FantLab ru

Абрахам Меррит «Ползи, тень, ползи»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Голосов:
194
Моя оценка:
-

подробнее

Ползи, тень, ползи

Creep, Shadow, Creep!

Другие названия: Дьявольские тени мадемуазель д'Ис; Тень, ползи!; Ползи, тень, ползи!; Ползи, тень!

Роман, год; цикл «Доктор Лоуэлл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Для Алана Каранака все началось с известия о самоубийстве близкого друга. И буквально одно за другим на него посыпались тайны — и одна была страшнее другой. И пробудились сущности прошлых тысячелетий, и тени мертвых преследуют живых, и вполне рациональный мир превращается в жуткий кошмар из снов и яви, когда не знаешь, кто ты есть на самом деле, и куда ведут тебя неведомые тропы правды.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в трех томах. Том 2
1993 г.
Схватка с дьяволом
1993 г.
Гори, ведьма, гори
1994 г.
Корабль Иштар
1994 г.
Семь шагов к Сатане
2001 г.
Колесо страха
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Creep, Shadow !
1934 г.
(английский)

1942 г.
(английский)
Rampe, ombre, rampe !
1981 г.
(французский)
Гори, відьмо, гори! Повзи, тінь, повзи!
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С первым романом «ведьмовской» дилогии Абрахама Меррита «Тень, ползи!» мало что роднит: ряд действующих лиц да небольшая сюжетная ниточка, воспользовавшись которой автор, быть может, и развил в свое время его идею. Главное отличие — в атмосфере, в масштабах происходящего. Забавы мадам Мэндилип со своей армией кукол на фоне действий Дахут и ее отца и в самом деле выглядят наивным ребячеством; ровно так же, как и текст «Гори, ведьма, гори!» на фоне новой истории — дешевой палп-литературой. Порой кажется, что оба романа писали два разных человека и оба предназначались абсолютно разной аудитории — настолько различны они по духу.

Гангстеры, откровенно плюшевые в своих альтруизме и набожности, отошли в «Тень, ползи!» на задний план, и место сомнительной остросюжетности в романе заняла магия. Подлинная, друидическая магия с отсылками к древним ритуалам и преданиям. Положенная Мерритом в основу повествования легенда о затоплении бретонского города Ис обретает здесь отражение в наши дни, герои оказываются проводниками связи времен, да и сам Ис — это, кажется, Нью-Йорк (впрочем, писатель не заостряет внимания на городах, а зря: у романа могло бы появиться еще одно измерение). И чем дальше, тем больше магическое берет верх над реальным. Кульминационная сцена «Тень, ползи!» выливается в сновидческое странствие — грандиозный, эпических масштабов трип, в котором смешиваются времена и судьбы. Из литературы ужасов того времени что-то подобное встречалось мне на страницах некоторых романов Ходжсона — но и, пожалуй, все.

Чертовски обидно, что этот роман дилогии известен куда менее первого — на мой взгляд, именно он достоин наивысших похвал.

Местами «Тень, ползи!» — сумрачная и красивая сказка. Которая местами же оборачивается тягучим кошмаром. Подлинным источником ужаса для человека всегда является то, чего он не в состоянии постичь до самого конца, то, что откатывается куда-то за периферию зрения, стоит лишь попытаться взглянуть на него впрямую. Подобно стремительно обваливающемуся по пробуждении в подсознание сну. Кукол Мэндилип можно было увидеть, можно было осязать, как материальные объекты, пугали они лишь, строго говоря, своей колдовской механикой — как может кукла двигаться и действовать в точности подобно человеку? — и потому пугали лишь до поры до времени. Куда кошмарнее тени, сотворенные из наполненного шорохами и шепотами сумрака, сумрака зыбкого, эфемерного, но в котором, кажется, вот-вот проявится...

И очертания того, что вскоре проступит из тени, не подвластны нашему воображению. Гипноз? Попытки рационализации происходящего собравшимися за одним столом учеными мужами кажутся еще менее убедительными, чем попытки Лоуэлла из первого романа. Все дело в том, что сама реальность в «Тень, ползи!» оказывается условной — его герои все время дрейфуют где-то на границе сна и яви, а сохранять здравый рассудок в этом сумеречном состоянии попросту невозможно.

Вот эпизод, в котором одна из будущих жертв рассказывает своему другу о наваждении, что ее преследует:

«Она двигалась справа налево... Слева направо... И снова справа налево... И снова, и снова... Она ткала, ткала...» — «Что она ткала?» — нетерпеливо спросил я. «Мой саван».

Этот рассказ являет собой одну из самых блестящих с точки зрения нагнетания ужаса глав «Тень, ползи!». Он сконструирован и выверен Мерритом именно таким образом, чтобы постепенно погрузить в транс самого читателя и заставить его собственной кожей прочувствовать атмосферу распадающейся на глазах реальности. Вот только... ведь при мысли о гипнозе нам представлялось совершенно иное?

Дахут Белая и нас поймала в свои сети.

И, как это нередко водится, тени — еще не самое страшное, что ждет впереди.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Алана Карнака, состоятельного этнолога-любителя, должны были встречать из экспедиции двое его друзей: беззаботный плейбой Дик Ральстон и выдающийся специалист по патологии мозга Билл Беннет. А вместо этого его встретил некролог о самоубийстве Дика — и Билл с новостью, что к этой смерти причастен психиатр Керадель и его прекрасная дочь, мадемуазель Дахут д'Ис. И при взгляде, или, скорее, при погружении в удивительные фиолетовые глаза этой женщины Алану Карнаку неслучайно вспоминается древняя легенда о проклятом Исе.

«Ис был злым городом, полным ведьм и колдунов, но самой злой из них была Дахут, дочь короля. Она брала себе в любовники, кого хотела. Они удовлетворяли ее ночь, две ночи, редко три. Потом она бросала их, говорят некоторые, в море. Или, как говорят другие, отдавала их своим теням...»

В «Ползи, тень, ползи!» Меррит вплетает все мотивы, которые до этого появлялись в других его книгах: роковая красавица, питающая неодолимую страсть к главному герою, власть прошлого, которое борется и побеждает современность, и тайны древней цивилизации.

С «Куклами мадам Мэндилип» роман роднит только общая тема: современник автора вынужден поверить в древнюю магию и сразиться с ней. Участие Лоуэлла, Рикори и его подручных — эпизодическое и «техническое», внимание читателя сосредоточено на Алане Карнаке. В отличие от пожилого и бесполого доктора Лоуэлла, Карнак — более типичный для Меррита и для фентези в целом герой. Он красив, или, вернее, неотразимо притягателен для двух главных красавиц романа, а также храбр, и силен, и умен, и... все. Для того, чтобы сказать об Алане Карнаке еще хоть-что нибудь, нужно было бы выжимать характеристики из текста грубым насилием и читательским произволом.

С мадемуазель Дахут дело обстоит немного иначе; внешность своей колдуньи Меррит описывает необыкновенно поэтично и добивается нужного эффекта: она кажется неземным, непредсказуемым, полуреальным созданием, и даже современные наряды не разрушают магии ее холодного обаяния.

«Удивительные глаза. Большие, чистые, как вода на тропической отмели, и в них поблескивали маленькие светло-лиловые искорки, как блестит солнце в мелкой тропической воде, когда поворачиваешь голову и смотришь сквозь чистую воду».

«Кожа ее — чудо, белая, но полная жизни, как будто сквозь нее просвечивает лунное сияние.

Ростом почти с меня, с женственной фигурой, с полной грудью. Голова и плечи, как лилия, выступают из чашечки блестящего, цвета морской волны платья».

«От белых плеч до белых ног она была укутана в прозрачное зеленое платье, похожее по покрою на столу древних римлянок. На ногах сандалии. Две толстые пряди бледно-золотых волос спускаются меж грудей, и сквозь одежду видны все линии прекрасного тела».

Зловещая красота мадемуазель Дахут неразрывно связана с тайной возрождения города Ис. Тайна, воплощенная в женщине, женщина как вопрощение пугающей, порочной, древней тайны... А сестра Билла Эллен, если вдуматься в сюжет, выглядит куда более загадочной особой, чем Дахут, хотя на первый взгляд она просто прекрасная блондинка, с детства влюбленная в Алана.

Конечно, все персонажи «Тени» с точки зрения психологии выглядят как яркие, но неумелые рисунки без намека на глубину, и в главных героях это особенно заметно: чем больше времени они проводят «на сцене», тем топорней смотрится их игра. Однако секрет привлекательности творчества Меррита еще и в том, что герои его неизменно картонные, а вот чувства их — настоящие. Персонажи плоские, неправдоподобные, они влюбляются и ненавидят лишь благодаря авторскому произволу; но зато описание этой проклятой страсти увлекает, захватывает, затягивает... убеждает в истинности — вопреки всему.

«Ползи, тень, ползи» — на удивление чувственный роман для строгих цензурных рамок того времени. Меррит действительно сумел сделать зло и гибель настолько притягательными, что устоять почти невозможно, и финальный вопрос Алана окрашен скорее отчаянием, чем надеждой. А «явленное зло» — ритуал в поместье Кераделя, — заставляет вспомнить про небольшое увлечение респектабельного автора, а именно: сад галлюциногенных растений. Тяжелое, липкое, обволакивающее ощущение кошмара, который с каждым вздохом становится все реальней, все непреодолимей...

Причем в «Тени» зло у Меррита на удивление практично; мотив самоубийства Билла — это вечный мотив секса и денег, только исполненный в мистическом ключе. Такой подход удивляет и потому, что в других романах Меррита реальность отступала сразу и без боя; события начинались с чего-нибудь эдакого, сверхъестественного, и продолжались в том же духе без передышки, менялась только интенсивность воздействия на читателя. Здесь же автор искусней дозирет нагрузку и умело использует контрасты. Например, способ, которым Алан добыл себе гардероб после ночи с Дахут, оказался вдвойне приятной неожиданностью; тем более приятной, что юмор вообще был мало свойственен Мерриту-визионеру.

Можно только сожалеть, что после «Тени» Меррит больше не написал ни одного романа, поскольку «Тень», со всеми ее недостатками — один из лучших образцов мистического хоррора. Меррит умер от сердечного приступа спустя девять лет после публикации «Тени», и за это время он не написал — во всяком случае, не закончил — больше ни одного романа. Как на объяснение такого долгого творческого перерыва можно сослаться на отнимавшую массу времени и сил должность редактора; но почему-то почти невольно предполагаешь, что в его молчании скрывалась некая тайна, и «Ползи, тень, ползи» — это ключ к ней.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман, много лучше того, что мне уже приходилось читать у Меррита. Ну, это чисто субъективное мнение, потому что знаю: такие романы, как «Гори, ведьма, гори!» и «Живой металл» — далеко не плохи. Просто мне они показались не особо интересными. Какими-то... неживыми что ли. Но с «Ползи, тень, ползи!» всё оказалось совсем по-другому.

Во-первых, вполне достоверные, живые персонажи, люди, а не куклы, как в первом романе серии, где было трудно сопереживать героям. Во-вторых, сам сюжет. Более динамичный, более выверенный в плане психологизма; и, как это странно пусть ни звучит, всё же более правдоподобный, более натуралистичный. От некоторых сцен даже кровь стыла в жилах, а такое случается только в том случае, если ты действительно веришь (пусть и понимаешь подсознательно, что всё это бред собачий) в происходящее на страницах книги.

Я же поверил и в Дахут из Иса, и в сам Ис, и вообще во всю эту канитель с тенями. Такое ощущение, что всё произошедшее является не голым вымыслом автора, а событиями, произошедшими в действительности. Ну ладно, может я немного утрирую, но так уж мне понравилась эта история, что по-другому сказать даже не получается.

Наполовину фэнтези, наполовину хоррор — роман этот подойдёт для ценителей обоих жанров. Да и просто хорошая история для тех, кому плевать на жанровые рамки, как, например, мне самому.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Предыдущая книга «Гори, ведьма, гори!» произвела на меня сильное впечатление, что и подвигло на прочтение этого продолжения. Однако сказать, что я был разочарован — это значит ничего не сказать. Куда делось то великолепное сочетание детективного нуара, мистики и напряженного сюжета? К сожалению оно бесследно исчезло: интрига, которая была обозначена в начале, была практически полностью раскрыта еще в первой четверти произведения... Вместо мистики, сопряженной с атмосферой ужаса, с предвкушением чего-то ужасного, что должно случиться через пару строчек, я получил голый поток сознания о богах и колдовстве. Вообще с мистикой в этой книге явный перебор — вместо того, чтобы создать подходящую атмосферу для развития сюжета, нагнать напряжение, она превратилась в некую самоцель, полностью подменив собой сюжет. Да сюжета как такового и нет, все вертится вокруг отношений главного героя и Дахут, что излишне приближает роман к любовному, особенно с учетом внедрения еще одной романтической линии. Количество «роялей» просто потрясает, все объясняется термином «колдовство», автор даже не пытается объяснить, откуда и что берется. Колдовство и точка.

Как итог могу сказать, что тем, кто был впечатлен предыдущей книгой, читать эту, надеясь вновь погрузиться в знакомую атмосферу, не стоит. Нужно приготовиться к чему-то совершенно иному, имеющему мало общего как с детективом, так и с качественной мистикой и неуловимо приближающемуся к излишне наивному любовному роману.

Оценка: 1
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При чтении , естественно , постянно преследует желание сравнить с «Гори, ведьма!», и это сравнение, ИМХО, идет не в пользу «Ползи , тень». Но если абстрагироваться, то роман не менее захватывающий и изящный, поэтому все равно 10 (несмотря на то, что представить точную копию Иса на территории поместья мне удалось с трудом):wink:

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман является достаточно условным продолжением романа о ведьме-кукловоде, и читать их (на мой взгляд) желательно все-же с перерывом. Объединенные некоторыми персонажами, которые в первой книге имели персональные и достаточно яркие образы, теперь же они использованы автором в качестве статистов. А ГГ становятся совершенно новые лица. Довольно сильно отличаются первая и вторая книга еще и по стилю: Ведьма — это детективный триллер с элементами мистики, Тень — условно ужастик с налетом фэнтези и часто и успешно используемым Мерритом приемом из НФ — скачков во времени. На мой вкус, первый роман читается и смотрится немного выигрышнее. Хотя и продолжение получилось у автора удачным, но той «кукольной» атмосферы несмотря на «туманы Иса» мне, например, не хватило. И все-равно читается произведение не менее легко и увлекательно. Рассказанная история не менее крепка и будоражит воображение перехлестами временных волн из ХХ столетия и неимоверной древности + присутствует романтическая линия. Читать можно и отдельно, да и вообще без знания истории из первой повести, но по-порядку лучше (или более «порядочно», я бы сказал).

Новая книжка от изд.ККСД послужила прекрасным поводом вспомнить о незаслуженно забытом у нас после 90-х авторе. Правда, о продолжении издания А.Меррита ничего не известно, а жаль — ведь очень интересный автор. В томик от ККСД помимо дилогии (с новым переводом!, что и было решающим фактором для приобретения книги), вошел также один из наиболее знаменитых романов «Корабль Иштар».

В результате, оценку свою не изменил. Нравится по-прежнему дилогия. По поводу перевода — новый перевод, на мой взгляд, не лучше и не хуже, старый Арсеньевский тоже был на уровне.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От первой части была в восторге. Замечательная смесь детектива, мистики, триллера и приключений. Начала чтение второй части в надежде погрузиться в ту же атмосферу. Но, увы, меня сразу закрутил водоворот теорий, разговоров, описаний. Интерес улетучился с первых же страниц, к концу произведения он так и не вернулся. На мой взгляд, автор налил слишком много ненужной воды, слишком сильно разбавив основной сюжет.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложно адекватно оценивать произведения Абрахама Меррита, поскольку даже прекрасно осознавая примитивизм его стиля и частую нелогичность сюжетов, есть все же что-то цепляющее в его произведениях.... Но данная вещь лично меня разочаровала. Нет в ней души, все очень банально и просто, саспенс на нуле, все настолько предсказуемо, что кажется, сам диктуешь писателю дальнейшее развитие событий и только удивляешься, почему он настолько примитивно выражает высокий полет твоих фантазий... Логика поступков главного героя отсутствует в принципе, я уже не говорю о чумовой даме Элен, влюбленной в героя лет пятнадцать и тут же вешающейся ему на шею и буквально тащащей его в кровать при первой встрече... Прекрасно осознаю, что стиль обусловлен журнальными рамками, так же как и качество текста и размер глав, обязанных появляться в каждом новом выпуске, но ведь и Диккенс с Достоевским писали точно так же по главам в журналы....

В целом, моя оценка, конечно, завышена из-за детской привязанности к «Гори, ведьма!», а так произведение ниже среднего. Ничего не потеряете, если не прочитаете.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал комментарии с изрядной долей удивления. Роман «Ползи, тень» одно из любимых произведений. «Гори, ведьма» прочитал позднее и был весьма разочарован. То, что так манило в «тени», в «ведьме» не оказалась: готическая романтика, мистицизм, погибшие цивилизации и забытые боги... В «ведьме» просто банальная колдунья и лишенные половых признаков герои. Наверное, я не справедлив к «ведьме», такой она мне видится по сравнению с тенью, но все же... Хорошо, что Меррит после «тени» ничего больше не писал. В этом произведении он достиг апогея своего таланта и все последующее только бы портило впечатление (как «Мастер и Маргарита» у Булгакова). Да, любители детектива тут «отдыхают». «Ползи, тень» — это произведение для мистиков, романтиков. И в этом смысле роману можно поставить наивысшую оценку. Признаюсь, ничего лучшего в этом жанре до сих пор не читал. Хочу найти что-то подобное и буду рад, если кто-то подскажет. P.S. «Миры Лавкрафта» и его мифология, хотя и весьма интересна, но поражает полным отсутствием романтических линий и поэтому при внешней схожести с произведениями Меррита лично мне кажутся менее выигрышными...

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман по сравнению с «Ведьмой» более мистический и менее приключенческий. Тут много мистики, замешанной на любви и смерти, на старых бретонских преданиях, на выборе девушки между возлюбленным и своим народом. Герои «Ведьмы» появляются в эпизодах и не играют существенной роли. И есть по прочтении книги ощущение, что автор не осуждает в конечном итоге главную злую волшебницу.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

самое интересное из его произведений, вот правда название не впечатлило, особенно когда первый раз читала и особенно после «гори, ведьма!», которое мне совершенно не понравилось. «Ползи, тень» я бы все равно не назвала хоррором, но сюжет мне понравился. Перечитала несколько раз.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

так называемый «второй» роман круче. вызывает больше эмоций и переживаний, использование в сюжете древних легенд полностью себя оправдывает. первый раз очень понравилось.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх