fantlab ru

М. С. Парфёнов «За гранью безумия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Оценок:
55
Моя оценка:
-

подробнее

За гранью безумия

Антология, год

Аннотация:

Эта книга — результат уникального литературного проекта. Два поколения, две волны писателей, работающих в «темных» жанрах, столкнулись в хоррор-баттле, чтобы выяснить, кто из них сильнее? Представители старой школы, отточившие стиль и сюжет на легендарных литературных семинарах позднесоветского времени, и дерзкие авторы нового поколения, объединившиеся вокруг сетевого журнала «Даркер» и литературного объединения «Тьма». Олег Дивов, Святослав Логинов, Василий Щепетнёв, Юрий Бурносов против Максима Кабира, Дмитрия Тихонова, Елены Щетининой и Бориса Левандовского. Кто из них сумеет вызвать у вас вполне реальное чувство ужаса – решать вам!

Примечание:

Антология, парная с антологией «Грань безумия».



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.50 (49)
-
8.13 (110)
-
3 отз.
7.13 (83)
-
2 отз.
6.78 (81)
-
2 отз.
  • Причастие (2019), написано в 2018 // Автор: Максим Кабир  
7.23 (88)
-
1 отз.
6.02 (76)
-
1 отз.
7.90 (81)
-
4 отз.
6.42 (72)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2019 // Лучшая антология


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Грань безумия. За гранью безумия
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Антология-перевёртыш «Грань безумия/За гранью безумия» стала результатом любопытного хоррор-баттла «Чемпионы страха», в котором сошлись представители старого и молодого поколения авторов, пишущих в жанре, который я для себя характеризую как «хоррор и около него». Не буду долго распространяться о самом баттле — в сети информации о нём предостаточно — скажу лишь, что о конкурсе я узнал слишком поздно, с конкурсными рассказами ознакомиться возможности не имел, поэтому говорить буду только о вышедшей книге.

Книга — классная. Очень рад, что она увидела свет именно в том виде, в котором увидела.

Во-первых, здорово обыграна сама тема с перевёртышем — знакомиться с произведениями оппонентов можно буквально «с другой стороны«! =))) Так и читал — один рассказ молодых, переворачиваешь книгу — один рассказ «старичков», потом опять переворот — рассказ молодёжи, и так далее, до финала. Было интересно.

Во-вторых, рассказы представлены действительно хорошие и, что немаловажно, разножанровые. Наверное, каждый читатель найдёт для себя хоть один, пришедшийся по душе. Если говорить, кто кого «заборол» — тоже не всё так однозначно. По большому счёту, молодые и дерзкие — сильнее, но это только в способности напугать и эпатировать, плюс — большее соответствие заявленной тематике, хотя и без произведений странных в «За гранью безумия» не обошлось. Если же говорить о литературном мастерстве, проблема выбора вообще становится сложной — написаны обе части на удивление хорошо, даже у не понравившихся рассказов не к чему придраться в плане литературного языка.

Одним словом — отличная антология/антологии, которая/ые, надеюсь, не пройдёт/ут мимо внимания читателей. Поверьте, в этом перевёртыше есть очень сильные вещи. Это я вам как не самый большой поклонник хоррора как жанра говорю...

Далее последую примеру лаборанта Бафомет1969, и коротко выскажусь о каждом произведении:

Дмитрий Тихонов, «Вилами по воде»

Рассказ, в котором прекрасно всё. Вторжение в жизнь обычного человека непонятной чертовщины, жизненная ситуация, в которой герой оказался, его моральные терзания и нелёгкий выбор, который он сделал, характеры, атмосфера, жуткий в своей безнадёжности финал — всё на высоте. Однозначный фаворит всей книги, какую сторону не возьми. Сам не так давно познакомился с творчеством Дмитрия Тихонова, но на данный момент, для меня, он один из лучших авторов, которые когда-либо писали тот хоррор, который я не сомневаясь назову русским. Отличный рассказ, задающий очень высокую планку для остальных авторов. Единственная 10-ка на всю книгу.

Владимир Кузнецов, «Сабетхет»

Знаю, что рассказ многим понравился, да и с жанровой принадлежностью вопросов не возникло, но как по мне — переборщил автор. Написано, конечно, смачно, и антураж передан великолепно, но дочитав, поймал себя на мысли, что мне было интереснее следить за событиями рассказа ДО того, как начались собственно ужасы. Слишком уж всё кроваво и неправдоподобно закончилось, да и большие сомнения у меня есть (хотя я далеко и не специалист по физиологии крокодилов), что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
человек способен трахнуть самку крокодила — жестковато там, наверняка, всё устроено.

Елена Щетинина, «Фараоново отродье»

От автора «Царского гостинца» я теперь по умолчанию буду ждать чего-то сногсшибательного, но и этот рассказ получился хорошим. Леденящего ужаса при чтении не испытал, но написано — мастерски. Вполне возможно, что сыграл свою роль тот факт, что пару десятилетий назад наша семья сталкивалась с муравьями в доме, и это действительно — такая зараза! Рассказ прекрасно иллюстрирует, как нужно писать хоррор, повествующий о столкновении с неведомым. Минимум подробностей и объяснений, но читатель уже на первых страницах понимает, что герой столкнулся именно с ним, с Неведомым. Хороший рассказ. К творчеству Щетининой вообще придётся присмотреться более пристально. Ну и лишний балл накину ха то, что Елена — единственная женщина-автор на две половины книги.

Максим Кабир, «Причастие»

Здесь даже и сказать нечего, поэтому процитирую уже упомянутого лаборанта Бафомет1969: «Не высшая оценка только потому, что я не очень киноман, больше люблю книги, а в этом рассказе очень уж много отсылок к кинематографу.» Сказать, что это — классический хоррор, видимо, нельзя, рассказ сам по себе ближе к вирду и магическому реализму, но до чего же классно написано! И понимаешь ведь умом, что никакого фильма с названием «Багровое причастие» не существует в природе, но читаешь эти строки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Женщины носятся по полю, подавая друг другу импровизированный мяч. Туфли бьют по кукле, ручки её загнулись, и голова болтается на тонкой шее. Одна из монахинь, словно услышав, как впечатлительный зритель поёрзал на диване, пропускает пас.

В следующий миг монашки мчат за улепётывающей камерой, припав к земле, почти встав на четвереньки, восемь огромных хищных птиц в абсолютной тишине.

лучше не зацикливаться на кукле под ногами монашек.

Ведь это была кукла? Кукла, а не...

, и мысль стучит внутри головы: «А вдруг?» Отличный рассказ, который продал мне грядущий сборник рассказов товарища Кабира.

Михаил Павлов, «Самый большой цирк уродов»

А вот и главное разочарование антологии. Я вполне нормально отношусь к вирду, но истории, написанные в этом жанре, чётко деляться для меня на две разновидности. Разновидность первая: истории законченные, в которых происходит столкновение человека с неведомым и непонятным, но они имеют чётко различимые начало и конец, повествуют о чём-то. Разновидность вторая: вирд бессмысленный и беспощадный. К сожалению, данный рассказ всецело относится к категории второй. Дело даже не в том, что происходящее не объясняется — это бы я пережил, и не такое читывали! Дело в том, что подобный текст запросто можно превратить и в объёмную повесть, и в роман — происходит что-то, чего в реальности происходить не может, а потом и главный герой свершит поступок, никакой внутренней логикой повествования не обусловленный, так какая разница, сколько страниц — 20 или 200 — будет тянуться эта волынка? Не понравился рассказ. Хотя начиналось неплохо, да и атмосфера непонимания происходящего, перерастающего в страх, передана неплохо.

Игорь Кром, «Василиса»

Мрачная и жёсткая история, которая могла бы стать украшением антологии, посвящённой русалкам, водяницам, мавкам и прочим притопихам. Рассказ хорош, но мне не очень понравилось наличие огромного количества штампов. Если пенсионеры, то обязательно живут на пенсию в десять тыщ, если депутат — обязательно толстый педофил, мечтающий о десятилетних девочках, и так далее. Сама по себе история — вполне страшная, неуютная такая, но очень уж многословная. Финал был ясен уже к середине произведения, и автор ничем удивить не смог, плюсом ко всему — нечисть получилась очень уж прожорливая, о подобном давно стало бы известно даже в глухой тайге.

Борис Левандовский, «Другая жизнь»

Честно говоря, рассказ Левандовского больше подошёл бы другой половине книги — автор на «молодого и дерзкого» уже как-то не очень тянет, но и там украшением бы не стал. Если противоположную сторону закрывает совсем не хоррор, но мастерски написанный рассказ Дивова, но «За гранью безумия» завершается невнятной поделкой на заданную тему. Это должно было меня напугать? Возможно, у автора бы и получилось, но очень уж слабо связанными оказались сюжетные линии. Ждал от автора «Бабая» большего.

Подводя итог, могу сказать, что от чтения антологии/антологий я получил массу удовольствия. Да, не все произведения понравились, и не все они — хоррор в моём понимании (да и не секрет ведь, что критерии у каждого свои?), но читать скучно не было ни разу, а это уже много значит. И пусть по среднему арифметическому обе части получили от меня одинаковые оценки, было в этой части приятно лишний раз убедиться, что на смену старшему поколению писателей, которые — будем объективными — никогда себя авторами чистого хоррора и не позиционировали, идут такие ребята, как Тихонов (особенно), Кабир и Щетинина. И пусть у остальных авторов, по моему скромному мнению, всё получилось не столь радужно, книжка вышла всё-таки хорошая. Признаю, что во многом на впечатления повлиял совершенно крышесносящий рассказ Тихонова, который действительно задрал планку ожиданий непростительно высоко, но ведь это, в конце-то концов, только моё мнение?

В любом случае, эксперимент удался, а томик занимает своё почётное место на моих книжных полках. По три-четыре вещи с каждой стороны я ещё обязательно перечитаю. И другим посоветую.

P.S. Начало отзыва — на странице антологии «Грань безумия» (вступление можно пропустить — оно одинаковое).

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дмитрий Тихонов. Вилами по воде 10/10

Ох, Тихонов, не зря держу его в любимчиках! Один из лучших рассказов Дмитрия, если хотите знать мое мнение. Есть в нем приятная гоголевская чертовщина, при том что написан он для вполне себе современного человека. Горе мужа, теряющего жену, горе детей, видящих увядающую мать, сделка с Нечистым. Самобытно, здорово и действительно страшно.

Владимир Кузнецов. Сабетхет 10/10

Кузнецов у меня часто идет тяжело. Но этот рассказ совершенно иной случай. Невероятно образно, стилистически выверено, очень сочно. Попытка украсть таинственную книгу у культа, поклоняющегося крокодилам конечно же не принесет ничего хорошего. Читатель знает это, догадывается о развязке, но все же позволяет нести себя к ней, жадно глотая страницу за страницей. Блеск!

Елена Щетинина. Фараоново отродье 8/10

Кстати, подумалось, что в команде профи нет женщин. Правда и у новичков их немного. Зато какая! Щетинина в мире русского хоррора это Женщина с большой буквы. Она уверено играет на мужском поле и часто даже лучше мужиков. История эта особо порадует инсектофобов. Да и обычные люди после рассказа станут иначе смотреть на муравьев. Мало ли.

Максим Кабир. Причастие 9/10

Кабир, как всегда, делает умопомрачительные вещи. Не высшая оценка только потому, что я не очень киноман, больше люблю книги (потому его же «Червей» я оценил на балл выше), а в этом рассказе очень уж много отсылок к кинематографу. Получился жуткий сплав из магреализма, постепенно переходящего в хоррор. А «Причастие» это название фильма, кстати. Вот знал, что его не существует, но еле еле поборол желание залезть в Яндекс, чтобы найти фильм после прочтения.

Михаил Павлов. Самый большой цирк уродов 8/10

С прозой Павлова у меня отношения складываются через раз. Я не большой любитель вирда, так называемой странной прозы, потому многих отсылок или литературных игр не понимаю. В этом случае тоже многое не понял, но атмосфера странного лабиринта из клеток, холод и страх переданы очень убедительно, потому к финалу поймал себя на мысли, что параллельно с чтением строю множество версий происходящего. Увлекло. Ну и конечно же жесткий и бескомпромиссный финал. Здорово!

Игорь Кром. Василиса 8/10

Крома читаю редко, но метко. Все что читал понравилось. Этот рассказ (повесть?) не исключение. Да, пожалуй тут нам тоже подсовывают фэнтези с хоррорными мотивами. Озерные суккубы сами по себе такие фэнтезийные бестии. Но делают это куда увереннее и грамотнее, не сваливаясь в меч и магию и держа градус хоррора на почти постоянном уровне. Ну и жесткий финал, с одной стороны как стереотип хоррора, а с другой, другого тут быть не могло. Понравилось.

Борис Левандовский. Другая жизнь 7/10

Еще одно огорчение. Левандовский ради такого случая мог бы взяться за перо снова. Но нет, подобно Дивову предоставил старый рассказ. Неплохой, но уже читаный. Тем не менее, история о кладбищенской нежити найдет своего читателя и сборник не портит. Хотя для закрывашки хотелось бы чего более мощного.

Что ж, пора подводить итоги. Батл не зря носит название Чемпионы страха. Ни одного провального рассказа. Литературу обе группы авторов знают не понаслышке, словом пользоваться умеют. А вот с точки зрения именно жанра команда профи уступает молодым и дерзким новичкам. Немного, но все же уступает. Впрочем все это внутренняя кухня, изнанка литературного процесса. Авторы поразвлекались, потешили силушку богатырскую, а нам, читателям, достался хороший сборник, который не стыдно поставить на полку и даже перечитать.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неровный (для меня) сборник.

Несколько очень сильных вещей, но, есть и довольно слабые (опять же, на мой взгляд).

Больше всего понравился рассказ Д. Тихонова «Вилами по воде». Это и исторический хоррор, но, больше с социальным и психологическим уклонов. И, в то же время, очень классический сюжет, про договор с нечистой силой. Написано очень грамотно и интересно.

«Сабетхет» В. Кузнецова — тоже запомнился. Довольно простая история, но атмосфера передана просто мастерски. Новый Орлеан — его влажная жара, звуки музыки, запахи и ароматы креольской кухни — все ярко и натурально.

Ну и «Василиса» И. Крома — шекспировские страсти в таежной сибирской деревушке. Мне — понравилось.

Вот, из семи историй — три запомнились.

Остальные — не знаю, мне не очень понравились, но, это мое субъективное мнение. Тому, кто любит хоррор в разных жанрах, может быть, покажутся интересными и эти рассказы.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отличие от антологии — антипода рассказы этого сборника мне в основном не показались. Приятное исключение — повесть«Василиса» — написано с идеей, структурно — выдержана композиция с завязкой, основным действием и развязкой, тщательно отработаны детали: быт таёжного села, легенда о суккубе, психология персонажей. Единственно, что на мой взгляд избыточны разъяснения по сущности потусторонних созданий с завалом читателя научными терминами — из уст лесной нежити это звучит крайне дико, а также излишним представляется эпилог — предпоследний раздел завершается весьма насыщенно и в особых разъяснениях не нуждается.

Остальные рассказы выглядят бесцветными, без души. «Вилами по воде» — переизбыток трагичности, затянутость, неадекватность мистической составляющей. «Сабетхет» — безыдейный трэш, то есть нет никакого погружения в текст. «Фараоново отродье» — просто неинтересный по сюжету рассказ. «Причастие» — натужный и очень специфичный по аудитории, и также затянут. «Самый большой цирк уродов» — формально хоррор, по факту — сюр, кому-то может и понравится, мне же показался явно халтурным, то есть сделанным на «отскребись». «Другая жизнь» — старательная попытка создать хоррор с нежитью, нечистью и трагедией, но на мой взгляд, не хватило логической связи между триллерной и хоррорной составляющей — это у Тарантино в первом от «Заката до рассвета» резкий переход жанра получился почти приемлемо, а в книгах такое не прокатывает.

В общем, обозвать эту антологию «самым большим цирком уродов» все же несправедливо, но «вилами по воде» будет в самый раз.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник в целом понравился. Острое разочарование осталось от чтения повести «Самый большой цикр уродов» — и не страшно, а как то даже скучно и вяло. Включение этого текста в антологиб ошибка! А вот «Вилами по воде«и Василиса» выше всяки похвал.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх