fantlab ru

Захар Прилепин «Некоторые не попадут в ад»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.71
Оценок:
67
Моя оценка:
-

подробнее

Некоторые не попадут в ад

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

Захар Прилепин — прозаик, публицист, музыкант, обладатель премий «Большая книга», «Национальный бестселлер» и «Ясная Поляна». Автор романов «Обитель», «Санькя», «Патологии», «Чёрная обезьяна», сборников рассказов «Восьмёрка», «Грех», «Ботинки, полные горячей водкой» и «Семь жизней», сборников публицистики «К нам едет Пересвет», «Летучие бурлаки», «Не чужая смута», «Всё, что должно разрешиться. Письма с Донбасса», «Взвод». «И мысли не было сочинять эту книжку. Сорок раз себе пообещал: пусть всё отстоится, отлежится — что запомнится и не потеряется, то и будет самым главным. Сам себя обманул. Книжка сама рассказалась, едва перо обмакнул в чернильницу. Известны случаи, когда врачи, не теряя сознания, руководили сложными операциями, которые им делали. Или записывали свои ощущения в момент укуса ядовитого гада, получения травмы. Здесь, прости господи, жанр в чём-то схожий. …Куда делась из меня моя жизнь, моя вера, моя радость? У поэта ещё точнее: “Как страшно, ведь душа проходит, как молодость, и как любовь”». Захар Прилепин

Примечание:

Журнальный вариант романа напечатан в журнале «Наш современник».


Входит в:

— журнал «Наш современник 2019'05», 2019 г.

— журнал «Наш современник 2019'06», 2019 г.



Издания: ВСЕ (3)

Некоторые не попадут в ад
2019 г.

Периодика:

Наш современник № 5 2019
2019 г.
Наш современник № 6 2019
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что делает Прилепин в этой книге – чистое преступление. Как можно романтизировать откровенного маргинала, виновного в геноциде, грабеже и пытках? Еще бы Чикатило сделал героем, или Гитлера, ну серьезно.

Да, адекватные исключения в странной романтизации бывают. Например, культовая «Бригада» с ее героями-бандитами. Но ведь сериал смог проявить и обратную сторону персонажей: упадок личности, невозможность семейного счастья, постоянную грызню и прочее. А здесь история о гораздо более омерзительной личности, в которой она, личность, показана ну чисто рыцарем в сверкающих доспехах.

Сам повествователь тоже неприятный, но на нем отпечаток автора, тут другого не ожидаешь. А вот хунтиста, несколько лет разорявшего огромный регион, сделать чуть не святым – плевок в душу десяткам тысяч людей, которые потеряли из-за него родных, свой дом и надежду на будущее. Но ладно, по заслугам неуважаемая личность получила, благополучно была взорвана своими же собутыльниками. Ни одна убогая писанина эту историю уже не перепишет.

Оставим тошнотворный пафос книги, посмотрим сам текст. Тут ожидаемо: написано слабо. Друг за дружкой идут скучные сцены и диалоги, а все размышления героя Прилепина сводятся к тому, как он хорош в сравнении с теми, кто его окружает. Хотя в чем именно он хорош не понятно. Складывается ощущение, что лучше других он только потому, что у него в кармане есть пачка денег, а у остальных нет. Вообще большой вопрос, откуда у человека, пишущего настолько несуразно, бессвязно и не увлекательно, взялась премия «Большая книга»? Видимо, какие-то связи помогли. Или и тут пачка денег выручила?

Радует только одно: несмотря на политическую лояльность Прилепина, его графоманство практически никто не читает, а издают только как кастыли для пропаганды.

Оценка: 1
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прилепин может писать,но такого от него не ожидал...

Может он и хотел что-то хорошее написать,да получилось вот это..

Это не роман,а путевые заметки барина с пачкой бабла..Картинки,как стоп-кадры:сторублевки с барского плеча соладатам на покурить, «его батальен»,к которому он ездит на крузаке «посмотреть на войнушку«и он сам лениво завтракающий в дорогом ресторане и не понимающего своих телохранителей, не хотящих есть.

Брезговали они от тебя что-то брать,видимо,барин...

Прилепин ничего не понял о Донбассе,но попиарился.Как, впрочем, и многие в это смутное время.

Как может понять что-то модный московский писатель о жизни пролетариата на всем «нужной «войне?!

После такого хочется брезгливо помыть руки и забыть..Да забыть не получится уже никак.

Как-то так..

Оценка: 2
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не увидел тут ни особенной фантастики, ни «фантасмагории». Реалистическое письмо от первого лица.

Захар Прилепин создал роман-отчет о проделанной в ДНР работе с подробными портретными зарисовками боевых товарищей, объяснениями событий, идей, планов, инфраструктуры свободного государства и его вооруженных сил. С четкими привязками там, где это возможно и с четким объяснением, почему их вот здесь и вот тут дать никак нельзя. Иначе говоря, идеальный исторический источник, со скидкой, разумеется, на то, что источник этот нарративный и притом художественный. На мой взгляд, для нарратива это текст высокой степени достоверности. Много точного и правдивого в нем сообщается современникам, потомкам, историкам из будущего.

Помимо того, что Захар Прилепин отчитался в своей работе замкомбата и советника при Александре Захарченко, он дал развернутый портрет Захарченко, желая, насколько можно понять, сохранить драгоценные черты этой личности. Так, чтобы впоследствии, лет через ...-десят составитель учебника задумался: включаем Захарченко в соответствующий параграф, или нет? С одной стороны, личность выдающаяся, с другой — вот о нем и Прилепин написал довольно подробно, может, включим? А ведь Захарченко и впрямь был крупным человеком, волевым, самостоятельным. Иными словами, это настоящая «историческая личность» и лет через двадцать, можно думать, томик о нем выйдет в составе ЖЗЛ... Автор книги выражает горечь и, в очень значительной степени обвинение: сколько людей бьются на этой войне не за жалование и не потому, что деться некуда, а за русскую идею и за русскую совесть, так почему же в практических мерах российского правительства так мало заботы об этих людях и так много корысти? Обвинение, в общем, серьезное. Отмахнуться от него нельзя — и глупо, и бесчестно. Но ответа на него что-то не слышно...

Рекомендую читать как минимум ради зарисовок современного военного быта. Всё это есть в обилии, схвачено точно, притом понимающим человеком.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно смешанные впечатления после прочтения....вроде и не роман и не публицистика и не мемуары....своего рода путевые заметки — «выпивали с Батей», «перевёз семью» и тд. Три четверти книги мне не хватало эмоций, не хватало души, не хватало живого человека в этих строчках. Как будто Захар положил читателю на колени альбом чёрно-белых, старых фотографий и с немного грустной улыбкой предложил посмотреть всё самому, изредка комментируя то или иное фото. И лишь ближе к финалу появилось ощущение рубца на сердце, кровоточащей язвы и нарочитого нежелания бередить всё это....и в тоже время невозможности не бередить. Вроде как Стенька Разин на дыбе в самом конце пытки не сдержался и издал тихий, едва слышный стон.... Вспомнил уважаемого рок-дилетанта Александра Житинского и его интервью с Кинчевым:

А.Ж. А потом, когда ты узнал, что я не из райкома и не из КГБ, как ты к моим занятиям рок-н-роллом относился?

Кинчев. Ну, я знал, что существует некий писатель, которого я когда-то читал в детстве. Такие веселые морские рассказы – про то, как коноплю в поле собирают. А рок-н-ролл – это просто прихоть богатого человека, который хочет помочь пацанам.

Житинский так и не стал для рокеров своим, несмотря на всё, что он сделал. (Подробнее в книгах «Путешествие рок-дилетанта» и «Альманах рок-дилетанта») и позже с горечью писал об этом. Что-то вроде «обидно когда дружба кончается из-за того, что больше не нужен». Он так и не понял, что не было никакой дружбы. А была просто благодарность, которая и не могла быть вечной. По моим ощущениям, Захар тоже не стал для донецких своим. Для них всё это тоже было «прихотью богатого человека, который просто хотел помочь пацанам». Возможно поэтому заметна горечь в этих его словах:

«Они (донецкие) одни — мы другие. Но при этом они не киевские хохлы, они не львовские хохлы. Они особые хохлы. Они хотят быть в России, конечно же, хотят. Но они всё равно хохлы. Да, хохлы, они просто хохлы — и всё. Хохлы». 

Ну или я слишком мнительный. Вообще получился не отзыв, а сплошное имхо с сугубо личными и субъективными ассоциациями. Но как-то так.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

По мне, лучшая книга Прилепина на данный момент (из прочитанного; не читал «Обитель» и «Черную обезьяну» — и не очень хочется, ибо Прилепин силён именно в художественном осмыслении того, что видел и слышал, а беллетрист из него так себе). И никакой это, конечно, не роман, — это третья часть публицистическо-мемуарно-философической «Донбасской трилогии»(условной), очередного «опыта художественного исследования» — после «Чужой смуты» и «Всё должно разрешиться». Просто написано это на порядок лучше всего сделанного Прилепиным раньше — местами нельзя не удивляться, как писатель Прилепин вырос за те 3 военных года, за которые не прочёл ни одной книжки — и стилистически, и, так сказать, кинематографически, ибо смонтирована книжка просто блестяще (я проглотил за вечер и пару предутренних часов). С одной стороны, текст, конечно, в каком-то смысле агитационно-пропагандистский. А как же без этого, ведь надо оправдать свой, судя по всему, бессмысленный (как для самого автора, так и для «большой северной страны») вояж в ад на Земле, откуда вернулся почти что исчерпавшим себя и потерявшим почти всех боевых товарищей (о чём говорил открыто в интервью). Но одновременно, я бы сказал, текст не только о войне, но и о жизни вообще — точнее, конечно же о жизни мужчины средних лет, точнее, о том, как она начинает медленно, но верно клониться к закату и ничего с этим не поделаешь. В этом смысле поразителен эпизод о том, как Прилепину пачками писали мужики со всей России с просьбой взять в батальон, «потому что жена совсем достала». Прилепин всем им отказывал — типа нечего на войну ехать от безысходности, типа нам идейные нужны. А сам-то? На три года сбежал в ад — от любимой жены и четырёх обожаемых детишек (пусть и привозил их потом к себе на какое-то время). Не всякий решился бы.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга это рассказ Прилепина о времени, когда он собрал батальон для войны на Донбассе и его жизни на той войне, включая несколько поездок в Москву, Белград и Женеву. Прослушал в исполнении гениального Ивана Литвинова. Как то читал что Геббельс удивлялся что англичане опубликовали у себя в прессе его антисемитскую статью, он думал что это откроет им глаза на евреев. Он не понимал, что это наоборот откроет глаза на нацистов. На мой взгляд, здесь похожая ситуация, при всем отвращении к героям и даже радости когда кого то из батальона Захара убивают, и уж тем более убийстве Захарченко или Гиви(Генацвале), книгу, на мой взгляд, следует распространять как можно шире чтобы у людей создалось более объективное понимание о происходящем на Донбассе. К концу книги неожиданно возникло понимание что автор это человек которому просто хочется интересно жить, и ради этой интересности можно в том числе и убивать людей. Вообще впечатление что автор смотрит на жизнь через какие то цветные очки. Но при этой цветной окраске происходящего факты подаются такими как есть, так и запрет на въезд в ДНР после смерти Захарченко(а автор стал фактически его чуть ли не ближайшим другом), которая явно по мнению автора произошла с большой степенью вероятности по заказу из Москвы, рассказывается о всей внутренней кухне ДНР, в общем о том, что там происходит на самом деле, о «героях» этой войны, о том какова роль путинской России и самого путина, которого он все время называет императором. Так что тем кто любит разбираться в том, как и что устроено и уж тем более считает что «нас там нет» и любит автобиографии вполне рекомендую, а уж язык у прилепина явно на высоте.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Историю России не назовёшь гладкой и безмятежной. Беды волнами накатывали на нашу землю из века в век. И тогда появлялись они, люди высокой веры в правоту своего дела, не готовые согнуться перед кажущимся всесильным злом. Евпатий Коловрат, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Василиса Кожина и Денис Давыдов, Пётр Кошка и Павел Нахимов, Михаил Скобелев и Иосиф Гурко, Сидор Ковпак и Николай Кузнецов. А сколько их безвестных и безымянных отдали свою жизнь за нашу свободу и самою жизнь? Нам, ныне живущим, и нашим потомкам повезло, что в тяжкие годы войны на Донбассе рядом с Александром Захарченко оказался Захар Прилепин. Да, именем Захарченко назовут школы и заводы, аэропорты и корабли, поставят памятники и бюсты. Но «Некоторые не попадут в ад» — это тот самый нерукотворный памятник по меткому выражению Пушкина, который обеспечит бессмертие Александру Захарченко и ополченцам Донбасса в сердцах и мыслях потомков.

P.S.Тут в обсуждениях одного рассказа на сайте возник вопрос о том, какой русский писатель не прячет фигу в кармане? Настоящий, такой как Захар Прилепин. Ибо настоящий русский писатель всегда остаётся со своим народом во все времена. И когда Прилепин писал «Письмо товарищу Сталину», что стоило ему изгнания из тусовки «людей с приятными лицами», и в 2015 году, когда он отправился на Донбасс участвовать в создании ополчения благодаря своему опыту и зачастую на собственные средства. Все эти годы Фонд Захара Прилепина спасал людские жизни. И сейчас Прилепин не фигой в кармане шевелит, а служит в Луганске в батальоне Росгвардии. В результате Захар Прилепин под санкциями США, Канады, Великобритании и Евросоюза.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх