fantlab ru

Яцек Комуда «Бес идёт за мной»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.37
Оценок:
43
Моя оценка:
-

подробнее

Бес идёт за мной

Bies idzie za mną

Роман, год; цикл «Якса»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Королевство Лендия пало на колени перед дикой ордой кочевников – хунгуров. Предатели становятся победителями, а останки великих воинов гниют в полях. Но для хунгуров нападение не прошло без потерь. Одному из рыцарей удается хитростью убить великого кагана, и теперь сын рыцаря, Якса, обречен на вечное бегство, на жизнь проклятого, спасаясь от мести захватчиков. Судьба заведет его в Великую Степь, столкнет с последними защитниками Лендии, с чудовищами, с живыми деревьями, которые воскрешают и порабощают мертвых, и со странным монашеским орденом. Якса помнит, что должен отомстить за свою семью и за свою землю, но как сохранить в себе доброту и остатки человечности, на каждом шагу видя предательство и жестокость? Якса знает, что бес всегда дышит ему в спину, но, возможно, тот уже давно завладел его душой.

Входит в:

— цикл «Якса»  >  цикл «Trylogia Jaksy Lędzica»



Издания: ВСЕ (2)

Якса. Бес идет за мной
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Bies idzie za mną
2019 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Задумав историю про Яксу, Яцек Комуда пошёл по уже проторенной дорожке, а именно представив первоначально на суд публики цикл рассказов, в которых знакомил читателя с мироустройством придуманной им вселенной и главным героем. В первых двух рассказах это был мальчик, который впоследствии предстаёт уже взрослым мужчиной и опытным воином, но что было между этими событиями, как разыскиваемый могущественными врагами беглец сумел стать тем, кем стал — это на тот момент оставалось за кадром. И вот вышел роман, который заполняет эту лакуну, а заодно более подробно рассказывает о том, о чём в рассказах только упоминалось, а именно о вторжении степняков-хунгуров.

Тут стоит чуть подробнее остановиться на вселенной, в которой происходят события. Это мир, чем-то похожий на наш. Да, в нём есть магия и боги там самые настоящие, которые влияют на события, но любители истории сразу же отметят множество параллелей с нашей, земной историей. Вторгшаяся степная орда — это некий сплав из гуннов и монголов, даже на первых больше смахивает, ибо Чингизиды были всё же более практичными и так, как описано в книге, с покорённым населением не обащались в плане сбора выхода, ибо прекрасно понимали, что отобрав всё сейчас, потом взять уже будет и нечего, и не с кого. Ещё и вопрос появляется — и чем это так Комуде венгры не угодили, раз он использовал латинский вариант их названия для своих вторженцев? Ну да ладно, оставим это на совести автора. И немало радует ещё один момент — то, с чем авторы не только фэнтези, но и исторических романов не всегда заморачиваются, а именно — показать взаимоотношения не просто разными народами, но даже разными классами одного общества. Господа относятся к своим холопам как и положено — те для них пустое место, годное только для того, чтобы выполнять приказы хозяев, никто из них не задумывается, что у черни тоже могут быть чувства и мало кто из них готов умереть за поколениями унижавших их господ. Даже напротив — когда стоит выбор — умереть за хозяина или же сдаться на милость сильнейшему, заодно предав господина, они выберут второе — и своя шкура дороже, и не факт, что новый хозяин окажется хуже старого. Что касается кочевников-хунгуров, то они вышли даже несколько карикатурными, объединив в себе все стереотипы о подобных народах, намеренно это было сделано, чтобы максимально их демонизировать или же так вышло, но слишком часто они перегибали палку во взаимоотношениях не только с представителями чужого народа, но даже между собой — и как они ещё друг друга все не перерезали с такими-то обычаями?

Но вернёмся к нашему подопытному. Первые главы рассказывают о том, что было перед и во время двух начальных рассказов из предваряющего цикл сборника. Чем автор вдоховлялся, далеко за ответом ходить не нужно — Косово поле. Да, оно было уже гораздо позже, нежели вторжение монголов, но это в данном случае неважно, не полная калька с Земли же перед нами. Даже местный Милош Обилич имеется, правда в отличие от реального, придуманный за свой поступок оказался проклят вместе со всей роднёй не только степняками, но и своими, поскольку посмел замарать свою рыцарскую честь. И оба этих событий — битва и покушение — происходят параллельно и проливают свет на многое из того, о чём говорилось в рассказах, так что лучше и их читать одновременно с главами романа, получая тем самым наиболее полную картину. Некоторые эпизоды повторяются от других репортёров или под другим углом, но подобное повествование не портит, ибо помогает понять происходящее тем, кто рассказы по каким-то причинам не читал.

А когда наступает лакуна в несколько лет между событиями рассказов — вот тут роман становится незаменим. Хотя тоже сделан монтаж и все события из жизни Яксы не расписываются, иначе вместо 400 мы бы получили 4000 страниц текста, но и так всё понятно, что происходило и чем он занимался. И тут появляется то, что несколько портит повествование — а именно чрезвычайная выживаемость нужных для сюжета героев. Описываются побои, истязания и раны, которые в реальности если и не были несовместимы с жизнью, то запросто при тогдашней медицине приводили к печальному концу, пенициллина ведь ещё не изобрели. Конечно, можно было бы сослаться на то, что своих избранных защищают боги и демоны, но в самом тексте это не показано, только в отношении главного героя, а остальные — пока они нужны, на них чит-код, а когда уже нет — аж жаль становится, что умирают так бесславно.

Завершается же роман указанием, что это только первый том, а значит стоит ждать продолжения. И вот тут порадуешься, что в рассказах описывается то, чем занимался Якса уже после данных событий, не надо ждать энное количество времени, когда второй том будет написан и пройдёт через все процедуры, прежде чем дойдёт до нас. Да и данная история завершается именно этой книгой, не обрываясь на самом интересном месте, как любят делать многие авторы циклов, так что в конце получаем всё же многоточие, а не жирную запятую, поэтому можно читать без страха, что продолжения придётся ждать слишком долго, а без него знакомиться с книгой особого смысла не имеет, только душу травить. А стоит ли вообще читать? Если вам нравится творчество Комуды, настоящий, а ненадуманный реализм и вас не пугает имеющаяся на обложке блямба возрастного ценза — то чего же вы ждёте?

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав чуть более года назад сборник повестей и рассказов Яцека Комуды «Якса. Царство железных слёз», остался под большим впечатлением, поэтому первого полноценного романа из задуманной автором трилогии про Яксу ждал с нетерпением. Сразу скажу — ждал не зря, Комуда не разочаровал, но не обошлось без кое-каких недостатков, которые не позволили мне выставить роману высший балл. Но давайте сначала о достоинствах.

Прежде всего, стоит отметить, что Комуда остался верен себе, и возрастное ограничение 18+ кажется вполне оправданным. Времена и события в книге описываются по-настоящему страшные, но это не намеренное нагнетание мрачности и чернухи, скорее — желание показать устройство условно-средневекового общества таким, какое оно есть. Причём это касается как кочевых хунгуров, представляющих собой условный микс из гуннов/монголов, так и вполне себе оседлого населения Лендии и сопредельных государственных образований, жизнь в которых максимально далека от идеализированного Средневековья. Сюжетно роман охватывает промежуток времени в одиннадцать лет, прошедшие с момента битвы на Рябом поле (опять же, условный микс из битв на Калке и при Легнице с примесью Косова поля), до возвращения главного героя, Яксы Дружича, на родную землю. Читателям, знакомым с рассказами и повестями, несомненно, будет интересно узнать некоторые подробности судьбы Яксы, о которых ранее оставалось только догадываться, но и тем, кто начнёт знакомство с циклом с данного романа всё будет, я думаю, понятно. Сильно спойлерить не стану, скажу лишь, что в романе присутствуют и масштабное сражение, и впечатляющие картины разгромленной Лендии, и несколько мастерски описанных мелких стычек, и погони по бескрайней степи, и гонки на лошадях, и сверхъестественные силы, пробуждающиеся на покорённой земле, и много чего ещё. Довольно неожиданные повороты сюжета также присутствуют. Разумеется, в книге есть и некоторые моменты, которые можно при большом желании записать в рояли, но тут уж каждый решает для себя сам, ждёт ли он от книги, представляющей собой, как ни крути, фантастическое произведение, стопроцентного реализма. В конце концов, настоящий герой потому и становится Героем, что ему множество раз повезло в самых безвыходных ситуациях — тот же Конан из Киммерии не даст соврать! =)))

Самого знаменитого героя Говарда я вспомнил не зря, потому как противопоставление Яксы «традиционным» героям фэнтези для меня — ещё один несомненный плюс книги. И с этим штампом Комуда ненавязчиво полемизирует, не зря же Яксу в хунгурском плену зовут именно Конин. Дело в том, что Якса Дружич, при всей незавидности своей судьбы, не вызывает никакой симпатии. Совершенно. И я не шучу. Это не классический фэнтезийный герой без страха и упрёка, который должен кого-то победить, кому-то отомстить, выполнить свой предназначение или что-то найти/уничтожить. Это не обаятельный мерзавец, который, вроде как и плохой, и поступки совершает мерзкие, но вызывает сопереживание. Это и не модный нынче карикатурный страдалец и превозмогатель самого себя и тёмных тайн своего прошлого. Признаться честно, навскидку даже не назову аналогий, с кем из фэнтезийных героев можно было бы сравнить Яксу из рода Дружичей. Фигура, безусловно, противоречивая, сложная в психологическом плане, но при этом сам Якса человек самоуверенный, грубый, местами откровенно наглый, да ещё и подверженный неконтролируемым приступам ярости, при которых он не различает друзей и врагов. Всё это, вместе с уже упоминаемыми неожиданными поворотами сюжета, когда герои, которые по всем признакам должны выдвинутся на роль если не главных, то хотя бы второстепенных, гибнут в самый неожиданный момент, делает чтение по-настоящему увлекательным. Весьма интересно, как личность Яксы будет формироваться дальше, потому как в первом романе цикла произошло лишь взросление героя, если пользоваться терминологией классификатора ФантЛаба, а вот его полноценное становление — ещё впереди.

О мире Ведды, в котором происходят события, ничего особо нового из романа читатель не узнает, разве что чуть расширится география, и нам покажут не только условную «Европу», но и кусочек Бескрайней Степи, в которой долгие годы Якса пребывал в рабстве у хунгуров. Также необходимо отметить парочку по-настоящему красочных локаций, вроде исполинских Нижних Врат на реке Санне, изготовленных в незапамятные времена великанами-столемами, места давнего побоища с чудовищными змиями, усеянного гигансткими костями и черепами, или восхождение героев на восточную часть Круга Гор, с которого открывается вид на Лендию. Кстати, наличие карты, которое, к слову, имеется в польском издании, было бы очень кстати, потому как из текста романа лично мне не всегда было понятно, где располагаются те или иные государственные образования или географические объекты. Впрочем, в конце книги традиционно располагается «Дополнение для внимательного читателя», причём даже более объёмное, чем в первой книге, которые помогут прояснить некоторые моменты.

К сожалению, без минусов тоже не обошлось.

Первым и самым досадным стал объём книги. Я хоть и не любитель многотомных опупей, но по нынешним временам 400 страниц чистого теста — это всё-таки маловато. Учитывая высокий темп повествования, читается книга буквально за два-три вечера. С этим же связана и некоторая «небрежность» повествования. Понимаю, конечно, что автор в Польше фигура известная и популярная, поэтому расчёт делался, видимо, на то, что все уже читали «Царство железных слов», но некоторые моменты не мешало бы и прояснить для читателя нового. К примеру, сцена, когда Булксу достаёт головы Милоша и Венеды из мешка будет совершенно не понятен тем, кто с первой книгой не знаком. Думаю, что разъяснение на пару десятков страниц всей этой хунгурской движухи с отрезанными головами врагов пошло бы роману только на пользу.

Вторым минусом, причём довольно значительным, стало некоторое нарушение в общей логике повествования. Я оставлю за скобками излишнюю выживаемость нужных для сюжета героев, потому как уже объяснял чуть выше свою точку зрения на этот счёт. Но некоторые сюжетные повороты оставили меня в глубоком недоумении. Я понимаю, к примеру, для чего сюжету нужна сцена сражения Яксы с превосходящими силами хунгуров под древним дубом, но вот зачем бы десятку хунгуров СПЕШИВАТЬСЯ, чтобы схватить двоих противников — это выше моего понимания. Можно привести ещё пару-тройку подобных примеров, но все они будут лежать приблизительно в одной плоскости, и выглядит это так, будто автор несколько «подыгрывает» некоторым героям. С другой стороны, эти же герои потом страшно и нелепо гибнут, так что можно сказать, что одно уравновешивает другое. Помимо всего прочего, нельзя забывать, что в этом мире существуют сверхъестественные силы, так что кто знает — возможно все эти нелогичности объясняются именно их вмешательством...

Третьим и заключительным минусом для меня стало наличие в тексте намёков на нетрадиционную ориентацию. Это не относится к линии Вигго, где данный приём вполне оправдан сюжетно, но присутствие данной «актуальной повестки» в сцене с восставшими смердами совершенно бессмысленно, и выглядит своеобразной уступкой модным веяниям, типа «смотрите, у меня в тексте «эти» тоже есть, хотя и называемые мерзкими мужеложцами». Честно говоря, не ожидал такого от Комуды, потому как преимущественно католическая Польша пока ещё не до конца утонула в толерантности и терпимости. Справедливости ради, это всего лишь два эпизода, и никакой зацикленности на данной тематике не наблюдается.

Подводя итог, могу сказать, что прочитанным романом я остался вполне доволен. Да, коротковат. Да, это только первый том из запланированной трилогии (хотя сама по себе история, вынесенная в название, получила вполне логичный финал и ответила на многие вопросы, поневоле возникавшие после знакомства со сборником повестей/рассказов). Да, есть некоторые вопросы к общей логике повествования и излишней живучести героев. Но! Но читать роман по-настоящему интересно, автор умеет удивить неожиданными сюжетными твистами, а атмосфера внезапно рухнувшего привычного мира передана на отлично.

И самое главное — после прочтения очень хочется продолжения, а это ли не лучшая похвала книге?

От меня 9 баллов. Теперь всё зависит от пана Яцека — надеюсь, за прошедшие с момента выхода романа «Бес идёт за мной» три года он успел поработать над продолжением этой истории. Ну, а русскоязычным читателям остаётся, опять же, только надеяться, что обстоятельства изменятся, и мы сможем с этим продолжением ознакомится. Пока же предлагаю воспринимать данный роман как ещё один кусочек мозаики о непростых временах, наступивших в мире Ведды, и о ещё более непростой судьбе Яксы Дружича, а семь подобных кусочков — это лучше, чем шесть.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то у пана Комуды походу с полной формой несколько похуже, чем с короткой. Сборник рассказов про железные слезы мне в целом понравился. Данный же так скажем полный метр вызывает скорее небольшое разочарование.

Помниться, одной из претензией к оригинальному сборнику у меня было то, что якобы заглавный герой, Якса, там мало раскрывается, а самые интересные фрагменты его жизни и вовсе остались за кадром, из-за чего данный персонаж вышел абсолютно неинтересным. Данный роман закрывает один из таких пробелов, мы узнаем о герое куда больше, причем человеком он оказывается весьма противоречивым, под стать своему окружению, но… Теперь уже проблема в том, что он совершенно перестает вписываться в созданный автором мир и смотрится тут даже инородно. Кругом мрачняк, безысходность и любой, казалось бы, даже важный для повествования герой, может легко отъехать в, казалось бы, рядовой схватке. Любой, но только не Якса. У него сюжетная броня толщиной с крепостную стену, мешок удачи, а из любых ближайших кустов к его услугам готов выпорхнуть очередной рояль. Он раз за разом оказывается в смертельной опасности, но снова и снова остается в живых не благодаря выдающимся качествам или особым способностям, а просто благодаря стечению обстоятельств. Эдакий читер в мире гримдарка, нижайше простите за мой буржуйский. Еще в минус роману идет то, что это немного интерквел (и немного приквел) к сборнику, а значит развивающиеся здесь события довольно быстро становятся до боли предсказуемы. Закономерность «если герой не упоминался в сборнике, судьба его будет весьма незавидна» увы начинает прослеживаться довольно стремительно, а значит, и удивлять автору становится нечем. Картина на тему «кто еще задержится, а кому уже пора» вырисовывается на горизонте достаточно четко и ясно. Тем не менее, написано все это еще достаточно крепко и живо, автор знает, как подлить мрачных красок, но при этом не заливать книгу ими так, чтоб аж капало со страниц и ее вообще неприятно было брать в руки. Также можно было бы посетовать о том, что о самом мире мы узнаем не так уж и много, но тут я воздержусь. Автор увы в сборнике ярко продемонстрировал, что в описании выдуманных миров он не то, чтобы очень хорош, и даже важную для понимания происходящего информацию в итоге пришлось запихнуть в глоссарий-послесловие. Так что пусть уж лучше работает с тем, что уже есть.

Засим даже при ворохе всех вышеописанных минусов «Якса» все еще цепляет. Следующую книгу буду ждать. Хоть и для ознакомления с ней видимо еще и польский подучить придется…

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наши демоны нас берегут (с) Рэнто Гарсия

***

«Якса. Бес идёт за мной» – это полноценный роман Яцека Комуды в рамках цикла про Яксу – Проклятого юношу. Не так давно вышел сборник «Якса. Царство железных слёз», в котором 6 историй так или иначе связаны с главным героем – Яксой. И даже по сборнику было понятно, что это довольно интересное произведение. Поэтому выход романа ждали с определённой долей ажиотажа – читателям стало интересно, как покажет себя Комуда в длинной форме. Ведь и самая первая его книга на русском языке представляла собой сборник («Имя зверя. Ересиарх»).

…Лендия и хунгуры в состоянии войны. Лендич Милош вероломно убивает кагана хунгуров, что влечёт за собой неизбежное – весь его род проклят и должен быть уничтожен. Эту задачу возлагают на хунгура Булксу…

Знакомое описание? Так ведь это же частично перекрывает содержание «Яксы. Царства железных слёз». И, что удивительно, это правда. Содержание второго тома Яксы действительно является более расширенной версией «Закона непокоя» и «Царства железных слёз». На первый взгляд. На деле же Комуда грамотно вписывает сюжет одной книги в другую, причем местами прибегая к методу ненадёжного свидетеля. И если читать оба тома с разрывом во времени, то этого можно и не заметить.

Интересно и другое. Сюжет «Беса» подается дискретно. То у нас главный герой Милош, то Булксу, то Якса, то Чамбор, то Конин. Главы отделены не только героями, но и пространством-временем. В итоге первая треть больше напоминает именно сборник рассказов, а не полноценный роман. Получилась этакая переходная форма между сборником и романом.

Что касается наполнения как такового, то читателя ждут убийства, предательство, продажность, погони, резня, пытки. Чернухи тут действительно хватает. И почти вся она приходится на быт хунгуров. По части магии в «Яксе» Комуда скуп. Есть говорящие головы (шикарная идея), есть бесы. В остальном – крепкое историческое фэнтези. Причем с узнаваемой первоосновой. Из небольших плюсов – автор уделяет много внимания жизни и обычаям хунгуров. Например, процесс создания минкурта. Весьма…специфично.

Что в романе не понравилось? Якса напоминает эдакую декорацию. Его пихают туда-сюда, почти всегда решают за него. С другой стороны, Комуда не стал создавать второго Джона Сноу, который в 13 лет рубился почище многих. Так же странным кажется объём романа. 400 страниц – это явно маловато. При том объёме экшена Комуда мог бы добавить 20-30 страниц с описанием. Кое-где они бы не помешали. Но, опять же, тогда пострадал бы сдержанный и рубленный стиль повествования.

Заключение: «Якса. Бес идёт за мной» – динамичный роман на славянскую тематику от автора-поляка, что является редкостью в наше время. Читается роман достаточно легко. Возможно даже отсутствие бекграунда (сборника рассказов и повестей). Интуитивно понятна терминология. Для остальных есть глоссарий в конце. Жаль, что книга заканчивается посреди текста. Продолжение буквально кричит о том, что его нужно прочитать поскорее. Вот только когда это случится?

8 бесов из 10.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бес идёт за мной» – второй роман о приключениях молодого дворянина Яксы Дружича. Однако не стоит считать его продолжением сборника повестей «Царство железных слёз». Первая часть раскрывает нам лишь небольшие эпизоды из жизни главного героя, вторая же заполняет часть пробелов между ними. События, описанные в рассказах, во многом повторяются и в романе, но зачастую с несколько иного ракурса, что даёт нам более полную картину происходящего. Вместе с этим теряется и эффект неожиданности – мы наперёд точно знаем, что главный герой с успехом пройдёт через все испытания, напялив непробиваемую «сюжетную броню». Обобщая, могу сказать, что решение спорное и понравится далеко не всем.

Мир в романе похож на наш, но в нём присутствует магия, а боги более чем реальны. Среди рыцарства Лендии преобладает вера в Ессу (аналог христианства), чернь же тайно молится древним лесным богам. Как только начинается вторжение хунгуров, язычество начинает распространяться со скоростью пожара. Бывшие холопы, унижаемые всю жизнь, стремятся как можно скорее поквитаться с бывшими хозяевами. Хунгуры их не особо пугают – какая разница перед кем гнуть спину. Автору удаётся очень достоверно показать всю разницу между слоями общества Лендии. Дворянство, то что ещё не погибло, стремится сбежать в соседние страны или же преклоняет колени перед захватчиками. Простым людям бежать некуда, и они ищут спасение во мраке великих лесов, где таятся бесы, вурдалаки и стригои. Повсюду можно наблюдать картину падения привычного мира.

Общество хунгуров описано не менее подробно. Кочевники представляют собой некий сплав из монголов и гуннов. По мере завоевания новых территорий часть из них переходит к более оседлому образу жизни, терроризируя захваченные земли. Хунгуры жестоки не только к побеждённым, но даже к собственным соплеменникам более низкого ранга. С таким подходом странно, что они не погрязли в междоусобных войнах.

Одним из ключевых событий романа является битва на Рябом поле. Всё рыцарство Лендии вышло на битву с хунгурами. Прославленные воители с самого начала не видели в кочевниках серьёзной угрозы, за что и поплатились. Подобное сплошь и рядом можно встретить в реальной истории. Низкорослые легковооружённые всадники на низких лошадках редко кого могли поначалу напугать, что нередко играло кочевникам на руку. В первой части цикла главное сражение за Лендию лишь упоминалось, здесь же оно подробно описано. Параллельно с битвой происходит убийство хана кочевников, что также немаловажно.

Главный герой цикла, Якса Дружич, человек с трагичной судьбой. Будучи сыном того самого убийцы хана, он стал объектом охоты ещё в раннем детстве. В «Царстве железных слёз» это описано отдельными эпизодами, хотя совершенно не ясно, что же происходило между его детским и уже вполне зрелым возрастом. Это как раз и описывается во втором романе. Вместе с Яксой нам предстоит познать все тяготы хунгурского плена. В общем и целом, сюжет романа охватывает промежуток в 11 лет – от битвы на Рябом поле до возвращения Яксы на земли отцов. Одной из моих претензий к первой части было плохое раскрытие персонажей. Нам рассказывали о происходящих событиях, а вот герои оставались плоскими и невыразительными. Здесь же автор несколько исправился, хотя до качественного психологизма всё ещё далеко. Образ Яксы отсылает нас к традиционному фэнтезийному персонажу – Конану. Не зря и хунгуры половину книги кличут Яксу Конином. Однако Яцек Комуда переворачивает традиционный образ с ног на голову. В отличие от доблестного киммерийца молодому лендичу совершенно не хочется сопереживать. Якса – юноша не очень приятный, не отличается большим умом, резок, изворотлив и подвержен вспышкам неконтролируемого гнева. Не обладает он и задатками «обаятельного мерзавца». Я понимаю, что сейчас в моде серая мораль и неоднозначные персонажи, но условный Логен Девятипалый или Глокта из «Первого закона» вызывают у меня куда большую симпатию. При том, что Якса является главным героем, рассказ о происходящих событиях ведётся всегда от лица других людей.

Помимо этого меня смутил тот момент, что все пути второстепенных персонажей всегда ведут к Яксе. Например, лендичи отправленные в бескрайнюю степь на поиски обязательно случайно встретят его. И таких случаев масса. Хотя стоит упомянуть, что и без этого «роялей в кустах» в романе предостаточно.

«Бес идёт за мной» не является продолжением первой части, но читать всё же лучше после прочтения сборника, т.к. некоторые моменты будут не понятны до знакомства с повестями. Также хотелось бы отметить, что на страницах романа довольно много сцен жестокости, поэтому не рекомендую слабонервным.

Итог: Несмотря на довольно небольшой объём, в романе описывается множество событий. Благодаря этому темп повествования не провисает. Язык автора довольно своеобразен: местами поэтичен, а порой чрезмерно сух. Заметно, что автору не одинаково интересно писать различные моменты романа. Несмотря на обозначенные минусы, мне было интересно читать о приключениях Яксы Дружича. Однако стоит понимать, что из-за сложившейся политической ситуации перевод следующей части мы увидим очень нескоро.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказ сего романа о том, как уйти на тот свет в чести и славе из-за любодеяний своей супруги, и тем самым породить череду смертельных опасностей своему роду и не только!

А теперь перед тем как приступить к самой книге я дам короткий экскурс и комментарий, к тому, о чем я пишу выше. На страницах одной из более поздних глав эти слова представлены читателю буквальным образом, правда я не могу однозначно сказать на сколько Комуда серьезен в этом выражении, но о том, что это он так пошутил никак не уточняется. Просто для меня встретить подобные слова в книге автора, который заслужил к себе уважение и авторитет своими работами вызывает ступор и недоумение. Я бы еще наверно смог списать подобный случай будь на его месте очередное молодое дарование, которое соблюдает все возложенные на него тонкости трендов. Но увидеть такое от взрослого мужчины ранее в этом не замеченном порождает в крайней мере удивление. Поэтому я даже не знаю, на сколько глубокомысленно к этому всему сейчас относится, принять данное изложение за своеобразный юмор или насторожиться.

Так получается, что в моей коллекции еще одно пополнение жаль только книги, которую так сказать я прочел на характере, выстрадал. Вот честно легкость ее чтения несмотря на многочисленные нюансы, которые пришлось преодолеть это наверно единственное неоспоримое достоинство первого тома. Я даже по сейчас немного удивлен, как мне удалось с ходу без продолжительного перерыва справиться с первой сотней страниц. А получилось так скорее всего из-за того, что мною не было до тех пор встречено ни одного горестного события и как ты уже понял по прошлому абзацу оно оказалось далеко не одно. И разговор сейчас пойдет об очередном прикосновении к польскому штампу. Где везде и без особой надобности используют кочевников ведь больше никого нет, а в нашем случае хунгуров как абсолютное зло. Заметь этим инструментом как будто насильно пользуется практически каждый польский фантаст. Даже примеры приводить не буду, возьми с полки любого, и я уверен, что не ошибешься и успешно все это встретишь при беглом осмотре книги, где на его вымышленный мир нападает неисчислимое полчище кочевников, а выделенным героям останется только трагически пасть или превозмогать позднее. Да если ты читал прошлый сборник, то будешь прав, что они там тоже встречались причем на каждой странице, но видимо в моем случае злую шутку сыграла роль накопившегося эффекта. Не знаю, как тебе, но мне чтение одного и того же из года в год неимоверно утомляет. Причастные господа будьте так любезны дайте уже публике в кои то веки что-то более свежее.

Сюжет романа выдался откровенно слабым без доли оригинальных замыслов или интриг. В его основу ложиться уже заявленная ранее история по повестям о взрослении и воинском становлении героя. Да вот только теперь уже информация будет куда конкретней и разнообразней в событиях, которые будут столь многочисленны, но увы скоротечны и правда на мой взгляд это тоже не совсем все складывается в удачно собранный формат. Но по крайней мере видно, что автор уже работает над ошибками и пытается рассказать нам о том, что не получилось реализовать с прошлого раза и тем самым вызвал всеобщую волну негодования. Про самого же Яксу пока сказать мало чего получится, разве что стоит упомянуть его второе имя Конин, выданное ему в рабстве. Ничего не напоминает? Я даже уже знаю чем все это в итоге закончится. А так в целом, он не особо лицеприятный парень, где-то он корыстен, в чем-то милосерден, без каких-либо явных талантов или заслуг который учится жить и доверять окружающим порою ценой своей жизни.

На данный момент книгу советовать не стану.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Якса. Бес идет за мной» оставляет в недоумении. Первый «Якса» — это шквал, постоянный драйв, сочные погони. Это волна хунгуров, раздавливающая надменных рыцарей в лепешку, и небольшое количество диалогов. Из-за того, что «Якса» — роман-в-рассказах, весь филер был выброшен к чертям, в кадре осталось только крутое. В «Яксе. Бес идет за мной» Комуда зачем-то решил взять выброшенное — и последовательно собрать это в одну кучу, а заодно душноватой драмы добавить. Это снова та же история Яксы, чей отец завалил хана хунгуров, за что хунгуры пообещали вырезать весь род, но только... неинтересная.

Зачем читателю лента из обрезков, когда самый сок уже прочитан? Я не люблю вторсырье, которым является первая половина книги, и банальности, сборкой которых стала вторая. Конечно, язык Комуды все равно лучше подавляющего большинства авторов боевиков и несколько сильных сцен там найдется, но мне этого недостаточно.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе «Бес идёт за мной» Яцек Комуда не столько развивает сюжет и сеттинг своего цикла, сколько проводит работу над ошибками. Сборник повестей о Яксе, «Царство железных слёз» отличался выверенностью, отточенной опорой на историческое прошлое нашего мира и беспощадной жёсткостью, нередко переходящей в жестокость. Но была у него и целая охапка недостатков: очень сухой язык, неживые диалоги, как будто вышедшие из былин, легенд и народных сказок, а самое главное — огромные временные разрывы между событиями повестей, из-за чего всё повествование получилось очень рваным.

Неудивительно, что польский писатель иногда страницами повторяет то, что случилось в новеллах «Царства», но грамотно к ним подводит и раскрашивает. Персонажи оживают, пусть их раскрытие подчас проходит весьма неровно — от подробных описаний чувств до почти постмодернистской отстранённости. То же можно сказать и о диалогах — то они живые и реалистичные (пускай в нескольких местах и несколько примитивные), то возвращается велеречивая речь легенд и исторических хроник. Но надо отдать должное писателю — манера выражаться у разных полувыдуманных наций сильно отличается друг от друга — кочевники-захватчики, горцы и рыцари узнаются с первого слова. Ещё мне кажется, что сплошная «стена» диалогов — не самое лучшее решение, описание эмоций и выражений лиц говорящих сильно бы украсило текст. Очевидно, что помимо истории, другой страстью писателя являются лошади. Только настоящий лошадник будет столь подробно описывать их масти, породы, манеру передвигаться — это подкупает.

А сюжет и сеттинг у цикла про Яксу Дружича — просто шикарны. Несмотря на все мои придирки, я прочитал роман с интересом и жду продолжение.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, этот роман получился поинтереснее, чем первый сборник рассказов из цикла «Якса».

Хорошее, атмосферное «dark fantasy», с изрядной долей «славянского фэнтези».

Вселенная, собранная из нескольких частей: реальных событий, времён монгольского нашествия на Восточную Европу, плюс, почему-то, вплетенной в сюжетную линию, эпизод битвы на Косовом поле, XIV века, ну, и, как я уже писал, добавлена мифологическая составляющая «славянского фэнтези», в виде языческих богов, волхвов, упырей и т.п. нечисти. Получилось, как мне кажется, неплохо и интересно: исторические монголы, с их обычаями, верованиями и бытом, ну, и, родные автору, средневековые ляхи, ну, или, их предки сарматы. Восток, дикие степи, против Запада, лесов, болот и гор.

Но, это декорации.

А, в основе сюжета, по-прежнему, приключения, вернее, злоключения, молодого лендийского дворянина Яксы. Как и в первой книге, в основном, история этого персонажа показана со стороны. Главными героями являются другие люди, которые встречаются на пути Яксы, в основном, от их лица и ведётся повествование. С одной стороны, это необычно, оригинально. Персонаж, чьим именем назван цикл книг, не является основным действующим лицом, но, в то же время, он — некая центральная ось, вокруг которой все и вращается. С другой стороны — это немного усложняет целостное восприятие всей картины. Тем более, что в этом романе, как и в первом сборнике, сюжет скачет по времени.

Единственное, что меня напрягало во время чтения — главы данного романа, и, рассказы из первой книги, сюжетно переплетаются. Одни герои, события, происходящие поочередно, то в одной книге, то в другой. Хоть бери и читай эти произведения одновременно.

Впрочем, этот роман ещё не финальная книга цикла, поэтому, общую мозаику складывать ещё рано.

Мрачно, кроваво, жестоко. Главные герои, хоть, и, не очень приятные люди, погибают постоянно. Автор их не жалеет.

Ещё одни плюс — центральная фигура, Якса, это не благородный и прекрасный рыцарь на белом коне. Нет, получился довольно жестокий, где-то, слабый и подленький, где-то, очень нехороший человек. Да, есть у него и положительные черты характера, в некоторых случаях, он ведёт себя как настоящий дворянин. Но, не всегда. И, это отлично! Получился реальный человек, вынужденный выживать в страшное время. А, не картонный, «белый и пушистый» персонаж. И, не стопроцентный бандит и негодяй, как многие герои «темного фэнтези». Достаточно сложный и многогранный персонаж.

Прочитал не без удовольствия, правда, чтобы узнать, чем все закончится, придется ждать продолжения.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх