fantlab ru

Александр Громов «Простолюдин»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.77
Оценок:
40
Моя оценка:
-

подробнее

Простолюдин

Роман, год (сетевая публикация)

Аннотация:

О феодализме на Земле 31-го века. О том, с какой такой радости он возродился и что с ним делать.

© © А. Громов
Примечание:

Информация из ЖЖ автора:

цитата
Никогда еще, исключая годы ученичества, я не писал так мало! Наверное, раза в три меньше, чем обычно. Зато с увлечением тёр стекло и сделал несколько хороших астрономических зеркал. Но ждал, что свершится нечто, и вот оно свершилось: мне вновь по-настоящему захотелось работать над текстами. Заканчиваю первую часть «Простолюдина», еще не зная, оставлю ли я это название за всем романом или только за первой его частью. Мой герой уже успел свалиться с Луны, пренебречь титулом, побывать в психушке, жениться, застрелить на дуэли человека, поплавать с акулами и несколько раз нахамить императору. Я даже придумал убедительное объяснение, почему при всем при том он еще жив, и раскрою секрет во второй части. :) Так что роман я, по всей видимости, напишу, ничего не зная заранее о его судьбе. (К примеру, наша с Димой Байкаловым «Звездная пирамида» лежит в Эксмо без движения уже без малого два года.) Зато в работе над «Простолюдином» нахожу удовольствие -- мазохистское, конечно, но ведь это совершенно нормально. Какое еще удовольствие доступно писателю, когда он трезв и перебирает в своей башке слова, следуя завету Марка Твена «найти слово, а не его троюродного брата»?

Официальная сетевая публикация на Lib.ru.


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучшая сетевая публикация. Крупная и малая форма

Похожие произведения:

 

 



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Непонятно, зачем было писать этот роман, когда уже написан «Пандем» Дяченок?

Причём, с литературной точки зрения «Пандем» написан лучше, читать его интереснее и главные герои в нём не такие вредные бараны, как Константин из «Простолюдина».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

А так почти всё тоже самое:

Инфос — планетарная инфо/ноосфера из наномашин.

Утопия.

Деградация человечества.

Уход ноосферы в космос.

Очевидно, что ноосфера-Инфос контролирует все действия Константина и его соратников по Сопротивлению. Ну серьёзно, они стараются спрятаться от роя наномашин, которые могут контролировать даже природные катаклизмы. Возникает вопрос лишь о целях этого контроля:

- две конкурирующих ноосферы,

- просто развлечение,

- попытка Инфоса совершить самоубийство.

Но автор выбирает самое скучное: оказывается наномашины хотят покинуть землю, но «человечество должно иметь славную историю и гордиться ею. Оно не малыш в ползунках, брошенный на произвол судьбы, — оно победитель всемогущего искусственного интеллекта. Это чего-нибудь да стоит!». И всё.

Небольшой финальный твист: оказывается герой не последний лунный колонист, а искусственно созданный Инфосом человек, с ложной памятью и свойствами, которые позволили ему стать номинальным лидером Сопротивления. Но даже этот твист уже много раз использовали, взять хотя бы Blade Rinner 2049, так что он тоже не оказывает ожидаемого автором эффекта. Ну гомункул и гомункул.

Оценка 5/10. К прочтению не рекомендую. Лучше перечитать «Пандем».

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательно, как и обычно у Громова.

Нестандартное начало и неожиданный разворот сюжета. Читается интересно, язык у Громова традиционно отличный. Герои восхитительно непредсказуемые.

В общем, очень советую.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма неплохо получилось , вполне по громовски особенно на фоне вакуума последних качественных новинок. Гг конечно дуб дубом и это с натяжкой объясняется в конце романа, когда внезапно раскрывается его настоящее происхождение. Читать вполне рекомендую.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое. Да, в определенный момент вспоминается «Пандем», но недолго. Цели, которые преследовали авторы все-таки разные. Пандем, как роман лучше, но честно говоря, схожие мотивы, а здесь не только руководство планетой компьютерным разумом/информационной системой, но и бунт против такой системы, наночастицы для материального воздействия — в фантастике далеко не новы. И Простолюдин, по мне, не такая социальная фантастика, которую писали Дяченки.

Второе. Очень громовский текст, временами даже слишком. Одна из идей развитое феодальное общество, как основа благополучия планеты, по мне, недостаточно проработана, как вариант таких построений, сразу вспоминаю «Лучший экипаж Солнечной» — там было поинтереснее.

Основная претензия к роману тот самый «Бог из машины». Логика его действий очень «божественная», так как периодически непостижима, ну, к сожалению, это проблема многих поздних романов Громова.

Резюме. При всех недостатках прочел быстро, потому что написано неплохо, но поймал себя на мысли, что рассказы и повести у Громова мне нравятся больше чем романы.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Столкновение разных культур всегда штука интересная. Соударяются друг о друга разные мировоззрения, нормы и жизненный уклад – искры летят. Не зря литература любит описывать именно такие конфликты. Как, например, «Простолюдин» Александра Громова. Классическое столкновение культур. Триста лет назад прошла волна экспансии, люди уходили к звёздам через перевалочную базу на Луне. Э потом это внезапно и мгновенно прекратилось. Земля замкнулась в себе. Колонисты ушли, новые не появились. И лунная база осталась сама по себе, никому не нужная, в ожидании – а чего и сама не понимает. Может быть что про них вспомнят, позовут или снова начнут использовать как трамплин для полётов. Сразу оговорюсь – с технической точки зрения реализацию обсуждать не вижу смысла. Куда делись спутники, почему с такими техническими возможностями луняне не пытались посылать спутники, наблюдать за жизнью в телескоп и так далее. Нет на базе почему-то и интеллектуальных компьютерных систем и, хотя ниже по книге ясно, что во времена стартов эта отрасль была на очень высоком уровне. Примем как данность, что у нас была колония, которая от отсутствия смысла и цели постепенно угасала, рождалось всё меньше детей. В очередном поколении молодёжи не набралось и десятка, и оставшись в таком мизерном количестве они стремительно угасли. У нас остался всего один последний человек, который чтобы не умереть с тоски в одиночестве, решается на отчаянный полёт обратно к Земле.

Итак, у нас была общая культура. За три столетия изолированной эволюции сколько-то разошлась на разные ветви, но пока не настолько сильно, чтобы мы вообще не понимали друг друга. Но при этом достаточно, чтобы на разные вещи смотрели сильно отличаясь. И вот герой книги оценивает общество. Нет, это не феодализм, как утверждает автор аннотации. На Земле установилась монархия, но при этом абсолютно все люди теперь стали дворянами. Изменило это хоть что-то? Нет. На Земле типичный общемировой капитализм образца конца ХХ века, разве что без эксплуатации населения Третьего мира – из заменили делают роботы, однако и человеческое участие необходимо. Владельцы средств производства называются теперь баронами и графьями, на них работают обычные дворяне, во главе не президент, а император. В общем те же капиталистические яйца, только в профиль. И тут наш герой. Дитя культуры эпохи экспансии и равенства. Он требует оставить его простолюдином и не вписывается в концепцию…

Вот на этом автору бы и остановиться. Но… стойкое ощущение, что всё время написания автор судорожно думал — про что он пишет. Какой жанр, какая будет идея, для чего... В итоге это отражалось по тексту. То у нас социальный роман, то антиутопия в духе Голливуда, где герой ввязывется в сопротивление мировому компьютеру, который и построил такое общество, то ещё что-то. Полный винегрет идей под соусом поучить читателя правильным взглядам на жизнь и устройство мира. А в конце стойкое послевкусие: простите, ребята, я так и не решил про что оно. Хотел как лучше, а получился компост. Вышел серый и довольно скучный текст.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх