан-Тег. «

И так далее, и тому подобное.

При штурме Замка Сварог нагнал 400 человек спецназовцев против нескольких безоружных людей. При желании мог нагнать в 10 раз больше. И все закончилось полным пшиком. Вообще меня веселит многолюдие ларов. Там постоянно оказывается куча заговорщиков, спецслужбистов, военных аж четырех независимых родов войск, масса воюющих между собой фракций, а в конце появляется аж два полных Адмирала. Адмирала, Карл! При всем при том, что всех ларов наберется на небольшой райцентр, что следует из справки Канцлера в третьей книге.

Периодически Сварог вспоминает Советский Союз, КПСС и особенно проклятых демократов перестройки. К чему это все? Кому это интересно? Беззастенчиво адаптирует историю про Ивана Грозного к Таларским реалиям. Вообще Бушков иногда просто называет таларские события земными терминами, очевидно в надежде, что его читатели малограмотные. Разрешенный законом мятеж против короля называется Рокошем как в Речи Посполитой. Совет при Конгере называется Уитенагемот. Очевидно Конгер был саксом поскольку само слово происходит от древнесаксонских witema — мудрые и gemot — собрание.

В общем получилась очередная халтура.

P.S. Похоже что негры Бушкова нас читают, потому что одна фраза из книги почти дословно повторяет мой последний абзац из рецензии к Радианту. Во всяком случае смысл такой-же.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

СТАНИСЛАВ СВАРОГ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ

«А я не по поводу кражи! У нас здесь дело почище! Инженер Тимофеев в свою квартиру живого царя призвал!»

А.С. Шпак

Вот и прочитан ещё один том эпопеи про Сварога. Пришло время очередной критической рецензии.

Полагаю, многие уже могут подумать: зачем alklor продолжает грызть этот кактус, раз, судя по его отзывам, там всё настолько плохо? Отвечу: потому что, несмотря на всё выше- и нижеизложенное, мне интересно. Пока ещё. Ведь каждый ищет в литературе в целом и в фантастической литературе в частности своё: кто-то влюбляется в персонажей, для кого-то на первом месте стиль и слог, кто-то живо интересуется апробацией оригинальных социально-экономических идей в непривычных условиях, надеясь на примере Всегалактической Империи понять, как же нам обустроить Россию... В моём случае на первом месте не персонажи, а сам мир. Я спокойно воспринял гибель Странной Компании (только вот Гаудина мне и в самом деле больше чем просто жалко), ведь Талар как таковой продолжает существовать, жить и развиваться. Но есть угроза пострашнее Багряной Звезды, Великого Кракена, Радианта или Крепости Королей. То, что угрожает целостности самого сеттинга. Разрыв канвы. И именно поэтому такие вещи настолько болезненны. И именно поэтому мне очень жаль, что их становится всё больше и больше.

Про загадочные усы Сварога уже всем всё хорошо известно. Но это — так, пустяк, мелочь. В конце концов, усы либо есть, либо их нет. И в том, и в другом случае реальность не сильно изменяется. Но вот то самое «дело почище»: я всё чаще замечаю, что Сварога «будто кто-то подменил». Он стал вспоминать вещи, которых не было, ибо быть не могло. Ещё в первых частях — что-то узнал из якобы пролистанной перед сном случайной книги. Когда? А сразу по прибытии. И вот здесь — снова-здорово: собирался он, оказывается, в космос слетать. Аж пару раз. Вот только как-то закрутился, а потом рухнул на яле в Хелльстад...

Что ж, либо автор тайно от Фантлаба произвёл масштабную редакцию первого тома (так называемое «расширенное издание», как я понимаю, каноническим не считается), либо... царь не настоящий? Шутка, конечно, но, хоть поверьте, хоть проверьте: это абсолютно исключено. Отслеживал скрупулёзно по изданию 1999 года. Ну не было у него ни на что подобное времени! Первые дни Сварога автор расписал нам чуть ли не по минутам: где был, что делал, с кем говорил. Призраки из картин, фамильный подвал, приглашение к императрице, похмелье после ночи бурной страсти, авантюра с Орком, взятие Дерридора, визит в Магистериум. Вклиниться некуда!

Правда, есть и положительный момент в отношении штопки этой самой канвы. Ещё раз за покойного Гаудина — не чокаясь. Автор наконец-таки объяснил, почему чин герцога Фергала — надворный советник — отсутствует в глоссарии. Потому что на земле и в небесах классные чины принципиально различаются, а список последних нам никто не предоставлял.

Далее, имя директора санатория мы так и не узнаем? Почему он представляется доктором Латроком, и они тут же говорят о докторе Латроке в третьем лице? Популярное имя среди таларских медиков? Что ни мальчик, тот Геркулес, что ни девочка — Изаура?

Далее, испокон веку повелось, что и на Таларе, и в реальной истории благородные дворяне называли сначала имя, а потом титул/фамилию. Это по-русски не режет слух «Иванов, Степан». А тут, в пятой главе вдруг — нате вам: «граф Кайл, лорд Кезербир». Переволновался юноша от встречи с легендарным королём Хелльстада, забыл, как себя самого зовут?

Но канва канвой, а есть ещё вещи, странные в ином смысле. Лаборатория Чёрных Алхимиков, белины вот эти... Я всё могу понять, процесс их производства — это очень крутое колдунство. Интересно другое: помимо, кхм, прямого предназначения, они ещё и поддерживать беседу могут. Вполне себе на уровне. И вообще маскироваться под нормальных девушек. Профессор Преображенский нервно курит в сторонке. Перескажу по этому поводу мнение одного моего друга, к которому, не доверяя своим собственным представлениям, обратился за консультацией:

«Тупо общую массу тела нагнать — это же фигня. Вон, корова за год вымахивает. А с мозгом что делать? Срок взросления, он ведь не просто так существует!

Если... вырастает за год — то это, звиняюсь, будет годовалый ребёнок в теле взрослого... А не взрослый. Причём даже хуже — годовалый ребёнок в теле взрослого, ко всему прочему испытывающий воздействие целой кучи диссонирующих с уровнем развития сознания гормонов. Ладно, научишь ты его говорить более или менее, разум всё же будет наличествовать — но с какого банана он возьмёт социальные навыки, знания, бытовые и профессиональные умения, в конце концов? Да даже с гипервосприятием... за ненормально короткий срок ты социально нормальную единицу из него ты не вырастишь! В лучшем случае это будет забавная говорящая игрушка на уровне развития маленького ребёнка с весьма шаткой психикой, либо просто нечто с сорванной напрочь крышей из-за превышения порога информации, который попытались впихнуть в его бедную головушку!»

Даже технологии ларов, как нам объясняет магистр Ронтег, в этом отношении несовершенны. А тут — какой-то колдун...

Операция по захвату, конечно, шедевральна. Гаудин переворачивается в гробу. Было же, было такое — с Молитори! И опять не шмогли! А, судя по реакции Гаудина, должны были, а следовательно, и имели возможность «шмочь«!

Но дальше, дальше! Этот загадочный четвёртый ребёнок...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это не эротическая игрушка, по всему видать — серьёзный проект. Больше всего всех интересует, что у этого ребёнка между ножек. Ничего аномального? Вопрос от моего друга к Сварогу: «...в логове творцов аберраций и прочих чудасатостей с какого-то бодуна ускоренно растят Самого Обычного Ребёнка, а ты ничего не заподозрил?». Выходит, так. Господа, сложите два и два! Вспомните сказки и мифы! Кого растят ускоренно, хотя полно «готовых» взрослых? Мой ответ — мстителя. Кровника. Но главный герой в этом направлении не думает. И даже тот факт, что некоторое время назад у него... как бы это выразиться... изъяли некоторое количество генетического материала насильственным способом, ни на какие мысли его не наводит. Наконец, для особо одарённых в кадре специально появляется Марута. Кстати, о Маруте...

От сцены её убийства у меня шок такой же, как у профессора Марлока. Что это вообще было? Зачем... Нет, пожалуй, даже «на кой!?» Так вот, на кой она показалась нашей смерть-команде? На что она рассчитывала? Она не читала правила 73 (превращение в змею никогда не помогает!)? А Сварог? Вроде бы, недавно радовался, что сменил профессию. Перестал быть «мушкетёром». Наконец, только что была настоятельная просьба: брать подозрительных субъектов по возможности живыми! Такую личную неприязнь испытывает, что прямо кушать не может? Или в арсенале Сварога, Марлока, Канцлера и Яны отсутствуют подходящие парализаторы? Но — звёздочки из шаура летят, летят, летят, а Канцлер про свою просьбу предпочитает забыть. Видать, грозен Сварог в праведном мщении... Признаться, складывается впечатление: нарывалась сама. Зачем-то ей было надо погибнуть от рук его величества.

Так что, господа, в свете этого у кого-то ещё есть сомнения, КТО именно Сварогу угрозы на стене дворца пишет? Может, в итоге его величеству предстоит судьбоносная встреча с выслушиванием примерно такого монолога:

«Не надо о ней вам рассказывать мне,

Не стану я сплетням внимать,

Она все равно лучше всех на земле,

Потому что она — моя мать.

Кричите, взывая к прошедшим годам,

Пытаясь ее проклинать,

А я за нее все на свете отдам,

Потому что она — моя мать.

Есть в графском парке черный пруд,

Там лилии цветут...»

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал книгу. И в раздрае странных чувств пребываю ныне я.

Безусловно, «Чудовища в янтаре...», точнее, первый том их, несравнимо лучше предыдущего стерильного «Радианта». Но не всё так однозначно, как хотелось бы на первый взгляд.

Первые две главы просто ужасны. Ужасны не сколько всеми этими белинами и прочей явно фрейдисткой чертовщиной, сколько тем, что внезапно до дрожи пробирает ощущение того, что «царь-то не настоящий!!!!»(с) Сварог уже не тот. И/или не торт. В общем, король королей, шеф пары спецслужб и просто бывший офицер-парашютист и вдруг ведёт себя... Ну не как взрослый, умный, опытный и вообще крутой профи. Затем возникает странное чувство что сам Сан Саныч слишком давно перечитывал первые два тома своей саги о Свароге. Откуда тут Сатурн и прочее? А воспоминания любимых Сварогом в детстве книг? Да, с книгами автор смог таки обосновать, но всё равно натяжка получилась очень уж явная. Белыми нитками сшит том сей. А это плохо. Очень плохо.

Ладно. Первые главы можно забыть, далее начинается продолжение будней короля королей Сварога. И вот тут уже всё много бодрее и душевнее. Снова развёртывание спецслужб, снова канцлер, снова молодые сподвижники... Всё это очень хорошо и даже душевно, но... Я вдруг понял что практически все новые тома сварогианы, начиная с приснопамятной «Чёртовой мельницы», дык их вполне можно воспринимать как один огромный роман в нескольких томах (ну и аналогия с «Отблесками Этерны» Веры Камши напрашивается тут однозначно). Из новых книг только разве что саму «Чёртову мельницу» можно читать и перечитывать отдельно. Из-за весьма высокого качества книжного продукта. Ну и ещё, пожалуй, «Алый как снег», по несколько иной причине. Остальные же тома сливаются в некую многотомную безликую массу. Этакая стопка дел а ля картонные папки из архива. Прочитал и всё.Перечитывать, в отличие от первых трёх книг про Сварога, а также той самой очень удачно получившейся «Чёртовой мельницы», их просто не тянет. Словно не лучший образчик производственного романа из жизни королей читаешь. Поначалу это было даже круто, но потом вся эта технотронщина уже порядком поддостала. То, что начиналось как интересный авторский мир меча и магии, лихого попаданца и повесы, мутировало в некий гибрид Ричарда Блейда с золотым компом в придачу. Когда читаешь серию ради любимого тобою героя, но внезапно понимаешь что герой этот уходит всё далее и далее.

И это не прощание с пресловутым «мушкетёрством», кстати, вторичное уже. Ранее же Сварог вроде с ним уже прощался. Это простая констатация смены курса. То, что родилось как фэнтэзи, альтернативка, героический приключенчески эпик и злая местами сатира — всё это кануло в Лету. Остались герои типа самого Сварога, Яны, Интагара, Канцлера... Но их всё боле и более теснит всякая бездушная золотая машинерия. Словно сам Автор отдал свой талант на откуп неким Золотым Обезьянам.

Снова будут нелепо быстрые смерти кое-кого из старых героев. И «тонкие намёки» в стиле патрона на капоте (образно говоря).

в общем, грустно оно всё. И при этом — есть в этой книге добрые и славные моменты. Это и сам Сварог (а он всё ещё держится, невзирая ни на что, как десантнику и полагается), это Яна, это, наконец, местный аналог

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кайдзю
.

В общем, читать можно. Тем, кто помнит и любит мир Талара. Эта книга — очередной кирпичик в некоей стене. Слабый кирпичик, силикатный. Кто не знаком с этим миром — смысла нет читать. Кто знаком давно и всё равно любит этот цикл — читать обязательно.

// Я и следующий том куплю тоже.

/// Обложка книги просто умиляет. С одной стороны, это одна из лучших обложек всей новой серии, правильная такая и красивая. В лучших традициях 90-х — девушка и монстр на обложке (вспомнил книжки из некоего затерявшегося во времени санатория для старших офицеров доштормовых ВМС). С другой — это компоновка из двух разных эпизодов. Но за монстра всёж можно смело лишнее очко книге накидывать. 8))

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

О книге «Дыхание мороза». Фанатам серии «Сварог» можно рекомендовать к прочтению. Критика описана в предыдущих комментариях.

Об авторе. Тут просто, так или иначе большое спасибо Александру Александровичу за серию.

О Свароге. А вот тут всё сложнее. Ну вот вдумайтесь, что есть книжная серия о приключениях Сварога? Приключенческий боевик, немного философии, юмор, фантастика, сказка, бульварный роман и всё это в одном флаконе. Флаконе, но флаконе, который многим, как говорится, запал в душу.

Естественно, автор имеет полное право делать со своим произведением всё, что его душе угодно, но ведь критика читателей на протяжении многих лет тоже имеет право на существование. Понятно, что сегодня авторы преследуют первостепенную цель — заработать деньги, . Именно поэтому серия тянется, повторяется. Многие читатели просто устали или разочарованы и расстроены. Есть мнение, что раз серия задумывалась как легкий боевик с юмором, монстрами, девушками и прочими прелестями,то может быть стоило бы серию завершить и не превращать её порой в некую драму?! Отличный пример — Приключения сэра Макса из Эхо (в конце серии друзья и соратники повествуют свои истории за чаепитием с сэром Максом)! Да, на лицо повторение приёма другого автора, но многие лишь бы обрадовались такому решению!

Новые истории от лица Мары, Шедарриса, Паколета, Леверлиина и так далее — это здорово и интересно. Серия должна иметь логичный конец и одновременно продолжение. Такой подход был бы лучшим решением и для читателей, и пожалуй для автора. Очень хочется надеяться, что Александра Александровича возможно посетят подобные размышления и он вернёт любимых многими поклонниками его творчества героев серии Сварог, и одновременно с этим закончит мучения Сварога?

Сварогу — королю королей, думается, пора немного отдохнуть на троне и послушать рассказы о приключениях своих друзей и соратников.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бушков верен себе — он никогда не писал скучно.

Как всегда — великолепные сюжет, язык, герои и интрига.

Единственный минус, на мой субъективный взгляд )) — слишком мало, слишком быстро.

Но читателю к этому не привыкать, тетрадный формат последних романов автора от издательства стал фирменным отличием... (

Ждём продолжения, вернее — второй части располовиненного романа.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх